роль темпераментальных особенностей в межличностном общении.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 3232 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 08.08.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи темперамента человека 5
1.1 Особенности межличностного общения 5
1.2 Темперамент и его свойства как предмет психологического изучения 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Психодиагностический инструментарий изучения темпераментальных особенностей 22
2.1. Опросники темперамента 22
2.2 Текст Селингмана и тест Айзенка 24
2.3 Опросник Русалова 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Список литературы 30


Фрагмент для ознакомления

К достаточно известным за рубежом относятся (упоминаются по возрастному принципу [Дружинина, 2014, С. 180]:
- Опросник темперамента младенца (Infant Temperament Questionnaire) В.Карея и С.Мак-Девит.(1978) направлен на оценку у младенцев от 4 до 8 мес. Таких особенностей, как активность, ритмичность, приближение, адаптивность, интенсивность, настроение, настойчивость, отвлекаемость и порог;
- День младенца (The Baby’s Day) Ж.Балегеера (1986) направлен на вы-явление свойств темперамента на ранних стадиях развития (от года до 36 мес.). Состоит из 4 шкал (напряжение, контроль, ориентация, настроение);
- Оценочная шкала реактивности (The Reactivity Rathing Scale) Е. Фриденсберг и Я.Стреляу (1982) - измерение реактивности у детей в возрасте от 3 до 6 лет;
- Оценочная батарея темперамента (The Temperament Assesment Battery) Р.Мартина (1984) позволяет оценить у детей от 3 до 7 лет такие свойства, как активность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, настойчивость;
- Обозрение измерений темперамента (Dimensions of Temperament Survey) М.Уиндл и Р.Лернер (1986) дает возможность оценить общий уровень активности во время сна, приближение, пластичность, настроение, ритмичность сна, ритмичность еды, ритмичность навыков и ориентацию на задачу у детей 5 - 13 лет;
- Опросник темперамента среднего детского возраста (Middle Childhood Temperament Questionaire) Р.Хегвик, С.Мак-Девит и В.Карея (1982) дает оценку темперамента у детей от 8 до 12 лет по девяти шкалам: активность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, интенсивность, настроение, настойчивость, предсказуемость, порог;
- Шкала уменьшения - увеличения Вандо (The Vando R-A Scale) Г.Барнеса (1985) направлена на измерение у подростков и взрослых только одного свойства темперамента - эффекта “уменьшения - увеличения”;
- Опросник темперамента (Temperament Inventory) Р.Круизе, В.Блитчингтон и В.Футчер (1980) дает возможность определения классических типов темперамента - флегматика, сангвиника, холерика и меланхолика -у лиц от 18 до 35 лет;
- Шкала темперамента Марке - Нимана (Marke - Nyman Temperament Scale) У.Бауманна и Й.Ангст (1972) предназначена для оценки так называемых поведенческих характеристик темперамента у взрослых (20 - 50 лет).


2.2 Текст Селингмана и тест Айзенка

Очень часто для определения характера взаимодействия темперальных особенностей в межличностном общении используются Тест М. Селигмана – «Опросник атрибутивного стиля». Стимульный материал данной методики состоит из 12 микросценариев. Половина его посвящена плохим событиям, половина – хорошим. Испытуемого просят представить, что все это произошло с ним, и предположить наиболее вероятную причину события. Затем его просят оценить персонализацию, степень личности указанной вами причины числом от единицы до семи. Потом он оценивает ее постоянство или будет присутствовать всегда.
Центральный вопрос теста Айзенка - это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов. Cледует признать, что это качество у различных людей различно. Качество это особенно важно там, где предстоит поисковая, игровая деятельность, где эта деятельность идет в оптимальном режиме (при меняющихся условиях). Для действий в условиях стационарного режима, где главное - выполнить заданную "деятельность" заранее известным, запрограммированным образом, важна устойчивость в выполнении работы, при этом внешние воздействия парируются как "возмущения".
Рассмотрение темперамента как врожденного механизма, который мотивируют разные формы действий и которая выражается в биологически детерминированных формах экспрессии, что оказало существенное влияние на последующие поколения исследователей.
Было установлено, что у всех высших животных и у человека есть структуры в мозге, которые тесно связаны с эмоциональной жизнью. Это, так называемая лимбическая система, куда входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в непосредственной близости к центру, который управляет основными органическими процессами: пищеварением, кровообращением, железами внутренней секреции. Отсюда происходит тесная связь эмоций, как с сознанием человека, так и с состояниями его организма.

2.3 Опросник Русалова

Разработка русскоязычных версий опросников темперамента осуществлялась В.М. Русаловым. Строго говоря, опросники, предназначеные для измерения свойств темперамента, к таковым могут быть отнесены условно. В большинстве случаев речь идет об опросниках личностных, при разработке которых теоретический конструкт, называемый темпераментом, раскрывается через его свойства, экспериментально обнаруженные в психофизиологических исследованиях.
Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Соотношение уровней выраженности перечисленных свойств указывает на тип темперамента обследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Методика позволяет определить уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента. Эргичность(энергичность) – степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе Пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций, движений Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми. Тест состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый должен дать однозначный ответ: либо «да», либо «нет». Процедура исследования Исследование свойств темперамента с помощью тест-опросника можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой. При работе с группой каждый должен быть обеспечен текстом опросника и бланком для ответов.
«Перенесение показателей (а точнее, их названий), которые выделены с помощью физиологических аппаратурных методик, в описание конструкта, положенного в основу создания тестов карандаша и бумаги, некорректно. В этой связи не вызывает удивления отсутствие при описании многих тестов темперамента сведений об их валидности» [Дружинина, 2014, С. 262]. К тому же следует помнить и о том, что в работах многих западных психологов понятия “темперамент” и “личность” нередко рассматриваются как синонимы.

Выводы по второй главе

Влияние темперамента на характер межличностного общения выражается в том, как ведут себя испытуемые по отношению друг к другу и окружающим, что в свою очередь определяет характер коммуникации и ожидания от коммуникативного процесса в будущем.
Темпераментальные особенности определяют в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакций и т.п. Однако темперамент не предопределяет содержательной стороны характера. У людей с одинаковыми свойствами темперамента могут быть абсолютно противоположные черты характера. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
При столкновении разных по знаку эмоций, так называемом явлении эмоционального контраста увеличивается яркость определенных положительных эмоциональных переживаний. Так, например, сочетание легкого страха со стойким ощущением безопасности используется в детских играх.
Эмоциональные перепады, обусловленные особенностями темперамента, не только активизируют эмоциональную сферу ребенка, но и являются хорошим приемом закаливания эмоциональной системы.
При нормальном развитии существует определенный баланс тонизирования эмоциональной системы, как внешней средой, так и аутостимуляцией.
В условиях, когда внешняя среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, соответственно, наоборот, ее доля уменьшается условиях самых разнообразных внешних эмоциональных стимулов.

Заключение

Соотношение между темпераментом и межличностным общением образует собой постоянный процесс становления личности, который включает в себя такой неотъемлемый компонент как формирование личности.
С помощью личности человек выделяет сам себя из окружающей среды, а также ощущает себя как носитель своих физических, а также психических процессов и состояний, выступает для себя как «я», которое связано с «другими» в процессе взаимодействия.
Самосознание, отражает социальное бытие личности, и делает это - как не пассивно, и не зеркально, а с учетом индивидуальных особенностей личности. Поэтому самосознание человека не всегда адекватно, поэтому необходимо учитывать целый ряд особенностей личности при изучении её понимания смысла жизни.
Межличностное взаимодействие формируется на основе темперамента, так Как последний - более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен.
Содержание темперамента обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.
Жизненные ценности личности представляют собой целую систему основополагающих идей, а также убеждений и верований которые формируют для личности полноценную и продуктивную жизнь, сформированную под влиянием определенных культурных традиций, а также образцов и идеалов, которые характеризуют совокупность представлений человека о значимых параметрах жизни.
Процесс становления современной личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование сознания и социализации: это есть процесс развития сознательной личности, которая под влиянием пространственных внутренних и внешних факторов участвует в формировании своего жизненного пути в социуме.

Список литературы

Абульханова, К.А. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2011.-304с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Асток – Пресс, 2008
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012
Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005.
Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.
Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. Собр. соч. в 6 т. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000.
Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной деятельности. Вопросы психологии. – 2005.- №1. – С.73-78
Дыгун, М.А. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов Минск 2007.
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2012.
Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности/Х.Кохут. - М.: Когито-Центр, 2003. – 308с.
Левин, К. Динамическая психология: избранные труды/К.Левин. - М.: Смысл, 2011.-570с.
Луман Н. Невероятные коммуникации // Проблемы теоретической социологии. 2010. №3.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 280 c.
Орлов,А.Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики./А.Б.Орлов. М. : Академия, 2012. -272с.
Основы теории коммуникации. / Сост. Ж.В. Николаева. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2014. – 180 c.
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995.
Мельник С.Н. Психология личности: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyedu.ru.
Практикум по возрастной психологии : Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2006. – 688с.
Психологос. Мотивация в рамках академической науки // Энциклопедия практической психологии, просмотрено 08.03.2013, http://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya_v_ramkah_akademicheskoy_nauki
Психология личности/ под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007 – 280 c/
Психология личности: Хрестоматия: в 2т./Ред. -сост.Райгородский Д.Я.-2-е изд.,доп.-Самара:БАХРХ-М,2000.-Т.1 Зарубежная психология.- 448с. Т.2:Отечественная психология.-554с.
Ратанова ,Т.А. Психодиагностические методы изучения личности./ Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е ,испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2010.- 264 с.
Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2003.
Столяренко, Л. Д.Психология личности/ - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 575 с. -.






















2

1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2011.-304с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Асток – Пресс, 2008
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2011. — 272 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012
5. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005.
6. Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.
7. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
8. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. Собр. соч. в 6 т. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
9. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000.
10. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной деятельности. Вопросы психологии. – 2005.- №1. – С.73-78
11. Дыгун, М.А. Практикум по общей психологии для студентов педагогических специальностей вузов Минск 2007.
12. Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
13. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2012.
14. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности/Х.Кохут. - М.: Когито-Центр, 2003. – 308с.
15. Левин, К. Динамическая психология: избранные труды/К.Левин. - М.: Смысл, 2011.-570с.
16. Луман Н. Невероятные коммуникации // Проблемы теоретической социологии. 2010. №3.
17. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 280 c.
18. Орлов,А.Б. Психология личности и сущности человека: пардигмы, проекции, практики./А.Б.Орлов. М. : Академия, 2012. -272с.
19. Основы теории коммуникации. / Сост. Ж.В. Николаева. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2014. – 180 c.
20. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – М.: Наука, 1995.
21. Мельник С.Н. Психология личности: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
22. Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyedu.ru.
23. Практикум по возрастной психологии : Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2006. – 688с.
24. Психологос. Мотивация в рамках академической науки // Энциклопедия практической психологии, просмотрено 08.03.2013, http://www.psychologos.ru/articles/view/motivaciya_v_ramkah_akademicheskoy_nauki
25. Психология личности/ под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2007 – 280 c/
26. Психология личности: Хрестоматия: в 2т./Ред. -сост.Райгородский Д.Я.-2-е изд.,доп.-Самара:БАХРХ-М,2000.-Т.1 Зарубежная психология.- 448с. Т.2:Отечественная психология.-554с.
27. Ратанова ,Т.А. Психодиагностические методы изучения личности./ Т.А. Ратанова,Н.Ф. Шляхта.-Изд.-2-е ,испр.-М.: МПСИ: Флинта, 2010.- 264 с.
28. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
29. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2003.
30. Столяренко, Л. Д.Психология личности/ - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 575 с. -.

Опубликовано

Опубликовано

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ федерации,

ГОУВПО "Удмуртский государственный университет"

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

КУРСЫ

по дисциплине "Общая психология"

на тему: Влияние темперамента на деятельность и поведение людей

Выполнил: st gr. 41-23

Акимова С. В.

Проверил: к. пс.н., доцент кафедры

общая психология

Шрейбер Т. В.

Ижевск 2013

Содержание

Введение

1. Современные представления о темпераменте в психологии

1.1 Внутренние концепции темперамента

1.2 Зарубежные концепции темперамента

2. Темперамент и его роль в развитии личности

3. Влияние темперамента и формально-динамических свойств на деятельность и поведение человека

3.1 Индивидуальный стиль деятельности

3.2 Различия в функции и деятельность людей с различными темпераментальными свойствами

3.3 Влияние темпераментальных свойств на специфике межличностных отношений и общение людей

Вывод

библиография

Введение

"Тот счастлив, кто живет в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но наиболее совершенным, который знает, как

адаптировать собственный нрав

любых условиях".

D. Юма

Интерес к проблеме темперамента, появились более двух с половиной тысяч лет назад и является актуальным в настоящее время. Он был призван бесспорностью существования индивидуальных различий, которые предопределялись особенностями биологического и физиологического строения и формирования организма, а также особенностями социального развития, своеобразием социальных контактов и отношений.

В своих трудах д. Кейрси писал, что "темперамент-это свойство, которое является неповторимое своеобразие всем проявлениям личности, позволяющее выделить индивидуальность и подчеркнуть Отдельно, то есть то, что отличает каждого человека от других. Темперамент-это универсальный регулятор, подстраивающий и приспосабливающий свойства взимать организма согласно свойствам поступающей информации, изменяющей и дает личную окраску всему многообразию внешних воздействий" [26, 28].