Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности коррекционной логопедической работы по преодолению открытой ринолалии

  • 31 страница
  • 0 источников
  • Добавлена 19.07.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОТКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ КАК ОДНО ИЗ РАСПРОСТРАНЕННЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 5
1.1. Особенности нарушений речи при открытой ринолалии 5
1.2. Логопедические приемы и методы обследования деталей с открытой ринолалией в дооперационный период 7
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ВРОЖДЕННЫМИ РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА 20
2.1. Обследование детей с открытой риноларией в постоперационный период 20
2.2. Основные направления коррекционной работы у детей с открытой риноларией в постоперационный период 22
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

И.). Упражнения заключаются в проглатывании своей слюны по 2, потом по 3 раза подряд 5 - 6 раз в день между другими упражнениями. Во время упражнения губы сомкнуты, приоткрывать их нельзя. Чтобы облегчить упражнение, можно капать на корень языка жидкость, но это уменьшает интенсивность сокращений [15, c. 47].
Для повышения подвижности мускулатуры глотки:
- имитация ощущения при глотании «надутого шарика» (Вансовская Л.И.), «горячей картошки» (Ермакова И.И.);
- позевывание с произнесением гласных «и, е, я, э, а, о, у, ы»;
- вдох с позевыванием через рот - выдох через рот (мягкое небо напряжено) (Вансовская Л.И.);
- полоскание горла «густыми» жидкостями (кисель, сок с мякотью).
Используются при работе с детьми младше 8-9 лет.
Массаж мягкого неба способствует приливу крови в области раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Производится поглаживание неба по всей поверхности подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба по средней линии, затем правее и левее от нее. При этом, как только палец коснется мягкого неба, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Постепенно язык начинает занимать плоскую позицию на дне полости рта, и рвотный рефлекс угасает.
Методика: поглаживания – 30 сек.; поглаживание прерывистое и энергичное – 30 сек., при этом палец двигается рывками и ритмично по направлению к глотке; затем спиралевидное растирание – 1 мин., далее интенсивные растирания и разминания в медленном темпе.
Периодичность: у Ермаковой – начинать с 1-5 минут 1 раз в день (один раз проглаживают и разминают небо) и доводят до 10 раз в день по 30 мин. (с интервалом в один час проглаживают и разминают небо по 3 раза подряд); у Вансовской – от 5 до 8 раз в день по 2 мин. В течение 6-8 месяцев, с одновременным произнесением во время массажа звуков «э, а, о» [9, c. 29].

2.2. Основные направления коррекционной работы у детей с открытой риноларией в постоперационный период

Артикуляторную гимнастику проводят дифференцировано для различных органов речевого аппарата (нижняя челюсть, губы, язык). Упражнения отрабатывают четко, без усилий с контролем зеркалом и с соблюдением определенного ритма. Также используются упражнения для нижней челюсти: при массивном рубцевании в области небных дужек ограничивает открывание рта, затрудняется артикуляция и это усиливает назализацию. Поэтому тренироваться необходимо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка. Для этого предлагается выполнение упражнений, представленных в таблице 5 ниже.
Таблица 5
Упражнения
Упражнения 1.
Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.
2. Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте. 3. Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево. 4. Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка. 5. Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.
Следует наглядно показать расслабление нижней челюсти и жевательных мышц, положив руки в области сустава нижней челюсти в с момент ее опускания. Утрированное выдвижение нижней челюсти при произнесение гласных «и, е, ы», приводит к более широкому открытому и разборчивому произнесению звуков (чем шире полость рта в момент речи, тем уже глотка) [15, c. 46].
Упражнения для губ:
1. Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).
2. Опускание и поднимание (поочередное и одновременное) верхней и нижних губ.
3. Оттягивание губ в стороны (по методике Плотниковой).
4. Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю.
5. Удержание губами тонких трубочек (от чупа-чупса).
6. Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.
7. Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.
Массаж верхней губы
Массируют рубцово-измененную губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а так же в сторону с легким растягиванием рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 мин.
Растягивание уголков рта: костяшками указательных пальцев надавить на уголки рта, надавливая, двигать ими 3 раза в противоположном направлении.
Методика при горизонтальном растяжении верхней губы:
1. I палец положить на губу сверху, II – под верхнюю губу.
2. I пальцем сильно катать верхнюю губу, II – действовать в противоположном направлении.
3. Эти движения выполнять в обратном направлении.
4. Такие же движения произвести при передвинутых пальцах на расстоянии 1 см по 2-3 раза.
5. Продолжать выполнять эти движения по кругу верхней и нижней губы, включая уголки рта, далее поменять пальцы.
Методика при растяжении верхней губы «лук Купидона»:
1. Согнутый II палец – под верхней губой, а I – на верхней губе.
2. Повернуть губу на I палец.
3. Задержать положение в позиции 2, а далее растянуть вниз по направлению к центру губы.
4. Повторит это движение в стороны, в центр, по кругу верхней губы по 3 раза (по Д. Бекман).
Упражнение для языка (к упражнениям I этапа добавим):
1. Поднимание и опускание кончика языка к верхним и нижним зубам при широко открытом рте, а так же касание им правого и левого углов рта, различных точек губ, неба, передней и задней части каждого зуба.
2. Укладывание широкой передней части языка (чашечкой) с плотным удержанием боковых краев языка и верхних боковых зубов, задувание на переднюю, часть языка и выдувание вибрации («Язык лопаткой положи и од счет его держи – раз, 2, 3, 4, 5. Язык надо расслаблять. Язык широкий положи, а края приподними. Получилось пиала, округленная она. В рот ее мы занесем и бока к зубам прижмем», по Плотниковой).
3. Скольжение языка вглубь по твердому небу в форме крючка сначала молча, затем с произнесением «о, ы».
4. Длительное удержание широкого языка во рту с лежащим на его спинке леденцом.
5. Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев языка, распластанного вширь, с контролем позиции (перед зеркалом).
6. Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением мышц языка: голову уронили вперед, вправо, влево [15, c. 45].
Устранение назализации гласных звуков (фонопедические упражнения)
И.И. Ермакова предлагает работу начинать с гласных «а, э, о»; обоснование этого метода описано на I этапе. На II этапе она предлагает возобновить произнесение гласных на мягком выдохе в грудном регистре: сначала изолированных, затем в сочетании по две, по три «аэ, ао, эа, эо, оа, аэо, эоэ, аоа, оао, эоа, аоэ). Все звуки произносят растянуто и слитно.
Коррекция каждого звука предусматривает создание правильного артикулярного уклада и воспитание слуховых дифференцировок.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого нёба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к традиционным логопедическим приемам осуществляется массаж мягкого нёба. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи. В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков [А], [Э], [0], [У], [Ы] и согласных [П], ]П']; [Ф], [Ф']; [В], [В']; [Т], [Т']; постановка и первоначальное закрепление звуков [К], [К']; [Х], [Х']; [С], [С']; [Г], [Г']; [Л], [Л']; [Б], [Б']; во втором – звуки [И]; [Д], [Д']; [3], [3']; [Ш]; [Р].
В третьем периоде изучаются звук [Ж], аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.
Таким образом, осуществляется одновременно - устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка [18, c. 33].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы «Особенности коррекционной логопедической работы по преодолению открытой ринолалии» показало, что изучение данного аспекта обучения младших школьников имеет свои трудности и сложности. Учитывая выше указанное, можно сделать следующие выводы:
— было изучено состояние данной проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
— исследовано уровень достижений по обследованию и коррекции логопедических действий по преодолению открытой ринолалии;
— установлено взаимную связь между работой специалистов разных отраслей: логопедов, педагогов, психологов;
— изучено перечень упражнений и приемов по работе в дооперационный и постоперационный период с ринолаликами;
— указано перечень упражнений для работы по устранению недостатков речи согласно исследований по открытой ринолалии..
Исследование проблемы показало, что разработка современных дидактических методик и технологий коррекционной работы логопедов для устранения недостатков речи, есть важным аспектом в работе логопедов, психологов, педагогов, поскольку речь является одним их показателей развития личности в целом.
Таким образом, данная проблема хоть и является достаточно сложной, но решаемой. Для успешного решения данной проблемы в системе обучения в начальной школе важно учитывать направленность работы и специалистов, и родителей. Системность и взаимность целенаправленной работы по устранению недостатков речи, активная работа самой личности приводит к приведет к стойким навыкам и умениям правильного произношения звуков, слов и предложений.
Важной является работа: стимуляция небных и глоточных мышц; отработка основных параметров речевого дыхания (постепенность направленность, длительность и наиболее рациональный диафрагмальный его тип); перевод всей артикуляционной базы звуков в передние отделы ротовой полости с применением целенаправленно подобранного фонетического материала; корригируются гласные «звуки-помощники» и согласные звуки; автоматизация сформированных навыков произнесения звуков в спонтанной речи (дети приучаются говорить осознанно, ясно без лишних повторов в умеренном темпе) с одновременным вводом ортофонических и вокальных упражнений.
Исследования по проблеме коррекции речи у детей с открытой ринолалией должны быть построенными на дифференцированном подходе к каждому ребенку. Результаты операционного вмешательства тоже могут быть различными. поэтому необходимо издавать больше популярной литературы с вариативными методиками коррекции нарушения речи у детей ринолаликов, которые могли быть полезными как педагогам, так и родителям, имеющим детей с открытой формой ринолалии.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М: Айрис-пресс, 2005. – 151 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М.:АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно – методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – 224 с.
4. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 128 с.
5. Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. – 2008. – №2. – С. 46-52.
6. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. – 2004 – . №8. – С. 25-29.
7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. – М. Просвещение, 1996. – 143 с.
8. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. – Мн.: БГПУ, 2006. – 74 с.
9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. – 2003. – С. 32-35.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2004. – 704 с.
12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 120 с.
13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – М.: Феникс, 2003. – 448 с.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. – 33 с.
18. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. – Минск: Аверсэв, 2009. – 173 с.
19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 63 с.
20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. – М: Высшая школа, 2006. – 128 с.
21. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2005. – 160 c.
22. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Изд – во АСТ, 2002. – 258 с.
23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.












19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М: Айрис-пресс, 2005. – 151 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. – М.:АСТ: Астрель, 2007. – 222 с.
3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно – методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: СГПИ, 2009. – 224 с.
4. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 128 с.
5. Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. – 2008. – №2. – С. 46-52.
6. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. – 2004 – . №8. – С. 25-29.
7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. – М. Просвещение, 1996. – 143 с.
8. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. – Мн.: БГПУ, 2006. – 74 с.
9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. – 2003. – С. 32-35.
10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2004. – 704 с.
12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 120 с.
13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – М.: Феникс, 2003. – 448 с.
16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. – 33 с.
18. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. – Минск: Аверсэв, 2009. – 173 с.
19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 63 с.
20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. – М: Высшая школа, 2006. – 128 с.
21. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. – М.: Сфера, 2005. – 160 c.
22. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Изд – во АСТ, 2002. – 258 с.
23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2008. – 240 с.

Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального обучения

Капитал финансово – гуманитарная академия

Факультет: психология, педагогика и право

Специальность: Логопедия

диссертация

Тема: "Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием"



Студент: Гераськина

Наталья Владимировна

Научный руководитель:

И. И. Прокудина



Орск, 2008.

Содержание

Введение

Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

1.1 Психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников

1.2 Причины, симптомы и виды заикания

1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников

1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников

2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений

2.2 Исследование речи детей по методике Г. А. Волковой

2.3 Обработка и анализ результатов опроса

Выводы по второй главе

Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В. И. селиверстова)

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по главе iii

Вывод

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Заикание является одним из самых частых расстройств речи, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев низкая эффективность лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает возможности общения ребенка, искажает развитие личности, препятствует социальной адаптации. В начальной стадии заикание в легкой форме. Но легкий, едва заметное вначале, заикание может со временем расти и вызвать ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Больше проходит времени с момента начала заикания, чаще всего, становится стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Узнать стоимость работы