Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Овладение детьми дошкольного возраста способами словообразования

  • 34 страницы
  • 27 источников
  • Добавлена 19.07.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Словообразование как грамматическая сторона речи 5
1.1. Особенности освоения дошкольниками грамматической стороны речи 5
1.2. Современные методы преподавания основ словообразования в дошкольном образовании 11
Глава 2. Овладение дошкольниками способами словообразования 16
2.1. Современные способы овладения дошкольниками способами словообразования 16
2.2. Игровая методика формирования способов словообразования в дошкольном учреждении 23
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение . 35
Фрагмент для ознакомления

В процессе проведения игрового задания учащиеся изучают суффиксы –ёнок и –онок, позволяющие образовывать названия детенышей животных от основ.
5. Игра «Мама и дети».
Данное задание направлено на изучение дополнительных лексических единиц со значением детенышей животных, которые, однако, образуются не по стандартной модели словообразования. Некоторые названия детенышей животных образуются супплетивным способом, т.е. от другой основы. Этот факт необходимо объяснить дошкольникам, в связи с чем можно использовать данную игру, предложенную в пособии В.И. Мирясовой и С.А. Васильевой [Мирясова, Васильева 2010: 30-31]. Детям дается установка помочь мамам – животным найти своих детенышей на картинке, соединив их и правильно назвав. Например:
Кошка – котенок.
Свинья – поросенок.
Лошадь – жеребенок.
Собака – щенок.
II цикл.
Второй цикл посвящен освоению способов образования прилагательных от существительных при помощи суффиксов. Тематика прилагательных – материал предмета.
1. Игра «Домино 2».
В первом задании данного цикла учащимся предлагается познакомиться с суффиксами -ов, -ев и –чн, участвующие в образовании прилагательных на тему «Материал». Правила игры в домино, предложенной в пособии Е. Ершовой и О. Малкиной [Ершова, Малкина 2011: 33] стандартны: учитель заранее изготавливает карточки для домино и изображением фруктов и ягод и отдельных слов – существительных и прилагательных:
Земляника – земляничный (пирог)
Земляника – земляничное (варенье)
Груша – грушевый (сок)
Груша – грушевое (мороженое)
Яблоко – яблочный (сок)
Яблоко – яблочное (варенье)
Ананас – ананасовый (сок)
Ананас – ананасовое (мороженое)
Слива – сливовый (сок)
Слива – сливовое (варенье)
Смородина – смородиновый (компот)
Смородина – смородиновое (варенье)
В процессе выполнения данного игрового задания дошкольники не только изучают суффиксальный способ образования прилагательных от существительных, но и получают начальные знания о склонении прилагательных и их согласовании с существительными.
2. Игра «Скажи по-другому».
В данном игровом задании, предложенном в пособии Т.И. Гризик [Гризик 2007: 4], дошкольники изучают еще несколько суффиксов, позволяющих образовывать прилагательные из существительных: -ан(н), -ян(н), -он(н). В ходе проведения игры учитель называет, из какого материала сделан тот или иной предмет (здесь можно использовать карточки с изображением предметов или лучше сами предметы), а учащиеся подбирают соответствующее прилагательное. Например, учитель показывает стакан (стол, сумку, коробку, игрушку), а дошкольник описывает его – стеклянный (деревянный, кожаная, картонная, пластмассовая). Можно добавить соревновательный критерий: учитель рисует таблицу и отмечает правильные и неправильные ответы детей. У кого больше правильных ответов, тот побеждает.
III цикл.
Третий цикл посвящен изучению приставок и образования от них существительных и глаголов.
1. Игра «Слова – братишки».
Поскольку имя существительное освоено дошкольниками в большей степени, приставку мы предлагаем изучить на примере имен существительных на материале пособия Е.А. Янушко, который предлагает наглядную игру «Слова-братишки» [Янушко 2007: 14]. Учитель предлагает дошкольникам рассмотреть картинки (см. Приложение 1) и назвать, что на них изображено. Различить слова помогают концовки слов, в которые необходимо подставить одну и ту же приставку под-. В процессе выполнения данного игрового задания дошкольники на примере приставки под- изучают понятие приставки и ее роль в словообразовании.
2. Игра «Перепрыгни через ров».
Игра «Перепрыгни через ров» [Придумай слово 2009: 29] направлена на изучение глаголов с приставками. В данном случае изучается приставка пере- со значением «через». Дошкольники распределяются на две команды, которые выстраиваются одна напротив другой. На площадке перед каждой командой учитель рисует две параллельные линии на расстоянии 50 см. одна от другой, изображающей ров. После слов учителя «Перепрыгни через ров» все дети прыгают. Выигрывает та команда, в которой больше детей сумели перепрыгнуть ров, не наступив на линию. Проигравшая команда при этих же словах делает вторую попытку перепрыгнуть через ров (слова можно заменять: перешагни, перебеги, перескачи, переползи и т.д.). При помощи этой соревновательной подвижной игры дошкольники легко изучают значение и способ использования приставки пере- для образования глаголов.
3. Игра «Покажи и назови».
Цель игры «Покажи и назови» [Гризик 2007: 3-4] – изучение образования глаголов при помощи самых различных приставок с разными значениями. Учитель предлагает детям картинку с изображением городской улицы, на которой различимы различные объекты. Сначала учитель дает задание детям описать, что делал предмет (машина, птица, теплоход и т.д.) на картинке. Например: Машина из гаража… (выехала) и по дороге (поехала), на мост машина … (въехала) и т.д. После этого учитель предлагает детям самим составить такой же рассказать по другой картинке. Причем при выполнении данного игрового упражнения дети учатся не только использовать пространственные приставки, но и правильно соотносить действия и слова (т.е. глаголы и существительные).
Таким образом, на наш взгляд, предложенные игровые задания являются очень эффективными для освоения дошкольниками правил словообразования в русском языке, поскольку они позволяют в легкой игровой форме провести урок интересно и увлекательно, что особенно важно в условиях дошкольного образования. Сочетание игры с наглядными пособиями и коммуникативными заданиями позволяют повысить мотивацию учащихся, что также положительно сказывается на изучении правил словообразования дошкольниками.






















Заключение

Для достижения цели работы, которая заключалась в анализе овладения детьми дошкольного возраста способами словообразования, мы выполнили ряд задач: изучили особенности освоения дошкольниками грамматической стороны речи, охарактеризовали современные способы овладения дошкольниками способами словообразования, проанализировали современные способы овладения дошкольниками способами словообразования и охарактеризовали игровую методику формирования способов словообразования в дошкольном учреждении.
В ходе проведения исследования мы пришли к следующим выводам.
Освоение способов словообразования дошкольниками в рамках изучения грамматического строя речи нельзя недооценивать, поскольку обучение грамматике родного языка – это залог дальнейшего успешного обучения в рамках школьного образования.
Грамматический строй речи осваивается дошкольниками в совокупности с другими языковыми уровнями (лексика, морфология, синтаксис) и во всех видах речевой деятельности.
Методики по обучению дошкольников способам словообразования разнообразны. Каждый из методов и подходов старается учитывать возрастные особенности дошкольников, их интересы и предпочтения, начальные знания и умения, уровень мотивации.
Освоение любой грамматической структуры, включая словообразование родного языка, происходит в дошкольном учреждении в тесной взаимосвязи с лексическим значением и в рамках живого общения. Цель изучения словообразования в дошкольном возрасте – освоение основ вне сложной терминологии. Для этого педагоги отказываются от простого заучивания, отдавая предпочтение развитию знаний дошкольников об окружающем мире.
Для более эффективного процесса освоения способов словообразования дошкольниками необходимо использовать также новейшие педагогические технологии, среди которых мы выделили игровые технологии и наглядно-дидактические материалы. Разнообразный наглядный материал и игры различных видов (спортивные, соревновательные, интеллектуальные, лексические и т.д.) позволяют сделать процесс освоения дошкольниками способов словообразования эффективнее и увлекательнее.























Список использованной литературы

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
Багичева Н.В. Формирование грамматического строя и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. - №11, 2004. – с. 32-43.
Барская Н.М. Учет индивидуальных особенностей умственно отсталых учащихся при объяснении нового материала на уроках русского языка // Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. – Ленинград, 1974. – 180 с.
Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. – 94 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 470 c.
Гризик Т.И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 6- 7 лет. – М.: Просвещение, 2007. – 40 с.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
Ершова Е., Малкина О. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников. - М.: Астрель, 2011. - 64 с.
Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008. – 64 с.
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. – 221 с.
Ибатова Г.Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2-13 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – с. 102-106.
Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа». – Мозырь: Содействие, 2010. – 152 с.
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
Маханева М.Д., Гоголева И.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 96 с.
Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011). – Т.1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 140-146.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 208 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие: М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Тенкачева Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. - №4, 2013. – с. 66-71.
Торгонский В.В. Психолого-педагогические теории возникновения и формирования основных функций игры как феномена культуры и их взаимосвязь с принципами нравственного воспитания // Историческая и социально-образовательная мысль. - №2, 2010. – с. 46-63.
Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использование наглядно-игровых средств // Дошкольное воспитание. - №2, 2009. – с. 50-53.
Цейтлин С.Н. Детская речь: инновация формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): автореф. дис…докт. пед. наук. – Л., 1989. – 32 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
Янушко Е.А. Новые слова. Словообразование. - М.: Карапуз, 2007.







Приложение 1.

Цикл занятий, направленных на овладение дошкольниками способами словообразования

Цикл I.
1. Игра «Большой – маленький».
Цель: Изучение суффиксов имен существительных -чк и –ечк.
Материал: карточки с изображением фруктов, цветные карандаши.


Дополнительный наглядный материал:




Задание:
- Здесь нарисованы большие и маленькие фрукты. Раскрась их одним цветом и соедини стрелочками одинаковые фрукты. Назови ласково маленькие фрукты.
- Я соединил большое яблоко (лимон, банан, грушу) и маленькое яблочко (лимончик, бананчик, грушечку).

2. Игра «Волшебник-гном».
Цель: изучение уменьшительных суффиксом –ок и –очек.
Материал: картинки, шляпа «гнома», «волшебная палочка».




Задание:
- Ребята, сейчас вы окажетесь в лесной школе гнома. Я назову предмет, а вам нужно будет его постепенно уменьшить: сначала немного, а затем назвать совсем маленьким. Для этого вам понадобиться «волшебная палочка»:
Гриб – грибок – грибочек.
Дуб – дубок – дубочек.
Лес – лесок – лесочек.
Лист – листок – листочек.
Сук – сучок – сучочек.
Волк – волчок – волчочек.
Пень – пенек – пенечек.
3. Игра «Домино».
Цель: повторение уменьшительных суффиксов, изучение новых суффиксов –чик, -чек, -очк.
Материал: карточки для домино.

Задание:
- Давайте сыграем в домино. К рисунку вам нужно подобрать нужно слово.
- Это большой … чайник.
- Это маленький … чайничек.
Карточки для изготовления домино:
4. Игра «Домики».
Цель: изучение уменьшительных суффиксов –енок, -онок, тема: детеныши животных.
Материал: мягкие игрушки – животные, конструктор.


Задание:
- Ребята, выберите себе каждый по малышу – животному, которому нужно построить дом. Попросите его у меня:
- Дайте мне, пожалуйста, утенка (тигренка…).
- Молодцы! А теперь давайте построим дом для каждого животного.
5. Игра «Мама и дети».
Цель: изучение супплетивных способов образования детенышей животных.
Материал: картинки с животными.

Задание:
- Ребята, помогите мамам найти своих детенышей. Соедините их стрелочками и раскрасьте картинки. Прокомментируйте свои действия:
- Вот кошка, а это ее котенок.
- Вот собака, а это ее щенок.
Цикл II.
1. Игра «Домино 2».
Цель: изучение способа образования прилагательных от существительных при помощи суффиксов -ов, -ев и –чн.
Материал: карточки для изготовления домино.

Задание:
- Ребята, сыграем в домино, называя наши любимые лакомства.
- Пирог с земляникой – земляничный пирог.
- Варенье из земляники – земляничное варенье.
2. Игра «Скажи по-другому».
Цель: изучение способов образования прилагательных от существительных при помощи суффиксов -ан(н), -ян(н), -он(н).
Материал: карточки с изображениями различных предметов или сами предметы.

Задание:
- Скажите мне, какой это стакан, если он сделан из стекла?
- Стеклянный. …
Цикл III.
1. Игра «Слова – братишки».
Цель: изучение образования существительных при помощи приставки под-.
Материал: наглядное пособие.

Задание:
- Рассмотрите и назовите картинки. Где подберезовик? Где подосиновик? Допишите названия всех картинок. Чем эти слова похожи друг на друга?
2. Игра «Перепрыгни через ров».
Цель: изучение образования глаголов при помощи приставки пере-.
Материал: мел для рисования,
Задание:
- Распределитесь на две команды и встаньте друг напротив друга. Когда я скажу «перепрыгни через ров», каждый из вас должен перепрыгнуть через эту линию.
3. Игра «Покажи и назови».
Цель: изучение образования глаголов при помощи приставок вы-, по-, за-, в-, из- и др.
Материал: наглядное пособие.


Задание:
- Посмотрите на картинку. Что Вы здесь видите? Опишите действия мальчика.













2

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания. – М.: Просвещение, 1999. – 300 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
4. Багичева Н.В. Формирование грамматического строя и грамматических понятий: период дошкольного детства // Филологический класс. - №11, 2004. – с. 32-43.
5. Барская Н.М. Учет индивидуальных особенностей умственно отсталых учащихся при объяснении нового материала на уроках русского языка // Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания. – Ленинград, 1974. – 180 с.
6. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации / Под общ. ред. В.М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. – 94 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 470 c.
8. Гризик Т.И. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 6- 7 лет. – М.: Просвещение, 2007. – 40 с.
9. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
10. Ершова Е., Малкина О. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников. - М.: Астрель, 2011. - 64 с.
11. Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте: учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2008. – 64 с.
12. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. – М.: Наука, 1992. – 221 с.
13. Ибатова Г.Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2-13 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – с. 102-106.
14. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа». – Мозырь: Содействие, 2010. – 152 с.
15. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл.ред. В.Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с.
17. Маханева М.Д., Гоголева И.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
18. Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 96 с.
19. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (Челябинск, октябрь 2011). – Т.1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 140-146.
20. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 208 с.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие: М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
22. Тенкачева Т.Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников // Специальное образование. - №4, 2013. – с. 66-71.
23. Торгонский В.В. Психолого-педагогические теории возникновения и формирования основных функций игры как феномена культуры и их взаимосвязь с принципами нравственного воспитания // Историческая и социально-образовательная мысль. - №2, 2010. – с. 46-63.
24. Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использование наглядно-игровых средств // Дошкольное воспитание. - №2, 2009. – с. 50-53.
25. Цейтлин С.Н. Детская речь: инновация формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): автореф. дис…докт. пед. наук. – Л., 1989. – 32 с.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
27. Янушко Е.А. Новые слова. Словообразование. - М.: Карапуз, 2007.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности детского словообразования

1.1 Теоретические аспекты изучения словообразования у детей

1.2 Особенности словообразовательных операций у детей дошкольного возраста. Причины опухолей

1.3 Особенности формирования словообразовательных моделей у детей с ОНР

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация и проведение экспериментального исследования. Анализ результатов

2.1 Характеристика детей экспериментальной группы

2.2 Методика обследования словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников

2.3 Оценка особенностей словообразовательных операций у детей в обеих группах исследования

Выводы по второй главе

Глава 3. Направления логопедической работы по формированию словообразовательных умений и навыков у дошкольников с ОНР

3.1 Формирование ориентировочных действий по вычленению и осознанию морфемы как смыслоразличительного знак

3.2 Формирование навыка осознанного применения словообразовательных интегративных правил

Выводы по третьей главе

Вывод

Литература

Введение

особое место в речевой развитие ребенка занимает формирование грамматического строя речи. Только после того, как освоили определенные грамматические навыки, ребенок может правильно моделировать собственные речевые высказывания.

Одним из важных компонентов грамматического строя речи словообразование. Освоение этого раздела грамматики обеспечивается значительное обогащение словарного запаса путем введения в него системы производных слов, в сущности, что обогащает речь выражения ребенка.

Вопросы формирования лексико-грамматической стороны речи интересуются многие специалисты из различных отраслей научного знания, как лингвистика, психолингвистика, психология и пр. (Н. И.Жинкин, М. М. Кольцова, Н. И. Красногорск, Л. В. Щерба Т. Н., Ушакова, A. M. Шахнарович, и др.)

Более особенности усвоения грамматической системы языка детьми недоразвитием речи работали В. К. Воробьев, Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М., Е. М. Мастюкова, В. К. Орфинская, Л. Ф. Спирова, Т. В. Туманова, Н. Н. Трауготт, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др. Они заметили, трудности усвоения детьми с характеристика нарушения лексико - грамматического строя речи, в частности, системы словоизменения.

Узнать стоимость работы