Соотношение понятий «контроль», «надзор», «контрольно-надзорная деятельность»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
  • 1010 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.07.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Понятия «контроль», «надзор» и «контрольно-надзорная деятельность» в административном праве России 4
Заключение 10
Список литературы 11

Фрагмент для ознакомления

Контрольно-надзорная деятельность (КНД) государственных органов за организациями и гражданами обладает существенными особенностями:Отношения организационного подчиненияотсутствуют,следовательно, поскольку гражданину не предписано законом либо принятым на его основе нормативно-правовым актом некое правило поведения, властный субъект не способен издавать обязывающий его индивидуальный юридический акт.Далее, властный субъект реализует свои контрольно-надзорные мероприятия лишь в нормативно конкретной однородной области деятельности (к примеру, налоговыйили таможенный контроль, валютный или санитарно-эпидемиологический надзор и т.д.).Набор контрольно-надзорных приемов, мер и способов определен нормативно, поэтому властный субъект не наделен правом применять приемы, меры и способы, которые не предусмотрены для этого вида надзора (контроля) (к примеру, взятие проб, истребование документов, посещение объектов подконтрольного субъекта и т.п.).Целью контрольно-надзорной деятельности является проверка соблюдения российского законодательства, а отнюдь не «поиск нарушителей». На практике зачастую в связи с «профессиональной деформацией» определенных должностных лиц, а также ведомственными установками испецификой оценки эффективности работы в зависимости от количества выявленных нарушений при проведении проверок доминирует «обвинительный характер».В результате осуществления контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) и выявления конкретных нарушений граждане либо организации могут быть привлечены к юридической ответственности либо к ним применяются другие меры государственного принуждения в полном соответствии с федеральным законодательством РФ.Предусматривается также возможность оспаривания, причем и в судебном, и во внесудебном порядке,решений и действий должностных лиц, которые осуществлены в ходеКНД, а также сама возможность возмещения вреда, который был причиненнезаконными действиями.ЗаключениеИз приведенного анализа видно, что понятия «надзор» и «контроль» прочно вошли в современную жизнь, однако до настоящего времени не получили четкого разграничения.Суммируя сказанное, можно сделать вывод о том, что надзоромявляется специально организованное систематическое наблюдение за кем-либо (чем-либо),соблюдением определенных правил. Но наблюдение это не является отстраненным, но заинтересованным, именно – для контроля; не отдаленным, а приближенным к его объекту. Также важно отметить, что конкретный орган (подразделение,служба) либо должностное лицо ОВД, которые осуществляют надзор, несут персональную ответственность за состояние дел. Надзирать – значит заниматься присмотром, наблюдением, неся за это личную ответственность. Объем такой ответственности значительно выше, чем в рамках контроля. Если надзирающий орган (то есть должностное лицо) отвечает за состояние поднадзорного субъекта (объекта), во всяком случае, за какие-то его аспекты, контролирующий орган–только за качество контроля, то есть собственной деятельности.Список литературыФедеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6249.Административное право. История развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов. – М., 2010. – 450 с.Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 1993. – 340 с.Василенков П.Т. Советское административное право. – М.: Наука, 1990. – 280 с.Погодина Н.А., Карелин К.В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системеТагиев А.С. Некоторые актуальные проблемы законности и правопорядка в современной правовой науке// Право и политика. – 2001. – № 8. – С. 11-19.Четвериков В.С. Административное право: учебное пособие. – М., Юристъ, 2004. – 480 с.http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071564/


Список литературы
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6249.
2. Административное право. История развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов. – М., 2010. – 450 с.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 1993. – 340 с.
4. Василенков П.Т. Советское административное право. – М.: Наука, 1990. – 280 с.
5. Погодина Н.А., Карелин К.В. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе
6. Тагиев А.С. Некоторые актуальные проблемы законности и правопорядка в современной правовой науке // Право и политика. – 2001. – № 8. – С. 11-19.
7. Четвериков В.С. Административное право: учебное пособие. – М., Юристъ, 2004. – 480 с.
8. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071564/

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет контрольно-надзорная деятельность государственных органов в России?

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в России имеет существенные особенности, такие как отсутствие отношений организационного подчинения и отсутствие предписаний гражданам, если это не предусмотрено законом или нормативно-правовым актом.

Чем отличается понятие "контроль" от понятия "надзор"?

Понятие "контроль" обозначает процесс наблюдения, проверки и оценки деятельности организаций или граждан, в то время как понятие "надзор" подразумевает более активную форму, в которой государственные органы осуществляют контроль и принимают меры по исправлению нарушений.

Какие понятия используются в административном праве России?

В административном праве России используются понятия "контроль", "надзор" и "контрольно-надзорная деятельность". Контроль относится к процессу наблюдения и оценки, надзор подразумевает активные действия по исправлению нарушений, а контрольно-надзорная деятельность объединяет эти два понятия.

Какие существуют отличия между контрольно-надзорной деятельностью и организационным подчинением?

Отличие между контрольно-надзорной деятельностью и организационным подчинением заключается в том, что в случае контрольно-надзорной деятельности не существует отношений подчинения между органами государственной власти и организациями или гражданами. Контроль и надзор осуществляются посредством проверки и принятия мер к исправлению нарушений, но не через организационное подчинение.

Какие основные документы регулируют контрольно-надзорную деятельность в России?

Основные документы, которые регулируют контрольно-надзорную деятельность в России, включают законы и нормативно-правовые акты, принятые на основе законов. Эти документы устанавливают порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности, права и обязанности государственных органов и заинтересованных сторон.

Какие особенности имеет контрольно-надзорная деятельность государственных органов?

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов имеет несколько особенностей. Во-первых, отношения организационного подчинения отсутствуют. То есть органы контроля и надзора не являются непосредственными начальниками организаций или граждан. Во-вторых, контрольно-надзорная деятельность осуществляется на основе закона или принятого на его основе нормативно-правового акта. И, наконец, гражданам или организациям не предписывается соблюдать какие-либо инструкции относительно контроля и надзора.

Чем отличается контроль от надзора?

Контроль и надзор - это два разных понятия. Контроль это проверка деятельности организации или гражданина с целью выявления нарушений или несоблюдения требований. Надзор же это систематическое и непосредственное управление деятельностью организации или гражданина с целью обеспечения соблюдения правил и законов. То есть контроль - это проверка после совершения действия, а надзор - это непосредственное управление деятельностью с целью предотвращения нарушений.

Какие понятия используются в административном праве России?

В административном праве России используются понятия "контроль", "надзор" и "контрольно-надзорная деятельность". Контроль - это проверка деятельности организаций и граждан с целью обнаружения нарушений правил и требований. Надзор - это систематическое управление деятельностью организаций и граждан для обеспечения соблюдения законов. Контрольно-надзорная деятельность - это общий термин, который включает в себя контроль и надзор и охватывает все виды деятельности государственных органов по проверке и управлению деятельностью граждан и организаций.

Какие лица подлежат контролю и надзору?

Контроль и надзор могут быть направлены как на граждан, так и на организации. Государственные органы осуществляют контрольно-надзорную деятельность по отношению к организациям различных форм собственности, включая государственные и муниципальные предприятия, а также к гражданам, особенно тем, которые занимаются предпринимательской или иной деятельностью, подлежащей государственному контролю.

Какие особенности имеет контрольно-надзорная деятельность государственных органов в России?

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в России имеет существенные особенности. Во-первых, она осуществляется на основании предписания закона или нормативно-правового акта. Во-вторых, отношения организационного подчинения отсутствуют, поэтому государственные органы не могут выдавать гражданам или организациям указания или распоряжения.

Как связаны понятия "контроль" и "надзор" в административном праве России?

Понятия "контроль" и "надзор" в административном праве России связаны между собой, но имеют различие. "Контроль" - это проверка соблюдения субъектами права их обязанностей, требований закона или нормативного акта. "Надзор" - это форма государственного воздействия, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений правовых норм.