Вам нужна дипломная работа?
Интересует Физическая культура?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Динамика уровня различных сторон физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки на примере спортивного туризма

  • 72 страницы
  • 50 источников
  • Добавлена 21.07.2015
3 850 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У СПОРТСМЕНОВ В РАЗЛИЧНЫХ ЦИКЛАХ ТРЕНИРОВКИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА 7
1.1. Сущность и основные характеристики физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки 7
1.2. Особенности физической подготовки в спортивном туризме 15
1.3. Особенности физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки в спортивном туризме 17
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методика физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки в спортивном туризме 27
2.3. Реализация методики физической подготовки в спортивном туризме 29
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ 32
3.1. Анализ результатов исследования 32
3.2. Практические рекомендации по реализации методики физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки в спортивном туризме 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЯ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Фрагмент для ознакомления

Опираясь на вышеизложенные доводы можно сделать вывод, что основным направлением работы является всесторонняя физическая подготовка у спортсменов в различных циклах тренировки на примере спортивного туризма.
3. В отличие от типовых программ, сформированная нами экспериментальная программа объединила специальную подготовку – обучение работы со специальным снаряжением, общую физическую подготовку, туристскую подготовка и теоретическая подготовку. Это позволило получить не только теоретические знания в области подготовки и проведения походов, ориентирования на местности, но и использовать полученные знания на практике. Важным аспектом организации физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки на примере спортивного туризма является необходимость обеспечения достаточно высокого уровня двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение физической работоспособности, развитие физических качеств, и выносливости. Анализ результатов прироста показателей прироста по группам показал, значительную разницу в динамике показателей по группам: прирост показателей сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз), улучшился в экспериментальной группе на 15%, в контрольной группе всего на 8%. Прирост показателей в упражнении прыжок с места в длину (см.) улучшился в экспериментальной группе на 3%, в контрольной группе всего на 1%. Прирост показателей сгибания и разгибания туловища лежа на спине (кол-во раз за 30 сек.) улучшился в экспериментальной группе на 14%, в контрольной группе всего на 8%. Прирост показателей в упражнении челночный бег (4х10 м. сек.) улучшился в экспериментальной группе на 19%, в контрольной группе всего на 8%.
4. Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что в процессе занятий в обеих группах произошли изменения показателей развития исследуемых качеств.
Характер и степень этих изменений по группам и исследуемым параметрам неодинаков. Различия в показателях можно интерпретировать, как следствие эффективности влияния разработанной программы подготовки спортсменов-спелеологов к соревнованиям Занятия по разработанной программе позволили значительно улучшить динамику уровня различных сторон физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки на примере спортивного туризма.
5. Результаты проведенных исследований подтвердили рабочую гипотезу о том, что новая разработанная экспериментальная программа физической подготовки у спортсменов в различных циклах тренировки на примере спортивного туризма не только обеспечивает комплексное развитие физических качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), но и формирует и закрепляет путем систематических тренировок двигательных навыков, необходимых для подготовки спортсменов к соревнованиям (ориентирование на местности, способность выжить в экстремальной ситуации и т.д.).

Библиография
Абаев В.А., Рубис Л.Г., Шеманаев В.К. Травматизм на спортивных и туристических маршрутах. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2011. – 146 с.
Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
Бачурков И.С. Физическая культура. М.: Советский спорт, 2003. – 312 с.
Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 256 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Советский спорт, 2014. – 3528 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
Голиков В.И., Благово В.В., Казанцев С.А. и др. Организация спортивного туризма. СПб.: Д.А.Р.К., 2010. – 495 с.
Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 274с.
Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическая культура. - М.: Феникс, 2011. - 383 с.
Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лепсос, 2011. - 368 с.
Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 212с.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
Казанцев С.А, Благово В.В. Краткий курс спортивного туризма. СПб.: Издательство НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 112 с.
Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. Пособие.- М.: КНОРУС, 2005-240 с.
Красильникова А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований.- М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. – Минск: полымя, 2004. – 245 с.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
Организация туризма: Учеб. Пособие/А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003 .-409с
Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. – 232 с.
Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - Киев: Олимпийская литература, 2005. – 254 с.
Программа подготовки туристских общественных кадров; М, 2006. – 109 с.
Рубис Л.Г., Тарасеня Т.Ю. Шеманаев В.К. Спортивно-оздоровительный туризм в воспитании молодежи // Монография. СПб.: ГУТД, 2010. – 470 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2004 – 368 с.
Специальные виды туристической деятельности. Профессионально-прикладной в физической культуре студентов. Под редакцией Федотова Ю.Н., Богданова Е.И. и др. СПб.: ООО КОПИ-Р, 2010. – 512 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
Суханов, А.Д. Динамика взглядов на процесс управления подготовкой спортсменов [Текст]: / А.Д Суханов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - №10. - С. 22-23.
Сысоев, B.И., Суханова Е.В., Сысоев, А.В. [Текст]: / B.И. Сысоев, Е.В. Суханова, А.В, Сысоев // Культура физическая и здоровье. - 2004. - №1. - С. 47-50.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
Теория и методика спортивного туризма. Под редакцией проф. Таймазова и др.. М: Советский спорт, 2014. – 424 с.
Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРиБ "Турист", 1985. – 305с.
Федотов Ю.Н. в соавторстве Иванов А.Н. История Российского туризма. . СПб.: Д.А.Р.К., 2009. – 432 с.
Федотов Ю.Н., Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. СПб.: ООО КОПИ-Р, 2013. – 360 с.
Федотов Ю.Н., Шеманаев В.К., Скачков Ю.А. Моделирование нагрузочных характеристик в практике СОТ (Часть 1. Расчетные методики в практике СОТ. Контрольные вопросы и учебные тесты по СОТ). СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2013. – 168 с.
Федотов Ю.Н., Пономарев Г.Н. Научно-организационные основы спортивного туризма. СПб.: ООО КОПИ-Р, 2014. – 331 с.
Физическое воспитание учащихся. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
Черникова, О.А. Психологические особенности спортивных эмоций. Психология и современный спорт / О.А. Черникова. - М.: ФИС, 2007. - С. 190-206.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 200 3. – 104 с.
Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / Е.Р. Яхонтов. 2-е изд., пер. и доп. - СПб.: Олимп, 2006. - 187 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Программа подготовки контрольной группы
Тематический план контрольной группы

п/п Тема Количество часов Теория Практика В помещении На местности 1 Туристские походы как средство воспитания детей,
Подростков и юношества. 4 - - 2 Топография и ориентирование 2 4 12 3 Краеведение - - 20 4 Основы гигиены и первая доврачебная помощь 2 8 - 5 Питание в туристском походе. 2 28 - 6 Снаряжение туриста. 2 14 7 Общая и специальная физическая подготовка 4 44 36 8 Начальная судейская подготовка 6 4 14 9 Подготовка к учебным соревнованиям. 4 10 30 10 Участие в учебных соревнованиях. - - 56 ИТОГО: 26 112 186
Содержание физической подготовки.
1. Физическая подготовка туриста
Краткие сведения о строении человеческого организма.
Костно-связочный аппарат. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.
2. Общая физическая подготовка.
Практические занятия.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.
Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа но качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.
Элементы скалолазания.
Игры: баскетбол, футбол, гандбол со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений. Подвижные игры.
Легкая атлетика. Лыжные прогулки; освоение основными действиями в лыжных ходах; одного из способов передвижения на лыжах. Гимнастические упражнения.
3.Специальная физическая подготовка.
Практические занятия.
Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специальной подготовки.
Программный материал включал в себя:
1. Цели и задачи занятий туризмом - развитие спортивного туризма, виды туризма, нормативные требования. Значение туризма для укрепления здоровья и физического развития, воспитания волевых и моральных качеств, чувства коллективизма.
2. Подготовка и проведение походов – сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута и графика движения. Распределение обязанностей в группе. Подведение итогов похода: анализ и обсуждение результатов. Составление отчета.
3. Правила безопасности в походах – обеспечение безопасности важнейшее требование ко всем тур. походам и соревнованиям. Основные причины возникновения опасностей: недостаточная техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовка, недисциплинированность участников. Правила пожарной безопасности. Техника безопасности при постановке лагеря. Правила купания. Ядовитые растения, насекомые и д.р. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
4. Снаряжение туриста – групповое и личное снаряжение. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство, соответствие назначению. Подготовка снаряжения к путешествию и уход за ним. Состав ремонтного набора. Укладка рюкзака.
5. Питание в туристском походе – значение рациональной организации питания. Калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для похода. Составление меню-раскладок. Упаковка и хранение продуктов в условиях похода. Приготовление пищи в походных условиях. Санитарные требования.
6. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – личная гигиена туриста. Самоконтроль в походе. Профилактика заболеваний. Гигиенические требования к одежде, обуви и д.р. снаряжению. Первая помощь при травмах, кровотечениях, тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях, отравлениях, переутомлении. Помощь утопающему. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Транспортировка пострадавшего. Состав медицинской аптечки. Массаж и самомассаж.
7. Топография и ориентирование – значение топографии и ориентирования для туриста. Карты, используемые в туризме. Основные условные обозначения. Рельеф и его изображение на картах. Масштаб карты. Определение расстояния, глазомерная съемка. Азимут и движение по нему. Определение точки стояния на карте. Ориентирование на местности с помощью карты и компаса и без них. Особенности ориентирования в пешеходном и лыжном туризме.
8. Техника пешеходного туризма – классификация препятствий в походе. Техника преодоления естественных препятствий: травяных и осыпных склонов, труднопроходимого леса, болота, по камням; переправа через водные преграды. Рациональные приемы ходьбы. Страховка и самостраховка при движении на сложных участках маршрута. Вязание туристских узлов.
9. Техника лыжного туризма – подбор лыж и уход за ними. Техника лыжных походов с рюкзаками и без них. Техника подъемов, спусков, поворотов и торможения на лыжах. Тропление лыжни. Преодоление препятствий на лыжах. Техника движения без лыж по заснеженным склонам. Организация самостраховки с помощью лыжных палок.
10. Тактическая подготовка – распорядок дня, режим и график движения в лыжных и пешеходных походах. Тактика прохождения препятствий. Ритм движения, величина переходов. Роль смены направляющих и замыкающих. Решение и разбор тактических задач по туризму.
11. Соревнования по туризму – цели и задачи соревнований по туризму. Правила туристских соревнований. Тактика движения по контрольному туристскому маршруту (КТМ). Техника спасательных работ. Спортивное ориентирование: поиск контрольного пункта (КП) в заданном направлении и по выбору, движение по маркированной трассе. Организация страховки при преодолении естественных препятствий: подъем и спуск по вертикальному склону, навесная перекладина.
12. Общефизическая подготовка – значение физической подготовки туристов. Закаливание организма. Составление комплексов утренней зарядки. Развитие силы, выносливости, быстроты, координации. Принципы тренировочного процесса. Способы средств восстановления.

Приложение 2
Комплексная программа подготовки спортсмена-спелеолога к соревнованиям (экспериментальная группа)
Тематический план программы экспериментальной группы.

п\п Темы, действия Количество часов Теория Практика В помещениях На местности 1 Правила организации и проведения соревнований по Т.М. 1 2 Виды Т.М. Особенности пешеходного и лыжного туристского многоборья. 1 3 Техника и тактика пешеходного туристского многоборья. 2 12 10 4 Техника и тактика лыжного туристского многоборья. 2 12 10 5 Общая физическая подготовка. 1 38 28 6 Специальная физическая подготовка. 1 16 16 7 Групповое и личное снаряжение для пешеходного туристского многоборья. 2 4 8 Групповое и личное снаряжение для лыжного туристского многоборья. 2 4 9 Организация туристского быта. 1 1 10 Правила безопасности и их обеспечение в пешеходном и лыжном туристском многоборье. 2 2 11 Основы гигиены и первая доврачебная помощь. 2 2 2 12 Соревнования по Т.М., тренировочные сборы. 2 72 13 Подготовка материалов для отчетов, разбор соревнований и сборов. 1 4 14 Питание в Т.М. 2 2 2 15 Краеведение. 2 2 16 Топография и ориентирование 4 8 9 Всего часов 28 98 150
Содержание физической подготовки.

1. Физическая подготовка туриста.

Краткие сведения о строении человеческого организма
Анатомические и физиологические особенности строения организма человека. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

2. Общая физическая подготовка.

Основная задача общей физической подготовки - укрепление здоровья, развитие физических, моральных и волевых качеств туриста-спортсмена.
Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения высоких результатов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсмена, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств и методов физической подготовки, применяемых на первом этапе обучения.

Практические занятия.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища и ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями, набивными мячами. Элементы акробатики. Элементы спортивной гимнастики.
Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжные прогулки; освоение основных лыжных ходов. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Плавание - освоение одного из способов. Кросс-походы. Полосы препятствий.

3. Специальная физическая подготовка.

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов-спортсменов. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.
Основная цель тренировочных сборов - приспособление организма к условиям соревнований.

Практические занятия.

Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц. Круговая тренировка. Индивидуальные занятия.
Одна из основных задач тренировки спелеолога — максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости.
Все эти физические качества тесно связаны друг с другом, и четкую границу провести между ними сложно. Например, слабому трудно скоординироваться на крутой скале, а не обладающему необходимой ловкостью, в частности чувством равновесия, непросто выжаться на ноге при неявной опоре, поэтому, рекомендуя конкретные упражнения, направленные, скажем, на развитие силы или быстроты, просим иметь в виду, что речь идет о преимущественном развитии того или иного качества.
Отметим также, что способность к проявлению физических качеств при лазании по сложным трассам зависит не только от двигательной одаренности спортсмена, но и от его психических возможностей. Например, волевые качества позволяют выдерживать предельные силовые напряжения, бороться с нарастающим утомлением, преодолевать страх при выполнении отдельных рискованных шагов на равновесии и т. д.
Пути развития максимального силового напряжения:
1. Преодоление предельного сопротивления (очень сложный силовой выход).
2. Предельное число повторений (прохождение сложного участка несколько раз, до отказа).
3. Выполнение силовых упражнений с максимальной скоростью.
Упражнения
1. Упражнения для разминки пальцев и кистей рук. Каждое упражнение выполняется по 5—10 раз.
2. Упражнения для укрепления пальцев: отжимания на пальцах; сжимание кистевого эспандера; кистегруз; упражнения, выполняемые спортсменом, удерживающимся за малый зацеп (вис, бег в висе, поднимание ног, подтягивания и т. д.).
3. Упражнения для развития верхнего плечевого пояса: подъем силой на перекладину или кольца; подъем переворотом; подъем груза через блок; подтягивания (разными хватами; с опорой на ноги; с использованием зацепов для правой и левой рук, расположенных на разной высоте; на зацепах разной величины для правой и левой рук); отжимания из упора лежа, от концов брусьев и т. д.
Парные упражнения:
а) и. п. — стать лицом друг к другу, положить ладони на ладони товарища так, чтобы пальцы опирались на пальцы, руки опущены книзу. Поднимать руки кверху, преодолевая сопротивление товарища;
б) и. п. — стать лицом друг к другу, сцепить ладони правых (левых) рук на уровне груди. Перемещать руки, преодолевая сопротивление товарища до предела вправо (влево);
в) то же, держась правой рукой за левую, и наоборот;
г) сведение (разведение) рук на разных уровнях, преодолевая сопротивление товарища.
5. Подтягивания, выходы силой и упражнения для ног с использованием платформы, снабженной противовесом:
а) и. п. — в висе на перекладине выпрямиться, опираясь ногами на платформу, — гиря поднимается за счет веса тела. Подтягивания с небольшой скоростью, плавание (число повторений увеличивается за счет равномерного снятия части нагрузки);
б) и. п. — то же, но чуть согнув ноги, гиря висит на 15—20 см ниже, чем в предыдущем упражнении. Подтягивания с большой скоростью с одновременным выпрямлением ног. Чем сильнее сгибаются ноги, тем мощнее и резче можно ими толкаться, снимая нагрузку с рук;
в) и. п. — платформа висит в воздухе, гиря полностью опущена. Взяться руками за перекладину, одну ногу поставить на платформу. Поочередно резко отталкиваясь ногами, подтягиваться с максимально возможной скоростью. Ноги можно менять по очереди, а можно выполнять упражнение сериями (например, 5 раз левой, 5 раз правой);
г) то же, что и «в», но с выходом силой на перекладину;
д) и. п. — платформа висит в воздухе, гиря полностью опущена. Повиснуть на перекладине, ноги прямые. В висе поднять ногу до уровня платформы и давить на нее ногой (не подтягиваясь), поднимая платформу. Выполняется упражнение сериями или поочередно каждой ногой;
то же с одновременным подтягиванием;
то же с выходом силой на перекладину.
Упражнения с использованием платформы очень эффективны на начальном этапе обучения подтягиваниям, особенно для женщин. Они также позволяют:
— тренировать подтягивания с разной скоростью;
— отрабатывать точность движений, своевременность развития усилий и правильное распределение нагрузки между руками и ногами.
6. Упражнения с камнями для тренировки хвата:
а) поднимание камней разных веса и формы хватом сверху до максимально возможной высоты;
б) перебрасывание камня из руки в руку (подбрасывать и ловить хватом сверху);
в) броски камней из кучи с ходу назад и быстрое собирание их обратно в кучу.
7. Упражнения для развития силы мышц спины и живота.
8. Упражнения со штангой для ног.
Приседания:
а) с весом 0,5—0,9 Р макс до отказа;
б) с весом 0,3—0,6 Р макс с максимальной скоростью;
в) с весом 0,2—0,4 Р макс на опоре ограниченного размера.
Зашагивания:
а) на опору высотой 0,3—0,4 м с весом 0,5—0,9 Рмакс;
б) на опору высотой 0,4—0,6 м с весом 0,3—0,6 Рмакс;
в) на опору высотой 0,6—0,8 м с весом 0,2—0,4 Рмакс.
Упражнения выполняются до отказа, с максимальной скоростью, с использованием опоры ограниченного размера.
Приседания (преимущественно на одной ноге):
а) в ножницы;
б) в низкий сед.
Упражнения выполняются с небольшим весом (0,2— 0,3 Рмакс), чуть приподнявшись на носочки.
в) подъемы на носочках на опоре ограниченного размера с большим весом (0,7—0,9 Рмакс). И. п. — встать пальцами ног на опору высотой 5—10 см, опираясь пятками на пол. Не сгибая ног, подняться на носки на максимально возможную высоту. Выполняется сериями.
Примечание. Упражнения со штангой выполняют после тщательной разминки. Во время их выполнения необходимо подстраховывать спортсмена.
Ловкость — качество специфическое. Можно, например, обладать прекрасным чувством трения, но плохо поддерживать равновесие. В основе развития ловкости лежат разнообразные упражнения, но главное — это тренировка равновесия и элементов техники лазания.
Здесь следует отметить: чем больше новых элементов скалолаз осваивает, тем полнее проявляются у него способности к их освоению. Кроме того, необходимо вырабатывать у спортсмена готовность к внезапному изменению обстановки при выполнении технических приемов.
Время реакции. Скорость ориентирования на трассе, определение оптимальной последовательности зацепов, за которые предстоит взяться, правильная оценка надежности неявных, покатых и мелких опор (удержит — не удержит), чтобы решиться выходить на них, — все это непосредственно связано с быстротой реакции скалолаза.
Спелеолог должен уметь быстро реагировать и на внезапные изменения ситуации на трассе, изменения ожидаемые и неожиданные.
В случае ожидаемых ситуаций проявляется простой тип реакции. Спортсмен точно знает, что ему делать дальше. К простому типу относится и реакция на известные сигналы партнера по связке (например, первый встал на самостраховку, второй перестал страховать).
Сложный тип реакции вступает в действие при неожиданно возникающих ситуациях: спортсмен оказался не в том положении, в каком предполагал оказаться на данном участке; попал на совершенно незнакомый участок трассы; опора неожиданно оказалась более скользкой, более неудобной или, наоборот, менее сложной, чем спортсмен предполагал; страховочный трос внезапно зацепился за выступ или сильно натянулся, ослаб и попал под ноги, что помешало движению.
Если у спортсмена за плечами большой опыт и он заранее готов к большинству из создавшихся ситуаций, то он легко и быстро найдет выход. Особенно много неожиданностей может возникнуть при лазании связок в условиях соревнований.
Тренируя быстроту реакции на ожидаемые, но внезапно подаваемые сигналы, необходимо выработать у спортсмена умение быстро (почти автоматически) совершать заранее запланированное действие.
Совершенствовать сложный тип реакции несколько труднее, так как все предусмотреть невозможно. Поэтому необходимо тренировать спортсмена в различных, внезапно возникающих ситуациях, особенно на скалах. Причем задание может изменяться по ходу его выполнения. Чем больше у спортсмена будет новых неожиданных ситуаций, из которых он на тренировках нашел правильный выход, тем успешнее он справится с непредвиденными сложностями на соревнованиях.
Скорость отдельных движений. Технические приемы прохождения некоторых участков очень сильно зависят от скорости, с которой передвигается спортсмен. Скоростному прохождению отдельных коротких участков необходимо уделять большое внимание. На скоростных тренировках в чистом виде время прохождения участка не должно превышать 15—30 с. Иногда спортсмен говорит, что ему все равно: пройти 10 м за 20 с или 30 м за 1 мин. Тренер, который хочет повысить скоростные качества спортсмена, должен убедить его в необходимости выполнения скоростной работы на малых отрезках.
Способность спортсмена проходить трассу без заметного снижения средней скорости, несмотря на возрастающее утомление, характеризует уровень его выносливости.
Упражнения для развития общей выносливости
Умеренная выносливость:
1. Кроссы (40—60 мин).
2. Гребля (1—1,5 ч).
3. Ходьба на лыжах: мужчины — 10—15 км, женщины — 5—10 км.
Большая интенсивность:
1. Бег (1—2 повторения): мужчины — 3—5 км, женщины — 2—3 км.
2. Лыжи (2—3 повторения): мужчины — 5—10 км, женщины — 3—5 км.
Отдых между повторениями — 20—30 мин.
Субмаксимальная интенсивность:
1. Бег (800—1500 м): мужчины — 2—3 повторения, женщины — 1—2 повторения.
2. Бег по лестнице (0,5—1,5 мин): мужчины — 4— 5 повторений; женщины — 2—3 повторения.
3. Скоростная лыжная тренировка на отрезках 1—1,5 км: мужчины — 4—6 повторений, женщины — 3—4 повторения.
Развивая одно из физических качеств, мы оказываем влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят от двух причин: особенности нагрузки и уровня физической подготовленности. На организм начинающих наиболее разносторонне воздействуют упражнения скоростно-силового характера, поскольку они способствуют развитию как анаэробных, так и дыхательных возможностей, что в конечном счете ведет к повышению выносливости. Но поскольку эти упражнения требуют приложения значительных усилий, одновременно происходит увеличение и силовых возможностей спортсмена. Силовые упражнения в чистом виде, и в особенности на выносливость, оказывают менее широкое воздействие. Следует отметить, что наивысших показателей в одном из физических качеств можно достичь лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому физические качества необходимо совершенствовать в требуемом для данного спортсмена соотношении.
В целом время прохождения соревновательной трассы определяется средней скоростью лазания. В действительности же это время складывается из прохождения отдельных участков, преодоление которых предполагает высокий уровень физических усилий, а значит, и силовой и скоростной выносливости, скорости, ловкости и т. д. Очевидно, что развитие всех физических качеств скалолаза должно быть неразрывно связано с совершенствованием техники лазания и выполнения специальных приемов.
Комплексы упражнений
Комплекс 1. Упражнения во время утренних тренировок
1. Подтягивания из-под карниза (батут, консольная перекладина на гимнастической стенке) с опорой ногами.
2. Подъемы на одну ногу на перекладину гимнастической стенки с толчком и без толчка другой ногой. Руками держаться за перекладины и стойки на разной высоте, с имитацией откидки и без нее.
3. Из виса на перекладине:
а) поднимание ног к рукам;
б) сгибание-разгибание ног до касания коленом груди и полного выпрямления;
в) дотягивание ногами в стороны до вертикальных стоек перекладины.
4. Выходы силой на перекладину с помощью партнера.
5. Подъемы переворотом на перекладину.
6. Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных брусьях.
7. Сгибание-разгибание ног до касания коленом груди и полного выпрямления из упора руками на параллельных брусьях.
8. Поочередные зашагивание с поддержанием равновесия на трубу, расположенную на высоте 60 см над землей.
9. Упражнения на равновесие, выполняемые в паузы между силовыми упражнениями и дающие двойной эффект: во-первых, рационально используется время; во- вторых, упражнения на равновесие выполняются на фоне утомления, что более соответствует реальным условиям соревнований:
а) движение по трубе вправо-влево спиной, лицом, боком вперед;
б) наклоны вперед с имитацией выпрямления на полке;
в) наклоны назад с имитацией дотягивания до карниза;
г) имитация дотягивания до зацепа на траверсе вправо и влево.
Примечание. При выполнении упражнений «6» — «г» спортсмен стоит на передней части стопы перпендикулярно к трубе, чуть в распор.
10. Упражнения на равновесие (см. упр. 9) можно выполнять на ребре доски, парапете и т. д.
Комплекс 2. Упражнения в утренней тренировке (Т. Самойлина).
1. Бег трусцой (10 мин у.
2. Упражнения на растягивание (10 мин).
3. Зашагивания на опору высотой 70 см.
4. Выходы из-под карниза (батут).
5. Подъемы на перекладину гимнастической стенки (руки в откидку за стойку).
6. Выход силой на перекладину с помощью напарника.
7. Траверсы по шести секциям гимнастической стенки вправо-влево (руки на разной высоте).
8. Подъемы на перекладину гимнастической стенки (руки в размах за разные стойки).
9. Переходы с опоры на опору на равновесии.
10. Выходы силой на верхнюю перекладину гимнастической стенки с толчком ногами от перекладин, расположенных на разной высоте.
11. Бег трусцой (5 мин).
В паузах упражнения на растягивание.
Упражнения 3—6, 8 и 9 выполняются сериями по 5—10 раз.
Комплекс 3. Упражнения в утренней тренировке (И. Кодина).
1. Подтягивания с опорой ногами (10 раз).
2. Подъемы на ноге на перекладину гимнастической стенки (по 8—10 раз).
3. Выход силой на перекладину с опорой ногами на партнера (6—10 раз).
4. Бег в висе (20 шагов).
Все упражнения выполняются с максимальной скоростью.
В паузах упражнения на равновесие.
Комплекс повторить 2—3 раза.
Перед тренировкой разминка (20 мин).
Заключительная часть (бег трусцой)— 10 мин.














8

1. Абаев В.А., Рубис Л.Г., Шеманаев В.К. Травматизм на спортивных и туристических маршрутах. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2011. – 146 с.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
3. Бачурков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика. М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Бачурков И.С. Физическая культура. М.: Советский спорт, 2003. – 312 с.
5. Брюнему Э., Харнес Э., Хофф Я. Бегай, прыгай, метай: школа легкой атлетики для детей 7-12 лет. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 256 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Советский спорт, 2014. – 3528 с.
7. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
8. Голиков В.И., Благово В.В., Казанцев С.А. и др. Организация спортивного туризма. СПб.: Д.А.Р.К., 2010. – 495 с.
9. Грачев О.К. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. – 464 с.
10. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 274с.
11. Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
12. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 384 с.
13. Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. Физическая культура. - М.: Феникс, 2011. - 383 с.
14. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лепсос, 2011. - 368 с.
15. Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 212с.
16. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 223 с.
17. Казанцев С.А, Благово В.В. Краткий курс спортивного туризма. СПб.: Издательство НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 112 с.
18. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учеб. Пособие.- М.: КНОРУС, 2005-240 с.
19. Красильникова А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований.- М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с.
20. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
21. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2004. – 323 с.
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2001. – 232 с.
23. Методика физического воспитания учащихся 1-11 классов: Пособие для учителя. Под ред. В. И. Ляха. – Минск: полымя, 2004. – 245 с.
24. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Наука, 2005. – 221 с.
25. Определение физической подготовленности школьников. Под ред. Б.В. Сермеева. М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
26. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. Культуры. Под ред. А.А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 2005. – 223 с.
27. Организация туризма: Учеб. Пособие/А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003 .-409с
28. Петров В.К. Новые формы физической культуры и спорта. М.: Академия, 2004. – 232 с.
29. Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - Киев: Олимпийская литература, 2005. – 254 с.
30. Программа подготовки туристских общественных кадров; М, 2006. – 109 с.
31. Рубис Л.Г., Тарасеня Т.Ю. Шеманаев В.К. Спортивно-оздоровительный туризм в воспитании молодежи // Монография. СПб.: ГУТД, 2010. – 470 с.
32. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2004 – 368 с.
33. Специальные виды туристической деятельности. Профессионально-прикладной в физической культуре студентов. Под редакцией Федотова Ю.Н., Богданова Е.И. и др. СПб.: ООО КОПИ-Р, 2010. – 512 с.
34. Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
35. Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
36. Суханов, А.Д. Динамика взглядов на процесс управления подготовкой спортсменов [Текст]: / А.Д Суханов // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - №10. - С. 22-23.
37. Сысоев, B.И., Суханова Е.В., Сысоев, А.В. [Текст]: / B.И. Сысоев, Е.В. Суханова, А.В, Сысоев // Культура физическая и здоровье. - 2004. - №1. - С. 47-50.
38. Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
39. Теория и методика физического воспитания. Т. 1. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
40. Теория и методика физического воспитания. Т. 2. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 390 с.
41. Теория и методика спортивного туризма. Под редакцией проф. Таймазова и др.. М: Советский спорт, 2014. – 424 с.
42. Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРиБ "Турист", 1985. – 305с.
43. Федотов Ю.Н. в соавторстве Иванов А.Н. История Российского туризма. . СПб.: Д.А.Р.К., 2009. – 432 с.
44. Федотов Ю.Н., Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. СПб.: ООО КОПИ-Р, 2013. – 360 с.
45. Федотов Ю.Н., Шеманаев В.К., Скачков Ю.А. Моделирование нагрузочных характеристик в практике СОТ (Часть 1. Расчетные методики в практике СОТ. Контрольные вопросы и учебные тесты по СОТ). СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2013. – 168 с.
46. Федотов Ю.Н., Пономарев Г.Н. Научно-организационные основы спортивного туризма. СПб.: ООО КОПИ-Р, 2014. – 331 с.
47. Физическое воспитание учащихся. Под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. Минск: Высшая школа, 2003. – 336 с.
48. Черникова, О.А. Психологические особенности спортивных эмоций. Психология и современный спорт / О.А. Черникова. - М.: ФИС, 2007. - С. 190-206.
49. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 200 3. – 104 с.
50. Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций / Е.Р. Яхонтов. 2-е изд., пер. и доп. - СПб.: Олимп, 2006. - 187 с.

Исследование динамики некоторых показателей физической подготовленности молодых футболистов в годовом цикле тренировки (на примере защитников)















Исследование динамики некоторых показателей физической подготовленности молодых футболистов в годовом цикле тренировки (на примере защитников)

Введение

Актуальность. Достигать спортивных результатов в футболе сегодня, и без специальной физической подготовки не возможно. Проявление физических качеств быстрота, выносливость, скоростно-сил. подготовка является характерным для футбола. От уровня их развития зависит и проявление других навыков, необходимых для того, чтобы получить победу, в первую очередь, технического и тактического мастерства. Поэтому тренер должен иметь представление о том, какие качества и в какой степени и в какой период спортивной тренировки, имеют самый большой рост или отставание. Проблемы планирования спортивного мастерства полностью зависят от доступности информации о ходе процесса обучения (М. Я. Набатникова, 1982; О. П. Базилевич, 1983; М. А. Годик, 1988).

Изучение специальной научно-методической литературы и опыта спортивной практики позволяет определить круг основных и нерешенных вопросов методы развития физических качеств и мониторинга уровня физической подготовленности (Ю. В. Верхошанский, 1985; Н. Платонов, 1986; A. A. Сучилин, 1997).

В настоящее время наиболее хорошо изучены вопросы индивидуального развития физических качеств. Что касается динамики физической подготовленности, развития физических качеств. Что касается динамики физической подготовленности группы игроков, есть средняя группа показателей команды в целом. Отсутствие среды группы показателей физической подготовленности игроков линии обороны и динамика их в годовом макроцикле, снижает эффективность учебно-тренировочного процесса юных футболистов. Снижение эффективности образовательного процесса влияет на окончательные результаты выступления в соревнованиях и роста спортивного мастерства (А. П. Золотарев, А. И. Шамардин, 1993).

Современная система спортивной тренировки делится годовой макроцикл подготовительный, соревновательный и переходные периоды, предполагая равномерное увеличение роста показателей физической подготовленности. Однако, на наш взгляд, развитие скорости, скоростной выносливости и скоростно-силовых проявлений в игроков линии обороны неравномерно, потому что средства и методы тренировки, выбранные тренерами в зависимости от задач того или иного периода. Различных задач, средств и методов тренировки приводит и к различным роста показателей физической подготовленности игроков линии обороны (Ю. Верхошанский, 1985; В. Н. Платонов, 1986; A. A. Сучилин, 1997).

Узнать стоимость работы