Проблемы противостояния

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 110110 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 30.07.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоритически-правовой аспект «отмывания» доходов полученных от преступной деятельности 6
1.1. Сущность и правовая характеристика «отмывания» доходов полученных нелегальным способом 6
1.2. Методы противостояния легализации денежных средств полученных преступным путем 12
2. Оценка деятельности по противостоянию «отмывания» доходов полученных преступным путем 22
2.1. Анализ структуры и динамики денежных средств, полученных от преступной деятельности в России 22
2.2. Отмывание доходов полученных преступным путем, как транснациональное преступление и его взаимосвязь с международной организованной преступностью 44
2.3. Оценка эффективности деятельности по противостоянию легализации незаконных денежных средств 52
3. Тенденции развития практики противостояния «отмыванию» доходов полученных преступным путем на международном и российском уровне 58
3.1. Проблемы по противодействию «отмывания» доходов полученных из нелегальных источников 58
3.2. Международное сотрудничество по противостоянию легализации денежных средств от преступной деятельности 68
Заключение 98
Список использованной литературы 101
Приложения 107


Фрагмент для ознакомления

Это проявляется в необходимости формирования:единой системы правоохранительных действий по противодействию операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в рамках СНГ;единого информационного пространства на основе электронных систем для осуществления мониторинга финансовых операций;единых стандартов в электронных информационно-коммуникационных системах поддержки мер борьбы и предупреждения операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, в отношении криминальной финансово-хозяйственной деятельности.Перспективы внедрения электронныхсистем мониторингаосуществления финансово-хозяйственных операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, связаны, в частности:с интеграцией криминальной и легальной финансово-хозяйственной деятельности; с развитием сети высокоскоростных телекоммуникационных магистралей для осуществления из России электронных финансовых операцийпо управлению секьюритизированными активами при финансировании международных инвестиционных проектов через оффшорные зоны;с формированием сети оффшорных агентов, использующих электронные банковские технологии для осуществления финансовых операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, при обеспечении процессов криминальной финансово-хозяйственной деятельности через манипуляции со стоимостью, объемами, инструментами и организационной структурой инвестиционной инфраструктуры крупных, в том числе транснациональных, корпораций;с интеграцией банков в структуру финансово-промышленных групп для осуществления операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, в мировой экономике.Таким образом, обоснован вывод, что система мониторинга финансово-хозяйственных операций в корпоративных бизнес-процессах в рамках создания государственного архива электронных корпоративных баз бухгалтерской отчетности и документации должна опираться на средства автоматизированной поддержки деятельности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов.В целях получения доказательств по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, с учетом создания и развития сложных многоуровневых систем электронных финансовых операций в российской и международной экономической инфраструктуре требуется собирание криминалистически значимой бухгалтерской информации, ее проверки и оценки в непроцессуальной и процессуальной формах, а также гибкое формирование и применение согласованных совокупностей базовых стандартов и нормативных документов. Причем электронные технологии для целей контроля электронных финансовых операций по управлению секьюритизированными активами надлежит формировать в соответствии не, только с общероссийскими, но и внутренними корпоративными стандартами электронных финансовых операций, которые должны пронизывать все уровни деятельности российских корпораций и являться основой разработки эффективной системы мониторинга криминальности финансовых операций.Благодаря созданию государственного архива электронных корпоративных баз бухгалтерской отчетности и документации цикл мониторинга должен приобретать вполне конкретные, основанные на типизации организационных, информационных и т. п. черты операций для уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем.Кроме того, полагаем, что для преодоления выявленных трудностей и совершенствования методологических основ противодействия преступлениям, связанным с получением и легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, необходимо осуществить следующие организационные и законодательные меры:- создать постоянные следственно-оперативные группы по делам этой категорий;- активно использовать специалистов контрольных, надзорных, фискальных и иных органов, как при производстве следственных действий, так и при проведении оперативно-розыскных мероприятий;- принять законодательные меры, ориентированные на сближение функций оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступлений, выполняемых оперативными подразделениями, с процессуальной деятельностью следователя.Создание постоянных следственно-оперативных групп позволит с опорой на возможности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов организовать контрмеры для нейтрализации противодействия расследованию преступлений, связанных с получением и легализацией преступных доходов, со стороны организованных преступных групп, а активное использование специалистов контрольных, надзорных, фискальных и т. п. органов будет способствовать расширению и укреплению доказательственной базы по уголовным делам этой категории.Построение комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российской и международной экономической инфраструктуре (в любой функциональной форме), базируется на определенных принципах, основными из которых являются следующие.Направленность комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российской и международной экономической инфраструктуре, на реализацию разработанной стратегии. Для того чтобы быть эффективной, интегрированность комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российской и международной экономической инфраструктуре, должна носить стратегический характер, т. е. отражать основные приоритеты развития страны.Многофункциональность комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российских банках. Она должна обеспечивать контроль приоритетных показателей развития не только по корпорации в целом, но и в разрезе отдельных ее центров прибыли (ответственности), предусматривать возможность сравнения контролируемых показателей со среднеотраслевыми, обеспечивать взаимосвязь контролируемых показателей, включая показатели мониторинга криминальности финансовых операций, с другими важнейшими показателями деятельности.Ориентированность комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российской и международной экономической инфраструктуре, на международные стандарты. Эффективность организационно-структурных действий значительно возрастает, если стандарты деятельности выражены конкретными показателями.Соответствие методов функционирования комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российской и международной экономической инфраструктуре, специфике корпоративной деятельности. В процессе работы комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, необходимо ориентироваться на весь арсенал ранее рассмотренных систем и методов борьбы и противодействия криминальным операциям.Гибкость построения комплексной уголовно-правовой и криминологической системы борьбы и противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российских корпорациях. Это означает, что работа системы должна быть построена с учетом способности приспособления к новым правоохранительным возможностям, к новым формам и видам осуществления криминальной финансово-хозяйственной деятельности путем манипуляций со стоимостью, объемами, инструментами и организационной структурой инвестиционной инфраструктуры. Без достаточной степени гибкости такая система в российской и международной экономической инфраструктуре не будет эффективной.В конечном итоге, по нашему мнению, реализация специально-криминологических мер противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, должно обеспечить достижение следующих целей:снижение количества операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем до 50-60% общего числа зарегистрированных;возможность идентификации корпораций, участвующих в операциях по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, может возрасти до 90% от общего количества таких [латентных] преступных посягательств;произойдет последовательное уменьшение числа фирм-однодневок;снизится уровень коррупции в сфере обращения финансовых средств и госзакупок;банковский сектор экономики получит дополнительный инструмент управления рисками (уменьшение риска кредитных заимствований, возможность быстрой и однозначной идентификации фирм, участвующих в операциях по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, и установления его владельца и т. д.);сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и, как следствие, увеличение до 90-100% выплат официальных налогов от размеров реальной налогооблагаемой базы;ускорение процессов решения социально-экономических проблем.3.3. Пути совершенствования практики противостояния «отмыванию» доходов полученных незаконнымспособомПроблема борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.По мнению Ю. В. Чуфаровского, общесоциальный уровень предупреждения преступлений охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики. Меры общесоциального предупреждения имеют крайне широкий диапазон, они воздействуют почти на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения не просто суммировать эффект антикриминального воздействия, а придавать ему новое, более высокое в смысле результативности качество.[4]Принятые государством в предыдущие годы меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные формы и методы предупреждения преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем.Вместе с тем, внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, операции по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, продолжают оказывать деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому остаются серьезной угрозой его национальной безопасности. Именно поэтому борьба с получением и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, является стратегической задачей в деле обеспечения национальной безопасности России.Кроме того, как утверждает Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка, получение и легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, как вид организованной преступности межрегионального и транснационального масштаба, все более становится не только криминальным, но и политическим явлением.По нашему мнению, в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, имеют место следующие нерешенные проблемы.Во-первых, наличие и даже обострение [в кризисный период] социально-экономических проблем стимулирует девиантные формы ведения бизнеса и поведения государственных и корпоративных менеджеров.Требуется дальнейшее решение социально-экономических проблем как основы социальной и экономической стабилизации.Во-вторых, в связи с интеграцией в мировую экономику обостряются противоречия между российской и международной средой ведения бизнеса.Необходимо дальнейшее приведение законодательства, а также обще- употребляемых формальных и неформальных норм ведения бизнеса в соответствие с международными стандартами.В-третьих, имеет место недостаточная эффективность в управлении человеческими ресурсами. Анализ судебной практики коррупционных и «отмывочных» правонарушений показывает, что основная масса виновных является руководителями или ответственными менеджерами.Это, на наш взгляд, предполагает необходимость введения комплекса мер, позволяющих установить высокие профессиональные требования к топ- менеджерам, которые бы поставили их дальнейшую карьеру в зависимость от легитимности их деятельности.В-четвертых, отсутствует (либо малоэффективен) мониторинг процессов развития легализации доходов, приобретенных преступным путем (КФМ мониторит только сами финансовые операции.) В этой связи необходимо, с учетом латентности таких криминальных операций, отслеживание факторов и механизмов развития правовых, экономических, социальных, технических и т. п. процессов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем; оценивание их уровня и структуры; проведение анализа эффективности противодействия - все это будет способствовать повышению эффективности и системности такого комплексного социально детерминированного мониторинга.В-пятых, практика последних лет показывает отсутствие необходимого уровня активности и информированности гражданского общества в вопросах противодействия совершению операций по легализации (отмыванию)доходов, приобретенных преступным путем. В этой связи требуется создание механизмов участия институтов гражданского общества в реализации такого противодействия. Не менее важно введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности о ходе борьбы с «отмыванием» денежных средств и др.[33]В-шестых, недостаточен уровень международного сотрудничества в области борьбы с легализацией преступных доходов. В этой связи необходимы расширение форм международного сотрудничества правоохранительных органов и активизация работы по формированию именно международных механизмов в сфере противодействия совершению операций по легализации (отмыванию) денежных средств, приобретенных противозаконным путем.Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь - систему государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, поскольку проявления легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, характеризуются не только преступными деяниями.Как нам представляется, реальное противодействие легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем, должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных криминогенным рискам.Сокращение операций по получению и легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, - как справедливо замечает Л. Н. Куровская, - должно обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики.Создание действенной системы государственного регулирования экономики формирует необходимые предпосылки для решения широкого круга проблем развития экономики, обеспечения экономической безопасности страны.В рамках общесоциальных мер предупреждения операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, полагаем возможным предложить следующие:В политической сфересоздание условий для обновления общественной элиты, а также для выявления и выдвижения в общественную элиту наиболее прогрессивных, способных и патриотически-настроенных граждан, не замешанных в деятельности по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;включение вопросов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, в приоритетные вопросы для докладов Президенту РФ и Председателю Правительства РФ;радикальное усиление внимания органов государственного управления к вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;создание механизмов, обеспечивающих максимальную прозрачность финансирования политических партий и избирательных кампаний.В правоохранительной сферев порядке противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, усиление карательных мер в отношении высокопоставленных чиновников;ужесточение наказаний за преступления коррупционной направленности, связанные с операциями по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, широкое применение конфискации незаконно нажитого имущества, в том числе оформленного на подконтрольных лиц, у осужденных за такие преступления;введение уголовной ответственности в отношении юридических лиц за операции по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;сокращение до минимума категорий должностных лиц, на которые распространяется специальная процедура привлечения к административной и уголовной ответственности. Упрощение данной процедуры и выработка четких критериев снятия иммунитета с судей, депутатов и высших должностных лиц за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем;введение пожизненного запрета на занятие государственных должностей для граждан, осужденных за легализацию доходов, полученных преступным путем.В судебной системерадикальное упрощение и повышение прозрачности судебных процедур и делопроизводства в судах, усиление контроля за судебными решениями по уголовным делам, связанным с операциями по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;введение в квалификационные коллегии судов наиболее активных и принципиальных представителей общественности, пользующихся авторитетом в обществе.В сфере государственного управленияанализ соответствия расходов доходам для работников органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;анализ консолидированного имущественного комплекса членов семей работников органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;введение административных регламентов для чиновников всех уровней;расширение понятия «конфликт интересов» на законодательном уровне за счет расширения перечня ограничений, при которых чиновник не имеет права выступать в роли куратора заключаемых контрактов;проверка компаний, претендующих на заключение госконтрактов на предмет участия в легализации доходов, полученных преступным путем;введение системы оценки эффективности работы органов государственного управления в отношении мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;создание условий для работы по выявлению операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, на предприятиях с государственным участием.В корпоративной сфереразвитие механизмов корпоративного контроля операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, и обмена эффективными видами практики их предупреждения;сокращение размеров операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, на основе совершенствования практики налогообложения, упрощения налоговой отчетности;ликвидация дочерних и зависимых структур с непрозрачной финансово-экономической деятельностью в российских компаниях с государственным участием;совершенствование нормативных правил совершения операций с весельными и иными финансовыми обязательствами для повышения их прозрачности;внедрение организационно-административных мер по сокращению наличного оборота денежных средств в результате перехода к системе электронных расчетов за товары и услуги с применением банковских платежных карточек;обеспечение эффективности принимаемых мер по выявлению и пресечению незаконного вывоза капитала, легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, добытых незаконным путем, в том числе в международных операциях российских компаний.В информационной сфере широкое освещение в СМИ результатов применения мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов;повышение эффективности пропаганды легитимного образа ведения бизнеса, недопустимости совершения операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;стимулирование участия средств массовой информации в формировании «антиотмывочного» мировоззрения у населения и активизация работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем в государственных органах и общественных институтах.В сфере взаимодействия со структурами гражданского обществасоздание условий для привлечения широких слоев населения к противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, через их участие в деятельности общественных организаций или СМИ;создание условий для выявления и поддержки мер общественных организаций и объединений по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. Обеспечение защиты общественных организаций от давления со стороны компаний, подозреваемых в легализации (отмывании) преступных доходов;государственная поддержка общественных организаций, проводящих общественные расследования фактов легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем;стимулирование участия объединений предпринимателей в проведении политики по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем;привлечение институтов гражданского общества к общественному - антикоррупционному контролю за работой правоохранительных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.В сфере образования - создание условий для выявления и продвижения наиболее передовых образовательных программ в отношении формирования знаний и мировоззрения о недопустимости совершения незаконных финансово-хозяйственных операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Также полагаем целесообразным определить основные направления развития правового обеспечения деятельности государства по борьбе с получением и легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем:1) в сфере борьбы с организованными формами легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, необходимо научно-методологическое обеспечение законодательных основ такой борьбы, которое включает более четкую детерминацию субъектов преступной деятельности. Это позволит жестко разграничить понятия «организованная группа» и «преступное сообщество» и в полной мере выполнять задачу по выявлению и пресечению преступлений в экономической сфере и, в том числе преступлений, связанных с получением и легализацией (отмыванием) преступных доходов, совершаемых преступными сообществами корпоративных менеджеров. В связи с этим, представляется необходимым в ст. 210 УК РФ установить, что к объективным признакам, позволяющим разграничить преступное сообщество и организованную группу корпоративных менеджеров, следует относить наличие: а) корпоративных коррупционных связей, б) фактов формирования криминальных экономических механизмов как основ бизнес-деятельности в отдельных корпорациях, в) фактов деятельности по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, осуществляемой в международном масштабе;в области профилактики деятельности по легализации доходов, приобретенных преступным путем необходимо реализовать ряд дополнительных мер по повышению эффективности деятельности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов по следующим направлениям: совершенствование организационного, правового, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения. Профилактика легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, как на федеральном, так и на уровне региона, муниципального образования носит недостаточно комплексный, системный характер;в рамках международного сотрудничества развитие взаимодействия государств-участников СНГ в области борьбы с получением и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, требует унификации их национальных законодательств.В современных условиях имеются неопределенности в решении задач координирования противодействия финансово-хозяйственным операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, между органами, имеющими общие задачи защиты экономических интересов государства.Поэтому, в условиях экономического кризиса и роста количества экономических преступлений в современных условиях возникает необходимость изучения проблемы организации и взаимодействия органов, осуществляющих противодействие операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Содержание работы по противодействию операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, включает в себя не только контроль соблюдения законодательства, но и выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности, оценку степени достоверности этой информации, получение достоверной информации на основе косвенных (расчетно-аналитических) методов анализа деятельности корпоративных структур.[17]Одним из важнейших общих принципов противодействия операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, является принцип эффективности (экономичности). Понятие эффективности деятельности в общем плане определяется отношением результатов к величине затрат, имевших место при достижении результатов.Отличительным криминологическим свойством системных операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, является необходимость осуществления мер уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, в межрегиональном и международном масштабе. Уголовное законодательство в условиях совершения системных операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, по существу, выступает основным антикриминальным ресурсом. Как правило, в условиях совершения системных операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, основной проблемой в осуществлении и реализации эффективных мер уголовно-правовой борьбы и предупреждения таких операций является недостаток законодательных и методических основ, необходимых правоохранительным органам для действий с наибольшим эффектом.Создание новых концепций в области уголовно-правовой борьбы и предупреждения совершения операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, в условиях эскалации корпоративной коррупции и транснационализации криминальных механизмов, тесно связано с механизмом перехода от дезинтегрированных к интегрированным системным криминальным финансовым операциям, как характерной черты современного крупного российского негосударственного бизнеса.С учетом потенциала криминализированной структуры ряда российских корпораций (например, ранее «ЮКОС») формирование механизма противодействия осуществлению финансово-хозяйственных операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российской и международной экономической инфраструктуре, может дать весомый антикриминальный эффект.Поэтому политика формирования механизма уголовно-правовой борьбы и предупреждения таких операций в транснациональных корпорациях российского происхождения представляется важным шагом в условиях эскалации корпоративной коррупции и транснационализации криминальной деятельности.Современной особенностью эскалации корпоративной коррупции мирового хозяйства, проявившемся, в том числе, в развитии феномена операций по легализации (отмыванию) преступных доходов через секьюритизацию активов, является переход к новой - транснациональной фазе эволюции механизмов по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в структурах российских корпораций в России и за рубежом.Стратегия подготовки эффективных методик и практических рекомендаций по противодействию экономических преступлений должна гармонично вписываться в общую тенденцию повышения эффективности правоохранительной деятельности, она должна исключить дублирование и перераспределение функций на всех уровнях деятельности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов, а также перейти к формированию государственного архива электронных корпоративных баз бухгалтерской отчетности и документации для системообразующих юридических лиц и системе электронного мониторинга финансовых операций.Успешное решение вышеуказанных проблем не может быть осуществлено в рамках простой корректировки имеющейся практики борьбы с организованной преступностью и коррупцией на основе локальных разработок. Здесь необходим переход к новой концепции мер уголовно-правовой борьбы и предупреждения операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Таким образом, для эффективного противодействия операциям по получению и легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, представляется целесообразным применение разработанных нами мер в области формирования экономической, уголовно-правовой и криминологической политики, а также разработка соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.Современные условия динамично развивающейся ситуации, связанной с преодолением последствий мирового финансового кризиса, потребовали от всех правоохранительных органов сконцентрировать усилия по предотвращению экономических преступлений.Для использования имеющихся возможностей по борьбе и противодействию операциям по легализации преступных доходов в ходе расследования коррупционных преступлений, необходимо наладить должное взаимодействие правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов и скоординированность работы всех звеньев правоохранительного механизма.Как показывает практика, разрозненные действия порождают массу искусственных трудностей, работа зачастую тормозится, утрачиваются доказательства, получается, что в результате несогласованности прилагаемые усилия не имеют нужную эффективность.Для этого необходимы координация правоохранительных действий, принятие согласованных мер оперативного реагирования по противодействию хищениям выделенных государственных ресурсов, разного рода злоупотреблениям со стороны государственных и банковских служащих, фиктивным банкротствам и рейдерским захватам, антимонопольным и налоговым правонарушениям, незаконным операциям на рынке ценных бумаг и т. п.Такая работа организована в рамках деятельности Межведомственной группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной по поручению Президента РФ, куда входят представители ФСБ России, МВД России, ФНС России, Генеральной прокуратуры РФ, Росфинмониторинга и Центробанка России. Определен механизм совместных действий по контролю за сохранностью и целевым использованием средств государственной поддержки отечественной экономики.В этих условиях подразделения правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов России должны действовать на опережение.В ходе работы были сформулированы рекомендации правительству РФ по усилению процессов противодействия легализации незаконных доходов:Уменьшить долю наличного оборота при осуществлении расчетных операций для борьбы с основным способом легализации незаконных доходов.Внести изменения в налоговое законодательство, а также сократить число видов деятельности, основанных на разрешительном принципе, для нейтрализации основных источников незаконных доходов.Обеспечить полное сотрудничество банковских учреждений с правоохранительными и надзорными органами, заинтересовать финансовые учреждения в противодействии легализации незаконных доходов с целью защиты от репутационных рисков.Усовершенствовать нормативно-правовую базу в отношении противодействия отмыванию незаконных доходов.Продолжать сотрудничество, организовывать совместные семинары, конференции с зарубежными партнерами по противодействию легализации незаконных доходов.Создать общую базу данных всех правоохранительных, контрольных и надзорных органов.Разработать методику расчета легализованных незаконных доходов с выделением количественной оценки их источников.Предоставлять данные по неформальной экономике органам государственной статистики, а также выделять статью материального ущерба, нанесенного каждым видом преступления, при предоставлении статистических данных органам внутренних дел.Следующим направлением в указанной сфере предлагается научное обеспечение законодательных основ деятельности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов, которое включает более четкую детерминацию субъектов преступной деятельности.ЗаключениеИнтеграция современной России в мировое сообщество обусловливает тесное взаимодействие ее внутригосударственного законодательства с международным правом. При этом прослеживается действие универсальной по характеру тенденции, выражающейся в возрастающем влиянии международного права на развитие и дальнейшее совершенствование российского уголовного законодательства. Участие России в международном сотрудничестве по противодействию и предупреждению операциями по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, выражается в расширении круга уголовно наказуемых деяний и требует более полного учета в национальном уголовном законодательстве международно-правовых стандартов. Взаимодействие международного и внутригосударственного уголовного права становится сегодня одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на содержание уголовно-правовых норм национального законодательства.Таким образом, криминально-глобализационные тенденции выводят задачу повышения эффективности механизмов противодействия деятельности по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, в разряд приоритетных с учетом определенных особенностей:Решаемые в процессе разработки мер по повышению эффективности борьбы и предупреждения криминальных финансовых операций оптимизационные задачи преследуют, как правило, локальные цели, которые выражаются в категориях априорно заданных показателей и могут не соответствовать глобальным криминальным аспектам развития российских корпораций при интеграции в мировую экономическую систему. В результате это приводит к неоправданной разнотипности действий правоохранительных органов, их несистемное, резкому увеличению затрат ресурсов на работу и т. п. При оптимальном проектировании уголовно-правовых и криминологических мер в отношении криминальных операций в структурах российских корпораций решаемая целевая задача должна формулироваться в показателях качественного развития механизмов по противодействию финансово-хозяйственным операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, с поиском рационального компромисса в условиях необходимости межведомственного взаимодействия, эскалации корпоративной коррупции и транснационализации криминальных финансовых механизмов.Существующие стратегии борьбы и предупреждения криминальных финансовых операций имеют несистемный характер с применением предметно и дисциплинарно различно ориентированных средств и методов решения поставленных задач, основанных, как правило, на использовании типичных методов. Развитие мер противодействия финансово-хозяйственным операциям по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, должно осуществляться в структурах российских корпораций и за рубежом с одновременным рассмотрением множества различных предметных областей и дисциплин права, экономики, информатики и т. п., что требует использования единого криминологического формата описания различных предметных областей и разработки методов криминологического анализа, позволяющих синтезировать наилучшие по принятым критериальным показателям криминологические модели уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем в структурах российских корпораций.Системное управление правоохранительной деятельностью по противодействию экономическим преступлениям в условиях эскалации корпоративной коррупции и транснационализации криминальной корпоративной деятельности предполагает создание и практическое использование интегрированных баз и банков данных, а также информационно-аналитических систем, что не обеспечивается существующими в правоохранительных и фискальных органах информационными системами. Поэтому появляется необходимость в разработке специализированных методик и создании соответствующей интегрированной электронной системы информационного обеспечения деятельности правоохранительных и иных органов.Практическое решение задач осуществления мониторинга финансово-хозяйственных операций в рамках государственного архива электронных корпоративных баз бухгалтерской отчетности и документации в условиях эскалации корпоративной коррупции возможно только на основе самого широкого использования современной и перспективной вычислительной техники и электронных информационно-аналитических систем. Поэтому целесообразно осуществить формирование методик криминологического и криминалистического анализа с помощью распределенных вычислительных сетей с сохранением возможного их применения для решения локальных специализированных задач с учетом перспективного международного опыта борьбы с преступлениями по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Список использованной литературыПостановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям// "Собрание законодательства РФ", 24.03.2014, N 12, ст. 1304; Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 21.12.2013) "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу")// "Собрание законодательства РФ", 18.06.2012, N 25, ст. 3314. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"//"Российская газета", N 151-152, 09.08.2001. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015). "Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П)// "Вестник Банка России", N 14, 18.02.2015. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления)/Б.В. Волженкин. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2008. – с. 641. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/51.pdf 1AXA подписывает соглашение об использовании сервиса Detica NetReveal для предотвращения мошенничества со страховыми претензиями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forpress.ru/release/7726/.Андерсон, Д. Глобальное исследование «Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2011г. [Электронный ресурс] / Д. Андерсон, Б. Дилли, Д. Чистов. - KPMG. -2011. - Режим доступа: http://kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/S_AML_1r.pdfБанкомат Калашникова [Электронный ресурс] // Журнал Коммерсантъ Деньги. - 02.2012. - №6 (863). - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/1862868.Бекряшев, А. Теневая экономика и экономическая преступность [Электронный ресурс] / А.К. Бекряшев, И.П. Белозеров, Н.С. Бекряшева. - Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/bekryash.Давыдов, В.С.Способы легализациипреступныхдоходов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yurclub.ru/docs/criminal/article65.html.Депутаты ужесточат антитеррористическое законодательство // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/01/15/koshelki-site.html Долгих, В.Н.О механизмах уклоненияот уплатыналогов [Электронный ресурс] / В.Н. Долгих //Аудит и финансовый анализ, 2004. - № 1. - Режим доступа: http://www.auditfin.eom/2004/1/toc.asp.Евросоюз будет воевать с Лихтенштейном, Монако, Андоррой и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //news .finance.ua/ru/~/1 /0/all/2008/03/05/120429.Зубова, Е. Из России - с деньгами: куда утек капитал [Электронный ресурс]. - URL: ttp://slon.ru/economics/iz_rossii_s_dengami_kuda_utek_kapital-730468.xhtml. Зыкова Т. Пятно на платье от купюр: Интернет становится доходным сектором для "грязных" денег // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/07/30/nechaev.html Интернет становится доходным секторомдля «грязныхденег»: интервью президента ФАТФ В.П. Нечаева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/07/30/nechaev.html. Королев И. Депутаты запретили анонимные переводы электронных денег // CNews. URL: http://www.cnews.ru/top/2014/04/21/deputaty_zapretili_anonimnye_perevody_elektronnyh_deneg_569060 Корпорация «Иркут» приступила к производству самолёта МС-21 - [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. - 2012. - Режим доступа: http://www.itar- tass.com/c134/534988.html.Ляликов, А.В. Затраты коммерческих банков на противодействие отмыванию [Электронный ресурс] / А.В. Ляликов. - Уральский государственный экономический университет. - 2012. - Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_3677.htm.Меретуков Г.М. Методика расследования незаконного получения кредита: монография. Краснодар, КубГАУ, 2014. – с. 25, Меретуков Г.М. Выявление и собирание криминалистически значимой информации на стадии возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов и сокрытия объектов налогообложения: монография. Краснодар, КубГАУ, 2013. – с. 7-48. 14.Нейронные сети - от теории к практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mql5.com/ru/articles/497.Основные причины оттока капитала из России: макроэкономический обзор [Электронный ресурс] // Центр макроэкономических исследований ОАО «Сбербанк России». -2012.- Режим доступа: http://sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/ottok_kapitala_iz_rossii.pdfОткровения Игнатьева: куда уходят $49 млрд в год? [Электронный ресурс] // Журнал Forbes.ru. -2013.- Режим доступа: http: //www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/236500-otkroveniya-ignateva-kuda-uhodyat-49-mlrd-v-god.Отток капитала - это вывоз взяток: данные информационного агентства Финмаркет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/article/3162548.Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru.Официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf- gafi.org/pages/aboutus/membersandobservers.Официальный сайт Минюста России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mLnjust.ru.Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru.Официальный сайт Росфинмониторинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedsfm.ru. Президент РФ В.В. Путин провел в Росфинмониторинге совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям. URL: http://fedsfm.ru/releases/993 Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году. URL: http://fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82_2013.pdf Ревенков, П.В. Финансовый мониторинг:управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. - М.: КНОРУС : ЦИПСиР, 2012. - С. 9.Региональные группы по типу ФАТФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ifes.mephi .ru/podft/mezhdunarodnaya- sistema-podft/regionalnye-gruppy-po-tipu-fatf.Резник, В. Революционное правосознание Банка России [Электронный ресурс] / В.Д. Резник // Коммерсантъ Daily. - 23.03.2007. - № 47. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/artides/2007/reznik.htmlРодичев М.Л. Появление и развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. N 1. С. 41 - 46.Рожков, А. Защитники денег оборонки [Электронный ресурс] / Ведомости / А. Рожков, А. Никольский. -2011.- Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266980/zaschitniki_deneg_.Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов в банке - необходимый этап внедрения информационных технологий / Рудакова О.С. // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - М.: Московская академия экономики и права, 2008. - С.41-45. Соболь Е., Мокроусова И., Казьмин Д. Деофшоризацию российской экономики начнут с Домодедово // Ведомости. Власть. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/9937721/znakomstvo_s_ofshoraminachnut_s_domodedovo Сорок рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (FATF) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://local.crmm.ru/rosfinfatf/rus/contents/recommendations.СФ принял Постановление о деофшоризации экономики и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/40792/ Харук, А.Л. Зарубежный опыт противодействия легализации денежных средств, приобретенных преступным путем / А.Л. Харук // Российский следователь. - М.: Юрист, 2010. - № 24. - С. 33-37.Чубукова, И.А. Data Mining [Электронный ресурс] / И.А. Чубукова // Лаборатория знаний, 2008. - Режим доступа: http://www.forekc.ru/nr1/index-elementy_neironnyh_setei. htmШестопал, О. С уклоном в отмывание - налоговых нарушителей накажут за легализацию [Электронный ресурс] / О. Шестопал, С. Егикян, С. Дементьева. - Газета «Коммерсантъ». - №30/П (4815), 2012. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1877250Эффективное межведомственное сотрудничество в борьбе с налоговыми и иными финансовыми преступлениями [Электронный ресурс] // Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). - 2012. Режим доступа: http://www.oecd.org/ctp/crime/Final_Russian_Domestic_Cooperation.pdf.ПриложенияСравнение национальных систем противостояния легализации денежных СтранаЭлементы национальной системы противостояния легализации денежных СпециальноезаконодательствоПодразделение финансовой разведки (ПФР)Ответственные за информирование ПФРУголовная ответственность преступников за отмывание преступных доходовРоссия- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;- ст. 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ; специальные нормативно-правовые акты Банка РоссииРосфинмониторингОтветственныесотрудникифинансовыхпосредниковНедостаточно высокая (от денежного штрафа до лишения свободы до 7 лет)СШАBank Secrecy Act (BSA),1970;Money Laundering ControlAct, 1986;- Comprehensive Money Laundering Act, 1986;Anti-Drug Abuse Act,1988;- Crime Central Act. Par. 2532,1990;- Housing and Community Development Act, 1992;Presidential Decision Directive (PDD) № 42, 1995;Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA),2013ПодразделениеМинфинаСША - Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN)ОтветственныесотрудникифинансовыхпосредниковОчень высокая (лишение свободы до пожизненного срока)ВеликобританияTerrorism Act 2000;Anti-terrorism, Crime and Security Act, 2001;Proceeds of Crime Act, 2002;Serious Organised Crime and Police Act, 2005;Money Laundering Regulations, 2007National Criminal Intelligence Service (NCIS)Инспекторапопротиводействиюотмываниюденег (money laundering reporting officer, MLRO)Высокая (лишение свободы на срок от 5 до 14 лет, в том числе инспекторов (MLRO), не сообщивших о сомнительной операции)СтранаСпециальноезаконодательствоПодразделение финансовой разведки (ПФР)Ответственные за информирование ПФРУголовная ответственность преступников за отмывание преступных доходовАвстрияЗакон о валютных операциях, принятый в 2008 году;Закон о банковском деле(Bankwesengesetz), 2008;дополнения к Уголовному кодексу об ответственности юридических и физических лиц за отмывание доходов.Специальное подразделение, созданное в рамках Группы борьбы с организованной преступностью (EDOC Meldestelle)ОтветственныесотрудникифинансовыхпосредниковНедостаточно сильная (лишение свободы на срок до 5 лет или денежный штраф. Кроме того, уголовная ответственность наступает лишь при условии, что деяние совершается умышленно и сумма операции по легализации превышает установленный лимит)ФранцияЗакон № 96-392 от 13 мая 1996 года о борьбе с отмыванием денег и незаконным оборотом наркотиков(Loi № 96-392 du 13 mai 1996 relative a la lutte contre le blanchiment et le trafic des stupefiants et a la cooperation internationale en matiere de saisie et de confiscation des produits du crime)Traitement du Renseignement et Action contre les Circuits Financiers Clandestins (TRACFIN)ОтветственныесотрудникифинансовыхпосредниковСильная ответственность (до десяти лет лишения свободы и крупный денежный штраф)БельгияЗакон от 11.01.1993 «О предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов» (Loi relative a la prevention de I'utiHsation du systeme financier aux fins du blanchiment de capitaux et du financement du terrorismeThe Belgian Financial Intelligence Processing Unit (CTIF-CFI)ОтветственныесотрудникифинансовыхпосредниковСлабаяответственность (лишение свободы на срок до 5 лет)ИталияЗакон № 646 «О борьбе с мафией», 1982;Закон № 55 «О деятельности финансовокредитных институтов страны», 1990;Закон № 55 Гамма - Вассали, 1990;Закон № 197/91 (Legge 197/91: sull'Antiriciclaggio di Denaro), 1991;Специальный орган Банка Италии, выполняющий функции финансовой разведки - Ufficio Italiano dei Cambi (UIC)ОтветственныесотрудникифинансовыхпосредниковВысокая (лишение свободы на срок от 7 до 12 лет и более, а также крупный денежный штраф)ШвейцарияAnti-Money Laundering Act (AMLA), 1997;the Ordinance of the Swiss Financial Market Supervisory Authority (GWV-FINMA), 2010;ст. 305 Уголовного кодекса Швейцарии (the Swiss Penal Code)Отсутствует кактаковое. Функциивыполняет службапо борьбе сотмываниемдоходов (MROS),являющаясяавтономнымподразделениемфедеральнойполиции.Как таковые отсутствуют.Строгих требований о сообщении в ПФР нет.Слабаяответственность лишения свободы на срок до 5 лет. Кроме того, уклонение нерезидентов от налогообложения в стране постоянного жительства не является уголовным преступлением)Матрица прогнозных сценариев развития операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российских корпорацияхСценарииХарактеристики базовых трендов развития операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российских корпорацияхКоличественныехарактеристикиКачественныехарактеристикиХарактеристики мер противодействияI. Постепенное снижение операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российских корпорацияхПостепенное снижение количества юридических лиц, совершающих операции по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Полное прекращение таких операций в наиболее крупных российских корпорациях.Последовательное снижение объемов операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Полное прекращение таких операций в наиболее социально значимых отраслях экономики (ТЭК, ЖКХ, финансовобанковский сектор).Реализация системных уголовно-правовых, гражданско-правовых, социально-экономических и т. п. мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.II. Переменное чередование трендов нарастания и снижения операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путемВолнообразная динамика количества юридических лиц, совершающих операции по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. Временное прекращение таких операций в наиболее крупных российских корпорациях.Неравномерное изменение динамики объемов операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Сочетание тенденций прекращения и нарастания таких операций в наиболее социально значимых отраслях экономики (ТЭК, ЖКХ, финансово-банковский сектор).Попытки компенсации неравномерной динамики операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем несистемными мерами противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем, при попытках модернизировать законодательство и правоохранительную систему.III. Постоянное нарастание операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем в российских корпорацияхКатастрофическое нарастание количества юридических лиц, совершающих операции по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.Расширение таких операций в наиболее крупных российских корпорациях.Постоянное увеличение объемов операций по легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. Превращение таких операций в системную характеристику бизнеса в наиболее социально значимых отраслях экономики (ТЭК, ЖКХ, финансово-банковский сектор).Отсутствие значимых уголовно-правовых, гражданско-правовых, социально-экономических и т. п. мер противодействия. Окончательная деградация правоохранительного, фискального и т. п. контроля и противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям// "Собрание законодательства РФ", 24.03.2014, N 12, ст. 1304;
2. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 21.12.2013) "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" (вместе с "Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу")// "Собрание законодательства РФ", 18.06.2012, N 25, ст. 3314.
3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"//"Российская газета", N 151-152, 09.08.2001. (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
4. "Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П)// "Вестник Банка России", N 14, 18.02.2015.
5. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления)/Б.В. Волженкин. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2008. – с. 641.
6. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и Научный журнал КубГАУ, №109(05), 2015 года http://ej.kubagro.ru/2015/05/pdf/51.pdf 1
7. AXA подписывает соглашение об использовании сервиса Detica NetReveal для предотвращения мошенничества со страховыми претензиями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forpress.ru/release/7726/.
8. Андерсон, Д. Глобальное исследование «Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2011г. [Электронный ресурс] / Д. Андерсон, Б. Дилли, Д. Чистов. - KPMG. -2011. - Режим доступа: http://kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/Documents/S_AML_1r.pdf
9. Банкомат Калашникова [Электронный ресурс] // Журнал Коммерсантъ Деньги. - 02.2012. - №6 (863). - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/1862868.
10. Бекряшев, А. Теневая экономика и экономическая преступность [Электронный ресурс] / А.К. Бекряшев, И.П. Белозеров, Н.С. Бекряшева. - Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/bekryash.
11. Давыдов, В.С. Способы легализации преступных доходов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yurclub.ru/docs/criminal/article65.html.
12. Депутаты ужесточат антитеррористическое законодательство // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/01/15/koshelki-site.html
13. Долгих, В.Н. О механизмах уклонения от уплаты налогов [Электронный ресурс] / В.Н. Долгих //Аудит и финансовый анализ, 2004. - № 1. - Режим доступа: http://www.auditfin.eom/2004/1/toc.asp.
14. Евросоюз будет воевать с Лихтенштейном, Монако, Андоррой и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //news .finance.ua/ru/~/1 /0/all/2008/03/05/120429.
15. Зубова, Е. Из России - с деньгами: куда утек капитал [Электронный ресурс]. - URL: ttp://slon.ru/economics/iz_rossii_s_dengami_kuda_utek_kapital- 730468.xhtml.
16. Зыкова Т. Пятно на платье от купюр: Интернет становится доходным сектором для "грязных" денег // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/07/30/nechaev.html
17. Интернет становится доходным сектором для «грязных денег»: интервью президента ФАТФ В.П. Нечаева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/07/30/nechaev.html.
18. Королев И. Депутаты запретили анонимные переводы электронных денег // CNews. URL: http://www.cnews.ru/top/2014/04/21/deputaty_zapretili_anonimnye_perevody_elektronnyh_deneg_569060
19. Корпорация «Иркут» приступила к производству самолёта МС-21 - [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. - 2012. - Режим доступа: http://www.itar- tass.com/c134/534988.html.
20. Ляликов, А.В. Затраты коммерческих банков на противодействие отмыванию [Электронный ресурс] / А.В. Ляликов. - Уральский государственный экономический университет. - 2012. - Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_3677.htm.
21. Меретуков Г.М. Методика расследования незаконного получения кредита: монография. Краснодар, КубГАУ, 2014. – с. 25,
22. Меретуков Г.М. Выявление и собирание криминалистически значимой информации на стадии возбуждения уголовного дела об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов и сокрытия объектов налогообложения: монография. Краснодар, КубГАУ, 2013. – с. 7-48. 14.
23. Нейронные сети - от теории к практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mql5.com/ru/articles/497.
24. Основные причины оттока капитала из России: макроэкономический обзор [Электронный ресурс] // Центр макроэкономических исследований ОАО «Сбербанк России». - 2012. - Режим доступа: http://sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/ottok_kapitala_iz_rossii.pdf
25. Откровения Игнатьева: куда уходят $49 млрд в год? [Электронный ресурс] // Журнал Forbes.ru. - 2013. - Режим доступа: http: //www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/236500-otkroveniya-ignateva-kuda- uhodyat-49-mlrd-v-god.
26. Отток капитала - это вывоз взяток: данные информационного агентства Финмаркет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/article/3162548.
27. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru.
28. Официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf- gafi.org/pages/aboutus/membersandobservers.
29. Официальный сайт Минюста России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mLnjust.ru.
30. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru.
31. Официальный сайт Росфинмониторинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedsfm.ru.
32. Президент РФ В.В. Путин провел в Росфинмониторинге совещание по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям. URL: http://fedsfm.ru/releases/993
33. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2013 году. URL: http://fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82_2013.pdf
34. Ревенков, П.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках / П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, А.Н. Воронин, М.В. Каратаев. - М.: КНОРУС : ЦИПСиР, 2012. - С. 9.
35. Региональные группы по типу ФАТФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ifes.mephi .ru/podft/mezhdunarodnaya- sistema-podft/regionalnye- gruppy-po-tipu-fatf.
36. Резник, В. Революционное правосознание Банка России [Электронный ресурс] / В.Д. Резник // Коммерсантъ Daily. - 23.03.2007. - № 47. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/artides/2007/reznik.html
37. Родичев М.Л. Появление и развитие законодательства о противодействии легализации преступных доходов // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. N 1. С. 41 - 46.
38. Рожков, А. Защитники денег оборонки [Электронный ресурс] / Ведомости / А. Рожков, А. Никольский. - 2011. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266980/zaschitniki_deneg_.
39. Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов в банке - необходимый этап внедрения информационных технологий / Рудакова О.С. // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - М.: Московская академия экономики и права, 2008. - С.41-45.
40. Соболь Е., Мокроусова И., Казьмин Д. Деофшоризацию российской экономики начнут с Домодедово // Ведомости. Власть. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/9937721/znakomstvo_s_ofshoraminachnut_s_domodedovo
41. Сорок рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ (FATF) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://local.crmm.ru/rosfinfatf/rus/contents/recommendations.
42. СФ принял Постановление о деофшоризации экономики и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. URL: http://council.gov.ru/press-center/news/40792/
43. Харук, А.Л. Зарубежный опыт противодействия легализации денежных средств, приобретенных преступным путем / А.Л. Харук // Российский следователь. - М.: Юрист, 2010. - № 24. - С. 33-37.
44. Чубукова, И.А. Data Mining [Электронный ресурс] / И.А. Чубукова // Лаборатория знаний, 2008. - Режим доступа: http://www.forekc.ru/nr1/index- elementy_neironnyh_setei. htm
45. Шестопал, О. С уклоном в отмывание - налоговых нарушителей накажут за легализацию [Электронный ресурс] / О. Шестопал, С. Егикян, С. Дементьева. - Газета «Коммерсантъ». - №30/П (4815), 2012. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1877250
Эффективное межведомственное сотрудничество в борьбе с налоговыми и иными финансовыми преступлениями [Электронный ресурс] // Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). - 2012. Режим доступа: http://www.oecd.org/ctp/crime/Final_Russian_Domestic_Cooperation.pdf. 

Вопрос-ответ:

Каков теоретически правовой аспект отмывания доходов полученных от преступной деятельности?

Теоретически правовой аспект отмывания доходов полученных от преступной деятельности заключается в изучении сущности и правовой характеристики этого преступления, а также разработке методов и мер по его противостоянию.

Как можно описать сущность и правовую характеристику отмывания доходов полученных нелегальным способом?

Отмывание доходов полученных нелегальным способом представляет собой процесс, в результате которого незаконно полученные денежные средства приобретают легальный вид и происхождение. Правовая характеристика этого преступления включает в себя множество нормативных актов, направленных на его пресечение и наказание виновных лиц.

Какие методы существуют для противостояния легализации денежных средств полученных преступным путем?

Для противостояния легализации денежных средств, полученных преступным путем, используются различные методы. Это включает разработку и внедрение специальных систем контроля финансовых операций, анализ и мониторинг банковских счетов и переводов, сотрудничество с правоохранительными органами других стран, а также пропаганду осведомленности о проблеме отмывания денег.

Как можно оценить деятельность по противостоянию отмыванию доходов полученных преступным путем?

Оценка деятельности по противостоянию отмыванию доходов, полученных преступным путем, производится на основе анализа структуры и динамики денежных средств, полученных от преступной деятельности. Такой анализ позволяет выявить тенденции и тренды в отмывании денежных средств и принять соответствующие меры для предотвращения этого преступления.

Какие особенности характерны для структуры и динамики денежных средств, полученных от преступной деятельности в России?

Структура и динамика денежных средств, полученных от преступной деятельности в России, имеют свои особенности. В основном, это связано с различными видами преступлений, которые приводят к получению незаконных доходов. Также стоит отметить, что данные о структуре и динамике денежных средств могут изменяться в зависимости от законодательных изменений и мер, принимаемых для их противодействия.

Какие проблемы возникают при противостоянии отмыванию доходов, полученных преступным путем?

При противостоянии отмыванию доходов, полученных преступным путем, возникают различные проблемы. Некоторые из них включают сложность выявления и доказывания фактов отмывания, наличие международного характера таких операций, искусственное создание транзакций для смешивания средств, использование технологий и криптовалют для скрытого перевода денег, а также неэффективность существующих механизмов противодействия.

Каким образом осуществляется противостояние отмыванию доходов, полученных нелегальным способом?

Противостояние отмыванию доходов, полученных нелегальным способом, осуществляется через различные методы. Среди них можно выделить контроль финансовых операций, обязательную идентификацию клиентов, анализ и отслеживание финансовых потоков, обмен информацией между правоохранительными органами разных стран, создание специализированных учреждений и механизмов для борьбы с отмыванием денег и другие юридические меры и политики.

Какие методы применяются для легализации денежных средств, полученных преступным путем?

Для легализации денежных средств, полученных преступным путем, используются различные методы. Это может включать создание фиктивных бизнесов, инвестиции в легальные предприятия, использование схем с теневыми банками, международными счетами и офшорными компаниями, использование нелегальных средств обмена валюты, а также использование криптовалют и технологий анонимных транзакций.

Как выполняется оценка деятельности по противостоянию отмыванию доходов, полученных преступным путем?

Оценка деятельности по противостоянию отмыванию доходов, полученных преступным путем, выполняется через анализ структуры и динамики денежных средств, полученных от преступной деятельности. Это включает исследование финансовых потоков, выявление связей между физическими и юридическими лицами, оценку эффективности использования существующих мер и политик, а также оценку влияния противодействия отмыванию на общую криминогенную ситуацию в стране.

Каковы теоретические и правовые аспекты отмывания доходов, полученных от преступной деятельности?

Теоретический аспект отмывания доходов, полученных от преступной деятельности, заключается в изучении причин, механизмов и последствий этого процесса. Правовой аспект связан с разработкой и применением законов и мер по борьбе с отмыванием денежных средств.

Чем отличается отмывание доходов, полученных нелегальным способом, от других видов преступлений?

Отмывание доходов, полученных нелегальным способом, представляет собой процесс перевода и легализации этих денег, чтобы они казались законно заработанными. Отличается от других преступлений тем, что его основная цель - скрыть происхождение денег, полученных преступным путем.

Какие методы существуют для противостояния отмыванию денежных средств, полученных преступным путем?

Существует несколько методов противостояния отмыванию денежных средств: ужесточение законодательства, международное сотрудничество в борьбе с отмыванием, создание специализированных структур и служб, проведение финансовых расследований, внедрение системы мониторинга финансовых операций и другие.