Психокоррекционные мероприятия при наркоминии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 2626 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 22.07.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2 Особенности формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте 6
ГЛАВА 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ ПОДРОСТКАМИ КАК ФАКТОР РИСКА И МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПНОСТИ 12
2.1 Особенности употребления наркотиков подростками группы риска как главного фактора аддиктивного поведения 12
2.2. Меры по профилактике наркомании среди детей и подростков 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Контролировать данную деятельность должны координационные советы, которые сегодня создаются в каждой области из представителей правоохранительных органов, а также общественных организации и системы образования, здравоохранения, которые обеспечили планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних.
Создание координационного совета позволит своевременно выявлять проблемные группы и отдельных подростков и выбирать для них соответствующую форму реабилитации.
На первом этапе в деятельности координационного совета должна быть, находящаяся под постоянным контролем, ликвидация детской и подростковой беспризорности. Дело в том, что оказавшиеся на улицах городов и поселков подростки без средств существования вынуждены совершать корыстные и корыстно-насильственные преступления, что приводит к формированию особой криминальной среды, которая начинает постоянно расти и расширяться, что сказывается в постоянном вовлечении туда все новых членов.
Общие меры современной профилактики подростковой преступности сегодня включают в себя:
- Повышение качества всего учебного процесса,
- Совершенствование организации учебного процесса,
- Совершенствование методического уровня.
Для совершенствования данных мер необходимо:
- Четкое выполнение учебного плана,
- Предупреждение пропусков занятий учащимися
- Обеспечение повседневной занятости учащихся полезными видами деятельности,
- Активизация ученического самоуправления.
Данные методы профилактики хорошо зарекомендовали себя на протяжении десятилетий, однако на современном этапе в информационном обществе, где именно через информацию осуществляется основное воздействие возрастает роль организации внеклассной деятельности учащихся и предоставлением им возможностей в самореализации.
В этой связи возрастает роль воспитательных мер. Куда относятся не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это острая проблема, поскольку «по официальным данным Министерства образования большое количество учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенка» [25, с. 75].
Необходимо отметить, что современная система профилактики подростковой преступности включает также организационно-правовые меры:
- Воссоздание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся. Это могут быть добровольные дружины, которые контролируют порядок в ходе перемен и в ходе занятий групп продленного дня.
- Воссоздание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста, которые оказывали бы воспитательное воздействие на младших школьников
- Воссоздание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей и т.п.) из числа несовершеннолетних; создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.); закрепление за учащимися, состоящими на учете в ОППН и КДН, и лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние (тоже дело не в названии – шефов, наставников или общественных воспитателей);
- Воссоздание правоохранительных формирований из числа учащихся (природоохранные, охраны памятников истории и культуры и т.п.); обеспечение тесного взаимодействия внутришкольных и внутриучилищных органов профилактики между собой и с внешними организациями [27, с. 81].
Все эти меры позволят приобщать подростков к правоохранительной деятельности и соблюдению законности, что является инструментом, прежде всего, социального контроля, переходящего в самоконтроль, что безусловно, положительно скажется на профилактике подростковой преступности.
В ходе успешной деятельности таких формирований усваивается элементарная правовая база. Для её укрепления в одних случаях можно воспользоваться неотменными нормативными актами о деятельности некоторых формирований, в других эффективной будет разработка новых документов, соответствующих требованиям сегодняшнего дня.
Однако, необходимо отметить высокую роль, в дополнении к социальным специальных психолого-педагогических мер, к которым относятся:
- Психодиагностические методики, которые применяются для изучения поступающего на учебу подросткового контингента и в ходе этого изучения выявления лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из специальных школ или колоний), выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за ее пределами; психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением.
- Психопрофилактические методики, которые заключаются в использовании широкого диапазона мер, прежде всего, ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп, а также обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
В четвертых, к основным профилактическим мерам относятся специальные криминологические меры, к которым относятся:
- Выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;
- Выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы; выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
- Разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами.
В этой связи очень важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними, которые позволят укреплять методы профилактики подростковых правонарушений, к данным принципам относятся:
- Принцип компетентности;
- Принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних;
- Принцип своевременности;
- Принцип упреждаемости;
- Принцип дифференциации мер профилактики.
Таким образом, только через создание целой системы профилактики детской преступности могут быть достигнуты организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические цели.
На современном этапе при поддержке меценатов и спонсоров данные меры могут быть применены через создание при посредстве координационных советов специальных образовательных центров, где подростки смогут быть организованно вовлечены в процесс социализации и формирования у них социально-ориентированного поведения и в дальнейшем образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе работы над данным исследованием были решены следующие задачи:
Проведен теоретический анализ литературы по проблеме аддиктивного поведения, а также проблемам ценностно-мотивационной сферы личности, выбрана методика исследования и материалы, которые легли в основу работы с испытуемыми.
Были изучены доминирующие мотивы потребления и воздержания от потребления наркотиков. На основе полученных данных нам удалось установить, что для условно - здоровых, умеренно пьющих людей мотивация потребления наркотиков носит социально-психологический характер. Дело в том, что она осуществляется у данной группы при наличии общественно-приемлемых поводов. У второй группы потребление наркотиков утратило свою культурно-традиционную мотивированность и приобрело статус полномотивированной системы побуждений, управляемой по ходу развития зависимости патологической «наркотической» потребностью. Данная потребность характеризуется у испытуемых двумя сторонами: приобретением все более устойчивого личностного смысла, с одной стороны, и дезорганизацией функций контроля, с другой стороны.
Были изучены характерологические особенности личности, а также психоэмоциональное состояние лиц экспериментальной группы. На основании чего можно сделать вывод о том, что патологическая потребность в состоянии алкоголизации формируется, проходя ряд мотивационных этапов: интерес, желание, потребность. Это психологические стадии формирования синдрома наркотической зависимости, сопровождающиеся изменениями особенностей функциональной структуры личности.
Была изучена ценностно-мотивационная сфера личности больных алкоголизмом, в результате чего удалось установить, что нарушение адаптационного компонента приводит к проявлению патологической потребности в форме влечения к алкоголю. В зависимости от степени напряжения потребности, с одной стороны, и разрушения ее адаптационного компонента, с другой стороны, влечение носит навязчивый и компульсивный характер.
Изучить характеристики ценностно- мотивационной сферы личности у лиц, не злоупотребляющих наркотиками, и установлены причины коренных различий в мотивации употребления наркотиков и зависимости от него по ряду параметров, в частности отсутствия аддиктивных мотивов, и мотивов самоповреждения.
Были выявлены особенности ценностно-мотивационной сферы лиц с наркотической зависимостью, которые отражают имеющиеся нарушения системы психического функционирования на ряде уровней: на потребностно-мотивационном; на уровне мотивационно-целевой направленности; на уровне функциональной организации динамической структуры личности; на уровне отражения адаптивного поведения личности; на социально-психологическом уровне поведения; личностном и семейном пространствах; в общественном пространстве.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Адлер, А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997. – 256 с.
Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. - Материалы первой международной научно-практ. конф.: ВГМУ, 2009. - 364 с.
Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М. 2003.-350с.
Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
Алёхин А.Н. (ред). Клиническая психология: теория, практика и обучение. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург. – РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - 175 с.
Андреева Г.М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с.
Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.:, 2004. - 112 с
Анциферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. – М., 1990- С.7-17
Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999.- №1- С.41-47.
Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
Барабанщиков, В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. - М. :Когито-Центр, 2006.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л. Наука, 1998.- 269с.
Битянова М. Р. Социальная психология. М., 1994. – 345 с.
Блейхер В.М. Расстройства мышления. - Киев: Здоровье, 1983. - 192 с.
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Издательство: Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж, 2002., - 511с.
Будущее клинической психологии: Сборник научных статей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. - Пермь: Пермский государственный университет, 2008. - 265 с.
Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29
Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.48-65
Выготский, Л.С. Психология возрастного развития. - М.:Современное слово, 2007.- 506с.
Глуханюк, Н. С. Общая психология - М. :Академ. проект, 2005
Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения – М.: Смысл; Академия, 2006. – 336 с.
Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. – 2005. – № 4. – С. 3–27.
Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47–102.
Дружинин, В. Н. Общая психология. - СПб. : Питер, 2001.
Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.
Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии.- М.: МГУ.- 1983.-165 с.
Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития: учеб. пособие. - СПб.:Питер,2010., с. 320
Каширский Д .В . Мотивационно- потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопр. психол. 2002. №1. С. 26-37.
Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: , 2002. – 304 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2009., с. 142







2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Адлер, А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проспект, 1997. – 256 с.
2. Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. - Материалы первой международной научно-практ. конф.: ВГМУ, 2009. - 364 с.
3. Александер Ф. Психосоматическая медицина.- М. 2003.-350с.
4. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
5. Алёхин А.Н. (ред). Клиническая психология: теория, практика и обучение. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург. – РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - 175 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с.
7. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.:, 2004. - 112 с
8. Анциферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. – М., 1990- С.7-17
9. Астахов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999.- №1- С.41-47.
10. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
11. Барабанщиков, В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. - М. :Когито-Центр, 2006.
12. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л. Наука, 1998.- 269с.
13. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 1994. – 345 с.
14. Блейхер В.М. Расстройства мышления. - Киев: Здоровье, 1983. - 192 с.
15. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Издательство: Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж, 2002., - 511с.
16. Будущее клинической психологии: Сборник научных статей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. - Пермь: Пермский государственный университет, 2008. - 265 с.
17. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К.В. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3-29
18. Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К.В. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.48-65
19. Выготский, Л.С. Психология возрастного развития. - М.:Современное слово, 2007.- 506с.
20. Глуханюк, Н. С. Общая психология - М. :Академ. проект, 2005
21. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения – М.: Смысл; Академия, 2006. – 336 с.
22. Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. – 2005. – № 4. – С. 3–27.
23. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 47–102.
24. Дружинин, В. Н. Общая психология. - СПб. : Питер, 2001.
25. Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.
26. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии.- М.: МГУ.- 1983.-165 с.
27. Крайг Г.,Бокум Д. Психология развития: учеб. пособие. - СПб.:Питер,2010., с. 320
28. Каширский Д .В . Мотивационно- потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопр. психол. 2002. №1. С. 26-37.
29. Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: , 2002. – 304 с.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология).- М.: Гардарики, 2009., с. 142

Вопрос-ответ:

Какие особенности подросткового возраста влияют на формирование аддиктивного поведения?

Одной из особенностей подросткового возраста является повышенная активность мозга и склонность к рискованному поведению. Это может приводить к экспериментированию с наркотиками и последующей наркоманией. Также в этот период происходит интенсивное формирование личности, что делает подростков особенно уязвимыми для зависимостей.

Какие меры можно предпринять для профилактики употребления наркотиков подростками?

Для профилактики употребления наркотиков подростками необходимо проводить информационные кампании о вреде наркотиков, их последствиях и способах справления с проблемами. Также важно создавать альтернативные занятия и хобби, которые помогут подросткам находить другие способы решения своих проблем и справляться со стрессом.

Какие особенности употребления наркотиков подростками группы риска могут привести к аддиктивному поведению?

Подростки группы риска, склонные к аддиктивному поведению, часто испытывают проблемы в общении, имеют плохую школьную успеваемость и низкую самооценку. Они также подвержены влиянию окружающей среды, в которой присутствуют наркотики. Все эти факторы могут привести к употреблению наркотиков и последующей зависимости.

Какие меры по психокоррекции можно применить при наркомании подростков?

При психокоррекции наркомании подростков можно использовать методы психотерапии, которые помогут разрешить проблемы, лежащие в основе зависимости, и справиться с внутренними конфликтами. Также важным компонентом психокоррекции является поддержка и помощь со стороны близких и специалистов.

Какие меры предпринимаются для профилактики преступности в связи с употреблением наркотиков подростками?

Для профилактики преступности в связи с употреблением наркотиков подростками проводятся информационные кампании и тренинги, направленные на осознание вреда наркотиков и оказание сопровождения для тех, кто уже употребляет наркотики. Также реализуются социальные программы по вовлечению подростков в активную социальную жизнь и предоставлению им альтернативных возможностей.

Какие особенности существуют у подросткового возраста, которые могут влиять на формирование аддиктивного поведения?

Особенности подросткового возраста, такие как эмоциональная нестабильность, стремление к самоутверждению и принятию своей группы, рискованное поведение, недостаток опыта и сформированных ценностей, могут способствовать формированию аддиктивного поведения.

Какие меры можно предпринять для профилактики употребления наркотиков подростками?

Для профилактики употребления наркотиков подростками можно проводить информационные кампании о вреде наркомании, обучать подростков навыкам принятия решений и сопротивления групповому давлению, создавать альтернативные занятия и интересы для подростков, а также развивать компетентность родителей и педагогов в этой области.

Какое место занимают подростки группы риска среди употребляющих наркотики?

Подростки группы риска являются основной категорией употребляющих наркотики. Они имеют повышенные риски в связи с неблагоприятными условиями в семье, проблемами в поведении, низкой социальной адаптированностью, недостатком навыков решения проблем.

Какие меры можно предпринять для коррекции аддиктивного поведения подростков?

Для коррекции аддиктивного поведения подростков можно использовать различные психокоррекционные методы, такие как психотерапия, социальная поддержка, медикаментозное лечение, групповые занятия и тренинги. Важно также участвовать в реабилитационных программ и обеспечивать подросткам доступ к профессиональной помощи.

Какие факторы могут способствовать формированию аддиктивного поведения подростков?

Факторы, такие как неблагоприятные условия семьи, наличие конфликтов в школе, негативное влияние сверстников, доступность наркотиков, низкий уровень образования родителей, психологические проблемы и стрессовые ситуации, могут способствовать формированию аддиктивного поведения подростков.