Разработка учебно-тренировочных комплекса для специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров (на примере специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров г.СПБ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Пожарная безопасность
  • 107 107 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 22.07.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Список используемых сокращений 3
Введение 4
1. Крупные пожары: причины, ликвидация и ущерб 8
1.1 Пожар как физическое явление 8
1.2 Пожар - фактор угрозы человечеству 23
1.3 Крупные пожары России 35
2. Специализированная пожарно-спасательная часть по тушению крупных пожаров 46
2.1 О создании пожарной части специального назначения в городе Санкт-Петербург 46
2.2 Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях 57
2.3 Методы управления боевыми действиями пожарных подразделений на основе повышения их тактических возможностей 70
3. Разработка учебно-тренировочного комплекса для специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров 82
3.1 Мобильные и стационарные тренировочные комплексы 82
3.1.1 Теплодымокамера ПТС «ГРОТ» 84
3.1.2 Огневой полигон ПТС «Лава» 87
3.1.3 Автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс “Огневой ДОМ” 89
3.1.4 Учебно-тренажерный моделирующий комплекс «УТМК» 91
3.1.5 Огневой тренировочный комплекс ПТС УГОЛЁК 92
3.2 Парашютно-десантные работы 96
Заключение 100
Список литературы 103

Фрагмент для ознакомления

Ресурсов недостаточно для достижения поставленной цели, а характер тактико-технических действий слишком наступательный. Неудача здесь тоже относится к достижению цели. Может случиться так, что пожар потушен, но цели по защите материальных средств не достигнуты.
Вертикальное расстояние от области на рисунке, относящейся к конкретному типу оперативно-тактических действий, до области неудачи иногда называют «тактический резерв», или избыток ресурсов.
Когда речь заходит о выборе руководителем тушения пожара решающего направления сил и средств, следует помнить, что от данного выбора зависит не только рациональное решение по сохранению имущества и не только решение вопроса о целесообразности потраченных сил и средств, но и жизнь самих участников тушения. Модель, графическая интерпретация которой описана выше, сможет обосновать, почему пожарным следует или не следует вообще заходить в горящее здание ради спасения имущества.
Современное развитие общества способствует созданию новых систем, действия которых приводят к непрерывному снижению уровня безопасности людей и к возрастанию риска возникновения пожаров, в результате чего принципы и методы оперативно-тактических действий пожарных подразделений выходят на первый план.
Тушение пожара может быть осуществлено в один или несколько этапов, которым должны соответствовать одна или несколько вполне законченных операций. Анализ пожаров показывает, что все виды оперативно-тактических действий подразделений различаются между собой по способам их осуществления и тактикам ведения, в каждой стране мира применяются свои подходы и методы тушения пожаров. Анализ, формализация, обобщение, оценка эффективности и разработка новых методов и способов тушения пожара является весьма актуальной темой.
Процесс локализации и ликвидации пожара неразрывно связан с тактикой тушения. Так в США применяют в основном подачу большого количества мощных струй огнетушащих веществ с больших расстояний – с соседних зданий, подъемной пожарной техники.
В свою очередь в Германии оперативно-тактические действия по локализации и тушению пожара основаны, главным образом, на разборке и вскрытии строительных конструкций, а также максимально возможном приближении позиций ствольщиков к местам горения и на обеспечении максимальных расходов огнетушащих веществ. Причем эти оперативно-тактические действия проводятся независимо от стадии развития пожара и участка, т. е. независимо от момента, определяющего, что еще может быть сохранено и что уже приведено опасными факторами пожара в полную негодность.
Особенность ведения оперативно-тактических действий в Англии заключается в том, что вскрытие и разборка производятся гораздо дальше от места видимого, открытого горения, т. е. тщательно готовятся условия для ликвидации горения. В основу положен принцип: бороться с открытым горением гораздо легче, чем с дымом и, тем более, с огнем в обстановке плотного задымления.
Особенность тактики действий российских пожарных – совершенная универсализация оперативно-тактических действий, т. е. применение всех вышеуказанных тактик. Система нормирования в России до настоящего времени позволяла достаточно долгое время совершать оперативно-тактические действия по спасанию людей внутри зданий и тушению пожара в непосредственной близости к очагу пожара, располагая боевые позиции, первоначально на решающем направлении, а затем на всех необходимых направлениях, одновременно проводя специальные работы и осуществляя защитные функции.
На основе проведенного выше анализа различных отечественных и зарубежных подходов к тушению представляется возможным формализовать и поставить задачу руководителем тушения пожара личному составу пожарных подразделений при тушении пожара. Начнем с систематизации понятия территории, на которой протекает процесс тушения. Ее можно разделить на две зоны (рис. 2.3).

Рисунок 2.3 Основные зоны территории, на которой протекает процесс тушения пожаров

Теоретические и практические аспекты обеспечения пожарной и комплексной безопасности. Системы безопасности
Под зоной тушения понимается участок или место, на котором в данный момент введенными силами и средствами могут создаваться условия по прекращению горения. В тоже время под зоной защиты понимается участок или место, на котором в данный момент введенными силами и средствами могут исключаться возможности дальнейшего распространения огня.
Наличие этих двух зон определяется обстановкой, складывающейся на пожаре. Для более четкого понимания данных понятий приведем, пример: при пожаре на 2-м этаже 3-этажного здания процесс тушения будет происходить как на 2-м этаже, так и в ниже- и вышерасположенных помещениях. Причем на 2-м этаже при введении достаточного количества стволов будет находиться зона тушения, а действия ствольщиков в ниже- и вышерасположенных помещениях будут происходить в зоне защиты.
В каждой из указанных зон пожарные подразделения будут выполнять определенный вид оперативно-тактических действий.
Основным видом оперативно-тактических действий пожарных подразделений является решительное и непрерывное наступление на огонь (наступательные действия) до полной его ликвидации. Наряду с наступательными действиями на определенных направлениях пожарные подразделения могут применять и действия по защите (защитные действия) негорящих мест и участков от агрессивного воздействия опасных факторов пожара (рис. 2.4).

Рисунок 2.4. Оперативно-тактические действия при тушении пожаров
Кроме наступательных и защитных действий при определенной сложившейся обстановке на пожаре пожарные подразделения могут применять и такой вид действий, как отход с занимаемых позиций.
Наступательные действия осуществляются путем сосредоточения достаточного количества сил и средств на решающем направлении, решительным и непрерывным наступлением на огонь с последующим его окружением и окончательной ликвидацией.
Защитные действия могут проводиться как на заблаговременно подготовленных позициях, рубежах, опорных пунктах (противопожарные зоны, преграды, разрывы), так и на неподготовленных участках при переходе к защите в процессе наступательных действий и при отходе с занятых позиций.
Обычно к защитным действиям подразделения вынуждены прибегать в тех случаях, когда наступательные действия невозможны или нецелесообразны, а также, когда необходимо обеспечить наступление на огонь на других, более важных направлениях. Отход при тушении пожаров осуществляется подразделениями редко. Он применяется для вывода сил и средств тушения из создающихся на пожаре опасных зон или участков (зоны обрушения, участок отравления) и занятия наиболее выгодных позиций подразделениями для последующего выполнения оперативно-тактической задачи. При осуществлении защитных действий на пожаре обычно применяются методы пассивной и активной защиты (рис. 2.5).

Рисунок 2.5. Защитные действия при тушении пожаров

В зависимости от формы площади пожара (круговая, прямоугольная, угловая), направления распространения огня (в одну или несколько сторон) и характера развития пожара (площадь пожара увеличивается во времени или остается постоянной), наступательные действия, в свою очередь, могут быть нескольких видов (рис. 2.6).

Рисунок 2.6. Наступательные действия при тушении пожаров
Наступление навстречу распространению огня может выполняться при тушении пожара в здании, когда к прибытию первых пожарных подразделений огонь распространился только на часть здания (рис. 2.7).

Рисунок 2.7. Методы наступления навстречу распространению огня

Наступление по направлению распространения огня может выполняться при сильном ветре, когда струя воды, подаваемая из пожарного ствола, значительно ослабляется или рассеивается, при нем используются несколько методов (рис. 2.8).

Рисунок 2.8. Методы наступления по направлению распространения огня

Наступление на огонь, не распространяющийся по площади, может выполняться методами немедленной и подготовленной атаки (рис. 2.9).

Рисунок 2.9. Методы наступления на огонь, не распространяющийся по площади
На основе вышеизложенного составим формализованное представление методологии оперативно-тактических действий пожарных подразделений при тушении пожара (рис. 2.10).

Рисунок 2.10. Формализованная методология ведения оперативно-тактических действий пожарных подразделений при тушении пожара

Таким образом, на основе анализа оперативно-тактических действий подразделений при тушении пожаров в ряде стран, формализована методология ведения оперативно-тактических действий пожарных подразделений при тушении пожара, которая может использоваться на современном этапе развития государства.



Разработка учебно-тренировочного комплекса для специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров
В данной работе разработан учебно-тренировочный комплекс, размещенный на территории специальной части по тушению крупных пожаров г. СПБ тренировочных комплексов для подготовки сотрудников МЧС, а также площадка десантирования.
Это тренировочный комплекс "Грот", "Лава" и "Байкал".

3.1 Мобильные и стационарные тренировочные комплексы
Мобильные и стационарные тренировочные комплексы и полигоны предназначены для тренировок пожарных и спасателей в условиях, приближенных к реальной обстановке на пожаре, а также при возникновении другой чрезвычайной ситуации.
Использование полигонов производства ОАО «ПТС» позволяет пожарным и спасателям совершенствовать профессиональные навыки, научиться правильно применять знания и умения в практических условиях. Моделируемые в ходе тренировок ситуации максимально приближены к реальным условиям. В них включены элементы опасности, риска, длительных максимальных физических и эмоциональных нагрузок. Все это позволяет добиться от пожарных и спасателей полного напряжения сил, умственных способностей и воли.
Методика тренировок с использованием полигонов соответствует требованиям Программы подготовки личного состава государственной противопожарной службы МЧС России и Методических рекомендаций по подготовке личного состава газодымозащитной службы федеральной противопожарной службы МЧС России.
Открытое акционерное общество «ПТС» основано в 1998 году и является общепризнанным лидером российского рынка в области разработки и производства средств индивидуальной защиты и пожарно-технического оборудования для противопожарных служб, аварийно-спасательных формирований, коммунальных служб и персонала промышленных предприятий различной ведомственной принадлежности.
Основные направления деятельности ОАО «ПТС» - это разработка и производство:
- средств индивидуальной защиты органов дыхания пожарных, спасателей и персонала предприятий. Это дыхательные аппараты со сжатым воздухом, ПТС «Профи-М», ПТС «Базис», ПТС «Фарватер», ПТС «Фарватер-мини», ПТС «Авиа», самоспасатели на сжатом воздухе серии ПТС «Экстремал», фильтрующие самоспасатели, шланговые дыхательные аппараты ПТС «Резерв» и средства подачи воздуха «Модуль», баллоны для сжатого воздуха;
- термоагрессивостойкие костюмы изолирующего типа серии ТАСК, радиационно-защитные комплекты РЗК, комплекты специальной защитной одежды от повышенных температур ТОК-200 и ТК-800, комплекты боевой одежды пожарного нового поколения БОП-М. Для персонала металлургических предприятий освоено производство теплозащитных комплектов «Муфельщик» и «Мидас»;
- мобильных и стационарных тренажёрных комплексов и полигонов ПТС «Грот» и ПТС «Лава» для пожарных и спасателей, экипажей подводных лодок и самолётов для практической подготовки к действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций;
- изолирующих дыхательных аппаратов со сжатым кислородом ПТС «Окси-огнеборец» и ПТС «Окси-горноспас» с временем защитного действия не менее 4-х часов;
- различного тестирующего оборудования для проверки параметров СИЗОД и изолирующих скафандров, а также устройств для их технического обслуживания;
- специальной защитной одежды пожарных и спасателей. За последние годы созданы и прошли проверку в самых суровых условиях эксплуатации специального оборудования: современные компрессоры высокого давления ПТС «Вектор», производительностью от 90 до 700 л/мин на рабочее давление 30,0 МПа, установка для гидравлических испытаний баллонов ПТС «Циклон», мебель для укомплектования зданий пожарных и аварийно-спасательных формирований, сушильное оборудование ПТС «Бриз».
Стратегией ОАО «ПТС» является развитие собственной конструкторской и производственной базы, создание российских образцов средств индивидуальной защиты, противопожарного и спасательного снаряжения и оборудования, отвечающих самым современным требованиям.

3.1.1 Теплодымокамера ПТС «ГРОТ»
Теплодымокамера ПТС «ГРОТ» предназначена для практической подготовки пожарных и спасателей к работе в непригодной для дыхания среде с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (СИЗОД) или без них в условиях, приближенных к реальной обстановке на пожаре, а также при возникновении другой чрезвычайной ситуации (рис. 3.1).

Рисунок 3.1. Теплодымокамера ПТС «ГРОТ»
Теплодымокамера ПТС «ГРОТ» может быть смонтирована на шасси автомобильного полуприцепа, в стандартном 40-футовом контейнере или в помещении заказчика.
Оснащение теплодымокамеры позволяет обеспечивать:
одновременную тренировку газодымозащитников и спасателей в составе звена (отделения);
создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре, при ликвидации аварий и при других чрезвычайных ситуациях;
выполнение упражнений с различными по степени тяжести нагрузками на организм человека в условиях повышенных температур;
медицинский контроль и оказание первой доврачебной помощи.
Тренировочный модуль теплодымокамеры конструктивно и функционально состоит из трех блоков:
• дымокамеры с тренажером ориентации «Лабиринт»;
• тепловой камеры с тренажерами общего назначения;
• отсека руководителя тренировки, в котором совмещены пульт управления и пост медицинского контроля.
Основными элементами дымокамеры являются:
• лабиринт (тренажер ориентации);
• дымогенератор с использованием безопасного дыма;
• система акустической двухсторонней связи с пультом управления;
• система видеонаблюдения и дублирующая система слежения за перемещениями тренирующихся;
• система звуковых и световых эффектов;
• система приточно-вытяжной вентиляции.

Рисунок 3.2. Схема теплодымокамеры ПТС «ГРОТ» в мобильном исполнении

Рисунок 3.3. Схема теплодымокамеры ПТС «ГРОТ» в контейнерном исполнении

3.1.2 Огневой полигон ПТС «Лава»
Огневой полигон ПТС «Лава» предназначен для выработки психологической устойчивости тренируемых к воздействию различных факторов пожаров и для подготовки к работе в соответствующих условиях специалистов всех категорий, работа которых связана с тушением пожаров, с ведением спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах повышенной опасности и других ЧС.
Тренировочный модуль полигона «Лава» конструктивно и функционально состоит из 3-4 участков: промышленный участок, жилая зона и пультовой отсек («Лабиринт» - в мобильном исполнении).
Огневой полигон ПТС «Лава» может быть смонтирован на шасси автомобильного полуприцепа, в стандартном 40-футовом контейнере или в помещении заказчика. Также возможен монтаж полигона в нескольких контейнерах и объединение его с элементами теплодымокамеры ПТС «Грот» в любой конфигурации.

Рисунок 3.3 Огневой полигон ПТС «Лава»

Рисунок 3.4 Схема огневой полигон ПТС «ЛАВА» в мобильном исполнении

Рисунок 3.5 Схема огневой полигон ПТС «ЛАВА» в контейнерном исполнении

3.1.3 Автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс “Огневой ДОМ”
Автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс «Огневой дом» предназначен для практической подготовки газодымозащитников (спасателей) к работе в непригодной для дыхания среде при огневых воздействиях, высокой температуре с применением различных видов средств индивидуальной защиты и отработки тактических приемов тушения пожаров и спасения людей.
Это полностью готовое изделие, не требующее дополнительных опций и соответственно финансовых расходов.

Рисунок 3.6 Автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс “Огневой ДОМ”

3.1.4 Учебно-тренажерный моделирующий комплекс «УТМК»
Учебно-тренажерный моделирующий комплекс «УТМК» предназначен для отработки навыков применения новых технических средств и технологий пожаротушения, а также для подготовки пожарных к работе в особо сложных условиях и в агрессивных средах.

Рисунок 3.7 Учебно-тренажерный моделирующий комплекс «УТМК»

блок-модуль огневой, предназначенный для практической подготовки пожарных к работе в непригодной для дыхания среде при огневых воздействиях, высокой температуре с применением различных видов СИЗ и отработки тактических приемов тушения пожаров;
блок-модуль ликвидации аварии с хлором, позволяющий имитировать несколько типовых аварий с хлором;
блок-модуль ликвидации аварии на холодильной установке, представляющий собой модель производственного помещения с оборудованием, позволяя имитировать несколько типовых аварий с газовыми и жидкими про-течками хладона;
блок-модуль перевозки химически опасных веществ, предназначенный для практической подготовки пожарных к работе с химически опасными веществами с помощью имитаторов-протечек;
блок-модуль ликвидации аварии на транспорте, состоящий из двух тренажеров: имитатора железно-дорожной цистерны и имитатора автомобильной цистерны.

3.1.5 Огневой тренировочный комплекс ПТС УГОЛЁК
Предназначен для проведения занятий по профессиональной подготовке пожарных и спасателей в условиях воздействия опасных факторов пожара (задымление, высокая температура, открытое пламя, тепловое из-лучение), возникающих при сгорании в топке твёрдого топлива.
Конструкция огневого комплекса позволяет проводить занятия при воспроизводимых и контролируемых условиях, обеспечивая их безопасность за счет возможности управления газовыми потоками в комплексе с пода-чей огнетушащих средств.
ПТС «Уголёк» изготовлен на базе морских контейнеров и включает тренировочный, технический и пультовой отсеки.

Рисунок 3.8 Огневой тренировочный комплекс ПТС УГОЛЁК

3.1.6 Тренажёр «Бесконечная лестница»
Тренажёр «Бесконечная лестница» предназначен для отработки подъема по лестнице в тепловой зоне.
Он является тренажером общего назначения и обеспечивает возможность получения тренирующимися дозированной, заранее определенной и изменяемой физической нагрузки, задаваемой дистанционно с пульта управления.

Рисунок 3.9 Тренажёр «Бесконечная лестница»
Тренажёр «Силовой эргомер» предназначен для получения тренирующимися тяговых нагрузок в тепловой зоне. Он является тренажером общего назначения и обеспечивает возможность получения тренирующимися дозированной, заранее определенной и изменяемой физической нагрузки, задаваемой дистанционно с пульта управления.
Тренажер обеспечивает подъем и опускание груза весом 25 кг. с помощью каната на роликах.
Тренажёр «Беговая дорожка» предназначен для выполнения упражнений по ходьбе (бегу) в тепловой зоне. Он является тренажером общего назначения и обеспечивает возможность получения тренирующимися дозированной, заранее определенной и изменяемой физической нагрузки, задаваемой дистанционно с пульта управления.
Тренажер «Узкий лаз» выполнен в виде конструкции с изменяющимся углом наклона составных частей и обеспечивает эффективность учебного процесса в соответствии с современными требованиями подготовки специалистов.


Рисунок 3.10 Тренажер «Узкий лаз»
Составными частями тренажера являются:
• вертикальный модуль с лестницей;
• горизонтальный модуль;
• наклонный модуль с лестницей.
Тренажёр «Завалы» представляет собой полосу препятствий и позволяет отрабатывать навыки по ориентированию, прохождению узких проходов и препятствий, по спасению человека с использованием специального инструмента. Кроме того, за счет использования в конструкции тренажера качающихся полов и обрушающихся отрезков труб, он развивает у пожарных вестибулярный аппарат, маневренность, внимательность и быструю реакцию.
Элементы тренажера:
• обрушающиеся конструкции;
• качающийся участок пола;
• узкие лазы;
• имитатор упавшей бетонной плиты перекрытия;
• имитатор труднопроходимой поверхности металлической
• имитатор запертой металлической двери;
• имитатор металлической решетки.
Тренажер «Резервуар» предназначен для подготовки специалистов к проведению аварийно-спасательных работ и к работам по спасению людей из резервуаров и специальных емкостей с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и специальной защитной одежды.
Тренажер содержит следующие элементы:
три куполообразных элемента с оконным проемом и двумя перегородками;
два люка;
две наружные лестницы; - две внутренние лестницы;
платформу;
поручень.
Размеры: 3707x2000x2690 мм
Манекен имитационный тренировочный «МИТя» предназначен для отработки действий по поиску и спасению людей в зоне чрезвычайных происшествий. Манекен обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с известными аналогами и обеспечивает эффективность учебного процесса в соответствии с современными требованиями подготовки специалистов.
Вес манекена — 50 кг.
Тренажёр «Лифт» предназначен для подготовки специалистов противопожарной и аварийно-спасательной служб МЧС России к спасению пострадавших из лифтовой кабины в условиях задымления. Тренажер обеспечивает эффективность учебного процесса в соответствии с современными требованиями подготовки специалистов.
3.2 Парашютно-десантные работы
К выполнению тренировочных прыжков с парашютом и спусков со спусковым устройством допускаются лица, являющиеся штатными работниками авиабазы, достигшие 18-летнего возраста, признанные медицинской комиссией годными по со стоянию здоровья к выполнению прыжков с парашютом или спусков со спусковым устройством, сдавшие квалификационной комиссии авиабазы зачеты по парашютной или десантной подготовке и технике безопасности прыжков с парашютом или спусков со спусковым устройством и прошедшие мед. контроль перед прыжками и спусками.
В период подготовки к тренировочным прыжкам и спускам должны быть соответственно изучены материальная часть парашютов, или спусковых устройств, правила их эксплуатации и хранения, теоретические вопросы прыжка с парашютом и техники спуска со спусковым устройством, возможные неисправности в работе парашюта и спускового устройства, правила по технике безопасности при прыжках с парашютом и спусках со спусковым устройством, а также отработаны на наземных снарядах элемент прыжка или спуска.
Допуск к выполнению тренировочных прыжков и спусков при первоначальном обучении парашютистов и десантников производится приказом по авиабазе.
Воздушная тренировка работников ППК и ДПК проводится в соответствии с программой, утвержденной Центральной авиабазой, по плану, утвержденному начальником местной авиабазы, и осуществляется руководителем воздушной тренировки.
Программа воздушной тренировки парашютистов-пожарных должна предусматривать отработку точности приземления парашютиста, открытия запасного парашюта и приводнения, а десантников-пожарных—правильный выход из вертолета, плавный спуск с допустимой скоростью, вхождение в кроны деревьев, приземление и отцепку.
Перед выполнением каждого прыжка, спуска программы воздушной тренировки для всей группы обучаемых руководитель тренировки выполняет учебно-показательный прыжок с парашютом или спуск со спусковым устройством.
Примечание: По указанию руководителя воздушной тренировки учебно-показательные прыжки и спуски могут выполняться опытными инструкторами, имеющими действующее свидетельство.
В случае производственной необходимости разрешается переводить парашютистов (десантников) — пожарных на другой тип парашюта (спускового устройства) после выполнения ими двух прыжков (спусков) на аэродром или пригодную для этих целей площадку. Данный переход разрешается, если парашютист (десантник)-пожарный ранее имел допуск к выполнению прыжков (спусков) с этим типом парашюта (спускового устройства). В случае перевода парашютистов (десантников)—пожарных на парашюты (спусковые устройства), к работе с которыми они допускаются впервые, необходимо провести воздушную тренировку по полной программе и, как правило, в подготовительный период.
При перерывах в прыжках и спусках во время пожароопасного сезона более 30 дней работникам парашютной и десантно-пожарной службы, а также должностным лицам, имеющим квалификацию парашютиста (десантника-пожарного), предоставляется 2 контрольно-проверочных прыжка или спуска.
Контрольно-проверочные прыжки или спуски во время пожароопасного сезона выполняются под руководством старшего должностного лица, имеющего квалификацию инструктора парашютиста (десантника)-пожарного, который определяет конкретное задание на каждый прыжок или спуск.
При выполнении тренировочных прыжков с парашютом парашютистами-пожарными, спусков со спусковым устройством десантниками-пожарными и парашютистами-пожарными на оперативном авиаотделении (при длительных перерывах и т, д.) основанием на допуск к прыжкам, спускам является разрешение главного специалиста по парашютно-десантным работам и задание, выдаваемое летчиком-наблюдателем оперативного авиаотделения.
В распоряжение руководителя тренировочных прыжков, спусков с вертолета выделяются транспортные средства, техническое имущество и дежурный врач (фельдшер).
При наземной отработке элементов спуска особое внимание обращается на:
— правильное монтирование тормозного блока на шнуре в соответствии с весом спускающегося;
— правильность зацепления карабина подвески за тормозной блок;
— подход к двери (люк);
— выход из двери (люка);
— зависание и подготовка к спуску;
— выдерживание равномерной скорости не более 3 м/сек;
— гашение скорости перед землей;
— приземление;
— отцепку карабина подвески тормозного блока;
— снятие тормозного блока со шнура;
— порядок спуска груза.
Отработка всех элементов спуска производится с вышек-тренажеров.
Вышки-тренажеры должны быть построены по утвержденным типовым проектам и иметь технический паспорт.
Вновь построенная или приспособленная вышка-тренажер принимается комиссией, назначаемой приказом начальника авиабазы в составе: начальника оперативного авиаотделения — председателя комиссии, двух опытных инструкторов, инженера по технике безопасности авиабазы или общественного инспектора по технике безопасности данного авиаотделения (авиазвена).
3.29. Ежегодно перед началом пожароопасного сезона вышки-тренажеры осматриваются комиссиями, назначенными распоряжением начальника данного оперативного авиаотделения.
Результаты осмотра комиссии записываются в технический паспорт.
Руководитель тренировки назначается приказом начальника авиабазы. Назначение ответственных дежурных оформляется распоряжением руководителя тренировки. Оформление необходимой для проведения тренировки документации проводится аналогично с проведением спусков с вертолета.
Перед выполнением тренировочных спусков с вертолета спускающиеся и выпускающий проходят наземную тренировку непосредственно на вертолете. Цель наземной тренировки на вертолете:
— убедиться в работе устойчивой двухсторонней связи по СПУ между выпускающим и командиром экипажа;
— отработка четких команд между выпускающим и командиром экипажа при производстве спусков;
— отработка сигналов между выпускающим и спускающимся;
— отработка прицепки карабина шнура к серьге (к скобе узла крепления для устройства СУ-Р, именуемым далее УЗК);
— отработка прицепки карабина подвески за тормозной блок;
— отработка выхода, изготовки и зависания на спусковом устройстве;
— отработка взаимодействий выпускающего и спускающегося при зависании последнего;
— отработка правильного приземления и отцепки;
— отработка технологии спуска грузов.



Заключение
Типовая методика обучения, как правило, базируется на двух составляющих – теоретической части, содержащей минимум необходимых сведений, и практической, призванной закрепить полученные знания. Если с теоретической частью все относительно понятно, поскольку минимальный набор сведений, так или иначе, приемлем для усвоения и отработан десятилетиями, то с практической частью, к сожалению, дело обстоит не так просто.
В данной работе разработан учебно-тренировочный комплекса для специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров (на примере специализированной пожарно-спасательной части по тушению крупных пожаров г.СПБ)
Современные методики ознакомления с теоретической частью могут включать трансляцию тематических видеофильмов или слайдов с помощью мультимедийных средств. Однако в подавляющем большинстве случаев обучение сводится к ознакомлению с информационными материалами, схемами, плакатами и наглядными пособиями, выполненными на бумажной основе.
Соответственно, традиционные формы обучения носят консервативный характер и не способствуют возникновению предметного интереса со стороны обучаемого лица. Помимо всего прочего, возможность проверки качества усвоенного материала либо отсутствует вовсе, либо в значительной степени формализована, в зависимости от добросовестности и степени эрудированности инструктора, проводящего обучение.
С организацией практических занятий связан целый комплекс проблем, которые не всегда могут быть разрешены с минимальными издержками. Основной негативный момент в данном случае – сложность обеспечения приемлемых условий для проведения практических занятий. Независимо от числа обучаемых возникает потребность в специальном полигоне для создания модельных очагов пожаров различных классов. Возникает комплекс вопросов, связанных с утилизацией неизрасходованных горючих веществ, перезарядкой использованных огнетушителей, уборкой территории и т. д. Кроме того, немалые материальные, финансовые и иные затраты при организации практических занятий вносят свой ощутимый вклад в стоимостную смету процесса обучения. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в экологическом плане массовое проведение практических занятий в черте города по ликвидации очагов возгорания является далеко не бесспорным. Плюс ко всему, обучение подразумевает отрыв обучаемых лиц от места осуществления ими основной деятельности.
Разработанный нами учебно-тренировочный комплекс производится одним из лидеров в области подготовки специалистов по пожарной безопасности, имеющей многолетний опыт работ по данной тематике. Комплекс адаптирован к современным требованиям российского законодательства в области пожарной безопасности и позволяет основные базовые навыки по профилактике пожаров, поведению в случае их возникновения и практическому применению средств пожаротушения.
Тренажерный комплекс позволяет проводить оперативное обучение лиц, имеющих специальные навыки, пожарной безопасности, включая работы со средствами пожаротушения, проведение различных инструктажей по соблюдению на объектах газовой отрасли правил пожарной безопасности.
Компактность тренажерного комплекса, который помещается на площадке г. Санкт-Петербург, дополняется оперативностью приведения в рабочее состояние (30– 40 мин) одним оператором. Эти качества делают его незаменимым для эффективного обучения даже больших групп людей (30-100 человек в день) с закреплением на практике полученных знаний. Тренажерный комплекс спроектирован на современной элементной базе, включает компьютеризированные аппаратные средства и позволяет оперативно формировать различные обобщенные сценарные события.
Работа на тренажерном комплексе включает учебное десантирование на место проведения пожарной тренировки. Данная информация подкреплена доступным к восприятию иллюстративным материалом. После усвоения информации каждый обучаемый проходит тест – вопросы, расположенные в произвольном порядке. Цель теста – закрепить полученные знания путем выбора одного правильного ответа из ряда предложенных за фиксированный промежуток времени.
В процессе тестирования происходит статистический учет соотношения правильных и неправильных ответов, позволяющий понять эффективность усвоения обучаемым ключевой информации и своевременно внести соответствующие коррективы.
Практическое освоение приемов работы со средствами пожаротушения (массогабаритными огнетушителями российского производства) позволяет оценить эффективность их применения в условиях, максимально имитирующих основные ситуации, имеющие место в реальности.
Специальный коврик с вмонтированными в него датчиками позволяет выбрать оптимальную дистанцию для эффективного применения огнетушителя и направления струи огнетушащего вещества на очаг пожара, а также визуально контролировать на экране процесс интерактивной попытки ликвидации возгорания в реальном режиме времени. Манипуляции специально оборудованным макетом огнетушителя полностью имитируют эксплуатационные возможности реального аналогичного средства пожаротушения.




Список литературы
О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304, с изм. от 17.05.2011 г. № 376 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 28.05.2007. – № 22, ст. 2640; 23.05.2011. – № 21, ст. 2971.
Абдульзянов А.Р. Комплекс обеспечения пожарной безопасности // Вестник НЦБЖД. 2011. № 4. С. 111-122.
Анисимов С.Ю., Гуров А.В. Подготовка газодымозащитников в высших учебных заведениях МЧС России с применением мобильных учебно-тренировочных комплексов. В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. Воронеж, 2014. С. 444-446.
Ботнарь М.И., Дерепасов А.В., Переславцева И.И., Титков Д.Г., Яременко С.А. Анализ пожарной безопасности объектов строительства в российской федерации // Научное обозрение. 2013. № 9. С. 426-430.
Бубнов А.Г., Курочкин В.Ю., Моисеев Ю.Н. К вопросу о критериях выбора пожарно-спасательного оборудования // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2014. № 1. С. 89-94.
Бубнов A.Г., Курочкин B.Ю., Моисеев Ю.Н., Семенов А.Д. Использование показателей риска для выбора аварийно-спасательного оборудования // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т. 23. № 2. С. 50-55.
Ерёмин С.А. Эффективность профессионально-прикладной подготовки сотрудников водно-спасательных формирований МЧС России // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 1. С. 76-79.
Веселин В.В. Формирование профессиональной готовности сотрудника противопожарной службы к экстремальным условиям работы // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2011. № 1 (1). С. 8-9.
Глебов В.Ю., Потапова Н.А. Программно-целевое планирование в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Технологии техносферной безопасности. 2010. № 4. С. 14.
Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. Качество управленческих решений: о необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 1. С. 4-9.
Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. О необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно- спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций // Проблемы анализа риска. 2011. Т. 8. № 1. С. 40-48.
Ипполитов В.В. Формирование профессиональной готовности специалиста противопожарной службы // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 1. С. 105-110.
Концепция федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" // Экологический консалтинг. 2011. № 2. С. 50-68.
Корольченко А.Я., Афонина О.И. Средства спасения людей с высоты при пожарах // Пожарная безопасность в строительстве. 2010. № 5. С. 62-71.
Киселев Я.С. Физические модели горения в системе пожарной безопасности / Под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Изд-во политехнического университета, 2009. – 24 с.
Ключников А.В. Дифференцированный подход в организации учебно-тренировочного процесса по физической подготовке курсантов МЧС республики Беларусь // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2014. № 5. С. 26-31.
Колодяжный С. А., Козлов В. А., Переславцева И. И. Математическая модель для определения критического времени эвакуации при пожаре // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2014. № 3 (35). С. 128-138.
Кузнецов Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 185-191.
Куликов В.И. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по тушению условных пожаров на объектах ОАО «Северо-западные МН» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 2. С. 62-66.
Лавриненко Д.Ф., Баринов М.Ф., Мясников Д.В. Учебно-тренировочный комплекс получения первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 1. С. 66-70.
Лахвич В.В., Гороховик Д.М., Садовский А.Я., Полевода И.И., Кузьмицкий В.А. Системы управления и топливоснабжения модульного учебно-тренировочного комплекса для моделирования опасных факторов пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2013. № 2 (18). С. 5-13.
Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В. Основные направления развития аварийно-спасательной техники. Проблемные вопросы внедрения и контроля качества продукции // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 3. С. 50-53.
Марков Г.С., Щеголькова В.В., Архипенко А.А., Лагутина А.В., Выстороп С.В. Научное обоснование создания межведомственной полигонной базы // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 3. С. 94-97.
Одинцов Л.Г. Разработка тренажеров для подготовки спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 16-21.
Паринов А.В., Зеленев В.М. Информационные технологии в обучении специалистов пожарной безопасности // Культура физическая и здоровье. 2012. № 3. С. 66-69.
Переславцева И.И., Нартова И. В., Немчилов А. С. Оценка пожарного риска объекта строительства и разработка методов его снижения // Инновации в науке. 2014. № 29. С. 76-80.
Переславцева И. И., Яременко С.А. Экспериментальные исследования времени эвакуации групп людей по лестничным клеткам зданий и сооружений // Вестник гражданских инженеров. 2013. Вып. 5 (40). С. 122-126.
Переславцева И.И., Бузулукин Н.С., Попков Д. Ю. Особенности и проблемы пожарной безопасности высотных зданий // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2013. № 2 (11). С. 84-88.
Переславцева И. И., Попов А. Н., Хаустов Е. В. Перспективы проектирования систем дымоудаления для объектов с массовым пребыванием людей // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2014. № 1 (14). С. 40-45.
Полуянов В.П. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 2. С. 137-143.
Рудницкий В. Пожарное дело в Санкт-Петербурге. – СПб.: Балтийская звезда, Алаборг, 2013. - 168 с.
Садовский А.Я., Дубовик А.М., Лахвич В.В., Полевода И.И., Кузьмицкий В.А. Разработка модульного мобильного учебно-тренажерного комплекса на основе металлоконструкций контейнерного типа для подготовки пожарных-спасателей в условиях моделирования опасных факторов пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2012. № 2 (16). С. 4-11.
Стрельникова Ю.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности сотрудников МЧС России в условиях учебно-тренировочного комплекса. В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 апреля 2013 года. Воронеж, 2013. С. 340-343.
Тодосейчук С.П., Самойлов К.И., Переяслов А.Н., Земцов О.Э., Климачева Н.Г. Требования к мобильному тренажеру для подготовки расчетов аварийно-спасательных машин к ведению работ при ликвидации химических аварий // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 4. С. 82-87.
Уколов А.В., Лагунов А.Н. О перспективе развития материально-технической спортивной базы сибирской пожарно-спасательной академии. В сборнике: Педагогика: традиции и инновации Материалы V Международной научной конференции. Челябинск, 2014. С. 184-186.
Фральцова Т.А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 4 (42). С. 90-97.
Шарабанова И.Ю., Шипилов Р.М., Харламов А.В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 90.
Цариченко С.Г., Савин М.В., Мозговой А.П., Носач Ю.И. Многофункциональный учебно-тренировочный и испытательный корпус роботизированных систем МЧС России // Пожарная безопасность. 2012. № 1. С. 133-136.
Цариченко С.Г., Савин М.В., Мозговой А.П., Гречкин В.В. Участок телеуправляемых подводных аппаратов многофункционального учебно-тренировочного и испытательного корпуса роботизированных систем МЧС России // Пожарная безопасность. 2012. № 1. С. 137-139.
Энергетические спектры пульсационной скорости в свободных турбулентных вентиляционных потоках / С. А. Яременко, С.А. Переславцева, Н.А. Руднева, В.А. Малин // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2012. № 3 (8). С. 32-38.
Brushlinsky N.N., Hall J.R., Sokolov S.V., Wagner P. World Fire Statistics. CTIF // Center of fire statistics. 2012. № 17. 64 p.

Стрельникова Ю.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности сотрудников МЧС России в условиях учебно-тренировочного комплекса. В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 апреля 2013 года. Воронеж, 2013. С. 340-343
Шарабанова И.Ю., Шипилов Р.М., Харламов А.В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 90.
Рудницкий В. Пожарное дело в Санкт-Петербурге. – СПб.: Балтийская звезда, Алаборг, 2013. - 168 с.
Киселев Я.С. Физические модели горения в системе пожарной безопасности / Под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Изд-во политехнического университета, 2009. – 24 с.
Переславцева И.И., Нартова И. В., Немчилов А. С. Оценка пожарного риска объекта строительства и разработка методов его снижения // Инновации в науке. 2014. № 29. С. 76-80.
Переславцева И. И., Яременко С.А. Экспериментальные исследования времени эвакуации групп людей по лестничным клеткам зданий и сооружений // Вестник гражданских инженеров. 2013. Вып. 5 (40). С. 122-126.
Ботнарь М.И., Дерепасов А.В., Переславцева И.И., Титков Д.Г., Яременко С.А. Анализ пожарной безопасности объектов строительства в российской федерации // Научное обозрение. 2013. № 9. С. 426-430.
Переславцева И.И., Бузулукин Н.С., Попков Д. Ю. Особенности и проблемы пожарной безопасности высотных зданий // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2013. № 2 (11). С. 84-88.
Brushlinsky N.N., Hall J.R., Sokolov S.V., Wagner P. World Fire Statistics. CTIF // Center of fire statistics. 2012. № 17. 64 p.
Там же.
Колодяжный С. А., Козлов В. А., Переславцева И. И. Математическая модель для определения критического времени эвакуации при пожаре // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2014. № 3 (35). С. 128-138.
Переславцева И. И., Попов А. Н., Хаустов Е. В. Перспективы проектирования систем дымоудаления для объектов с массовым пребыванием людей // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2014. № 1 (14). С. 40-45.
Энергетические спектры пульсационной скорости в свободных турбулентных вентиляционных потоках / С. А. Яременко, С.А. Переславцева, Н.А. Руднева, В.А. Малин // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2012. № 3 (8). С. 32-38.
Веселин В.В. Формирование профессиональной готовности сотрудника противопожарной службы к экстремальным условиям работы // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2011. № 1 (1). С. 8-9.
Корольченко А.Я., Афонина О.И. Средства спасения людей с высоты при пожарах // Пожарная безопасность в строительстве. 2010. № 5. С. 62-71.
О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304, с изм. от 17.05.2011 г. № 376 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 28.05.2007. – № 22, ст. 2640; 23.05.2011. – № 21, ст. 2971.
Бубнов A.Г., Курочкин B.Ю., Моисеев Ю.Н., Семенов А.Д. Использование показателей риска для выбора аварийно-спасательного оборудования // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т. 23. № 2. С. 50-55.
Глебов В.Ю., Потапова Н.А. Программно-целевое планирование в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Технологии техносферной безопасности. 2010. № 4. С. 14.
Анисимов С.Ю., Гуров А.В. Подготовка газодымозащитников в высших учебных заведениях МЧС России с применением мобильных учебно-тренировочных комплексов. В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. Воронеж, 2014. С. 444-446.
Уколов А.В., Лагунов А.Н. О перспективе развития материально-технической спортивной базы сибирской пожарно-спасательной академии. В сборнике: Педагогика: традиции и инновации Материалы V Международной научной конференции. Челябинск, 2014. С. 184-186.
Кузнецов Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 185-191
Лавриненко Д.Ф., Баринов М.Ф., Мясников Д.В. Учебно-тренировочный комплекс получения первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 1. С. 66-70.
Лахвич В.В., Гороховик Д.М., Садовский А.Я., Полевода И.И., Кузьмицкий В.А. Системы управления и топливоснабжения модульного учебно-тренировочного комплекса для моделирования опасных факторов пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2013. № 2 (18). С. 5-13.
Полуянов В.П. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 2. С. 137-143.
Куликов В.И. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по тушению условных пожаров на объектах ОАО «Северо-западные МН» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 2. С. 62-66.
Фральцова Т.А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 4 (42). С. 90-97.
Ерёмин С.А. Эффективность профессионально-прикладной подготовки сотрудников водно-спасательных формирований МЧС России // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 1. С. 76-79.
Тодосейчук С.П., Самойлов К.И., Переяслов А.Н., Земцов О.Э., Климачева Н.Г. Требования к мобильному тренажеру для подготовки расчетов аварийно-спасательных машин к ведению работ при ликвидации химических аварий // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 4. С. 82-87.
Ипполитов В.В. Формирование профессиональной готовности специалиста противопожарной службы // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 1. С. 105-110.
Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. Качество управленческих решений: о необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 1. С. 4-9.
Абдульзянов А.Р. Комплекс обеспечения пожарной безопасности // Вестник НЦБЖД. 2011. № 4. С. 111-122.
Паринов А.В., Зеленев В.М. Информационные технологии в обучении специалистов пожарной безопасности // Культура физическая и здоровье. 2012. № 3. С. 66-69.
Одинцов Л.Г. Разработка тренажеров для подготовки спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 16-21.
Переславцева И. И., Яременко С.А. Экспериментальные исследования времени эвакуации групп людей по лестничным клеткам зданий и сооружений // Вестник гражданских инженеров. 2013. Вып. 5 (40). С. 122-126.
Марков Г.С., Щеголькова В.В., Архипенко А.А., Лагутина А.В., Выстороп С.В. Научное обоснование создания межведомственной полигонной базы // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 3. С. 94-97.
Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. О необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно- спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций // Проблемы анализа риска. 2011. Т. 8. № 1. С. 40-48.
Концепция федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" // Экологический консалтинг. 2011. № 2. С. 50-68.
Корольченко А.Я., Афонина О.И. Средства спасения людей с высоты при пожарах // Пожарная безопасность в строительстве. 2010. № 5. С. 62-71.
Садовский А.Я., Дубовик А.М., Лахвич В.В., Полевода И.И., Кузьмицкий В.А. Разработка модульного мобильного учебно-тренажерного комплекса на основе металлоконструкций контейнерного типа для подготовки пожарных-спасателей в условиях моделирования опасных факторов пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2012. № 2 (16). С. 4-11.









2

Список литературы
1. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304, с изм. от 17.05.2011 г. № 376 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 28.05.2007. – № 22, ст. 2640; 23.05.2011. – № 21, ст. 2971.
2. Абдульзянов А.Р. Комплекс обеспечения пожарной безопасности // Вестник НЦБЖД. 2011. № 4. С. 111-122.
3. Анисимов С.Ю., Гуров А.В. Подготовка газодымозащитников в высших учебных заведениях МЧС России с применением мобильных учебно-тренировочных комплексов. В книге: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. Воронеж, 2014. С. 444-446.
4. Ботнарь М.И., Дерепасов А.В., Переславцева И.И., Титков Д.Г., Яременко С.А. Анализ пожарной безопасности объектов строительства в российской федерации // Научное обозрение. 2013. № 9. С. 426-430.
5. Бубнов А.Г., Курочкин В.Ю., Моисеев Ю.Н. К вопросу о критериях выбора пожарно-спасательного оборудования // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2014. № 1. С. 89-94.
6. Бубнов A.Г., Курочкин B.Ю., Моисеев Ю.Н., Семенов А.Д. Использование показателей риска для выбора аварийно-спасательного оборудования // Пожаровзрывобезопасность. 2014. Т. 23. № 2. С. 50-55.
7. Ерёмин С.А. Эффективность профессионально-прикладной подготовки сотрудников водно-спасательных формирований МЧС России // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 1. С. 76-79.
8. Веселин В.В. Формирование профессиональной готовности сотрудника противопожарной службы к экстремальным условиям работы // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2011. № 1 (1). С. 8-9.
9. Глебов В.Ю., Потапова Н.А. Программно-целевое планирование в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Технологии техносферной безопасности. 2010. № 4. С. 14.
10. Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. Качество управленческих решений: о необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 1. С. 4-9.
11. Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. О необходимости разработки новых нормативов на выполнение аварийно- спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций // Проблемы анализа риска. 2011. Т. 8. № 1. С. 40-48.
12. Ипполитов В.В. Формирование профессиональной готовности специалиста противопожарной службы // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 1. С. 105-110.
13. Концепция федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" // Экологический консалтинг. 2011. № 2. С. 50-68.
14. Корольченко А.Я., Афонина О.И. Средства спасения людей с высоты при пожарах // Пожарная безопасность в строительстве. 2010. № 5. С. 62-71.
15. Киселев Я.С. Физические модели горения в системе пожарной безопасности / Под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Изд-во политехнического университета, 2009. – 24 с.
16. Ключников А.В. Дифференцированный подход в организации учебно-тренировочного процесса по физической подготовке курсантов МЧС республики Беларусь // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2014. № 5. С. 26-31.
17. Колодяжный С. А., Козлов В. А., Переславцева И. И. Математическая модель для определения критического времени эвакуации при пожаре // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. 2014. № 3 (35). С. 128-138.
18. Кузнецов Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 185-191.
19. Куликов В.И. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по тушению условных пожаров на объектах ОАО «Северо-западные МН» // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 2. С. 62-66.
20. Лавриненко Д.Ф., Баринов М.Ф., Мясников Д.В. Учебно-тренировочный комплекс получения первоначальных навыков работы с аварийно-спасательным инструментом и оборудованием // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 1. С. 66-70.
21. Лахвич В.В., Гороховик Д.М., Садовский А.Я., Полевода И.И., Кузьмицкий В.А. Системы управления и топливоснабжения модульного учебно-тренировочного комплекса для моделирования опасных факторов пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2013. № 2 (18). С. 5-13.
22. Марков Г.С., Онищенко Ю.А., Щеголькова В.В. Основные направления развития аварийно-спасательной техники. Проблемные вопросы внедрения и контроля качества продукции // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 3. С. 50-53.
23. Марков Г.С., Щеголькова В.В., Архипенко А.А., Лагутина А.В., Выстороп С.В. Научное обоснование создания межведомственной полигонной базы // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 3. С. 94-97.
24. Одинцов Л.Г. Разработка тренажеров для подготовки спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 16-21.
25. Паринов А.В., Зеленев В.М. Информационные технологии в обучении специалистов пожарной безопасности // Культура физическая и здоровье. 2012. № 3. С. 66-69.
26. Переславцева И.И., Нартова И. В., Немчилов А. С. Оценка пожарного риска объекта строительства и разработка методов его снижения // Инновации в науке. 2014. № 29. С. 76-80.
27. Переславцева И. И., Яременко С.А. Экспериментальные исследования времени эвакуации групп людей по лестничным клеткам зданий и сооружений // Вестник гражданских инженеров. 2013. Вып. 5 (40). С. 122-126.
28. Переславцева И.И., Бузулукин Н.С., Попков Д. Ю. Особенности и проблемы пожарной безопасности высотных зданий // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2013. № 2 (11). С. 84-88.
29. Переславцева И. И., Попов А. Н., Хаустов Е. В. Перспективы проектирования систем дымоудаления для объектов с массовым пребыванием людей // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2014. № 1 (14). С. 40-45.
30. Полуянов В.П. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. № 2. С. 137-143.
31. Рудницкий В. Пожарное дело в Санкт-Петербурге. – СПб.: Балтийская звезда, Алаборг, 2013. - 168 с.
32. Садовский А.Я., Дубовик А.М., Лахвич В.В., Полевода И.И., Кузьмицкий В.А. Разработка модульного мобильного учебно-тренажерного комплекса на основе металлоконструкций контейнерного типа для подготовки пожарных-спасателей в условиях моделирования опасных факторов пожара // Вестник Командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь. 2012. № 2 (16). С. 4-11.
33. Стрельникова Ю.Ю. Формирование профессионально-важных качеств личности сотрудников МЧС России в условиях учебно-тренировочного комплекса. В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 апреля 2013 года. Воронеж, 2013. С. 340-343.
34. Тодосейчук С.П., Самойлов К.И., Переяслов А.Н., Земцов О.Э., Климачева Н.Г. Требования к мобильному тренажеру для подготовки расчетов аварийно-спасательных машин к ведению работ при ликвидации химических аварий // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 4. С. 82-87.
35. Уколов А.В., Лагунов А.Н. О перспективе развития материально-технической спортивной базы сибирской пожарно-спасательной академии. В сборнике: Педагогика: традиции и инновации Материалы V Международной научной конференции. Челябинск, 2014. С. 184-186.
36. Фральцова Т.А., Монахов П.А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технологии гражданской безопасности. 2014. Т. 11. № 4 (42). С. 90-97.
37. Шарабанова И.Ю., Шипилов Р.М., Харламов А.В. Применение новых методов подготовки и обучения спасателей, работающих в чрезвычайных ситуациях // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 90.
38. Цариченко С.Г., Савин М.В., Мозговой А.П., Носач Ю.И. Многофункциональный учебно-тренировочный и испытательный корпус роботизированных систем МЧС России // Пожарная безопасность. 2012. № 1. С. 133-136.
39. Цариченко С.Г., Савин М.В., Мозговой А.П., Гречкин В.В. Участок телеуправляемых подводных аппаратов многофункционального учебно-тренировочного и испытательного корпуса роботизированных систем МЧС России // Пожарная безопасность. 2012. № 1. С. 137-139.
40. Энергетические спектры пульсационной скорости в свободных турбулентных вентиляционных потоках / С. А. Яременко, С.А. Переславцева, Н.А. Руднева, В.А. Малин // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2012. № 3 (8). С. 32-38.
41. Brushlinsky N.N., Hall J.R., Sokolov S.V., Wagner P. World Fire Statistics. CTIF // Center of fire statistics. 2012. № 17. 64 p.

Вопрос-ответ:

Какие сокращения используются в статье?

Список используемых сокращений приведен в самой статье.

Что такое крупные пожары?

Крупные пожары - это пожары, которые охватывают большие территории и приводят к значительному ущербу.

Какие причины ликвидации крупных пожаров?

Ликвидация крупных пожаров может происходить по разным причинам, таким как недостаток необходимых ресурсов, технические проблемы или ошибки в тактике тушения.

Как пожары могут угрожать человечеству?

Пожары могут угрожать человечеству, приводя к потере жизней и разрушению инфраструктуры, а также вызывая экологические проблемы и вред для здоровья из-за высвобождения вредных веществ и загрязнения окружающей среды.

Какие специализированные пожарно спасательные части существуют в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге существует специализированная пожарно спасательная часть по тушению крупных пожаров, которая занимается ликвидацией пожаров, охватывающих большие территории и требующих специальных методов тушения.

Что такое специализированная пожарно спасательная часть?

Специализированная пожарно спасательная часть - это подразделение пожарной службы, оснащенное специализированной техникой и обученное для тушения крупных пожаров.

Какие причины возникновения крупных пожаров?

Причины возникновения крупных пожаров могут быть различными: короткое замыкание электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности, поджог, несоблюдение техники пожаротушения и другие.

Какие последствия могут быть в результате крупного пожара?

Крупные пожары часто приводят к серьезным материальным потерям, разрушению зданий и сооружений, а также могут вызывать угрозу для жизни и здоровья людей, а также окружающей среде.

Какую роль играют специализированные пожарно-спасательные части в ликвидации крупных пожаров?

Специализированные пожарно-спасательные части имеют большой опыт и специальное оборудование для эффективной борьбы с крупными пожарами. Они выполняют различные задачи, такие как тушение огня, спасение людей и эвакуацию, локализация и ликвидация источника пожара.

Какие меры безопасности принимаются при разработке учебно-тренировочного комплекса для специализированной пожарно-спасательной части?

При разработке учебно-тренировочного комплекса учитываются все меры безопасности, включая обучение персонала правилам пожаротушения и использования специальной техники, организацию пожарных тренировок и соблюдение стандартов пожарной безопасности.