Разработка стратегии развития дополнительного образования в ДОУ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 8383 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 22.07.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теория и практика стратегического управления развития дополнительного образования 6
1.1. Требования нормативных документов к организации дополнительного образования 6
1.2. Стратегическое управление развитием ДО организации 18
1.3. Стратегии развития ДО в ДОУ 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Формирование стратегии развития ДО в ДОУ № 356. 37
2.1. Общая характеристика ДОУ № 356 37
2.2. Анализ внешних и внутренних факторов развития ДОУ № 356 41
2.3. Стратегия развития ДО в ДОУ № 356 48
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Список использованной литературы и источников 71
Приложения 77

Фрагмент для ознакомления

Проектная команда создана таким образом, чтобы возложить ответственность за выполнение определенного рода задач на конкретного сотрудника, способного их решить. Отличительная черта выбранных сотрудников – высокий уровень профессионализма.Для определения стоимости проекта нам необходимо рассчитать стоимость всех ресурсов. На данной стадии бюджет проекта является предварительным. Затратная составляющая бюджета называется сметой проекта. Стоимость необходимых ресурсов рассмотрим в смете проекта (таблица 2.12) согласно выявленным потенциальным ресурсам, которые необходимо приобрести для осуществления проекта. Таблица 2.12Смета проектаНазвание ресурсаСтоимость, руб.Стоимость услуг по договору с ООО «Доктайм»120 000 Компьютерное оборудование для обеспечения проекта140 000Премии проектной команде62 000Итого: 322 000Стоимость ресурсов, отраженных в смете проекта является приблизительной и может быть увеличена в период реализации проекта, что изменит и общую стоимость проекта. Поэтому возникает необходимость создания резервного фонда проекта, который будет составлять 15% от стоимости проекта, что составит 48 300 руб. Таким образом, общая стоимость проекта составит 370 300 рублей.На настоящий момент весь документооборот ДОУ практически ведется вручную, что снижает эффективность его управления и функционирования. На практике эти проблемы выражаются в том, что через сотрудников всех уровней непрерывно идет поток документов и задач, требующих немедленного решения. Естественно, что в таких условиях качество и оперативность принятия решений серьезно страдают. Имеются случаи потери документов, ненадлежащее их оформление, затягивание сроков прохождения документа. Отсутствие единой информационной базы также задерживает выполнение отдельных работ, особенно на стадии документального оформления. Расчет экономии затрат за счет сокращения прямых потерь в виде штрафов, упущенной выгоды и т.п. при введении СЭД в ДОУ № 356 приведен в таблице 2.13.Таблица 2.13 Экономия затрат при снижении потерь по нарушению бумажного документооборота ДОУ № 356Вид нарушения2010 год, раз2011 год, раз2012 год, разСреднее значениеСредняя стоимость 1 ошибки, рубИтого сумма потерь, руб.Потеря документа клиента5696,712008040Потеря внутреннего документа 77128,78006960Неправильное оформление12131714180025200Задержка сроков прохождения документов14151916150024000Итого потерь от неэффективного внедрения документооборота – 64200 руб./год. Внедрение СЭД позволит избежать этих потерь, что составит экономический эффект в сумме 64200 руб.Еще одним эффектом является экономия затрат на бумагу и канцелярские товары, так как при бумажном ведении документооборота происходил большой непроизводительный расход данных затрат.Рассчитаем возможную экономию на канцелярских расходах за счет введения СЭД (табл. 2.14).Таким образом, экономия от оптимизации использования канцтоваров при внедрении СЭД составит 42195 руб./год.Таблица 2.14Расчет эффекта от экономии канцелярских расходовДо внедрения СЭДПосле внедрения СЭДОтклонениеСтоимость ед., руб.Сумма экономии, руб.Бумага, пач.70040030014543500Книги канцелярские, шт50545452025Ручки шариковые, шт1203090151350Картридж, шт48-42420-9680Прочие канцтовары, руб.1500010000500015000Итого42195Третьей составляющей экономического эффекта от внедрения СЭД является рационализация использования рабочего времени. Установлено, что затраты времени на обработку и ведение одного учетного регистра в «ручной» форме составляют в среднем 80 человеко-часов, при внедрении СЭД – 50 человеко-часов. При средней заработной плате 20 тыс. руб. заработная плата за 1 чел/час составит 20000/166= 120,5 руб. Экономия заработной платы от одного регистра составит, таким образом,(80-50)*120,5= 3614,5 руб. При условии ведения порядка 50 регистров в год экономия составит 180,72 тыс. руб. Дополнительно экономится сумма отчислений в размере 34 %, т.е. 61,45 тыс. руб.Таким образом, общая экономия от внедрения СЭД составит64,2+42,2+180,72+61,45= 348,57 тыс. руб./ год.При затратах по проекту в размере 370300 руб. рассчитаем эффективность проекта:Эп=348,57/370,3= 0,94 руб.Таким образом, каждый вложенный в проект рубль принесет экономический эффект в виде прибыли за счет экономии средств ДОУ № 356 в размере 0,94 руб. Окупаемость проекта внедрения СЭД составит 370,3/348,57= 1,06 года.Для повышения эффективной загрузки помещений ДОУ, привлечения дополнительных воспитанников и средств предлагается дополнительно организовать Детский клуб комплексного развития при ДОУ № 356. Упор для привлечения родителей следует делать именно на комплексное развитие ребенка, включающие и физические управления соответственно возрасту, и интеллектуальное и этическое развитие, так как заинтересованные родители будут приводить ребенка в клуб, если там можно будет не просто занять ребенка, а именно полноценно его развивать. Сейчас в стране и городе открывает большое количество детских клубов и студий раннего развития, но их возможности часто не позволяют вести качественные занятия с детьми: чаще всего это выкупленные квартиры или цокольные помещения, достаточно ограниченные по площади и не позволяющие размещать инструменты, специальные тренажеры или проводить занятия спортивными танцами.По опыту имеющихся предприятий данной сферы можно предложить ДОУ № 356 разработать следующие детские программы для будущих членов клуба:- программа Мини (для детей в возрасте 6-15 месяцев);- программа Смолл (для детей в возрасте 15-36 месяцев);- программа Миддл (3-5 лет);- программа Скул (6-8 лет);Для каждой программы разрабатываются следующие направления:- развивающая программа (начиная с уровня Смолл), включающая дополнительные занятия для подготовки к школе и/или в рамках школьной программы;- эстетическое развитие (занятия живописью, прочими видами творчества на выбор или в комплексе);- занятия спортивными танцами;- начальная спортивная подготовка начиная с 5 лет.Занятия по каждому направлению проводятся 1-2 раза в неделю, и если для самых маленьких заключаются в основном в музыкальных занятиях и общеразвивающих программах для малышей, то более взрослые программы могут включатьв себя занятия по всем направлениям.Это также дополнительно удобно для детей и родителей, так как все занятия проходят в одном месте, экономя время на поиск дополнительных студий и поездки в разные части города, а также ребенок быстрее адаптируется к обстановке, что повышае эффективность занятий.Занятия в двух первых программах требуют непосредственного участия родителей в занятиях, но уже с уровня Миддл дети занимаются самостоятельно, только на первых занятиях возможно присутствие родителей для адаптации ребенка к коллективу и помещению.Для развивающих занятий и программ эстетического развития необходимо выделить 2 помещения каждое площадью не менее 16 метров (одновременное занятие группы до 10 детей). Занятия музыкой и танцам проходят согласно составленному расписанию на базе уже имеющихся помещений.Для занятий начальной спортивной подготовкой и детским фитнесом необходимо оснастить спортивный зал специальным оборудованием именно для детского, а не взрослого фитнеса.Ведь детский, ещё не окрепший организм имеет свои особенности. И в отличие от взрослого ещё только растёт. А значит, не всякое оборудование подойдёт для детского фитнеса. Ребёнок с удовольствием будет кататься на слайд дорожке, выполнять упражнения, сидеть, дурачиться на фитболе - гимнастическом мяче, пилатес мяче без какой либо травмы. Совсем маленькому ребёнку очень сложно объяснить основу пилатеса - контролировать состояние мышц во время упражнений, зато он с большим удовольствием будет присядать, делать махи, качать пресс, отжиматься от пола и т.д. Значит, без коврика никак не обойтись. Полезны так же степ платформы для закрепления навыков хождения по лестнице, укрепления связок. Резиновые амортизаторы, позволяющие делать такие же упражнения, как и со свободными весами, ребёнку тоже подойдут, но необходимо объяснять ребёнку, что данный тренажёр, может быть травмоопасным, если его отпустить.При тренировке с резиновым эспандером, нагрузка возрастает от нуля. Значит, ещё слабые, растущие мышцы, не будут перенапрягаться. Зато статистические нагрузки будут укреплять связки.Лёгкие гантели для фитнеса вдохновят мальчиков быть похожим на папу. Детям постарше, весьма полезны будут медицинские мячи для укрепления суставов, связок мышц.Поставка оборудования для детского зала возможна в лизинг. На данный момент проведены переговоры с несколькими фирмами, поставляющими оборудование для детского тренажерного зала, сделан предварительный анализ окупаемости бизнеса и возможный состав оборудования.Расходы по данному мероприятию в целом представлены в таблице 2.15.Таблица 2.15Затраты по мероприятию «Организация Детского клуба ДОУ № 356»№ п/пСтатья затратСумма, тыс. руб.1. Единовременные затраты1Организационные работы252Покупка оборудования для тренажерного зала455Покупка прочего оборудования для Детского клуба84,53Ремонт помещений107,42. Текущие затратыПокупка материалов для обеспечения развивающего клуба2743Заработная плата персонала детского тренажерного зала с отчислениями(год)648Заработная плата персонала Детского развивающего клуба с отчислениями (год)771,8Прочие затраты9Всего на мероприятие2374,7Планируемый уровень выручки от мероприятия составит порядка 3000 тыс. руб. в год, что дает окупаемость мероприятия в течение 1 года.Еще одним эффективным мероприятием для ДОУ № 356 предлагается создание интернет-площадки: приглашение учащихся и их родителей оставить отзывы о школе (по примеру компании – продавца игрушек Step2).Успех данной программы объясняется тем, что чтение независимых отзывов помогает виртуальным покупателям убедиться, что они делают правильный выбор, даже без рассмотрения товара или услуги «в живую». Основная часть покупателей Step2 – это молодые матери, которые часто прибегают к советам друг друга прежде, чем сделать покупку. И так как цена на товары компании несколько выше среднерыночной, покупатели стараются проводить полноценное исследование, для чего официальному наполнению сайта не хватало глубины и деталей, на которые, зачастую, и обращают наибольшее внимание матери при выборе игрушки для ребенка.Так же и для проведения досуга, особенно с детьми, потенциальные клиенты нового клуба сначала ищут информацию о соответствующих услугах в интернете, читая не столько рекламно-информационные материалы официальных сайтов, сколько отзывы о них со стороны уже воспользовавшихся услугами клиентов.Для этого ДОУ № 356 предлагается с использованием технологии PowerReviews, создать на сайте удобную платформу для того, чтобы посетители могли оставлять комментарии к школе в целом, отдельным акциям и мероприятиям. Вместе с текстом и оценкой по 5-ти бальной шкале здесь должно быть можно разместить фотографии и/или видео того, как проводят время в школе и/или клубе. Это не только сделает отзывы более информативными и интересными, но и польстит участникам, особенно родителям. Следует предусмотреть возможность дублирования отзывов на страницах в социальных сетях, что расширит возможности демонстрации, позволит потенциальным посетителям спрашивать мнение своих друзей об услуге, которую они собираются приобрести в школе, выбрать преподавателя, или связаться с посетителями, уже оставившими отзыв, и задать уточняющие вопросы.При этом даже негативные отзывы будут работать на рост лояльности, так как подтверждают честность и аутентичность данного ресурса школы, вызывая доверие к представленным на сайте мнениям в целом. Например, из практики Step2 известно, что игрушки, вызвавшие обширное обсуждение, в том числе критику, покупали даже чаще.Для организации обратной связи с реальными и потенциальными учащимися и их родителями такая площадка – возможность проводить опросы и выяснять мнение о школе и ее услугах, определять перспективные направления развития.Таким образом, предложенные маркетинговые мероприятия повысят эффективность деятельности ДОУ № 356 и с точки зрения экономической эффективности, и с учетом социально значимости.Выводы по главе 2Проведенный анализ правового статуса, текущей деятельности, внешней и внутренней среды ДОУ № 356 показал, что внешняя среда достаточно благоприятна для нее, конкурентная позиция ДОУ средняя. Были выявлены внутренние сильные и слабые стороны ДОУ, определены основные направления ее дальнейшего развития.Основными проблемами в деятельности ДОУ № 356, выявленными в результате проведенного анализа, являются:Недостаточная эффективность планирования культурно-просветительской деятельности.отсутствие в школе полноценного информационного обеспечения обращения документов и их передачи.отсутствует стратегическое планирование деятельности организации.В школе ведется обучение не только по основным образовательным программам, но и по смежным с ним (эстетика, хореография). Но данная работа ведется бессистемно, что снижает ее эффективность.Поэтому в работе было предложено решить данные проблемы путем:- формирования Программы развития ДОУ № 356 на 5 лет. Предложена новая стратегия развития ДОУ № 356 на основе применения принципов педагогического менеджмента.- создания системы электронного документооборота, охватывающего и внутренние. и внешние коммуникационные связи ДОУ для повышения эффективности ее деятельности и экономии времени преподавателей. Внедрение электронного документооборота позволит избежать многих ошибок и потерь и сэкономит более 300 тыс. руб. за год;- создание детского клуба комплексного развития при ДОУ, начиная с раннего возраста и формирование соответствующих программ и материально-технической базы. Для продвижения услуг нового клуба предлагается создать интернет-площадку для возможности обсуждения деятельности школы в целом и нового клуба во всемирной сети, то повысит информированность потенциальных посетителей клуба.Таким образом, предложенные мероприятия приведут к росту эффективности деятельности ДОУ № 356 за счет применения современных инструментов и методов менеджмента и маркетинга, что и являлось целью данной работы.ЗаключениеСовременные тенденции развития систем образования во всем мире заставляют все чаще обращаться к образованию, выходящего за рамки основной образовательной программы и альтернативному образованию. В современной образовательной парадигме ближе всего, по сути, и целям является система дополнительного образования.Дополнительное образование, как самостоятельный вид образования, закрепленный в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», реализуется в форме дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных) в сфере образования, искусств и культуры, физической культуры и спорта.Дополнительное образование проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей (УДОД) системы образования, культуры и спорта, но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждениях профессионального образования, а также в молодежных, частных и др. организациях.Поскольку рынок образовательных услуг в России еще только формируется, в его инфраструктуре отсутствуют многие значимые компоненты и связи между участниками рыночных отношений. Явно мал практический опыт применения современнойметодологии и инструментария менеджмента и маркетинга в сфере образования, в том числе дополнительного. Для обеспечения долговременного благополучия организации дополнительного образования в условиях формирования рынка образовательных услуг очевидной является необходимость грамотного использования принципов менеджмента и комплекса маркетинга, учёта потребностей потребителя, интересов учебного заведения и интересов общества в целом в маркетинговой деятельности.Проведенный анализ правового статуса, текущей деятельности, внешней и внутренней среды ДОУ № 356 показал, что внешняя среда достаточно благоприятна для нее, конкурентная позиция школы среди других школ средняя. Были выявлены внутренние сильные и слабые стороны школы, определены основные направления ее дальнейшего развития.Основными проблемами в деятельности ДОУ № 356, выявленными в результате проведенного анализа, являются:Недостаточная эффективность планирования культурно-просветительской деятельности.отсутствие в школе полноценного информационного обеспечения обращения документов и их передачи.отсутствует стратегическое планирование деятельности организации.В школе ведется обучение не только по основным образовательным программам, но и по смежным с ним (эстетика, хореография). Но данная работа ведется бессистемно, что снижает ее эффективность.Поэтому в работе было предложено решить данные проблемы путем:- формирования Программы развития ДОУ № 356 на 5 лет. Предложена новая стратегия развития ДОУ № 356 на основе применения принципов педагогического менеджмента.- создания системы электронного документооборота, охватывающего и внутренние и внешние коммуникационные связи ДОУ для повышения эффективности ее деятельности и экономии времени преподавателей. Внедрение электронного документооборота позволит избежать многих ошибок и потерь и сэкономит ДОУ более 300 тыс. руб. за год;- создание детского клуба комплексного развития при ДОУ, начиная с раннего возраста и формирование соответствующих программ и материально-технической базы. Для продвижения услуг нового клуба предлагается создать интернет-площадку для возможности обсуждения деятельности ДОУ в целом и нового клуба во всемирной сети, что повысит информированность потенциальных посетителей клуба.Список использованной литературы и источниковДекларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml(дата обращения 15.03.2014)Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(дата обращения: 15.03.2014)Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. — М.: Юрист, 2010. — 68 с.Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.- М.: Эксмо, 2013.-224с.Гражданский кодекс Российской Федерации: официальный текст. -М.: Эксмо,2010Об образовании: Федеральный законот 29.12.20012 N 273-ФЗ Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) — URLhttp://www.lawrussia.ru/texts/legal_523/doc523a242x575.htm(дата обращения: 17.06.2014)Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. №174-ФЗО внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010, № 83-ФЗО мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599Об утверждении общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: Приказ Министерства Финансов РФот 20.11.2007 г. № 112-нО требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения:Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008Проект Федеральной целевой программы«Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» // http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/proekt-federalnoj-tselevoj-programmy-razvitie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-v-rossijskoj-federatsii-do-2020-goda.htmlСанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27) // Российская газета. № 106, 3.06.2003.Андреев А., Кузнецова Ю. Роль и место подсистемы маркетинга в дидактической системе дистанционного образования / Публикацияв сети ИНТЕРНЕТ на сервере Евразийской Ассоциации Дистанционного Образования (http://www.dist-edu.ru/konf/7KONF_DO/dokl/andr@kuzn.htm)Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Инфра, 2008. – 432 с.Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития – М: Инфра-М, 2008 Базисные стратегии развития организации. // HR-Portal. Сообщество HR-Менеджеров http://www.hr-portal.ru/article/bazisnye-strategii-razvitiya-organizatsiiБелозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 32Библиотека менеджмента // http://www.managment.aaanet.ru/economics/preimuschestv-firm.phpБуйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации // http://dopedu.ru/index.php/statyi/151-2012-05-23-19-02-32Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–М.: АРКТИ, 2005.–с. 7-9.Бургин, М. С. Инновация и новизна в педагогике [Текст] / М. С. Бургин. – Новосибирск, 2009. Вакуров А. Конкурентные преимущества: гипноз верзус правда? / Консалтинговый центр Паллада.// http://pallada-center.ru/articles/cat3/article8.htmlГапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент – Москва: Инфра-М, 2009. – 446 с. Гапоненко А.Л. Теория управления – М: Рагс, 2010. – 425 с.Гарнов И.Ю, Реорганизация бюджетных учреждений / И.Ю. Гарнов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2010.- N 18 Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" / С.П. Гришаев // Хозяйство и право.- 2010.- N 8 Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях/ под редакцией Данилова Е.Н – М.: Интерпрессервис, 2008.Дополнительное образование //http://zapiski867.narod.ru/index1/index13.htmЗолотарёва, А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст]. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 сИНТАЛЕВ. Технологии Вашего успеха. http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_32976/Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam Технологии корпоративного управления.// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/Как превзойти конкурентов //Прогноз финансовых рисков http://bre.ru/risk/15556.htmlКнышова Е.Н.Менеджмент – Москва: Инфра-М,2010. – 416 с.Ламбер Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. // http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/Ландау О. Стратегический план маркетинга. // Управленческий консалтинг http://www.piter-consult.ru/home/Articles/marketing-managment-articles/strategic-marketing-plan.htmlЛапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. http://fictionbook.ru/author/yuriyi_nikolaevich_lapiygin/strategicheskiyi_menedjment_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=1Логинова Л.Г. Место дополнительного образования в современной системе общего образования детей/ 09.04.2013 // http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/09/mesto-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-sistemeМайбуров И.А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование. 2003. N 5. С. 40Машинистова Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации [Текст] / Н. В. Машинистова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 37-40. // http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/Мескон М.Х.Основы менеджмента – М:Инфра-М, 2009. – 612 с. Мильнер Б. Управление современной компанией – М: Инфра-М, 2008. 516 с.Молоков Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки)Молоков, Д. С. Тенденции развития дополнительного образования детей [Текст] // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 83–87Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.–М.: МИРОС, 1997.–с. 31-35.Павлов А.П. Дополнительное образование - продолжение или альтернатива? // http://dopedu.ru/stati/dopolnitelnoe-obrazovanie-prodolzhenie-ili-alternativaПанкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 2012Панкрухин А. Реклама образовательных услуг // Альма Матер, 2012. -№ 8.Понятие стратегии. Классификация стратегий.выбор стратегии. // Мировая экономика.www.ereport/article.strplan/strategi.htmРазвитие высшего образования: поиски, подходы, решения (интервью с Карпенко М.П.) // Вузовские вести. - 2013- №2. - С. 11.Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164235/2/#ixzz38IC5V3XjСтратегическое управление. Основные понятия и определения. // Стратегическое управлениеи планирование http://www.stplan.ru/articles/theory/strman.htmСырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2012. N 4. С. 69 – 74Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504) // Российская газета. 2012. № 5859.Типовой Устав учреждения дополнительного образования –URL: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/sovety-yuristov/174-tipovoj-ustav-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.06.2014).Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе - различие должен определить закон // Право и образование. 2008. N 3Leisure and Non-Formal Education / René Clarijs (ed.). – Prague: EAICY, 2008. – 358 p.ПриложенияПриложение 1Матрица ответственности проекта внедрения СЭДИсполнителиЗадачи целевой структурыЗам. заведующего – ст. методистСотрудник АХОПредставитель преподавательского состава1.2.4.1.1.1.Разработать Положение о внедрении СЭД в деятельность предприятия+1.1.2Разработать и утвердить План внедрения СЭД в ДОУ № 356+1.2.1 Описать бизнес-процессы ДОУ № 356+1.2.2Определить необходимый перечень документов согласно имеющегося графика документооборота+1.2.3. Определить жизненный цикл и этапы прохождения и согласования каждого документа+2.1.1. Создать ТЗ на разработку СЭД+2.1.2 Выбрать разработчика СЭД+2.1.3 Заключить договор на разработку СЭД++2.1.4 Организовать внедрение и техническое сопровождение СЭД+2.2.1 Определить необходимость закупки дополнительных компьютеров и портативных ноут-буков для возможности удаленного доступа к СЭД+2.2.2. Заключить договор поставки необходимого оборудования++2.2.3Определить перечень лиц, имеющих право электронной подписи документов+2.2.4 Создать электронную документированную базы данных в рамках СЭД+2.3.1. Опытная эксплуатация СЭД+2.3.2. Выявить замечания по работе СЭД в процессе опытной эксплуатации сотрудниками+2.3.3.Скорректировать СЭД с учетом выявленных недочетов+3.1.1.Разработать дистанционный курс обучения работы в СЭД+3.1.2. Разработать систему тестов для аттестации сотрудников, прошедших обучение+3.2.1. Создать план проведения обучения+3.2.2. Провести обучение и аттестацию сотрудников по работе с СЭД+4.1.1.Расчет постоянных затрат+4.1.2.Расчет переменных затрат+4.1.3. Определение предварительного финансового результата+4.2.1Согласование бюджета проекта администрацией ДОУ № 356+4.2.2.Подписание бюджета проекта высшим руководством ДОУ № 356+4.2.3 Выделение средств на реализацию проекта и контроль их использования.+Приложение 2Определение последовательности работ по проекту внедрения СЭДЗадачаПоследовательность выполнения 1.1.1.Разработать Положение о внедрении СЭД в деятельность предприятияОдновременно с 1.2.11.1.2Разработать и утвердить План внедрения СЭД в ДОУ № 356После 1.1.11.2.1 Описать бизнес-процессы ДОУ № 356Одновременно с 1.1.11.2.2Определить необходимый перечень документов согласно имеющегося графика документооборотаПосле 1.1.11.2.3. Определить жизненный цикл и этапы прохождения и согласования каждого документаПосле 1.1.12.1.1. Создать ТЗ на разработку СЭДПосле 1.2.32.1.2 Выбрать разработчика СЭДОдновременно с 2.1.1.2.1.3 Заключить договор на разработку СЭДПосле 2.1.22.1.4 Организовать внедрение и техническое сопровождение СЭДПосле 2.1.32.2.1 Определить необходимость закупки дополнительных компьютеров и портативных ноут-буков для возможности удаленного доступа к СЭДПосле 2.1.32.2.2. Заключить договор поставки необходимого оборудованияПосле 2.2.12.2.3Определить перечень лиц, имеющих право электронной подписи документовОдновременно с 1.2.3.2.2.4 Создать электронную документированную базу данных в рамках СЭДПосле 1.2.22.3.1. Опытная эксплуатация СЭДПосле 2.1.42.3.2. Выявить замечания по работе СЭД в процессе опытной эксплуатации сотрудникамиПосле 2.3.12.3.3.Скорректировать СЭД с учетом выявленных недочетовПосле 2.3.23.1.1.Разработать дистанционный курс обучения работы в СЭДОдновременно с 2.1.3 и 2.1.43.1.2. Разработать систему тестов для аттестации сотрудников, прошедших обучениеОдновременно с 3.1.13.2.1. Создать план проведения обученияПосле 3.1.1.3.2.2. Провести обучение и аттестацию сотрудников по работе с СЭДПосле 3.2.1.4.1.1.Расчет постоянных затратПосле 2.1.1., одновременно с 4.1.24.1.2.Расчет переменных затратПосле 2.1.1., одновременно с 4.1.14.1.3. Определение предварительного финансового результатаПосле 4.11 и 4.1.24.2.1Согласование бюджета проекта администрацией ДОУ № 356После 4.1.34.2.2.Подписание бюджета проекта высшим руководством ДОУ № 356После 4.2.14.2.3 Выделение средств на реализацию проекта и контроль их использования.После 4.2.2Приложение 3Календарный план проекта внедрения СЭДЗадачиДлительностьНачалоОкончаниеРаннее началоРаннее окончаниеПозднее началоПозднее окончаниеРезерв (дни)начало проекта0д01.04.201501.04.201501.04.201501.04.201501.04.201501.04.20150д1.1.1.Разработать Положение о внедрении СЭД в деятельность предприятия3д01.04.201505.04.201501.04.201505.04.201501.04.201505.04.20150д1.1.2 Разработать и утвердить План внедрения СЭД в ДОУ № 3562д06.04.201507.04.201506.04.201507.04.201506.04.201508.04.20151д1.2.1 Описать бизнес-процессы ДОУ № 3565д02.04.201508.04.201502.04.201508.04.201504.04.201510.04.20152д1.2.2Определить необходимый перечень документов согласно имеющегося графика документооборота2д06.04.201507.04.201506.04.201507.04.201507.04.201509.04.20151д1.2.3. Определить жизненный цикл и этапы прохождения и согласования каждого документа2д07.04.201508.04.201507.04.201508.04.201509.04.201510.04.20151д2.1.1. Создать ТЗ на разработку СЭД3д09.04.201513.04.201509.04.201513.04.201510.04.201515.04.20153д2.1.2 Выбрать разработчика СЭД1д09.04.201509.04.201509.04.201509.04.201513.04.201513.04.20150д2.1.3 Заключить договор на разработку СЭД2д12.04.201513.04.201512.04.201513.04.201513.04.201514.04.20151д2.1.4 Организовать внедрение и техническое сопровождение СЭД7д14.04.201522.04.201514.04.201522.04.201515.04.201524.04.20153д2.2.1 Определить необходимость закупки дополнительных компьютеров и портативных ноут-буков для возможности удаленного доступа к СЭД1д13.04.201513.04.201513.04.201513.04.201514.04.201514.04.20150д2.2.2. Заключить договор поставки необходимого оборудования2д14.04.201515.04.201514.04.201515.04.201515.04.201516.04.20151д2.2.3Определить перечень лиц, имеющих право электронной подписи документов2д14.04.201515.04.201514.04.201515.04.201515.04.201516.04.20150д2.2.4 Создать электронную документированную базу данных в рамках СЭД10д14.04.201527.04.201514.04.201527.04.201515.04.201528.04.20152д2.3.1. Опытная эксплуатация СЭД21д28.04.201525.05.201528.04.201525.05.201529.04.201526.05.20150д2.3.2. Выявить замечания по работе СЭД в процессе опытной эксплуатации сотрудниками18д02.05.201525.05.201502.05.201525.05.201505.05.201526.05.20151д2.3.3.Скорректировать СЭД с учетом выявленных недочетов3д26.05.201530.05.201526.05.201530.05.201527.05.201530.05.20151д3.1.1.Разработать дистанционный курс обучения работы в СЭД4 д14.04.201519.04.201514.04.201519.04.201515.04.201521.04.20153д3.1.2. Разработать систему тестов для аттестации сотрудников, прошедших обучение2д20.04.201521.04.201520.04.201521.04.201522.04.201523.04.20151д3.2.1. Создать план проведения обучения1д22.04.201522.04.201522.04.201522.04.201523.04.201523.04.20150д3.2.2. Провести обучение и аттестацию сотрудников по работе с СЭД3д23.04.201527.04.201523.04.201527.04.201524.04.201528.04.20151д4.1.1.Расчет постоянных затрат3д26.04.201528.04.201526.04.201528.04.201527.04.201529.04.20150д4.1.2.Расчет переменных затрат3д26.04.201528.04.201526.04.201528.04.201527.04.201529.04.20150д4.1.3. Определение предварительного финансового результата1д29.04.201529.04.201529.04.201529.04.201530.04.201530.04.20150д4.2.1Согласование бюджета проекта администрацией ДОУ № 3562 д30.04.201502.05.201530.04.201502.05.201531.04.201503.05.20150д4.2.2.Подписание бюджета проекта высшим руководством ДОУ № 3562 д03.05.201504.05.201503.05.201504.05.201505.05.201506.05.20150д4.2.3 Выделение средств на реализацию проекта и контроль их использования.В течение проекта22.04.201530.05.201524.04.201530.05.201524.04.201530.05.20150д

Список использованной литературы и источников

1. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml(дата обращения 15.03.2014)
2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) — URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(дата обращения: 15.03.2014)
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. — М.: Юрист, 2010. — 68 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.- М.: Эксмо, 2013.-224с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации: официальный текст. -М.: Эксмо,2010
6. Об образовании: Федеральный законот 29.12.20012 N 273-ФЗ
7. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794-III ГД) — URLhttp://www.lawrussia.ru/texts/legal_523/doc523a242x575.htm(дата обращения: 17.06.2014)
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
9. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. №174-ФЗ
10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010, № 83-ФЗ
11. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
12. Об утверждении общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: Приказ Министерства Финансов РФот 20.11.2007 г. № 112-н
13. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения:Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н
14. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
15. Проект Федеральной целевой программы«Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» // http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/proekt-federalnoj-tselevoj-programmy-razvitie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-v-rossijskoj-federatsii-do-2020-goda.html
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27) // Российская газета. № 106, 3.06.2003.
17. Андреев А., Кузнецова Ю. Роль и место подсистемы маркетинга в дидактической системе дистанционного образования / Публикацияв сети ИНТЕРНЕТ на сервере Евразийской Ассоциации Дистанционного Образования (http://www.dist-edu.ru/konf/7KONF_DO/dokl/andr@kuzn.htm)
18. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Инфра, 2008. – 432 с.
19. Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития – М: Инфра-М, 2008
20. Базисные стратегии развития организации. // HR-Portal. Сообщество HR-Менеджеров http://www.hr-portal.ru/article/bazisnye-strategii-razvitiya-organizatsii
21. Белозеров А.В. Понятие и содержание обязательства по возмездному оказанию образовательных услуг: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 32
22. Библиотека менеджмента // http://www.managment.aaanet.ru/economics/preimuschestv-firm.php
23. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации // http://dopedu.ru/index.php/statyi/151-2012-05-23-19-02-32
24. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–М.: АРКТИ, 2005.–с. 7-9.
25. Бургин, М. С. Инновация и новизна в педагогике [Текст] / М. С. Бургин. – Новосибирск, 2009.
26. Вакуров А. Конкурентные преимущества: гипноз верзус правда? / Консалтинговый центр Паллада.// http://pallada-center.ru/articles/cat3/article8.html
27. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент – Москва: Инфра-М, 2009. – 446 с.
28. Гапоненко А.Л. Теория управления – М: Рагс, 2010. – 425 с.
29. Гарнов И.Ю, Реорганизация бюджетных учреждений / И.Ю. Гарнов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2010.- N 18
30. Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" / С.П. Гришаев // Хозяйство и право.- 2010.- N 8
31. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях/ под редакцией Данилова Е.Н – М.: Интерпрессервис, 2008.
32. Дополнительное образование //http://zapiski867.narod.ru/index1/index13.htm
33. Золотарёва, А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст]. – Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 с
34. ИНТАЛЕВ. Технологии Вашего успеха. http://www.intalev.ru/agregator/ssp/id_32976/
35. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества. / Портал iTeam Технологии корпоративного управления.// http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2320/
36. Как превзойти конкурентов //Прогноз финансовых рисков http://bre.ru/risk/15556.html
37. Кнышова Е.Н.Менеджмент – Москва: Инфра-М,2010. – 416 с.
38. Ламбер Ж. Ж.. Стратегический маркетинг. // http://vuzlib.net/beta3/html/1/6879/
39. Ландау О. Стратегический план маркетинга. // Управленческий консалтинг http://www.piter-consult.ru/home/Articles/marketing-managment-articles/strategic-marketing-plan.html
40. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. http://fictionbook.ru/author/yuriyi_nikolaevich_lapiygin/strategicheskiyi_menedjment_uchebnoe_posobie/read_online.html?page=1
41. Логинова Л.Г. Место дополнительного образования в современной системе общего образования детей/ 09.04.2013 // http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/09/mesto-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-sisteme
42. Майбуров И.А. Соотношение понятий «образование» и «образовательные услуги» // Право и образование. 2003. N 5. С. 40
43. Машинистова Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации [Текст] / Н. В. Машинистова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.).— Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 37-40. // http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/69/3740/
44. Мескон М.Х.Основы менеджмента – М:Инфра-М, 2009. – 612 с.
45. Мильнер Б. Управление современной компанией – М: Инфра-М, 2008. 516 с.
46. Молоков Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки)
47. Молоков, Д. С. Тенденции развития дополнительного образования детей [Текст] // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 83–87
48. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.–М.: МИРОС, 1997.–с. 31-35.
49. Павлов А.П. Дополнительное образование - продолжение или альтернатива? // http://dopedu.ru/stati/dopolnitelnoe-obrazovanie-prodolzhenie-ili-alternativa
50. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 2012
51. Панкрухин А. Реклама образовательных услуг // Альма Матер, 2012. -№ 8.
52. Понятие стратегии. Классификация стратегий.выбор стратегии. // Мировая экономика.www.ereport/article.strplan/strategi.htm
53. Развитие высшего образования: поиски, подходы, решения (интервью с Карпенко М.П.) // Вузовские вести. - 2013- №2. - С. 11.
54. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164235/2/#ixzz38IC5V3Xj
55. Стратегическое управление. Основные понятия и определения. // Стратегическое управление
и планирование http://www.stplan.ru/articles/theory/strman.htm
56. Сырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2012. N 4. С. 69 – 74
57. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 26 июня 2012 г. N 504) // Российская газета. 2012. № 5859.
58. Типовой Устав учреждения дополнительного образования –URL: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/sovety-yuristov/174-tipovoj-ustav-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.06.2014).
59. Шкарлупина Г.Д. Образовательные услуги или обучение на возмездной основе - различие должен определить закон // Право и образование. 2008. N 3
60. Leisure and Non-Formal Education / René Clarijs (ed.). – Prague: EAICY, 2008. – 358 p.

Вопрос-ответ:

Какие требования нормативных документов предъявляются к организации дополнительного образования?

Требования нормативных документов к организации дополнительного образования включают определение целей и задач дополнительного образования, установление требований к кадровому составу, обеспечение качества образовательного процесса, закрепление прав и обязанностей руководителей ДОУ и педагогических работников, регламентацию вопросов организации и проведения дополнительных образовательных мероприятий, контроль за их предоставлением и оценку результатов образовательного процесса.

Каковы основные принципы стратегического управления развитием дошкольного образования?

Основные принципы стратегического управления развитием дошкольного образования включают системность и комплексность подхода, учет специфики дошкольной сферы, долгосрочность планирования, управление результатами, адаптивность и гибкость стратегии, ориентацию на рынок образовательных услуг, активное участие родителей и общественности, учет международного опыта и инноваций.

Какие стратегии развития дошкольного образования можно применить в детском саду?

Стратегии развития дошкольного образования в детском саду могут быть различными в зависимости от конкретных целей и задач. Например, это могут быть стратегии развития универсальных компетенций у детей, стратегии развития инновационных образовательных программ, стратегии повышения качества образовательных услуг, стратегии развития партнерских отношений с родителями и общественностью и т.д.

Каковы особенности формирования стратегии развития дошкольного образования в детском саду?

Особенности формирования стратегии развития дошкольного образования в детском саду включают проведение анализа внешних и внутренних факторов, определение целей и задач развития, выбор стратегических направлений и приоритетов, разработку конкретных мероприятий и программ, установление планов и сроков их реализации, оценку результатов и корректировку стратегии в процессе.

Какие требования предъявляются к организации дополнительного образования в ДОУ?

Требования нормативных документов к организации дополнительного образования в ДОУ включают в себя учет особенностей детей, обеспечение безопасности, разработку программ дополнительного образования и организацию их реализации.

Как осуществляется стратегическое управление развитием дополнительного образования в ДОУ?

Стратегическое управление развитием дополнительного образования в ДОУ включает в себя определение целей и задач, анализ внешней и внутренней среды, разработку и реализацию стратегий развития, оценку результатов и корректировку стратегии в зависимости от изменяющихся условий.

Какие стратегии развития дополнительного образования в ДОУ могут быть применены?

В рамках развития дополнительного образования в ДОУ можно использовать различные стратегии, такие как расширение предложения дополнительных образовательных услуг, углубление и усовершенствование программ, привлечение новых специалистов, развитие партнерских отношений с другими организациями и т.д.

Каковы особенности формирования стратегии развития дополнительного образования в ДОУ?

При формировании стратегии развития дополнительного образования в ДОУ необходимо учитывать особенности каждого конкретного учреждения, потребности детей и их родителей, а также тенденции развития образовательной системы в целом.

Как проводится анализ внешних и внутренних факторов при формировании стратегии развития дополнительного образования в ДОУ?

Анализ внешних и внутренних факторов при формировании стратегии развития дополнительного образования в ДОУ включает в себя изучение спроса на дополнительные образовательные услуги, изучение конкурентной среды, анализ ресурсов и потенциала учреждения, а также оценку финансовых возможностей.

Какие требования нормативных документов предъявляются к организации дополнительного образования в ДОУ?

Нормативные документы предъявляют ряд требований к организации дополнительного образования в ДОУ. Во-первых, они должны соответствовать федеральным и региональным законодательным актам, а также нормативно-правовым актам, регулирующим сферу дополнительного образования. Во-вторых, документы должны устанавливать цели, задачи и принципы организации дополнительного образования, а также определять его содержание, формы и методы работы. В-третьих, требования к организации дополнительного образования включают в себя организационные и учебно-методические аспекты: структуру и организацию образовательного процесса, условия и ресурсы для его реализации, квалификационные требования к педагогическим работникам и др.

Каким образом осуществляется стратегическое управление развитием дополнительного образования в ДОУ?

Стратегическое управление развитием дополнительного образования в ДОУ осуществляется путем разработки и реализации стратегии развития. Процесс разработки стратегии включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации, определение целей и задач, формулирование стратегических направлений развития, выбор приоритетных направлений и разработку конкретных мероприятий по их реализации. Осуществление стратегии включает в себя контроль и оценку результатов, корректировку стратегии при необходимости. Стратегическое управление осуществляется руководством организации совместно с педагогическим коллективом.

Какие стратегии развития дополнительного образования используются в ДОУ?

В ДОУ используются различные стратегии развития дополнительного образования. Одной из таких стратегий может быть широкий спектр разнообразных образовательных программ и направлений, чтобы удовлетворить потребности и интересы различных групп детей. Другой стратегией может быть укрепление партнерских связей с другими организациями и учреждениями, чтобы расширить ресурсы и возможности для развития дополнительного образования. Также возможной стратегией может быть активное вовлечение родителей и общественности в процесс развития дополнительного образования, чтобы создать благоприятные условия для реализации его потенциала.