Цивилизационный подход в типологии государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 2626 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 22.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Типология государств 5
1.1. Понятие и признаки государства 5
1.2.Принципы правового государства 9
2.Цивилизационный подход при рассмотрении типологии государства 15
2.1 Характеристика цивилизационного подхода. 15
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории 22
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Благодаря этому удается избежать процессов схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, появляется возможность раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.3. Если говорить о разнородности культур, во времени и пространстве, то можно отметить, почему некоторые существующие типы государств которые соответствуют одним условиям, продолжали останавливаться в развитии в других условиях. Если рассматривать данный вопрос в рамках государственной жизни, то здесь особое внимание необходимо уделить вопросу своеобразия национальных культур и черт национального характера.Для того чтобы в полной мере уяснить особенности цивилизационного подхода необходимо уделить внимание следующим проблемам:Этапы исторического развития стали причиной образования более двух десятков цивилизаций, которые совершенно не похожи друг от друга не только в отношении существующих систем ценностей, культурой, но и характерным для них типом государства. Необходимо обозначить несколько этапов образования государства.К первому этапу относятся локальные цивилизации, каждая из которых имеет определенную совокупность взаимосвязанных социальных институтов, в состав которых входит государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.). Что касается второго этапа, то здесь необходимо отметить особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Также существует третий этап в рамках которого образовалась современная цивилизация. сособенностью свойственной ей государственности. Сегодня происходит зарождение данного типа цивилизации, в рамках которой существуют традиционные и современные социально-политические структуры.Также хотелось сказать о том, что существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т.д. Для того чтобы иметь наиболее полное представление о типологии государства необходимо отметить классификацию цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации. В данной ситуации речь идет о разделении цивилизаций на первичные и вторичные. Необходимо отметить, что государства в различных видах цивилизаций в значительной степени отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. При этом, если говорить о первичных цивилизациях, то они в данной ситуации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. К данным видам цивилизаций относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и другие цивилизации. При рассмотрении их с научной точки зрения удается оценить огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Что касается отличительной особенности вышеуказанных обществ, то в данной ситуации речь идет религиозном направлении, где государство расширяет свои границы за счет духовного обогащения. При этом хотелось напомнить, что религия в данной ситуации прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, дева-раджи, божественного микадо и т.д. Что касается вторичных цивилизаций, то здесь государство занимает несколько иное место. В данной ситуации рассматривается западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская, буддийская и др. Здесь наиболее отчетливо удалось указать на отличительные особенности между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Здесь власть не выступала в качестве такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. При этом государство здесь также выступало в качестве компонента имеющего тесную взаимосвязь с религией.Если говорить о вторичных цивилизациях, то в данной ситуации роль правителя, олицетворявшего государство, носила двойственный хараткер. С одной стороны, он выступал в качестве средства утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. При этом он сам не мог нарушать эти заветы, в противном случае его власть оказывалась незаконной.2.2. Типы государств согласно цивилизационной теорииИсторический процесс стал причиной образования более двух десятков цивилизаций, которые в значительной степени друг от друга не только в соответствии с существующими в них системами ценностей, господствующей культурой, но и с учетом типа того или иного государства.Необходимо обозначить несколько этапов цивилизации.В развитии цивилизации проходят несколько этапов.К первому этапу относятся локальные цивилизации, каждая из которых имеет определенную совокупность взаимосвязанных социальных институтов, в состав которых входит государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.). Что касается второго этапа, то здесь необходимо отметить особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Также существует третий этап в рамках которого образовалась современная цивилизация. с особенностью свойственной ей государственности. Сегодня происходит зарождение данного типа цивилизации, в рамках которой существуют традиционные и современные социально-политические структуры.При этом необходимо отметить определенные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. В данном случае речь идет о хронологических, генетических и религиозных государствах с учетом уровня организации и др. При этом необходимо указать на наличие трех видов отношений, который позволяют описать особенности того или иного государства, так как содержаться в основе его цивилизационной типологии. Если обратиться к понятию цивилизационного тепа государства, то можно выделить обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются:1) в отношениях между обществом (государством) и природой;2) в межгосударственных отношениях;3) в их взаимоотношениях с обществом;При этом наибольший интерес в данной ситуации представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. В данной ситуации речь идет о разделении на первичные и вторичные цивилизации.Возможно разделение цивилизаций на первичные и вторичные. При этом государства в каждой из указанных цивилизаций в значительной степени отличаются друг от друга.Первичные государства чаще всего принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. К данным видам цивилизаций относят древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и другие цивилизации. При рассмотрении их с научной точки зрения удается оценить огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Что касается отличительной особенности вышеуказанных обществ, то в данной ситуации речь идет религиозном направлении, где государство расширяет свои границы за счет духовного обогащения. Что касается вторичных цивилизаций, то здесь государство занимает несколько иное место. В данной ситуации рассматривается западноевропейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская, буддийская и др. Во вторичных цивилизациях положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным. С одной стороны, он выступал в качестве средства утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. При этом он сам не мог нарушать эти заветы, в противном случае его власть оказывалась незаконной.ЗаключениеС учетом вышеизложенного материала хотелось сделать следующие выводы В рамках данного исследования была рассмотрена проблема типологии государства с учетом цивилизационного подхода.Несмотря на то что данный подход существует довольно давно, тем не менее применяться в российской научной литературе он стал относительно недавно. Связано это с тем, что особое внимание при рассмотрении типологии государства ранее уделялось формационному подходу.Формационный подход имел непосредственное отношение к марксистской теории и указывал на то обстоятельство, что классовая сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство в данном случае выступает лишь в качестве надстройки над экономическим базисом. Другими словами государство имеет непосредственное отношение к экономическому строю общества.Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.В отечественных трудах формационному подходу уделялось внимание на протяжении многих лет. При этом как известно, советское государство считалось социалистическим, что гарантировало гражданам страны «светлое будущее» – коммунизм. То обстоятельство, что данная теория не получила практической реализации говорит о значительном количестве в ней недоработок.Далее хотелось отдельно сказать о цивилизационном подходе, который не то чтобы пришел на смену формационному, а скорее идет с ним параллельным путем. В соответствии с данным видом важную роль в развитии государства играют прежде всего факторы социокультурные, в состав которых входит духовная жизнь общества, идеология, нравственность, религия. Именно они позволяют указать на особенности развития данной общественной системы и описать характерные черты ее государственной власти.Необходимо отметить несколько этапов цивилизационного развития.В качестве первого этапа представлен период существования локальных цивилизаций, каждая из которых состоит из совокупности взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Что касается второго этапа, то в данной ситуации внимание уделяется особенным цивилизациям, таким, как индийская, китайская, западноевропейская, восточно-европейская с соответствующими типами государств. В заключении необходимо отметить третий этап, а именно наличие современной цивилизации с учетом ее государственности, которая сегодня только начала свой процесс развития, и которая при этом имеет совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.Список литературыКонвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) [электронный ресурс] URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htmАбубекеров Р. В. Российское общество как уникальный цивилизационный исторический тип // Вестн. Поволжской академии гос. службы. – 2010. – N 1. – С. 189–194Барышников О.В. Методологические основы цивилизационной типологии государств // Тр. филиала МГЮА в г. Вологде. – Вологда, 2004. – Вып. 1. – С. 3–11Емельянов Б. М. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учеб. курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М., [2010]. – Из содерж.: Типология государства.– URL: http://www.e–college.ru/xbooks/xbook003/book/index/index.html?go=part–007*page.htm (13.10.10)Емельянов–Лукьянчиков М.Я. К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский о славянской цивилизации [Электронный ресурс] // Слово :православ. образов. портал. – [Б.м],2010. – URL: http://www.portal–slovo.ru/history/35138.php (13.10.10)Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Курс лекций / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2010. - 448 c.Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран: Конспект Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт, 2013. - 222 c.Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 811 c.

Список литературы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) [электронный ресурс] URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm
2. Абубекеров Р. В. Российское общество как уникальный цивилизационный исторический тип // Вестн. Поволжской академии гос. службы. – 2010. – N 1. – С. 189–194
3. Барышников О.В. Методологические основы цивилизационной типологии государств // Тр. филиала МГЮА в г. Вологде. – Вологда, 2004. – Вып. 1. – С. 3–11
4. Емельянов Б. М. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учеб. курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М., [2010]. – Из содерж.: Типология государства.– URL: http://www.e–college.ru/xbooks/xbook003/book/index/index.html?go=part–007*page.htm (13.10.10)
5. Емельянов–Лукьянчиков М.Я. К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский о славянской цивилизации [Электронный ресурс] // Слово :православ. образов. портал. – [Б.м],2010. – URL: http://www.portal–slovo.ru/history/35138.php (13.10.10)
6. Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Курс лекций / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2010. - 448 c.
7. Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран: Конспект
8. Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт, 2013. - 222 c.
9. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 811 c.

Вопрос-ответ:

Что такое типология государств?

Типология государств - это классификация государств по определенным признакам или характеристикам.

Какие принципы правового государства можно выделить?

Принципы правового государства включают принцип разделения властей, принцип соблюдения конституционных прав и свобод граждан, принцип законности и другие.

В чем состоит цивилизационный подход к типологии государства?

Цивилизационный подход при рассмотрении типологии государства учитывает культурные, исторические и другие факторы, которые влияют на формирование и функционирование государства.

Какие типы государств можно выделить согласно цивилизационной теории?

Согласно цивилизационной теории выделяются такие типы государств, как западные, восточные, африканские и т.д., в зависимости от культурных и цивилизационных особенностей.

Каким образом цивилизационный подход помогает избежать схематизации государства и его политики?

Цивилизационный подход позволяет учитывать конкретные исторические, культурные и социальные контексты, что помогает избежать упрощенной схематизации и понимать особенности каждого государства и его политики.

Что такое типология государств?

Типология государств - это классификация государств по определенным критериям или признакам, которая позволяет выделить разные типы государств и понять их особенности.

Какие принципы правового государства существуют?

Принципы правового государства включают принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип законности, принцип справедливости и другие. Они описывают основные принципы, которым должно следовать государство в своей деятельности.

Какие типы государств существуют согласно цивилизационной теории?

Согласно цивилизационной теории, выделяют следующие типы государств: западное государство, правовое государство, посткоммунистическое государство, арабское государство, развивающееся государство и др. Каждый тип характеризуется особыми чертами и особенностями своей цивилизации.