Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Классификация правовых норм

  • 32 страницы
  • 19 источников
  • Добавлена 22.07.2015
1 078 руб. 1 540 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общее положение правовой норме 5
1.1. Правовые нормы, их особенности и виды 5
1.2. Понятие правовой нормы 11
Глава 2. Структура и содержание правовой нормы 14
2.1. Структура правовой нормы 14
2.2. Способы изложения правовой нормы 16
Глава 3. Классификация норм права 20
3.1. Классификация норм права 20
3.2. Классификация актов применения права 26
Заключение 30
Список литература 31
Фрагмент для ознакомления

Наиболее полную характеристику индивидуальному акту в своих исследованиях дает В.Л. Кобалевский. Он указывает, что индивидуальные акты направлены на установление, изменение и прекращение индивидуальных административных правоотношений, в соответствии с действующими в стране нормами права. Срок действия индивидуальных актов, как правило, исчерпывается и совершается в момент издания, либо в непродолжительное время. Юрисдикционные акты являются разновидностью индивидуальных актов. А.И. Елистратов считает, что данные акты предназначены для подавления возможных нарушений права. Такие акты появляются в производстве по делам об административных правонарушениях. К.С. Бельский отмечает, что «административно – юрисдикционные акты» представляют собой индивидуально – властные акты, которые решают вопрос виновности лица совершившего административное правонарушение и одновременно о назначении положенного административного наказания. Нормативно-правовой акт представляет собой установленный государством, который содержит общие правила поведения. Нормативно-правовые акты по своей юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта – «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом». Стоит отметить, что существуют и другие трактовки определения термина «нормативно-правовой акт».Нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус организации - это «типовые примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции».Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер - это «акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных , совместно утвердивших) нормативный правовой акт».Подзаконный нормативный правовой акт - это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и кончая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве необходимо также различать подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.Признаками нормативно-правовых актов являются: Они являются результатом правотворческой деятельности, которой наделены компетентные органы и должностные лица государства, а, в некоторых случаях, также уполномоченные на то общественные объединения и организации;В них содержатся общеобязательные правила поведения (нормы);Предписания, содержащиеся в них, являются выражением государственной воли; Такие акты принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;Они имеют строго определенную документальную форму, а также реквизиты и порядок вступления в силу, сферу действия; Они направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев (ситуаций и обстоятельств); Они рассчитаны на постоянное либо длительное действие, в то время как правоприменительные акты – только на однократную реализацию; Нормативные акты не носят персонифицированный характер и адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов. В свою очередь, акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата; Обладает свойством быстро изменяться или отменяться в зависимости от социальных потребностей.3.2. Классификация актов применения праваБольшинство правоприменительных актов, как упоминалось выше,представляют собой акты – документы, в которых текст, составляется в соответствии с требованиями с использованием юридической терминологии, и имеет четкую юридическую конструкцию. Особенностью правоприменительных актов, требований к ним является то, что они изучаются в специальных юридических процессуальных науках, таких как – уголовного, гражданского, административного права.Главное отличие заключается в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а время как в нормативно-правовых актах – нормы права, то есть предписания содержащие характер общего направления.Условно, акты правоприменения, подразделяются на следующие группы:Акты управления, получившие в юриспруденции название, «собственнические»;В области применения права властные акты;Акты прямого осуществления центрального руководства;Координационные акты;Индивидуальные ориентировочные акты.Для данной классификации характерен локальный характер, который не может в целом представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления. Основой разделения актов могут использоваться и другие самые различные признаки. Рассматривая такие признаки, к числу можно отнести:а) цель, которую преследует правоприменительныйакт;б) сфера использования правоприменительного акта; в) характер отношений, которые регулирует правоприменительный акт;г) характер отражения содержания нормы права в содержании акта правоприменения;д) степень отражения нормативного веления в содержании акта правоприменения;е) орган, издающий акт правоприменения;ж) способ принятия акта;з) особенности содержания правоприменительного акта;и) форма выражения.Акты правоприменения могут быть самыми различными. Их можно классифицировать по различным основаниям:Акты правоприменения подразделяются по сфере действия:- во времени: а) акты однократного действия, к числу которых относятся штрафы;б) длящиеся акты, например регистрация брака, зачисление в вуз, в пространстве, относящиеся к гражданам РФ, совершившим преступление вне пределов РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, то подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ;в) по кругу лиц подразделяющиеся на общего действия и индивидуальные.Правовые акты, в зависимости от субъектов их применяющих подразделяются на следующие виды:а) акты представительных органов государственной власти;б) акты исполнительных органов государственной власти;в) акты правоохранительных органов государства (суда, прокуратуры, арбитража и др.);д) акты органов контроля и надзора.3. По наименованию акты подразделяются на: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др. 4. Нормы права по отраслевой принадлежности подразделяются на: акты применения норм уголовного права (приговор суда); акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга); акты применения норм других отраслей права.5. По своему функциональному признаку нормы права подразделяются на: правонаделительные; правообеспечительные; акты - регламентаторы.6. По способу принятия нормы права подразделяются на: коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии) и единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).7. По способу выражения нормы права подразделяются на: акты-документы; акты-действия; акты-символы.8. По характеру содержащегося в них решения нормы права подразделяются на: обязывающие; управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).9. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на: регулятивные и охранительные. Такие акты в механизме правового регулирования выполняют различные функции:- регулятивные, устанавливающие конкретные юридические права, а также обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);- охранительные, то есть издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений, к которым относятся (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).10. Правоприменительные акты по своему юридическому значению различаются основные и вспомогательные. - К основным актам относятся те, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела, например, приговор, решение суда;-К вспомогательнымотносятся акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленных на их осуществление, к числу которых относятся различные акты надзора и контроля.11. В зависимости от юридических последствий вызываемых правоприменительными актами (они являются юридическими фактами) и различаются на: правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие. Изучение и анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что существуют и иные критерии классификации актов правоприменения.Подводя итог, можно констатировать, что акты правоприменения являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.ЗаключениеИз вышеизложенного материала можно заключить, что, при анализе права с точки зрения общественного института, исследователи во все времена сталкивались не с отдельной, а с монолитной, и в то же время самодостаточной системой.Право выступает в качестве обобщенного понятия – формулы, обозначающей ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридическими нормами обеспечивается гарантированное исполнение правил носящих жизненно необходимый характер, без которых было бы невозможным функционирования как общества, так и государства в целом.Традиционно, юридическая структура определяется как некое строение норм права, состоящее из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.Только наличие и единство этих трех элементов составляет норму права. Отсутствие какого-либо из названных элементов является признаком несовершенства нормы права.Любая часть структуры права, как бы то ни было, является неотъемлемой частью правовой системы общества. В ней воплощается та огромная история, которая правом была пройдена вместе с цивилизацией. Достижение правом своего социального назначения возможно только во взаимной согласованности и непротиворечивости всех компонентов системы права.Список литератураНормативно-правовые актыГражданский кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс.2014.Семейный кодекс Российской Федерации.КонсультантПлюс.2014.Трудовой кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс.2014.Уголовный кодекс Российской Федерации.КонсультантПлюс.2014.Научная литература:Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб. пособие / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. - 608 с.Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2011 - 416 с.Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014.Лазарев В.В. Общая теория права и государства Учебник Гриф МО РФ. Инфра-М, Норма. 2014. – 462 с.Лазарев В.В., Морозова Л.А., Радько Т.Н. Теория государства и права.Уч. для бакаларов.-М.: Проспект, 2012.Р.З. Лившиц. Теория права. Учебник. М., 2008 г.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2007. – 541 с.Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2013. - 656 с.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров.-М.: Проспект, 2013.Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Гриф МО. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 428 с.Проблемы теории государства и права. - Учебник. Теория государства и права: Учебник /под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева (гриф УМО). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.Теория государства и права: Учеб. пособие / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2011.Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2000 г.


Список литература
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс.2014.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс.2014.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс.2014.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс.2014.

Научная литература:
5. Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб. пособие / М.М. Рассолов, В.П. Малахов, А.А. Иванов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2011.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. - 608 с.
7. Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2011 - 416 с.
8. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014.
9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства Учебник Гриф МО РФ. Инфра-М, Норма. 2014. – 462 с.
10. Лазарев В.В., Морозова Л.А., Радько Т.Н. Теория государства и права.Уч. для бакаларов.-М.: Проспект, 2012.
11. Р.З. Лившиц. Теория права. Учебник. М., 2008 г.
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2007. – 541 с.
13. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2013. - 656 с.
14. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров.-М.: Проспект, 2013.
15. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Гриф МО. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 428 с.
16. Проблемы теории государства и права. - Учебник. Теория государства и права: Учебник /под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева (гриф УМО). 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
17. Теория государства и права: Учеб. пособие / А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2011.
18. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
19. Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2000 г.

Министерство образования и науки российской федерации

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Российский экономический факультет имени Г. В. Плеханова"

Саратовский социально-экономический институт

Факультет Международного бизнеса и торговли

Специальность "Экономическая безопасность"

Специализация "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности"

Кафедра "публичное право"

КУРСЫ

на тему:

"Конституционно-правовые нормы: понятия, особенности и виды"

Автор:

Студентка 1 курса 5 группы

форма обучения

Сосновская Влада Владиславовна

Научный руководитель:

Должность, ученая степень

Профессор

Бабина Ксения Ивановна

Саратов 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы

1.1 Понятие и признаки нормы права

1.2 Историческое развитие теории конституционно-правовой нормы

1.3 Понятие и содержание конституционно-правовой нормы

Глава 2. Особенности конституционно-правовых норм

2.1 Структура конституционно-правовых норм

2.2 Классификация конституционно-правовых норм

Вывод

библиография

Введение

Выбранная тема диссертационной работы является актуальной потому, что теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права. Кроме того, в настоящее время нет источника, в котором была описана вся собрана теоретическая база о конституционно-правовых норм. Согласно Авдеенкова М. П. и Дмитриев Ю. А. "проблемы анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом отдельных научных исследований"Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. М., 2010. C. 98-99..

Конституционное право является основной отраслью в системе права российской федерации. Конституционное право устанавливает нормы, наиболее важные принципы устройства общества и государства, определяя основы управления общественными процессами, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. В целом, с конституционного права начинается формирование всей системы права, всех отраслей, и в этом определяется системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если не имеет опоры в конституционно-правовых, норм, и тем более в противоречие с ними. Исходя из этого, можно говорить о том, что конституционно-правовые нормы, в своей совокупности образующие отрасль конституционного права, играют главнейшую роль в жизни общества и государства.

Узнать стоимость работы