Особенности обучения учащихся младших классов приемам техники батик на уроках изо

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 8080 страниц
  • 82 + 82 источника
  • Добавлена 23.07.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание




Введение 1
1 Теоретические основы техники батик 5
1.1 Анализ этапов становления в педагогическом обучении в ДПИ 5
1.2 Обзор особенностей техники ручной росписи 15
1.3 Методики оформления техники ручной росписи 26
2 Описание методики обучения учащихся младших классов приемам техники батик на уроках изо 38
2.1 Психолога-педагогические приемы освоения учащихся техники ручной росписи (обратите внимание на заливку, Вы уверены в правильном написании названия данного параграфа?) 38
2.2 Методические приемы освоения младшими школьниками техники батик 49
2.3 Анализ построения учебного процесса по обучению младших школьников технике батик на уроках ИЗО (конспект урока) 63
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложение А 92
Приложение Б 93

Фрагмент для ознакомления

Это обусловило выбор технологии организации занятия - технология деятельностного метода [33].Методика проведения такого урока предполагает практические и самостоятельные задания (индивидуальные, парные, групповые). На первых этапах урока важно создать учебную мотивацию младших школьников к теме урока. Это возможно при использовании проблемных вопросов, включения в материал интересных фактов о батике. На уроке важно организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребенка В урок были включены средства самоконтроля направленные на формирование когнитивной и эмоциональной рефлексии (формирующая оценка, что соответствует требованиям ФГОС НОО)План урокаЭтапы урока (с применением технологии деятельностного метода):1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии3. Выявление места и причины затруднения4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)5. Реализация построенного проекта6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону8. Включение в систему знаний и повторение9. Рефлексия учебной деятельности (итог)Урок предполагает выполнение учащимися практической работы в различных формах:- индивидуальная работа (создание эскиза);- парная работа (основной этап практической работы);- фронтальная (подведение итогов, выбор лучших работ).В ходе практической работы проводится физкультминутка.Цель урока: формирование у учащихся целостного художественного представления о декоративно прикладном искусстве на примере техники батик.Задачи урока:1. Способствовать формированию у учащихся чувства гордости, патриотизма при знакомстве с уникальной техникой «холодный батик», набойка, представляющей символику России.2. Способствовать развитию у учащихся умений целеполагания, планирования, контроля, оценивания собственной деятельности, умений сотрудничества, активного использования коммуникативных навыков при решении практических задач.3. Познакомить учащихся с разнообразными изделиями, выполненными в технике батик и их декором, показать единство формы и декора при знакомстве с данным видом декоративно-прикладного искусства.4. Формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам нижегородской росписи, в основе которого лежит травный элемент.5. Развивать умения давать эстетическую оценку декору для разных видов изделий; понимать необходимость этого декора.Планируемые результаты урока (представлены с позиции системно-деятельностного подхода, что соответствует ФГОС НОО):- осознание значимости и ценности технологии батик для российской культуры (личностный результат);- совершенствование умений целеполагания, планирования, контроля, оценивания собственной деятельности, умений сотрудничества, активного использования коммуникативных навыков при решении практических задач (метапредметный результат: регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД);-умение делать зарисовки элементарного узора по мотивам нижегородской росписи (предметный результат).Оборудование:Для учителя: - натурный фонд – различные изделия, выполненные в технике батик,- репродукции и слайды нижегородской росписи кубовая набойка,-наглядное пособие на доску плакаты с изображением элементов нижегородской росписи и орнаментальных композиций,- мультимедийный проектор. Для учащихся: -энциклопедия, -карандаши, -ластики,- бумага, -краски, - кисти разной формыКонспект урокаОписание проведения основных этапов урока (с применением технологии деятельностного метода)1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельностиУчитель: Сегодня мы начнём знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по ткани – нижегородской. Она выполнена в технике батик.- Что вы слышали о данной технике?- Как вы думаете, почему она так называется - БАТИК? - А почему ее называют в переводе «капля воска»? - Где вы видели данную роспись? (рассказ сопровождается мультимедийной презентацией)Ученики: высказывают свои версии, отвечают на вопросы учителя.Учитель (рассказ сопровождается мультимедийной презентацией):Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ “батик”.Слово “батик” в переводе с яванского означает “рисование горячим воском”, отсюда и название техники – “горячий батик”.В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).Учитель: А теперь подойдите к выставке изделий и рассмотрите как они выполнены в технике батик. - Что вы можете сказать об особенностях данной техники?(ученики рассматривают выставку изделий):Ученики: высказывают свои версии, отвечают на вопросы учителя.Учитель: История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.В России тоже были свои особенности использования данной техники. В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной “холодного батика”. Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы. В “холодном” батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.Можно сделать занавеску, картину, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны. Именно эту технику в скором времени мы будем с вами осваивать.Итак, что для этого потребуется?Материалы и инструменты.Вспомогательные приспособления – палитра и пипетки для смешивания красок, алюминиевая фольга и калька (для заворачивания раскрашенной ткани при закреплении красок), рамка и булавки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, пульверизатор для распыления краски, соль, прочные нитки, соломинка для коктейля (для разной техники росписи), мягкий карандаш (для прорисовки контура), фен, утюг (для сушки ткани), краски, резерв, специальные стеклянные трубочки, палитра, ткань. рамки, паспарту, бусины, стразы для украшения.В отличие от горячего, в холодном батике чаще используется натуральный и искусственный шелк, но первые образцы можно делать на хлопке.Вы видите, что технология достаточна интересная. А начинать надо с создания эскиза. И сегодня мы с вами будем учиться создавать эскиз для росписи по ткани (целеполагание). Мы будем делать эскиз росписи, известной давно на Руси. Это удивительная и полная загадок роспись, дошедшая до наших дней. И сегодня мы с вами будем ее осваивать.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действииУчитель: Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? (рис.17)Рисунок 17 – Примеры батика, выполненного в технике кубовой набойкиУченики: Веточки, кудри, цветы. Учитель: Правильно, орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.Учитель: Подумайте, какие виды орнамента встречаются в нижегородской росписи? (на данном этапе учитель намеренно не называет данную роспись кубовой набойкой)Ученики: Цветы, травы, ягоды, солнышко, капли. (учитель приветствует все ответы детей, даже если они не совсем точны)Учитель: Да, все правильно. Это может быть и растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья, ягоды), а может быть просто узор из геометрических фигур (демонстрирует еще варианты росписи «кубовая набойка»). - А теперь попробуйте изобразить у себя в альбомах элементы данной росписи (индивидуальная работа).На этом этапе важно, чтобы ученики сами попробовали нарисовать узор. Этот приём «на ошибку» очень важен для создания ситуации затруднения.3. Выявление места и причины затрудненияУчитель:Что получилось у вас при выполнении задания? Что не получилось и почему?Ученики: Не все элементы росписи мы смогли правильно изобразить.Мы не совсем поняли….(перечисляют свои затруднения)Здесь важно зафиксировать затруднения учащихся. Это можно сделать либо в устной речи, проговорив ещё раз то, что не получилось. Либо записав на доске проблемные моменты выполнения задания. Желательно, чтобы ученики увидели свои затруднения.Учитель:Давайте более подробно познакомимся с элементами данной росписи.Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее, в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы, Нижнего Новгорода и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных XVII—XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.Учитель: А почему такая роспись называется «кубовая набойка»?Ученики: высказывают свои версии, отвечают на вопросы учителя.Учитель: В действительности кубовая набойка получила свое название от куба – чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.Индиго – это синий краситель. (учитель записывает новые термины на доске: набойка, индиго)Набойка– способукрашения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.Нижегородские художники любят рисовать на своих изделиях веточки, солнышки, точки и линии (рис. 18).Рисунок 17 – Алгоритм создания росписи (элементы кубовой набойки)4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)Учитель: Посмотрите на пошаговый алгоритм создания росписи. Попробуйте сопоставить, что вы сделали не так. При этом работайте в парах. Выберите наиболее удачный по-вашему мнению эскиз. именно его вы будете дорабатывать. Если вы считаете, что оба эскиза неудачные, вы можете нарисовать новый эскиз. В любом случае выбор за вами. (Здесь учителем реализуется важный принцип развития творчества детей – принцип свободы выбора).Ученики: описывают свои ошибки и затруднения (работа в парах).5. Реализация построенного проектаУчитель:Действительно, настоящие нижегородские мастера знали секрет своей росписи. Сегодня мы будем делать роспись под фон. Нужно использовать всю цветовую палитру данной росписи (учитель показывает примеры работы, которую будут делать ученики, каждый этап работы четко определен на презентации или на доске, чтобы ученики при выполнении задания всегда смогли свериться с образцом): 1.На белой бумаге обводим шаблон того изделия, которое вы бы хотели оформить в стиле кубовой набойки (платье, платок, сумка, шарф). 2.Затем крупно придумаем рисунок (солнышко, веточки, линии). Делаем его карандашом.3.Делаем заливку белым цветом, избегая рисунок.4.После того как наш фон высохнет, заливаем синим цветом рисунок.5. После того как рисунок высохнет, синим фломастером обводим рисунок, и придумываем украшение. Завитки, кудри, ягодки и точки.По итогам выполнения задания проводится выставка выполненных работ. здесь важно не оценивать данные работы – это первый опыт работы. Он должен быть успешным.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиНа данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма росписи Учитель: А теперь давайте еще раз вернёмся к неудачным, на ваш взгляд, эскизам. - Что в них выполнено не так?- Сейчас, когда вы уже научились делать эскиз данной росписи, посмотрите, что можно исправить?- Работая в парах, исправьте данные эскизы.(работая в парах, анализируют свои предыдущие работы, определяют ошибки и неточности (используя алгоритм создания росписи).7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуУченики в парах пробуют воспроизвести алгоритм росписи (парная работа, возможно, что ученики за исходный вариант возьмут чей-то предыдущий набросок, наиболее неудачный, по их мнению). Учитель выполняет роль консультанта.8. Включение в систему знаний и повторениеУчитель(рассказ сопровождается мультимедийной презентацией): Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему.И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок – «манер». Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20 х 20 см. Толщина – 3–5 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.Учитель: А как вы думаете, можно ли сделать многоцветный рисунок в технике набойка?Ученики: высказывают свои версии, отвечают на вопросы учителя.Учитель: Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.Учитель: А теперь подумайте, что вы еще не знаете о секретах нижегородской росписи?Учащиеся: Какая краска использовалась? (здесь учитель должен быть готовым ответь на вопросы ученика, это важно, обилие вопросов говорит о формировании познавательного интереса к теме)Учитель(рассказ сопровождается мультимедийной презентацией): Действительно, это тоже определенная технология. До конца XVII в. для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Краской пропитывали натянутый на раме кусок сукна. На него помещали доску с узором. Ткань расстилали по столу, покрытому чистым сукном. Доску накладывали на полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся материя не покрывалась узорами. Потом на смену этому способу пришел другой. Рисунок на набойной доске стали покрывать веществом, которое препятствовало переходу краски на ткань. Называлось оно «вапа» и могло быть разным по составу. Но обычно его готовили, растворяя в кипящей воде белую глину, купорос (соль серной кислоты), растительный клей и немного говяжьего жира. С рельефного рисунка на доске вапа переходила на ткань, которую затем опускали в кубовую краску. Получался белый узор на синем фоне. От вапы ткань отполаскивали в слабом растворе серной кислоты. Если основу вапы составлял воск, то достаточно было промыть готовую набойку в горячей воде. Еще одним способом производства набойки была вытравка. Этот способ заключался в том, что на окрашенную ткань наносили с набойных досок вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Результатом, как и при использовании вапы, был белый узор по синему полю. Но вытравку чаще всего использовали тогда, когда узор состоял из мелких деталей и его воспроизведение требовало четкости линий.9. Рефлексия учебной деятельности (итог)Учитель просит разложить листы выполненных творческих работ в ряд и совместно рассмотреть работу пар.Коллегиально выбираются наиболее удачные варианты. Важно совместно порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов.Рефлексия деятельности включает ответы учеников на вопросы учителя: - Что я сегодня узнал о росписи?- Чему я научился? - Где я смогу применить полученное знание? (когнитивная рефлексия)- Мое настроение на занятии по 5-бальной шкале было….- Мое настроение улучшилось потому, что….- Моё настроение испортилось из-за того, что… (эмоциональная рефлексия).Заключительная частьПодведение итогов, выставление оценок.Домашнее задание: продолжить выполнение работ. Прочитать вместе с родителями инструкцию по выполнению практической работы в технике холодный батик:Вводный инструктаж по выполнению практической работыПодготовься к следующему уроку. Подготовь эскиз своей работы, подбери все необходимые материалы.Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.Если вести трубочку по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контурЕсли вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и, о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки трубочку с резервом и исправляйте все огрехи.Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщеннойСюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва – стеклянная трубочка длиной 14-18 см. (они продаются в художественных салонах или делаются на заказ).Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна. Подкрасить резервные линии помогут обычные цветные карандаши. Способ несложный, но характерный для карандаша штрих сохранится под резервом.После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.Темный цвет осветлить уже никак не удастся.После того, как вы завершили свою работу, ткань необходимо высушить, Снять воск с поверхности ткани – погладить работу между несколькими газетами разогретым утюгом, меняя газеты по мере необходимости. Следует повторять данную операцию до тех пор, пока воск полностью не сойдет.Это подготовка к следующему уроку. Важно, чтобы ученики уже знали, пусть приблизительно, чем они будут занимать на уроке. Это также позволит учащимся эффективно подготовиться к уроку, принести все необходимые материалы.Уборка рабочего места.Самоанализ и самооценка учителяОтветить на вопросы: 1. Были ли обеспечены при изучении раздела условия для формирования у детей представлений о понятиях раздела? 2. Были ли созданы необходимые условия для изучения особенностей данных объектов окружающего мира?3. Я удовлетворен/ не удовлетворен проделанной мной работой.4. Я мог бы лучше организовать работу учащихся/ Я отлично справился с организацией работы учащихся.5. Я достиг/ почти достиг/ не достиг поставленных целей.Выводы по второй главеВ процессе росписи ткани ученик включается в исследовательскую и художественно-творческой деятельность, которая предполагает развитие их художественных, творческих и исследовательских способностей, отвечает всем требованиям организации учебной деятельность младших школьников. Освоение учащимися техники ручной росписи – это педагогический процесс, который необходимо осуществлять в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства, содержание такого художественного образования должно быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой обучения техники ручной росписи, создания мотивации на изучение и занятие данного вида прикладного искусства, учёта психологических особенностей формирования смысла к данному виду художественной деятельности (по требованиям новых ФГОС НОО это будет личностный результат).В учебном процессе по росписи применяются психолого-педагогические приёмы, направленные на решение творческих заданий по декоративной композиции, которая напрямую связана с традиционной культурой и народными промыслами того или иного региона. Методические приемы обучения младших школьников технике батик обусловлены параметрами данного вида ДПИ и складываются в серии специфических заданий и упражнений, определяются как общими учебными задачами курса «ИЗО», так и особенными сериями заданий, которые ориентированы на освоение техники батик. Методика преподавания техники батик для младших школьников на уроках ИЗО должна строиться, с учетом современных достижений в области художественно-изобразительной практики декоративно-прикладного искусства. Проанализировав примерную, авторскую программы по ИЗО для начальной школы мы представили возможности изучения техники батик на уроках ИЗО в 1 классе. Разрабатывая содержание рабочей программы, нами были определены цели и задачи обучения таких уроков ИЗО, реализация которых предусматривает реализацию межпредметных связей и принципа индивидуализации и дифференциации в обучении.В качестве основных форм организации учебного процесса должны преобладать практические занятия различного типа – самостоятельная работа, практические задания (индивидуальные и коллективные), творческие задания, учебные проекты и презентации. Среди методов обучения необходимо использовать весь комплекс методов, но преобладать должны проблемные, частично-поисковые и наглядные методы, игра, т.к. они в большей степени обеспечивают практико-ориентированный характер обучения. Работа над итоговым проектом позволяет ученику задумать и реализовать оригинальный художественный подход к росписи ткани, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (ученик сам выбирает изделие для росписи).Одним из требований при организации занятий по художественной росписи ткани является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах – это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с материалами, во время обратиться за помощью). На уроках ИЗО важно организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребенка На примере темы «Изображения всюду вокруг нас» была показана методика организации урока ИЗО по освоению техники батик.ЗаключениеВ ходе нашего исследования мы решали поставленные нами задачи.1. Мы определили особенности основных направлений техники батик как вида декоративно-прикладного искусства. Батик начали преподавать в художественных школах, училищах, ВУЗах в конце ХХ века (1975 г.), чему способствовала общественная и политическая популярность батика. В настоящее время батик переживает пик свей популярности. Батик преподают в школе на уроках технологии, это популярное направление системы дополнительного образования детей, системы постдипломного образования взрослых. Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Техника батик может быть выполнена тремя различными способами росписи ткани: горячий батик (используется горячий резерв для росписи); холодный резерв (используется холодный резерв для росписи); свободная роспись (предполагает комбинированную технику росписи). 2. Проанализировав существующие и традиционные методы и приёмы художественной росписи ткани в технике батик, мы выяснили, что в технике батик важно гармоничное сочетание основных, дополнительных и производных цветов. В создании композиции кроме цвета и тона важную роль играют такие выразительные средства, как: линия, силуэт, пятно и пространство, в котором форма может быть уплощенной (плоскостной) или объемной. Методика росписи батик включает наиболее известные приемы и методы: работа цветной тушью, приём кракле, окрашивание при помощи узелков, свободная роспись красками с загусткой из резервирующего состава, свободная роспись акварелью, роспись ткани с применением трафарета, набойка, выполняемая при помощи резных досок из плотной древесины (липа, береза, бук, дуб), солевая техника.3. Проанализировав психолого-педагогическую литературу мы определили, что в процессе росписи ткани ученик включается в исследовательскую и художественно-творческой деятельность, которая предполагает развитие их художественных, творческих и исследовательских способностей, и должна отвечать всем требованиям организации учебной деятельность младших школьников. Освоение учащимися техники ручной росписи – это педагогический процесс, который необходимо осуществлять в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства, содержание такого художественного образования должно быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой обучения техники ручной росписи, создания мотивации на изучение и занятие данного вида прикладного искусства, учёта психологических особенностей формирования смысла к данному виду художественной деятельности (по требованиям новых ФГОС НОО это будет личностный результат).Эффективные психолого-педагогические приемы освоения младшими школьниками техники ручной росписи должны быть направленны на решение творческих заданий по декоративной композиции, которая напрямую связана с традиционной культурой и народными промыслами того или иного региона. 4. Разработанная нами методика проведения урока ИЗО в начальной школе по освоению учащимися техники батик учитывает современные достижения в области художественно-изобразительной практики декоративно-прикладного искусства. Проанализировав примерную, авторскую программы по ИЗО для начальной школы мы представили возможности изучения техники батик на уроках ИЗО в 1 классе. Разрабатывая содержание рабочей программы, нами были определены цели и задачи обучения таких уроков ИЗО, реализация которых предусматривает реализацию межпредметных связей и принципа индивидуализации и дифференциации в обучении. В качестве основных форм организации учебного процесса должны преобладать практические занятия различного типа – самостоятельная работа, практические задания (индивидуальные и коллективные), творческие задания, учебные проекты и презентации. Методика ориентирована на самооценивание хода и результата работы, учебное сотрудничество. Рекомендации по конкретному использованию результатов научно-исследовательской работы – данная работа может быть использована в практике работы начальной общеобразовательной школы при:- разработке рабочей программы по предмету ИЗО;- организации и проведении уроков ИЗО;- организации проектной деятельности младших школьников;- организации внеурочной деятельности по освоению техники батик.Разработанная методика освоения учащимися техники батик отвечает современным требованиям нового ФГОС НОО.Список использованной литературыАрхивные источникиПервый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. [Текст] // Журнал общих заседаний съезда.- М., 1912. - С.432.Нормативно-правовые источники Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)Учебники, монографии, брошюрыАбакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслоообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 2003.Актуальные вопросы совершенствования оценочной деятельности в образовании и культуре /под ред. H.A. Селезневой. - М., 2000. - 212 с.Венгер, А. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство [Текст] / А. Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 160 с.Волков, Н.Н. Художественное восприятие [Текст] / Н.Н. Волков. М., 1997, 281 с.Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач: Начальная школа: В 2 выпусках [Текст] / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова и др. /Под ред. Воронцова А. Б. - М.: Просвещение, 2011. – 162 с.Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] / Л.С. Выготский. –. СПб.: Союз, 1997. - 96с.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.Газман, О. С. Неклассическое воспитание : от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман.- М. : МИРОС, 2002. - 296Гильман Р.А. Художественная роспись тканей [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – М.: ВЛАДОС, 2005. - 453 с..Голуб, Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара: Профи, 2004. 346 с.Давыдов, С.В. Батик. Техника. Приемы. Изделия [Текст] / С.В. Давыдов. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – С. 177-183.Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей [Текст] / В.В. Давыдов . - Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.Дашкевич, В.Д. Декоративно–прикладное искусство Китая [Текст] / В.Д. Дашкевич. - М.: Восточная литература, 1992. - 304 с.Демин, Л.Ф. Искусство Индонезии [Текст] / Л.Ф. Демин. - М.: Знание, 2001. - 289 с.Ермачкова, Н.Ф. Трафаретная роспись по ткани [Текст] / Н.Ф. Ермачкова // Школа и производство. - 2009. - № 6. - С. 57-59.Зимина, Н.В. Роспись по ткани [Текст] / Н.В. Зимина. - Москва, 2009. Сер. Энциклопедия современной рукодельницы. – 543 с.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя . - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. ФГОС / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская. – М.: Просвещение, 2013. – 193 с.Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 434 с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли[Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.Кожохина, С.К. Батик. Все о картинках на ткани [Текст] / С.К. Кожохина. - Ярославль: Акад. развития, 2006. – 234 с.Крутецкий, Р. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / Р.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976 - 300 с.- С.48Кукенков, В.И. Декоративная живопись [Текст] / В. И. Кукенков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.04 – Профессиональное обучение (дизайн) .- Екатеринбург, 2007. – 343 с.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. 2 изд. М.: Политиздат, 1977.Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007, 90 с.Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 127с.Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу, Пер. с англ. О.О. Чистяков. - М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: 5. «Ваклер», - 1997.Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев.- М., 1976.Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография [Текст] / А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина, Е.В. Ковалевская и др. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного ун-та, 2010.- 310 с.Путешествие в прекрасное : сб. материалов о Всероссийской выставке изделий художественных промыслов[Текст]. - М., 1961.Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества [Текст] / Н.В. Рождественская. -СПб., 1995Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов [Текст] / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1995.Скребцова, Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика [Текст] / Т.О. Скребцова, Л.А. Дальниченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С.12-17.Соболев, Н.Н. Набойка в России и способы работы [Текст] / Н.Н. Соболев.- М., 2002.Сысоева, Н.И. Роспись тканей [Текст] / Н.И. Сысоева, О.В. Танкус. - М., КОИЗ. - 1959.Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Логос, 1994. - 320с.Эльконин, Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1981. - 359 с.Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969.Диссертации и авторефераты диссертацийГоридько, Н. А. Разработка низкотемпературного способа художественной росписи тканей и белковых волокон [Текст] / Н.А. Горидько: автореф. дисс. … канд. технич. наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 23 с.Денисова, Н. А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Денисова: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2006.- 23 с.Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Р. Казанская — 13.00.01 — Москва, 2000. – 23 с.Котряхов, Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общеобразовательной школе в конце ХIХ - начале ХХ вв. [Текст] / Н.В. Котряхов: автореф. дисс… докт. пед. наук. - М., 1997. – 45 с.Периодические изданияАлександрова, Д.И. Исторические аспекты развития искусства батика и его практическое применение [Текст] / Д.И. Александрова, Ю.С. Ременникова // Апробация. - 2014. - № 11. - С. 118-120.Алексахина, Т.Ю. Роспись тканей [Текст] / Т.Ю. Алексахина // Народное декоративное искусство РСФСР. Сборник. Всесоюзное кооперативное издательство. - М., 1957. - С. 130 – 134, 307 – 309.Антипова, Т.Б. Традиционные ремесла и промыслы в «кормящем ландшафте» нижнего Поволжья: потери и обретения [Текст] / Т.Б. Антипова // Общество. Среда. Развитие. - 2009. - № 3. - С. 64-72.Асалханова, М.В. Искусство орнамента в традиционном индонезийском батике [Текст] / М.В. Асалханова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 210-217.Бокова, Е. Методика изучения факультативного курса «Мир батика» в процессе технологической подготовки школьников [Текст] / Е. Бокова // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2010. - Т. 4. - № 1-1 (4). - С. 4-8.Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности [Текст] / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 202-205.Гадельшина, Э.А. Применение акриловых красок для росписи тканей в технике батик [Текст] / Э.А. Гадельшина, А.И. Вильданова, Л.Д. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 12. - С. 42-44.Гальперин, П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач [Текст] / П.Я. Гальперин, B.JI. Данилова // Вопросы психологии. - 1980. - №1. - С. 31-38.Городова, Д.В. Формирование цветового видения на уроках батика у обучающихся художественной школы [Текст] / Д.В. Городова // В сборнике: Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях Сборник материалов тринадцатой заочной Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Б.А. Трехбратова. - Краснодар, 2013. - С. 217-221.Гусакова, И.М. Роль тонального рисунка на поисковом этапе работы над декоративной композицией по дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение» [Текст] / И.М. Гусакова // Преподаватель ХХI века. – 2014. - №1. – С. 170-175.Данилова, Е. Е. Ценность младшего школьного возраста[Текст] / Е.Е. Данилова // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- Москва : Академия, 1999. - 455 с. – С.212-234.Деркач, В.В. Обучаем ремеслу [Текст] / В.В. Дергач // Школа и производство. - 2008. - № 4. - С. 32-33.Иванова, Ю.В. Искусство батика и его символика в культуре Малайзии [Текст] / Ю.В. Иванова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2010. - № 4. - С. 138-142..Кабанова, О. Путешествие в технику горячего батика [Текст] / О. Кобанова // Декоративное искусство СССР. – 1987. - №1. – С.23- 25.Ковалев, А.А. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве [Текст] / А.А. Ковалев // Рисунок вчера, сегодня, завтра. – М. : «Прометей», 2013. – С. 55-65.Кулеева, Л.М. Искусство интерьера - искусство ремесла [Текст] / Л.М. Кулева // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 4. - С. 39-45.Кульпина, Ю. Тихие мелодии батика [Текст] / Ю. Кульпина // Декоративное искусство стран СНГ. - 2012. - № 3 (413). - С. 134-135.Лотарева, И.С. Еще раз о методе проектов [Текст] / И.С. Лотарева // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. - Тамбов, 2013. - С. 103-104.Медведева, Ю. С. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. - С. 117-121.Подъячев, К.В. Нижегородская область : индустриальный центр и хранитель ремёсел [Текст] / К.В. Подъячев // Вестник Института социологии. - 2013. - № 7. - С. 75-90.Разанов, М. О значении обучения ремеслу[Текст] / М. Разанов // Высшее образование в России. - 2006.- № 5. - С. 121-124.Суворова, В. Чем пахнут ремёсла? Библиотечные запахи: приглашение к разговору [Текст] / В. Суворова // Библиотечное дело. - 2014. - № 21 (231). - С. 35-36.Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов // Сов.педагогика - 1946 - № 6 – С. 12-14.Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды [Текст] / В.В. Тигров, В.П. Тигров // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 43-48.Федотова, Л.В. Традиции народного искусства в художественной росписи тканей [Текст] /Л.В. Федотова // Народное декоративное искусство: традиции и поиски: Сборник трудов НИИ художественной промышленности. Вып. 9. - М., 1979. - С. 53 – 65.Филиппова, М.А. Батик - искусство изучения себя и мира [Текст] / М.А. Филиппова // В сборнике: Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Якутск, 2013. - С. 523-525.Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно [Текст] / С.К. Хабибуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 39. - С. 165-169.Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно [Текст] / С.К. Хабибуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 39. - С. 165-169..Хазиева, Г.Ф. Роль батика в развитии художественного вкуса [Текст] / Г.Ф. Хазиева, Э.Э. Пурик // Журнал научных и прикладных исследований. - 2014. - № 5. - С. 66-67.Художественные промыслы и ремесла. Народные декоративные ткани [Текст] // Советское декоративное искусство 1917-1945. Очерки истории - М.: Искусство, 1984. - С.207Шор, Ю.М. Художественное переживание как процесс [Текст] / Ю.М. Шор // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 3. - Л.: ЛГИТМиК, 1980.Иностранная литератураAistear: the Early Childhood Curriculum Framework // National Council for Curriculum and Assessment Merrion Square, Dublin, 2009. - www.ncca.ieArney, S. 1987. Malaysian Batik: Creating New Traditions. KualaLumpur: KraftanganMalaysiaЭлектронные ресурсыИндонезия: нематериальное наследие ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://tours-tv.com/ru/news/11003. – 2.02.2015Искусство батика. История и современность [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.liveinternet.ru/users/agness214/post343058279/. – 15.12.2014.Шалапугина, Е.С. История возникновения батика [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://shalapugina.forum2x2.ru/t748-topi . - 16.10.2014.Шипунов, С. 7 принципов конструктивной критики[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://magicspeedreading.com/h/psy/n156_07.htmlПриложение АЛист нормоконтроляСтудент _______________________, группа _____________ год выпуска_______ Фамилия, имя, отчество Тема ВКР:_______________________________________________________________________________________________________________________________Руководитель ВКР____________________________________________________Фамилия, имя, отчествоНаименование документа, № страницы, № листаСодержание замечанияУсловная пометкаПримечаниеНормоконтролер________________________________Подпись Расшифровка подписиРуководитель ВКР ________________________________Подпись Расшифровка подписиПриложение БПоследний лист дипломной работы(является обязательным)Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. На использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеются ссылки.Фамилия И.О. __________________ (подпись)«____» _____________ 20___ г.

Список использованной литературы


Архивные источники
1. Первый общеземский съезд по народному образованию 1911 г. [Текст] // Журнал общих заседаний съезда.- М., 1912. - С.432.
Нормативно-правовые источники
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
Учебники, монографии, брошюры
3. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслоообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 2003.
4. Актуальные вопросы совершенствования оценочной деятельности в образовании и культуре /под ред. H.A. Селезневой. - М., 2000. - 212 с.
5. Венгер, А. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство [Текст] / А. Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 160 с.
6. Волков, Н.Н. Художественное восприятие [Текст] / Н.Н. Волков. М., 1997, 281 с.
7. Воронцов, А. Б. Сборник проектных задач: Начальная школа: В 2 выпусках [Текст] / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова и др. /Под ред. Воронцова А. Б. - М.: Просвещение, 2011. – 162 с.
8. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] / Л.С. Выготский. –. СПб.: Союз, 1997. - 96с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.
10. Газман, О. С. Неклассическое воспитание : от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О.С. Газман.- М. : МИРОС, 2002. - 296
11. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – М.: ВЛАДОС, 2005. - 453 с..
12. Голуб, Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара: Профи, 2004. 346 с.
13. Давыдов, С.В. Батик. Техника. Приемы. Изделия [Текст] / С.В. Давыдов. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2005. – С. 177-183.
14. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения. Сборник статей [Текст] / В.В. Давыдов . - Томск: Пеленг, 1995. - 144 с.
15. Дашкевич, В.Д. Декоративно–прикладное искусство Китая [Текст] / В.Д. Дашкевич. - М.: Восточная литература, 1992. - 304 с.
16. Демин, Л.Ф. Искусство Индонезии [Текст] / Л.Ф. Демин. - М.: Знание, 2001. - 289 с.
17. Ермачкова, Н.Ф. Трафаретная роспись по ткани [Текст] / Н.Ф. Ермачкова // Школа и производство. - 2009. - № 6. - С. 57-59.
18. Зимина, Н.В. Роспись по ткани [Текст] / Н.В. Зимина. - Москва, 2009. Сер. Энциклопедия современной рукодельницы. – 543 с.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя . - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.
20. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. ФГОС / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская. – М.: Просвещение, 2013. – 193 с.
21. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2009. - 434 с.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли[Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.
23. Кожохина, С.К. Батик. Все о картинках на ткани [Текст] / С.К. Кожохина. - Ярославль: Акад. развития, 2006. – 234 с.
24. Крутецкий, Р. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / Р.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976 - 300 с.- С.48
25. Кукенков, В.И. Декоративная живопись [Текст] / В. И. Кукенков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.04 – Профессиональное обучение (дизайн) .- Екатеринбург, 2007. – 343 с.
26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. 2 изд. М.: Политиздат, 1977.
27. Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007, 90 с.
28. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 127с.
29. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу, Пер. с англ. О.О. Чистяков. - М.: Изд-во «Рефл-бук», К.: 5. «Ваклер», - 1997.
30. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев.- М., 1976.
31. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография [Текст] / А.М. Матюшкин, А.А. Матюшкина, Е.В. Ковалевская и др. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного ун-та, 2010.- 310 с.
32. Путешествие в прекрасное : сб. материалов о Всероссийской выставке изделий художественных промыслов[Текст]. - М., 1961.
33. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2005.
34. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества [Текст] / Н.В. Рождественская. -СПб., 1995
35. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов [Текст] / Н.Н. Ростовцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1995.
36. Скребцова, Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика [Текст] / Т.О. Скребцова, Л.А. Дальниченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – С.12-17.
37. Соболев, Н.Н. Набойка в России и способы работы [Текст] / Н.Н. Соболев.- М., 2002.
38. Сысоева, Н.И. Роспись тканей [Текст] / Н.И. Сысоева, О.В. Танкус. - М., КОИЗ. - 1959.
39. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Логос, 1994. - 320с.
40. Эльконин, Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1981. - 359 с.
41. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969.
Диссертации и авторефераты диссертаций
42. Горидько, Н. А. Разработка низкотемпературного способа художественной росписи тканей и белковых волокон [Текст] / Н.А. Горидько: автореф. дисс. … канд. технич. наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 23 с.
43. Денисова, Н. А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Денисова: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2006.- 23 с.
44. Казанская, Н.Р. Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Р. Казанская — 13.00.01 — Москва, 2000. – 23 с.
45. Котряхов, Н.В. Теория и практика использования ручного труда в педагогических целях в русской общеобразовательной школе в конце ХIХ - начале ХХ вв. [Текст] / Н.В. Котряхов: автореф. дисс… докт. пед. наук. - М., 1997. – 45 с.
Периодические издания
46. Александрова, Д.И. Исторические аспекты развития искусства батика и его практическое применение [Текст] / Д.И. Александрова, Ю.С. Ременникова // Апробация. - 2014. - № 11. - С. 118-120.
47. Алексахина, Т.Ю. Роспись тканей [Текст] / Т.Ю. Алексахина // Народное декоративное искусство РСФСР. Сборник. Всесоюзное кооперативное издательство. - М., 1957. - С. 130 – 134, 307 – 309.
48. Антипова, Т.Б. Традиционные ремесла и промыслы в «кормящем ландшафте» нижнего Поволжья: потери и обретения [Текст] / Т.Б. Антипова // Общество. Среда. Развитие. - 2009. - № 3. - С. 64-72.
49. Асалханова, М.В. Искусство орнамента в традиционном индонезийском батике [Текст] / М.В. Асалханова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 210-217.
50. Бокова, Е. Методика изучения факультативного курса «Мир батика» в процессе технологической подготовки школьников [Текст] / Е. Бокова // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2010. - Т. 4. - № 1-1 (4). - С. 4-8.
51. Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности [Текст] / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С. 202-205.
52. Гадельшина, Э.А. Применение акриловых красок для росписи тканей в технике батик [Текст] / Э.А. Гадельшина, А.И. Вильданова, Л.Д. Валеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 12. - С. 42-44.
53. Гальперин, П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач [Текст] / П.Я. Гальперин, B.JI. Данилова // Вопросы психологии. - 1980. - №1. - С. 31-38.
54. Городова, Д.В. Формирование цветового видения на уроках батика у обучающихся художественной школы [Текст] / Д.В. Городова // В сборнике: Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях Сборник материалов тринадцатой заочной Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Б.А. Трехбратова. - Краснодар, 2013. - С. 217-221.
55. Гусакова, И.М. Роль тонального рисунка на поисковом этапе работы над декоративной композицией по дисциплине «Материаловедение, технология и производственное обучение» [Текст] / И.М. Гусакова // Преподаватель ХХI века. – 2014. - №1. – С. 170-175.
56. Данилова, Е. Е. Ценность младшего школьного возраста[Текст] / Е.Е. Данилова // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- Москва : Академия, 1999. - 455 с. – С.212-234.
57. Деркач, В.В. Обучаем ремеслу [Текст] / В.В. Дергач // Школа и производство. - 2008. - № 4. - С. 32-33.
58. Иванова, Ю.В. Искусство батика и его символика в культуре Малайзии [Текст] / Ю.В. Иванова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2010. - № 4. - С. 138-142..
59. Кабанова, О. Путешествие в технику горячего батика [Текст] / О. Кобанова // Декоративное искусство СССР. – 1987. - №1. – С.23- 25.
60. Ковалев, А.А. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве [Текст] / А.А. Ковалев // Рисунок вчера, сегодня, завтра. – М. : «Прометей», 2013. – С. 55-65.
61. Кулеева, Л.М. Искусство интерьера - искусство ремесла [Текст] / Л.М. Кулева // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 4. - С. 39-45.
62. Кульпина, Ю. Тихие мелодии батика [Текст] / Ю. Кульпина // Декоративное искусство стран СНГ. - 2012. - № 3 (413). - С. 134-135.
63. Лотарева, И.С. Еще раз о методе проектов [Текст] / И.С. Лотарева // В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. - Тамбов, 2013. - С. 103-104.
64. Медведева, Ю. С. Креативность как творческая характеристика личности и мотивация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 4. - С. 117-121.
65. Подъячев, К.В. Нижегородская область : индустриальный центр и хранитель ремёсел [Текст] / К.В. Подъячев // Вестник Института социологии. - 2013. - № 7. - С. 75-90.
66. Разанов, М. О значении обучения ремеслу[Текст] / М. Разанов // Высшее образование в России. - 2006.- № 5. - С. 121-124.
67. Суворова, В. Чем пахнут ремёсла? Библиотечные запахи: приглашение к разговору [Текст] / В. Суворова // Библиотечное дело. - 2014. - № 21 (231). - С. 35-36.
68. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] / Б.М. Теплов // Сов.педагогика - 1946 - № 6 – С. 12-14.
69. Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды [Текст] / В.В. Тигров, В.П. Тигров // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 43-48.
70. Федотова, Л.В. Традиции народного искусства в художественной росписи тканей [Текст] /Л.В. Федотова // Народное декоративное искусство: традиции и поиски: Сборник трудов НИИ художественной промышленности. Вып. 9. - М., 1979. - С. 53 – 65.
71. Филиппова, М.А. Батик - искусство изучения себя и мира [Текст] / М.А. Филиппова // В сборнике: Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». - Якутск, 2013. - С. 523-525.
72. Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно [Текст] / С.К. Хабибуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 39. - С. 165-169.
73. Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно [Текст] / С.К. Хабибуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 39. - С. 165-169..
74. Хазиева, Г.Ф. Роль батика в развитии художественного вкуса [Текст] / Г.Ф. Хазиева, Э.Э. Пурик // Журнал научных и прикладных исследований. - 2014. - № 5. - С. 66-67.
75. Художественные промыслы и ремесла. Народные декоративные ткани [Текст] // Советское декоративное искусство 1917-1945. Очерки истории - М.: Искусство, 1984. - С.207
76. Шор, Ю.М. Художественное переживание как процесс [Текст] / Ю.М. Шор // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 3. - Л.: ЛГИТМиК, 1980.
Иностранная литература
77. Aistear: the Early Childhood Curriculum Framework // National Council for Curriculum and Assessment Merrion Square, Dublin, 2009. - www.ncca.ie
78. Arney, S. 1987. Malaysian Batik: Creating New Traditions. KualaLumpur: KraftanganMalaysia
Электронные ресурсы
79. Индонезия: нематериальное наследие ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://tours-tv.com/ru/news/11003. – 2.02.2015
80. Искусство батика. История и современность [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.liveinternet.ru/users/agness214/post343058279/. – 15.12.2014.
81. Шалапугина, Е.С. История возникновения батика [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://shalapugina.forum2x2.ru/t748-topi . - 16.10.2014.
82. Шипунов, С. 7 принципов конструктивной критики[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://magicspeedreading.com/h/psy/n156_07.html

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе техники батик?

Техника батик основана на принципе нанесения воском защитного слоя на ткань, чтобы сохранить определенные участки от воздействия красителя. После этого ткань окрашивается в нужный цвет, а затем воск смывается, и на ткани появляются рисунки и узоры. Также в основе техники батик лежит понятие холодного и горячего батика, которые различаются способом нанесения воска на ткань.

Какие этапы проходит обучение учащихся технике батик?

При обучении учащихся технике батик происходит несколько этапов: изучение теории и основных принципов техники, обучение приемам нанесения воска на ткань, практическое выполнение рабочих упражнений с использованием батика, создание собственных произведений и оформление готовой работы.

Какие особенности имеет техника ручной росписи?

Техника ручной росписи характеризуется возможностью творческого самовыражения, использованием различных материалов (акварель, гуашь, масляные краски), а также способностью передать эмоциональное состояние и настроение художника.

Какие методики могут быть использованы при оформлении техники ручной росписи?

При оформлении техники ручной росписи можно использовать различные методики, такие как использование декоративных элементов (стразы, блестки), создание объемных эффектов с помощью дополнительных материалов (например, песок, соль), а также сочетание разных техник росписи (например, комбинирование акварели и гуаши).

Как осваивать учащимся технику батик?

Освоение учащимися техники батик может быть реализовано с помощью психологических и педагогических приемов. Важным моментом является обратить внимание на заливку, то есть на процесс окрашивания ткани в нужный цвет. Также необходимо уделять внимание развитию моторики и координации движений учащихся, а также развивать их творческое мышление и воображение.

Какие особенности обучения учащихся младших классов приемам техники батик на уроках изо?

Обучение учащихся младших классов приемам техники батик на уроках изо имеет свои особенности. Младшие школьники требуют более наглядного и игрового подхода к обучению. Важно использовать разнообразные материалы и инструменты, чтобы делать процесс обучения интересным и понятным для детей.

Какие теоретические основы лежат в основе техники батик?

Техника батик является способом росписи тканей, основанном на эффекте отбеливания красителей при контакте с веществами, изменяющими pH. Основные теоретические основы техники батик связаны с процессами передачи красителя на ткань, образованием узоров и комбинацией различных цветов.

Какие особенности техники ручной росписи следует учитывать в процессе обучения учащихся?

При обучении учащихся технике ручной росписи важно учитывать несколько особенностей. Одна из них - умение правильно обращаться с кистью: держать ее легко и свободно, производить разные движения рукой. Также следует обратить внимание на представление о цвете, его смешении и оттенках.

Какие методики оформления техники ручной росписи можно использовать на уроках изо?

На уроках изобразительного искусства можно использовать различные методики оформления техники ручной росписи. Например, можно применять заливку, при которой цвета растекаются по поверхности, создавая интересные эффекты. Также можно использовать метод выдержки контуров, чтобы выделить форму и линию рисунка.

Какие педагогические приемы психолога можно использовать для освоения учащимися техники ручной росписи?

Педагогические приемы психолога могут помочь учащимся освоить технику ручной росписи. Важно предложить детям игровые задания, которые будут стимулировать их к творчеству. Также полезно давать обратную связь и поощрять усилия детей, чтобы они чувствовали себя увереннее в своих возможностях.