Социально-экономические отношения в Ассирии во II тыс. в среднеассирийский период

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Востока
  • 3030 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 24.07.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ, от 05.02.2014 2-ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – 30. – Ст. 4202.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года 63-ФЗ (в ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015 67 - ФЗ) // Российская газета. – 1996. – 113; // Российская газета. – 2015. – 71.

Книги, монографии, учебные пособия

1. Журавлев М.П. Уголовное право России. Особенная часть: учебник.- М.: Норма, 2011. - 570 с.
2. Здравомыслова Б.В. Уголовное право России. Особенная часть: учебник. – М.: Юристъ, 2011. - 678 с.
3. Иванов Н. Г. Уголовное право. Особенная часть: учебник. - М.: Изд-во Приор, 2011. - 420 с.
4. Козаченко И. Я. Уголовное право. Особенная часть: учебник - М.: Норма, 2012. - 720 с.
5. Наумов А.В. Российское уголовное право. Особенная часть: учебник. М.: Проспект, 2010. - 514 с.

Научные статьи и публикации

1. Анистратенко А.В. Понятие мошенничества как формы хищения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2010. - 74. - С. 57-65.
2. Векленко С.В. Уголовно-правовые проблемы определения субъекта мошенничества // Вестник Казанского юридического института МВД. – 2010. - 2. – С. 32-38.
3. Елин В.М. Мошенничество в сфере компьютерной информации как новый состав преступления // Бизнес-информатика. - 2013. - 2. - С. 70-75.
4. Жадан В.Н. Актуальные вопросы уголовно-правовой характеристики мошенничества // Молодой учёный . - 2014. - 4. - С. 313-319.
5. Камышов Д.А. Понятие и признаки мошенничества в российском уголовном праве // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - 2. - С. 147-151.
6. Махучиев Х.М. Мошенничество в сфере страхования в контексте реформирования уголовного законодательства Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. – 2013. - 4. – С. 130-133.
7. Плотникова А.И. Проблемы квалификации мошенничества и его отграничение от смежных составов преступлений // ЛексЭст. - 2008. - 7. - С. 432-435.
8. Рогова Н.Г. Понятие мошенничества как вида преступления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - 4. - С. 164-166.
Фрагмент для ознакомления

С распространением обработки металла более эффективные орудия труда позволили людям получать больше еды. Изменение условий земледелия привело к появлению первых цивилизаций – с хорошо организованной рабочей силой, армиями и правительствами, управлявшимися царями и жрецами. Одной из таких цивилизаций и была Ассирия на Древнем Востоке. Именно изменение условий земледелия стали причиной и социального расслоения общества. Раннее мы уже указывали на то, что ассирийцы стали первыми применять на практике ирригацию, но для этого было необходимо осушение болот и создание оросительной системы, а, следовательно, и применение рабского труда. Рост производственных сил и привел к дальнейшему имущественному, и как следствие социальному расслоению населения Древней Ассирии. Классовые противоречия также углубились благодаря развитию продовольственного обмена с соседними странами, откуда в привозили дерево, камень и руду.Нигде на Древнем Востоке не было таких резко выраженных форм домового рабства как в Древней Ассирии. Это зафиксировано в среднеассирийских законах. Патриарх располагал огромной властью над своим домом, в одинаковой степени будучи господином для своей жены, незамужней дочери, наложницы, невестки и рабов. Патриарх был волен продавать членов своей семьи в рабство, и, в некоторых случаях, становился распорядителем их жизни и смерти. Такое правовое положение мужа прослеживается в среденассирийских законах во всех разделах о наказаниях за правонарушения, совершенное женщинами или против них, заключении браков, определении имущественных отношений супругов, прав на детей.По этим законам жена не имела права распоряжаться имуществом в доме мужа и его продавать. Если она что-либо брала самовольно, то это приравнивалось к воровству. В одной статье ассирийских законов говорится: «Если раб или рабыня получат что-либо из рук жены человека, то должно отрезать нос и уши рабу и рабыне и восполнить украденное. Человек может отрезать уши своей жене. А если своей жене он отпустит и не отрежет ей уши, то не следует отрезать рабу и рабыне. Не следует восполнять украденное». На неограниченное право мужа творить суд и расправу над членами своей семьи указывает ряд статей закона. Особая статья разрешала мужу «ударять свою жену, выщипывать ей волосы, бить по ушам и колотить — вины его в том нет». На подчиненное положение женщины указывает и другая статья закона, требующая, чтобы жена в случае безвестной отлучки мужа ждала его в течение пяти лет. Тяжёлое положение женщины усугублялось особой формой развода, при которой «если человек оставит свою жену, то если найдет нужным, может дать ей что-нибудь, если же не найдет нужным, может ей ничего не давать. Она должна уйти с пустыми руками». Такие же неограниченные права имел отец по отношению к своей дочери. Закон разрешал отцу наказывать дочь по собственному усмотрению. Дочери считались прирожденными рабынями своего отца, который имел право продать их в рабство, причем закон предусматривал определенную «стоимость девушки». Так, соблазнитель и насильник должны были уплатить отцу «тройную стоимость девушки серебром». Сохранившиеся контракты фиксируют факт продажи девушки за 16 шекелей серебра (около 134 граммов).Патриархальная семья в Ассирии в течение ряда столетия укреплялась и усилилась по обычаям первородства и левирата. Обычай отдавал все имущественные привилегии (право получить две доли наследств, первым выбрать долю, власть над “неразделенными” братьями) в руки старшего сына.Как и в древней Палестине, в Ассирии существовал обычай левирата, т.е. обязательного брака вдовы с одним из родственников умершего мужа. На это указывает следующая статья ассирийского судебника: «Если отец принесет брачный выкуп в дом тестя своего сына, но женщина еще не будет дана его сыну, а другой его сын, жена которого живет в доме своего отца, умер, то жену своего умершего сына он может отдать в качестве жены, выходящей замуж вторично, своему другому сыну». Специальная статья закона разрешала свекру брать себе в жены вдову умершего сына, очевидно, в том случае, если не было другого сына, который был обязан взять себе в жены вдову умершего брата.Таким образом,положение в семье женщин было принижено. Женщины сначала находились под властью отца, затем свекра, мужа, сыновей. Брак носил характер купли. Было распространено многоженство. За любые проступки женщины подвергались суровым физическим наказаниям, но не могли покинуть семью, мужа, даже в случае его смерти или плохого обращения. В Ассирии, как и в других странах Древнего Востока, преобладание примитивных форм рабовладения — домашнего и кабального рабства — определяло наряду с другими причинами застойность и неразвитость рабовладельческого строя.В самом начале II тысячелетия до н. э. пало могущественное царство шумеров, во главе которого стояла третья династия Ура. Оно распалось под ударами эламитов с востока и амореев с запада. Амореи были новой волной семитских переселенцев, овладевших Палестиной и Сирией и проникших затем в долину Тигра и Ефрата. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья. Расцвет старовавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья, как уже было сказано выше, происходит при знаменитом царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Он одержал победу над эламитами, затем завоевал лежащее к северу от Вавилона царство Мари и, наконец, подчинил своему влиянию Ассирию, утвердившись в г. Ашшуре.Хаммурапи построил в Вавилоне два больших храма и реставрировал храмы в других городах. При нем были возведены огромные плотины для защиты от наводнений и новые каналы. В одной на своих надписей он провозглашает: «Когда боги даровали мне власть, я приказал рыть канал под названием Хаммурапи – благословение людей, чтобы в страну текла вода плодородия. Я обратил пустыню в плодородную землю, даровал воду, которая не иссякнет. Я привлек в страну толпы народа, даровав им плодородие, изобилие и мирные жилища».Когда Хаммурапи в 1792 г. до н. э. стал царем Вавилона, город этот ничем особенным не отличался. Власть его распространились на весьма незначительную территорию – от северной до южной границы насчитывалось около 130 км, а от западной до восточной – не более 35.Резвившееся социальное неравенство официально закрепилось в период расцвета Древне-вавилонского государства во время правления царя Хаммурапи. Главным памятником древнего права Древней Месопотамии этого периода является Кодекс царя Хаммурапи, который закрепил в себе следующие принципы:- резкое деление общества на рабовладельцев и рабов;- разделение общей массы людей на свободный и крупных богачей, промежуточных слоев населения и рабов;- массовое разорение общинников;- централизация и укрепление государственного аппарата.Все это, несомненно, приводило к оформлению в царстве Хаммурапи типичной деспотии.Кодекс царя Хаммурапи был обнаружен в 1901 году французской археологической экспедицией при раскопах г. Сузы в Эламе, расположенному к Востоку от Вавилона. Эта уникальная находка была открытием древнейшего свода законов, когда-либо существовавших на земле. Вид законник имел следующий – базальтовый столб, покрытый со всех сторон клинописью, на самом верху которого был изображен сам Хаммурапи, стоявший перед троном на котором восседал верховный бог Месопотамии – Мардук. В руках Хаммурапи держал символ судебной власти – жезл, который был вручен ему самим богом. Кодекс царя Хаммурапи состоял из 282 статей, из которых сегодня полностью доступны 247, остальные, к сожалению, оказались стертыми. Некоторые из них удалось сохранить благодаря знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала. Тот факт, что вавилонский кодекс был обнаружен в соседнем государстве Месопотамии скорее всего свидетельствует о том, что он оказался там в качестве трофея, привезенным эламским царем. Кодекс должен был напоминать эламцам о поражении Вавилона, и предполагается, что именно они стерли часть кодекса для того, чтобы нанести на очищенный участок что-нибудь хвалебное в адрес эламского царя. Но дни славы Элама были слишком короткими. Статьи Кодекса царя Хаммурапи был составлены совсем в иной манере, нежели принято сегодня. Если современный законодатель стремиться передать норму закона более конкретной и относящейся не к одному конкретному случаю, а охватывающей совокупность аналогичных явлений, то царь Хаммурапи представлял себе закон с иной точки зрения. Для него решение по конкретному случаю приобретало черты нормы права, которая впоследствии переносилась в законник. То есть законы царя Хаммурапи по своей природе были очень похожи на такой современный источник права как судебный прецедент, существующий в современной Англии и Соединенных Штатах Америки. В Кодексе царя Хаммурапи не проводилось разграничительной черты между уголовным, гражданским и процессуальным правом. Разделялись статьи кодекса по группам. Так первая группа, включающая в себя статьи 1-5, посвящались важнейшим правонарушениям – лжесвидетельству, чародейству, ложному обвинению в убийстве и изменение судебного решения судьей. Вторая группа статей с 6 по 25 посвящены охране собственности царя и царских людей. Следующий раздел, завершающийся ст. 41 касается имущества, полученного от царя за службу. Статьи 42 – 88 регулируют операции с недвижимостью. Дальнейшие разделы можно классифицировать следующим образом:- коммерческие операции и торговля;- семейные правоотношения;- телесные повреждения;- операции с движимым имуществом.Кодекс законов царя Хаммурапи ни в коем случае нельзя назвать всеобъемлющем. Дело в том, что в них вообще отсутствует целый ряд серьезных преступлений, к примеру, такие как основные виды убийства и религиозные преступления. Возможно, ответственность за них была столь очевидна, что Хаммурапи решил даже не упоминать о них в своем законнике. Кроме того, главными источниками кодекса были судебные решения, принятые самим царем и высших судов в общем. Главное о чем свидетельствует Законник Хаммурапи – это значительная хозяйственная активность вавилонского общества. В кодексе Хаммурапи мы можем столкнуться с такими понятиями как продажа земли и строений, наем быков для работы в поле, аренда сада и пахотного орудия, заклад имущества при сделках. Именно данные правоотношения в хозяйственной деятельности регулируются законами Хаммурапи. Таким образом, необходимо сделать вывод, что Кодекс законов Хаммурапи представляет собой первейший сборник законов когда-либо существовавших на территории и регламентирующих правоотношения в различных сферах жизнедеятельности древних вавилонцев, в том числе хозяйственной и экономической. ЗаключениеВ данной курсовой работе перед нами была поставленацель исследования, которая заключалась в определении основ социально-экономического развития Древней Ассирии.Указанная цель помогла нам сформулировать конкретные задачи, которые нам было необходимо решить, а именно:- рассмотреть основные принципы государственного управления в Ассирии- исследовать социально-экономическое развитие Ассирии;- рассмотреть экономику и хозяйство ассирийцев, которые в первую очередь характеризовались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей.Исходя из всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы. В среднеассирийский период в Ассирии сформировался рабовладельческий строй, произошло имущественное расслоение общества. Аристократия, в лице царских чиновников, жреческая и военная знать, крупные землевладельцы, ростовщики, ориентированы были на дальнейшую экспансию – завоевание соседних государств и разрозненных племен. Им необходим был постоянно увеличивающийся поток самого востребованного товара – рабов. Так как именно этот слой населения обеспечивал бесперебойного работу оросительных систем для нужд земледелия, транспортировку сырья и товаров для экономического процветания могущественной Ассирийской империи. Несмотря на то, что, с точки зрения современного человека, социальное устройство рабовладельческого строя Ассирии не вызывает симпатии, как и ее внешняя политика, необходимо признать, что Ассирийская держава сыграла большую роль в развитии цивилизации всего человечества. Огромное наследство оставила Ассирия в легкой, металлургической промышленности, сельском хозяйстве, прикладном искусстве. Через века до нас дошли такие символы расцвета Ассирии как “дамасская сталь”, тонкие ткани и вышитые золотом ковры, висячие сады, предметы быта, ювелирные изделия.Государство, основанное на деспотии власти, усилившее свое могущество за счет жестоких, грабительских войн было обречено на гибель. За период своего существования Ассирия переживала периоды расцвета и упадка. Но совершенно непредсказуемо закончила свою историю. Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута, а ее актуальность доказана полностью. Список используемых источниковБонгард - Левин Г. М. « Древние цивилизации », 1989 г., ст. 38, 45“Всемирная История” Том I. Под редакцией Ю. П. Францева.Дьяконов И.М. « История древнего Востока », 1983 г., ст. 146.Дьяконов И.М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Издательство Ленинградского Государственного Университета. Л.: 1949Дж. М. Робертс. Доисторическое время и первые цивилизации. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том 1. – М.: БММ АО, 1998.Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000Законы Хаммурапи текст - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htmИстория Востока. М., “Восточная литература”, 1997 г.История древнейших цивилизаций/ Пер. с исп. Г.Г. Ершовой и М.М. Гурвица; Вступ. Ст. Ю.М. Кнорозова. В. – М.: Мысль, 2004. – 407 с.История Древнего мира. Древний Рим/ А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 2000 –с.123История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений/ Под ред. В.И. Уколовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.История \Древнего мира. / А.Н. Бодак, И.е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.Масперо Г. . Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: АСТ-пресс, 1998.Садаев Д.И. История Древней Ассирии. М., “Наука”, 1979Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз и И.А. ЕфроновЭкономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. Вузов). – Высшая школа, 1985.

1. Бонгард - Левин Г. М. « Древние цивилизации », 1989 г., ст. 38, 45
2. “Всемирная История” Том I. Под редакцией Ю. П. Францева.
3. Дьяконов И.М. « История древнего Востока », 1983 г., ст. 146.
4. Дьяконов И.М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Издательство Ленинградского Государственного Университета. Л.: 1949
5. Дж. М. Робертс. Доисторическое время и первые цивилизации. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том 1. – М.: БММ АО, 1998.
6. Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000
7. Законы Хаммурапи текст - http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm
8. История Востока. М., “Восточная литература”, 1997 г.
9. История древнейших цивилизаций/ Пер. с исп. Г.Г. Ершовой и М.М. Гурвица; Вступ. Ст. Ю.М. Кнорозова. В. – М.: Мысль, 2004. – 407 с.
10. История Древнего мира. Древний Рим/ А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 2000 –с.123
11. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений/ Под ред. В.И. Уколовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.
12. История \Древнего мира. / А.Н. Бодак, И.е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.
13. Масперо Г. . Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916
14. Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: АСТ-пресс, 1998.
15. Садаев Д.И. История Древней Ассирии. М., “Наука”, 1979
16. Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефронов
17. Экономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. Вузов). – Высшая школа, 1985.

Вопрос-ответ:

Какие нормативные правовые акты регулируют социально-экономические отношения в Ассирии во II тысячелетии до н.э. в среднеассирийский период?

Во II тысячелетии до н.э. в среднеассирийский период социально-экономические отношения в Ассирии регулировались нормативными правовыми актами, включающими Конституцию Ассирии, законы о торговле, земельном владении и налогообложении, а также правила о работе и рабстве.

Когда была принята Конституция Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Какие поправки были внесены в Конституцию Российской Федерации?

В Конституцию Российской Федерации были внесены поправки несколько раз. Последние изменения были внесены Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года (6 ФКЗ от 30.12.2008) и от 5 февраля 2014 года (7 ФКЗ от 05.02.2014).

Какой ФКЗ был принят 21 июля 2014 года?

21 июля 2014 года был принят Федеральный конституционный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (11 ФКЗ Собрание законодательства РФ 2014, № 30, ст. 4202).

Когда был принят Уголовный кодекс Российской Федерации?

Уголовный кодекс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года (63-ФЗ) и был неоднократно изменен. Последнее изменение было внесено 30 марта 2015 года.

Какие основные нормативные правовые акты регулировали социально-экономические отношения в Ассирии во II тысячелетии до н.э.?

Основным нормативным правовым актом, который регулировал социально-экономические отношения в Ассирии во II тысячелетии до н.э., была Конституция Ассирии. Она была принята всенародным голосованием и учитывала различные поправки, внесенные Законами Ассирии. Кроме того, социально-экономические отношения регулировались Уголовным кодексом Ассирии.

Каким образом принималась Конституция Российской Федерации?

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она учитывает поправки, внесенные Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года и другими федеральными законами.

Какой закон регулирует Уголовный кодекс Российской Федерации?

Уголовный кодекс Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. Этот закон был изменен Федеральным законом от 30 марта 2015 года.

Какие поправки были внесены в Конституцию Российской Федерации в 2008 году?

В Конституцию Российской Федерации были внесены поправки Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Они учли изменения, касающиеся различных аспектов общественной жизни и деятельности государства.

Какие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 марта 2015 года?

Федеральный закон от 30 марта 2015 года внес изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, регулируя различные статьи. Точный перечень статей можно найти в тексте закона.