Методы социального познания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2222 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 20.11.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность социального познания 5
2. Методология социального познания 9
3. Методы социального познания и социальная позиция исследователя 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Фрагмент для ознакомления

Ответ на этот вопрос имеет существенное значение для выяснения своеобразия технологии развития социального познания. Известно, что под термином «позиция» (от латинского positio - положение; точка зрения, отношение к какому-либо делу, вопрос) разумеется не точку зрения на рассмотрение сформулированного вопроса и определения оценки фактов, а позицию, которую занимает ученый. Поэтому определимся с употреблением термина «позиция» в контексте заявленной темы в однозначном понимании, а именно, как социальная позиция. Каждый человек, а ученый, прежде всего, всегда занимает, независимо от своей воли, определенную социальную позицию, то есть положение в определенном типе общественных отношений социальной системы. Отсюда легко прослеживается роль социальной позиции исследователя в процессе отражения объективной действительности в сознании. Если это так, то социальная позиция субъекта социального познания определяет его склонность или готовность к научным исследованиям данного явления именно в русле его принадлежности к конкретному структурного элемента социальной системы. Отсюда, сама социальная позиция субъекта является мощным фактором в формировании его социально-психической целевой установки, направленной на раскрытие сущностной определенности необходимости социальной проблематики. Здесь стоит отметить, что исследователя интересует не все в предмете социального познания, а лишь то, что импонирует ему и видится через собственную призму социальной позиции и его мировоззрения.
Бесспорно, познавательный интерес при определении предмета социальной познания всегда в конце концов обусловливается непосредственной прагматичной заинтересованностью исследователя. Эта заинтересованность заключается в его соответствии интереса, связанному с трансформацией объективной действительности с учетом выразительной социальной позиции, сплачивает в единство все возможные субъективные факторы исследователя и направляет их на процесс познания. При этом важно обратить внимание на то, что природа как предмет исследования относительно не меняются в течение больших промежутков пространства-времени, в то время как социум постоянно находится в динамике. Да и сама динамика социальных отношений определяется исключительно субъективными интересами людей, по которым необходимо отслеживать объективные тенденции развития общества и человечества в целом. Именно в этом заключаются невероятные трудности и особенности социального познания действительности.
Ведь исследователь не существует в изолированном пространстве-времени, он является одновременно субъектно-объектной элементом социальной действительности и в то же время выступает субъектом познания этой же действительности. Находясь в достаточно проблематичной ситуации социальных отношений, он, независимо от их желаний, стремлений и устремлений, тесно связан с социумом. Последний, будучи довольно сложным комплексно уникальным явлением, обусловливает социальную позицию исследователя. Именно из лона этой позиции ученый и получается при определении предмета своих научных мотивированных интересов.
Стоит отметить, не обязательно должны совпадать социальное происхождения ученого с его социальной позицией. Так, по происхождению он может принадлежать к семье военнослужащего, но его сегодняшняя собственная социальная позиция совпадает с интересами совсем других социальных слоев населения. Однако, такая сложная ситуация в межличностных отношениях не меняет функциональной роли социальной позиции, ведь она превращается в индивидуальную благодаря опережающему осмыслению противоречивых отношений в обществе, в которых происходит жизнедеятельность ученого. Сопоставляя свои собственные интересы с общественными интересами и используя знания, накопленные предшественниками, с учетом личного опыта, исследователь осуществляет выборочную функцию относительно существующих социальных позиций, превращая одну из них на собственную.
Таким образом, социальная позиция субъекта социального познания имеет непосредственное влияние на формулировку и решение неотложных проблем с использованием современной философской методологии, конкретных методов и методик, крайне необходимых в процессе познания социальной действительности.
Хрестоматийным примером, ярко иллюстрирует разное отношение и разный подход к исследованию одного и того же явления в зависимости от социальной позиции, может служить творчество таких двух ученых, как В. И. Вернадский и П. Тейяр де Шарден в их интерпретации ноосферы. Не углубляясь в детали, отметим сущностное отличие их взглядов. Так, в соответствии с точки зрения В. И. Вернадского, возникновения и функционирования ноосферы связано со сферой производственной деятельности людей, с умственной организацией действия общества на природу, согласно же с точкой зрения П. Тейяр де Шардена, ноосфера есть не что иное, как сфера сугубо психического.
Итак, та или иная социальная позиция каждого конкретного исследователя определяет и объясняет основные понятия, которыми он пользуется в процессе социального познания. Правда, иногда бывает и наоборот. Так, с изменением субъекта интерпретации базовых понятий социального познания меняется и его социальная позиция.
Часто на основе анализа одних и тех же фактов социальной действительности в России могут быть сделаны различные выводы и ангажированные обобщения. Более того, может быть разработана такая методика, которая полезна исследователю при мотивировке ним той или иной концепции, которая выгодна для конкретных деловых кругов и которая совсем не связана с интересами народа. По этому поводу, достаточно лишь дилетантского взгляда на социально заказаны социологические исследования общественного мнения в период избирательных компаний, чтобы увидеть целенаправленную манипуляцию сознанием людей. Или бегло проанализировать выложены в Интернете заказанные «нейтральные научные» статьи, чтобы понять их социально-политическую направленность. Поэтому на основе подбора и анализа действительно реальных фактов делаются выводы, которые являются выгодными для украинских чиновников и одновременно презентует автоматически искаженные результаты социального познания. Поэтому социальная позиция ангажированного субъекта познания откровенно деформированная и вступает в противоречие с историческими тенденциями действительного развития украинского общества. В анализе социального познания именно в данном контексте будет уместным напомнить вопрос о таланте ученого. Талантливость мы понимаем как умение или склонность к научному творчеству, то есть как способность к созданию и ответственности за современные материальные и духовные ценности общества. Без имманентной творческой потенции субъекта, исследовать социальную действительность – это тоже самое, что выполнять надругательство над живым телом человека. А общество гораздо сложнее социально-пространственным организмом, чем человеческий. И если тело человека принадлежит определенному лицу, то общественный организм – это духовно-энергетическое тело всех без исключения людей планеты. Отсюда и соответствующие нравственные выводы об ответственности ученых за интерпретацию результатов в области социального познания.
Таким образом, для творческого осуществления эффективного социального познания необходима не только аккумуляция знания, но и умения и навыки творческого корректного мышления, новейшие технологии обобщения социальных фактов и событий. Только такой креативный и нравственно ответственный подход позволяет максимально адекватно характеризовать сегодняшнюю российскую действительность и направлять ее в систему развитых стран мира.
Заключение

Социальное познание является одним из самых сложных и самых необходимых видов познавательной деятельности людей. Его сложность обусловлена сложностью самого объекта познания, динамичным характером его функционирования и развития, тесным и неоднозначным сочетанием объективных и субъективных, случайных и закономерных, общих и одиночных природных и человеческих факторов.
Необходимость социального познания связана с тем обстоятельством, что бытие человека является одновременно индивидуальным и общественным, что ее жизнеобеспечения определяется как состоянием социума, в котором она существует, социальным и экономическим статусом самого человека, участием ее в совместной с другими людьми деятельности в системе общественного производства. Эти два фактора – сложность социального познания и острая потребность в его результатах – обусловили пристальный интерес к нему со стороны как исследователей, использующих профессиональные методы и средства познания, так и рядовых граждан, которые стремятся понять содержание и сущность общественных процессов на повседневно-бытовом уровне. Ведь часто этого им достаточно, чтобы приспособиться к этим процессам.
Однако восприятие общественных явлений практически каждым человеком - специалистом, и дилетантом - является субъективным. Оно определяется уровнем ее образованности и интеллектуального развития, ее мировоззренческими позициями и индивидуальным жизненным опытом. Восприятие, понимание и оценка этих явлений существенно зависят от политических предпочтений, религиозных верований и психологических особенностей человека, от его склонности к внушению, доверия ее к субъектам воздействия на общественное сознание.
Список использованной литературы

Берков B.C. Философия и методология науки: Учеб.пос. /B.C. Берков. - М.: Новое знание, 2004. – 542 с.
Войтов А.Г. История и философия науки. М.: Дашков и К0, 2004. 692 с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.. - 541 с.
Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. - 472 с.
История и философия науки: Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

Берков B.C. Философия и методология науки: Учеб.пос. /B.C. Берков. - М.: Новое знание, 2004. – С, 234-235.
История и философия науки: Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. - СПб.: Питер, 2008. – С, 117.

Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. – С, 228-229.
Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. – С, 229.
Войтов А.Г. История и философия науки. М.: Дашков и К0, 2004. – С. 387-388.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.. – С, 230.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.. – С, 231.
История и философия науки: Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. - СПб.: Питер, 2008. – С. 118-119.
Берков B.C. Философия и методология науки: Учеб.пос. /B.C. Берков. - М.: Новое знание, 2004. – С. 236.
Войтов А.Г. История и философия науки. М.: Дашков и К0, 2004. – С. 389-390.
Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. – С, 230-231.
Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. – С. 231.









2

1. Берков B.C. Философия и методология науки: Учеб.пос. /B.C. Берков. - М.: Новое знание, 2004. – 542 с.
2. Войтов А.Г. История и философия науки. М.: Дашков и К0, 2004. 692 с.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.. - 541 с.
4. Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2008. - 472 с.
5. История и философия науки: Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

Вопрос-ответ:

Что такое социальное познание?

Социальное познание - это процесс изучения социальных явлений и процессов, а также получение знаний о социальном мире. Оно включает в себя анализ и исследование социальных явлений, процессов и взаимодействий между людьми.

Какова сущность социального познания?

Сущность социального познания заключается в изучении различных аспектов социальной жизни, таких как социальные нормы, ценности, отношения и т.д. Оно направлено на понимание причин и последствий социальных явлений, а также нахождение путей их изменения и улучшения.

Какие методы используются в социальном познании?

В социальном познании используются различные методы и подходы, такие как наблюдение, опросы, эксперименты, анализ статистических данных и т.д. Они помогают исследователям получить информацию о социальных явлениях, анализировать и интерпретировать ее.

Как социальная позиция исследователя влияет на методы социального познания?

Социальная позиция исследователя может оказывать влияние на выбор методов социального познания и интерпретацию полученных результатов. Например, исследователь с определенной социальной ситуацией может иметь определенные предубеждения или представления, которые могут повлиять на его работу. Поэтому важно учитывать свою социальную позицию и стараться быть объективным в исследовании.

Как сущность методов социального познания связана с технологией развития социального познания?

Сущность методов социального познания заключается в получении, анализе и интерпретации информации о социальных явлениях. Технология развития социального познания включает в себя различные приемы и инструменты, которые помогают улучшить и расширить эти методы. Это может быть использование компьютерных программ для анализа статистических данных, разработка новых методов и подходов и т.д.

Что такое социальное познание?

Социальное познание - это процесс исследования и понимания социальных явлений и процессов, а также развитие знаний о социальном мире.

Какова сущность социального познания?

Сущность социального познания заключается в том, что оно позволяет изучать социальные явления, процессы и отношения, а также анализировать их и строить теории для объяснения социальной реальности.

Каковы методы социального познания?

Методы социального познания включают такие инструменты, как наблюдение, опросы, интервью, эксперименты, анализ статистических данных, документальный анализ и другие. Они позволяют собирать и анализировать информацию о социальных явлениях и построить теории на их основе.

Как социальная позиция исследователя влияет на методы социального познания?

Социальная позиция исследователя - это его положение в социальной структуре и его отношение к изучаемым явлениям. Она может влиять на выбор методов и их интерпретацию и может быть источником предвзятости или ограничений в исследовании.

Почему позиция исследователя имеет значение для развития социального познания?

Позиция исследователя влияет на его взгляды, цели и интересы, что может повлиять на выбор и толкование методов исследования, а также на полученные результаты. Понимание этого помогает учитывать возможные предвзятости и ограничения в исследовании и повышает научную достоверность социальных знаний.