Особенности управления воспитательной деятельностью общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 7272 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 06.12.2015
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательной деятельностью в общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы 6
1.1. Сущностная характеристика педагогической и воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении 6
1.2. Организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении 16
1.3.Отличительные особенности управления воспитательной деятельностью общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы на современном этапе 33
Глава 2. Проблемы и направления совершенствования воспитательной работы в вечерней школе пенитенциарного учреждения 42
2.1. Современный опыт управления воспитательной деятельностью общеобразовательных учреждений пенитенциарной системы 42
2.2. Актуальные проблемы воспитательной работы в вечерней школе 50
2.3. Основные направления совершенствования управления воспитательной деятельностью общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы 53
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложение 72

Фрагмент для ознакомления

При этом необходимо подчеркнуть, что названная проблема носит также дискуссионный характер, поэтому она может обладать разнонаправленными векторами решения, что делает её весьма актуальной для исследователей.Не были сформированы также пенитенциарные педагогические технологии, которые можно назвать приемлемыми именно для пенитенциарных учреждений. На острую необходимость технологизации практически всего исправительного процесса, то есть задачу разработки эффективных технологий, способных обеспечивать процесс исправления осужденных, в своих исследованиях отмечал профессор Ю.В. Гербеев, однако реальных шагов в данном направлении пока предпринято не было. При этом важно подчеркнуть, что формирование педагогических технологий в ИУ обязательно должно осуществляться с учетом не только специфических условий обучения и контингента учащихся, но также и условий нахождения осужденных, а также особенностей и сложившихся традиций в каждом отдельном ИУ. Потому формирование универсальных пенитенциарных педагогических технологий, о чем велась речь в исследованиях Ю.В. Гербеева, который был бы одинаково приемлем для всех исправительных учреждений, без учета специфики как социальной, так и культурной среды каждого отдельно взятого региона, специфики самих воспитательных колоний, в масштабах целой страны, скорее всего возможно. В этом случае возможен, в большей мере, только перенос некоторых отдельных элементов такого рода технологий в условия конкретного исправительного учреждения. И данную возможность, а также целесообразность обязательно должен определять именно педагогический коллектив конкретного образовательного учреждения при ИУ, непосредственно исходя из сложившейся особенности конкретного ИУ и специфики контингента его воспитанников.В настоящее время в ИУ сосредоточена достаточно большая часть сотрудников самых разных служб, которые включены в общий педагогический процесс, а именно: начальники отрядов, инспекторы, воспитатели, оперативные работники, педагогические работники вечерних школы, а также профессионального училища, медицинские работники, психологи, администрация данного учреждения. Но основная роль в осуществляемом педагогическом процессе отводится непосредственно педагогам, а также сотрудникам психологической службы (в некоторых учреждения – лаборатории). Педагогические кадры школ при ИУ и работники психологической службы на настоящий день выступают в качестве наиболее образованных и подготовленных для решения стоящих непосредственно перед пенитенциарными учреждением задач. В качестве еще одной существенной проблемы, оказывающей влияние на эффективность всего учебно-воспитательного процесса в исправительных колониях выступает достаточно частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года.У поступающих в ИУ осуждённых отсутствует какая-либо психологическая готовность к процессу обучения. Кроме того, достаточно низкий стартовый познавательный уровень, а также частое несоответствие биологического возраста воспитанника его уровню обучения выступают в качестве весьма серьезного препятствия на пути его последующего эффективного обучения и воспитания. Вечерняя школа и происходящие в ней процессы вызывают у осужденных достаточно часто отрицательные эмоции, что являет собой прямое следствие их глубокой десоциализации. Именно поэтому нежелание продолжать учебу – это весьма характерное явление среди большинства осужденных в адаптационный период, особенно это четко проявляется среди тех лиц, которые находятся в карантинном отделении. Также необходимо отметить, что во многих регионов нашей страны достаточно низкой остается эффективность работы сформированных при исправительных колониях попечительских советов, которые, согласно своему статусу, должны решать многие из этих проблем.2.3. Основные направления совершенствования управления воспитательной деятельностью общеобразовательного учреждения пенитенциарной системыКак уже не раз отмечалось, особенностями воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях является то, что такого рода работа проводится именно в местах лишения свободы, а также с индивидами, которые совершили преступление. Так как проведенный нами ранее (см. п.1.2 данной работы) анализ нормативно-правовой базы в отношении образовательно-воспитательного процесса в исправительных учреждения показал, что законодатель не провел урегулирование всех форм и методов организации такого рода деятельности, то вся воспитательная работа носит в основном педагогический характер. Именно поэтому нами рекомендуется администрацией исправительных учреждений, а большей мере сотрудникам воспитательной службы, предоставлять широкие возможности для творческого использования наиболее эффективных средств, а также методов и приемов как педагогического, так и воспитательного воздействия, при этом обязательно учитывая их непротиворечивость закону, а также всем требованиям режима наказания.С нашей точки зрения, весь объем воспитательной работы с осужденными в вечерней школе при исправительном учреждении должна быть ориентирована на достижение целей исправления осужденных, а также предупреждения совершения ими новых преступлений.Персонал исправительных учреждений должен осуществлять по отношению к осужденным правовое, нравственное, трудовое, трудовое, физическое и иного рода воспитание осужденных, которое способствует их исправлению.Нравственное воспитаниеосужденных в вечерней школе при исправительном учреждении должно рассматривает через призму формирования всей личности конкретного осужденного, его жизненной позиции. Правовое воспитаниеосужденных должно подразумевать формирование у них правосознания, которое включает знание принципов и норм права, стойкое убеждение в необходимости следования им. Кроме этого, оно должно предполагать организацию у осужденных как правомерного, ответственного, так и социально активного поведения. В такого рода работе особое внимание необходимо обращать, в первую очередь,не на правовые знания осужденных, а на активное формирование у них стойкого уважения к закону, понимания осужденными необходимости беспрекословно следовать предписаниям правовых норм, невзирая на распространенные в настоящее время в нашем обществе своего рода нигилистического отношения к законности.Трудовое воспитаниеосужденных должно представлять собой особый процесс закрепления либо формирования трудовых как навыков, так и умений осужденных, из психологической готовности к труду, а также нравственное отношение к нему, осознание осужденными потребности трудиться.Также, с нашей позиции,важно весьма большое внимание в работе с осужденными уделять именно эстетическому воспитанию, так как многие из осужденных не отличаются высокой культурой, это люди, которые имеют чаще всегоневерное представление о прекрасном, несколько извращенные вкусы, чувства, а также взгляды и идеалы. Все названные качества достаточно наглядно находят свое проявление в субкультуре осужденных, со свойственной ей жаргоном и фольклором, так называемой «воровской романтикой и блатными традициями», и иными атрибутами.В вечерних школах при исправительных учреждениях должно также в достаточной мере уделяться внимания физическому воспитаниюосужденных, для чего в каждом из таких учреждений необходимо создатьсовременную спортивную базу (за исключением тех тюрем и колоний, которые характеризуются особым режимом). Именно в такого рода спортивных базах осужденным может прививаться спортивная культура.Воспитательную работу с осужденными необходимо организовать дифференцированно с обязательным учетом вида исправительного учреждения, а также срока наказания и условий содержания. При этом формами проведения такого рода работы могут являться: массовыми, групповыми, а также индивидуальными, они должны реализовываться на основе как педагогических, так и психологических знаний и методов воздействия на осужденных.В процессе осуществления воспитательной работы с осужденными весомое место должно отводиться участию осужденных в самодеятельных организациях. Целью создания такого рода организации является решение имеющихсявнутриколлективных проблем самих осужденных, которые возникают в процессе их совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. При этом основными задачами таких самодеятельных организаций осужденных могут выступать: оказание осужденным необходимой помощи как в духовном, так профессиональном и физическом развитии; обязательное развитие полезной инициативы осужденных; качественное оказание позитивного влияния на процесс исправления осужденных; участие в решении некоторых вопросов организации их труда, быта, а также досуга осужденных; активное содействие администрации исправительных учреждений относительно поддержания дисциплины и порядка, а также формировании между осужденными здоровых отношений; оказание необходимой социальной и психологической помощи осужденным и их семьям.В качестве повышения воспитательной работы в вечерней школе при исправительном учреждении мы можем предложить ряд внеклассных мероприятий, в большей мере направленных на осужденных.1.Презентация школы для осужденных: «Школа – основной этап жизни»с целью повышение положительной мотивации у осужденных к обучению. В качестве задач данной презентации можно назвать- знакомство осужденных с историей и деятельностью вечерней школы,- короткие выступления учителей-предметников о сущности и значимости своих предметов;- показ красочных и качественных слайдов о проводимых школьных мероприятиях.2. На протяжение всего учебного года могут проводиться Недели по учебным предметам, а именно: русского языка и литературы, математики и физики, истории и обществознании, географии, биологии и химии. Целью проведения данных мероприятий является повышение у осужденных-учащихся познавательного интереса к данным учебным предметам; развитие у осужденныхлогического мышления, расширение их кругозора; формирование творческой атмосферы в школе.В качестве основных задач можно предложить: - проведение среди осужденных-учащихся конкурсов, викторин;- выпуск осужденными информационных листов, создание рисунков;- решение осужденными занимательных задач, а также заданий на смекалку;- просмотр осужденными видеофильмов, а также тематических презентаций;- защита осужденными проектов (в рамках проектной деятельности).3. Совместное проведение календарных праздников (например, «Праздник Нового года», «Праздник 8 марта» и т.д.).Основной цель проведения данных мероприятий – сплочение коллектива вечерней школы (в рамках «учитель – ученик», а также « ученик - ученик»).В качестве основных задач можно обозначить: - распределение ответственных обучающихся и учителей за написание и подготовку сценариев, награждения;- награждение учащихся вечерней школы за хорошую учебу в определенный период времени, а также добросовестное отношение к учебе;- проведение между осужденными игр и конкурсов.4. Организация и проведение спортивных соревнований. Основной цель такого рода мероприятий выступает пропаганда спорта, а также привитие здорового образа жизниВ качестве основных задач можно обозначить:- выбор жюри (среди осужденных и педагогов) по видам таким спорта, как: настольный теннис, шашки, шахматы, настольные национальные игры,армрестлинг,- сбор заявок на участие в соревнованиях;- оформление школы рисунками осужденных, а также информационными стенгазетами о видах спорта;- подготовка грамот, а также призов на награждение;5. Торжественное вручение аттестата выпускникам вечерней школы.Целью такого мероприятия является формирование праздничной атмосферы, а такжеи положительных эмоций у выпускников, повышение мотивации у других обучающихся.Кроме этого рекомендуются следующие виды деятельности:Участие учителей вечерней школы в воспитательном совете отряда.Ведение постоянной работы учителей по посещаемости обучающихся.Консультация осужденных психолога по проблемным вопросам.Проведение совместного семинара учителей и сотрудников воспитательного отдела. Темами проведенных семинаров могут быть: «Педагогическая толерантность в школе при ИК», «Как избегать конфликтной ситуации» и т.п.Для совершенствования процесса управления воспитательной работы осужденных в рамках вечерней школы при ИУ в отношении персонала можно порекомендовать применение программно-целевого управления.То есть,основу педагогической системы была положена комплексная управленческая программа, на которой непосредственно базируется система социально-педагогического воздействия на осужденных, а также система профессионального совершенствования пенитенциарных сотрудников, тогда такая педагогическая система будет весьма эффективной. При этом программа управления педагогической системой пенитенциарного учреждения должна быть направлена на стимулирование осужденных к повышению своего как образовательного, так морально-нравственного и общекультурного уровня, а также четко определялись требования к формам и содержанию проводимой воспитательной работы осужденными. Для того, чтобы функционирование всей педагогической системы пенитенциарного учреждения было достаточно эффективным, весь процесс управления должен обязательно быть оснащен: 1. Системным анализом в структуре программно-целевого управления с установлением необходимых для этого и достаточных целей педагогической системы.2. Построением дерева целей управления такой педагогической системой в последовательности «хочу-могу-делаю-получаю».3. Разработкой отдельной исполняющей программы (то есть неких норм-образцов в форме качественных характеристик достижения каждой отдельной цели).4. Рекомендациями применения программно-целевого управления в реализации функциональных обязанностей пенитенциарных сотрудников в управлении педагогической системой.Применение технологии программно-целевого управления в пенитенциарном учреждении должно включает в себя: - обязательное обучение сотрудников пенитенциарного учреждения технологии действий, которая выражается следующей последовательностью (системный анализ - построение дерева целей -разработка исполняющей программы - системное планирование - системная организация – системный контроль – системное регулирование); - формирование системы компетентностей: - развитие ключевых компетентностей (то есть профессионально-личностных качеств пенитенциарного сотрудника, которые необходимы для овладения им базовыми компетенциями); - развитие базовых компетентностей (то есть владение сотрудником пенитенциарного учреждения технологией программно-целевого управления); - развитие специальных компетентностей (то есть знание всех функциональных обязанностей сотрудника пенитенциарного учреждения, процесс реализации которых обеспечивает положительный конечный результат); - формирование оценочных компетентностей (то есть умение адекватно оценивать получаемые конечные результаты проводимой деятельности). Учебно-тематический план курса по обучению сотрудников ИУ технологии программно-целевого управления педагогической системой приведен в приложении.Делая выводы, подчеркнем следующие моменты.В нашей стране на современном этапе предпринимается ряд важных шагов в совершенствовании процесса управления воспитательным процессом в исправительных учреждениях. В качестве одного из таких шагов является разработанная и вступившая в действие в 2000 годуКонцепция воспитательной работы с осужденными.Следующим шагом в рассматриваемом направлении является привлечение священнослужителей к воспитательному процессу в исправительном учреждении.В настоящее время можно также привести немало примеров, когда в программе развития общеобразовательной школы при исправительной колонии отдельным разделом обязательно выделяется воспитательная работа как часть образовательного процесса. В такого рода программах наряду с описанием организации и содержания образовательного процесса отдельным блоком включается и воспитательная работа с осужденными на базе данного учебного заведения.Изучение актуальных проблем ведения воспитательной работы в вечерней школе при ИУ позволило выявить следующие проблемные моменты: 1) отсутствие нормативного регулирования именно воспитательной работы как на федеральном, так и региональном уровнях; 2) недостаточное внимание к психологическим особенностям личности осужденных, а также необходимость особых условий их обучения и воспитания; 3) отсутствие разработанных по всемправилам и нормам теоретически обоснованных учебно-воспитательных программ; 4) недостаточная изученность вопросов создания необходимых образовательных стандартов по всем тем учебным дисциплинам, которые преподаются в учебных заведениях пенитенциарной системы с обязательном учетом специфики их контингента, а также особых условий проведения обучения; 5) не достаточнаясформированность пенитенциарных педагогических технологий; 6) недостаточный уровень подготовленности сотрудников исправительных учреждений; 7) частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года; 8) низкий уровень воспитания и образования осужденных на момент их поступления в колонию.В качестве направлений совершенствования управления воспитательной деятельностью общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы нами были предложены следующие рекомендации:корректировка основных направлений воспитательной работы в исправительном учреждении; ряд внеклассных мероприятий, в большей мере направленных на осужденных;применение программно-целевого управления. ЗаключениеСовременная пенитенциарная педагогика в целом ориентирована на решение проблемы исполнения наказания именно с педагогической стороны. При этом под воспитанием понимается такой процесс, целью которого выступает формирование важных социальных качеств личности как полноправного гражданина общества, а также носителя общечеловеческих ценностей, а именно: моральных, духовных, культурных, мировоззренческих, патриотических, поведенческих, гуманных, правовых, трудовых.В качестве основной задачи педагогической деятельности по перевоспитанию осужденного можно назвать заполнение имеющихся пробелов в воспитании его личности. Вся воспитательная работа в пенитенциарном учреждении разделена на два больших этапа: диагностический и этап реализации необходимых воспитательных мероприятий в отношении конкретного осужденного, вовлечение его в жизнедеятельность отряда. К ведущимпринципам воспитательного воздействияна осужденных в процессе ресоциализации относятся: строгость в исполнении требований режима, гуманность по отношению к осуждённым, исправление черезпривлечение осужденных к такой деятельности, которая направлена на общественное благо; участие их в воспитательной работе, а также в работе как религиозных, так и общественных организаций.Также выделяются закономерности воспитания осужденных в социально-педагогической среде пенитенциарного учреждения, в числе основных являются: 1) значимое место педагогическим факторам в процессе организации такого рода среды для осужденных; 2) зависимость эффективности проведения воспитательной работы от степени открытости самого пенитенциарного учреждения; 2) зависимость эффективности воспитательной работы с осуждёнными непосредственно от способности и желания самих сотрудников учреждения достаточно эффективно организовать профессиональную деятельность. В свою очередь, технологизация процесса перевоспитания осужденных заключается, главным образом, в создании четкой и гибкой педагогической системы пенитенциарного учреждения, так как технологичность – это в первую очередь внутреннее качество, которое присущее практически любой педагогической системе, определяющее её возможности и при этом подчинено строгой организационной логике.Особенность воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях характеризуется также и тем, что она проводится в условиях частичной либо полной изоляции осужденных от общества. Проведенный нами правовой анализ показал, что процесс воспитания осужденных и на правовом уровне рассматривается как составная часть их образования. Важной составляющейсистемы управления работой школы является преобладание внутрисистемных связей ее компонентов над факторами внешнего воздействия на них. Управляемая педагогическая система пенитенциарного учреждения неизменно отражает единство и многообразие видов деятельности, где взаимодействуют как осужденные, так и пенитенциарные сотрудники. В нашей стране на современном этапе предпринимается ряд важных шагов в совершенствовании процесса управления воспитательным процессом в исправительных учреждениях. В качестве одного из таких шагов является разработанная и вступившая в действие в 2000 году Концепция воспитательной работы с осужденными.Следующим шагом в рассматриваемом направлении является привлечение священнослужителей к воспитательному процессу в исправительном учреждении.В настоящее время можно также привести немало примеров, когда в программе развития общеобразовательной школы при исправительной колонии отдельным разделом обязательно выделяется воспитательная работа как часть образовательного процесса. В качестве одного из таких примеров нами была изучена программа развитиямуниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней общеобразовательной школы № 6 при «Исправительной колонии № 14 ГУФСИН России по Ростовской области» г. Новочеркасска на 2012 – 2015 гг. В этой программе наряду с описанием организации и содержания образовательного процесса отдельным блоком включается и воспитательная работа с осужденными на базе данного учебного заведения.Изучение актуальных проблем ведения воспитательной работы в вечерней школе при ИУ позволило выявить следующие проблемные моменты: 1) отсутствие нормативного регулирования именно воспитательной работы как на федеральном, так и региональном уровнях; 2) недостаточное внимание к психологическим особенностям личности осужденных, а также необходимость особых условий их обучения и воспитания; 3) отсутствие разработанных по всем правилам и нормам теоретически обоснованных учебно-воспитательных программ; 4) недостаточная изученность вопросов создания необходимых образовательных стандартов по всем тем учебным дисциплинам, которые преподаются в учебных заведениях пенитенциарной системы с обязательном учетом специфики их контингента, а также особых условий проведения обучения; 5) не достаточная сформированность пенитенциарных педагогических технологий; 6) недостаточный уровень подготовленности сотрудников исправительных учреждений; 7) частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года; 8) низкий уровень воспитания и образования осужденных на момент их поступления в колонию.В качестве направлений совершенствования управления воспитательной деятельностью общеобразовательного учреждения пенитенциарной системы нами были предложены следующие рекомендации:корректировка основных направлений воспитательной работы в исправительном учреждении; ряд внеклассных мероприятий, в большей мере направленных на осужденных;применение программно-целевого управления. Данная совокупность управленческих воспитательных действий будет, с нашей точки зрения, способствовать совершенствования воспитательного процесса в вечерней школе при исправительном учреждении.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 9. – Ст. 851. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 20 апр. 2015 г. №103-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015). Приказ Минюста РФ от 25 янв. 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Приказ Минюста РФ от 21 нояб. 2005 г. № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и ФСИН России от 22 февр. 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Белослудцев, В.И. Управление процессом воспитания в исправительных учреждениях: монография [Текст] / В. И. Белослудцев. – М.: Изд-во ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2011 - 214 с.Берталанфи, Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории [Текст] / Л. Берталанфи; под ред. В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина. – М., 1989. – 288 с.Бондаревская, Е.В.Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. –Ростов н/Дону, 2000. – 264 с.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования на современном этапе / Е.В. Бондаревская. –Ростов н/Дону, 2008. – 244 с.Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Монография [Текст] / С. А. Ветошкин. – Екатеринбург, 2004. – 360 с.Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осуждёнными[Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Гербеев. – Рязань: РВШ МВД, 1985. - 359 с.Горшкова, Н.А. Нарушение деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовно-правовое исследование: монография [Текст] / Н.А. Горшкова$ под ред. А. И. Чучаева. – М.: Проспект, 2013. – 152 с.Дубинин, Д.Ю. Формирование профессионально-педагогических умений сотрудников уголовно-исполнительной системы по организации воспитательной деятельности с осужденными [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/ Д.Ю. Дубинин, 2010. – 194 с.Егоршин, А.Л. Перспективы развития образования России в XXI в. [Текст] / А.Л. Егоршин // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 4. – С. 29 – 31.Зубарев, С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы [Текст] / С.М. Зубарев. – М., 2006. – 51 с.Кириллова, Т.В. Пенитенциарное образование: пилотные проекты и опыт взаимодействия с Русской православной церковью [Текст] / Т.В. Кириллова, О.В. Старикова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – C. 32 – 35.Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь [Текст] / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 352 с.Краевский, В.В. Повышение квалификации педагогических кадров [Текст] / В.В. Краевский // Педагогика. 1992. № 7-8. С. 55-58Кузнецов, М.И. Опыт пенитенциарной социальной работы в России [Текст] / М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2007. - 77 с.Литвишков, В. М. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций [Текст] / В.М. Литвишков, А. В. Митькина. - М.: МПСИ, 2004. - 400 с.Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Макаренко. - М.: Прогресс , 1990 - 462 с.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2011. – 797 с.Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения[Текст]. – М., 2013. – 39 с.Никитин. А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований [Текст] / А. Никитин // Преступление и наказание. – 2003. –№12. –С. 16-18.Педагогический терминологический словарь. Пенитенциарная педагогика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/2409/. – Загл. с экрана. – (дата просмотра: 30.10.2015)Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. –М.: Педагогика, 1982. – 225 с.Пищелко, A.B. Педагогические аспекты уголовного наказания [Текст] / А.В. Пищелко. – М.: Домодедово, 1991. – 209 с.Подласый, И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Юрайт, 2012. – 574 с.Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 6 на 2012-2015 г.г. [Текст]. – Новочеркасск: б.и.б 2011. – 56 с.Рудаковаб Е.М. Нормативно-правовые основы деятельности общеобразовательных учреждений[Текст]: учеб. пособие / Е.М. Рудакова. –Благовещенск: Амур. област. ИПК и ППК, 2008. – 60 с.Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики [Текст] / М. С. Рыбак. – Саратов: Изд-во «Сарат. гос акад. права», 2004. – 460 с.Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие [Текст] / под ред. проф. А.Н.Сухова. – М.: МПСИ, 2007. – 300 с.Сочивко, Д. В. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы[Текст]: учеб.-метод. пособие / Д. В. Сочивко, В. М. Литвишников. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006.- 319 с.Стурова, М.П. Пенитенциарная педагогика: курс лекций для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России [Текст] / М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева. – Рязань: Акад. ФСИН России, 2010 – 423 с.Уфимцева, Н.Ф. Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений как форма социально-педагогической реабилитации осужденных [Текст]: дис. ... канд-та пед. наук / Н.Ф. Уфимцева. – Екатеринбург., 2010. – 215 с.Ушатиков, А.И. Пенитенциарная психология [Текст]/ А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак. – Рязань: Академия права управления Минюста России, 2003. - 758 с.Философский энцеклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.Фомин, Н. С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осуждённых в процессе их ресоциализации [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Фомин. – М., 2005. – 355 с. Ханцева, Г. Г. Педагогическая система в пенитенциарном учреждении для женщин-преступниц [Текст] / Г. Г. Ханцева, Н. С. Зорина // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №3. – С. 168-170.Черепанов, Н.П. Управляемое самообразование муниципальных служащих как средство повышения квалификации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Черепанов. – Новокузнецк, 2009. – 205 с.Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: учебное пособие для юридических вузов [Текст] / Ю. В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2013. – 470 с. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография [Текст] / И.К. Шалаев. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 198 с.Шалаев, И. К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие [Текст] / И. К. Шалаев. – Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.- 344с. Шамсунов, С. Х. Современное состояние работы с кадрами и вопросы роста профессиональной культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] / С. Х. Шамсунов // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы сб. науч. тр. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - 235 с. Щепкина, Н.К. Теоретико-методологические основы диверсификации системы пенитенциарного образования [Текст]: дис. ... д- ра пед. наук: / Н.К. Щепкина. – Казань, 2012. – 380 с. Ялунин, В. У. Основные преобразования в Уголовно-исполнительной системе Минюста РФ [Текст] / В. У. Ялунин // Президент. Парламент. Правительство. – 2003. – С. 10-14.ПриложениеПрограмма учебного курса для сотрудников пенитенциарного учреждения «Программно-целевое управление педагогической системой пенитенциарного учрежденияНаименование модуляИзучаемые темыКоличество часовХарактеристика личности осужденных и причин преступного поведенияСтруктура преступностиЛекцииСамостоя-тельная работаСоциально-психологическая характеристика личности осужденных1Способы воздействия на мотивационную сферу личности осужденного21Мотивационный программно- целевой подход в организации психолого- педагогической работы с осужденнымиПонятийный аппарат 1Показания к использованию программно-целевого управления в обеспечении педагогической системы пенитенциарного учреждения22Научные основы программно-целевого управленияВзаимосвязь подструктур программно-целевого управления: дерево целей, исполняющая программа, управляющая программа3Построение дерева целей и разработка адекватных норм-образцов деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений и осужденных22Управляющая программа: общая структура и частные случаи в зависимости33Методы программно-целевого управления 2Технология формирования социально- психологического климата среди сотрудников пенитенциарного учреждения22Технологии оценки эффективности педагогической системыМетодика оценки роста профессионализма пенитенциарных сотрудников, как результата адекватного применения знания законов, методов и технологии программно-целевого управления 31Картограммирование в оценке эффективности педагогической системы пенитенциарного учреждения42Повышение эффективности управления педагогической работой с осужденнымиПовышение профессионализма своей деятельности в процессе самостоятельного решения проблем педагогической практики на основе законов программно-целевого управления32Самооценка роста профессионализма пенитенциарных сотрудников за счет овладения технологией программно-целевого управления22Итого часов3417


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ; от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 9. – Ст. 851.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 20 апр. 2015 г. №103-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
4. Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
5. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
6. Приказ Минюста РФ от 25 янв. 1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
7. Приказ Минюста РФ от 21 нояб. 2005 г. № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
8. Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и ФСИН России от 22 февр. 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
9. Белослудцев, В.И. Управление процессом воспитания в исправительных учреждениях: монография [Текст] / В. И. Белослудцев. – М.: Изд-во ФГОУ ВПО РГАЗУ, 2011 - 214 с.
10. Берталанфи, Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории [Текст] / Л. Берталанфи; под ред. В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина. – М., 1989. – 288 с.
11. Бондаревская, Е.В.Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. –Ростов н/Дону, 2000. – 264 с.
12. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования на современном этапе / Е.В. Бондаревская. –Ростов н/Дону, 2008. – 244 с.
13. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Монография [Текст] / С. А. Ветошкин. – Екатеринбург, 2004. – 360 с.
14. Гербеев, Ю.В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осуждёнными [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Гербеев. – Рязань: РВШ МВД, 1985. - 359 с.
15. Горшкова, Н.А. Нарушение деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовно-правовое исследование: монография [Текст] / Н.А. Горшкова$ под ред. А. И. Чучаева. – М.: Проспект, 2013. – 152 с.
16. Дубинин, Д.Ю. Формирование профессионально-педагогических умений сотрудников уголовно-исполнительной системы по организации воспитательной деятельности с осужденными [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Дубинин, 2010. – 194 с.
17. Егоршин, А.Л. Перспективы развития образования России в XXI в. [Текст] / А.Л. Егоршин // Университетское управление: практика и анализ. – 2008. – № 4. – С. 29 – 31.
18. Зубарев, С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы [Текст] / С.М. Зубарев. – М., 2006. – 51 с.
19. Кириллова, Т.В. Пенитенциарное образование: пилотные проекты и опыт взаимодействия с Русской православной церковью [Текст] / Т.В. Кириллова, О.В. Старикова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – C. 32 – 35.
20. Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. - (дата просмотра – 29.10.2015).
21. Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь [Текст] / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 352 с.
22. Краевский, В.В. Повышение квалификации педагогических кадров [Текст] / В.В. Краевский // Педагогика. 1992. № 7-8. С. 55-58
23. Кузнецов, М.И. Опыт пенитенциарной социальной работы в России [Текст] / М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2007. - 77 с.
24. Литвишков, В. М. Пенитенциарная педагогика. Курс лекций [Текст] / В.М. Литвишков, А. В. Митькина. - М.: МПСИ, 2004. - 400 с.
25. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Макаренко. - М.: Прогресс , 1990 - 462 с.
26. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2011. – 797 с.
27. Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения [Текст]. – М., 2013. – 39 с.
28. Никитин. А. Подготовка специалистов, научное обеспечение деятельности УИС - на уровень современных требований [Текст] / А. Никитин // Преступление и наказание. – 2003. – №12. – С. 16-18.
29. Педагогический терминологический словарь. Пенитенциарная педагогика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://pedagogical_ dictionary.academic.ru/2409/. – Загл. с экрана. – (дата просмотра: 30.10.2015)
30. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1982. – 225 с.
31. Пищелко, A.B. Педагогические аспекты уголовного наказания [Текст] / А.В. Пищелко. – М.: Домодедово, 1991. – 209 с.
32. Подласый, И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Юрайт, 2012. – 574 с.
33. Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 6 на 2012-2015 г.г. [Текст]. – Новочеркасск: б.и.б 2011. – 56 с.
34. Рудаковаб Е.М. Нормативно-правовые основы деятельности общеобразовательных учреждений [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Рудакова. –Благовещенск: Амур. област. ИПК и ППК, 2008. – 60 с.
35. Рыбак, М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики [Текст] / М. С. Рыбак. – Саратов: Изд-во «Сарат. гос акад. права», 2004. – 460 с.
36. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие [Текст] / под ред. проф. А.Н.Сухова. – М.: МПСИ, 2007. – 300 с.
37. Сочивко, Д. В. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической теории и практики в местах лишения свободы [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. В. Сочивко, В. М. Литвишников. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006.- 319 с.
38. Стурова, М.П. Пенитенциарная педагогика: курс лекций для курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России [Текст] / М. П. Стурова, Н. А. Тюгаева. – Рязань: Акад. ФСИН России, 2010 – 423 с.
39. Уфимцева, Н.Ф. Самодеятельные организации пенитенциарных учреждений как форма социально-педагогической реабилитации осужденных [Текст]: дис. ... канд-та пед. наук / Н.Ф. Уфимцева. – Екатеринбург., 2010. – 215 с.
40. Ушатиков, А.И. Пенитенциарная психология [Текст]/ А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак. – Рязань: Академия права управления Минюста России, 2003. - 758 с.
41. Философский энцеклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
42. Фомин, Н. С. Теория и методика социально-педагогической поддержки осуждённых в процессе их ресоциализации [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Фомин. – М., 2005. – 355 с.
43. Ханцева, Г. Г. Педагогическая система в пенитенциарном учреждении для женщин-преступниц [Текст] / Г. Г. Ханцева, Н. С. Зорина // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №3. – С. 168-170.
44. Черепанов, Н.П. Управляемое самообразование муниципальных служащих как средство повышения квалификации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Черепанов. – Новокузнецк, 2009. – 205 с.
45. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология: учебное пособие для юридических вузов [Текст] / Ю. В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2013. – 470 с.
46. Шалаев, И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография [Текст] / И.К. Шалаев. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 198 с.
47. Шалаев, И. К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие [Текст] / И. К. Шалаев. – Барнаул, БГПУ: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2007.- 344 с.
48. Шамсунов, С. Х. Современное состояние работы с кадрами и вопросы роста профессиональной культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] / С. Х. Шамсунов // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы сб. науч. тр. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. - 235 с.
49. Щепкина, Н.К. Теоретико-методологические основы диверсификации системы пенитенциарного образования [Текст]: дис. ... д- ра пед. наук: / Н.К. Щепкина. – Казань, 2012. – 380 с.
50. Ялунин, В. У. Основные преобразования в Уголовно-исполнительной системе Минюста РФ [Текст] / В. У. Ялунин // Президент. Парламент. Правительство. – 2003. – С. 10-14.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет управление воспитательной деятельностью в общеобразовательном учреждении пенитенциарной системы?

Управление воспитательной деятельностью в общеобразовательном учреждении пенитенциарной системы имеет ряд особенностей, таких как специфичная социальная среда, наличие осужденных и административного персонала, необходимость обеспечения безопасности и контроля, а также особые требования к организации образования и воспитания осужденных.

Как можно охарактеризовать педагогическую и воспитательную деятельность в пенитенциарном учреждении?

Педагогическая и воспитательная деятельность в пенитенциарном учреждении имеет свои особенности. Она направлена не только на образование осужденных, но и на их реабилитацию, социализацию и восстановление нарушенных навыков общения и поведения. В работе с осужденными важно учитывать их индивидуальные особенности, уровень образования, психологические и социальные проблемы.

Какие организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение существуют для образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении?

Для образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении созданы определенные организационно-административные условия, такие как наличие специальных образовательных программ, методических указаний и материалов, обученный педагогический и психологический персонал, а также развитая инфраструктура для проведения учебных занятий. Все это подкрепляется нормативно-правовым обеспечением, включающим законы, постановления и инструкции по организации образования и воспитания в пенитенциарных учреждениях.

Какие особенности управления воспитательной деятельностью имеются в общеобразовательном учреждении пенитенциарной системы?

Особенности управления воспитательной деятельностью в таких учреждениях связаны с особыми условиями и целями, которые ставят перед обучаемыми. Например, воспитательная деятельность направлена на формирование позитивной жизненной позиции, социально-адаптационных навыков и профессиональной подготовки осужденных.

Чем отличается педагогическая и воспитательная деятельность в пенитенциарном учреждении?

Педагогическая деятельность в пенитенциарном учреждении направлена на обучение и освоение общеобразовательной программы, в то время как воспитательная деятельность ориентирована на развитие социально-психологических навыков, реабилитацию и ресоциализацию осужденных.

Какие организационно-административные условия существуют для образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении?

Для образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении необходимы специально оборудованные классы, библиотеки, спортивные площадки и другие помещения. Также требуется наличие квалифицированных педагогических кадров, административной поддержки и соответствующей материально-технической базы.

Какое нормативно-правовое обеспечение имеется для образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении?

Для образования и воспитания осужденных в пенитенциарном учреждении существуют ряд нормативных актов, включая законы и постановления, которые регулируют процесс образования и воспитания в заключении. Например, это может включать требования к содержанию учебных программ, правила внутреннего распорядка и самоорганизации обучающихся.

Какие цели ставят перед воспитательной деятельностью в пенитенциарном учреждении?

Воспитательная деятельность в пенитенциарном учреждении направлена на реабилитацию и ресоциализацию осужденных, а также на формирование позитивной жизненной позиции, социально-адаптационных навыков и профессиональной подготовки. Целью такой деятельности является помочь осужденным успешно интегрироваться в общество после освобождения.