Профилактика наркотической зависимости в образовательной среде на примере Академии ФСИН России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 2020 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 06.12.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости курсантов в образовательной среде ВУЗа 5
1.1. Анализ научных подходов к проблеме наркотической зависимости личности 5
1.2. Исследование профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии 13
Вывод по первой главе 19
Список литературы 20
Фрагмент для ознакомления

Прежде всего, необходимо развивать у молодежи умение распознавать межличностные и массовые формы агитации, а также умение сопротивляться им. Необходимо четкое развитие представления о воздействии наркотиков на здоровье. Следует развивать твердость, умение решать проблемы, принимать решения, выражать недовольство, сообщать о своих потребностях. Обучать самосознанию и самоуважению, сохраняя оптимистический настрой, объяснять, как решать проблемы и общаться с людьми и, конечно, обучатьискусству справляться с беспокойством инервозностьюбез использования наркотиков.Конечно, невозможно полностью защитить других от всех тревог и дурных влияний, лучше с определенным тактом и чуткостью наставлять молодых людей, никогда не забывая, что каждый человек индивидуален и неповторим. Проявляя доброту и любовь, можно сделать многое для того, чтобы человек чувствовал себя уверенно и защищенно. Правильным воспитанием можно приглушить предрасположенность к употреблению наркотических веществ.В процессе воспитания каждый молодой человек должен четко уяснить, что существует свобода воли, что она дарована человеку природой и он волен поступать хорошо, или не очень хорошо, или волен не поступать плохо. В конечном счете, ответственность за свое здоровье несет каждый из нас[21].Всемирная Организация Здравоохранения выделила несколько видов ее профилактики:первичная (отвечает за предупреждение употребления наркотиков);вторичная (работа с лицами, употребляющими наркотические вещества: их выявление, лечение, наблюдение, контроль над возникновением рецидивов);третичная (направлена на социально-трудовую терапию и медицинскую реабилитацию наркозависимых).Непосредственно профилактика наркомании, как она понимается и трактуется обществом, заключена, согласно классификации ВОЗ, в ее первичном виде. Данная форма включает в себя такие формы воздействия, как:воспитательная работа среди молодежи;санитарно-гигиеническое воспитание общества;общественная борьба с потреблением и распространением наркотиков;административно-законодательные меры.Важным аспектом проведения профилактической работы является возможность определения потенциально склонных к наркомании личностей. Как правило, в такую группу входят лица с нестабильной психикой, сложным бунтарским и истеричным характером, эмоционально неустойчивые, с чувством пренебрежения к социальным нормам и моральным устоям, склонные к депрессивным состояниям. Неприятие и непонимание обществом таких личностей ведет к их отстраненности и, как следствие, поиском успокоения в наркотиках.Зачастую люди в организуются в группы «по интересам» со схожим мировоззрением, устоями, пониманием происходящего, принципами и поведением. Таким образом, выявить наркозависимого возможно по кругу его общения.Что касается санитарно-гигиенического аспекта предупреждения наркомании, то здесь не существует единого мнения: одни специалисты считают, что нужно проводить медицинскую пропаганду в учебных учреждениях на протяжении всего учебного года, другие голосуют за введение в учебную программу отдельно курса профилактики наркомании.Профилактика также подразумевает обучение преподавательского состава выявлению различных видов наркотического опьянения и формированию у студентов и учащихся резко негативного восприятия зависимости. Проведение просветительской работы с реальными медицинскими и социальными примерами последствий наркомании (летальные исходы, болезни, деградация личности и т.п.)[9].Таким образом, основным направлением по предупреждению и нейтрализации наркозависимости является профилактика, то есть система мер, направленных на устранение причин, способных вызвать асоциальное поведение несовершеннолетних, последующее осуществление процесса ресоциализации.Несмотря на большой объем проводимых работ и наличие огромной теоретической базы, профилактические меры по-прежнему не дают значительных результатов. На данный момент так и не определены биохимические механизмы формирования наркотической зависимости, поэтому психология, наркология и социология до сих пор не изобрели едино правильный и эффективный метод профилактики наркотической зависимости. Вывод по первой главеЗависимость (аддикция) – это неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от влияния как результата подобного воздействия. Главная цель аддикта – уход от реальности. Формирование аддиктивного поведения зависит от множества факторов: макро- и микро факторов, возраста, объекта аддикции, психофизических особенностей аддикта. Наркомания – это состояние хронического отравления организма, при котором человек испытывает непреодолимое влечение к наркотику. Причиной появления зависимости от наркотика часто становится какая либо стрессовая ситуация или проблема, уходя от которой, человек начинает искать способ отвлечься, находя его в безграничном потреблении наркотика. Проблема появления зависимости состоит не только в том, что они вредят здоровью, но и в том, что никакая зависимость не способна решить проблемы.При наркомании страдают, в первую очередь, ткани мозга, отвечающие за процесс самосознания человека. Самосознание наркоманов слабо интегрировано, слабо сформирован субъективный контроль, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе, сочетающаяся с неадекватно завышенным уровнем притязаний. При отказе от наркотиков наблюдается постепенная тенденция к улучшению этих показателей. Но асоциальность, конфликтность, сниженный контроль над своим поведением являются наиболее устойчивыми характеристиками личности наркологических больных.Основным направлением по предупреждению и нейтрализации наркозависимости является профилактика, то есть система мер, направленных на устранение причин, способных вызвать асоциальное поведение несовершеннолетних, последующее осуществление процесса ресоциализации. На данный момент так и не определены биохимические механизмы формирования наркотической зависимости, поэтому до сих пор не найден единый правильный и эффективный метод профилактики наркомании. Список литературыАктуальные исследования в области психолого-социальной работы: материалы заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 174с. - С. 101-106.Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний: материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции (Челябинск, 28 ноября 2014 г.) Под ред. Е. Н. Малининой, А. Х. Мингазова, Н. А. Бохана. – Челябинск: Изд-во ПИРС, 2014. – 192с.Битенский В.С. и др. Наркомании у подростков. – Киев: Здоровье, 1989. – 216с Бойко О. В. Охрана психического здоровья – М., 2004. – 211 с.Васильев В.Л. Юридическая психология.  5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер., 2005. — 655 с.Великанова Л.П. Избранные вопросы наркологии: Учебное пособие / Л.П. Великанова, А.П. Меснянкин, О.В. Каверина, Р.В. Бисалиев, М.А. Чернова / Под редакцией Л.П. Великановой. – Астрахань, 2005. – 365 с.Ганишина И.С. Анализ моделей профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии // Новаинфо. Психологические науки. – № 32. – 2015.Ганишина И.С., Жарких А.А. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. – № 4. – 2013. – С. 66-73.Григорец Ф. И. Наркотизация молодежи: характеристика, причины, профилак- тика (на материалах Приморского края): монография. Владивосток: Изд-во «48 часов» (ИП Ковальков А.Н.), 2012.Грязнов А. Н. Прогностическая модель терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией // Материалы Международного конгресса (Ярославль, 6–9 сентября 2007 г.). Ярославль, 2007. С. 180–185.Дереча Г.И. Психология зависимого развития личности и созависимостей / Г.И. Дереча, В.А. Дереча, В.В. Постнов. – Самара: СамГМУ, 2010. – С. 29-32.Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-e изд., перераб. - М.: НОРМА, 2006 - 640 с.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 204с.Котляров А.В. Другие наркотики, или HomoAddictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 480 с.Курек Н. С. Дефицитарные нарушения психической активности (Личность и болезнь): Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04: М., 1998. – 415 c. Личко A.E., Битенский В.С. - Подростковая наркология. – М.: Медицина, 1991. – 304с.Матасова И.Л.Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л.Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». – Том 2 / Под ред. В.П. Шорина. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. – Йошкар-Ола: Марево, 2002. – 240с.Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – 2-е издание. – М.: Флинта МПСИ, 2008. – 160 с.Минков Е.Г. О совокупности условий, необходимой и достаточной для формирования зависимости от психоактивных веществ. // Вопросы наркологии. – № 3. – 2000. – С. 51-60.Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики [// Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 53-59.Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков. – М.: Крипто-логос, 2012. – 146 с. Попов В.А. Наркоситуация в России как социально-педагогическая проблема // Педагогика. – № 3. – 2011. – C.45-49.Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. — М.: Издательство «Медицина», 2008. – 640с.Семенов С.Ю. Сравнительный анализ стилей защитно-совладающего поведения у лиц с аддиктивным и неаддиктивным поведением / С.Ю. Семенов. – М., 2012. – 24 с.Сидоров П.И. Наркологическаяпревентология. – М.: ГЕНИУС, 2005. 796 с.

Список литературы
1. Актуальные исследования в области психолого-социальной работы: материалы заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 174с. - С. 101-106.
2. Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактики аддиктивных состояний: материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции (Челябинск, 28 ноября 2014 г.) Под ред. Е. Н. Малининой, А. Х. Мингазова, Н. А. Бохана. – Челябинск: Изд-во ПИРС, 2014. – 192с.
3. Битенский В.С. и др. Наркомании у подростков. – Киев: Здоровье, 1989. – 216с
4. Бойко О. В. Охрана психического здоровья – М., 2004. – 211 с.
5. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер., 2005. — 655 с.
6. Великанова Л.П. Избранные вопросы наркологии: Учебное пособие / Л.П. Великанова, А.П. Меснянкин, О.В. Каверина, Р.В. Бисалиев, М.А. Чернова / Под редакцией Л.П. Великановой. – Астрахань, 2005. – 365 с.
7. Ганишина И.С. Анализ моделей профилактики наркотической зави-симости личности в отечественной и зарубежной психологии // Новаинфо. Психологические науки. – № 32. – 2015.
8. Ганишина И.С., Жарких А.А. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. – № 4. – 2013. – С. 66-73.
9. Григорец Ф. И. Наркотизация молодежи: характеристика, причины, профилак- тика (на материалах Приморского края): монография. Владивосток: Изд-во «48 часов» (ИП Ковальков А.Н.), 2012.
10. Грязнов А. Н. Прогностическая модель терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией // Материалы Международного конгресса (Ярославль, 6–9 сентября 2007 г.). Ярославль, 2007. С. 180–185.
11. Дереча Г.И. Психология зависимого развития личности и созависимостей / Г.И. Дереча, В.А. Дереча, В.В. Постнов. – Самара: СамГМУ, 2010. – С. 29-32.
12. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и соци-альной психологии: Учебник для вузов. - 2-e изд., перераб. - М.: НОРМА, 2006 - 640 с.
13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 204с.
14. Котляров А.В. Другие наркотики, или HomoAddictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 480 с.
15. Курек Н. С. Дефицитарные нарушения психической активности (Личность и болезнь): Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.04: М., 1998. – 415 c.
16. Личко A.E., Битенский В.С. - Подростковая наркология. – М.: Медицина, 1991. – 304с.
17. Матасова И.Л.Особенности формирования различных форм нехимических зависимостей / И.Л.Матасова // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований». – Том 2 / Под ред. В.П. Шорина. – Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011.
18. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. – Йошкар-Ола: Марево, 2002. – 240с.
19. Мехтиханова Н.Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – 2-е издание. – М.: Флинта МПСИ, 2008. – 160 с.
20. Минков Е.Г. О совокупности условий, необходимой и достаточной для формирования зависимости от психоактивных веществ. // Вопросы наркологии. – № 3. – 2000. – С. 51-60.
21. Осипова Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики [// Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 53-59.
22. Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профи-лактике антинаркотической зависимости подростков. – М.: Крипто-логос, 2012. – 146 с.
23. Попов В.А. Наркоситуация в России как социально-педагогическая проблема // Педагогика. – № 3. – 2011. – C.45-49.
24. Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. — М.: Издательство «Медицина», 2008. – 640с.
25. Семенов С.Ю. Сравнительный анализ стилей защитно-совладающего поведения у лиц с аддиктивным и неаддиктивным поведением / С.Ю. Семенов. – М., 2012. – 24 с.
26. Сидоров П.И. Наркологическаяпревентология. – М.: ГЕНИУС, 2005. 796 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретико-методологические основы используются в профилактике наркотической зависимости курсантов в образовательной среде?

В профилактике наркотической зависимости курсантов в образовательной среде используются такие теоретико-методологические основы, как анализ научных подходов к проблеме наркотической зависимости личности и исследование профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии.

Какие научные подходы анализируются в профилактике наркотической зависимости личности?

В профилактике наркотической зависимости личности анализируются различные научные подходы, такие как биологический, психологический, социальный и комплексный подходы. Каждый из них предлагает свои методы и инструменты для предотвращения наркотической зависимости.

Какое место занимает профилактика наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии?

Профилактика наркотической зависимости личности занимает значительное место в отечественной и зарубежной психологии. Она является одной из основных задач психологии как науки и находится под строгим вниманием исследователей и специалистов в данной области.

Какими методами проводится исследование профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии?

Исследование профилактики наркотической зависимости личности в отечественной и зарубежной психологии проводится с помощью различных методов, включая анкетирование, наблюдение, эксперименты и анализ статистических данных. Такие методы позволяют получить всестороннюю информацию о факторах, влияющих на развитие наркотической зависимости и эффективности предупреждения.

Какие теоретико-методологические основы используются в профилактике наркотической зависимости в образовательной среде ВУЗа?

Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости в образовательной среде ВУЗа включают в себя анализ научных подходов к проблеме наркотической зависимости личности и исследование профилактики наркотической зависимости в отечественной и зарубежной психологии.

Какие научные подходы анализируются в процессе профилактики наркотической зависимости личности в образовательной среде ВУЗа?

В процессе профилактики наркотической зависимости личности в образовательной среде ВУЗа анализируются различные научные подходы, например, психологический подход, социологический подход, психоаналитический подход и др. Они позволяют более глубоко понять причины и механизмы возникновения наркотической зависимости и разработать соответствующие профилактические меры.

Какие исследования проводятся в отечественной и зарубежной психологии для профилактики наркотической зависимости личности в образовательной среде ВУЗа?

В отечественной и зарубежной психологии проводятся различные исследования, например, изучение психологических факторов, влияющих на формирование наркотической зависимости, исследование эффективности различных программ профилактики, разработка новых методов и подходов к предотвращению наркотической зависимости и т.д.

Каковы выводы по первой главе статьи о профилактике наркотической зависимости в образовательной среде ВУЗа?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: необходимо развивать у молодежи устойчивую негативную позицию к наркотикам, использовать различные теоретико-методологические основы профилактики, проводить исследования в области психологии для более эффективной профилактики и т.д.

Какие теоретико-методологические основы используются для профилактики наркотической зависимости в образовательной среде ВУЗа?

Теоретико-методологические основы профилактики наркотической зависимости в образовательной среде ВУЗа основываются на анализе научных подходов к проблеме наркотической зависимости личности, а также на исследованиях профилактики наркотической зависимости в отечественной и зарубежной психологии.

Какие научные подходы используются для анализа проблемы наркотической зависимости личности?

Для анализа проблемы наркотической зависимости личности используются различные научные подходы, включая психологический, социологический, медицинский и философский подходы. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть проблему наркотической зависимости с разных сторон и разработать соответствующие профилактические меры.