Источники трудового права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Трудовое право
  • 2929 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 08.12.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Ведение 3
Глава 1 Понятие источников трудового права 5
Глава 2 История зарождения института источников трудового права 8
Глава 3 Особенности источников трудового права России 16
Глава 4 Классификация источников трудового права России 19
4.1 Источники трудового права федерального уровня 19
4.2 Источники трудового права субъектов 21
4.3 Локальные нормативные акты как источники трудового права 23
Глава 5 Нормы международного права как источники Российского трудового права 25
5.1 Место норм международного права в системе источников Российского трудового права 25
5.2 Применение международных норм в труде 26
Заключение 28
Список источников и литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Их полный перечень исчерпывающим образом также определить нельзя. Дело в том, что в силу требований ст.ст.1, 11 Гражданского процессуального кодекса отдельные нормы постановлений могут быть применены при регулировании по аналогии трудовых отношений. Этим обусловлено то, что такая норма материализуется в качестве источника трудового права. Постановления Правительства не могут ухудшать положения работников по сравнению с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, а также указами Президента.К этому же уровню источников трудового права относятся и нормативные правовые акты Минтруда, обязательные для исполнения. Они не должны ущемлять права работников, которые перечислены в вышестоящих источников.Источниками трудового права также будут обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля осуществляющих соответствующий контроль за соблюдением правил охраны труда, и, в частности, Госсанэпидемнадзор, Госатомнадзор, Госгортехнадзор.Федеральными министерствами также издаются нормативные акты, носящие отраслевой и межотраслевой характер, которые направлены на регулирование трудовых отношений. Они также не должны ущемлять тех прав работников, которые перечислены в вышестоящем законодательстве.4.2 Источники трудового права субъектов К числу источников трудового права, наряду с выше рассмотренными федеральными актами государственной власти и органов государственного управления, относятся акты органов власти и управления субъектов РФ. Они имеют ограниченную сферу действия и ограничены рамками отдельного субъекта Российской Федерации. Кроме того, они не могут противоречить действующему федеральному законодательству, регулирующему отношения в данной сфере.Действие данных нормативно-правовых актов базируется на конституциях или уставах субъектов Федерации, которые, соответственно, на их территории имеют высшую юридическую силу. Нормой ст.72 Конституции РФ установлено, то трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерациии субъектов в нее входящих. В силу этого субъекты Федерации, в пределах полномочий, имеющихся у них, вправе осуществлять собственное регулирование тех отношений, которые входят в предмет трудового права. Стоит отметить, что разграничение полномочий в области регламентации отношений в сфере труда проводится не только на основании ст.6 Трудового кодекса РФ, но также и на основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что в случае отсутствия федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование вопросов, в т.ч. и отнесенные ст.6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти. Вместе с тем, в случае издания федерального закона или иного нормативного правового акта субъекты Федерации свое законодательство обязаны привести в соответствии с ним.В том случае, если нормативный правовой акт субъекта Федерации противоречит действующему Трудовому кодексу РФ или иным федеральным законам применяется Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон. Аналогичным образом регулирование осуществляется и в том случае, если нормативный правовой акт снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам.Регламентация трудовых отношений субъектами Федерации осуществляется путем издания законов и подзаконных актов. Естественно, что такие подзаконные акты не могут противоречить нормам законов, которые перед ними имеют приоритет. Содержание как закона, так и подзаконного акта субъекта Федерации должно соответствовать федеральному законодательству.4.3 Локальные нормативные акты как источники трудового права Данная разновидность источников, как правило, связана с социально-партнерской нормотворческой деятельностью, которая осуществляется непосредственно в организации между наемными работниками и работодателем.Переход к рыночным экономическим отношениям соглашения по охране труда, коллективный договор и другие акты совместного нормотворчества стали приобретать ведущее значение не только в количественном, но и в качественном (содержательном) отношениях. К категории локальных нормативных актов также относятся и приказы администрации организаций, которые приняты в пределах компетенции.Локальные акты принято относить к категории подзаконных источников, которые стоят на низшем уровне иерархии нормативно-правовых актов в области регулирования трудовых отношений. Для них характерна ограниченная сфера действия (пределы конкретной организации) и они не должны противоречить как законам, так и подзаконным актам в области регулирования трудовых отношений.Действующим трудовым законодательством детально регламентируется как порядок разработки, так и принятия локальных актов. В особенности это касается коллективных договоров, которые, в рамках конкретной организации становится своеобразным кодексом. Глава 5 Нормы международного права как источники Российского трудового права  5.1 Место норм международного права в системе источников Российского трудового права  С позиции формально приданной Конституцией РФ юридической силы, второе место после самой Конституции, занимают отдельные нормы и акты международного характера. Данное положение в полной мере распространяется и на нормы регламентирующие сферу труда.В последние десятилетия Российской Федерацией предпринимаются самые активные усилия, направленные на то, чтобы Россия превратилась в равноправного члена мирового сообщества, делая реальные шаги от перехода от формального участия в нем к фактическому. В качестве одного из важнейших направлений деятельности в указанной сфере является регулирование основной сферы человеческой деятельности – труда. Российская Федерация, несмотря на все события последнего времени и введенных санкций, является действующим субъектом международно-правового регулирования вообще, и, регулирования в области труда, в частности.Что касается международно-правового регулирования труда, то собой оно представляет регламентирование вопросов связанных с применением наемного труда с помощью международных договоров (соглашений) государств (носящие характер многосторонних и двусторонних договоров) и других средств международно-правового характера, направленные на улучшение условий труда, его охраной, защитой коллективных и индивидуальных интересов работников.В постановлении Пленума Верховного Суда №8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» судам предписывается в случаях вступления законодательства РФ с нормами международно-правовой регламентации руководствоваться последними. Можно с полной уверенностью говорить о том, что суды, в названном Постановлении нацелены на применение таких международных норм как Всеобщая декларации прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,Международный пакт о гражданских и политических правах, а также других норм, регламентирующих правоотношения в данной сфере.5.2 Применение международных норм в труде  Вперечисленных выше актах международно-правового характера (Всеобщая декларации прав человека,Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и др.) имеются нормы, применяемые к регулированию отношений, которые составляют предмет трудового права. Анализ названных актов позволяет говорить о том, что они содержат определение права на труд, исчезнувшее из отечественного законодательства. Именно этим обусловлено то, что отечественные правоприменители вынуждены руководствоваться данным определением используя международные акты.Ввиду относительно небольшого объема работы, рассмотрим лишь основные нормы, регламентирующие вопросы труда, данные в вышеназванных международно-правовых актах.Нормой ст.23 Всеобщей декларации прав человека закрепляются:право на труд, на свободный выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них. Данная норма, в части, устанавливающей более льготный режим труда по сравнению с российским законодательством, должна применяться при регулировании отношений в сфере труда. Декларация содержит и другие нормы в сфере труда, напр., ст.24, закрепляющая право на отдых и досуг. В каждом из названных международных актов содержатся нормы регулирующие отношения, входящие в предмет трудового права, напр., ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах. В данной статье провозглашено, в частности, право на свободу ассоциации, и как следствие, на создание профсоюзов, а также вступление в таковые с целью защиты своих интересов. К числу источников международно-правового характера относятся также конвенции Международной организации труда (МОТ). Несомненно, что Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 г. является источником трудового права. Декларация закрепляет ряд следующих принципов регламентации отношений в трудовой сфере: свобода объединения; признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение обязательного труда и всех форм принудительного труда; запрет детского труда; недопустимость дискриминации в труде.Можно сделать вывод, что общепризнанные нормы и принципы международного права, таким образом, являются источником российского трудового права, наполняя его международными стандартами.Заключение Итак, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.Во все временна источники права были и остаются предметом самого пристального внимания ученых как в области теории права, так и семейного права. Сам процесс изучения источников права теснейшим образом связано с обеспечением прав и свобод человека, утверждением принципов правового государства. Проблематика источников права в отечественном правоведении не нова. Издавна, как впрочем, и в настоящее время, источники права были и остаются предметом самого пристального внимания не только в теории общего права, но и в отраслевых научных дисциплинах. Интерес к вопросам, связанным с источниками права особенно возрос после 90-х гг. прошлого столетия, когда в России стало формироваться новое, современное права. В развитии федеративного государства в России многие проблемы возникли в 90-е гг. прошлого столетия, вследствие нарушения установленной иерархии источников права. Именно этот фактор явился причиной ослабления в те годы государственности в России. Зачастую, региональное законодательство просто противоречило законодательству федеральному.Источники права выступают как обстоятельства, питающие появление и действие права; являются формой выражения, объективации нормативной государственной воли; а внешняя форма права определяется как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. Список источников и литературыНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации. Норма-М., 2014.Трудовой кодекс Российской Федерации. Норма-М., М. 2015.Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 88-ФЗ «О ратификации конвенции МОТ № 179 о найме и труде»// Собрание законодательства РФ. 27 сентября 2004 г. № 39. Ст. 3834.Специальная и научная литератураКолобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. Юстицинформ. 2011. 618 с. Смоленский М.Б., Трудовое право Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2012 г. 384 с.Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. М.: Юрайт, 2011 г. 544 с.Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право. М.: Проспект, 2011 г. 212 с.Семенихин В.В., Трудовой договор и трудовые отношения. М: Синергия, 2012 г. 576 с.Тихомиров М.Ю., Трудовой договор. // Практическое пособие для работодателей и работников. СПб.: Издание Тихомирова М.Ю. 2010 г. 262 с.Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М.: Юристъ. 2010. 428 с.Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова, 4-е изд., перер. и доп. Норма-М. М., 2011. 656 с.


I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Норма-М., 2014.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Норма-М., М. 2015.
3. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 88-ФЗ «О ратификации конвенции МОТ № 179 о найме и труде»// Собрание законодательства РФ. 27 сентября 2004 г. № 39. Ст. 3834.
II. Специальная и научная литература
4. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. Юстицинформ. 2011. 618 с.
5. Смоленский М.Б., Трудовое право Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2012 г. 384 с.
6. Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. М.: Юрайт, 2011 г. 544 с.
7. Лютов Н.Л., Морозов П.Е. Международное трудовое право. М.: Проспект, 2011 г. 212 с.
8. Семенихин В.В., Трудовой договор и трудовые отношения. М: Синергия, 2012 г. 576 с.
9. Тихомиров М.Ю., Трудовой договор. // Практическое пособие для работодателей и работников. СПб.: Издание Тихомирова М.Ю. 2010 г. 262 с.
10. Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебное пособие. М.: Юристъ. 2010. 428 с.
11. Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова, 4-е изд., перер. и доп. Норма-М. М., 2011. 656 с.

Вопрос-ответ:

Какие бывают источники трудового права в России?

В России источниками трудового права являются законы, подзаконные акты, международные договоры, коллективные договоры, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка, локальные нормативные акты и судебная практика.

Какова история зарождения института источников трудового права?

Институт источников трудового права возник в связи с развитием рабочего класса и набором правовых норм, регулирующих отношения между работниками и работодателями. Одним из первых источников трудового права стало законодательство, принятое в многих странах в XIX веке для установления минимальных гарантий работникам.

Какие особенности источников трудового права в России?

Особенности источников трудового права в России заключаются в том, что они регулируют трудовые отношения на федеральном, региональном и локальном уровнях. Также источниками трудового права являются как нормы российского законодательства, так и нормы международного права, которые были приняты и ратифицированы Россией.

Какие источники трудового права существуют на федеральном уровне?

Источниками трудового права на федеральном уровне являются федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой и Советом Федерации и подписываются Президентом Российской Федерации. Это важные нормативно-правовые акты, которые регулируют различные стороны трудовых отношений.

Как локальные нормативные акты могут быть источниками трудового права?

Локальные нормативные акты, такие как правила внутреннего трудового распорядка или положения о коллективном договоре, могут быть источниками трудового права, если они устанавливают права и обязанности работников и работодателей. Эти акты разрабатываются и принимаются на предприятиях или в организациях и могут регулировать конкретные трудовые отношения.

Какие источники трудового права существуют в России?

В России существуют несколько источников трудового права, таких как федеральные законы, нормативные акты субъектов Российской Федерации и локальные нормативные акты.

Что такое локальные нормативные акты в контексте трудового права?

Локальные нормативные акты - это нормативные документы, принимаемые работодателями и их представительными органами для регулирования трудовых отношений в конкретной организации или предприятии.

Какие источники трудового права являются источниками федерального уровня?

Источниками трудового права федерального уровня являются федеральные законы, которые устанавливают общие правила и положения в области трудовых отношений в России.