Экономико-правовая безопасность в сфере управления закупками продукции и размещения заказов на примере ГК

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономическое право
  • 103103 страницы
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 05.03.2016
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов 6
1.1 Экономическая безопасность в сфере управления закупками и размещения заказов: понятие, сущность 6
1.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов 17
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов 23
2 Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов (на примере ГК «Юнит») 34
2.1 Анализ основных экономических показателей деятельности в сфере управления закупками и размещения заказов ГК «Юнит» 34
2.2 Оценка современного уровня экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов ГК «Юнит» 50
2.3 Направления укрепления экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов ГК «Юнит» 62
3 Правовой режим обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов 74
3.1 Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов коммерческой организации 74
3.2 Проблемы правового обеспечения экономической безопасности коммерческих организаций в сфере управления закупками и размещения заказов 79
3.3 Пути правового обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов (на примере ГК «Юнит») 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 97

Фрагмент для ознакомления

Грамотное определение складских запасов, оценочно позволит сократить кредиторскую задолженность на 25% к 2015 году, увеличить выручку от продаж на 25%. Экономическим следствием реализации подобной политики станет рост денежных средств и чистой прибыли на 30%.3 Правовой режим обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов3.1 Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов коммерческой организацииЭкономическая безопасность предприятия – это такое состояние хозяйствующего субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств и обеспечивает достижение целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска.Такое понимание экономической безопасности предприятия позволяет показать, что хозяйствующий субъект находится в ситуации неопределенности, непредсказуемости, изменения как внутренних условий хозяйствования, так и внешних: политических, макроэкономических, экологических, правовых. Предприятие принимает рисковые решения в условиях жесткой конкуренции, добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих или прогнозируемых опасностей или угроз, что способствует достижению целей бизнеса. В рыночной экономике производственные единицы обладают полной экономической самостоятельностью. Они сами определяют свою экономическую политику, формируют портфель заказов, организуют производство и сбыт продукции, полностью отвечают за результаты хозяйственной деятельности. Все это, несомненно, актуализирует проблему обеспечения экономической безопасности бизнес-процессов предприятия.В связи с этим очевидно, что обеспечение экономической безопасности деятельности требует, чтобы на предприятии была создана собственная система безопасности как элемент системы внутреннего контроля. При этом система внутреннего контроля, которая будет способствовать повышению экономической безопасности бизнес-процессов предприятия (в том числе в сфере закупок и размещения заказов) должна быть сформирована в соответствии со следующими принципами:1) уникальность - система внутреннего контроля предприятия не может быть шаблонной. Она должна быть уникальной для каждого предприятия, так как зависит от уровня развития и структуры производственного потенциала, эффективности его использования и направленности деятельности, качественного состояния персонала, производственной дисциплины, рискованности производства и т.д.2) самостоятельность - система внутреннего контроля предприятия является самостоятельной, обособленной от аналогичных систем других производственных единиц; 3) комплексность - система внутреннего контроля призвана обеспечить безопасность экономическую, научно-техническую, кадровую, интеллектуальную, экологическую, информационную, физическую, техногенную, пожарную и т.д. Значит, в ее составе должны быть соответствующие элементы, органы, силы, средства и проч.Правовую основу обеспечения безопасности бизнес-процессов предприятия (в том числе в сфере закупок) составляют следующие нормативно-правовые акты:1 уровень - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, 2 уровень - Конституция Российской Федерации,- Гражданский Кодекс РФ (часть I - закон № 51-ФЗ от 30.11.1994, часть II – закон № 14-ФЗ от 26.01.1996, часть III – закон № 146-ФЗ от 26.11.2001, часть IV – закон № 230-ФЗ от 18.12.2006);- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015);- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015)3 уровень - федеральные законы, в числе которых:- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О противодействии коррупции»,- Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции»,- Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;4 уровень - подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации, в числе которых:- Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 266 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы», - Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных 8 ноября 2013 года;5 уровень - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.При заключении крупных сделок организациями давно и успешно применяется тендерная система. Тендер, по сути, является конкурентной формой отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ. Базируется такой отбор на принципах состязательности, справедливости и эффективности.В действующих российских правовых актах термин «тендер» и его различные производные (тендерная документация, тендерная комиссия) не определены, вместо него используются такие понятия как «конкурс» и «аукцион». В рамках конкурса предложения поставщиков отбираются по критериям и условиям, на аукционах – по цене. Так или иначе, все это конкурентные формы отбора предложений, которые регулируются нормативно 223-ФЗ и 44-ФЗ.Учитывая, что экономическая безопасность как элемент внутреннего контроля за деятельностью предприятия должна учитывать специфику структуры бизнес-процессов и принципы их организации, для подготовки регламента системы экономической безопасности необходимо провести анализ производственной, управленческой структуры, стратегии развития предприятия, его финансового положения.Для наиболее эффективного управления работой организации необходимо иметь достаточную информацию о положении дел и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель организации и другие ответственные лица должны постоянно иметь достоверную информацию. Возникает необходимость управления организацией таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную взаимосвязь между различными служащими для их более четко взаимодействия.Правовой основой экономической безопасности закупок и размещения заказов предприятия осуществляется также в соответствии с внутренними документами, к которым можно отнести следующие: - Положение о внутреннем контроле (в том числе в структурных подразделениях хозяйствующего субъекта),- Кодекс корпоративной этики (Code of Ethics),- Политика принятия и дарения подарков (Giftpolicy),- Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowingpolicy),- Политика о взяточничестве и коррупции (FinancialCrime / FraudPrevention),- Политика по противодействию легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,- Политика о конфиденциальности данных, - Политика о конфликте интересов (Политика «китайских стен»),- должностные инструкции сотрудников, определяющие функциональные обязанности специалистов отделов организаций в части осуществления экономической безопасности. Основная цель внутреннего контроля в сфере закупок и размещения заказов - непрерывный мониторинг финансовой и экономической эффективности, снабжения и сбыта, производственной деятельности, для целей обеспечения сохранности денежных средств и имущества, ликвидации причин и условий, которые приводят к бесхозяйственности и растрате.Это способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному управлению и достижению этой цели. Внутренний контроль помогает оптимизировать деятельность хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений, позволяет установить, что службы и отделы организации, а также направление их деятельности не способствуют (или наоборот – способствуют) достижению поставленных целей и повышению производительности.Качественное управление в части осуществления контроля закупочной деятельности компании достигается за счет эффективного взаимодействия нескольких сторон: совета директоров и ревизионной комиссии как представителей собственников, высшего исполнительного руководства, внешнего аудитора и внутреннего аудитора.3.2 Проблемы правового обеспечения экономической безопасности коммерческих организаций в сфере управления закупками и размещения заказовОпасностью для предприятия может стать не столько прямая угроза, но и неопределенность внешней среды, которая не дает возможности предприятию вовремя мобилизовать свои силы для резкого негативного удара извне – или, в обратном случае, открыться при наступлении благоприятного события.Обеспечение экономической безопасности процесса закупок и размещения заказов в российских компаниях должно представлять собой непрерывный, целенаправленный процесс требующий:- систематического прогнозирования возможных угроз (как внешних, так и внутренних);- обоснования и реализации эффективных форм и методов создания, совершенствования и развития системы экономической безопасности закупочной деятельности;- непрерывного контроля и управления системой;- комплексного, эффективного использования имеющихся средств защиты всех элементов бизнес-процессов закупки товаров или услуг, а также размещения заказов;- соответствующего требованиям уровня профессиональной подготовки персонала промышленных предприятий.Наибольшая эффективность действующей системы обеспечения экономической безопасности закупочной деятельности и в первую очередь безопасности соответствующих финансовых ресурсов может быть достигнута при условии объединения в единый комплекс средств, методов и средств, которые в совокупности в состоянии обеспечить безопасность, сохранить и эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.Именно обеспечение эффективного функционирования подобной системы, формирование правовых основ ее деятельности, является основной проблемной зоной современных российских предприятий.В частности, решению данной проблемы будет способствовать создание службы внутреннего контроля.К функциям службы внутреннего контроля можно отнести следующие:- выявление регуляторного риска;- мониторинг регуляторного риска, включая анализ новых товаров и услуг и методов их реализации на предмет регуляторного риска;- участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском;- выявление конфликта интересов в деятельности организации и ее служащих;- анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения прав клиентов;- анализ экономической целесообразности аутсорсинга направлений деятельности компании;- участие в разработке внутренних документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции;- участие в разработке внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики.Как правило, главным документом является Кодекс корпоративного поведения, регламентирующий нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, поставщиками, надзорными органами и прочими третьими лицами, с которыми сталкивается тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей, и распространяется на такие системы принципы бизнеса как целостность бизнеса, активы компании и пр.В целом служба внутреннего контроля, действующая с целью повышения экономической безопасности закупочной деятельности, предполагает следование следующим принципам:1) Нетерпимость к коррупции в любых проявлениях. Недопустимы любые проявления коррупционных действий в ходе осуществления закупочной и любой иной деятельности. Нетерпимость к коррупции означает строгий запрет для любых лиц, действующих от имени компании или в ее интересах, прямо или косвенно, лично или через какое-либо посредничество участвовать в коррупционных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса.2) Безусловность соблюдения. Требования применяемого законодательства и внутренних нормативных документов должны безусловно и неукоснительно соблюдаться всеми работниками компании, вне зависимости от занимаемой ими должности, срока работы, статуса и иных взаимоотношений с компанией.3) Неотвратимость наказания. С целью реализации данного принципа необходимо прикладывать все возможные разумные и законные усилия для быстрого и неотвратимого привлечения к ответственности за коррупционные действия и иные нарушения требований международного, российского, а в случае осуществления деятельности за пределами Российской Федерации – применимого иностранного законодательства и внутренних нормативных и распорядительных документов в области комплаенс, вне зависимости от размера и формы таких нарушений. Компания оставляет за собой право придавать гласности информацию о лицах, привлеченных к ответственности за коррупционные действия в установленном порядке.4) Взаимоотношения с работниками. Работники должны разделять принципы компании, и безусловно соблюдать все требования действующего законодательства и внутренних нормативных и распорядительных документов компании. При этом должно гарантироваться, что никакие меры наказания не будут применены к работникам, отказавшимся совершить действие, которое в соответствии с законодательством может быть расценено как коррупционное действие, даже если в результате такого отказа компания не получила дополнительные материальные или нематериальные выгоды и/или понесла убытки, избежать которые было возможно исключительно с нарушением требований законодательства или внутренних нормативных документов компании. Считаются недопустимыми и ответные меры внутри компании к работникам, добросовестно сообщившим о предполагаемом факте коррупционных действий, совершенном другим работником или в отношении работника компании.5) Взаимоотношения с контрагентами. Предпочтение отдается сотрудничеству с деловыми партнерами, придерживающимися тех же ценностей. Необходимо проявлять должную осмотрительность при привлечении контрагентов, а также информировании о требованиях настоящей политики.6) Ведение бухгалтерского и управленческого учета.Все финансово-хозяйственные операции и сделки аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражаются в бухгалтерском учете, задокументированы и доступны для проверки в законодательно установленном порядке. Не допускается осуществление операций из сферы закупок товаров или услуг без отражения их в бухгалтерском учете, искажение или фальсификацию данных бухгалтерского, управленческого и иных видов учета или подтверждающих документов.7) Осуществление представительских расходов и подарков. Считается неприемлемым осуществление представительских расходов, дарение и получение подарков, если такие расходы или подарки оказывают прямое или косвенное воздействие на принятие публичными должностными лицами и/или лицами, связанными с государством или публичными органами, решений о предоставлении незаконных преимуществ.Осуществление представительских расходов и дарение деловых подарков допускается, только если они не противоречат нормам международного, российского, а в случае осуществления деятельности за пределами Российской Федерации – применимого иностранного законодательства и внутренним нормативным документам компании.Существует необходимость систематического управления рисками вовлечения в коррупционные схемы, возникающими в процессе закупочной деятельности, вне зависимости от размера потенциальных нарушений.3.3 Пути правового обеспечения экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов (на примере ГК «Юнит»)Управление закупками и размещение заказов ГК «Юнит» осуществляется согласно Регламенту по осуществлению закупок в ГК «Юнит». Указанный Регламент по осуществлению закупок определяет порядок осуществления закупок, работ и услуг для нужд ГК «Юнит», а также обязанности и ответственность сотрудников ГК «Юнит», задействованных в этом процессе. Действие настоящего Регламента распространяется на все закупки товаров, работ и услуг независимо от суммы, кроме:-сделок поглощения и слияния;-обязательных платежей (в т.ч. таможенные пошлины и сборы, налоги, различные виды платежей, вступительные взносы и плата за участие в ассоциациях, сборы за сертификацию и т.д.);-купли-продажи недвижимого имущества;-аренды недвижимого имущества;-купли-продажи ценных бумаг и валютных ценностей;-приобретения биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;-осуществления размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;-закупок в области военно-технического сотрудничества;-закупки товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;-осуществления отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».Всю работу по закупке ГК «Юнит» осуществляет отдел закупок. Все указанные ниже закупки полностью (включая выбор поставщика) осуществляются службами ГК «Юнит» независимо от суммы закупки:Аварийные закупки на сумму до 100 000 руб. включая налог на добавленную стоимость (если применяется) за одну позицию или совокупно единовременно за наличный расчет.Закупки услуг банковского счета и рассчетно-кассового обслуживания.Закупки услуг страхования.Закупки услуг по обслуживанию с использованием системы «Клиент-Банк».Закупки консультационных услуг по сопровождению совершаемых ГК «Юнит» сделок.Закупки иных услуг, связанных с финансовыми операциями и активами.Закупки информационных услуг по раскрытию информации.Закупки услуг нотариусов.Закупки услуг по предоставлению интересов в судах.Закупки услуг по ведению реестров владельцев ценных бумаг.Закупки иных юридических услуг.Закупки услуг по защите государственной тайны.Закупки услуг по технической инвентаризации объектов.Закупки услуг по внесению сведений в реестр объектов капитального строительства.Закупки услуг по изготовлению технических и кадастровых паспортов.Закупки услуг по ведению технического надзора.Закупки услуг охраны.Закупки услуг по сертификации/лицензировании служб ГК «Юнит».Принципы осуществления закупок в ГК «Юнит»:1) Профессиональные отношения с поставщиками. Уполномоченные лица ГК «Юнит» должны взаимодействовать с поставщиками исходя из принципов справедливости и профессиональной этики. Основной целью осуществления закупочных мероприятий является максимальный учет интересов ГК «Юнит». Выбор поставщика, предоставляющего работы/услуги должен основываться на тщательной и непредвзятой оценке, как минимум, таких критериев как: цена, условия оплаты, качество, опыт работы, срок поставки/оказания услуг/выполнения работ.2) Соблюдение федерального и регионального законодательства. Закупочные мероприятия ГК «Юнит» должны осуществляться в соответствии нормами федерального и регионального законодательства. 3) Надлежащее документирование процесса закупок. Все действия, предпринимаемые уполномоченными лицами ГК «Юнит», вовлеченными в процесс закупки, необходимо должным образом подтверждать документально и утверждать в соответствии с положениями Регламента по осуществлению закупок.Стандартный цикл закупки состоит из 6 последовательных этапов:Определение потребности в закупке.Включение закупки в бюджет расходов ГК «Юнит».Выбор и утверждение поставщика.Заключение договора с поставщиком.Контроль за исполнением договора.Контроль за эффективностью процесса закупок.Все службы ГК «Юнит» несут ответственность за точное планирование собственных потребностей. При определении потребностей, уполномоченные лица ГК «Юнит» должны максимально стандартизировать номенклатуру товаров.Планирование потребностей ГК «Юнит» осуществляется в два этапа:1 этап - годовое планирование (используется два раза в год при составлении бюджета расходов на следующий календарный год и корректировке бюджета расходов на второе полугодие календарного года);2 этап - текущее планирование (составление плана потребностей в рамках утвержденного бюджета расходов). Частота осуществления текущего планирования определяется руководителями служб ГК «Юнит» совместно с Руководителем отдела закупок ГК «Юнит».Годовой план закупок готовится и размещается на официальном сайте руководителем отдела закупок ГК «Юнит». Годовой план закупок должен быть утвержден уполномоченным лицом по закупкам ГК «Юнит». Договоры с поставщиками заключаются в соответствии с регламентом действующем в ГК «Юнит».Контроль за исполнением договора осуществляет:Отдел закупок по договорам на закупку ГК «Юнит»;Все службы ГК «Юнит» по договорам на оказание услуг и выполнение работ.Отдел закупок должен проводить регулярную оценку деятельности поставщиков по согласованным в ГК «Юнит» критериям.ГК «Юнит» путем закупки из одного источника без заполнения протокола и предварительного согласования договора на сумму менее 100000 руб. включая налог на добавленную стоимость (если применяется) за одну позицию или совокупно единовременно у одного поставщика.При осуществлении аварийной закупки за наличный расчет – договор не заключается. Аварийные закупки документируются до осуществления аварийной закупки следующим образом: - руководитель инициатора закупки, принявший решение о проведении аварийной закупки:-составляет заявку на закупку и утверждает ее согласно Регламентапо осуществлению закупок;-готовит служебную записку с обоснованием причин, согласовывает ее у управляющего директора ГК «Юнит» и утверждает ее через отдел закупок.Вся информация о проводимых закупках и сопутствующая документация, кроме документации, подлежащей рассылке потенциальным поставщикам и размещению на официальном сайте в соответствии Регламентом по осуществлению закупок, является конфиденциальной и не подлежит передаче третьим лицам без письменного разрешения уполномоченного лица ГК «Юнит».Все должностные лица, задействованные в процессе закупки, несут всю полноту ответственности за качество и своевременность исполнения функций по Регламенту по осуществлению закупок.Контроль соответствия процесса осуществления закупок требованиям, изложенным в настоящем Регламенте, обеспечивают руководители служб ГК «Юнит».Зарубежная практика знает ряд мер, способствующих снижению коррупционной составляющей в части осуществления закупочной деятельности, к числу которых можно отнести следующие.1. Внутреннее расследование.Любой инцидент в компании, связанный с мошенничеством, хищением материальных или денежных средств, подлогом документов, обманом, нарушением режима охраны объекта, утечкой конфиденциальной информации, разглашением коммерческой тайны и т.п. - это происшествие, требующее проведения внутреннего расследования. Материалы, дающие основание для этого, могут быть получены:- по результатам аудиторской проверки;- по результатам инвентаризации;- из официальных и неофициальных (анонимных) заявлений сотрудников;- на основе оперативной информации.Внутреннее расследование проводят сотрудники, имеющие соответствующие полномочия в организации. Цели проведения служебного расследования:- найти виновных в происшедшем;- выяснить причины возникновения;- оценить ущерб и найти способы его минимизации;- выработать предложения по предотвращению подобных случаев в будущем.Расследование обязательно проводится в соответствии с действующим законодательством и внутренними документами компании, регламентирующими эту сферу.Решение о целесообразности вовлечения правоохранительных органов в расследование инцидента принимает руководство компании. Это зависит от многих условий:- размеров нанесенного ущерба;- возможности предоставить для следствия убедительные доказательства совершения правонарушения;- принятой в компании политики в отношении наказаний;- возможности возмещения ущерба;- готовности компании предоставить в распоряжение правоохранительных органов конфиденциальную информацию.Таблица 26 – Алгоритм проведения внутреннего расследования в рамках внутреннего контроля за процессом закупокУяснить суть случившегосяпонять, что произошловыяснить причинывыяснить последствияопределить, какого рода информация может быть полезна и где ее можно найтиСобрать информацию, имеющую (или могущую иметь) отношение к происшедшим событиямсвидетельские показаниядокументыобъяснения участниковоперативные данныеПроанализировать имеющуюся информацию на предмет достоверностивыявить и проверить возникшие противоречиявыстроить логически непротиворечивую картину происшедшегоВынести мотивированное заключениена основе собранных данных определить виновникапредложить меры для предотвращения подобных случаев в дальнейшемЕсли нет необходимости (или возможности) отстранить проверяемых лиц от исполнения служебных обязанностей, нужно организовать тщательный постоянный контроль их деятельности (конечно, при этом важно не насторожить проверяемых сотрудников). При работе с материалами, относящимися к внутреннему расследованию, следует соблюдать осторожность - это строго конфиденциальная информация.2. Внутреннее расследование случаев мошенничестваПри проведении внутреннего расследования причастности к мошенничеству конкретных лиц (непосредственно совершивших правонарушение или ему способствовавших) рекомендуется работать по следующей схеме (таблица 27).Таблица 27 – Алгоритм проведения внутреннего расследования случаев мошенничества в рамках внутреннего контроля за процессом закупокИзучаются факты и обстоятельства совершения мошеннических действийгде, когда, при каких обстоятельствах сотрудник познакомился с мошенником (или с представителем компании, от имени которой произведены мошеннические действия)?какую цель при этом преследовал сотрудник?сколько раз проходили встречи, где, в какое время, как долго?Анализируются вызвавшие подозрение фактыпартнер предлагал невероятно выгодные условия сделкиотсутствовала лицензия на декларируемую деятельностьдоговор подписывался в спешке, нервозной обстановке, оказывалось психологическое давление, после подписания договора партнер уклонялся от встречисотруднику было обещано вознаграждение и пр.Изучаются лица, имеющие отношение к данным фактам; выявляются мотивы их действийдействовал ли мошенник один или в составе группы?принимали ли участие члены группы в мошеннической схеме или их использовали «втемную»?собираются данные о приметах мошенника, его занятиях, образе жизни, поведении (как представлялся, какие показывал документы, какие имена и названия компаний использовал)Анализируются способы и методы реализации преступных замысловполучение денежных, товарных кредитов по поддельным документамсоздание компаний - «однодневок»фиктивные операции с недвижимостью, завышение стоимости продукции/услуг, обман при продаже необеспеченных акций и суррогатов ценных бумаг и пр.Проводится сбор вещественных доказательств мошенничества и фиксация следов преступленияполучение оригиналов или копий документов, относящихся к делу (договора, счет-фактуры, накладные, данные о характере сделки, информация об имуществе, переданном/полученном мошенником)показания лиц, которые могут подтвердить обстоятельства совершения мошенничествапоказания свидетелей и участников правонарушенияУстановление размеров причиненного ущербарасчеты внутренних специалистов на основании бухгалтерских документовоценка внешних аудиторовПринятие мер по обнаружению похищенного имущества, денежных средств, документов, носителей конфиденциальной информации и по возмещению ущербавстречи с лицами, которые могут оказать помощь в расследованиивыезды в места предполагаемого хранения похищенногоВопрос об огласке сведений в отношении совершенного мошенничества, размере причиненного ущерба, причастных к нему лиц также решается с учетом особенностей конкретной компании (сфера деятельности, репутация на рынке, особенности корпоративной культуры, личное мнение руководителя/собственника и т. п.). Часто руководители стремятся скрыть от коллектива информацию о подобных случаях, опасаясь, что она может повредить репутации компании, но, как правило, «все» обо «всем» знают. В то же время разоблачение и наказание злоумышленников оказывает заметный эффект на сотрудников, поэтому принимать решение об огласке подобной информации нужно взвешенно и продуманно, оценив отдаленные последствия.Чтобы не допустить повторения случаев мошенничества, разрабатываются мероприятия по предупреждению подобных фактов в дальнейшем, которые подаются на рассмотрение руководству компании. Такие мероприятия, как правило, предусматривают:-организацию эффективного финансового и административного контроля;-совершенствование системы безопасности компании;-оздоровление кадровой политики;-обучение персонала распознаванию признаков мошенничества;-повышение профессиональной подготовки сотрудников ответственных за противодействие мошенничеству;-формирование лояльности работников к компании и соответствующей корпоративной культуры.Комплекс подобных мер позволяет в дальнейшем предупреждать случаи мошенничества или уменьшать возможный ущерб компании.3. Проверка контрагента (Duediligence).Проверка контрагента проводится для того, чтобы избежать потенциального риска финансовых потерь от неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств, а также для того, чтобы обезопасить организацию от возможных претензий налоговых и правоохранительных органов.Duediligence - обеспечение должной добросовестности, независимый сбор объективной информации и экспертная оценка сведений о продаваемом активе.Рассмотрению подвергаются все аспекты состояния компании и бизнеса. Процедура duediligence является обязательным предварительным этапом при:-слияниях и поглощениях,-покупке акций и долей предприятий,-приобретении недвижимого имущества,-учреждении новых партнерств,-предоставлении заемных средств,-целевом (в том числе и безвозмездном или спонсорском) финансировании,-других финансовых и коммерческих операциях, в большинстве своем обусловленных необходимостью предоставления покупателю (инвестору, кредитору спонсору и пр.) достоверной информации о предмете сделки, о финансируемом предприятии или проекте.Разновидностью данной политики является юридическийDueDiligence - проверка законности учредительных документов и формирования уставного капитала компании. Компанией осуществляется:- проверка законности схемы управления компанией,- оценка законности назначения и объема полномочий органов управления (ЕИО, совет директоров и т.п.),- проверка юридической «чистоты» прав на имущество приобретаемой компании, - оценка различных рисков оспаривания заключенных сделок (крупные сделки и сделки с заинтересованностью, отсутствие полномочий на подписание и т.п.),- юридическая проверка основных лицензий и рисков их отзыва или приостановления,- юридическая проверка принадлежащих компании объектов интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.п.) и рисков их оспаривания или отмены регистрации,- оценка перспектив одобрения сделки со стороны антимонопольных органов,- общая оценка эффективности системы договорной работы и контрактов с основными партнерами на предмет их юридической «чистоты» и выявление основных юридических рисков. В контексте повышения экономической безопасности закупочной деятельности ГК «Юнит» необходимо использовать апробированный опыт зарубежных компаний. Реализация политики DueDiligenceнаряду с соблюдением и мониторингом количественных показателей, отражающих качество бизнес-процессов закупок и размещения заказов, позволит повысить уровень экономической безопасности компании.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, проведя исследование на тему «Экономико-правовая безопасность в сфере управления закупками продукции и размещения заказов на примере ГК «Юнит», следует сделать следующие выводы.Традиционно экономическая безопасность рассматривается в экономической теории как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет способность поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.Если рассматривать процесс управления закупками в соответствии с экономической безопасностью страны, то необходимо отметить актуальность проблемы профессионализма заказчика. Управленческая компетентность является обязательной составляющей в структуре профессионализма заказчика. Экономическая безопасность – состояние экономики и готовность институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям, социально направленное развитие страны в целом. Профессиональное решение всех задач экономической безопасности - чрезвычайно важный аспект.Сущность понятия «экономическая безопасность» позволяет определить теоретические основы управления закупками как совокупности управленческих решений и управленческих мер, направленных на обеспечение требуемого уровня безопасности развития экономики страны в соответствии с качественной, эффективной закупочной деятельностью. Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации закупочной деятельности. Рациональное ее построение должно учитывать весь жизненный цикл производства и реализации продукции: от закупки, поставки материалов и сырья, складирования до реализации товаров. Изучение проблемы эффективного построения закупочной деятельности предприятия значительно расширяет возможности совершенствования снабжения с позиций рационального использования поставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и других составляющих.К традиционному перечню основных вопросов, решаемых в процессе снабжения (что закупить, сколько, на каких условиях и у кого), логистика добавляет свои вопросы: как системно увязать планирование закупочной деятельности внутри предприятия и взаимоотношения с поставщиками, закупки с производством и сбытом. Обозначенный круг вопросов определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.Эффективность управления закупками достигается в том случае, если предприятие хорошо осведомленно обо всех полученных заказах и всех выполненных поставках; о темпах использования закупленных материалов; о поставляемых количествах и циклах поставок; об именах поставщиков и ценах на их товары; о цикличности заказов и заказанных количествах; об изделиях, возвращенных заказчиками. На этом этапе организации закупочной деятельности необходимым становится соотнесение особенностей функционирования конкретного предприятия на конкретном рынке продукта и необходимости выполнения конкретных функций в области снабжения.Надежность поставщика представляет собой соответствие качества и объемов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца: доля просроченных поставок и отказов поставки; доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции; качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.Организация учета и контроля за оптовыми закупками – важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.Целью совершенствования закупочной деятельности предприятий является получение положительного эффекта при производстве продукции. В тоже время развитие теории организации современного производства требует постоянного совершенствования оценки его экономической эффективности.Эффективность работы службы закупок фирмы часто оценивается следующими показателями:-сокращение издержек на закупки в структуре общих логистических издержек;-допустимые уровни брака закупаемой продукции;-число ситуаций, когда нужного материального ресурса/готовой продукции не оказалось на складе, что повлекло сбои в графике производства или выполнения заказа клиента;-число изменений, внесенных в заказы по вине службы закупок (учет по каждой причине внесения изменений);-число полученных и обслуженных заявок;-доля транспортных издержек в структуре общих затрат на закупки и т.п.Неслаженность действий отделов, занятых на предприятии закупочной деятельностью, а это могут быть отделы логистики, закупок, маркетинга, может привести к необоснованному увеличению запасов (или даже неликвидам) или к дефициту, т.е. в любом случае – к существенным затратам.Порядок проведения закупочных процедур является базой, которая должна быть детализирована с учетом особенностей бизнеса и требований, предъявляемых к закупаемой продукции. Эффективность закупочной деятельности возможна при достижении баланса между сроками проведения закупочных процедур и созданием максимальной конкуренции в рамках осуществляемой процедуры.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СЗ РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - ст. 4571.О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения (вместе с «Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов»): Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 (ред. от 25.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 28. - ст. 4053.Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом: Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - ст. 6266.О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий»): Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (ред. от 02.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 46. - ст. 5947.Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 (ред. от 26.05.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30456) // Российская газета. - № 273. - 2013.О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - ст. 3105 // Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.Научная литература:«Настольная книга госзаказчика». 10-е издание. Под ред.: А.А. Храмкина, О.М. Воробьевой, А.Н. Евсташенкова (и др.) Под ред. А.А. Храмкина. М.: ИД «Юриспруденция», 2015 - 576 с.Алехин А.П. Сущность и основные элементы административно-правового статуса государственного промышленного предприятия / Вестник Московского университета. - 2012. - № 6 - С. 30-39.Андреева Л.В. Соотношение гражданского и бюджетного законодательства в регулировании государственных закупок / Сборник научно-практических статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом». - 2014. - № 7 - С. 134-137.Блок, М.Е. Закупки. Логистика [Текст] : методические материалы для учителя / М. Е. Блок ; Гл. упр. образования и молодежной политики Алтайского края, Алтайский краев.ин-т повышения квалификации работников образования Логистика. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012 - 41 с.Бузукова, Е.А. Закупки и поставщики [Текст] : курс управления ассортиментом в рознице : [16+] / Екатерина Бузукова ; под ред. С. Сысоевой. Москва [и др.]: Питер, 2015 – 414 с.Ванин В.В. Государственный контракт как правовая форма отношений по удовлетворению публичных нужд - 2012. - № 6 - С. 12-15.Гусева Т.А. Государственные (муниципальные) учреждения в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд / Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 1 (26) - С. 55-61.Дëгтев, Г.В. Государственные и корпоративные закупки как форма государственно-частного партнерства [Текст] : сборник научных статей / ГАОУ ВПО «Московский гор.ун-т упр. Правительства Москвы», Каф. упр. гос. и муниципальными закупками ; [редкол.: Дëгтев Г. В., Гладилина И. П.]. Москва: МГУУ Правительства Москвы: ЦОиНК, 2014 - 108 с.Иванов, П.Г. Конкурентные закупки и торги [Текст] : учебное наглядное пособие : (альбом схем) для студентов специальностей:030701ю65 «Международные отношения», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080107.65 «Налоги и налогообложение». Москва: МГУУ, 2011 – 93 с.Казанцев, Д.А. Закупочная деятельность в России: методология и нормативное регулирование [Текст] / Дмитрий Александрович Казанцев. Москва: Сам Полиграфист, 2015 - 335 с.Карпов В.А. Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд / Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал - 2014. - № 2 (134) - С. 26-28.Козлов Ю.М. Характер деятельности министерств в свете теории управления / Организация работы министерств в условиях экономической реформы / Отв. ред.: Лунев А.Е. - М.: Наука, 1972. - № 2 - С. 26-33.Кокоева Л.Т. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме: монография / Кокоева Л.Т. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014. - 124 c. Корпоративные закупки 2015 [Текст] = Corporateprocureme№t 2015 : практика применения Федерального закона № 223-Ф3 : III Всероссийская практическая конференция-семинар: сборник докладов / Ин-т гос. и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Ин-т госзакупок). Москва : Юриспруденция , 2015 - 253 с.Кузнецов, К. Конкурентные закупки :Торги, тендеры, конкурсы /К. В. Кузнецов. - СПб.: Питер,2014. - 368 с.Комплаенс в России: эффективные решения и практика построения системы комплаенс-контроля: материалы Междунар. конф. комплаенс-специалистов ICA (Москва, 4 мая 2012 г.). М., 2012. Колесникова Е.Н. Комплаенс-контроль – новый уровень обеспечения экономической безопасности предприятия. Электронный научный журнал Экономика. Бизнес. Банки. 2015, № 3 (12) июль-сентябрь, с. 3-6. Корпоративный комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности. Тимошкин А. В. Автореферат дисс., Москва, 2010. – 31 с.Лермонтов Ю.М. Коммерческая концессия: гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты / Административное право. - М.: Интел-Синтез, 2011. - № 2 - С. 57-62.Никольский Д.С. Законодательное регулирование отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / Актуальные проблемы российского законодательства: Сборник статей. Вып. 6 / Редкол.: Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. - Брянск: ООО ««Ладомир», 2014. - № 5 - С. 101-108.Никольский Д.С. Понятие и правовая природа отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / Евразийский юридический журнал. - М., 2014. - № 4 (59) - С. 120-122.Никольский Д.С. Предмет договора (контракта) на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / Актуальные проблемы российского законодательства: Сборник статей. Вып. 7 / Редкол.: Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. - М.: ВАКО, РГСУ, 2014. - № 9 - С. 86-90.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / Покровский И.А. - М.: Статут, 2013. - 351 c.Публичные закупки: проблемы правоприменения [Текст]: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ им. М. В. Ломоносова) / Юридический фак. Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, [Каф.предпринимательского права юридического фак. МГУ и др.]. Москва :Юстицинформ , 2013 - 249 с.Шевченко Л.И. О механизме договорного регулирования имущественных отношений / Коммерческое право. - М.: Зерцало, 2010. - № 2 (7) - С. 13-24.Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики №4 - 2012 г. - c. 45-49.Экономические, организационные и управленческие механизмы стимулирования новой индустриализации России [Текст] / Российская акад. наук, Ин-т экономики. Москва: Ин-т экономики РАН, 2014 - 251 с.Розовенко М.В. Дуализм правового регулирования поставки товаров для государственных нужд [Текст] / Государственная власть и местное самоуправление. № 4 - М.: Юрист, 2014. - c. 14-16.Интернет-сайты:Zakupki.gov.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.zakupki.gov.ru/.Культура комплаенс: материалы круглого стола (6 октября 2014 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iblfrussia.org/files/PwC6.pdf.Портал закупок [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.zakupki.ru/.Путин указал основные направления в борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iarex.ru/news/32079.html.Внутренняя документация предприятий и организаций:Внутренняя документация U№IT [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.unitgroup.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // СЗ РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.09.2015) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
6. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). - ст. 4571.
7. О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения (вместе с «Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов»): Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 № 606 (ред. от 25.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 28. - ст. 4053.
8. Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом: Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 48. - ст. 6266.
9. О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вместе с «Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий»): Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 (ред. от 02.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 46. - ст. 5947.
10. Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 (ред. от 26.05.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30456) // Российская газета. - № 273. - 2013.
11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - ст. 3105 // Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Научная литература:
12. «Настольная книга госзаказчика». 10-е издание. Под ред.: А.А. Храмкина, О.М. Воробьевой, А.Н. Евсташенкова (и др.) Под ред. А.А. Храмкина. М.: ИД «Юриспруденция», 2015 - 576 с.
13. Алехин А.П. Сущность и основные элементы административно-правового статуса государственного промышленного предприятия / Вестник Московского университета. - 2012. - № 6 - С. 30-39.
14. Андреева Л.В. Соотношение гражданского и бюджетного законодательства в регулировании государственных закупок / Сборник научно-практических статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом». - 2014. - № 7 - С. 134-137.
15. Блок, М.Е. Закупки. Логистика [Текст] : методические материалы для учителя / М. Е. Блок ; Гл. упр. образования и молодежной политики Алтайского края, Алтайский краев.ин-т повышения квалификации работников образования Логистика. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012 - 41 с.
16. Бузукова, Е.А. Закупки и поставщики [Текст] : курс управления ассортиментом в рознице : [16+] / Екатерина Бузукова ; под ред. С. Сысоевой. Москва [и др.]: Питер, 2015 – 414 с.
17. Ванин В.В. Государственный контракт как правовая форма отношений по удовлетворению публичных нужд - 2012. - № 6 - С. 12-15.
18. Гусева Т.А. Государственные (муниципальные) учреждения в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд / Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 1 (26) - С. 55-61.
19. Дëгтев, Г.В. Государственные и корпоративные закупки как форма государственно-частного партнерства [Текст] : сборник научных статей / ГАОУ ВПО «Московский гор.ун-т упр. Правительства Москвы», Каф. упр. гос. и муниципальными закупками ; [редкол.: Дëгтев Г. В., Гладилина И. П.]. Москва: МГУУ Правительства Москвы: ЦОиНК, 2014 - 108 с.
20. Иванов, П.Г. Конкурентные закупки и торги [Текст] : учебное наглядное пособие : (альбом схем) для студентов специальностей:030701ю65 «Международные отношения», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080107.65 «Налоги и налогообложение». Москва: МГУУ, 2011 – 93 с.
21. Казанцев, Д.А. Закупочная деятельность в России: методология и нормативное регулирование [Текст] / Дмитрий Александрович Казанцев. Москва: Сам Полиграфист, 2015 - 335 с.
22. Карпов В.А. Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд / Юридический мир. Общероссийский научно-практический правовой журнал - 2014. - № 2 (134) - С. 26-28.
23. Козлов Ю.М. Характер деятельности министерств в свете теории управления / Организация работы министерств в условиях экономической реформы / Отв. ред.: Лунев А.Е. - М.: Наука, 1972. - № 2 - С. 26-33.
24. Кокоева Л.Т. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме: монография / Кокоева Л.Т. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014. - 124 c.
25. Корпоративные закупки 2015 [Текст] = Corporateprocureme№t 2015 : практика применения Федерального закона № 223-Ф3 : III Всероссийская практическая конференция-семинар: сборник докладов / Ин-т гос. и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Ин-т госзакупок). Москва : Юриспруденция , 2015 - 253 с.
26. Кузнецов, К. Конкурентные закупки :Торги, тендеры, конкурсы /К. В. Кузнецов. - СПб.: Питер,2014. - 368 с.
27. Комплаенс в России: эффективные решения и практика построения системы комплаенс-контроля: материалы Междунар. конф. комплаенс-специалистов ICA (Москва, 4 мая 2012 г.). М., 2012.
28. Колесникова Е.Н. Комплаенс-контроль – новый уровень обеспечения экономической безопасности предприятия. Электронный научный журнал Экономика. Бизнес. Банки. 2015, № 3 (12) июль-сентябрь, с. 3-6.
29. Корпоративный комплаенс-контроль как инструмент экономической безопасности. Тимошкин А. В. Автореферат дисс., Москва, 2010. – 31 с.
30. Лермонтов Ю.М. Коммерческая концессия: гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты / Административное право. - М.: Интел-Синтез, 2011. - № 2 - С. 57-62.
31. Никольский Д.С. Законодательное регулирование отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / Актуальные проблемы российского законодательства: Сборник статей. Вып. 6 / Редкол.: Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. - Брянск: ООО ««Ладомир», 2014. - № 5 - С. 101-108.
32. Никольский Д.С. Понятие и правовая природа отношений, возникающих с заключением контрактов на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / Евразийский юридический журнал. - М., 2014. - № 4 (59) - С. 120-122.
33. Никольский Д.С. Предмет договора (контракта) на поставку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд / Актуальные проблемы российского законодательства: Сборник статей. Вып. 7 / Редкол.: Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. - М.: ВАКО, РГСУ, 2014. - № 9 - С. 86-90.
34. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / Покровский И.А. - М.: Статут, 2013. - 351 c.
35. Публичные закупки: проблемы правоприменения [Текст]: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ им. М. В. Ломоносова) / Юридический фак. Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, [Каф.предпринимательского права юридического фак. МГУ и др.]. Москва :Юстицинформ , 2013 - 249 с.
36. Шевченко Л.И. О механизме договорного регулирования имущественных отношений / Коммерческое право. - М.: Зерцало, 2010. - № 2 (7) - С. 13-24.
37. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики №4 - 2012 г. - c. 45-49.
38. Экономические, организационные и управленческие механизмы стимулирования новой индустриализации России [Текст] / Российская акад. наук, Ин-т экономики. Москва: Ин-т экономики РАН, 2014 - 251 с.
39. Розовенко М.В. Дуализм правового регулирования поставки товаров для государственных нужд [Текст] / Государственная власть и местное самоуправление. № 4 - М.: Юрист, 2014. - c. 14-16.

Интернет-сайты:
40. Zakupki.gov.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.zakupki.gov.ru/.
41. Культура комплаенс: материалы круглого стола (6 октября 2014 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iblfrussia.org/files/PwC6.pdf.
42. Портал закупок [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.zakupki.ru/.
43. Путин указал основные направления в борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iarex.ru/news/32079.html.

Внутренняя документация предприятий и организаций:
44. Внутренняя документация U№IT [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.unitgroup.ru

Вопрос-ответ:

Какие являются теоретические аспекты исследования экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов?

Теоретические аспекты исследования экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов включают понятие и сущность экономической безопасности, факторы и условия обеспечения ее уровня, а также критерии и показатели оценки этого уровня.

Что понимается под экономической безопасностью в сфере управления закупками и размещения заказов?

Экономическая безопасность в сфере управления закупками и размещения заказов - это совокупность мероприятий и системы управления, направленных на обеспечение стабильности и надежности функционирования процессов закупок и размещения заказов, а также защиту интересов государства и бизнеса от экономических рисков и угроз.

Какие факторы и условия обеспечивают уровень экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов?

Факторы и условия обеспечения уровня экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов включают прозрачность и конкурентность процессов закупок, правовую и регуляторную базу, а также профессионализм и ответственность участников этих процессов.

Какие критерии и показатели используются для оценки уровня экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов?

Для оценки уровня экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов используются различные критерии и показатели, такие как способы закупок, уровень конкуренции, степень участия малого и среднего бизнеса, объемы и доли государственных закупок в общей экономике, наличие и эффективность механизмов контроля и ответственности, а также уровень коррупции.

Какие мероприятия и система управления обеспечивают экономическую безопасность в сфере управления закупками и размещения заказов?

Обеспечение экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов осуществляется через реализацию различных мероприятий, таких как разработка и соблюдение законодательной базы, создание и поддержка конкурентной среды, контроль и мониторинг процессов закупок, проведение аудитов, обучение и сертификация участников, а также соблюдение этических норм и принципов бизнеса.

Что такое экономико-правовая безопасность в сфере управления закупками и размещения заказов?

Экономико-правовая безопасность в сфере управления закупками и размещения заказов - это обеспечение нормального функционирования процесса закупок и размещения заказов, а также защита интересов участников данного процесса от экономических и правовых рисков и угроз.

Какие факторы и условия влияют на обеспечение экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов?

Факторами и условиями обеспечения экономической безопасности в данной сфере являются, например, прозрачность и открытость процедур закупок, эффективное использование государственных и муниципальных ресурсов, соблюдение законодательства о закупках, а также применение современных информационно-коммуникационных технологий.

Какие критерии и показатели используются для оценки уровня экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов?

Для оценки уровня экономической безопасности в данной сфере используются, к примеру, следующие критерии и показатели: степень прозрачности процедур закупок, эффективность использования бюджетных средств, соответствие закупок законодательству, уровень коррупционных рисков, наличие контроля и мониторинга в процессе закупок.

Какие основные теоретические аспекты изучаются в области экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов?

В области экономической безопасности в сфере управления закупками и размещения заказов изучаются такие аспекты, как механизмы обеспечения безопасности в закупочной деятельности, правовое регулирование закупок и размещения заказов, методы и инструменты оценки экономической безопасности, а также проблемы и риски, связанные с этим процессом.

Какие сущностные характеристики имеет экономико-правовая безопасность в сфере управления закупками и размещения заказов?

Экономико-правовая безопасность в данной сфере характеризуется, например, наличием эффективной системы правового регулирования, обеспечением прозрачности и открытости процедур закупок, защитой от коррупционных рисков, а также гарантией соблюдения законодательства и защиты интересов участников процесса.