Образ и подобие Божие в человеке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: *НЕТ ДАННЫХ*
  • 1212 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.12.2015
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Образ Божий в человеке 4
2. Подобие Божие в человеке, его взаимосвязь с образом 8
Заключение 11
Список литературы 12
Фрагмент для ознакомления

Святой Иоанн Дамаскин, делая различия между понятиями образа и подобия, писал: «Выражение «по образу» указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение «по подобию» означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека» [1, 6].Иоанн Дамаскин в этом определении выделил те черты образа, которые преимущественно совершенствуются в человеке по мере богоуподобления. Действительно, добродетельная жизнь – это прежде всего совершенствование ума и укрепление воли в добре. У тех, кто достиг богоподобия эти черты образа проявляются особенно отчетливо. Не даром преподобный Максим Исповедник говорил, что «по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же – одни добрые и мудрые»[1, 8].Иными словами, процессбогоуподобления человека приводит к его совершенствованию как личности. Личность больше природы, она содержит природу и в некотором смысле свободна по отношению к ней. Избирая добродетель, личность тем самым совершенствует свою природу. Вести добродетельную жизнь –означает быть послушным Богу, отказаться от своеволия и собственной власти над своей природой. Через отказ от своей самости и желания самоутвердитьсялюдидостигают подлинной духовной свободы. «Если пребудете в слове Моем, – говорит Христос, – то... познаете истину, и истина сделает вас свободными». Пожертвовав своей природой ради любви к Богу и ближним, человек духовно обогащается. Потерявший душу свою ради Христа и Евангелия, обретет ее в Вечной Жизни, в полноте обожения. Если же человек будет руководствоваться природными инстинктами, он будет деградировать как личность. Несоответствие между образом и подобием, искажение в себе образа Божия станет источником вечных мучений[1].Стоит отметить, что Адам и Ева обладали образом и подобием. Однако через первородный грех они, а, следовательно, и все их потомство, т.е. весь человеческий род,утратили подобие Божие.Без подобия Божия общения с Господом не достичь. Чтобы приблизиться к Богу и соединиться с Ним, необходимо уподобиться Ему. Святых и праведниковпреподобного Сергия Радонежского, преподобного АмвросияОптинского, преподобную Марию Египетскую и многих дркгих не случайно называют преподобными. Преподобными являютсялюди, которые смогли восстановить в себе утраченное подобие Божие и потому стали достойными приблизиться к Богу, соединиться с Ним, иметь с Ним общение. Признаки подобия указаны людям в Евангелии: надо любить врага, обладать смирением, милосердием, чистотой и выполнять все заповеди Христа. Люди, которые соблюдают эти заповеди, находятся в процессе восстановления в себе утраченного человеческим родом подобияБожиего и становятся истинными Божиими детьми, родными по духу своему Небесному Отцу. Они входят в небесную Божию семью, и их братьями и сестрами будут все угодившие Богу святые небожители[4].ЗаключениеПонятия «образ» и «подобие» взаимосвязаны.Образ есть понятие статичное, а подобие – динамичное. Эти понятиянельзяпротивопоставлять, т.к. одно неизбежно предполагает существование другого и не может быть понимаемо в отрыве от него.Большинство служителей Церкви утверждают, что образ Божий заключается в природе нашей души, в ее разуме, в нравственной свободе, бессмертии; а подобие – в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, например – в совершенстве его разума и свободной воли, или того и другого вместе, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий люди получают от Бога при рождении, а подобие они должны достигнуть сами, получив к тому от Бога только возможность. Такое мнение о различии между образом и подобием Божием в человеке прослеживаетсяу многих святителей, а также в самом Священном Писании.При разнообразии формулировок в чем именно заключается образ и подобие Божие в человеке, стоит выделитьслова святителя Епифания Кипрского[1, 7], который писал: «Нет никакой нужды определять или фиксировать, в какой части нашей природы запечатлен образ Божий. Но мы должны в простоте веровать, что этот образ есть в человеке... Ибо то, что говорит Бог, – истина, даже если это ускользает от нашего понимания в некоторых отношениях».Список литературы1.Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Часть третья. Бог – Творец и Промыслитель мира2.Богородцев А. Образ и подобие Божье в человеке3.Давыденков О. Догматическое богословие. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 19974.Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 15.Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 16 // Творения. М., 1861. Кн. 1.6.Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 127.Св. Епифаний Кипрский. Против ересей. Гл. 70, 28.Св. Максим Исповедник. О любви. III, 25. Спб., 1991

1. Архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов). Догматическое богословие. Часть третья. Бог – Творец и Промыслитель мира
2. Богородцев А. Образ и подобие Божье в человеке
3. Давыденков О. Догматическое богословие. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет, 1997
4. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1
5. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 16 // Творения. М., 1861. Кн. 1.
6. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12
7. Св. Епифаний Кипрский. Против ересей. Гл. 70, 2
8. Св. Максим Исповедник. О любви. III, 25. Спб., 1991


Реферат

Образ Божий и Его подобие в человеке

1. Учение о Образу и подобию божьему

Стержень часть христианской антропологии является учение о человеке как Образ Божий и подобие Его. Известный религиозный ученый-антрополог Василий Васильевич Зеньковский утверждал, что "необходимо видеть в людях верховенство духовного начала, а для этого мы должны признать, краеугольный камень, религиозная психология учение о Образ Божий в человеке, и то, главное отношение к человеку должно быть отношением радости, любви и веры в него". (Зеньковский V. V. О образ Божий в человеке. Париж, 1930, c. 39).

В это учение, в первую очередь, влияет на то, что на почти Божественную высоту дает человеку по сравнению с другими сотворенными Богом существами - не только животные, но и ангелов. Начнем с того, что, даже способ сотворения человека радикально отличается от того, что были созданы другие существа. Блаженный Феодорит Киррский подчеркнул: "Описывая творение, великий пророк замечает, что другие твари Бог каждого создал словом, а человека сделал Своими руками" (цитата из книги "Серафим (Роуз), иеромонах. Православное понимание книги Бытия. M., 1998, s. 87"). Этот человек занимал высокое положение в иерархии всех существ. Вот как рассказывает об этом в Библии: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и; он, чтобы господствовали над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу божьему создал его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и подчинить его; ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1, 26-28).

2. Образу и подобию - синонимы или отдельные понятия?

Ключевые слова в этом тексте, несомненно, "По образу Нашему", "По подобию Нашему". Ни одна плоть не была создана для такой заумный "лекалам". Очевидно, что двух - образу и подобию. Но должен сказать, что некоторые исследователи не делают различия между образом и подобием, и я думаю, что эти слова синонимы (я думаю эти понятия). Например, современный религиозный ученый Петр Владимирович Добросельский пишет: "...Кирилл Александрийский не одобряет этого различия (различия между образом и подобием - P. D.), считая оба слова имеют значение". (P. D. Добросельский "Введение в психологию православная", изд. "Хорошие новости", 2008).