Индивидуально-психологические особенности средних подростков с интернет-аддикцией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2121 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 22.12.2015
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения индивидуально-психологических особенностей средних подростков с Интернет - аддикцией 7
1.1. Основное содержание понятия Интернет - аддикция 7
1.2. Индивидуально - психологические особенности личности среднего подросткового возраста 11
1.3. Современное состояние проблемы индивидуально - психологических особенностей личности среднего подросткового возраста с Интернет - аддикцией 15
Выводы по 1 главе 19
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Результатом является достаточно быстро сформированная и устойчивая Интернет – зависимость.
Интернет – зависимое поведение подростков приводит к возникновению и усугублению целого ряда проблем: конфликты с окружающими, депрессия, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, большие трудности в адаптации в окружающем социальном пространстве, неразвитость волевых качеств, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом, инфантильность, боязнь прямых контактов в общении и т.д.
Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие подростки признаются, что в тайне от окружающих посещают запретные сайты. При этом у них формируется иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека, что в свою очередь может привести к девальвации нравственности подростка.
Рассмотрим основные причины, по которым подростки становятся частными пользователями Интернета, и в конечном итоге, Интернет – зависимыми:
Хакерство.
Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.
Игровая деятельность.
Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами. Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.
Коммуникативная деятельность в Интернете.
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе.
На сегодняшний день Интернет зависимое поведение среди подростков признается одной из самых актуальных проблем современного подростка. Поэтому ученые активно изучают данную проблематику с целью разработки эффективных мер борьбы со сформированной Интернет – зависимостью, а также профилактике данного поведенческого нарушения в подростковой среде.
Так, Г. В. Старшенбаумом выделяются две основных модели Интернет - зависимого поведения у подростков — нейрофизиологическая и психологическая модель.
В. Д. Менделевичем предложена концепция зависимой личности, согласно которой существуют общие для всех форм зависимостей базовые характеристики зависимой личности.
В. В. Барцалкина отмечает, что ведущей причиной формирования аддиктивного поведения, в том числе и зависимости от Интернета, является желание личности обеспечить себя психологической защитой в ситуации столкновения ее желаний и стремлений с реальностями внешнего мира, не позволяющими эти желания и стремления реализовать.
Основным источником и фактором риска в возникновении зависимого поведения у подростков В. В. Барцалкина считает семейное неблагополучие, поэтому работа по повышению потенциала семьи выступает одним из основных компонентов профилактики возникновения зависимостей
Для В. Л. Малыгина, Н. С. Хомерики и Е. А. Смирновой факторы риска формирования Интернет - зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг - стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.
Изучение данной проблемы подросткового периода только начинает активно проводиться. Поэтому исследования в этой области психологии являются наиболее актуальными и приоритетными.
Выводы по 1 главе

Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет – зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:
Аддикция в науке понимается как ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.
Поведенческая аддикция — состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно её прекратить
Интернет-зависимость (или Интернет - аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в сети
Основными симптомами Интернет – зависимости являются: использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс; использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
Период подросткового возраста – один из важнейших этапов становления и развития личности, в который происходит личностное и профессиональное самоопределение индивида, закладываются стратегии и направления процессов социализации, социальной адаптации и личностной самореализации, определяется стиль взаимодействия с окружающим социальным пространством. Какова будет личностная и социальная ориентация молодого человека в этот период, в таком направлении и будет он развиваться всю свою дальнейшую сознательную жизнь. Какие черты и установки сформируются у подростка к окончанию подросткового периода онтогенеза, такая основа и будет в процессе дальнейшей его личностной самореализации.
В подростковый период из-за эмоциональной нестабильности, смены приоритетов в плане значимых людей, реакция эмансипации провоцирует подростка к конфликтам с окружающими, особенно взрослыми (чаще всего это родители и учителя), поиску безопасных для психологического самочувствия способов удовлетворения своих потребностей. Закрепление чувства удовлетворенности, которое подросток испытывает, становясь пользователем сети Интернет приводит к постоянной тяге к Интернету, что уже свидетельствует о зависимом поведении.
Интернет – зависимое поведение подростков приводит к возникновению и усугублению целого ряда проблем: конфликты с окружающими, депрессия, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, большие трудности в адаптации в окружающем социальном пространстве, неразвитость волевых качеств, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом, инфантильность, боязнь прямых контактов в общении и т.д.
Можно говорить о том, что склонность к формированию Интернет – зависимости у подростков связана со следующими их личностными особенностями: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг - стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Список литературы

Абрамова Г.М. Возрастная психология. – М., 2010
Аддикция // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F
Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М, 2008
Егоров А.Ю. Нехимические аддикции. – СПб., 2007
Ильин И.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2008
Интернет – зависимость // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития / Ред.- сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009
Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1999
Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. — Новосибирск, 2007
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008
Личко А.Е. психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 2005
Макушина О.П. Склонность к различным аддикциям в современной семье (рус.) // Социальная психология и общество. — 2011. — № 4. —С. 111-122
Малыгин В.А., Искандирова А.С., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Особенности личности подростков, склонных к Интернет – зависимому поведению // Журнал неврологии и психиатрии. - № 4. – 2011. с. 105 - 108
Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. ,Смирнова Е. А. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. – М., 2010
Малыгин В.А., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А., Антоненко В.А. Интернет – зависимое поведение // Журнал неврологии и психиатрии. - № 8. – 2011. с. 86 - 92
 В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – Ростов н/Д., 2009
Репина М. А., Федеров А.Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 662 - 664
Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. — М., 2011
Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. № 1. – с. 113—117
Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.  — СПб., 2004













3


1. Абрамова Г.М. Возрастная психология. – М., 2010
2. Аддикция // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М, 2008
4. Егоров А.Ю. Нехимические аддикции. – СПб., 2007
5. Ильин И.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2008
6. Интернет – зависимость // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
7. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития / Ред.- сост. А.Е. Войскунский. – М., 2009
8. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1999
9. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. — Новосибирск, 2007
10. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2008
11. Личко А.Е. психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 2005
12. Макушина О.П. Склонность к различным аддикциям в современной семье (рус.) // Социальная психология и общество. — 2011. — № 4. —С. 111-122
13. Малыгин В.А., Искандирова А.С., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Особенности личности подростков, склонных к Интернет – зависимому поведению // Журнал неврологии и психиатрии. - № 4. – 2011. с. 105 - 108
14. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. ,Смирнова Е. А. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. – М., 2010
15. Малыгин В.А., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А., Антоненко В.А. Интернет – зависимое поведение // Журнал неврологии и психиатрии. - № 8. – 2011. с. 86 - 92
16. В. Д. Менделевич. Психология зависимой личности. — Казань, 2004
17. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – Ростов н/Д., 2009
19. Репина М. А., Федеров А.Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 662 - 664
20. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. — М., 2011
21. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. № 1. – с. 113—117
22. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 2004


Вопрос-ответ:

Что такое интернет-аддикция?

Интернет-аддикция - это психологическое расстройство, характеризующееся навязчивым, неустойчивым и неконтролируемым поведением в сети Интернет.

Какие особенности личности средних подростков могут быть связаны с интернет-аддикцией?

Личности средних подростков, склонных к интернет-аддикции, присущи определенные индивидуально-психологические особенности, такие как низкая самооценка, социальная неуверенность, стремление к признанию, отсутствие постоянных интересов и трудностей в установлении близких отношений.

Какое современное состояние проблемы исследования личностных особенностей подростков с интернет-аддикцией?

В настоящее время проблема исследования личностных особенностей подростков с интернет-аддикцией активно изучается, однако до сих пор существует недостаток достоверных данных о причинах и механизмах развития интернет-аддикции у подростков.

Какие основные понятия связаны с интернет-аддикцией?

Основные понятия, связанные с интернет-аддикцией, - это навязчивое пользование интернетом, потеря контроля над временем, проведенным в сети, затруднения в общении в реальной жизни и негативные последствия для физического и психического здоровья.

Какие причины могут привести к развитию интернет-аддикции у средних подростков?

Развитие интернет-аддикции у средних подростков может быть вызвано разными факторами, такими как семейные проблемы, низкая самооценка, социальная изоляция, скука, стресс и проблемы адаптации в окружающей среде.

Какие основные понятия связаны с интернет-аддикцией?

Основное понятие, связанное с интернет-аддикцией, - это зависимость от интернета, которая проявляется в неустойчивом психическом состоянии и негативном влиянии на различные аспекты жизни человека.

Какие индивидуально-психологические особенности характерны для средних подростков с интернет-аддикцией?

Средние подростки с интернет-аддикцией часто имеют низкую самооценку, недостаток социальных навыков, повышенную тревожность и склонность к депрессии, а также проблемы с регуляцией эмоций и внимания.

Каково современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей средних подростков с интернет-аддикцией?

Современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей средних подростков с интернет-аддикцией по-прежнему остается актуальным и вызывает обеспокоенность ученых и специалистов. Необходимы дальнейшие исследования и разработка эффективных методов профилактики и лечения данного явления.

Какие основные индивидуально-психологические особенности личности влияют на развитие интернет-аддикции у средних подростков?

Среди основных индивидуально-психологических особенностей личности, влияющих на развитие интернет-аддикции у средних подростков, можно выделить низкую саморегуляцию, высокую склонность к чрезмерной самодеятельности, недостаток социальных навыков и проблемы с построением межличностных отношений.