Личность и политический режим

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 3030 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 06.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и классификация политических режимов
1.1. Понятие и критерии классификации политических режимов
1.2.Виды политических режимов
Глава 2. Правовой статус личности
2.1. Понятие и содержание правового статуса личности
2.2. Классификация прав и свобод личности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления

Демократический характер Российского государства, заявленный в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, раскрывается в ч. 1 ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Таким образом, понятие демократия неразрывно связано с идеей народного суверенитета. Народный суверенитет – это неограниченное всевластие народа, определяемое общей волей граждан государства, которое реализуется во всех сферах общественной жизни в определенных Конституцией и законами РФ формах. Суверенитет обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью. По идее действующей Конституции РФ, согласно ст. 3 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного осуществления народовластия являются:
референдумы и свободные выборы;
опросы общественного мнения;
обсуждение проектов законов;
формирование органов местного самоуправления.
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную Думу Федерального собрания РФ, законодательные органы субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.
При характеристике демократического характера Российского государства необходимо учитывать изменение значения термина «демократия» в современной политико-правовой науке: если первоначально содержание данного термина соответствовало первоначальному значению, собственно переводу с греческого «народовластие», то на сегодняшний день демократическая характеристика государства включает в себя народовластие как один из признаков, при необходимости наличия и иных: соблюдении прав и свобод человека и гражданина, наличии взаимной ответственности человека и государства.
Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека. Конституция РФ установила в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Характеризуя взаимозависимость гражданина и самой Российской Федерации, ст. 6 закрепляет важные положения, касающиеся:
единства российского гражданства;
равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;
равенства прав и обязанностей граждан;
запрета лишения гражданства;
подтверждения права граждан изменить свое гражданство и на основании международных договоров иметь двойное гражданство.

Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что политический режим и на сегодняшний день в современной учебной и научной литературе остается вариативным для определения и классификации. В качестве усредненного варианта можно определить, что политический режим представляет собой совокупность методов и способов принятия и реализации государственно-властных решений, а наиболее классической типологией является подразделение политических режимов на демократические и недемократические. Более дробное разделение является достаточно субъективным и зависит от личности конкретного исследователя, не вызывающими сомнения является лишь приближенная типология недемократических режимов на тоталитарные и авторитарные.
Право представляет собой меру юридической свободы субъекта правоотношения в связи с тем, что является мерой возможного поведения субъекта. Как следствие, такая трактовка понятия «права» приобретает и обратный смысл: право человека является обязанностью для государства. Исходя из такой зависимости, закрепление в конституции государства тех или иных прав влечет за собой
Политически Россия сейчас (впрочем, как и на протяжении преобладающего исторического опыта) очень нестабильна. Сегодняшняя демократия больше похожа на демократию Платона, который говорил об этой свободе: «Эта «жажда свободы», «свободы в неразбавленном виде» приводит к тому, что там тех, кто послушен властям, смешивают с грязью как добровольных рабов, отец боится своих детей, учитель – школьников, старшие – младших, мужчины – женщин, люди – животных». О людях же, живущих в этом демократическом государстве, он говорил: «типичный человек демократического государства нагл, разнуздан и бесстыден, однако наглость там называют просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством».
Главная задача сейчас для российского государства – это выйти из переходного периода, попытаться преодолеть вековые привычки и научиться соблюдать свои права и права окружающих, научиться разумно пользоваться свободой, например, не превращая свободу слова в поливание грязью.
Защита прав и свобод в современном государстве осуществляется на основании как норм, закрепленных в рамках национального законодательства, так и на основе норм международного права.
С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности.
Ф.А.Хайек в работе «Дорога к рабству» писал: «Куда заведут нас мечты всего нашего поколения – вот вопрос, который должна решать не одна какая бы то ни было партия, а каждый из нас. Можно ли представить себе большую трагедию, если мы, пытаясь сознательно решить вопрос о будущем и ориентируясь на высокие идеалы, невольно создадим в реальности полную противоположность того, к чему стремимся?» .

Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 года. // Российская газета. 10.12.1998. № 235.
Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия. / Авт.-сост. Маклаков В.В. М.: Волтерс Клувер, 2010. 656 с.
Конституции зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2008. 448 с.
Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.
ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ О референдуме Российской Федерации (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. № 137-д. 30.06.2004.
ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.02.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005.
ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 29.12.2010). // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 28.12.2010). // Российская газета. № 6. 16.01.2003.

2. Специальная литература
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. 426 с.
Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. М.: Форум-Инфра-М, 2000. 483 с.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. / Пер. с фр. Г.И.Семенова. М.: Текст, 1993. 303 с.
Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип// Государственное право Германии. В 2-х тт. М.: Институт государства и права Ран, 1994. Т.1. 320 с.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб.: Летний сад, 2001. 230с.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 557 с.
Козлихин И.Ю. Политология. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 361 с.
Куницын А.Н. Энциклопедия прав: Изображение системы политических наук. М.: КРАСАНД, 2010. 104 с.
Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009. 384 c.
Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. 552 с.
Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. : Импэ-Паблиш, 2004. 563 с.
Политология для юристов: Курс лекций./ Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 1999. 772 с.
Политология: Учеб. пособие. / Под ред. Тадевосяна Э.В. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Знание, 1999. 272 с.
Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. Т. 2. М.: Культурная инициатива, 1992. 448 с.
Права человека и процессы глобализации современного мира. / Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007. 464 с.
Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2001. 832 с.
Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб.: Изд во Санкт Петербургского университета МВД России, 2004. 187 с.
Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005. 368 с.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 176 с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. школа, 1981. 374 с.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: Учеб. курс. М.: Артикул, 1997. 352 с.
Права человека и процессы глобализации современного мира. / Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М., 2007. С. 7.
Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. М., 2000. С. 206.
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 254.
Категории политической науки / Под ред. А.Ю. Мельвиля. М., 2002. С. 155.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 47.
Чиркин В.Е Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С.160.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб., 2009. С. 298-299.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 2001. С. 66.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 2001. С. 67-68.
Политология./ ред. Тадевосян Э.В. М., 1999. С.164.
Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. М., 2000. С. 226.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 201.
Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 276.
Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х томах. М., 1992. Т. 2. С. 76.
Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004. С. 104.
А.В.Малько. Государство как субъект политики // Политология для юристов. М., 1999. С. 214.
Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 610.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 2001. С. 69.
Козлихин И.Ю. Политология. СПб., 2002. С. 112.
Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип// Государственное право Германии. В 2-х томах. М., 1994. Т.1. С. 35.
Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005. С. 278.
Политология для юристов. / Под ред. Н.И. Матузова и А.И. Малько. М., 1999. С. 211-212.
Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С.231-255.
Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009. С. 112.
Проблемы общей теории права и государства. / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С. 227.
Куницын А.Н. Энциклопедия прав: Изображение системы политических наук. М., 2010. С. 4.
Проблемы общей теории права и государства. / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С. 217.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 363-437.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.270.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992. С.13.









2

1. Нормативно-правовые акты
1.1.Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 года. // Российская газета. 10.12.1998. № 235.
1.2.Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия. / Авт.-сост. Маклаков В.В. М.: Волтерс Клувер, 2010. 656 с.
1.3.Конституции зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2008. 448 с.
1.4.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.
1.5.ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ О референдуме Российской Федерации (ред. от 24.04.2008) // Российская газета. № 137-д. 30.06.2004.
1.6.ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.02.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005.
1.7.ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 29.12.2010). // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
1.8.ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 28.12.2010). // Российская газета. № 6. 16.01.2003.

2. Специальная литература
2.1.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. 426 с.
2.2.Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. М.: Форум-Инфра-М, 2000. 483 с.
2.3.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. / Пер. с фр. Г.И.Семенова. М.: Текст, 1993. 303 с.
2.4.Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип// Государственное право Германии. В 2-х тт. М.: Институт государства и права Ран, 1994. Т.1. 320 с.
2.5.Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб.: Летний сад, 2001. 230с.
2.6.Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение: Учебник для высших учебных заведений. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 557 с.
2.7.Козлихин И.Ю. Политология. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 361 с.
2.8.Куницын А.Н. Энциклопедия прав: Изображение системы политических наук. М.: КРАСАНД, 2010. 104 с.
2.9.Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009. 384 c.
2.10.Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
2.11.Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. 552 с.
2.12.Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. : Импэ-Паблиш, 2004. 563 с.
2.13.Политология для юристов: Курс лекций./ Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М.: Юристъ, 1999. 772 с.
2.14.Политология: Учеб. пособие. / Под ред. Тадевосяна Э.В. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: Знание, 1999. 272 с.
2.15.Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. Т. 2. М.: Культурная инициатива, 1992. 448 с.
2.16.Права человека и процессы глобализации современного мира. / Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2007. 464 с.
2.17.Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. / Под общ.ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2001. 832 с.
2.18.Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб.: Изд во Санкт Петербургского университета МВД России, 2004. 187 с.
2.19.Хабермас Ю. Политические работы. М.: Праксис, 2005. 368 с.
2.20.Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 176 с.
2.21.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. школа, 1981. 374 с.
2.22.Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: Учеб. курс. М.: Артикул, 1997. 352 с.

Вопрос-ответ:

Что такое политический режим?

Политический режим - это совокупность политических институтов, законов, идей и практик, которые определяют правила и процессы политической власти в государстве.

Какие критерии могут использоваться для классификации политических режимов?

Для классификации политических режимов могут использоваться такие критерии, как способ получения власти (демократический или авторитарный), количество государственных органов власти (однопартийные или многопартийные), характер политической оппозиции (разрешенная или запрещенная) и другие.

Каковы основные виды политических режимов?

Основные виды политических режимов включают демократию, автократию, тоталитаризм и анархию. В демократии власть принадлежит народу, в автократии - одному лидеру или партии, в тоталитаризме - полном контроле государства над жизнью граждан, а в анархии отсутствует формальное правительство.

Что включает в себя правовой статус личности?

Правовой статус личности включает в себя набор прав и свобод, которыми обладает каждый человек. Это могут быть права на жизнь, свободу, равенство, свободу выражения и многое другое.

Какие классификации прав и свобод личности существуют?

Существует несколько классификаций прав и свобод личности, одна из них основана на делении на гражданские, политические, экономические и социальные права. Другая классификация основана на разделении на классические и социально-экономические права. Классические права включают права на жизнь, свободу, собственность и другие, а социально-экономические права включают право на здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.д.

Какие критерии используются для классификации политических режимов?

Для классификации политических режимов используются такие критерии, как форма правления, система распределения власти, система выборов и партийная система. Формы правления могут быть монархическими, республиканскими или авторитарными. Система распределения власти может быть президентской, парламентской или смешанной. Система выборов определяет процедуру формирования органов власти, а партийная система характеризует число и роль политических партий в системе управления.

Какие виды политических режимов существуют?

Существуют различные виды политических режимов, такие как демократия, автократия, тоталитаризм, анархия и т. д. Демократия характеризуется участием граждан в принятии политических решений, свободой слова и выборов. Автократия предполагает единоличное правление одного человека или группы людей. Тоталитаризм подразумевает полный контроль государства над жизнью граждан. Анархия означает отсутствие организованной власти.

Что такое правовой статус личности?

Правовой статус личности - это совокупность прав и свобод, которыми обладает каждый человек и которые гарантируются государством. Он определяет взаимоотношения государства и граждан, устанавливает рамки действий и ответственность сторон. Правовой статус личности включает такие права, как право на жизнь, свободу слова, свободу собраний и другие социально-экономические права.

Какие права и свободы входят в правовой статус личности?

Правовой статус личности включает различные права и свободы, такие как право на жизнь, свободу выражения мнения, свободу вероисповедания, свободу передвижения, свободу от пыток и жестокого обращения, право на справедливое судебное разбирательство, право на имущество и другие. Эти права и свободы гарантированы конституцией и другими законами государства.

Что такое политический режим?

Политический режим - это система политической власти, которая определяет порядок управления государством и осуществляет контроль над политической и экономической жизнью общества.

Каковы критерии классификации политических режимов?

Критерии классификации политических режимов могут быть различными, но основными являются: характер политической власти, способы формирования власти, уровень гражданских свобод и прав, степень политической конкуренции.