Научные школы в области электротехники в политехническом университете. Их зарождение. Почему им отдавали предпочтение

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 2424 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 13.01.2016
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 История становления электротехники как науки и учебной дисциплины 7
2 Высшие технические школы как центры формирования технических наук 14
3 Петербургский политехнический институт 18
Заключение 23
Список использованных источников 24

Фрагмент для ознакомления

Спустя три дня министерство закупило земельный участок в Сосновке, на котором вскоре развернули строительство, завершившееся 2 октября 1902 г. торжественным открытием Политехнического института им. Петра Великого.В подготовке учебных планов и программ нового учебного заведения участвовали многие прогрессивно мыслящие ученые России, в том числе Д. И. Менделеев,А.С. Попов, Н. Г. Егоров, Н. Е. Кутейкин, А. Н. Крылов, М. О. Доливо-Добровольский, М. А. Шателен, Н. А. Меньшуткин, К. П. Боклевский, В. В. Скобельцын и др. Все они единодушно сходились во мнении, что изучение технических наук в новом учебном заведении должно производиться «шире и глубже, чем было бы достаточно для университетской науки». Большую роль основатели Политехнического института и его первый ректор известный русский ученый князь Андрей Григорьевич Гагарин отводили изучению физики, математики и химии, наук технического цикла. Весьма существенное значение в деятельности института придавалось научной работе, а такжё лабораторным и практическим занятиям, производственной практикеВсе это способствовало высокому уровню общетеоретической подготовки студентов — основной базы изучения технических наук, а такжеразвитию и воспитанию у будущих инженеров «уменья приложить свое знание к делу» (по выражению М. А. Шателена). Такая «двухадресная» особенность изучения в Политехническом институте технических наук, как мы увидим позже, оказала существенное влияние на формирование исследовательского стиля многих ученых.В Петербургском политехническом институте в Первые годы его существования действовали четыре отделения (факультета):– экономический;– металлургический,– электромеханический;– кораблестроительный. Деканом электромеханического отделения стал М. А. Шателен, уволенный из Электротехнического института за резкий протест против разгона студенческой демонстрации, состоявшейся 3 марта 1901 г. у Казанского собора. Шателен и в новом институте пытался весьма активно увязать свои прогрессивные общественно-политические взгляды с научно-образовательной деятельностью. В частности, он решил реализовать в Политехническом институте свою давнюю идею о тесной связи теории с практикой в деле подготовки инженерных кадров.«В 1902 г. Политехнический институт, — писал впоследствии М. А. Шателен, — открывал впервые двери для молодых студентов. Задуманный как новый тип высшей школы, не связанной никакими традициями школ Министерства народного просвещения, находившийся в ведении Министерства финансов, преследовавшего при создании своих школ совсем другие цели, чем Министерство народного просвещения, молодой институт мог более свободно создавать свой профиль, устанавливать направление и порядок преподавания и т. д. Группа профессоров, организовывавшая Политехнический институт, поставила своей целью дать будущим; инженерам более широкую физико-математическую подготовку и тем обеспечить возможность студентам на этой базе строить изучение технических наук. При этом были приняты все меры, чтобы развить в студентах навыки к самостоятельному творчеству и инициативной работе» В 1906 г. М. А. Шателен за отказ «противостоять студенческим политическим волнениям» был снят с поста декана. С 1912 г. деканом факультета стал профессор В. Ф. Миткевич. Человек передовых взглядов, он увидел у молодого Михаила Костенко сочетание многих ценных, по его мнению, качеств будущего ученого: глубокую подготовку в области физики и электротехники, полученную в университете и Электротехническом институте и навык практической работы (в Чердыни); наконец, ему импонировал сам факт исключения М. П. Костенко из Электротехнического института по политическим мотивам. По ходатайству Миткевича Михаил Костенко был зачислен на электромеханическое отделение[8].На этом отделении, так же как и на всех других, не существовало разделения студентов по специализациям, окончательный выбор профессии проводился ими в процессе дипломного проектирования. Четыре года обучения занимало изучение теоретических курсов. Начиная с четвертого курса факультативно вводились специальные дисциплины. Для перевода с курса на курс нужно было сдать не менее трех четвертей всех зачетов. Экзаменов не было, однако студентам требовалось сдать 28 курсовых проектов, в том числе по архитектуре, инженерным сооружениям, гражданскому строительству, мостам, по электрическим машинам (три работы), по оборудованию электростанций, турбинам, паровым котлам и т. п. Общественно-политические дисциплины практически не читались, изучение языков не предусматривалось. Дипломные проекты, к которым можно было приступать после окончания четвертого курса, выполнялись на предприятиях. Время выполнения дипломного проекта не лимитировалось. Как видно из краткого описания учебного процесса в Петербургском политехническом институте, его организаторы далеко не до конца продумали схему обучения студентов. Не удивительно, что за 15 лет — с момента основания института и до Великой Октябрьской социалистической революции — здесь было подготовлено всего семь инженеров по специальности «электрические машины», и в их числе А. А. Горев, крупнейший теоретик, автор «уравнений Парка—Горева», Б. И. Доманский, впоследствии доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика» Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина (ЛПИ), В. А. Толвинский, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедройэлектрических машин того же института в период 1918—1930 гг., Л. М. Пиотровский, доктор технических наук, профессор этой кафедры.Кафедра электрических машин при электромеханическом отделении Петербургского политехнического института функционировала со дня его основания. Эта первая в России кафедра электрических машин должна была готовить специалистов-электромашиностроителей. Как известно, в то время электрические машины находили все более широкое промышленное применение в областях генерирования электроэнергии и электропривода. Заведовать кафедрой пригласили крупнейшего русского электротехника, изобретателя трехфазного асинхронного электродвигателя профессора М. О. Доливо-Добровольского. Но он отказался, так как в это время вел научную работу в Германии. В результате на должность первого заведующего кафедрой электрических машин был приглашен профессор Семен Николаевич Усатый. С. Н. Усатый, получивший высшее электротехническое образование за границей, в 1899 г. защитил в России дипломный проект ц тогда же получил звание инженера-электрика I категории. С 1900 по 1902 г. он был профессором кафедры физики и электротехники Горного института.С момента назначения на новый пост С. Н. Усатый установил широкие связи с промышленными предприятиями. Сам он был консультантом Общества электрического освещения 1886 года, электромеханического завода «Вольта» в Ревеле (Таллин) и ряда других промышленных предприятий. Усатый опубликовал значительное число научных работ и создал один из первых в России учебников по курсу электрических машин постоянного тока.Среди курсов, привлекших внимание М. П. Костенко, следует назвать и обзорные «Лекции по электротехнике» М. А. Шателена, в которых «всегда имелся свежий материал, интересные сведения о достижениях науки и техники. Быть актуальным, находиться в курсе последних событий — отличительные черты Шателена-лектора. Он будил в слушателях интерес к электротехнике, открывал перед ними смелые перспективы развития этой области знаний, постоянно дополняя свои лекции в соответствии с техническим прогрессом... Можно только поражаться широтой материала, затронутого в лекциях Шателена. ..».Не мог Костенко не заинтересоваться и «Энциклопедией электротехники» М. А. Шателена. Этот цикл лекций по прикладной электротехнике был тесно связан с лабораторными работами и самостоятельными исследованиями студентов, а также с проводимыми ими «натурными съемками схемы коммутации на институтской электростанции».Большое влияние на формирование будущего ученого оказали лекции профессора Миткевича. Будучи учеником И. И. Боргмана, Миткевич воспринял от него глубокое знание трудов Фарадея и Максвелла и их теории электромагнитных явлений. Он питал особую склонность к эксперименту и горячо верил в практические возможности электротехники.С появлением и развитием в России установок высокого напряжения и современных электрических машин перед электромеханическим отделением Политехнического института встали новые задачи, и в первую очередь — углубление теоретических курсов, являющихся основой этих новых отраслей электротехники. Теоретической базой прикладных электротехнических дисциплин стал созданный Миткевичем новый курс «Теория электрических и магнитных явлений», впоследствии преобразованный в совершенно оригинальный курс «Физические основы электротехники», ярко отражающий «отпочкование» электротехники от физики. Характерной особенностью стиля изложения Миткевича было стремление сохранить за математическими и геометрическими символами их достаточно простую физическую интерпретацию, способствующую познанию сути происходящих процессов и явлений. Как указывал впоследствии М. П. Костенко, для В. Ф. Миткевича «физический образ и его математическая интерпретация являются двумя сторонами одного и того же многогранного процесса, дополняющими и оплодотворяющими друг друга* Аудитория Владимира Федоровича всегда была переполнена, многие слушатели его лекций повторно посещали наиболее интересные разделы, причем нужно отметить, что после лекций Владимира Федоровича обычно начинались увлекательные живые беседы, которые закрепляли и запечатлевали в памяти слушателей изложенный и разобранный на лекциях материал». Миткевич, по мнению Костенко, являлся представителем «физической» школы в электротехнике (и, сразу же заметим, «электротехнической» школы в физике). Костенко всегда подчеркивал, что именно у Миткевича он в полной мере научился видеть за математическими символами физическую сущность явлений. Представления Миткевича о магнитном поле как физической реальности, были весьма своеобразны и вызвали даже известную дискуссию в Академии наук; в данном контексте нам важно указать лишь на подчеркнуто материалистический (до упрощения) подход Миткевича к разъяснению физического смысла фарадеевских силовых линий. Под влиянием Миткевича у М. П. Костенко сформировались яркие физические ассоциации, связанные с восприятием электромагнитных явлений: физическая образность этого восприятия (в частности, использование понятия «магнитной силовой линии», дидактически весьма удобного и наглядного) буквально пронизывает все труды Костенко по электрическим машинам.С начала империалистической войны условия обучения в институте ухудшились. Приходило в упадок городское хозяйство, в частности, начались перебои с топливом, с электроэнергией. Резко сократились отпускаемые институту средства — армии требовалось все больше оружия и снаряжения.Политехнический институт отдал часть зданий под военный лазарет. Преподаватели и студенты, в том числе М. П. Костенко, ухаживали за раненными в качестве санитаров. Когда же при лазарете стали функционировать мастерские по ремонту военного оборудования под руководством Шателена, принял участие в совершенствовании телефонных аппаратов.ЗаключениеТехническая наука представляет собой исторически сложившуюся форму «обслуживания» знаниями инженерной деятельности, характеризующуюся: о научными методами исследования технических проблем; О организацией научных знаний в виде научного предмета (это выражается в наличии идеализированных объектов изучения и системы взаимосвязанных теорий различного уровня общности); О специальной социальной организацией деятельности по выработке этих знаний (каналы научно-технической коммуникации, сеть исследовательских учреждений, система подготовки кадров). Эти характеристики технических наук сопоставимы с характеристиками естественных наук, что, собственно, и позволяет говорить о них как о науках. Специфика технических наук обусловлена их «обслуживающей» функцией; обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. Идеализации, необходимые для теоретического описания технических объектов, отличаются от идеализаций, используемых в естественных науках для описания природных явлений. Так, идеализации и предметное содержание электротехники как науки отличны от тех, которые составляют физику электромагнитных явлений. Определенность структуры знаний технических наук задается наработками в области теории технических наук, методологии и гносеологии науки. Для идентификации появившегося типа технических знаний как научного историк должен иметь концепцию такого знания, знать признаки, отличающие его от донаучных форм. Выявление этапов «кристаллизации» научного типа знаний в той или иной сфере инженерной деятельности раскрывает логику и закономерности его формирования и задает периодизацию истории технической науки. Список использованных источников1. В. В. Морозов, В. И. Николаенко История инженерной деятельности. Харков: НТУ “ХПІ”, 2007. – 336 с. 2. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977. – 264 с. 3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук: опыт историко-теоретического анализа. Л., 1988. – 248 с. 4. Сымоненко О.Д. История техники и технических наук: философско-методологический анализ эволюции дисциплины. Монография. М.: ИИЕТ РАН, 2005. - 218 с.5. Давыдова Л. Г. Использование электрической энергии в промышленности России. М.: Наука, 1966, с. 28.6. Чеканов А„ А., Родонсницкий Б. Я. Михаил Андреевич Шателен. М.: Наука, 1972, с. 56.7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%93%D0%A38. Карцев В.П. Михаил Полиевктович Костенко. М.: Наука, 1981. - 264 с.


1. В. В. Морозов, В. И. Николаенко История инженерной деятельности. Харков: НТУ “ХПІ”, 2007. – 336 с.
2. Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977. – 264 с.
3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук: опыт историко-теоретического анализа. Л., 1988. – 248 с.
4. Сымоненко О.Д. История техники и технических наук: философско-методологический анализ эволюции дисциплины. Монография. М.: ИИЕТ РАН, 2005. - 218 с.
5. Давыдова Л. Г. Использование электрической энергии в про-мышленности России. М.: Наука, 1966, с. 28.
6. Чеканов А„ А., Родонсницкий Б. Я. Михаил Андреевич Шате¬лен. М.: Наука, 1972, с. 56.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%93%D0%A3
8. Карцев В.П. Михаил Полиевктович Костенко. М.: Наука, 1981. - 264 с.

Вопрос-ответ:

Как зарождалась научная школа в области электротехники?

Научная школа в области электротехники зарождалась поэтапно. Первые работы и исследования в этой области проводились еще в XVIII веке, когда электричество начало привлекать внимание ученых. Однако, только в конце XIX века стало возможным создание полноценной научной школы в данной области.

Почему научным школам в области электротехники отдавали предпочтение?

Научным школам в области электротехники отдавали предпочтение по нескольким причинам. Во-первых, в конце XIX века развитие электротехники стало очень актуальной задачей, так как электроэнергетика стала одной из основных отраслей промышленности. Во-вторых, в России было достаточно технических вузов, где можно было обучаться в этой области. И наконец, развитие электротехники требовало наличия квалифицированных специалистов и научной базы для проведения исследований и разработки новых технологий.

Как развивалась электротехника как наука и учебная дисциплина?

Электротехника развивалась как наука и учебная дисциплина постепенно. Сначала она была частью физики и химии, и исследования в этой области проводились учеными-экспериментаторами. Однако, с развитием электротехники и ее важности для промышленности, она стала отдельной наукой и учебной дисциплиной. Появились специализированные технические вузы, где преподавались курсы по электротехнике, а также научные школы, которые занимались разработкой новых технологий и методов в данной области.

Как зарождались научные школы в области электротехники в политехническом университете?

Научные школы в области электротехники в политехническом университете начали зарождаться в конце XIX века. Основное влияние на это оказало привлечение к работе политехнического института выдающихся ученых, таких как А.И. Шипунов, В.К. Шерр, А.С. Попов и других. Благодаря их усилиям были созданы первые научные лаборатории, которые стали базой для формирования научных школ в области электротехники.

Почему научные школы в области электротехники в политехническом университете получали предпочтение?

Научные школы в области электротехники в политехническом университете получали предпочтение благодаря привлечению талантливых ученых и созданию современных научных лабораторий. Политехнический университет имел репутацию ведущего учебного заведения в области электротехники, что привлекало студентов и исследователей. Кроме того, политехнический университет имел крупные государственные заказы и финансовую поддержку, что позволяло развивать научные школы и обеспечивать их результативность.

Каким образом развивалась электротехника как наука и учебная дисциплина?

Электротехника развивалась как наука и учебная дисциплина благодаря активному исследованию и инженерному применению электричества. Сначала электричество рассматривалось как физическое явление, а затем начали разрабатываться теория и методы его применения. Важную роль в развитии электротехники сыграли научные школы, которые проводили фундаментальные исследования и разрабатывали новые технологии. Постепенно электротехника стала самостоятельной наукой и важной частью инженерного образования.

Какие научные школы были созданы в области электротехники в политехническом университете?

В политехническом университете были созданы следующие научные школы в области электротехники: школа электрических машин и аппаратов, школа электротехнических систем и электроэнергетики, школа радиотехники и радиосвязи.

Почему научные школы в области электротехники получали предпочтение?

Научные школы в области электротехники получали предпочтение, так как электротехника имела стремительное развитие и широкие перспективы в индустрии и науке. Электротехнические достижения были неотъемлемой частью прогресса и имели большое значение для экономики и общества в целом.

Какие технические школы играли ключевую роль в формировании технических наук?

Высшие технические школы, включая политехнический институт, играли ключевую роль в формировании технических наук. Они были центрами, где осуществлялись научные исследования, разрабатывались и внедрялись новые технологии, обучались и готовились специалисты, которые потом распространяли свои знания и опыт по всей стране.

Какой значимостью обладал Петербургский политехнический институт в развитии электротехники?

Петербургский политехнический институт имел большую значимость в развитии электротехники. Он был одним из ведущих технических учебных заведений в России, где проводились исследования, разработки и обучение по электротехнике. В институте были созданы научные школы, которые стали основой для развития электротехнической науки и промышленности.