Технологии социальной реабилитации детей в отделение дневного пребывания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 1717 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.01.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Реабилитация и ее значение 4
1.1. Реабилитация и реабилитационные мероприятия 4
1.2. Возможности отделений дневного пребывания в социальной реабилитации детей 7
Глава 2. Реабилитационные технологии в ОДП, ориентированные на детей 10
2.1. Характеристика и направления деятельности ОДП 10
2.2. Технологии работы с детьми в ОДП 13
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Специалисты ОДП ориентированы в своей работе на то, что, что проблема каждой семьи уникальна.
На современном этапе отделение помощи семье и детям ОДП имеет ряд направлений работы по повышение качества и возможностей оказания дальнейшей помощи. В современных ОДП помимо досуговых мероприятий для детей и организации психологической поддержки существуют тенденции к формированию таких групп услуг, как:
1. организация в отделении моциально – медицинской помощи с привлечением следующих специалистов:
- врач-невролог,
- логопед-дефектолог,
- медсестра по массажу,
- инструктор ЛФК,
- специалист по арттерапии.
2. открытие отделений социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
3. Привлечение волонтеров для расширения возможностей досуговой деятельности и развития профориентационного направления работы.
Реализации данных планов препятствует:
- отсутствие финансовых возможностей для привлечении необходимых специалистов
- отсутствие дополнительной площади.
В рамках привлечения к работе детей из неблагополучных семей и их родителей стоит необходимость сохранения семьи. Одним из приоритетных направлений профилактики социального сиротства является организация помощи в социальной адаптации детям из проблемных семей. Организация подобной помощи является действенной основой того, что ОДП берет на себя часть функций семейного воспитания, способствует профилактике девиантного поведения, помогает устранению психологических проблем, возникающих у ребенка в процессе воспитания в проблемной семье.
Цель ОДП в работе с детьми - развитие социально-адаптированной личности ребенка, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
Задачи работы:
- создание комплексной системы поддержки и развития детей, обеспечивающей адекватный их возможностям уровень социализации;
- организация взаимодействия всех служб для создания условий социально-психологического сопровождения детей и их семей;
- комплексная диагностика состояния детей (соматического, психического, социального) с учетом параметров адаптации;
- максимально возможная в конкретных условиях коррекция недостатков в развитии детей посредством создания технологии индивидуального сопровождения во всех аспектах жизни;
- профилактика девиаций и развитие детских талантов.
В рамках достижения поставленных целей на уровне ОДП определяются направления работы. На начальном этапе происходит подбор детей, которые нуждаются в помощи. Также необходимо привлечь специалистов для реализации ряда целей и задач.
Педагог – психолог, работающий с детьми и социальный педагог должны предоставить сведения о каждом ребенке, какие особенности поведения и психического развития имеет ребёнок, состояние его здоровья и наличие навыков проживания в семье.
Немаловажным этапом становится определение для ребенка направления творческой деятельности и времени пребывания в ОДП. Организация ежедневной работы подразумевает специально отведенные часы для творческой деятельности детей: лепка, шитье, резьба по дереву и др. Каждому ребенку должна быть предоставлена возможность попробовать своим силы в определенном виде творчества, которое его привлекло. Кружки дети могут посещать на добровольных началах в той сфере, которая являлась для них наиболее привлекательной или вызывала общий интерес.
Творческие секции в ОДП чаще всего представлены следующими видами: рисование, лепка из глины, шитьё мягких игрушек, предметов быта и одежды, вышивание, вязание крючком, обучение технике приготовления пищи, навыка использования бытовой техники, навыка элементарного ремонта предметов быта с применением инструментов, резьба по дереву, изготовление предметов быта из дерева и пр.
Более длительная в данном направлении зарубежная практика социальной работы с детьми в специализированных социальных учреждениях основывается на максимальном исключении ребенка из девиантной и опасной среды. В ряде стран при подозрения на опасность ребенок сразу же изымается из семьи только затем происходит выяснение обстоятельств и проблемных составляющих. Однако, психологами в интересах детей рекомендуется не торопиться с изъятием детей из социально – опасного положения, если отсутствует угроза смерти или физических травм. Это может вызвать стресс у ребенка и усугубить ситуацию, способствовать тому, что он станет проявлять закрытость и откажется контактировать со специалистами.
Социальный работник в приоритете должен быть ориентирован на то, чтобы сохранить для ребенка возможность воспитываться в семье, избежать помещение его в закрытое интернатное учреждение, а значит ориентироваться на работу с семьей согласно существующим нормам и принципам законодательства.
Зарубежный и отечественный опыт дает основание утверждать, что многие проблемы, связанные с возникновением социально – опасного положения детей, должны решаться на местном уровне. Именно местные власти в партнерстве с центральными правительственными органами и неправительственными организациями всех видов играют важную роль в подготовке соответствующих условия для развития конструктивной социальной среды.
Значительную роль в процессе социальной работы с детьми в ОДП в связи с этим играют такие технологии, как работа с контингентом в центрах социального обслуживания. В данных центрах семьям, где воспитываются дети, может предоставляться помощь в оформлении пособий и льгот, помощь в восстановлении документов и юридические консультации. Кроме того, данные учреждения занимаются устройством детей в учебные заведения по месту жительства (а при необходимости в реабилитационные учреждения) и психологической реабилитацией.
Технологии социальной работы с детьми и семьей могут принести запланированные результаты в случае наличия продуманной политики, прогнозирования, планирования с учетом имеющихся программ и при необходимости их адекватной корректировки.
Разработка программ работы с детьми, как правило, не является отдельным звеном в работе специалиста, привязанного к социальному центру или государственной структуре. Программа является частью направлений работы с детьми и семьей в целом, что обусловливает факт ориентированности социального работника на оказание помощи ребенку на общих для всех проблемных детей основаниях. Дети распределяются по соответствующим категориям групп проблем, которые для них характерны и социальный работник начинает работать не только с ребенком, но и корректировать саму ситуацию. При этом, профилактические мероприятия еще во многом остаются второстепенными, хотя и определяются, как приоритетные. Для социального работника фактически приоритетом является коррекция, особенно в том случае, если происходит выявление проблемы семьи уже по факту обращения третьих лиц, а не самих родителей проблемного ребенка или самого ребенка.
В силу стихийности и быстротечности социальных процессов многие вопросы невозможно решить в отрыве от всего общества, без выделения значительных средств, вовлечения в эту деятельность различных организаций и фондов. С этой целью по примеру других стран в России создаются негосударственные организации, которые ориентированы на организацию помощи проблемным детям. Сотрудничество с ними социального работника также представляется закономерным и актуальным.
Необходимость сотрудничества с различными негосударственными организациями также обусловлено тем, что современные государственные организации часто ограничены в ресурсах, в том числе и трудовых и в результате социальному работнику элементарно не хватает времени для того, чтобы обратить внимание на каждого неблагополучного ребенка и каждую неблагополучную семью в районе его деятельности. Волонтеры в данном случае могут компенсировать существующую нехватку кадров.
Организация социальной работы с детьми также ориентируется не только на существующие группы проблем детей, но и проблемы организации работы с детьми, что представляется не менее актуальным приоритетом оценки деятельности организации социальной работы специалистами. Специалистам ОДП в связи с этим рекомендуется активно взаимодействовать с другими учреждениями и применять технологии организации комплексного пространства в обслуживании детей и их семей.


Заключение



Организация работы социального работника с детьми в ОДП содержит в себе комплекс технологий, которые позволяют успешно включить в процесс не только усилия самого социального работника, но и других необходимых специалистов. В результате социальный работник становится посредником в организации процесса помощи детям.
Наиболее активными организациями социальной инфраструктуры в работе с детьми и подростками являются Комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН). Приоритетным и привлекательным для обслуживаемого населения в данных центрах являются Отделение Дневного пребывания (ОДП), на базе которых сосредоточена социо-культурная деятельность центра.
В рамках работы ОДП в связи с этим используются следующие технологии:
- Личностно-ориентированное развивающее обучение
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология
- Игровые педагогические технологии: например, ОДИ, имитационные игры, операционные игры, и активные методы обучения.
В рамках обслуживания в ОДП осуществляются:
1. Обеспечение целостности процесса социально-медицинской работы на основе единства всех сфер общения и деятельности индивида: семейной сферы, сферы постоянного социального окружения (друзья, знакомые, другие люди), сферы контактов с досуговыми средами, медицинскими учреждениями.
2. Формирование индивида, как личности в условиях современной среды, которой представляются возможности самореализации, саморазвития в соответствие с потребностями и возможностями возраста.
3. Формирование адаптивных возможностей, адаптационного потенциала личности человека.
4. Использование активных технологий (программ, методик, приемов), способствующих переходу от стандартных, регламентированных форм организации работы к развивающим, оздоровительным занятиям, обеспечивающим профилактику и реабилитацию.
Работа предусматривает деятельность по следующим направлениям:
1. Оказание систематической, комплексной и долгосрочной материальной и финансовой помощи и поддержки детей из малообеспеченных, социально – неблагополучных семей, детей – инвалидов.
2. Организация досуга детей из малообеспеченных семей;
3 Реализация проектов, направленных на содействие улучшению здоровья детей и их родителей, профилактику здорового образа жизни.
В целом, в рамках работы с детьми специалисты ОДП ориентируются не только на детей, но и их родителей. Комплекс социально-психологических технологий и организация досуговой деятельности помогают преодолеть девиантные модели поведения и предпринимать меры профилактического характера, определять тенденции совершенствования направления социальной адаптации и социализации.







Список литературы

Быченя Е.А., Наранович К.С. Самопомощь как социальная технология //Социальная работа – 2007 - № 1. - С. 15-18.
Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Валеев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Инфа-М, 2013. – 320 с.
Вдовина, М. В. Межпоколенческий конфликт в семье как социальная проблема / М. В. Вдовина // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 133-139.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
Григорьева, И. А. Социальное благополучие как цель социальной работы / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 43-59.
Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
Руденко, А.М. Социальная реабилитация: учебное пособие/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация, 2012. – 320.
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М.: Дашков и К, 2013. – 318 с.
Топчий, Л. В. К вопросу о методиках оценки качества социально-педагогической поддержки семьи и детей / Л. В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 168-171
Холостова, Е. И. Реалии современной социальной работы / Е. И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1. - С. 13-18
Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие /Е.И. Холостова, Н.И. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2009. – 614 с.

Быченя Е.А., Наранович К.С. Самопомощь как социальная технология //Социальная работа – 2007 - № 1.
Вдовина, М. В. Межпоколенческий конфликт в семье как социальная проблема / М. В. Вдовина // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2.
Григорьева, И. А. Социальное благополучие как цель социальной работы / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 1.
Холостова, Е. И. Реалии современной социальной работы / Е. И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1.
Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие /Е.И. Холостова, Н.И. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2009.
Холостова, Е. И. Реалии современной социальной работы / Е. И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1.
Руденко, А.М. Социальная реабилитация: учебное пособие/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация, 2012.
Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие /Е.И. Холостова, Н.И. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2009.
Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Валеев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Инфа-М, 2013.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6.
Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010.
Быченя Е.А., Наранович К.С. Самопомощь как социальная технология //Социальная работа – 2007 - № 1.
Вдовина, М. В. Межпоколенческий конфликт в семье как социальная проблема / М. В. Вдовина // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2.
Топчий, Л. В. К вопросу о методиках оценки качества социально-педагогической поддержки семьи и детей / Л. В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2.
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М.: Дашков и К, 2013.
Григорьева, И. А. Социальное благополучие как цель социальной работы / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 1.
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. - М.: Дашков и К, 2013.












2

1. Быченя Е.А., Наранович К.С. Самопомощь как социальная технология //Социальная работа – 2007 - № 1. - С. 15-18.
2. Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Валеев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Инфа-М, 2013. – 320 с.
3. Вдовина, М. В. Межпоколенческий конфликт в семье как социальная проблема / М. В. Вдовина // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 133-139.
4. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
5. Григорьева, И. А. Социальное благополучие как цель социальной работы / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев, И. Л. Первова // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 43-59.
6. Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
7. Руденко, А.М. Социальная реабилитация: учебное пособие/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация, 2012. – 320.
8. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М.: Дашков и К, 2013. – 318 с.
9. Топчий, Л. В. К вопросу о методиках оценки качества социально-педагогической поддержки семьи и детей / Л. В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 168-171
10. Холостова, Е. И. Реалии современной социальной работы / Е. И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. - 2015. - № 1. - С. 13-18
11. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие /Е.И. Холостова, Н.И. Дементьева. – М.: Дашков и К, 2009. – 614 с.

Вопрос-ответ:

Что такое отделение дневного пребывания?

Отделение дневного пребывания (ОДП) - это специализированное учреждение, где дети могут проводить время после учебы, получая организованное социальное и медицинское обслуживание.

Какую роль играет реабилитация в отделениях дневного пребывания?

Реабилитация в отделениях дневного пребывания имеет важное значение, так как помогает детям преодолеть различные проблемы и трудности, связанные с их состоянием здоровья или социальным статусом.

Какие технологии используются в отделениях дневного пребывания для социальной реабилитации детей?

В отделениях дневного пребывания используются различные технологии, такие как игровая терапия, музыкальная терапия, художественная терапия и физическая реабилитация, чтобы помочь детям восстановиться и адаптироваться к обществу.

Как работают специалисты в отделениях дневного пребывания?

Специалисты в отделениях дневного пребывания ориентированы на детей, и они проводят индивидуальные и групповые занятия, разрабатывают программы восстановительного обучения и помогают детям развивать навыки, необходимые для социальной адаптации.

Какие направления деятельности есть в отделениях дневного пребывания?

В отделениях дневного пребывания проводится различная деятельность, включая обучение, общение с другими детьми, физические упражнения, культурно-развлекательные мероприятия и творческие активности.

Какие технологии используются в отделениях дневного пребывания для социальной реабилитации детей?

В отделениях дневного пребывания для социальной реабилитации детей используются различные технологии, такие как игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, групповая работа и индивидуальные занятия со специалистами.

Какое значение имеет реабилитация в отделениях дневного пребывания?

Реабилитация в отделениях дневного пребывания имеет огромное значение для детей, так как помогает им лучше адаптироваться в обществе, развивать социальные навыки, улучшать психологическое состояние и повышать качество жизни.

Какие возможности предоставляют отделения дневного пребывания для социальной реабилитации детей?

Отделения дневного пребывания предоставляют детям возможность проводить время с пользой, получать помощь и поддержку от опытных специалистов, участвовать в различных реабилитационных программ и занятиях, а также общаться с другими детьми в подобной ситуации.

Какие направления деятельности присутствуют в отделениях дневного пребывания?

Отделения дневного пребывания имеют различные направления деятельности, такие как психологическая помощь, социальная адаптация, развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей и физическая реабилитация.

Какие технологии применяются в работе с детьми в отделениях дневного пребывания?

В работе с детьми в отделениях дневного пребывания применяются различные технологии, такие как игровая терапия, арт-терапия, музыкальная терапия, работа в группе и индивидуальные занятия с психологами и другими специалистами.