Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Законодательный процесс: понятия, принципы и основные стадии. Законодательный процесс в Российской Федерации.

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 15.01.2016
880 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Законодательная деятельность как функция государства 5
1.1. Понятие, сущность и значение законодательного процесса 5
1.2 Общая характеристика стадий законодательного процесса 11
Глава 2. Компетенция правительства РФ при осуществлении законодательной деятельности 20
2.1. Правительство РФ как субъект законодательного процесса 20
2.2. Сущность и пределы компетенции правительства РФ при осуществлении законодательной деятельности 23
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Правовая основа деятельности предполагает, что все правовые акты, а также организационные действия Правительства РФ осуществляются на базе соответствующих правовых норм. Правовую основу деятельности Правительства составляют четыре взаимосвязанных, и, вместе с тем, соподчиненных групп нормативных правовых актов:Во-первых – это Конституция РФ, которая является, в сущности, учредительным документом демократического, правового, федерального, светского, социального государства с республиканской формой правления;Во-вторых, федеральные конституционные законы, призванные не только уточнять, но и развивать положения Конституции РФ.В-третьих, федеральные законы, которыми регулируются основные вопросы жизнедеятельности российского государства и общества;В-четвертых, Указы Президента РФ, носящие нормативный характер. Существующая на сегодня структура правовой основы деятельности Правительства РФ является достаточно сложной, а по некоторым вопросом не только неопределенной, но и противоречивой.В то же время, состояние правовой основы деятельности Правительства РФ во многом зависит от него самого. Право законодательной инициативы Правительства РФ установлено ст.104 Конституции РФ. Также, конституционные нормы, закрепленные в п.3 рассматриваемой статьи устанавливают, что законопроекты, о введение или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.Из сказанного следует, что наряду с исполнением, а также применением правовой основы из направлений деятельности Правительства РФ выступают как совершенствование, так и развитие данной правовой основы обеспечение рациональности и эффективности.Конституционные начала организации и деятельности Правительства РФ получили закрепление в конституционных нормах, которые регулируют конституционно-правовые отношения по созданию и деятельности Правительства, а также соотношению с иными органами государственной власти РФ. На территории Российской Федерации конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, из чего, соответственно, следует, что ФКЗ «О Правительстве РФ», федеральные и иные нормативные правовые нормы должны им соответствовать, а, следовательно, не противоречить.Конституционное закрепление получила и сама структура Правительства РФ, в соответствии с чем, оно состоит из: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Данная структура показывает содержательные признаки правительства как органа, которым в стране осуществляется исполнительная власть.2.2. Сущность и пределы компетенции правительства РФ при осуществлении законодательной деятельностиКак орган осуществляющей исполнительную власть, Правительство РФ в Российской Федерации, в качестве необходимой части своей деятельности, участвует в осуществлении законодательной деятельности. Данный признак Правительства РФ позволяет проследить его взаимосвязь с Федеральным Собранием РФ.В соответствии с нормой ст.36 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Законодатель устанавливает, что право законодательной инициативы Правительства РФ осуществляется путем внесения законопроектов в Федеральном собрании, а также внесения поправок, в законопроекты находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе. Данным положением воспроизводится конституционная норма, относящаяся к Правительству РФ. Наряду с Президентом РФ, Советом Федерации, членами Совета Федерации и законодательными (представительными) органами субъектов РФ Правительство является одним из субъектов данного права и, пользуясь им, может вносить в Государственную Думу проекты законов по любым вопросам, которые нуждаются в законодательном регулировании.Нормативно содержание права законодательной инициативны в прямой форме пока не установлено, в то же время Регламенты палат Федерального Собрания РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также практика взаимоотношений участников законодательного процесса закрепляют его отдельные элементы. Из этого следует, что под правом законодательной инициативы понимается не только возможность внесения в законодательный орган законопроектов и поправок к законопроектам, которые корреспондируются с обязанностью законодательного органа в лице которого выступает Государственная Дума, на рассмотрение законопроекта, но и поправки, внесенные должным субъектом в установленном порядке, и в соответствии с процедурой принять или отклонить их. В то же время законодатель устанавливает, что считается нарушением конституционной процедуры принятие Государственной Думой закона или поправки, которые были внесены недолжным субъектом, т.е. не упомянутым в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ. Такая ситуация является основанием для отклонения закона Президентом РФ. В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ в Государственную Думу Федерального Собрания в обязательном порядке представляет федеральный бюджет, а также отчет о его исполнении. При этом, отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год в Государственную Думу предоставляется Правительством РФ одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год. В ст.192 Бюджетного кодекса РФ законодатель установил, что федеральный бюджет и его отчет, вносимые Правительством РФ в Государственную Думу, рассматриваются последним в качестве законопроектов. Еще одной из форм участия Правительства РФ в законодательной деятельности является дача Правительством РФ заключений на законопроекты, которые находятся на рассмотрении Государственной Думы РФ. Законодательством установлен перечень тех законопроектов на которые Правительство РФ дает письменные заключения:- о введении или об отмене налогов;- об освобождении от их уплаты;- о выпуске государственных займов;- об изменении финансовых обязательств государства, а также на законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства РФ подлежит направлению субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца. Данный срок наступает и подлежит исчислению со дня поступления законопроекта в Правительство РФ.Заключительной формой участия Правительства РФ в законодательной деятельности является направление в палаты Федерального Собрания РФ официальных отзывов Правительства РФ о законах и законопроектах, находящихся на рассмотрении в палатах Федерального Собрания РФ. Официальные отзывы Правительства РФ подлежит обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законов на заседаниях палат Федерального Собрания. Заключения Правительства РФ на законопроекты, поправки к законопроектам и официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых законах и законопроектах подписываются Председателем Правительства РФ (его заместителем), после чего, направляются в палаты Федерального Собрания. Правом членов Правительства РФ является присутствие, а также выступление на заседаниях палат Федерального Собрания, а также их комитетов и комиссий в соответствии с положениями регламентов данных палат. С целью представления внесенного Правительством РФ законопроекта в палатах Федерального Собрания от правительства назначается официальный представитель (представители). С целью защиты позиций Правительства РФ по заключениям, по правкам, а также официальным отзывам на заседание в палаты Федерального Собрания поручением Председателя Правительства РФ (его заместителей) может направляться специальный представитель. В соответствии с регламентами палат Федерального Собрания представителям Правительства присутствующим на их заседаниях при рассмотрении федеральных законов и законопроектов им предоставляется слово для выступления.Стоит отметить, что данная структура процесса взаимодействия в законодательной деятельности Правительства РФ и Федерального Собрания РФ представляет собой только общие черты участия Правительства РФ в законодательной деятельности. Данная сторона осуществления Правительством РФ его функций наиболее полно раскрываются подзаконными актами, посвященными раскрытию этапов составления, оформления Правительством РФ законопроектов и их предоставление на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ. ЗаключениеИтак, анализ изложенного материала позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования.Процесс законотворчества в Российской Федерации является сложным социальным процессом. Он сочетает в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Основой эффективного законотворчества служит только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов, основным показателем которого является реальное действие закона.От множества компонентов зависит жизнеспособность любого нормативно-правового акта, и закон в данном смысле исключением не является.Несомненно, что важнейшим рычагом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Закон, если даже он воплощает насущные интересы, в принципе, должен работать автоматически. Несомненно, что законодательная деятельность должна в своей основе иметь крепкие государственные и общественные основы. Работа Федерального Собрания последних лет объективно свидетельствует о возросшем уровне законодательной деятельности Правительства РФ. Несомненно, что изменения подходов к организации законопроектной работы, проведенные в России в последние годы повысили ее эффективность и на правительственном уровне. Вместе с тем данный процесс не стоит считать завершенным, поскольку не решены многие из существующих проблем.Одной из них, и в тоже время, первоочередной является проблема решения вопроса о разработке современной концепции развития законодательства страны, которая позволяла бы предвидеть динамику регулирования общественных отношений, укрепления законности и соотношения отраслей права, определения приоритетных направлений регулирования общественных отношений на ближайшую перспективу, а также стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.Список литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации. Официальный текст. 1993. Норма-М. М., 2013.Федеральный закон. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 14 июня 1994г., № 5-ФЗ. СПС Консультант-Плюс. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г., №2-ФКЗ. СПС Консультант-Плюс.Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. СПС Консультант-Плюс.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». СПС Консультант-Плюс.II. Специальная литератураАвакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 Т. – М.: Норма, 2011.Баглай М.В. Конституционное право России. - М.: Норма, 2011. - 816 с.Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. - М.: ЭКСМО, 2010. - 560 с.Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2011 - 416 с.Иванец Г.И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Регламент палаты Федерального Собрания // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В.И. Червонюка. - М.: Юридическая литература, 2002. - С. 307 - 308. 432 с.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.Стрекозов В.Г Конституционное право России. 3-е изд. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.Теория государства и права/отв. ред. А.В. Малько. - М.: Кнорус, 2010 - 400 с.Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Норма, 2009. - 496 с.

I. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. 1993. Норма-М. М., 2013.
2. Федеральный закон. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат федерального собрания» от 14 июня 1994г., № 5-ФЗ. СПС Консультант-Плюс.
3. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995г., №2-ФКЗ. СПС Консультант-Плюс.
4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. СПС Консультант-Плюс.
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О регламенте Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». СПС Консультант-Плюс.

II. Специальная литература
6. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. В 2 Т. – М.: Норма, 2011.
7. Баглай М.В. Конституционное право России. - М.: Норма, 2011. - 816 с.
8. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. - М.: ЭКСМО, 2010. - 560 с.
9. Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2011 - 416 с.
10. Иванец Г.И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Регламент палаты Федерального Собрания // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В.И. Червонюка. - М.: Юридическая литература, 2002. - С. 307 - 308. 432 с.
11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2010. - 608 с.
12. Прудников А.С., Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
13. Стрекозов В.Г Конституционное право России. 3-е изд. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
14. Теория государства и права/отв. ред. А.В. Малько. - М.: Кнорус, 2010 - 400 с.
15. Чиркин В.Е. Конституционное право России. - М.: Норма, 2009. - 496 с.

Законодательный процесс и его стадии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Внесение проекта закона в законодательный орган

2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе

2.3. Принятие законов

2.4. Президентского вето. Суть права вето

2.5. Опубликование закона и вступление его в силу

ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫВОД

библиография

ВВЕДЕНИЕ


Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, Большая ответственность возлагается на процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона &';соответствовать&'; в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

&';Право создается государством, которое, однако, должно быть связано с&';1. Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных моделей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно, правила, которые государство обязано соблюдать. Это связано собственной правовой системой, и эта зависимость закреплена в Основном законе государства. Отступая от принципа законности либо создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Курс на ускорение реформ сделать законодателя стремиться для быстрого покрытия, правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защиты граждан.

Одним из самых важных условий совершенствования законодательства является освоение системы определенные требования к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, разработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной технике.

Узнать стоимость работы