Государственный долг и управление им в современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 2323 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 16.02.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственной долговой политики 4
1.1. Сущность долговой политики 4
1.2. Методы долговой политики 7
2. Анализ долговых отношений России и перспективы их развития 10
2.1. Анализ государственного долга России 10
2.2. Показатели долговой устойчивости 12
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Согласно долговой политике на 2015 год, госдолг будет расти с каждым годом. Соответственно, будут расти и расходы на обслуживание долга. В этом случае рассматривать запас долговой прочности России как безусловный не совсем правильно.Во-первых, несмотря на плановое замедление темпов роста государственного долга, обслуживание и погашение долга будет занимать большую долю расходов бюджета. Во-вторых, макроэкономическая ситуация, сложившаяся на данный момент, с замедлением темпа роста и девальвацией рубля. В случае дальнейшего ухудшения ситуации и падении цен на нефть, Российская Федерация рискует недополучить большую часть доходов. Например, падение цен на нефть на 10 долларов повлечет за собой потерю государственных доходов на 0,6 триллионов рублей. В-третьих, не стоит исключать возможность потери страной Резервного фонда в случае наступления кризиса или того же падения цен на нефть. При потере важнейшей «подушки безопасности» не останется другого выхода, кроме как занимать средства, что повлечет за собой повышение цен заемного капитала и расходов на его обслуживание. В-четвертых, если макроэкономическая ситуация повлечет за собой катастрофическое падение цен на нефть, стране придется изыскивать новые источники покрытия государственных расходов. Ими, потенциально, могут стать средства ФНБ, повышение налогов или средства от приватизации. Использование средств ФНБ оставит без финансирования хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда РФ. Повышение налогов приведет к социальной нестабильности, а приватизация будет носить глубоко коньюктурный характер, сильно зависящий от ситуации внутри страны.Таким образом, при реализации негативного сценария развития, заемные средства станут главным источником покрытия расходов бюджета.Развитие государственных гарантийГосударственные гарантии на данном этапе являются важнейшим инструментом проведения долговой политики. Без них последнее время не обходится ни одна государственная программа или стратегия развития, где всегда имеется ссылка на определенный объем государственных гарантий, как одного из источников поддержания финансирования. Государственные гарантии призваны стать неким «антикризисным инструментом», позволяющим организациям беспрепятственно привлекать заемные средства.Государственные гарантии прямо влияют на долговую политику. Во- первых, значение имеет определение направлений использования госгарантий. Сегодня некоторые сложности вызывают госгарантии без права регрессного требования, которые не только имеют вполне реальную перспективу отнесения части долга на расходы бюджета в случае невозврата принципалом средств бенефициару, но и стимулируют развитие иждивения.Во-вторых, государственные гарантии затрудняют проведение процесса бюджетного планирования, так как чаще всего точная сумма контракта или проекта неизвестна. В-третьих, наличие государственных гарантий принуждает органы власти замораживать некоторые средства, резервируя их для выплаты государственных гарантий в случае необходимости. Эти средства могли стать бюджетными ассигнованиями и быть направлены на другие важные цели.Учитывая все изложенное, стоит сказать, что долговая политика должна принимать во внимание высокие темпы развития государственных гарантий и, соответственно, своевременно модернизировать принципы управления условной задолженностью государства.ЗаключениеГосударственный долг является достаточно большой проблемой современного мира. Ведущие экономисты мира предупреждают о скорой гиперинфляции.Западные государства извлекают большую пользу от доверия всего мира к их валютам, ведь многие, если не все страны мира, используют евро и доллар как резервные валюты и как основное средство для совершения платежей. Такая ситуация позволяет странам запада стимулировать свою экономику в ущерб экономикам других стран. В скором времени данная система может рухнуть, и западные страны в своем развитии экономики могут стать странами «третьего мира». Уже сейчас в результате портящихся отношений с Россией они все глубже закапывают себя в эту долговую яму.В целом лучший метод регулирования государственного долга - это не влезать в долги, жить «по средствам и по доходам», восполняя бюджет за счет внутреннего производства.Согласно Государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами» система управления государственными финансовыми ресурсами в стране характеризуется недостаточно эффективным механизмом контроля. Основными причинами недостаточного уровня государственного финансового контроля являются: - отсутствие системной методической базы контроля за эффективностью расходования бюджетных средств; - недостаточно налаженная система взаимодействия между органами государственного (муниципального) финансового, аудиторского контроля и правоохранительными органами, а также отсутствие регламентации информационных обменов, которые устанавливают общие требования к порядку и формату обмена информацией; - отсутствие установленных законодательно мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; - отсутствие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих понятие и систему, формы, методы и объекты государственного и муниципального финансового контроля.Решение существующей проблемы государственного долга – путь к возможной макроэкономической стабилизации в стране. Ведь именно от этого зависят «состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат». В добавлении к этому следует принимать во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему в качестве политического давления на Россию. Из вышесказанного следует, что грамотное урегулирование государственного долга выступает в виде фактора национальной безопасности, и, как следствие, условием проведения самостоятельной внутренней и внешней политики.В ближайшие годы могут наблюдаться повышенные внешние риски и связи со стагнацией мировой экономики, возможным снижением цен на нефть и другими факторами. Для увеличения внутренних накоплений, которые так необходимы российской экономике, существуют два пути решения. Суть первого в усилении административного контроля за финансовыми потоками, которое должно быть дополнено ужесточением законодательством. Осуществление таких мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала, а именно в занижении экспортной цены, расчеты через оффшоры, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенной ценой, невозврата валютной выручки, коррупции на таможне. Для второго характерно осуществление системных институциональных изменений (они создают благоприятный климат). Таким образом, управление внешним долгом России осуществляется в соответствии с долговой стратегией. При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.Мы считаем, что основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:-сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;-оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;-оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;-рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;-повышение эффективности использования заемных средств.До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований.Список использованных источников и литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).Основные направления долговой политики на 2013-2015 гг.Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 гг.Прогноз социально-экономического развития России на период 2014-2016 гг.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2004 № 76н «О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. М.: Инфра-М, 2010. 284 сМалиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.Толмачева О.В. Повышение конкурентоспособности рынка государственного долга РФ//ECONOMIC SCIENCES. 2015. № 6. С. 194-199.Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal.Сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm.Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=vestnik.Электронный бюджет [Электронный ресурс].Режим доступа: http://budget.gov.ru.

Список использованных источников и литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
Основные направления долговой политики на 2013-2015 гг.
Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 гг.
Прогноз социально-экономического развития России на период 2014-2016 гг.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2004 № 76н «О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».
Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. М.: Инфра-М, 2010. 284 с
Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
Толмачева О.В. Повышение конкурентоспособности рынка государственного долга РФ//ECONOMIC SCIENCES. 2015. № 6. С. 194-199.
Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal.
Сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm.
Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=vestnik.
Электронный бюджет [Электронный ресурс].Режим доступа: http://budget.gov.ru.

Вопрос-ответ:

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это совокупность обязательств государства перед кредиторами (физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями), которые были взяты в качестве кредитов или займов и должны быть погашены в определенные сроки.

Какие методы долговой политики применяются в России?

В России применяются различные методы долговой политики, включающие в себя выпуск государственных займов и облигаций, привлечение кредитов от международных организаций, использование резервных фондов и других источников финансирования. Также проводятся меры по обеспечению долговой устойчивости, такие как управление государственными расходами и налоговой политикой.

Какие показатели характеризуют долговую устойчивость России?

Долговая устойчивость России характеризуется такими показателями, как уровень государственного долга по отношению к ВВП, уровень платежеспособности государства, способность правительства обслуживать и погашать задолженность, а также стабильность финансовой системы. Все эти показатели являются важными для оценки финансовой устойчивости государства.

Какие перспективы развития долговых отношений в России?

Перспективы развития долговых отношений в России зависят от различных факторов, таких как экономическое развитие страны, уровень государственных расходов, состояние международных рынков и многое другое. Важно управлять государственным долгом с учетом этих факторов и принимать меры для обеспечения финансовой стабильности.

Почему государственный долг России будет расти с каждым годом?

Государственный долг России будет расти с каждым годом из-за необходимости привлекать новые финансовые ресурсы для финансирования различных государственных программ и проектов, а также для обеспечения стабильного функционирования государственного аппарата. Это связано с увеличением государственных расходов и не всегда возможностью полностью покрывать их собственными средствами.

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это совокупность задолженностей государства перед внутренними и/или внешними кредиторами.

Какое значение имеет государственный долг для экономики России?

Государственный долг играет важную роль в экономике России. Он позволяет привлекать дополнительные средства для финансирования бюджетных расходов, в том числе на реализацию социальных программ и инфраструктурных проектов. Однако высокий уровень государственного долга может создавать проблемы, связанные с невозможностью его своевременного погашения и уплаты процентов.

Какие методы используются при управлении государственным долгом?

Управление государственным долгом включает использование различных методов, таких как эмиссия государственных ценных бумаг, переструктуризация долга, сокращение бюджетных расходов, привлечение зарубежных инвестиций и другие.

Какова ситуация с государственным долгом в России?

Согласно анализу, государственный долг России растет с каждым годом. Это вызвано, в том числе, нехваткой средств из-за санкций и падения цен на нефть. Однако, при этом, показатели долговой устойчивости остаются на достаточно низком уровне.

Какие перспективы развития государственного долга в России?

Перспективы развития государственного долга в России зависят от множества факторов, таких как экономическая ситуация, политические решения, уровень инфляции и многое другое. Однако, в настоящий момент, ситуация с государственным долгом России остается достаточно сложной и требует внимания со стороны правительства.

Какая основная цель государственной долговой политики?

Основная цель государственной долговой политики – обеспечение финансирования государственных расходов и поддержание устойчивого уровня долговой нагрузки на государственный бюджет.