Реализация дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 2727 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 27.02.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы организации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ 5
1.1. Сущностная характеристика дидактической игры 5
1.2. Виды дидактических игр, применения в образовательной детальности ДОУ 8
Выводы 13
Глава 2. Обобщение опыта работы по реализации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ 14
2.1. Особенности проведения дидактической игры в образовательной деятельности ДОУ 14
2.2. Комплекс дидактических игр применяемых в образовательной деятельности ДОУ 21
Выводы 25
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Это играет важную роль, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.Комплекс дидактических игр применяемых в образовательной деятельности ДОУВ работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он – участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим (5, с. 73).Использование дидактических игр в формировании у детей дошкольного возраста представлений о величине и измерении объектов действительности является целесообразным по той причине, что только на основе собственного практического действия такие дети могут научиться измерять и сравнивать предметы на глаз, делать словесный вывод о величинных отношениях между ними. В играх важно организовать чувственный опыт ребенка, то есть дать ему возможность ощущать разность величин, действуя с предметом, рассматривая его. Закреплять представления о величине можно на различных предметах, предложив детям сравнить их по размеру, подобрать парные игрушки по величине. Пособием может служить строительный материал, разноцветные кольца, шары, кубики, а также сюжетные игрушки (5, с. 74).Для формирования у дошкольников умения соотносить предметы по величине на основе зрительного восприятия можно предложить следующие игры (в порядке усложнения): «Помоги кукле и мишке», «Лото», «Ежи и зонтики», «Найди такое же колечко», «Где такие?» (2, с. 7).В игре «Помоги кукле и мишке» детям предлагается опустить геометрические фигуры в большие отверстия и маленькие фигуры – в маленькие отверстия. В процессе игры дети учатся обращать внимание на величины предметов, делать ее значимым признаком в своей деятельности. Для создания мотивации в игру вводятся персонажи – кукла и мишка. В следующей игре – «Лото» детям необходимо соотнести изображения предметов на карточках по величине. Для этого нужно зрительно определить размер предмета и правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький.В игре «Ежи и зонтики» дети учатся соотносить объекты по величине и выделять величину в качестве значимого признака. Для создания положительной мотивации в игру включается сказочный сюжет. Дети должны соотнести между собой трафареты ежей и зонтиков четырех величин.Дидактическая игра «Найди такое же колечко» заключается в том, что у каждого ребенка есть по одному набору колец от пирамидок. Дети должны сравнивать кольца друг с другом и находить одинаковые на основе зрительного анализа их величины (колечки отличались только по размеру).В игре «Где такие?» дети продолжают учиться соотносить предметы по величине, проверяя правильность выбора путем их наложения друг на друга. В игре используются трафареты мячей, домиков и других предметов разных размеров. Детям необходимо найти изображение какого-либо предмета заданной величины (образец находился в наборном полотне, а трафареты – перед детьми). Свой выбор дошкольники проверяют способом наложения. В процессе игровой деятельности дети ярко выражают социальные чувства, чаще всего они стремятся делать все сообща. Дидактические игры укрепляют их коллективные эмоции и коллективные переживания. Для того, чтобы успешно проводилась вся воспитательная работа с детьми, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Дидактические игры позволяют выявлять черты характера каждого ее участника, как положительные черты, такие как настойчивость, целеустремленность, честность и прочее, так и отрицательные черты, такие, как эгоизм, упрямство, хвастливость. Часто предпочтение ребенком той или иной игры показываетособенности проявления его индивидуальности(2, с. 7).В ходе игры легко отметить, что одни дети многое знают, смело отвечают на вопросы, действуют достаточно уверенно, другие знают гораздо меньше и держатся несколько в стороне, замкнуты. В связи с этим необходимо обратить внимание не только на саму игру, но и группировать детей по их предрасположенности к играм, чтоб в дальнейшем, на определенном уровне развития, попробовать раскрыть их в играх прежде слабо затрагивавших их воображение. Трудно выявлять индивидуальные особенности замкнутыхдетей, которые ведут себя малоактивно. Такие дети предпочитают оставаться в роли наблюдателей за игрой, болельщиков. Они опасаются, что могут не справиться с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. В данном случае все зависит от воспитателя, поскольку, играя вместе с детьми можно незаметно дать им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. Игра выявляет и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. Так, с помощью выявления отношения детей к дидактическим играм, посредством этих же игр устраняется нежелательные проявления в характере воспитанников, здесь значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения (8, с. 27).Основные из них:- формирование системы научных знаний о природе и обществе;- развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, подсознательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда:- воспитание подсознательных интересов, любознательности;- формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи (8, с. 27).Именно с помощью дидактических игр эти задачи умственного воспитания успешно решаются. Необходимо учитывать меру программного содержания и конкретные задачи умственного воспитания, которые разрешаются в каждой отдельной игре. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий. (Например, в игре «Спрячь шарик в ладошках» ставится задача - обратить внимание детей на то, что шары или мячи имеют разную величину.Это и составит программно-дидактическое содержание).В содержание дидактической игры входят: дидактическая задача (определяется программой воспитания), игровая задача (цель конкретной игры), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог.Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом.Благодаря правилам игры (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно-образовательным процессом. Это правила: действовать по очереди; отвечать, когда спрашивают; слушать товарища; не мешать другим в игре; выполнять правила; честно признаваться в ошибке и т.д. (8, с. 28)Выводы1. Организация дидактических игр в ДОУ тесно связаны с их задачами, именно дидактические задачи и определяют использование тех или иных методов организации и руководства дидактической игрой. Применение различных приемов руководства дидактической игрой также зависит от возраста детей, с которыми проводится игра. Чем старше дошкольники, тем больше им дается самостоятельности.2. При проведении дидактической игры воспитатель разрабатывает план действий для достижения поставленной цели в игре. Игры, направленные на умственное развитие дошкольников, следует планировать в таких разделах, как ознакомление с окружающим миром и развитие речи, физическое и музыкальное воспитание, элементарные математические представления. Для правильного применения дидактических игр воспитателям нужно самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном воспитании детей. ЗаключениеДидактические игры – это разновидность игр, которая имеет строго определенные правила, специально созданные с целью обучения и воспитания детей и направленные на решение определенных задач. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Часто дидактические игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. По используемому материалу дидактические игры делятся на: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры. По организации дидактических игр выделяют: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).Использование системы дидактических игр, разнообразных по воспитательно-образовательному содержанию, способствует гармоничному развитию ребенка. Личностно-ориентированный подход к обучению ставит в центр образовательного процесса ребенка с его способностями, потребностями, мотивами, неповторимостью индивидуальности формирующейся личности. При этом обучение строится как специально организованная деятельность, в которой развивается его субъектность. Это предполагает не только учет и опору на новообразования предшествующего этапа развития, но и востребованность, продвижение вперед личностных характеристик ребенка. Важно создавать условия для раскрытия духовно-интеллектуальных возможностей детей и запуска механизма саморазвития формирующейся личности, уважающей себя и уважаемой другими, принимающих других как ценность.Список используемой литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2009.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 2009.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2010.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2014. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – М.: "Начальная школа", 2012. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой – М., 2009. Дыбина О.В. Игра – путь к познанию предметного мира // Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский Дом «Зимородок», 2012. Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой – М., 2010. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т. – М., 2010. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10 Программа воспитания и обучения в детском саду // Под.ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2011.Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 2009. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. — М.: ФОРУМ, 2009.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2009.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 2009.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2010.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
6. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. – М.: Дрофа, 2010.
7. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2014.
8. Волошкина М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. – М.: "Начальная школа", 2012.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой – М., 2009.
10. Дыбина О.В. Игра – путь к познанию предметного мира // Школа эстетического воспитания. – М.: Издательский Дом «Зимородок», 2012.
11. Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой – М., 2010.
12. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т. – М., 2010.
13. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10
14. Программа воспитания и обучения в детском саду // Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2011.
15. Развитие общения у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 2009.
16. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. — М.: ФОРУМ, 2009.

Вопрос-ответ:

Какая цель ставится при реализации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ?

Целью реализации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ является повышение эффективности образовательного процесса путем активизации учебно-познавательной деятельности детей.

Какие виды дидактических игр могут использоваться в образовательной деятельности ДОУ?

В образовательной деятельности ДОУ могут применяться различные виды дидактических игр, такие как игры-развлечения, игры-задачи, игры-тренажеры, игры-моделирования и другие.

Какие особенности проведения дидактической игры в образовательной деятельности ДОУ?

Особенности проведения дидактической игры в образовательной деятельности ДОУ включают подбор игры, соответствующей возрастным особенностям детей, определение целей и задач игры, организацию деятельности детей во время игры, анализ и обсуждение результатов игры.

Каковы преимущества использования дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ?

Использование дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ позволяет развивать у детей общие и специальные знания, умения и навыки, активизировать их учебно-познавательную деятельность, развивать творческое мышление и коммуникативные навыки, формировать социальные и морально-нравственные качества.

Какие выводы можно сделать на основе опыта работы по реализации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ?

На основе опыта работы по реализации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ можно сделать вывод о положительном влиянии игровой формы обучения на образовательный процесс, о необходимости грамотного подхода к выбору и организации игр, а также о важности регулярного анализа и обсуждения результатов игр.

Какие основные теоретические основы лежат в основе организации дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ?

Организация дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ основывается на таких теоретических основах, как педагогика, психология, дидактика. Педагогика предоставляет методологический фундамент для организации образовательного процесса, психология помогает понять особенности развития и обучения детей, а дидактика предоставляет инструменты и методы эффективного преподавания. Реализация дидактических игр в образовательной деятельности ДОУ базируется на объединении этих теоретических подходов, чтобы создать стимулирующую и интеллектуально развивающую среду для детей.

Какова сущностная характеристика дидактической игры?

Сущностная характеристика дидактической игры подразумевает, что игра является специально организованной деятельностью, направленной на обучение и развитие детей. Она основана на определенных целях и задачах, которые педагог ставит перед детьми. Дидактическая игра должна иметь содержательную структуру, которая позволяет детям получать новые знания и навыки и применять их на практике. Она также предполагает активное участие детей, взаимодействие с педагогом и другими детьми, а также создание благоприятной и мотивирующей образовательной среды.

Какие виды дидактических игр могут использоваться в образовательной деятельности ДОУ?

В образовательной деятельности ДОУ могут использоваться различные виды дидактических игр. Например, это могут быть игры-упражнения, которые помогают усвоить и закрепить определенные знания и навыки. Также можно использовать игры-ситуации, которые позволяют детям применять полученные знания на практике в определенных ситуациях. Другой вид дидактических игр – это ролевые игры, которые развивают коммуникативные и социальные навыки у детей. Игры-тренинги направлены на развитие определенных навыков, таких как логическое мышление или творческое мышление. Важно подбирать и адаптировать игры с учетом возрастных особенностей детей и целей образовательной программы.

Что такое дидактические игры?

Дидактические игры - это игры, которые используются в образовательной деятельности дошкольных учреждений (ДОУ) для достижения образовательных целей и развития детей.