Логопедическая работа по развитию понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 6565 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 15.04.2016
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ …5
1.1. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ 5
1.2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 11
1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ …27
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 30
2.3. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63



Фрагмент для ознакомления

В коррекционной логопедической работе должны быть реализованы и следующие принципы:
1.Последовательность (от простого к сложному).
2.Системность.
3.Наглядность и занимательность. Дошкольники нуждаются в наглядной, занимательной форме представления материала. В такую форму должно облекаться каждое задание.
Воспитатель совместно с логопедом должен активно участвовать в коррекционном процессе, способствуя развитию понятий у дошкольников с ОНР. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это указанные принципы системности и последовательности, а также - принцип индивидуального подхода. Воспитатель с помощью логопеда подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, нацеленный на развитие выявленных особенностей понятий.
Формирование понятий у ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.
При подборе развивающих заданий рекомендуется опора на игровые способы коррекции, описанные в теориях игры Д.Б.Эльконина и др. У дошкольников основная деятельность – это игра. Поэтому игра должна являться ведущим средством коррекции нарушений в развитии понятий у детей с ОНР.

План работы по развитию понятий
Дата Игра Цель Ноябрь «Подбери картинку» классификация предметов (овощи - фрукты) «Сравни предметы» определение отличий и общего у предметов «Назови одним словом» развивать понятия «Оденем куклу» Развитие дифференцирования понятий на примере темы «Одежда, обувь» - осень Декабрь «Назови части общего понятия» развивать понятия Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» выделение существенных признаков предмета, уточнение значения обобщающих слов «Я знаю пять слов» развитие понимания родовидовых отношений между словами Игра с мячом «Овощи-фрукты» выделение существенных признаков предмета, уточнение значения обобщающих слов Январь «Я собрал в огороде овощи» развивать понятия «Подбери картинку» классификация предметов (одежда - обувь) «Найди лишний предмет» развитие навыков классификации «Оденем куклу» Развитие дифференцирования понятий на примере темы «Одежда, обувь» - зима Февраль Игра с мячом «Живое-неживое» выделение существенных признаков предмета, уточнение значения обобщающих слов «Найди лишнее слово (среди имен прилагательных)» развитие навыков классификации Игра с мячом «Дикие – домашние животные» выделение существенных признаков предмета, уточнение значения обобщающих слов «Найди лишнее слово (среди глаголов)» развитие навыков классификации Март Игра с мячом «Одежда – обувь» выделение существенных признаков предмета, уточнение значения обобщающих слов «Чудо-дерево» развитие дифференцирования понятий на примере темы «овощи – фрукты» Игра с мячом «Птицы – насекомые» выделение существенных признаков предмета, уточнение значения обобщающих слов «Путешествие по разным странам» развитие дифференцирования понятий на примере темы «транспорт» Апрель «Зоопарк для птиц и животных» развитие дифференцирования понятий на примере темы «Птицы и животные» «Чудо-дерево» развитие дифференцирования понятий на примере темы «хлеб-молоко» «Переезд на новую квартиру» развитие дифференцирования понятий на примере темы «Мебель, посуда, одежда» «Оденем куклу» Развитие дифференцирования понятий на примере темы «Одежда, обувь» - весна
Описание игр.
Дидактические игры можно успешно использовать для развития понятий у дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями.
Приведем примеры игр, которые можно использовать для развития понятий у детей с ОНР.
1. «Подбери картинку»
Цель: классификация предметов (овощи - фрукты; одежда – обувь).
Оборудование: картинки.
Инструкция: Подбери картинку к словам.
2. «Сравни предметы»
Цель: развивать понятия.
Оборудование: предметы и картинки.
Инструкция: объяснить, чем отличаются предметы и что у них общего: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.
3. «Назови одним словом»
Цель: развивать понятия.
Инструкция: после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
4. «Назови части общего понятия»
Цель: развивать понятия и лексику.
Инструкция: Назови части:
- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
5. Игра «Съедобное – несъедобное»
Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета, уточнение значения обобщающих слов.
Ход игры. Ведущий произносит определенное слово и бросает мяч одному из игроков. Если назван плод, продукт питания или иной съедобный объект, ребенку нужно мяч поймать. В другом случае игрок от мяча уклоняется.
Аналогично проводятся игры «овощи-фрукты», «живое-неживое», «Дикие – домашние животные», «Одежда – обувь», «Птицы – насекомые» и др.
6. Игра «Я знаю пять слов»
Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родо-видовых отношений между словами.
Ход игры. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
7. Игра «Я собрал в огороде овощи»
Цель: развивать понятия.
Инструкция и ход игры. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.
8. Игра «Найди лишний предмет».
Цель: расширение навыков классификации у детей.
Инструкция и ход игры. Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя:
- совок, ведерко, песок, глина, мяч;
- стол, ковер, шкаф, стул, табурет;
- шуба, платок, шарф, туфли, шляпа;
- слива, яблоко, огурец, персик, груша;
- медведь, кошка, белка, лиса, заяц.
9. Игра «Найди лишнее слово (среди имен прилагательных)».
Цель: развитие навыков классификации у детей.
Инструкция и ход игры. Назови «лишнее» слово:
грустный, глубокий, печальный, унылый;
храбрый, отважный, звонкий, смелый;
желтый, зеленый, красный, сильный;
слабый, хрупкий, ломкий, долгий;
10. Игра «Найди лишнее слово (среди глаголов)».
Цель: развитие навыков классификации у детей.
Инструкция и ход игры. Назови «лишнее» слово: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел.
Предлагается для развития понятий использовать и сюжетно-дидактические игры.
Для систематизации знаний детей о существенных признаках родовых понятий рекомендуется развивать представления дошкольников о признаках различных предметов одного вида, а также о существенных признаках предметов разных видов, которые составляют родовое понятие.
Необходимо разнообразить игровые сюжеты, нами предлагаются:
- чудо-дерево, на котором дети отыскивают необходимые им предметы;
- воображаемое путешествие на различных видах транспорта по разным континентам;
- открытие для диких животных зоопарка;
- поможем Незнайке, который поступает в школу, подготовить необходимые ученику предметы;
- мы въезжаем в новую квартиру, подбираем мебель;
- ждем гостей, накроем на стол и прочие сюжеты.
Опишем некоторые сюжетно-дидактические игры.
1. Игра «Чудо-дерево».
Цель: развитие дифференцирования понятий на примере темы «овощи – фрукты».
1 вариант. Оборудование, материал: чудо – дерево, на котором висят изображения часто применяющихся фруктов и овощей. Для успешного дифференцирования понятий изучаемый материал дополняется предметами, близкими по родам.
К овощам и фруктам можно добавить грибы, а также инструмент, необходимый огородникам для выращивания овощей: лопата, грабли, вёдра, мотыга. Такое дополнение предметов обостряет восприятие детьми их существенных признаков.
Ход игры.
Сначала дети отбирают фрукты и овощи, выделяя три основных признака: кто их вырастил, где они выросли и для чего человек их вырастил. Так дети устанавливают, что все фрукты - различные по форме, по вкусу, по цвету, по запаху, по твёрдости, по сочности, но у всех фруктов одинаковое то, что все они выращены человеком, выросли в саду, нужны чтобы есть.
Подобно этому различные по внешним признакам виды овощей имеют общие признаки: все они выращены человеком, выросли в огороде, нужны для еды.
Если кто-то из детей возьмет гриб и отнесет его к овощам, нужно уточнять: где вырос гриб? В лесу, его не выращивает человек, он сам растёт после дождика.
Детям надо объяснить, что ошибка произошла от того, что во внимание был принят лишь один признак – овощи и грибы едят.
Такой подбор для игры различных предметов обостряет понимание детьми того, что отбирать предметы нужно не по одному существенному признаку, а по нескольким.
В процессе игры могут быть продуманы различные игровые правила, обязывающие детей, например, назвать как существенные признаки, так и сами обобщающие понятия: фрукты или овощи: «Тебе с чудо-дерева разрешается снять только один фрукт после его названия и описания, а затем ты можешь его положить на блюдо, но лишь после того, как подробно объяснишь, почему он относится к фруктам».
Чтобы игра у детей получилась, можно кроме объяснения ее правил использовать пробную игру, где дается образец действий, предусмотренных правилами игры. Например: «Я хочу снять с чудо-дерева айву. Айва душистая, желтая, покрыта ворсинками, по форме похожа на грушу, из неё можно варить вкусное варенье».
После этого с чудо-дерева айва снимается. «А теперь, чтобы положить на блюдо айву, я говорю: айва - фрукт, потому что она выросла на дереве в саду, люди её вырастили, чтобы есть».
После образца детям снова напоминаются правила:
1. Прежде чем овощ или фрукт снять с чудо-дерева, надо его назвать.
2. Описать, какой он, где выращен.
3. Описать, как люди его применяют.
Все эти приёмы: образец, план, напоминание - назвать главные признаки овощей или фруктов, способствуют правильным описаниям признаков детьми, оживляет представления детей об индивидуальных признаках каждого овоща и фрукта, а также о существенных признаках их родовых понятий.
Для создания интереса к игре вводятся игровые действия, которые увлекают детей и облегчают выполнение игровой задачи:
- самостоятельно снимать предмет с дерева;
- выбирать правильно блюдо (на одно блюдо складывать овощи, на другое фрукты);
-принятие роли огородника или садовода, в зависимости от того, овощ или фрукт ребёнок снял.
Чтобы в конце игры дифференцировать все фрукты и овощи, а также огородный инвентарь, остальным детям, которые не успели сделать описание, предлагается снять что-либо и положить на блюдо. Это позволяет увидеть эффективность всех компонентов сюжетно-дидактической игры, скорректировать при необходимости ее правила.
2 вариант. Подобным образом можно провести игру с хлебно-молочным чудо – деревом.
В этой игре детей учат дифференцировать понятия: молочные и мучные продукты. Дети называют понравившееся молочное или мучное изделие и описывают его вкус, внешний вид, из чего оно изготовлено.
Чтобы усваиваемые понятия детьми были осмыслены лучше, для сравнения вводятся предметы близкого рода, но которые не могут быть к нему отнесены. Например, на чудо-дереве дети видят колосья. В этой ситуации дети усваивают, что сами по себе колоски мучным продуктом называться не могут, так как их не изготовили, их не едят, они выросли в поле.
Это ещё раз подчеркивает, что у мучных продуктов не один, а несколько существенных признаков: они изготовлены людьми из муки, их едят.
Для выделения существенных признаков «молочных продуктов» на чудо-дерево можно поместить пакет от молока. Взрослый вместе с детьми решают, чем молоко отличается от молочных продуктов. Так, дети уточняют, что человек не изготавливает молоко, оно есть в природе, его даёт корова. Из этого молока человек изготавливает молочные продукты, добавляя к нему другие вещества или перерабатывая молоко по-разному.
На чудо-дереве может висеть также колбаса для уточнения представлений детей о том, что есть и мясные продукты.
В этой игре также вводятся игровые правила, которые детей обязывают группировать и называть вид продукта осознанно. Игровые действия для создания интереса детей разнообразятся, например, вводятся действия после описания относить продукт в молочный или хлебный «магазин».
Игра «Путешествие по разным странам».
Цель: развитие дифференцирования понятий на примере темы «транспорт».
Оборудование: глобус, игрушки – транспорт.
Ход игры.
Чтобы детям было легко представлять, где именно они путешествуют, внесится глобус, на котором дети увидят Россию, а затем те страны, на которые они отправятся.
Вся игра должна быть наполнена действиями, оживляющими представления детей о транспорте и его существенных признаках: дети готовят самолёты, осматривают транспорт, располагают самолёты на взлётном поле таким образом, чтобы авария не произошла, заводят мотор самолёта, убирают шасси, выбирают направление полёта, изображают грозу, гром, ветер и прочее.
Можно строить воздушный шар или теплоход.
Езду на велосипеде дети изображают вращениями лёжа на спине.
Правила игры требуют, чтобы дети называли части самолёта: «Если вы назовёте части самолёта, то жители острова, куда мы приехали, споют песню».
Так вводится правило, которое делает необходимым выделять и называть части видов транспорта. Детям также предлагается выполнить различные игровые действия, которые оживляют представления о существенных признаках видов транспорта.
Путешествия на транспорте по воздуху, по воде, по морю, по земле, помогает детям лучше выделить существенные признаки различных обобщающих понятий, а также дифференцировать транспорт внутри родового понятия: наземный, воздушный, водный.
Кроме того, возникающие у путешественников препятствия в ходе игры: гроза повредила вертолёт, приходиться пересаживаться на воздушный шар, усиливают интерес к игре, а также уточняет существенные признаки одного рода, но различного вида. Например, самолёту нужно для разбега лётное поле, он летит в воздушном пространстве, а вертолёту - для разбега поле не требуется, он взлетает вверх сразу, значит им можно пользоваться в горах, где путешественники случайно оказались в связи с повреждением другого транспорта.
Игра «Зоопарк для птиц и животных».
Цель: развитие дифференцирования понятий на примере темы «Птицы и животные».
Оборудование: игрушки или картинки.
Ход игры.
Расширение представлений о домашних и диких животных и дифференциация этих понятий проходит в игровой форме: дети открывают зоопарк.
Сравнивая домашних и диких животных по среде обитания, по разным признакам, по роли в их выживании человека, дети уточняют существенные признаки: без человека домашние птицы и животные выжить не могут, человек заботится об устройстве их жилья, пропитании и прочее.
Дети осознают, что диким птицам и животным на воле живётся лучше. Природа даёт им жильё и корм, а некоторым видам жильё не требуется.
Чтобы не пропал интерес детей к дифференцировкам понятий, нужно правила игры менять.
Так, дикие животные в зоопарк располагаются с правилом, обязывающим детей назвать, чем питается, где живёт, нуждается или нет в помощи человека. Домашних животных позволялось во двор к людям поместить при условии, если дети называют их жилища: коровник, конюшня, свинарник, курятник, хлев, овчарня, конура. Общим признаком является и то, что дети называют всех членов звериной семьи. Например: львица, лев, львята; корова, бык, телёнок.
В итоге все компоненты такой игры способствуют развитию понятий, выделению существенных признаков родовых и видовых обобщений.
Игра «Переезд на новую квартиру».
Цель: развитие дифференцирования понятий на примере темы «Мебель, посуда, одежда».
Оборудование: игрушки или картинки.
Ход игры.
Сначала дети упаковывают мебель, головные уборы, предметы посуды, головные уборы и прочее на старой квартире, чтобы перевозить их было легко. У каждого ребёнка по два предмета или картинки. Детям умышленно дают предметы близких видов, которые они могут перепутать: чашку – стакан, чашку – кружку, чайник – кофейник, берет – бескозырку, платок – косынку. Дети получают инструкцию: «будьте внимательны, не перепутайте, многие вещи здесь похожи, для упаковки вы будете подавать только лишь названную мною вещь».
Умышленно из пары называется лишь один предмет. Так детей учат дифференцировать предметы, которые имеют разное название, а внешне похожи. Это способствует развитию видовых понятий.
Правило игры обязывает называть предметы, а не только их узнавать,: дети проверяют все ли вещи упакованы, проговаривая названия предметов ещё раз. При этом они называют второй предмет, бывший в паре с первым, и отдают его в упаковку.
Например, ребенок при проверке из коробки вытаскивает и называет «платок – косынка». При этом дети заинтересованы в том, чтобы ни одной картинки у них не оставалось, этим его не считают проигравшим.
Игра может состоять из разных сюжетов: например, после упаковки на старой квартире всех вещей, дети переезжают на новую и на макете данной квартиры расставляют мебель, подбирая к конкретному помещению подходящую мебель: спальне, гостиной, столовой – кухне.
Сюжет продолжается тем, что отдельных предметов мебели не хватает, дети идут в мебельный магазин за покупками. Здесь детям предлагается купить стул, скамейку, кресло или табуретку. Предмет продается, если ребёнок его выбрал и назвал правильно.
Всё это позволяет уточнить, что от стула табуретка отличается отсутствием спинки; от кресла стул отличается отсутствием подлокотников; от табуретки скамейка отличается формой сиденья.
Так в данной игре реализовывается расширение представлений не только о предметах видовых, но и родовых понятий.
Игра «Оденем куклу».
Цель: развитие дифференцирования понятий на примере темы «Одежда, обувь».
Оборудование: куклы, одежда, обувь.
Ход игры.
В игре уточняются родовые понятия: одежда, головные уборы, обувь, а также и дифференцируются видовые понятия.
В ходе игры дети делятся на подгруппы, каждая одевает в определённый сезон куклу к прогулке. Далее дети рассказывают, почему они одели куклу именно так, это способствует дифференцировке внутри родового понятия: летняя, осенняя зимняя, весенняя «одежда».
Помимо этого всем подгруппам предлагаются одинаковые предметы: вязаная шапка, берет, фуражка, бескозырка.
Каждой их групп задаются вопросы:
- Почему не надели фуражку?
- Кто её носит?
- Почему не надели бескозырку?
- Кто носит бескозырку?
- Почему вязаную шапочку, вы надели осенью и зимой?
- Почему берет вы надели весной и осенью?
Так дети усваивают, что берет голову согревает весной и осенью, но в нём холодно зимой (закрывает уши плохо), в нём жарко летом. Вязаная шапочка тёплая, в ней не холодно зимой, но будет жарко летом.
Для освоения названий разных видов головных уборов в игре используются задания: назови, что из головных уборов можно надвинуть на лоб: панамку, берет, шапку, фуражку, бескозырку.
Таким образом, подобранные игры помогают детям развить родовые и видовые понятия, уточнить их через осознание существенных признаков.

Выводы по 2 главе.

1. В результате исследования выявлено значительное различие в уровнях сформированности понятий дошкольников с ОНР, что говорит о наличии не только типологических, но и индивидуальных особенностей нарушений развития понятий у детей с ОНР. Уровень развития понятий у детей с ОНР в основном низкий и ниже среднего. Высокий уровень развития понятий не выявлен ни у кого из детей данной категории. Можно в целом сделать вывод, что понятия у старших дошкольников с ОНР развиты недостаточно. Дифференцировки родовых понятий сформированы на более низком уровне, чем видовые понятия. Обобщая понятия по родовому признаку, дети чаще всего кладут в основу один признак, либо несущественные признаки.
2. Систематическая целенаправленная логопедическая работа по дифференцированию и классификации предметов, как по видовым, так и по родовым признакам понятий у детей с ОНР позволяет достичь положительных результатов. В работе по развитию понятий должны быть реализованы следующие принципы: последовательность, системность, наглядность и занимательность, принцип индивидуального подхода. Важно постоянно поддерживать интерес к занятию и лексическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта; подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование; логопед должен включать в работу по развитию понятий воспитателей и родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе решены все исследовательские задачи и достигнута цель исследования.
Анализ литературных источников показал, что процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обобщать на основе выделения существенных признаков предметов. У детей с ОНР наблюдаются нарушения сформированности понятий: расширение родового понятия за счет неправильного включения видовых понятий; смешение понятий; сужение родового понятия; неадекватность использования обобщающих слов.
Эмпирическое исследование показало, что уровень развития понятий у детей с ОНР в основном низкий и ниже среднего; высокий уровень развития понятий не выявлен ни у кого из детей данной категории. На основе проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о неточном понимании и употреблении обобщающих слов детьми с ОНР. Даже если слово и присутствует в активном словаре ребенка, из-за недостаточного понимания его значения это слово не соотносится с обозначаемым предметом или явлением действительности. В целом мы можем сделать вывод о недостаточном количестве обобщающих слов в словаре детей с ОНР и несформированности операций обобщения, классификации. Дифференцировки родовых понятий сформированы на более низком уровне, чем видовые понятия. Обобщая понятия по родовому признаку, дети чаще всего кладут в основу один признак, либо несущественные признаки.
При этом выявили различный характер нарушений понятий у дошкольников с ОНР. Средний уровень развития понятий выявлен лишь у двух детей, уровень ниже среднего – у семи детей. По итогам эксперимента выявлена группа детей с ОНР, включающая 6 дошкольников, у которых выявлен низкий уровень развития понятий практически по всем показателям.
Это свидетельствует о необходимости проведения коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению нарушений понятий у дошкольников данной категории с учётом выявленных индивидуальных особенностей. В работе по развитию понятий должны быть реализованы следующие принципы: последовательность, системность, наглядность и занимательность, принцип индивидуального подхода.
Проведенное нами эмпирическое исследование подтвердило гипотезу исследования: у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются различные, качественно неоднородные уровни сформированности понятий, что предполагает необходимость дифференцированного подхода в определении содержания логопедической работы по развитию понятий у детей данной категории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - 3-е изд. / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
Алфёрова, О.А. Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности / О.А. Алфёрова // Логопед. – 2012.- № 2. - С. 34- 36.
Балабанова, В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М.Балабанова, Л.В.Лопатина, Р.И.Лалаева, И.А.Чистович. - СПб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
Безрукова, С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР / С.А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007. – №6. – С.49-52.
Бойкова, С.В. Содержание работы по развитию лексики и грамматического строя у дошкольников / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 6. - С. 76-82.
Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю.Борякова. – М. Астрель, 2008.
Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб: Каро, 2008. – 96 с.
Волкова, Л.С. Логопедия учебник для вузов / Л.С. Волкова, С.Н.Шаховская. - М., 1999г.
Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А.Волкова. – СПБ: Сайма, 1993. – 45 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
Голубева, Л.Р. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста / Л.Р. Голубева / Сб. Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Урунтаева Г.А. - М., 1998. – 384с.
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320с.
Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского / М.Зееман. - М.: Знание, 2004. - 217 с.
Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб: Союз, 2001. - 220 с.
Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Изд. 5, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
Мещерякова, Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова // Логопед. – 2004. – №6. - С. 34-36.
Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - СПб: Речь, 2010. – 142 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1984. –223с.
Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н.Сазонова. - М.: Академия, 2005. – 144 с.
Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.
Смага, А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дис. ... канд.пед.наук / А.А.Смага. - М., 1992. - 165 с.
Тимофеева, Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / Г.С. Тимофеева // Логопед. – 2005. – №2. - С.42-44.
Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С.Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии - 2003. – 256 с.
Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд. / Л.П.Федоренко, Т.А.Фомичева. - М.: Просвещение, 1984. – 116 с.
Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.
Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина, Т.В.Туманова. – М., Дрофа, 2009.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т.Б.Филичева // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М.Флерова. - М.: Феникс, 2006. – 319с.
Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С. 240–249.
Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. – 240с.
Эльконин, Д.Б.Психология игры.- 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А1 - Результаты исследования понятий детей с ОНР (в баллах)
№ пп. Задания Общий
балл 1 2 3 4 5 6 7 1 1 1 2 2 2 2 2 12 2 1 1 1 0 0 1 1 5 3 2 2 1 2 2 1 1 11 4 3 2 2 2 2 2 1 14 5 2 1 1 0 1 2 1 8 6 3 2 2 2 2 2 2 15 7 2 2 1 2 2 2 1 12 8 2 1 1 1 1 2 1 8 9 1 1 1 1 0 1 1 6 10 1 2 1 0 1 1 1 7 11 2 1 1 1 1 2 2 11 12 1 1 1 1 0 1 1 6 13 2 2 2 1 1 1 2 11 14 1 1 2 2 2 2 2 12 15 1 1 1 1 1 2 1 8 Ср. балл 1,67 1,40 1,33 1,20 1,20 1,60 1,33 9,73
Примечание (задания):
1 - Понимание обобщающих слов.
2 - Объяснение значения слова
3 - Развитие обобщающих понятий (видовых)
4 - Развитие обобщающих понятий (родовых).
5 - Обобщающие понятия.
6 - Классификация предметов.
7 - Группировка слов.













47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - 3-е изд. / М.М.Алексеева, Б.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Алфёрова, О.А. Активизация лексического строя речи у детей: новые возможности / О.А. Алфёрова // Логопед. – 2012.- № 2. - С. 34- 36.
3. Балабанова, В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М.Балабанова, Л.В.Лопатина, Р.И.Лалаева, И.А.Чистович. - СПб, Детство-Пресс, 2001. - С. 29-37.
4. Безрукова, С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР / С.А. Безрукова // Логопед в детском саду. – 2007. – №6. – С.49-52.
5. Бойкова, С.В. Содержание работы по развитию лексики и грамматического строя у дошкольников / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 6. - С. 76-82.
6. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю.Борякова. – М. Астрель, 2008.
7. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
8. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб: Каро, 2008. – 96 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия учебник для вузов / Л.С. Волкова, С.Н.Шаховская. - М., 1999г.
10. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А.Волкова. – СПБ: Сайма, 1993. – 45 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
12. Голубева, Л.Р. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста / Л.Р. Голубева / Сб. Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Урунтаева Г.А. - М., 1998. – 384с.
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О.Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
15. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320с.
16. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского / М.Зееман. - М.: Знание, 2004. - 217 с.
17. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В.Серебрякова. – СПб: Союз, 2001. - 220 с.
18. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
19. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Изд. 5, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
20. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
21. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико – грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР / Л.В. Мещерякова // Логопед. – 2004. – №6. - С. 34-36.
22. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
23. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - СПб: Речь, 2010. – 142 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1984. –223с.
25. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н.Сазонова. - М.: Академия, 2005. – 144 с.
26. Словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1996.
27. Смага, А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дис. ... канд.пед.наук / А.А.Смага. - М., 1992. - 165 с.
28. Тимофеева, Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / Г.С. Тимофеева // Логопед. – 2005. – №2. - С.42-44.
29. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С.Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии - 2003. – 256 с.
30. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд. / Л.П.Федоренко, Т.А.Фомичева. - М.: Просвещение, 1984. – 116 с.
31. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 96 с.
32. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркина, Т.В.Туманова. – М., Дрофа, 2009.
33. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
34. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т.Б.Филичева // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
35. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М.Флерова. - М.: Феникс, 2006. – 319с.
36. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи / С.Н. Шаховская // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - С. 240–249.
37. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. – 240с.
38. Эльконин, Д.Б.Психология игры.- 2-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.



Вопрос-ответ:

Какие аспекты развития понятий рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Особое внимание уделяется развитию понятий в онтогенезе и психолого-педагогической характеристике детей с общим недоразвитием речи.

Какие особенности развития понятий у детей с общим недоразвитием речи рассматриваются в статье?

В статье анализируются особенности развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Рассматривается психолого-педагогическая характеристика таких детей и отмечаются их специфические особенности в развитии понятий.

Каковы причины общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста?

В статье не рассматриваются причины общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Статья сконцентрирована на развитии понятий у таких детей и их психолого-педагогической характеристике.

Какие результаты эмпирического исследования представлены в статье?

Статья содержит эмпирическое исследование развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В статье представлены результаты этого исследования, анализируются особенности развития понятий у таких детей и делаются соответствующие выводы.

Какова структура статьи?

Статья состоит из 3 глав. В первой главе обсуждаются теоретические аспекты развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Во второй главе представлено эмпирическое исследование развития понятий у таких детей. В статье также имеется оглавление, в котором указана структура статьи более подробно.

Какие теоретические аспекты развития понятий у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Авторы обращают внимание на развитие понятий в онтогенезе, понятие общего недоразвития речи и особенности развития понятий у детей с ОНР.

Какова характеристика детей с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи характеризуются особыми психолого-педагогическими особенностями. Они испытывают трудности в развитии понятийного аппарата, имеют ограниченный словарный запас и понимание речи, а также затруднения с коммуникативными навыками.

Какие особенности развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Авторы обращают внимание на проблемы, связанные с формированием понятийного аппарата, словарным запасом и пониманием речи.

Какие результаты эмпирического исследования развития понятий у детей старшего дошкольного возраста описываются в статье?

В статье описываются результаты эмпирического исследования, проведенного по развитию понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Авторы изучали формирование понятийного аппарата, словарный запас и понимание речи у детей, а также оценивали эффективность логопедической работы.

Какая цель работы логопеда по развитию понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня?

Цель работы логопеда по развитию понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня заключается в формировании понятийного аппарата, расширении словарного запаса и улучшении понимания речи у детей. Логопедическая работа проводится с использованием различных методик и игровых форм.

Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?

Статья рассматривает теоретические аспекты развития понятий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В частности, речь идет о развитии понятий в онтогенезе, о понятии общего недоразвития речи и о особенностях развития понятий у детей с ОНР III уровня.

Какой возраст рассматривается в статье?

В статье рассматривается возраст детей старшего дошкольного возраста.