Ответы на вопросы по книге Эльконин Д.Б.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Возрастная психология
  • 2222 страницы
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 23.03.2016
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

1. Д.Б. ЭЛЬКОНИН «ПСИХОЛОГИЯ ИГРЫ» 3
1.1 Социальная природа игры 3
1.2 Теория игры 4
1.3 Основные функции игры 7
1.4 Историческая природа игры 8
1.5 Символизм в ролевой игре 10
1.6 Предпосылки возникновения игры 12
1.7 Структура игры 14
1.8 Уровни развития игры 15
1.9 Экспериментальные исследования роли игры в развитии произвольности… 16
1.10 Экспериментальные исследования роли игры в преодолении познавательного эгоцентризма 17
1.11 Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольника 18
1.12 Раскрытие понятий 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22


Фрагмент для ознакомления

Игровые действия развертываются последовательно, строго воссоздают реальную логику.Д.Б. Эльконин считает, что для достижения у детей высокого уровня сформированности сюжетно-ролевой игры, необходимо систематическое развитие игровых умений и навыков детей.Экспериментальные исследования роли игры в развитии произвольностиОпираясь на многочисленные исследования (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.), Д.Б. Эльконин, приходит к выводу, что в игре происходит значительная перестройка поведения ребенка, которое становится произвольным, то есть поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом, и контролируется путем сопоставления с этим образцом как эталоном.В игре ребенок отказывается от своих мимолетных желаний в пользу выполнения взятой им на себя роли. Например, исследования З.В. Мануйленко (1948), направленные на изучение произвольности поведения ребенка в игре показали, что длительность сохранения позы неподвижности у детей дошкольного возраста в ситуации выполнения роли (например, часового) значительно превышает показатели сохранения этой же позы в условиях прямого задания.По мнению Д.Б.Эльконина, психологизм магии этой роли заключается в мотивация деятельности. Выполнение роли, когда она эмоционально привлекательна, стимулирует выполнение действий, где роль находит свое воплощение. Например, как показали исследования З.В. Мануйленко, в присутствии других детей поза неподвижности (часового) выполнялась ребенком намного длительнее и более строже, чем в ситуации, когда он был один. То есть, присутствие иных лиц, как бы усиливает контроль ребенка за своим поведением. Таким образом, в игре, кроме выполнении своей роли, ребенок выполняет функциюконтроля своего поведения, то есть имеется рефлексия, поэтому игра – это школа произвольного поведения детей.Экспериментальные исследования роли игры в преодолении познавательного эгоцентризмаИзучая психологию игры Д.Б. Эльконин сделал предположение, что игра является деятельностью, где происходят основные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма».Проверку этого предположения провела В.А. Недоспасова (1972) в своем специальном исследовании, которое носило характер формирования «децентрации» у детей.Материалом эксперимента послужили исследования Ж. Пиаже, что при решении детьми задачи Вине о трех братьях ярко проявляется их эгоцентризм, суть которого заключалось в том, что ребенок может указать сколько у него братьев, но не может правильно указать, сколько братьев у кого-либо из его братьев, то есть встать на точку зрения одного из своих братьев. В экспериментах В.А. Недоспасовой, где задача о трех братьях предлагалась по отношению к чужой или условной своей семье, эгоцентрическая позиция ребенка фактически не проявлялась. В связи с чем автор исследования предположил, что «если сформировать у ребенка отношение к своей семье как к «чужой», т. е. сформировать у ребенка новую позицию, то можно снять все симптомы «познавательного эгоцентризма».Результаты эксперимента показали, что ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка – со своей индивидуальной и специфически детской – на новую позицию взрослого. Игра - это та деятельность, в которой происходят основные процессы, связанные с преодолением познавательного эгоцентризма.Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольникаТо, что игра имеет значение для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка, свидетельствуют многочисленные исследования. Например, Л.С. Выготский считал, что проблема мотивов и потребностей является центральной для понимания возникновения ролевой игры. Он указывал на существующие противоречия между рождающимися желаниями и тенденцией к их немедленной реализации. Гипотетическое решение этого вопроса было предложено А.Н. Леонтьевым (1965), который предположил, что предметный мир, который ребенок осознает расширяется, но не со всеми предметамиребенок в состоянии действовать. Для ребенка еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, иосознание выступает у него в форме действия. Поэтому в ходе осознания им предметного мира, ребенок стремится вступить в действенное отношение не только с доступными ему вещами, он пытается действовать как взрослый.Но, Д.Б. Эльконин считает, что сколько бы ребенок не входил в роль взрослого, он все же чувствует себя ребенком. Эмоционально сопоставляя себя со взрослым, он обнаруживает, что не взрослый. И сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, поэтому возникает новый мотив -стать взрослым и реально осуществлять его функции. И значение игры, по Д.Б. Эльконину, не ограничивается лишь тем, что у ребенка возникают новые мотивы деятельности, важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. То есть, в игре происходит переход от мотивов, которые имеют форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, которые имеют форму обобщенных сознательных намерений.Раскрытие понятийРоль - многочисленные наблюдения исследователей за игрой детей свидетельствуют, что главным в их игре является роль, которую берет на себя ребенок. Например, Дж. Селли писал, что сущность детской игры заключается в исполнении какой-нибудь роли. И с ним согласны фактически все исследователи, занимавшиеся изучением детских игр дошкольников.Д.Б. Эльконин считает, что роль – это основная единица игры, которая представляет собой мнимую ситуацию, где «ребенок берет на себя роли других людей и реализует типичные для них действия и отношения в игровых условиях [1,с. 5].Игровое действие - это действие по выполнению роли, действие со значением, которое имеет изобразительный характер, и свободно от операционально-технической стороны. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия (или заместители). В игре нужен товарищ, при его отсутствии, игровые действияне имеют смысла, так как смыслигровых действий рождается из отношения к другому человеку. Линия развития игровогопроисходит от операциональной схемы действия к человеческому действию, которое имеет смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. Замещение - это существенно важный компонент игры, который заключается в переносе значений с одного предмета на другой. Замещение одного предмета другим происходит в игре на основе возможности произвести с игровым предметом действие, которое необходимо для развертывания игровой роли. Благодаря замещению происходит утеря в действии его конкретности, его операционально-технической стороны и превращение его в изобразительное, передающее только его общее назначение (кормление, уход за больным, умывание и т. п.) [1,с.286].Игровые правила - это правила в процессе игры, которые призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми. Игровые правила придают игре организованность, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие игры, усложнение отношений и взаимоотношений.«Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения» [1,с.171].Для детей важно выполнение всех требований, связанных с ролью, и они подчиняют этим требованиям все свои игровые действия.Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты детской игры разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка (расширение кругозора, опыта и т.п.) [1,с.34-35]. Зарождение сюжетности в играх относят к к преддошкольному возрасту. В старшем возрасте сюжет игры – это логическое развитие темы в образах, действиях и отношениях. Развитие сюжета идет от исполнения ребенком ролевых действий к ролям-образам, где ребенок пользуется средствами изображения (речью, мимикой, жестом и др.) [1, с. 200;205].Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности (с чем действует человек), или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или общественный смысл человеческого труда [1,с.35].Условно-динамическая позиция. Это понятие связано с решением проблемы эгоцентризма - «господства в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения» [с.325]. Опираясь на исследования Ж. Пиаже (задача Вине о трех братьев) В.А. Недоспасова провела эксперимент, где задача о трех братьях предлагалась не по отношению к своей семье, а по отношению к чужой. Результаты показали, что эгоцентрическая позиция у детейфактически не проявлялась, что послужило основанием предположить, что если сформировать у ребенка отношение к своей семье как к «чужой» (то есть новую позицию), то можно снять все симптомы «познавательного эгоцентризма». Именно это формирование новой позиции и получило название условно-динамической позиции.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Вопрос-ответ:

Какая основная тема статьи?

Основная тема статьи - психология игры, с фокусом на социальную природу и функции игры, символизм в ролевой игре, предпосылки возникновения игры, структуру игры, уровни развития игры и роль игры в развитии произвольности и преодолении познавательного эгоцентризма.

Кто является автором книги "Психология игры"?

Автором книги "Психология игры" является Д.Б. Эльконин.

Какие функции игры основные?

Основные функции игры включают игровую, развивающую, образовательную и социализирующую функции. Игра позволяет детям учиться новым навыкам, развивать физические и психические способности, общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Какие экспериментальные исследования проводятся в области игры?

В области игры проводятся экспериментальные исследования роли игры в развитии произвольности и преодолении познавательного эгоцентризма. Эти исследования помогают понять, как игра способствует развитию когнитивных навыков и перспективного мышления у детей.

Что такое символизм в ролевой игре?

Символизм в ролевой игре означает использование символов, ролей и сюжетов для выражения мыслей, эмоций и опыта. Дети, играя в ролевые игры, могут воплощать разные роли, создавать свои собственные истории и понимать мир через символические действия и представления.

Какие основные функции игры?

Основные функции игры включают в себя развитие когнитивных и физических навыков, общение и социализацию, эмоциональное выражение и регулирование, тренировку и развитие воображения, а также создание определенного символизма и ролевой игры.

Какие преимущества игры в развитии произвольности?

Экспериментальные исследования показывают, что игра способствует развитию произвольности у детей. Играющие дети демонстрируют более гибкое мышление и способность переключаться между задачами, а также более высокую мотивацию к саморегуляции и достижению поставленных целей.

Какие исторические предпосылки игры?

Исторические предпосылки игры включают появление первых форм социальной организации и определенных ролевых отношений, формирование символической культуры и различных ритуалов, а также потребность людей в эмоциональном и психологическом выражении.

Какова структура игры?

Структура игры включает в себя три основных элемента: вводную часть, основную часть и заключительную часть. Вводная часть представляет собой подготовительный этап, основная часть - сам процесс игры, а заключительная часть - завершение и оценка игрового опыта.

Какие уровни развития игры?

Уровни развития игры можно выделить следующие: физический уровень, когнитивный уровень, эмоциональный уровень и социальный уровень. Каждый уровень характеризуется разными типами игр и разными видами активности детей.

Какова социальная природа игры?

Социальная природа игры заключается в том, что она является формой социального взаимодействия и коммуникации между игроками. Игра способствует развитию социальных навыков, укреплению социальных связей и формированию социальной идентичности.

Какие основные функции выполняет игра?

Игра выполняет несколько основных функций: развивающую, образовательную, социальную, эмоциональную и релаксационную. В процессе игры дети развивают различные навыки, учатся решать проблемы, осваивают новые знания, укрепляют социальные связи и эмоционально расслабляются.