Анализ психологических факторов успешного обучения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 77 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 30.05.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие успешности обучения 5
1.1 Успешность как критерий обучения 5
1.2 Составляющие процесса обучения 7
1.3 Характеристики успешного обучения 12
Глава 2. Факторы успешного обучения 15
2.1 Психофизиологические факторы 15
2.2 Психологические факторы 21
Заключение 34
Список литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Таким людям сложно даются смены жизненных стереотипов, в частности переход от школьного обучения к вузовскому.Ладильный тип - люди этого типа по многу раз в день страдают перепадами настроений, вызываемыми самыми ничтожными поводами. При наличии серьезных поводов демонстрируют склонность к реактивным депрессиям, что приводит к серьезным нарушениям учебной деятельности. Сенситивный тип - люди такого типа очень чувствительны ко всему хорошему и плохому, застенчивы, робки, часто закомплексованы; общительны только с теми, кого хорошо знают и от кого не ждут угрозы. Обладают повышенным чувством долга, совестливы, часто берут вину на себя; в случае сильных и незаслуженных обвинений реален суицидальный исход. Дисциплинированны, прилежны, регулярно работают.Неустойчивый тип - люди этого типа обнаруживают повышенную тягу к развлечениям, безделью и праздности, не имеют устойчивых профессиональных интересов, не задумываются о будущем. Слабоволие и некоторая трусливость делают необходимым и возможным регламентацию и тщательный контроль учебной деятельности. Чаще встречаются среди «коммерческих» студентов, поскольку выдержать серьезный конкурс для студентов этого типа маловероятно. Конформный тип - люди этого типа демонстрируют бездумное, некритическое, а часто и конъюнктурное подчинение любым авторитетам или большинству в группе. Жизненное кредо - быть как все. Способны к предательству, но всегда находят для себя моральное оправдание. Шизоидный тип - люди этого типа замкнуты, эмоционально холодны, мало интересуются духовным миром других людей и не склонны допускать их в свой мир. Часто обладают высокоразвитым абстрактным мышлением в сочетании с недостаточной критичностью. Рекомендуется не грубое, но настойчивое втягивание в общение, в коллективные формы студенческой жизни. Эпилептоидный тип - люди данного типа обладают очень сильными влечениями, склонны к эмоциональным взрывам, часто демонстрируют жестокость, себялюбие и властность, любовь к азартным играм. Вязкость и инертность сочетаются у них с аккуратностью (порой чрезмерной) и пунктуальностью. Люди этого типа легко подчиняются (вплоть до угодливости) властному и сильному педагогу, но, почувствовав «слабину», могут проявить все свои отрицательные наклонности.Истероидный (демонстративный) тип - люди этого типа больше всего любят быть в центре внимания, жаждут похвал и восхищения, склонны к театральности, позерству, рисовке. Часто обладают реальными артистическими способностями. Для привлечения к себе внимания начинают фантазировать, рассказывать небылицы, в которые сами начинают искренне верить. Возможно, бегство в болезнь или ложная суицидальность для привлечения к себе угасшего внимания. С целью создания оптимальных условий для учебной деятельности преподавателю рекомендуется уделять больше времени и внимания таким студентам.[16,с. 57]Личность обучающегося.Понятие личности в психологии используется в широком и узком смысле. В первом случае личность определяется как «совокупность психологических качеств, характеризующих каждого человека. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности.На уровне личности осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для человека. Только при принятии таких решений может быть выявлена подлинная система жизненных ценностей человека, утверждены его представления о своем предназначении и смысле существования. О личностном выборе можно говорить, если его совершает свободный, ответственный и сознательно действующий человек. Поступок или деяние не может осуществляться по принуждению, под давлением обстоятельств или в условиях неясного сознания; они не могут быть и результатом автоматического действия или перекладывания ответственности за принятое решение на другого человека. Таким образом, личность в узком смысле слова на высшей стадии своего развития — это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности.[18,с. 196]Различия в системах ценностей обучающихся и степень их личностной зрелости в связи с успешностью обучения находят свое выражение в многочисленных типологиях обучающихся. Основаниями для построения этих типологий выступают, прежде всего, отношения к профессии, к учебе, к науке и вся система жизненных ценностей и установок. Выделяют три типа обучающихся по характеру учебной деятельности и соответствующим ему моделям поведения:- у первого типа обучающихся интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах учебной жизни и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.- второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность обучающихся выходит за пределы учебных программ, но не вширь, а вглубь.- у обучающихся третьего типа познавательная активность направлена на усвоение знаний и навыков в рамках учебной программы. Эти обучающиеся демонстрируют минимальный уровень активности и творчества.По отношению обучающихся к учебе выделяют пять типов:- обучающиеся первого типа активны во всех видах учебной деятельности. Благодаря усердию и творческому отношению к делу демонстрируют отличные успехи в учебе. - обучающиеся второго типа также проявляют активность во всех сферах учебной деятельности, но не ориентированы на получение глубоких знаний, действуя по принципу “лучше всего понемногу”. - обучающиеся третьего типа ограничивают свою активность узкопрофессиональными рамками, нацелены на избирательное усвоение только тех знаний, которые, по их мнению, необходимы для будущей профессиональной деятельности. Хорошо успевают по специальным предметам, но не уделяют должного внимания смежным дисциплинам. - обучающиеся четвертого типа проявляют интерес только к тем дисциплинам, которые им нравятся и легко даются. Часто пропускают занятия, почти полностью игнорируя некоторые дисциплины. - к пятому типу относят «лодырей и лентяев», не имеющих выраженных интересов ни к одной из областей знаний. Они, как правило, поступают в учебные учреждения «за компанию», или по настоянию.[24,с. 68]Если строить типологию исходя из успеваемости, то выделяют следующие типы отличников (аналогичная классификация существует и для «хорошистов», но с более низким уровнем их достижений):- “разносторонний” - отличник этого типа получает удовольствие от самого процесса обучения, изучает первоисточники и литературу, выходящую за пределы программ по всем дисциплинам. Этот тип отличника наиболее распространен.- “профессионал” - отличник данного типа концентрирует свое внимание на профилирующих дисциплинах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, но на достаточном для получения отличной оценки уровне. - “универсал” - этот тип отличника сочетают в себе достоинства двух предыдущих типов. Благодаря огромному трудолюбию и таланту такой отличник добивается выдающихся успехов в профилирующих областях знания. Данный тип студентов встречается наиболее редко.- “зубрила” - не обладает хорошими способностями, но за счет рвения и усердия овладевает материалом на достаточном для отличной оценки уровне.Наиболее полные классификации личности обучающегося построены на основе учета уровня и качества активности обучающегося в четырех сферах: 1) отношение к учебе, науке, профессии; 2) отношение к общественной деятельности, наличие активной жизненной позиции; 3) отношение к искусству и культуре (уровень духовности);4) выраженность коллективистских установок, позиции в коллективе.[16,с. 128]В связи с этим обучающихся делят на следующие типы:- «Гармоничный»- обучающиеся этого типа достаточно активны во всех четырех сферах и, как правило, добиваются отличных результатов. - «Профессионал» -люди данного типа делают осознанный выбор в плане профессии, имеют хорошую успеваемость, но в малой степени занимаются научно-исследовательской работой, так как нацелены в будущем заниматься практической деятельностью. Обучающиеся данного типа всегда выполняют поручения, могут на хорошем уровне заниматься спортом, а также интересоваться литературой и искусством. - «Академик» -обучающиеся данного типа выбирают свою специальность осознанно и учатся, как правило, на «отлично». Могут быть ориентированы на достаточно продолжительную учебу, в том числе в аспирантуре или даже докторнатуре. Много времени уделяют научно-исследовательской деятельности, зачастую даже в ущерб остальным занятиям. - «Общественник» -у таких обучающихся интерес к общественной деятельности превалирует над всеми другими интересами, что обычно отрицательно влияет на учебную, и в том числе научную деятельность. Люди этого типа уверены в выборе своей профессии. - «Любитель искусств» -обучающиеся данного типа довольно хорошо учатся, а их основной интерес сосредоточен в области искусства и литературы. Именно по этой причине научно-исследовательской деятельности они уделяют крайне мало внимания. Такие люди имеют хороший вкус, кругозор и эрудицию.- «Старательный» -люди этого типа выбирают профессию не всегда осознанно, но при этом прилагают достаточно усилий для успешного обучения. Они малообщительны, мало чем интересуются, неактивно проявляют себя в коллективе.- «Середняк» -учащиеся этого типа учатся, не прилагая к процессу больших усилий.Выбирают свою профессию зачастую неосознанно, но имеют четкое убеждение в том, что если поступили в какое-либо учебное учреждение, то обязаны его закончить, несмотря на то, что не получают удовольствия от процесса обучения.- «Разочарованный» -обучающиеся данного типа в общем обладают неплохими способностями, но не особо интересуются своей специальностью, а больше видят себя в спорте, каком-либо хобби и проч. - «Лентяй» -этот тип людей обычно тратит минимум сил на процесс обучения, почти не занимается научной или общественной работой, а главный интерес лежит, как правило, в области проведения досуга. - «Творческий» -обучающиеся этого типа отличаются высоким уровнем изобретательности по отношению не только к учебе, но и общественной жизни и др. Люди этого типа аккуратны, но неусидчивы, исполнительны, но преуспевают обычно лишь в тех областях, которые интересны лично им. В любой работе стремится к оригинальности, зачастую пренебрегая мнением авторитетов.- «Эрудит» -обучающиеся этого типа обладают слабыми творческими способностями, но обладают неплохой эрудицией, хотя иногда и поверхностной. Мало занимаются спортом или общественной работой, а любую научную работу всегда выполняет в строго академических традициях.- «Спортсмен» -люди этого типа привыкли учится по индивидуальному плану, а знания приобретают зачастую лишь с целью успешной сдачи экзаменов на требуемом уровне. Такие обучающиеся зачастую считают, что имеют право на «поблажки» благодаря своим спортивным заслугам. - «Псевдосовременник»- главным для этого типа обучающихся является личный успех. Учебная деятельность имеет для них малое значение, а круг интересов сосредоточен совершенно в других областях, не имеющих ничего общего с наукой. Такие обучающиеся следят за модой, новинками и т.п. - «Богемный» -люди этого типа стараются учиться успешно, при чем, в престижных учебных учреждениях. Зачастую они свысока относятся к другим обучающимся, стремятся к лидерству, имеют поверхностные знания, равнодушны к спорту. Таких людей в коллективе обычно либо боготворят, либо игнорируют. [18,с. 254]В результате данной главы необходимо сделать вывод о том, что не существует и не может существовать метода обучения одинаково пригодного для всех категорий людей. Современные технологии и методики обучения позволяют добиться управления психофизиологическим, мотивационным и эмоционально-волевым состоянием человека с целью мобилизации его потенциальных возможностей, более полного использования резервов психики, памяти, повышения скорости и качества усвоения учебной информации. Существующие классификации и типологии могут помочь самим обучающимся и преподавателям лучше понять их психологические и психофизиологические особенности и осознать их совокупное влияние на уровень успешного обучения.ЗаключениеВ результате данной работы необходимо сделать следующие выводы:Успешность обучения – это совокупный показатель соотношения учебной успеваемостью студентов с педагогической успешностью учителей как равноправныхобъектов процесса обучения.Главными составляющими успешного обучения представляются: удовлетворение познавательных стремлений студентов; обнаружение потенциальных умственных возможностей обучающихся; положительное отношение студентов к учебному процессу; удовлетворенность педагогов результатами своей деятельности по передаче культурно-исторических знаний и опыта; положительное отношение педагогов к профессиональной деятельности; удовлетворенность педагоговитогами обучения студентов: раскрытие умственных способностей, удовлетворение познавательных стремлений.На успешное обучение влияют два основных, и тесно взаимосвязанных между собой направления, представленные психофизиологическими и психологическими факторами.Как ни парадоксально, но на уровень успешного обучения оказывают влияние такие факторы, как физическое сложение человека, то есть конституция, а также состояние его здоровья.Что касается нейродинамических процессов, то более успешными в обучении являются люди, обладающие сильной нервной системой.Люди с более высокой самооценкой, которые не боятся разлиных трудностей, также обладают, как правило, высоким уровнем успешного обучения.Самыми важными факторами в успешном обучении исследователи считают мотивацию и волевые качества человека. То есть люди, обладающие направленной мотивацией на процесс обучения или обладающие высокими волевыми качествами для достижения учебных целей, обладают высоким уровнем успешного обучения.Для педагогов существуют специально разработанные типологии и классификации психологических особенностей обучающихся, которые позволяют им усовершенствовать процесс обучения с учетом особенностей своих обучающихся.Психологические и психофизиологические факторы не всегда имеют прямо пропорциональное влияние на уровень успешного обучения, так как зачастую случаются ситуации, когда при идеальном наборе психологических и психофизиологических факторов обучающийся обладает очень низким уровнем успешного обучения в силу других, косвенных факторов, которые на него повлияли.К косвенным факторам, которые оказывают влияние на успешное обучения относятся материальное положение обучающегося, его возраст, семейное положение, состояние здоровья, навыки самоорганизации, наличие платы за обучение и многие другие.Список литературыАкимова М. К., Козлова В. Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992. С. 99-110.Андроник Т.Г. Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов: дис. канд. пед. наук:13. 00. 08. -Сургут, 2010.Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. М., 2000. Т. II. С. 128-229.Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Новое в жизни, науке и технике № 6. Педагогика и психология. М: Знание, 1987. - 78 с.Бархаев Б.П. Педагогическая психология. Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2009. - 448 с. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. - М.:2001. - 153 с.Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – 99 с.Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических теориях. Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - С. 438-443.Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с. Гольберг Э., Коста Л. Д. Соотношение физиологического и психического в высшей нервной деятельности человека. - Новороссийск, 2005. С. 17-23. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 2003. – 226 с.Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 2001. – 139 с.Коробейникова И. И. Параметры психомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека. Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 1. С. 132–136.Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 2001. - 278 с.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. – 138 с.Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М., 2009. – 212 с.Мейли Р. Структура личности. Экспериментальная психология. Т. 5. М., 2005. - С. 196 - 283.Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 2007.- 256 с.Рототаева Н. А. Организационно-педагогическая концепция школы социального успеха. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе., 2004. - № 5. С. 13-21.Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003. - 107 с.Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – 324 с.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 2002. - 298 с.Юнг К. Психологические типы. - М., 2002. - 198 с.

Список литературы
1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. Вып. 2. М., 1992. С. 99-110.
2. Андроник Т.Г. Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов: дис. канд. пед. наук:13. 00. 08. -Сургут, 2010.
3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. М., 2000. Т. II. С. 128-229.
4. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Новое в жизни, науке и технике № 6. Педагогика и психология. М: Знание, 1987. - 78 с.
5. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2009. - 448 с.
6. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. - М.: 2001. - 153 с.
7. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – 99 с.
8. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать – М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
9. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических теориях. Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8-2. - С. 438-443.
10. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
11. Гольберг Э., Коста Л. Д. Соотношение физиологического и психического в высшей нервной деятельности человека. - Новороссийск, 2005. С. 17-23.
12. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 2003. – 226 с.
13. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 2001. – 139 с.
14. Коробейникова И. И. Параметры психомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека. Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 1. С. 132–136.
15. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 2001. - 278 с.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005. – 138 с.
17. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - М., 2009. – 212 с.
18. Мейли Р. Структура личности. Экспериментальная психология. Т. 5. М., 2005. - С. 196 - 283.
19. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань, 2007. - 256 с.
20. Рототаева Н. А. Организационно-педагогическая концепция школы социального успеха. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе., 2004. - № 5. С. 13-21.
21. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003. - 107 с.
22. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – 324 с.
23. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 2002. - 298 с.
24. Юнг К. Психологические типы. - М., 2002. - 198 с.

Вопрос-ответ:

Что такое успешность обучения?

Успешность обучения - это критерий, по которому оценивается достижение учебных целей студентами. Она может быть выражена в достижении хороших оценок, усвоении и применении знаний, развитии навыков и умений, а также в самооценке и удовлетворенности студентов своими результатами.

Какие составляющие включает в себя процесс обучения?

Процесс обучения включает в себя несколько составляющих, таких как: цели обучения, содержание и методы обучения, правильная организация учебного процесса, мотивация студентов, поддержка со стороны преподавателей и других студентов, а также осознанное использование психологических стратегий и тактик обучения.

Какие характеристики отличают успешное обучение?

Успешное обучение характеризуется не только хорошими оценками, но и усвоением и применением полученных знаний, развитием навыков и умений, а также высокой самооценкой и удовлетворенностью студентов. Кроме того, успешное обучение может быть связано с улучшением мотивации к учебе и ростом интереса к предмету.

Какие психологические факторы влияют на успешность обучения?

Психологические факторы, влияющие на успешность обучения, могут включать в себя такие аспекты, как мотивация, умение управлять временем и учиться организованно, концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль, стремление к достижению целей, уверенность в своих силах, гибкость мышления и способность к саморефлексии.

Почему некоторым людям сложно переходить от школьного обучения к вузовскому?

Некоторым людям сложно переходить от школьного обучения к вузовскому из-за смены жизненных стереотипов. Люди, которые имеют "ладильный" тип, могут испытывать затруднения в адаптации к новым требованиям и подходам, которые присущи вузовскому обучению. Они могут испытывать трудности в самоорганизации, в управлении временем, в развитии аналитического мышления и критического мышления.

Какой критерий используется для оценки успешности обучения?

Для оценки успешности обучения используется критерий успеваемости, который отражает степень усвоения знаний и умений учащимися.

Какие составляющие включены в процесс обучения?

Процесс обучения включает следующие составляющие: цели и задачи обучения, содержание обучения, методы и формы обучения, организационные условия обучения и контроль за результатами обучения.

Какие характеристики свойственны успешному обучению?

К характеристикам успешного обучения относятся: активность и самостоятельность обучаемого, глубокое и системное усвоение материала, понимание и применение полученных знаний в практической деятельности, высокий уровень мотивации к обучению, возможность критического мышления и анализа.

Какие психофизиологические факторы влияют на успешность обучения?

Психофизиологические факторы, такие как возраст, физическое и психическое состояние обучающегося, индивидуальные особенности его нервной системы и памяти, могут оказывать влияние на успешность обучения.

Какие психологические факторы могут способствовать успешному обучению?

Психологические факторы, такие как мотивация, уверенность в своих силах, наличие позитивного эмоционального настроя, умение управлять своим временем и строить планы, способность к саморегуляции и преодолению трудностей, могут способствовать успешному обучению.

Каким критерием можно оценивать успешность обучения?

Одним из критериев успешности обучения может быть достижение учебным процессом поставленных целей и ожидаемых результатов.