Фокус-группа: способно ли онлайн-обсуждение заменить «живое» общение?

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социология общая
  • 77 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 08.05.2016
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Кроме этого, если в онлайн-дискуссии применяется форма чата, то у исследователя и модератора могут возникнуть сложности при инициировании диалога между участниками исследования, в котором было бы глубокое понимание исследуемого вопроса.
В качестве еще одного недостатка можно выделить то, что в онлайн-дискуссии участник может подробно не отвечать на вопрос, а просто высказать свое мнение и не пояснять его. В этом случае сложно добиться от респондента развернутых и глубоких ответов, в отличие от традиционной фокус группы, таким образом, очень важна роль модератора. От человека, координирующего и направляющего ход дискуссии, зависит степень искренности и открытости участников, а также то, насколько развернутыми будут ответы.
В-пятых, при проведении онлайн-дискуссии на модератора накладывается колоссальная нагрузка, поскольку он должен уследить за всеми темами обсуждения, направлять и координировать действия участников. Во многих случаях происходит упущение со стороны модератора определенных моментов, что снижает качество коммуникации между участниками и самой дискуссии в целом. Например, участники обсуждают множество вопросов, модераторы погружаются в обсуждения последних тем, и уже бывает сложно вернуться к более ранним темам и инициировать новый виток дискуссии участников по первым вопросам.
В-шестых, научное сообщество может относиться к данному методу с недоверием, что может повлечь за собой трудности при представлении результатов исследования. Кроме этого, еще одним моментом является неоднородность аудитории, поскольку в интернете присутствует более активная и молодая группа населения, таким образом, некоторые группы не могут принять участие. Наконец, хочу выделить то, что при рекрутинге участников его результаты могут быть не определены, потому что у исследователя нет гарантий, что респондент является именно тем, кого за себя выдает.
Итак, я рассмотрела особенности как традиционной фокус-группы, так и онлайн-дискуссии, выявила достоинства и недостатки новой формы фокус группы, проводимой онлайн. Видоизменяются и привычные методы проведения социологических исследований, в чем можно было убедиться при подробном разборе особенностей фокус-группы.
Я придерживаюсь такого мнения, что необходимо пользоваться новыми методами, если они помогают существенно сэкономить ресурсы, в особенности материальные и временные, тем более, все больше компаний переходит в сферу электронной коммерции, а значит исследования, в том числе маркетинговые, будут востребованы и перспективны. Необходимо следить за развитием новых методов в социологии, чтобы в будущем активно их использовать. Таким образом, я считаю, что онлайн-дискуссия способна заменить обсуждение проблемы в офлайн-режиме, поскольку современные технологии позволяют нам получить необходимые данные и интерпретировать их, не прибегая к встречам вне онлайн-пространства.
Список литературы
57% россиян пользуются интернетом. URL: http://www.levada.ru/2012/11/12/57-rossiyan-polzuyutsya-internetom/ (Дата обращения: 15.03.2016)
В.И. Ильин. Драматургия качественного полевого исследования. — СПб.: Интерсоцис, 2006. — 256 с.
Лебедев П.А., Полякова В.В. Форумная онлайн дискуссия: проблемы организации и проведения // Онлайн-исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-восток», 2010. С. 173-196
Лонго Дж. Онлайн фокус-группы в формате форума: эффективность, проверенная международной практикой // Онлайн-исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-восток», 2010. С. 169-174
Насретдинова М.М., Шаяхметова Р.Р. Фокус-группы в режиме онлайн. URL: https://c-academic.ru/conference/99/390/ (Дата обращения: 17.03.2016)
Официальный сайт исследовательской компании New MR. URL: http://www.newmr.ru/online_qual (Дата обращения: 16.03.2016)
Официальный сайт исследовательской компании Profi Online Research. URL: http://www.profiresearch.ru/faq.php (Дата обращения: 16.03.2016)
Павлова Т., Сикорская М. Традиционная фокус-группа и онлайн дискуссия в формате форума: сравнение методик. URL: http://adindex.ru/publication/tools/2012/10/24/94128.phtml (Дата обращения: 16.03.2016)
Тодоров В. Рунет остановился. Аудитория рунета в 2014 году выросла лишь на 5%. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/04/22/6650845.shtml (Дата обращения: 15.03.2016)

57% россиян пользуются интернетом. URL: http://www.levada.ru/2012/11/12/57-rossiyan-polzuyutsya-internetom/ (Дата обращения: 15.03.2016)
Тодоров В. Рунет остановился. Аудитория рунета в 2014 году выросла лишь на 5%. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/04/22/6650845.shtml (Дата обращения: 15.03.2016)
2. В.И. Ильин. Драматургия качественного полевого исследования. — СПб.: Интерсоцис, 2006
Лебедев П.А., Полякова В.В. Форумная онлайн дискуссия: проблемы организации и проведения // Онлайн-исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-восток», 2010
4. Лонго Дж. Онлайн фокус-группы в формате форума: эффективность, проверенная международной практикой // Онлайн-исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-восток», 2010
8. Павлова Т., Сикорская М. Традиционная фокус-группа и онлайн дискуссия в формате форума: сравнение методик. URL: http://adindex.ru/publication/tools/2012/10/24/94128.phtml (Дата обращения: 16.03.2016)

Список литературы
1. 57% россиян пользуются интернетом. URL: http://www.levada.ru/2012/11/12/57-rossiyan-polzuyutsya-internetom/ (Дата обращения: 15.03.2016)
2. В.И. Ильин. Драматургия качественного полевого исследования. — СПб.: Интерсоцис, 2006. — 256 с.
3. Лебедев П.А., Полякова В.В. Форумная онлайн дискуссия: проблемы организации и проведения // Онлайн-исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-восток», 2010. С. 173-196
4. Лонго Дж. Онлайн фокус-группы в формате форума: эффективность, проверенная международной практикой // Онлайн-исследования в России 2.0. / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: РИЦ «Северо-восток», 2010. С. 169-174
5. Насретдинова М.М., Шаяхметова Р.Р. Фокус-группы в режиме онлайн. URL: https://c-academic.ru/conference/99/390/ (Дата обращения: 17.03.2016)
6. Официальный сайт исследовательской компании New MR. URL: http://www.newmr.ru/online_qual (Дата обращения: 16.03.2016)
7. Официальный сайт исследовательской компании Profi Online Research. URL: http://www.profiresearch.ru/faq.php (Дата обращения: 16.03.2016)
8. Павлова Т., Сикорская М. Традиционная фокус-группа и онлайн дискуссия в формате форума: сравнение методик. URL: http://adindex.ru/publication/tools/2012/10/24/94128.phtml (Дата обращения: 16.03.2016)
9. Тодоров В. Рунет остановился. Аудитория рунета в 2014 году выросла лишь на 5%. URL: http://www.gazeta.ru/business/2015/04/22/6650845.shtml (Дата обращения: 15.03.2016)

Вопрос-ответ:

Может ли онлайн обсуждение заменить живое общение в фокус-группах?

Онлайн обсуждение в фокус-группах может быть хорошей альтернативой живому общению, но не полностью его заменить. Живое общение позволяет получить более непосредственные эмоции и реакции участников, а также более глубокое понимание исследуемого вопроса. Онлайн формат может быть более удобным и доступным для участников, но при его использовании у исследователей и модераторов может возникнуть сложность в инициировании диалога между участниками.

Какие сложности могут возникнуть при использовании формы чата в онлайн дискуссиях?

Использование формы чата в онлайн дискуссиях может привести к тому, что участникам будет сложно глубоко ответить на вопросы исследователя и модератора. Чат обычно предлагает быстрый обмен мнениями, но не всегда позволяет подробно разобрать нюансы и пояснить свои ответы. Это может ограничить возможность получения более глубокой информации от участников.

Какой еще недостаток имеют онлайн дискуссии?

Еще одним недостатком онлайн дискуссий является то, что участники могут просто высказать свое мнение, не обязательно поясняя его подробно. Это может быть вызвано ограничениями формата чата или отсутствием возможности для участников выразить свои мысли более развернуто. Такой подход может затруднить понимание мотивов и взглядов участников исследования.

Можно ли считать онлайн обсуждения более удобными и доступными для участников?

Да, онлайн обсуждения могут быть более удобными и доступными для участников. Они не требуют физического присутствия, что позволяет участвовать в исследованиях удаленно. Это особенно полезно для тех, кто живет в удаленных районах или имеет ограниченные возможности по посещению фокус-групп. Онлайн формат также может быть более гибким по времени, позволяя участникам выбрать удобное время для обсуждения.

Может ли онлайн обсуждение взамен живому общению использоваться в фокус-группах?

Да, онлайн обсуждение может использоваться в качестве замены живому общению в фокус-группах. Это позволяет исследователям участвовать в исследовании без необходимости физического присутствия, а также расширяет географические возможности участников.

Какие сложности могут возникнуть при использовании чата в онлайн дискуссиях?

Использование чата в онлайн дискуссиях может привести к сложностям в инициировании глубокого понимания исследуемого вопроса между участниками исследования. Текстовый формат может не позволить достаточно детально разобраться в проблеме и выявить все аспекты.

Может ли участник онлайн дискуссии не отвечать подробно на вопросы, а только высказывать свое мнение без пояснений?

Да, в онлайн дискуссиях участник имеет возможность не отвечать подробно на вопросы и просто высказать свое мнение без пояснений. Это может затруднить полное понимание проблемы и ограничить обсуждение в определенных аспектах.

Как онлайн обсуждение может ограничить взаимодействие между участниками фокус-группы?

Онлайн обсуждение может ограничить взаимодействие между участниками фокус-группы в силу безличности и анонимности, которую предоставляет чат. Это может привести к слабому обсуждению, отсутствию диалога и неспособности глубоко понять точки зрения других участников исследования.

Каким образом онлайн обсуждение может быть ограничено в сравнении с живым общением?

Онлайн обсуждение может быть ограничено в сравнении с живым общением тем, что в текстовом формате люди могут менее подробно высказывать свои мысли и не объяснять их. Это может ограничить понимание проблемы и требовать дополнительных уточнений со стороны исследователя.

Может ли онлайн обсуждение заменить живое общение в фокус-группе?

Онлайн обсуждение может предоставить некоторые преимущества перед живым общением в фокус-группе, но оно не может полностью заменить личное взаимодействие. Оно может быть более удобным для участников, так как не требует физического присутствия и позволяет участвовать из любой точки мира. Однако, в онлайн обсуждении может быть сложнее установить глубокую связь между участниками, отсутствует невербальная коммуникация и могут возникнуть проблемы с некоторыми аспектами модерации.

Какие сложности могут возникнуть при использовании формы чата в онлайн дискуссии в фокус-группе?

Использование формы чата в онлайн дискуссии может создать некоторые сложности для исследователей и модераторов. В чате может быть сложно инициировать диалог между участниками, особенно если требуется глубокое понимание исследуемого вопроса. Отсутствие невербальной коммуникации также может затруднить понимание эмоциональных и контекстуальных аспектов обсуждения.

Какой еще недостаток можно выделить в онлайн дискуссии в фокус-группе?

Еще одним недостатком онлайн дискуссии может быть то, что участник может не подробно отвечать на вопросы, а просто высказывать свое мнение, не поясняя его. Это может ограничить понимание исследуемой темы и не дать возможности углубиться в определенные аспекты обсуждения.