Нарушение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 112112 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 25.06.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля операций с ценными бумагами
1.1.Понятие ценных бумаг и их классификация
1.2.Нормативно-правовое регулирование операций с ценными бумагами
1.3.Особенности учета и контроля ценных бумаг
Глава 2. Организация учета и контроля операций с ценными бумагами в ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОАО «ОГК-2»)
2.1.Краткая характеристика организации
2.2.Организация учета операций ценных бумаг в ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОАО «ОГК-2»)
2.3.Оценка системы внутреннего контроля операций с ценными бумагами
Глава 3. Направления и пути совершенствования учета и контроля операций с ценными бумагами
3.1. Анализ выявленных недостатков в части учета операций с ценными бумагами
3.2. Перспективы нормативного регулирования рынка ценных бумаг
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации финансовых вложений более целесообразно провести ее самостоятельно.На данном этапе производится оформление и обобщение результатов проверки, включающее анализ выполнения программ проверки, классификацию выявленных ошибок и нарушений.Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие.1. В организации не ведется аналитический учет финансовых вложений.2. Отсутствуют документы, подтверждающие фактические финансовые вложения, или они оформлены с нарушением установленных требований.3. Неправильно сформирована первоначальная стоимость финансовых вложений.4. В составе финансовых вложений присутствуют активы, не являющиеся таковыми.5. Несвоевременно или неправильно отражены доходы по операциям с ценными бумагами.6. Нарушен порядок проведения инвентаризации.Глава 3. Направления и пути совершенствования учета и контроля операций с ценными бумагами3.1.Анализ выявленных недостатков в части учета операций с ценными бумагамиАнализ системы бухгалтерского учета ОАО «ОГК-2», проведенный в главе 2 выявил, что учет ценных бумаг в организации ведется в полном соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов. Рассмотрим, порядок нормативного регулирования учета ценных бумаг в ОАО «ОГК-2». Как уже отмечалось, акционерный капитал в отличие от кредита, выпуска векселей и облигаций является инструментом не долгового, а долевого финансирования. Привлечение финансирования через акционерный капитал ОАО «ОГК-2» может осуществлять путем дополнительной эмиссии акций или продажи ранее выпущенных акций. Дополнительную эмиссию акций компания может проводить как по открытой подписке (только открытые акционерные общества) с целью распространения акций среди широкого круга участников фондового рынка, так и по закрытой подписке в пользу конкретного инвестора, с которым было достигнуто предварительное соглашение. Фирма также может продать ранее выкупленные акции, находящиеся у нее на балансе. Кроме того, акционеры компании могут договориться между собой о продаже определенной доли своих акций на бирже для того, чтобы затем направить полученный доход на развитие компании, например в виде беспроцентного займа или с использованием других схем. Поскольку эмиссия акций — не долговой источник финансирования, то капитал, полученный посредством выпуска акций, не надо возвращать. Более того, иногда можно даже обойтись без выплаты дивидендов по этим акциям (если компания заявляет о том, что намерена всю прибыль вкладывать в дальнейшее развитие производства, то акционеры будут покупать акции не из-за дивидендов, а в надежде на рост котировок). Однако выпуск акций является самой дорогой и самой сложной формой привлечения инвестиций и характеризуется длительным процессом подготовки независимо от того, осуществляет ли предприятие дополнительную эмиссию (увеличивает уставный капитал) или продает акции, находящиеся на балансе компании или принадлежащие действующим акционерам. Компания, решившаяся на такой шаг, должна быть к этому готова: иметь прозрачную структуру собственности, по возможности исключающую перекрестное владение (например, когда дочерняя компания владеет акциями материнской компании), характеризоваться прочными позициями на рынке и хорошими перспективами роста выручки и прибыли. Компания должна иметь четкую стратегию развития, понятную инвесторам, и прозрачную финансовую отчетность. И самое главное — менеджмент и акционеры компании должны быть готовы допустить к участию в управлении миноритарных акционеров — новых владельцев акций, то есть к частичной потере контроля над предприятием (компания должна быть готова продать сторонним инвесторам не менее 5% от своего уставного капитала — минимально необходимую величину для формирования ликвидного рынка акций предприятия). Процесс подготовки эмиссионных документов очень сложен и занимает продолжительное время. На этой стадии затраты компании аналогичны затратам при выпуске облигаций: налог на эмиссию, вознаграждение андеррайтеру. Кроме того, обычно возникает ряд дополнительных расходов: по найму инвестиционных и PR-агентств, формированию в структуре компании подразделения, которое будет ответственно за взаимодействие с инвесторами. После выпуска акций компания несет затраты на поддержание капитализации и проведение разнообразных мероприятий, направленных на формирование и утверждение положительного имиджа компании в инвестиционном сообществе. Конечно, эти мероприятия не являются обязательными, однако без них эмиссия акций становится бессмысленной. Поэтому использование акционерного капитала для привлечения финансирования требует от компании максимальной прозрачности и открытости. С успехом применять этот инструмент могут только стабильно работающие предприятия, финансово-устойчивые, с положительными прогнозами будущего роста продаж и чистой прибыли и хорошей публичной кредитной историей (благодаря выпуску векселей и облигаций).Рассмотрим действующий порядок эмиссии акций. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.При учреждении акционерного общества необходимо осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.Регистрирующим органом в Северо-Западном федеральном округе является - Региональное отделение Федеральной службой по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе. В соответствии со ст. 15.17 Кодекса об административных правонарушениях нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.Любые сделки с акциями до государственной регистрации их выпуска запрещены.Для подготовки документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, необходимы следующие документы и сведения:1.Копия свидетельства о государственной регистрации.2.Копия устава со всеми изменениями и дополнениями.3.Копия бухгалтерской отчетности (возможно без отметок налоговой) за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов уже наступил.В случае если по каким-либо причинам эмитент не может представить годовую или квартальную бухгалтерскую отчетность, то необходимы сведения о причинах невозможности предоставления отчетности.4.Копия решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества - эмитента (копия протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении акционерного общества - эмитента);5.Копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами;6.Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.7.Копия письма о присвоении кодов ОКВЭД.8.Фамилия, имя, отчество главного бухгалтера.9.Сведения о регистраторе, осуществляющем ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитента (в случае, если ведение реестра владельцев ценных бумаг осуществляется регистратором):•полное фирменное наименование и место нахождения регистратора, •адрес для направления регистратору почтовой корреспонденции, •данные о лицензии на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг (номер, дата выдачи, орган, выдавший лицензию, срок действия). 10.Сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, членах коллегиального исполнительного органа эмитента, о лице, занимающем должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием по каждому из них:•фамилии, имени, отчества; •занимаемой должности в организации-эмитенте; •занимаемых должностей в других организациях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления с указанием наименования организации, место нахождения организации и занимаемой должности; •доли участия в уставном капитале эмитента; •доли принадлежащих им обыкновенных акций эмитента. 11.Платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины. 12.Платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Указанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины. Могут потребоваться от клиента дополнительные документы и сведения.Эмитентом акций может быть только акционерное общество. Нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок представления отчетности акционерными обществами, является Закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (в ред. от 31.1.2002) «Об акционерных обществах».Статья 92 Закона содержит требование обязательного раскрытия информации обществом. Открытое акционерное общество обязано опубликовывать: годовой отчет общества;  бухгалтерскую  отчетность и отчет о прибылях и убытках; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщения о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые ФКЦБ России.Объем и порядок обязательного раскрытия информации обществом в случае публичного размещения им облигаций или иных  ценных   бумаг  устанавливается ФКЦБ России (п.2, ст. 92).Глава XIII « Учет  и отчетность, документы общества. Информация об обществе» Закона «Об акционерных обществах» возлагает ответственность за организацию, состояние и достоверность  бухгалтерского   учета , своевременное представление отчетности на исполнительный орган общества (п. 2 ст. 88 Закона).Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, должна быть подтверждена ревизионной комиссией общества (п. 3 ст. 88).Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров общества.Следует отметить, что Закон «О  бухгалтерском   учете » устанавливает сроки публикации отчетности ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, годовой отчетности акционерных обществ открытого типа, банков и других кредитных организаций, страховых организаций, бирж, инвестиционных и иных фондов, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (ст. 16 Закона). Корпоративное законодательство (Закон «Об акционерных обществах» и Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») не регулирует порядок ведения обществами  бухгалтерского   учета, а лишь устанавливают обязанность его ведения и общие требования к презентации ими годовой  бухгалтерской  отчетности и иных сведений (для АО), необходимость утверждения годовой  бухгалтерской  отчетности общим собранием акционеров и содержит отсылочные нормы к другим Федеральным Законам, которые могут устанавливать конкретные требования о раскрытии иной информации (к примеру, Закон «О рынке  ценных   бумаг »), а также устанавливает лиц, ответственных в организации за ведение  учета  и представление отчетности. Никаких иных вопросов регулирования  бухгалтерского   учета  и отчетности корпоративное законодательство не содержит. Бухгалтерский учет операций ценными бумагами эмитентов ценных бумаг выполняется сприменениемобщихправил ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Вместе с тем он имеет и специфические особенности, к примеру, в организации  учета  операций по приобретению и реализации  ценных   бумаг;  учета  затрат, включаемых в издержки.Нормативное регулирование ведения  бухгалтерского   учета  профессиональными участниками рынка  ценных   бумаг  опирается на  систему  законодательных актов, в которую входят как Закон «О  бухгалтерском   учете » от 21.11.96 № 129-ФЗ так и Федеральный закон «О рынке  ценных  бумах» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, который является основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок эмиссии и обращения ценных бумах в РФ. Данный закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных  ценных   бумаг  независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка  ценных   бумаг .Закон определяет субъектов, которые осуществляют деятельность на рынке  ценных   бумаг  и которые должны представлять отчетность по эмиссии  ценных   бумаг . Согласно ст. 2 Закона, эмитент – юридическое лицо или органы исполнительной власти, или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами  ценных   бумаг  по осуществлению прав, закрепленных ими. Закон содержит определение понятия «эмиссионная  ценная   бумага » и относит к таким  ценным   бумагам  акции и облигации (статья 2).Глава 5 Закона «Эмиссия  ценных   бумаг » содержит статью 23 «Информация о выпуске  ценных   бумаг , раскрываемая эмитентом». Согласно данной статье в случае открытой эмиссии, требующей регистрации, эмитент обязан раскрыть информацию, содержащуюся в проспекте эмиссии в следующих формах:составление ежеквартального отчета по  ценным   бумагам; сообщение о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. В то же время Закон включает Главу 7 «О раскрытии информации о  ценных   бумагах », состоящую из одной статьи 30 «Раскрытие информации». Данная статья также, как и статья 23, говорит о необходимости раскрытия информации эмитентом в форме:составления ежеквартального отчета по  ценным   бумагам ;сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. Вместе с тем, регулируя по сути один и тот же вопрос – раскрытие информации эмитентом – данные статьи по-разному формулируют требования к раскрываемой информации:Таблица 3.1.  Статья 23 «Информация о выпуске  ценных   бумаг », раскрываемая эмитентом" Статья 30 «Раскрытие информации»Субъекты, обязанные раскрывать информациюЭмитент Профессиональные участники рынка  ценных   бумаг  (абз.2) ЭмитентВладелец о владении  ценными   бумагами  в случаях, установленных ЗакономПрофессиональные участники рынка  ценных   бумаг  в случаях, оговоренных в Законе.Определение условий при которых эмитент должен раскрыть информацию В случаях открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации…(абз.1)В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных  ценных   бумаг  эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии (абз. 3)Эмитент публично размещаемых эмиссионных  ценных   бумаг  обязан осуществлять раскрытие информации о своих  ценных   бумагах  и своей финансово-хозяйственной деятельности… (абз. 4)Формы раскрытия информацииЕжеквартальный отчет эмитента, Сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента Ежеквартальный отчет по  ценным   бумагам ,Сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента Содержание ежеквартального отчета:эмитента (ст. 23),по  ценным   бумагам  (ст. 30)Коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о раскрытых в отчетном квартале существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента; нетДанные о финансово-хозяйственной деятельности эмитентаБухгалтерский балансБухгалтерские балансыСчета прибылей и убытков на конец отчетного кварталаСчета прибылей и убытков за последние три завершенных финансовых года, а также на конец отчетного завершенного кварталаФакты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более, чем на 20% в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом Факты, повлекшие увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10% в течение отчетного периодаДанные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитентанетФакты сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10 % от актива эмитента по состоянию на дату сделкинетСведения о направлениях инвестирования средств, привлеченных в результате выпуска  ценных   бумаг .Данные о  ценных   бумагах  эмитентанет Виды выпущенных эмитентом  ценных   бумаг  в течение одного квартала нет Сведения о доходах по  ценным   бумагам , начисленных в отчетном кварталеПорядок представленияСоставляется по итогам каждого завершенного квартала не позднее 30 календарных дней после его окончанияКак видно в данном случае нормы, изложенные в статьях 23 и 30 Закона, во многом дублируют друг друга, а в некоторых случаях содержат явные противоречия (к примеру, в статье 23 – требование предоставления счетов прибылей и убытков на конец отчетного квартала, в статье 30 – предоставление счетов прибылей и убытков за последние три завершенных финансовых года, а также на конец отчетного завершенного квартала).Что касается признания событий, затрагивающими финансово-хозяйственную деятельность, то каждая из статей содержит свой перечень таких событий.В соответствии с Законом «О рынке  ценных   бумаг » порядок и процедуры раскрытия информации устанавливаются Федеральной комиссией по рынку  ценных   бумаг, функции которой также определены законом (ст. 42).Также представляется целесообразным рассмотреть особенности налогового контроля операций по учету ценных бумаг в ОАО «ОГК-2» и дать рекомендации по его усовершенствованию в связи с изменениями, вступившими в силу в 2010 году. Налоговый кодекс не апеллирует термином «стоимость ценной бумаги». Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги (п. 2 ст. 280 НК РФ). Какие конкретно расходы на приобретение ценных бумаг могут включаться в цену их приобретения, гл. 25 НК РФ не предусматривает. Представляется, что к таким расходам могут быть отнесены расходы по оплате информационных (консультационных) услуг; расходы по оплате услуг посредников, в том числе по выплате вознаграждений брокерам, биржам, регистраторам, и другие обоснованные и документально подтвержденные прямые расходы, связанные с приобретением ценных бумаг. Поскольку перечисленные расходы являются прямыми, то есть подлежащими списанию по мере реализации (выбытия) ценных бумаг, то их следует учитывать пропорционально выбывшим бумагам. Соответственно, часть таких расходов, которая приходится на нереализованные ценные бумаги, для целей налогообложения не учитывается. Стоимость приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте, определяется по курсу рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату принятия указанной ценной бумаги к учету (абз. 5 п. 2 ст. 280 НК РФ). При реализации (выбытии) такой ценной бумаги в расходы включается ее стоимость в налоговом учете по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату принятия данной ценной бумаги к учету. Организация приобретает 1000 бездокументарных простых акций эмитента на общую сумму 800 000 руб. и в соответствии с условиями договора купли-продажи ценных бумаг несет расходы по перерегистрации права собственности на акции. Оплата услуг держателя реестра акционеров (регистратора) за открытие лицевого счета в системе ведения реестра акционеров 11,8 руб. (в том числе НДС 1,8 руб.) и за перерегистрацию права собственности на акции 236 руб. (в том числе НДС 36 руб.). Для целей налогообложения прибыли расход в виде оплаты стоимости услуг регистратора по открытию лицевого счета является внереализационным расходом, связанным с обслуживанием приобретенных ценных бумаг (пп. 4 п. 1 ст. 265 НК РФ). Расходы на перерегистрацию права собственности на ценные бумаги, в соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ, формируют расходы на приобретение ценных бумаг, которые учитываются при определении налоговой базы по операциям с этими акциями при их выбытии. Суммы НДС, предъявленные регистратором, не могут быть приняты к вычету, поскольку операции с ценными бумагами не облагаются НДС (пп. 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Таким образом, предъявленные к оплате суммы НДС, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, учитываются организацией в налоговом учете в стоимости приобретенных услуг. Регистр налогового учета по формированию расходов на приобретение ценных бумаг:Содержание операцийСумма, руб. Первичный документОтражена стоимость услуг по регистрации права собственности на акции 236Счет, уведомление о проведении операций по лицевому счету, акт приемки-сдачи оказанных услугОтражена стоимость приобретенных ценных бумаг800 000Договор купли-продажи, уведомление о проведении операций по лицевому счету в системе реестраОтдельно следует сказать о расходах, непосредственно связанных с приобретением ценных бумаг, в случае, если сама покупка не состоялась. Напрямую порядок налогового учета расходов, связанных с приобретением ценных бумаг, предусмотрен только в случае их реализации и иного выбытия. Сумма, руб.Первичный документВ составе внереализационных расходов учтена плата за открытие лицевого счета12Счет, уведомление об открытии счета, акт приемки-сдачи оказанных услугФедеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ изменил главу 25 Налогового кодекса РФ в части операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами, сделками РЕПО. Поправки вступили в силу с 1 января 2010 года. Наиболее значимые изменения представлены в таблице.Таблица 3.1. Как изменится налоговый учет операций с ценными бумагами Суть изменений До 1 января 2010 года С 1 января 2010 года Изменено одно из обязательных условий, чтобы признать ценные бумаги обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 3 п. 3 ст. 280) Если когда-либо по ценным бумагам определялись рыночные котировки, их признают обращающимися на организованном рынке ценных бумаг Ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, если в течение трех месяцев до совершения сделки по ним определяли рыночные котировки По-другому определяют рыночную котировку ценных бумаг, обращающихся на иностранной бирже (п. 4 ст. 280) Независимо от того, совершаются ли сделки с ценными бумагами через российскую или иностранную фондовую биржу, их рыночная котировка — средневзвешенная цена по сделкам, совершенным в течение торгового дня через организатора торговли Если ценные бумаги продают через иностранную фондовую биржу, рыночной ценой признают котировку на момент закрытия биржи Иначе определяют рыночную цену по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке (п. 6 ст. 280) Цену сделки сравнивают с расчетной ценой, если аналогичными ценными бумагами на бирже не торгуют. То есть когда нет возможности сравнить цену с рыночными котировками По ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, фактическая цена сделки признается рыночной, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами. Предельные значения исчисляют исходя из расчетной цены и 20-процентного отклонения Установлена максимальная стоимость приобретенной ценной бумаги (абз. 5 п. 5 ст. 280) Стоимость приобретенных ценных бумаг уменьшала налогооблагаемую прибыль независимо от того, по какой цене их купили Если стоимость приобретенных ценных бумаг превысила максимальную цену, установленную на бирже, то при определении финансового результата можно будет списать затраты, рассчитанные с учетом максимальной цены При выбытии ценных бумаг их стоимость нельзя определить методом ЛИФО (п. 9 ст. 280) При выбытии ценной бумаги расходы определяют: — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); — по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); — по стоимости единицы В учетной политике для целей налогообложения компания устанавливает, каким из двух способов будет определять расходы при реализации или списании ценной бумаги: — по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); — по стоимости единицы Иначе определяют момент реализации ценных бумаг, если обязательство погашается зачетом встречных однородных требований (п. 3 ст. 271, п. 2 ст. 280) Ценные бумаги признаются реализованными на день, когда право собственности переходит покупателю Ценные бумаги считаются реализованными на день, когда обязательство их передать прекращается зачетом встречных однородных требований. Однородные требования предполагают передать ценные бумаги одного эмитента, вида, категории (типа), имеющие одинаковый объем прав Установлен особый порядок налогообложения, когда заем предоставлен ценными бумагами (ст. 282.1) Проценты по займу, предоставленному ценными бумагами, кредитор включает во внереализационные доходы. А заемщик — во внереализационные расходы. Даже если ценные бумаги заемщик вернет с опозданием, обязанность признавать доходы и расходы от реализации переданного взаймы имущества ни для кредитора, ни для должника не установлена Выплаты по ценным бумагам на протяжении договора займа включаются в доходы кредитора. Но если через год заемщик не вернет одолженное, кредитор отразит доходы от реализации ценных бумаг исходя из рыночной цены на дату, когда был выдан заем. В расходах кредитор признает цену приобретения и затраты на реализацию ценных бумаг. Заемщик, не возвративший ценные бумаги, отразит их стоимость во внереализационных доходах по цене на дату привлечения займа. Реализовав ценные бумаги, сумму, включенную в доход, заемщик спишет в расходы С 1 января 2010 г. утратил силу пп. 2 п. 9 ст. 280 НК РФ (метод ЛИФО). Между тем сохраняется положение ст. 329 НК РФ: "При реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы)".Соответственно, у предприятий, осуществляющих сделки с ценными бумагами, возникает вопрос: так может применяться метод ЛИФО или нет?Прежде всего необходимо отметить следующее.Согласно ст. 17 НК РФ каждый установленныйналог определяется такими элементами налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.Все указанные элементы по налогу на прибыль, включая налогообложение прибыли, полученной от операций с ценными бумагами, определены в различных статьях гл. 25 НК РФ.При этом ст. 280 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.Статья 329 НК РФ регламентирует лишь порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг и не определяет ни один из указанных элементов налогообложения. Ссылка на данную статью дана только в ст. 282 НК РФ, в которой указаны особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами.Исходя из этого, по нашему мнению, при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами необходимо руководствоваться именно требованиями, установленными ст. 280 НК РФ.Соответственно, с 1 января 2010 г. списание на расходы стоимости ценных бумаг следует осуществлять одним из двух предусмотренных в данной статье способов: по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) или по стоимости единицы.Невнесение соответствующего изменения в ст. 329 НК РФ, очевидно, является упущением законодателей либо технической ошибкой.Вместе с тем, делая ссылку на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, можно в рассматриваемой ситуации продолжать использовать метод ЛИФО. Однако при этом надо быть готовыми к оспариванию данной позиции с налоговыми органами.Учитывая, что четкой методики определения стоимости ценных бумаг при методе ФИФО налоговое законодательство не предусматривает, возникает вопрос: каким же образом определять стоимость выбывающих акций при использовании данного метода? Можно ли использовать методы, применяемые для бухгалтерского учета? Так, в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н) приведены примеры использования методов ЛИФО и ФИФО: по методу ЛИФО на конец месяца цена учитывается по средней себестоимости (непартионный учет).На наш взгляд, в таком случае необходимо использовать методику, предусмотренную Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.Согласно ПБУ 19/02 метод ФИФО основан на том, что ценные бумаги продаются в течение месяца в последовательности их поступления (приобретения). То есть ценные бумаги, первыми поступившие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения с учетом себестоимости ценных бумаг, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка ценных бумаг, находящихся в остатке на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретения, а в себестоимости реализации (выбытия) ценных бумаг учитывается себестоимость ранних по времени приобретения.Себестоимость реализованных (выбывших) ценных бумаг определяется путем вычитания из суммы себестоимости остатков ценных бумаг на начало месяца и себестоимости поступивших за месяц ценных бумаг, себестоимости остатка ценных бумаг на конец месяца.В Приложении к ПБУ 19/02 приведен следующий пример использования метода ФИФО для оценки при выбытии финансовых вложений (таблица 3.2.):ДатаПриходРасходОстатокКол-воЦена за ед.,тыс. руб.Сумма,млнруб.Кол-воЦена за ед.,тыс. руб.Сумма,млнруб.Кол-воЦена за ед.,тыс. руб.Сумма,млнруб.Остатокна 1-е число10010010,0---100--10-е501005,060--90--15-е601106,6100--50--20-е801209,6---130--Итого290107,631,2160100,616,1130116,215,1Себестоимость остатка ценных бумаг на конец месяца исходя из себестоимости по последним поступлениям:(80 x 120 тыс. руб.) + (50 x 110 тыс. руб.) = 15,1 млн руб.Себестоимость реализованных (выбывших) ценных бумаг:31,2 млн руб. - 15,1 млн руб. = 16,1 млн руб.Себестоимость единицы реализованных (выбывших) ценных бумаг:16,1 млн руб. : 160 = 100,6 тыс. руб.Этот метод можно также применять в течение месяца на каждую дату выбытия внутри месяца ценных бумаг, используя оценку остатка ценных бумаг, определенную по методу ФИФО, на дату предшествующей операции (так называемый метод скользящей ФИФО).Вопросы возникают и относительно даты отражения в учете операций по выбытию ценных бумаг.Любая сделка по приобретению ценных бумаг предполагает следующие даты операций:- дату заключения договора купли-продажи с продавцом;- дату проведения операции у регистратора (то есть дату перехода права собственности);- дату отражения в учете организации-покупателя.Обращаем внимание, что датой приобретения ценных бумаг по договору следует считать момент возникновения прав на ценные бумаги, определенный ст. 29 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", то есть дату перехода права собственности на ценные бумаги, подтвержденную регистратором. Соответственно, на эту дату отражается принятие к учету приобретенных ценных бумаг.Допустим, были проданы акции по договорам купли-продажи ценных бумаг: по договору N 1 от 01.01.2010 (сделка зарегистрирована 15.01.2010) и по договору N 2 от 12.01.2010 (сделка зарегистрирована 15.01.2010).При использовании метода ФИФО первым подлежит списанию пакет акций по договору N 2 от 12.01.2010 (сделка зарегистрирована раньше - 12.01.2010), а уже затем пакет акций по договору N 1 от 01.01.2010 (сделка зарегистрирована 15.01.2010).Следует также учесть особенности определения момента включения доходов от реализации ценных бумаг в состав доходов, учитываемых при налогообложении прибыли.В частности, согласно п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. Датой реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг также признается дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований.В свою очередь, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.Пунктом 5 ст. 280 НК РФ предусмотрено, что:- в случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена;- в случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.Однако данный пункт не распространяется на сделки с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. При определении налоговой базы по сделкам с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, следует учитывать положения п. 6 ст. 280 НК РФ, согласно которому по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при выполнении хотя бы одного из условий, установленных данным пунктом. При этом в отношении определения даты реализации никакие особенности, отличные от общих, не установлены.Таким образом, в рассматриваемой ситуации датой реализации ценных бумаг следует считать дату перехода права собственности. Соответственно, реализацию ценных бумаг для расчета налога на прибыль следует учитывать в налоговом периоде за 2010 г.Необходимо иметь в виду, что с 1 января 2010 г. согласно новой редакции ст. 280 НК РФ "в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен".До 2010 г. при исчислении налога на прибыль в Налоговом кодексе отсутствовала норма, устанавливающая порядок контроля цены приобретения ценных бумаг, контролировалась лишь цена реализации ценных бумаг.Вместе с тем и раньше Минфин разъяснял, что расходы на приобретение ценных бумаг по цене выше максимальной цены сделок на организованном рынке не соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Следовательно, покупатель был вправе учесть в расходах такую ценную бумагу лишь по максимальной цене, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг на дату сделки (Письмо Минфина России от 21.03.2006 N 03-03-04/1/269).Арбитражная практика по данному вопросу складывалась неоднозначно, потому что доказать несоответствие расходов на приобретение ценных бумаг рыночному уровню цен, ссылаясь только на положения ст. ст. 40 и 252 НК РФ, налоговым органам удавалось не всегда.Теперь в соответствии с внесенными изменениями в п. п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ цена приобретения также подлежит контролю.Так, согласно п. 6 данной статьи если цена приобретения ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг, превышает максимальную рыночную цену на дату их приобретения, то в целях налогообложения следует учитывать эти бумаги по максимальной рыночной цене, определенной как расчетная цена, увеличенная на 20%.Соответственно, в дальнейшем, можно порекомендовать ОАО «ОГК-2» формировать "налоговую" стоимость ценных бумаг при их приобретении, сравнивая ее с расчетной ценой, и именно она сформирует расходы для целей налогообложения при выбытии данных ценных бумаг. Ведь, во-первых, финансовый результат от сделок с ценными бумагами определяется на дату их реализации, а, во-вторых, в связи с внесением указанного новшества не были внесены изменения в другие статьи гл. 25 НК РФ, регламентирующие налогообложение дохода, возникающего в связи с корректировкой цены приобретения ценных бумаг, как самостоятельного дохода.Несмотря на то что на момент приобретения ценных бумаг новые нормы НК еще не действовали, в периоде реализации необходимо руководствоваться именно этими положениями и контролировать соответствие цены ценных бумаг, включаемой в расходы, рыночному уровню. То есть при списании ценных бумаг в связи с их реализацией следует обосновать, что фактическая цена приобретения указанных ценных бумаг не превышала максимальную рыночную цену этих бумаг на дату их приобретения, а в случае превышения учесть в расходах их рыночную цену.В Письме от 19.03.2010 N 03-03-06/1/151 Минфин России разъясняет, что для определения рыночной цены реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг, необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным п. 6 ст. 280 НК РФ.В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" в период с 1 января по 31 декабря 2010 г. расчетная цена не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством РФ.Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, может быть использована ставка рефинансирования ЦБ РФ.Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, а также методы оценки расчетной цены таких ценных бумаг (если оценка расчетной цены осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.Поскольку других официальных разъяснений по данному вопросу пока нет, с учетом изложенного выше ОАО «ОГК-2» необходимо самостоятельно определить расчетную цену ранее приобретенных ценных бумаг в соответствии с методом, установленным в учетной политике: например, для этого можно использовать метод чистых активов эмитента на дату приобретения ценных бумаг.В случае если для определения расчетной цены используется стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на соответствующую акцию, то следует руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз.Также рассмотрим систему внутреннего контроля проведения учета операций с ценными бумагами в ОАО «ОГК-2». Система бухгалтерского учета и отчетности представляет собой фундамент информационной базы внутреннего контроля в ОАО «ОГК-2». Она является своего рода информационным потоком о состоянии и движении денежных средств банка, его имущества, доходов и расходов, а также об изменении финансовых результатов банка. При этом формируется указанный поток как в интересах удовлетворения потребностей внешних пользователей информации (контролирующих органов, инвесторов, кредиторов), так и внутренних пользователей (собственников, менеджеров, контролеров) для осуществления последними процесса управления банком, включая реализацию контрольных функций. Основными целями функционирования системы внутреннего контроля ОАО «ОГК-2» являются: 1) обеспечение эффективности деятельности организации и ее развития; 2) своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде; 3) обеспечение устойчивого положения организации на рынке в условиях конкуренции. Достижение указанных целей системы внутреннего контроля обеспечивается решением следующих задач: — соблюдение организацией требований законодательства и внутренних документов; — соответствие деятельности организации утвержденной стратегии; — должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для принятия эффективных управленческих решений; — безошибочность регистрации и обработки финансово-хозяйственных операций организации; — достоверность, своевременность и полнота составления отчетности; — рациональное и экономное использование всех видов ресурсов; — соблюдение работниками организации установленных руководством требований, правил и процедур. Эти и многие другие задачи обусловливают создание в ОАО «ОГК-2» качественной системы внутреннего контроля. Субъекты системы — участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент). К субъектам системы внутреннего контроля в ОАО «ОГК-2» можно отнести: — органы управления организации; — ревизионную комиссию (ревизор); — главного бухгалтера и его заместителей; — подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами организации. Схема подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации представлена на рисунке 3.1.   Таким образом, можно говорить о наличии определенного множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой организацию качественной системы внутреннего контроля, что в конечном счете определяет эффективность корпоративного управления кредитной организации. В соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету, в т.ч. учету ценных бумаг, перечень основных задач бухгалтерского учета в организациях достаточно широк. Он включает в себя: а) формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; б) ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех операций; в) выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости организации;г) использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений. Сопоставляя указанные задачи бухгалтерского учета с перечисленными выше задачами внутреннего контроля, нетрудно найти между ними много общего. Вместе с тем, взаимосвязь бухгалтерского учета и внутреннего контроля проявляется не только в этом. Ведение бухгалтерского учета невозможно без реализации функций внутреннего контроля в процессе осуществления учетной работы. С другой стороны, осуществление функций внутреннего контроля также является невозможным, если не опираться на данные бухгалтерского учета - его информационную базу. Для решения стоящих сегодня перед бухгалтерским учетом задач его необходимо рассматривать в двух важнейших направлениях - это финансовый (официальный или внешний) учет и управленческий (внутренний) учет. Если цель финансового учета состоит, прежде всего, в составлении достоверной отчетности предприятия (банка) для использования ее внешними пользователями, в том числе контролирующими органами, то цель управленческого учета заключается в обеспечении менеджеров всех уровней информацией, необходимой им для принятия управленческих решений. Важнейшими элементами системы бухгалтерского учета с позиции реализации целей внутреннего контроля являются: (1) нормативно-правовая основа бухгалтерского учета в Российской Федерации; (2) учетная политика организации; (3) данные аналитического и синтетического учета; (4) бухгалтерская финансовая отчетность; (5) бухгалтерская управленческая отчетность; (6) первичные финансовые документы и данные по отдельным операциям и сделкам;(7) материалы проверок деятельности организации внутренними и внешними контрольными органами; (8) порядок хранения документов. Учетная политика является особым внутренним документом ОАО «ОГК-2», в этой связи представляет собой важный элемент системы бухгалтерского учета ценных бумаг, и, соответственно, системы информационного обеспечения внутреннего контроля. За последние несколько лет учетная политика превратилась из абстрактного требования в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности, снижения налогового бремени. В рамках учетной политики руководитель ОАО «ОГК-2» должен в обязательном порядке утверждать следующие документы: рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый организацией, ее филиалами и подведомственными учреждениями; формы первичных учетных документов, используемые для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок расчетов с филиалами; порядок проведения отдельных учетных операций; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за совершаемыми операциями; порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Также необходимо отметить, что бурное развитие информационных технологий оказало существенное влияние на все стороны жизни общества, включая экономику. Сегодня влияние информационных технологий на бизнес увеличилось настолько, что автоматизация, подобно финансовой политике, во многом определяет конечный результат деятельности организации, поэтому порекомендуем ОАО «ОГК-2» внедрение дополнительной конфигурация «БП:Учет финансовых вложений», предназначенной для комплексной автоматизации учета ценных бумаг и финансовых вложений (акций, займов, векселей, паев, вкладов в уставные капиталы других организаций). Конфигурация совместима с системой программ 1С:Предприятие, используемой в ОАО «ОГК-2».Эта программа разработана для организаций, не являющихся профессиональными участниками рынка ЦБ, и отражающих финансово-хозяйственные операции с ценными бумагами в составе прочих доходов и расходов.Программа предназначена для автоматизации следующих операций:Движение ценных бумаг: приобретение, продажа, погашение и пр. выбытие; Начисление дохода по ЦБ; Получение дивидендов по ЦБ и вкладам в уставные капиталы других организаций; Переоценка ценных бумаг, по которым можно определить текущую рыночную стоимость; Налоговый учет финансовых вложений.Отличительными особенностями конфигурации являются:автоматический расчет купонного дохода по облигациям; расчет дохода по процентным и дисконтным векселям, депозитным и сберегательным сертификатам.Программный продукт не является самостоятельной программой и устанавливается как дополнение к типовой конфигурации «Бухгалтерский учет». 3.2.Перспективы нормативного регулирования рынка ценных бумагС 2008 года на законодательном уровне ведутся разговоры о повышении инвестиционной привлекательности отечественного финансового рынка. В августе 2010 года Правительством РФ представлен законопроект, направленный на совершенствование российского законодательства в сфере эмиссии ценных бумаг, а также раскрытия информации в проспекте ценных бумаг.Законопроект предусматривает отказ от регистрационных процедур в отношении акций тех акционерных обществ, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже.Кроме того, документ вносит поправки в процедуру регистрации выпуска акций акционерного общества, размещаемых при реорганизации, а также в процедуру эмиссии привилегированных акций при изменении объема удостоверяемых ими прав.Разработка данного законопроекта предусмотрена планом первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. До этого предложения закон «О рынке ценных бумаг» такую упрощенную процедуру эмиссии предусматривал только в отношении эмиссии биржевых облигаций. Для эмитента это означает уменьшение финансовых затрат при выходе на публичный рынок капитала и более короткие сроки. Конечно, новое правило предусмотрено только в отношении акций той же категории, прошедших процедуру листинга. На кредитные организации это правило не распространяется. Законопроект вносит изменение в процедуру регистрации выпуска акций акционерного общества, размещаемых при реорганизации, а также в процедуру эмиссии привилегированных акций при изменении объема удостоверяемых ими прав. Цель закона - повышение инвестиционной привлекательности российского финансового рынка».В августе же 2010 года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии привилегированных акций при изменении объема удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытиюинформации в проспекте ценных бумаг, совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц", направленный на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с процедурой эмиссии ценных бумаг, в том числе в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии привилегированных акций при изменении объема удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг, совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц. Предлагается возможность использования процедуры эмиссии, облегченной за счет отказа от регистрационных действий, не только в отношении облигаций, но и в отношении акций тех акционерных обществ, акции которых той же категории (типа) прошли процедуру листинга на фондовой бирже. С учетом особенностей кредитных организаций и осуществлением Банком России контроля за финансовым положением приобретателей акций кредитных организаций отказ от регистрационных действий при проведении дополнительной эмиссии акций не будет распространяться на кредитные организации. Законопроектом вводится процедура, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска акций акционерного общества, размещаемых при реорганизации, должны представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. При этом в случае принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации соответствующего выпуска акций, размещаемых при реорганизации, такое решение вступает в силу с даты государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате реорганизации. Документ, подтверждающий принятие регистрирующим органом решения о государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации (например, решение о выпуске акций с отметкой регистрирующего органа, содержащей присвоенный выпуску акций государственный регистрационный номер), предлагается включить в состав документов, представляемых органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, для внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. Принципиально иной подход представляется необходимым использовать в случае реорганизации юридического лица - эмитента облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций. Законопроектом предусматривается специальный порядок передачи обязательств по облигациям или иным эмиссионным ценным бумагам реорганизуемой организации к ее правопреемнику. Такой специальный порядок предполагает "замену эмитента", при которой правопреемник становится на место реорганизованного эмитента и отвечает от своего имени перед владельцами ценных бумаг в том объеме и на тех условиях, которые будут существовать на момент его государственной регистрации. При этом проведение отдельной самостоятельной эмиссии облигаций или иных ценных бумаг правопреемника не осуществляется. Законопроектом также устанавливается ряд общих правил (принципов), которые должны соблюдаться при проведении процедуры "замены эмитента". Так, обязательства по ценным бумагам одного выпуска должны переходить только к одному юридическому лицу - правопреемнику эмитента ценных бумаг. Правопреемником, к которому переходят обязательства по ценным бумагам, должна являться организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять эмиссию соответствующего вида ценных бумаг. Правопреемник должен нести обязанности, связанные с раскрытием информации по ценным бумагам. Например, в случае регистрации проспекта ценных бумаг правопреемник обязан осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".Предлагается отказаться от проведения "технических" эмиссий, предусматривающих конвертацию привилегированных акций в связи с изменением предоставляемого объема прав, заменив упомянутые "технические" эмиссии процедурой внесения соответствующих необходимых изменений в зарегистрированное в установленном порядке решение о выпуске привилегированных акций.При этом процедура внесения изменений в зарегистрированное решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг предусматривает регистрацию таких изменений регистрирующим органом на основании соответствующего заявления эмитента, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение им установленных требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Не соблюдение эмитентом установленных требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах будет являться основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации указанных изменений. В частности, устанавливаются возможность размещения ценных бумаг на условиях неполной оплаты, если обязательство по их полной оплате принимает на себя брокер, оказывающий эмитенту услуги по размещению ценных бумаг, а также возможность обращения размещенных ценных бумаг до государственной регистрации отчета (представления уведомления) об итогах их выпуска.Для российского рынка замена регистрации отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ на уведомление, осуществленная в начале 2006 г, привела к резкому увеличению эмиссионной активности. Аналогичные задачи по повышению своей капитализации в настоящее время стоят и перед банковской сферой. Однако, несмотря на то, что одним из наиболее эффективных способов для этого является эмиссия акций, ее использование кредитными организациями существенно затруднено. В основном это связано с тем, что уведомительный порядок отчетности об итогах эмиссии в настоящее время не распространяется на акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции кредитных организаций. Законопроект предусматривает отсрочку его вступления в силу для того, чтобы Банк России, к компетенции которого в настоящее время относится утверждение нормативных актов, регулирующих эмиссию ценных бумаг кредитных организации, мог привести их в соответствие с правилами, предусмотренными законопроектом.12 мая 2011 г Государственная Дума рассмотрела во втором чтении законопроект, который вносит изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Налоговый кодекс. Его задача – упрощение порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением. Законопроект предполагает, что депозитарий будет обязан получать для своих депонентов выплаты по таким ценным бумагам. Также при получении таких выплат он будет наделен функциями налогового агента, которые ранее были возложены на эмитента. На данный момент для осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением эмитенту необходимо иметь список владельцев облигаций. Это трудоемкий и затратный процесс как для инвесторов, так и для депозитария. Законопроект позволит уменьшить объем работы между эмитентами и депозитариями и будет способствовать развитию финансового рынка в целом.Разработка этого законопроекта отвечает задачам формирования в России международного финансового центра, а также целям поэтапной либерализации рынка федеральных государственных ценных бумаг. Поправками в ФЗ "О рынке ценных бумаг" устанавливается, что депозитарий, осуществляющий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязан оказывать депоненту услуги, связанные с получением доходов и иных денежных выплат по таким ценным бумагам в денежной форме.В статьи 214.1 и 310 Налогового кодекса РФ вносятся изменения, согласно которым налоговыми агентами признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам независимо от даты их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением — в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 годаНе признается налоговым агентом депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) доходов по эмиссионным ценным бумагам при осуществлении выплат налогоплательщикам сумм в погашение номинальной стоимости ценных бумаг.Предполагается закрепление за эмитентом субсидиарной ответственности с депозитарием, осуществляющим централизованное хранение ценных бумаг, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по передаче депонентам доходов по ценным бумагам.Закон "О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и статьи 214.1 и 310 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вступит в силу с 1 января 2012 года.ЗаключениеЦенная бумага — это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.По содержанию финансовых отношений различают долевые ценные бумаги (акции), выражающие отношения имущественного права, и долговые ценные бумаги (облигации), выражающие отношения займа.Правила бухгалтерского учета ценных бумаг установлены ПБУ 19/02"Учет финансовых вложений " утвержденным Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н. ПБУ 19/02 не применяется кредитными организациями и бюджетными учреждениями. Им обязаны руководствоваться организации при осуществлении операций с ценными бумагами.ПБУ 19/02 не делит ценные бумаги на обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (далее ОРЦБ) и не обращающиеся. Оно разделяет финансовые вложения на те, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и те, по которым она не определяется. Но, поскольку в главе 25 НК РФ все ценные бумаги разделены на две категории: обращающиеся и не обращающиеся на ОРЦБ, то ведение такого учета возможно осуществить через субсчета второго порядка. Открытое акционерное общество «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (ОАО «ОГК-2») зарегистрировано в г.Изобильный (Ставропольский край) 9 марта 2005 г. Согласно распоряжению Правительства РФ от 1 сентября 2003 г. №1254-р, в состав ОАО "ОГК-2" включены: Псковская ГРЭС, Серовская ГРЭС, Ставропольская ГРЭС, Сургутская ГРЭС-1 и Троицкая ГРЭС.Уставный капитал компании составляет 11,8 млрд. руб. и разделен на 32,7 млрд обыкновенных акций номиналом 0,3627 руб. Крупнейшим акционером компании на июнь 2008 года являлась РАО «ЕЭС России» с долей 66,5 %, ещё 12,2 % акций принадлежало российскому газовому монополисту «Газпрому». На 30 июня 2009 года крупнейшим акционером компании является ОАО «Центрэнергохолдинг» (44,39 %), дочернее общество ООО «Газпром энергохолдинг». Сведения об организаторах торговли на рынке ценных бумаг, в т.ч. фондовых биржах, на которых осуществляется обращение ценных бумаг компании:1. ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», г. Москва, Большой Кисловский пер., д. 132. ОАО «Фондовая биржа «Российская торговая система», г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 38, стр.13. Глобальные депозитарные расписки на акции ОАО «ОГК-2» обращаются на Лондонской фондовой бирже: TheLondonStockExchange, 10 PaternosterSquare, London, EC4M 7LS.В работе были рассмотрены особенности учета следующих видов ценных бумаг ОАО «ОГК-2» - собственных выпущенных и размещенных акций, формирующий уставный капитал общества, учет вложений в акции и облигации в другие организации. Обществом размещены обыкновенные именные акции номинальной стоимостью 0,3627 рубля каждая в количестве 32 734 568 382 штук на общую сумму по номинальной стоимости 11 872 827 952, 1514 рубля.Акции ОГК-2 включены в котировальные листы «А» первого и второго уровня российских фондовых бирж ММВБ и РТС. Ценные бумаги, включенные в Котировальные списки А1, А2 и Б, — это наиболее качественные инструменты, эмитенты которых соответствуют требованиям бирж по раскрытию информации и соблюдению норм корпоративного поведения. С апреля 2008 года ОАО «Брокерский дом «Открытие» выступает маркет-мейкером акций ОГК-2 на ММВБ и классическом рынке РТСАнализ системы бухгалтерского учета ОАО «ОГК-2» выявил, что учет ценных бумаг в организации ведется в полном соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов. Однако в настоящее время ведется работа по совершенствованию российского законодательства в сфере эмиссии ценных бумаг, а также раскрытия информации в проспекте ценных бумаг.В августе 2010 года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные списки фондовых бирж, изменения процедуры эмиссии привилегированных акций при изменении объема удостоверяемых ими прав, уточнения требований к раскрытию информации в проспекте ценных бумаг, совершенствования правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц". Предлагается возможность использования процедуры эмиссии, облегченной за счет отказа от регистрационных действий, не только в отношении облигаций, но и в отношении акций тех акционерных обществ, акции которых той же категории (типа) прошли процедуру листинга на фондовой бирже. Законопроектом вводится процедура, в соответствии с которой документы для государственной регистрации выпуска акций акционерного общества, размещаемых при реорганизации, должны представляться в регистрирующий орган до государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации. При этом в случае принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации соответствующего выпуска акций, размещаемых при реорганизации, такое решение вступает в силу с даты государственной регистрации акционерного общества, созданного в результате реорганизации. Для российского рынка замена регистрации отчета об итогах выпуска /дополнительного выпуска/ на уведомление, осуществленная в начале 2006 г, привела к резкому увеличению эмиссионной активности, поэтому ожидается, что с принятием новых законопроектов, рынок ценных бумаг получит новый виток развития. Список литературыКонституция РФГражданский кодекс Российской ФедерацииНалоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая.Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Письмо Министерства финансов РФ от 25.02.11 № 03-04-05/4-119План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению с кратким комментарием руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Бакаева А.С. / Введен в действие с 1.01.2001 г.ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" утверждено Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. / Утверждено Приказом Минфина России от 29 июня 1998 г. № 34н.Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2007.- 352с.Андреева И. Изменились правила налогообложения ценных бумаг // "Главбух" №24/2009Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. М.: Контур, 2007. - 367с.Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. М.: Ринетатинформ, 2006. - 176с.Букирь М.Я. Финансирование путем выпуска корпоративных облигаций // "Инвестиционный банкинг", 2006, N 4Буренин А.Н Управление рынком ценных бумаг. – М.: Научно-техническое общество имени академика С. И. Вавилова, 2007. – 454 с.Бычкова С.М.Аудит финансовых вложений // "Аудиторские ведомости", 2007, N 3Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – Новосибирск, «Экор», 2008. – 753 с.Горшкова И.Переоценка и "передача" акций // "Новая бухгалтерия", 2007, N1Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 544 с.Зенькович Е. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг: вопросы теории и практики // Рынок ценных бумаг, № 7, 2008Зенькович Е. Контроль и надзор на финансовом рынке // Рынок ценных бумаг, № 6, 2009Зенькович Е. Типовые нарушения в деятельности профессиональных участников // Рынок ценных бумаг, № 9, 2008Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Сборник корреспонденций счетов бухгалтерского учета по новому счетному плану. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009. - 287 с.Козырь Ю. Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса//Рынок Ценных Бумаг, 2007, № 6. – с. 39-45.Кувакина Т. А. Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки // Рынок ценных бумаг, № 11, 2008Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: Экспресс-курс.. СПб: КноРус – 2007. – 320 с.. Лансков П. М. Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования // Рынок ценных бумаг, № 5, 2008Лансков П.М. Российское законодательство о рынке ценных бумаг безнадежно устарело // Рынок ценных бумаг, № 6, 2008Лебедев И. Выкуп собственных акций: возможные варианты // "Консультант", 2009, N 19Макарова Л.Г., Шурыгин А.В. Объекты и процедуры аудита финансовых вложений // "Аудиторские ведомости", 2006, N 10Межникова Ю. Продажа акций: формирование их стоимости // "Финансовая газета", 2007, №12Мельникова Л.А. Учет финансовых вложений // "Современный бухучет", 2007, N 7Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок.// Ред. Г.Н. Белова М.: Перспектива, 2008.-550с.Попова Л.В. Бухгалтерский учет финансовых вложений. Спб.: ДиС, 2008 г. – 160 с.Потемкина Т.И. Организация документооборота в бухгалтерии. // «Бухгалтерский учет», № 24, 2010 г.Рынок ценных бумаг. Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. М. «Финансы и статистика», 2006. - 352с.Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 556 с.Фомина С.С. Организация аудиторских проверок операций с ценными бумагами // "Аудиторские ведомости", 2007, N 1Хашкулов Х. Привлечение заемных средств путем выпуска облигаций // "Финансовая газета", 2007, N 8Ценные бумаги: учебное пособие для вузов. Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского М.: Финансы и статистика, 2008.-360с.Эмирсултанова Э.Э. Фондовый контроль как часть единой системы финансового контроля. // "Финансовое право", 2008, N 5

1.Конституция РФ
2.Гражданский кодекс Российской Федерации
3.Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая.
4.Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ
5.Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
6.Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
7.Письмо Министерства финансов РФ от 25.02.11 № 03-04-05/4-119
8.План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению с кратким комментарием руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Бакаева А.С. / Введен в действие с 1.01.2001 г.
9.ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" утверждено Приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. N 126н.
10.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. / Утверждено Приказом Минфина России от 29 июня 1998 г. № 34н.
11.Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 2007.- 352с.
12.Андреева И. Изменились правила налогообложения ценных бумаг // "Главбух" №24/2009
13.Анесянц С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. М.: Контур, 2007. - 367с.
14.Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. М.: Ринетатинформ, 2006. - 176с.
15.Букирь М.Я. Финансирование путем выпуска корпоративных облигаций // "Инвестиционный банкинг", 2006, N 4
16.Буренин А.Н Управление рынком ценных бумаг. – М.: Научно-техническое общество имени академика С. И. Вавилова, 2007. – 454 с.
17.Бычкова С.М.Аудит финансовых вложений // "Аудиторские ведомости", 2007, N 3
18.Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – Новосибирск, «Экор», 2008. – 753 с.
19.Горшкова И.Переоценка и "передача" акций // "Новая бухгалтерия", 2007, N1
20.Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. - 544 с.
21.Зенькович Е. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг: вопросы теории и практики // Рынок ценных бумаг, № 7, 2008
22.Зенькович Е. Контроль и надзор на финансовом рынке // Рынок ценных бумаг, № 6, 2009
23.Зенькович Е. Типовые нарушения в деятельности профессиональных участников // Рынок ценных бумаг, № 9, 2008
24.Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Сборник корреспонденций счетов бухгалтерского учета по новому счетному плану. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009. - 287 с.
25.Козырь Ю. Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса//Рынок Ценных Бумаг, 2007, № 6. – с. 39-45.
26.Кувакина Т. А. Статусная ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг: понятие и признаки // Рынок ценных бумаг, № 11, 2008
27.Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: Экспресс-курс.. СПб: КноРус – 2007. – 320 с..
28.Лансков П. М. Развитие инфраструктуры финансового рынка и оптимизация его регулирования // Рынок ценных бумаг, № 5, 2008
29.Лансков П.М. Российское законодательство о рынке ценных бумаг безнадежно устарело // Рынок ценных бумаг, № 6, 2008
30.Лебедев И. Выкуп собственных акций: возможные варианты // "Консультант", 2009, N 19
31.Макарова Л.Г., Шурыгин А.В. Объекты и процедуры аудита финансовых вложений // "Аудиторские ведомости", 2006, N 10
32.Межникова Ю. Продажа акций: формирование их стоимости // "Финансовая газета", 2007, №12
33.Мельникова Л.А. Учет финансовых вложений // "Современный бухучет", 2007, N 7
34.Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок.// Ред. Г.Н. Белова М.: Перспектива, 2008.-550с.
35.Попова Л.В. Бухгалтерский учет финансовых вложений. Спб.: ДиС, 2008 г. – 160 с.
36.Потемкина Т.И. Организация документооборота в бухгалтерии. // «Бухгалтерский учет», № 24, 2010 г.
37.Рынок ценных бумаг. Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. М. «Финансы и статистика», 2006. - 352с.
38.Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 556 с.
39.Фомина С.С. Организация аудиторских проверок операций с ценными бумагами // "Аудиторские ведомости", 2007, N 1
40.Хашкулов Х. Привлечение заемных средств путем выпуска облигаций // "Финансовая газета", 2007, N 8
41.Ценные бумаги: учебное пособие для вузов. Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского М.: Финансы и статистика, 2008.-360с.
42.Эмирсултанова Э.Э. Фондовый контроль как часть единой системы финансового контроля. // "Финансовое право", 2008, N 5

Вопрос-ответ:

Что такое ценные бумаги и как их можно классифицировать?

Ценные бумаги - это документы, удостоверяющие имущественные права владельца. Они могут быть классифицированы по различным критериям, например, по типу выплаты дохода (доходные, долевые), по сфере применения (государственные, корпоративные), по степени риска (высокого, среднего, низкого), и др.

Какие нормативно-правовые акты регулируют операции с ценными бумагами?

Операции с ценными бумагами регулируются рядом нормативно-правовых актов, таких как федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах", "О биржевой торговле", "О внебиржевом рынке ценных бумаг" и др. Также важные нормативные документы - это Положения Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам, устанавливающие правила для банков и брокеров при осуществлении операций с ценными бумагами.

Какие особенности учета и контроля ценных бумаг можно выделить?

Особенности учета и контроля ценных бумаг связаны с особенностями их хранения, передачи права на них, выплаты дохода и т.д. Например, ценные бумаги должны быть зарегистрированы на владельца для установления права собственности. Также важно контролировать соблюдение правил торговли на бирже при проведении операций с ценными бумагами.

Какая организация изучалась в статье?

В статье изучалась организация ОАО Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии (ОАО ОГК). Дана краткая характеристика этой организации и описаны особенности учета операций с ценными бумагами внутри нее.

Как организован учет операций с ценными бумагами в ОАО ОГК?

Учет операций с ценными бумагами в ОАО ОГК осуществляется с помощью специализированной системы, которая позволяет отслеживать все операции с ценными бумагами, включая покупку, продажу, передачу права собственности и выплату дохода. Также проводится контроль за соблюдением правил рынка ценных бумаг и установленных нормативов.

Что такое ценные бумаги?

Ценные бумаги являются финансовыми инструментами, которые подтверждают определенные имущественные права и могут быть куплены или проданы на финансовых рынках.

Как классифицируются ценные бумаги?

Ценные бумаги могут быть классифицированы по различным признакам, например, по виду эмитента (государственные, муниципальные, корпоративные и т.д.), по форме исполнения (долговые, акционерные, ипотечные и т.д.), по способу размещения (публичные, непубличные), по сроку действия (долгосрочные, краткосрочные) и другим критериям.

Какие нормативные акты регулируют операции с ценными бумагами?

Операции с ценными бумагами регулируются законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", Положением о ценных бумагах, утвержденным Правительством РФ, и другими нормативными актами.

Какие особенности учета и контроля ценных бумаг существуют?

Учет и контроль ценных бумаг имеют свои особенности, так как эти инструменты финансового рынка имеют высокую стоимость и требуют внимательного отношения. Особенности могут включать контроль за соблюдением правил размещения и обращения ценных бумаг, проверку подлинности бумаг, учет операций с ценными бумагами и другие аспекты.

Как организован учет и контроль операций с ценными бумагами в ОАО Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии?

Здесь нет информации о конкретном методе учета и контроля операций с ценными бумагами в данной организации. Однако, можно предположить, что учет и контроль осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними правилами компании, а также может быть использован специализированный программный комплекс для учета операций с ценными бумагами.