Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.

  • 15 страниц
  • 2 источника
  • Добавлена 08.05.2016
616 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Этнос в понимании Л. Гумилева 4
Глава 2. Роль ландшафта в судьбе этносов 8
Глава 3.Четыре фазы этногенеза и теория пассионарности 12
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Гумилев говорит о появлении неких людей, имеющих особую энергетику (пассионарность). Своей страстью на протяжении десятков поколений пассионарии заражают окружающих и своих потомков, тем самым определяя развитие родившегося этноса. Однако постепенно данная страсть становится менее выраженной, поскольку в этносе появляются те люди, которые имеют отрицательную пассионарность, такие люди мешают развитию общества и пассионариям. Благодаря таким людям исходнаяпассионарность этноса становится менее выраженной. Собственно говоря, пассионарностью обладают почти все люди, просто здесь не равны ее дозы. Она может проявляться в разных качествах – это властолюбие, тщеславие, гордость, алчность, зависть и т.п. (модусы пассионарности), которые с равной легкостью способны к рождению подвигов и преступлений, созидания и разрушения, блага и зла, хздесь только совершенно отсутствует равнодушие. Общим моментом является именно тот, который важен для нашей проблемы: способность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии – не могут рассчитать последствия своих поступков и, даже предвидя гибель, удержаться от их свершения. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность находится не в сознании людей, а в подсознании [1]. Гумилев отмечал, что яркий пример пассионария – это Наполеон. После египетского похода он обрел такие богатства, что всю жизнь мог бы не работать. Однако Наполеон не был простым обывателем. Он как истинный пассионарий принял на себя нагрузку непомерной тяжести, с огромным риском и печальным концом. Модусом его пассионарности было властолюбие. Гумилевым была приведена сложная кривая развития пассионарности этноса, согласно которой процесс развития этноса делится на 6 этапов (фаз):Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком.«Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой» не подчиняться общим установлениям, считаться только с собственной природой».«Постепенно пассионарный заряд сокращается».Акматическая фаза – стабильное состояние пассионарности – нет роста, нет падения.Следующая фаза – фаза надлома. «Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии».«Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной».«Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становится необратимым».«Последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции».Вот как детально описывает Гумилев свои фазы этногенеза в книге «Этногенез и биосфера земли»:«Историческая, описанная в источниках эпоха включает при отсутствии внешнего смещения следующие фазы этногенеза: 1) явный период фазы подъема, 2) акматическую фазу, когда этнос предельно активен, а давление на ландшафт уменьшено, 3) фазу надлома, когда антропогенное давление максимально и деструктивно, 4) инерционную фазу, в которой идет накопление технических средств и идеологических ценностей; ландшафт в это время поддерживается в том состоянии, в которое он был приведен ранее; 5) фазу обскурации, во время которой нет забот ни о культуре, ни о ландшафте. После этого наступает фаза гомеостаза, когда идет взаимодействие остатков полуистребленного этноса с обедненным ландшафтом, возникшим на обломках погибшего культурного ландшафта, там, где на месте дубов выросли лопухи, среди которых играют в прятки правнуки завоевателей и дети разбойников» [1].Конечно же, относительная длительность разных фаз этногенеза может быть разной. Что касается фазы исторического становления, то она является непродолжительной, процесс идет очень интенсивно.Гумилев говорит о более длительной фазе исторического существования у большинства этносов по сравнению с предыдущей, ибо именно в этом периоде осуществляется формирование комплексного своеобразия этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для того, чтобы сложились суперэтнические культурные образования. Кроме того, Гумилев обращает внимание на сильные вариации фазы исторического упадка по своей протяженности, так как существует ее зависимость от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, от исторической судьбы, которую определяет степень развития материального базиса, накопленного в прошлом периоде, физико-географические условия ареала, и состояние смежных этносов. Наконец, речь идет о зависимости фазы исторических реликтов от историко-географической спецификиданной территории. Как обязательное условие формирования и течения процесса этногенеза вплоть до его завершения, после чего этнос становится реликтом, выступает его пассионарность, т.е. способность к целенаправленномусверхнапряжению. Гумилев ее объясняет в качестве органической способности организма к абсорбированию энергии внешней среды и выдаче ее в виде работы, хотя и не исключает того, что возможны иные, более изящные определения. У людей эта способность колеблется настолько сильно, что иногда ее импульсы ломают инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового, вследствие чего некоторые люди, по нашей терминологии – пассионарии, совершают и не могут не совершать поступки, ведущие к изменению их окружения. Это изменение касается в равной степени природной среды и отношений внутри человеческих сообществ, т.е. этносов [1]. Следовательно, пассионарностьобладает энергетической природой, которая преломляется через особенности психики, стимулирующие повышенную активность носителей этого признака, который создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. ЗаключениеТаким образом, этносы находятся под тесным воздействием процессов биохимического характера, будучи частью биосферы Земли. Такие внешние факторы, как ландшафт, способны формировать самосознание этноса, подсознание его членов, их эмоциональную структуру. Подсознание, эмоции, присущие отдельным индивидам, способны толкнуть их на те поступки, которые затем могут интегрироваться в этногенные и ландшафтогенные процессы. Разница жемежду сознательной и эмоциональной областями поведения этнических сообществ в том, что первая подчиняется закону спонтанного общественного развития, а вторая связана с энергетическими толчками. В результате осуществляется формирование так называемого пассионарного поколения, постепенно утрачивающего инерцию пассионарности из-за сопротивления среды и переходящего к реликтовому состоянию этно-ландшафтного равновесия.Список литературыГумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. [Электронный ресурс] -(http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/etnogenez_i_biosfera_zemli/read)Фирсов, А. Три стадии этногенеза. [Электронный ресурс] -(http://www.democracy.ru/article.php?id=4051)

1. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. [Электронный ресурс] -(http://modernlib.ru/books/gumilev_lev_nikolaevich/etnogenez_i_biosfera_zemli/read)
2. Фирсов, А. Три стадии этногенеза. [Электронный ресурс] -(http://www.democracy.ru/article.php?id=4051)

Культурологическая проблематика в работе Н. Ф. Гумилева 'Этногенез и биосфера Земли'

Санкт-Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций. профиль М. А. Бонч-Бруевича.



Курсы

Культурологическая проблематика
в работе Ф. Н. Гумилева
"Этногенез и биосфера Земли".

 

 

 

 

 

Выполнил: студент I курса ГФ

группы СР-01 Нос M. A.

 

Проверила: Колосова И. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2001

Введение

Биосфера Земли – это одна из оболочек планеты. Люди входят в состав биосферы, но они столь разнообразны, что рассматривать их как целостность – антропосферу – не конструктивно. Человечество как биологическая форма – это единый вид с огромным количеством вариаций, распространившийся в послеледниковую эпоху по всей поверхности земного шара. Фактически вся земля – обиталище человека. В период своего существования вид homo sapiens неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли, но, как и любой другой виду, стремился освоить возможно большее пространство. В отличие от большинства млекопитающих homo sapiens нельзя назвать ни стадным, ни индивидуальным животным. Человек существует в коллективе, который, в зависимости от угла зрения, может рассматриваться то как общество, как группа. Скорее всего, каждый человек является и членом общества, и представителем народности (этноса).

В своей работе я попробую продемонстрировать гумилевскую интерпретацию понятия "этнос" и выяснить причины этнических различий между ними. Кроме того, после фазы возникновения, изменения и исчезновения некоторых этносов, мы выделяем роль этноса в жизни человека и объяснить суть процесса этногенеза.

Что такое этнос?

Условимся о значении терминов. Греческое слово "этнос" имеет в словаре много значений, из которых мы выбрали одно: "вид, порода", подразумевается – людей. Для постановки темы не имеет смысла выделять такие понятия, как племя или нация, потому что нас интересует тот член, который можно вынести за скобки; другими словами, в общем, что есть и среди англичан и среди масаев, и у древних греков, и у современных цыган. И Гумилев находит этот член. Это свойство вида Homo sapiens группироваться так, чтобы можно было противопоставить себя и "своих" (иногда близких, а часто довольно далеких) всему остальному миру. Это распределение характерно для всех эпох и стран: эллины и варвары; китайцы (люди Срединного государства) и ху (варварская периферия); арабы-мусульмане во время первых халифов и "неверные"; европейцы-католики в средние века и нечестивые (в том числе греки и русские); "православные" (в ту же

Узнать стоимость работы