Путешествие на воды как феномен русского туризма 18 -начала 2- вв (на примере Карлсбада)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Отечества
  • 7474 страницы
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 18.02.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1.Телесная культура и лечебно-оздоровительные путешествия русских в XVIII - начале XX в.
1.1.Культура водолечения: основные понятия. Зарождение курортов в Европе
1.2. Влияние европейской культуры тела и оздоровления на сложение отечественных традиций «путешествий на воды» в XVШ в.
1.3. Развитие культуры тела и лечебно-оздоровительные путешествия русских в XIX в.
1.4. Значение спорта и активного отдыха для подъема русского курортного туризма на рубеже XIX-XX вв.
Глава 2. Роль Карлсбада в эволюции европейской бальнеологии и культуры оздоровления XVШ - начала XX в.
2.1. Значение природных факторов для возникновения курорта Карлсбад в эпоху Средневековья и его развития в XVI-XVII вв.
2.2. Роль научных исследований в общеевропейском признании курорта Карлсбад в XVШ- XIX вв.
2.3. Совершенствование курортного дела и международная известность Карлсбада на рубеже XIX-XX вв.
Глава 3. Карлсбад как лечебно-оздоровительный и культурный объект русских путешествий в XVШ - начале XX в.
3.1. Русские путешественники в Карлсбаде в XVШ в.
3.2. Русские путешественники в Карлсбаде в XIX в.
3.3. Карлсбад как объект русского туризма в конце XIX-начале XX в.
Заключение
Список литературы и Интернет источников

Фрагмент для ознакомления

Для Карловых Вар два царских визита имели (и до сих пор имеют) большое рекламное значение. Вскоре после них в город стали приезжать многочисленные представители русской и польской аристократии, для которых посещение Карловых Вар в XVIII и XIX веках стало признаком блеска и модой.
К самым верным гостям Карловых Вар принадлежал в конце XVIII века русский граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, В 1770 году в связи с русско-турецкой войной ему было присвоено звание адмирала. Алексей Орлов получил приказ напасть на турецкий флот в Эгейском море и разбить его. 7 июля 1770 года ему вместе с морскими офицерами удалось, применив исключительную маневренную тактику, чудом разбить во много раз превосходящий турецкий флот. Граф Орлов всю жизнь утверждал, что главная заслуга этой блестящей победы принадлежала короткоствольной карловарской пушке и его умению стрелять, которому он научился от карловарских стрелков. Граф Орлов посетил Карловы Вары всего шесть раз. Впервые он приехал в 1768 году, когда ему был 31 год. Здесь граф дал несколько балов. С удовольствием он рассказывал курортному обществу о Чесменском бое и о преимуществах карловарских пушек. Пиком карловарских торжеств графа Орлова были великолепные празднования именин русского царя Павла I в 1798 и 1799 годах, которые всегда устраивались в один и тот же день 9 июля. В 1798 году в них приняла участие, среди прочих, герцогиня Доротея Курляндская. В программу празднований входили стрелковые соревнования, триумфальные арки, речи, вечерние балы в Чешском и Саксонском залах и ночные иллюминации. В 1799 году Орлов приехал на лечение с дочерью Анной, сыном Александром и его супругой. Они снова поселились в доме Белый лев. В тот год царские именины были особо торжественными и привлекли в город столько гостей, что все гостиницы были заняты, и многим пришлось ночевать в окрестных селениях. Празднованиями царских именин Орлов пытался добиться отмены своего изгнания из России в 1762 году, когда на трон воссел царь Павел I. Он повелел изгнать Орлова за соучастие в свержении и убийстве своего отца, царя Петра III в 1762 году. Однако все старания Орлова об отмене царского вердикта были напрасны. В последний раз Орлов приехал на курорт в 1800г. Когда он уезжал, карловарцы загрустили. Местный священник и историк А.Л. Штёр написал: «В истории Карловых Вар до сих пор не было ни одного господина, который бы оставил здесь столько денег, как Орлов, и никого другого, праздникам которого бы радовалось столько людей».
Среди интеллектуальной российской элиты изучаемого периода нельзя не упомянуть Д.И.Фонвизина. Фонвизина лечился в Карлсбаде, а также Теплице, Бадене, по требованию врачей в 1787 году. В журнале пребывания Д. И. Фонвизина в Карлсбаде от 23 мая 1787 года находится следующая запись: «Встав поутру, выпил я десять стаканов эгерской воды. Носили меня в аллею, где я имел удовольствие слышать дочь фельдмаршальши Гартенберг, читающую очень хорошо моего "Недоросля" (в переводе на немецком языке) в присутствии ее матери и прекрасной девицы Боденгаузен». По свидетельству писателя русских совсем немного в этот период в Карлсбаде: «Здесь, матушка, людей превеликое множество: по сие число приехало 56 фамилий, и всякий день приезжают великое множество. Если б я здоров был, то было бы мне очень весело. Сожалею только, что из русских никого нет». Тогда же Фонвизин пишет жене: «В чужих краях то по крайней мере утешительно, что если своих редко встречаешь, то часто находишь сходство на людей, с коими в отечество был в некоторой связи». Таким образом, и писатель свидетельствует, что в XYIII веке русские еще редко приезжали в Карлсбад.


3.2. Русские путешественники в Карлсбаде в XIX в.

Ищи в чужом краю здоровья и свободы,
Но север забывать грешно,
Так слушай: поспешай карлсбадские пить воды,
Чтоб с нами снова пить вино.
А.С.Пушкин
В XIX в. русская аристократия начинает посещать Карлсбад. Среди путешественников немало писателей, поэтов. Например, на доме № 35 Замковой башни есть мемориальная доска о том, что в 1821 году здесь останавливался русский поэт К.Н. Батюшков, считавшийся лучшим поэтом допушкинской поры. Участник Отечественной войны 1812 года, он добровольно пошел в армию сражаться с французами, служил адъютантом легендарного генерала Раевского и был тяжело ранен в бою. Возможно, в Карлсбаде он написал свое последнее стихотворение:
Ты хочешь меду, сын? – Так жала не страшись:
Венца победы? – Смело к бою!
Ты перлов жаждешь? – Так спустись
На дно, где крокодил зияет под водой.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.
Лишь смелым – перлы, мед, иль гибель … иль венец.
Известно, что русский писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь, автор комедии «Ревизор» и романа «Мертвые души», несколько раз лечился в Чехии - в 1839 году в Марианских Лазнях, а в 1845-1846 годах в Карловых Варах и на моравском курорте Есеник. В начале 1845 у Гоголя появляются признаки очередного душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и «восстановления сил» в Париж, а вслед за тем начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой — то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. Лечащим врачом Гоголя в Карловых Варах был авторитетный бальнеолог доктор Леопольд Флеклес. Писатель поселился в Hotel de Russie на Хебской улице (ныне отель Колоннада, ранее называвшийся Отава и Ханика). В Курлистах Гоголь записался 22 июля 1845 года. Спустя три недели, 15 августа 1845 он уехал на курорт Есеник (тогда Грефенберг). За время своего лечения Гоголь написал из Карловых Вар шесть больших писем, из которых мы подробно узнаем о его состоянии здоровья, а также о литературном творчестве. Именно из Карлсбада 25 июля 1845 года он пишет А.О. Смирновой загадочные строки о «Мертвых душах»: «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ». Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах, если бы Богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд…». Гоголь страдал нервными недугами, депрессиями, болями в печени и нарушениями кровообращения. К ходу и результатам своего карловарского лечения Гоголь относился весьма скептически, не слишком веря в благодатное действие здешних источников. Своей матери он написал 27 июля 1845 года следующие строки: «Помогут ли мне воды или нет - на все воля Божья. Вам остается только молиться. Когда бы ни приехал в Россию, всегда мои недуги усиливаются, в России я никогда не чувствовал себя хорошо». Не слишком удачное карловарское лечение привело Гоголя в Есеники. Там он ненадолго отдохнул душой, но, тем не менее, год спустя снова вернулся в Карловы Вары. По мнению специалистов, Гоголь страдал депрессивными состояниями в сочетании с комплексом неполноценности и патологически повышенной наклонностью к мистическому углублению. Этому способствовала вторичная интоксикация организма из-за болезни печени. При таком сложном диагнозе карловарские источники, к сожалению, писателю не помогли, хотя вопреки своему фатализму он надеялся на улучшение состояния здоровья. Н.В. Гоголь умер в Москве 21 февраля 1852 года. О его пребывании напоминает простая, уже вторая по счету мемориальная доска на фасаде отеля Колоннада.
Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, живший долго в Париже, по совету французских врачей лечился в Карловых Варах дважды, в 1874 и 1875 годах. На курорт он приехал из Баден-Бадена, где жил в семье выдающейся певицы и меценатки Полины Виардо (1821-1910). В 1874 году он сначала поселился в пансионе Австрийский двор на улице Нова Лоука, однако через несколько дней, желая большего покоя, переселился в дом Английский король на ул. Замецкий врх. № 22. Тургенев редко выходил из дому, ибо страдал болезненными приступами подагры, всегда принимал воду из источника №3, Считал, что здешние воды ему помогают, совершал прогулки по окрестным горам. Он ходил тяжело, иногда с помощью костылей. В 1874 году он писал в Россию: «Я еще до сих пор калека, едва ползаю с помощью двух палок». Из Карловых Вар Тургенев, перефразируя известную поговорку, с горечью писал своему другу М.В. Островскому: «Человек предполагает, подагра разлагает». Много времени он провел лежа в небольшой комнате с видом на парк над Млынской колоннадой (ныне сад Скальника). Теперь тропа Тургенева, как и тропа Гоголя, отмечена на туристической карте Карловых Вар.
Большую часть времени Тургенев старательно писал и корректировал свои тексты. К сожалению, неизвестно, над каким именно романом или рассказом он здесь работал. Его лечащим врачом был выдающийся австрийский бальнеолог, венский профессор доктор Иозеф Зеген (1822-1904), с которым Тургенев переписывался еще в течение многих лет после поездок в Карловы Вары. В ту пору доктор Йозеф Зеген был на вершине своей научной карьеры и принадлежал к самым востребованным врачам города. 1875 год писатель считал удачным: лечение действительно принесло пользу, и Иван Сергеевич смог заняться написанием романа «Новь». Во время этого второго лечения Тургенев встретился у Гейзера с русским писателем Алексеем Толстым. 13 июля 1875 года они устроили в отеле «Пууп» бенефисные авторские чтения. Тургенев сам читал два рассказа «Льгов» и «Живые мощи» из «Записок охотника». Все билеты на этот благотворительный концерт были распроданы, а собранные средства были переданы погорельцам города Моршанска. Чтение сопровождалось исполнением музыкальных произведений русских композиторов Рубинштейна и Глинки. Вечер был весьма успешным, сбор от него насчитывал 1 600 золотых, которые немедленно были посланы в Россию. О двух пребываниях И.С. Тургенева на курорте в Карловых Варах напоминает скромная мемориальная доска на доме дирекции карловарского музея на улице Замецкий Врх.
Большой русский поэт XIX века Ф.И. Тютчев встречался Карлсбаде с баронессой Крюденер, его любовью молодости. Воспоминанием о яркой любви, вспыхнувшей у 20-летнего Тютчева к юной красавице Амалии (их первая встреча произошла в Германии) стали написанные поэтом бессмертные стихи, посвященные любви, протянувшейся через всю жизнь. «Я встретил Вас – и все былое…». Это стихотворение поэт посвятил графине Амалии, с которой он встретился почти через 40 лет, в 1870 г., в Карлсбаде, куда приехал на лечение. Амалия пришла навестить Теодора (так называли Тютчева в Германии). Эта было сильным переживанием, возможно – потрясением для парализованного человека… Поэт на следующий день продиктовал письмо дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюднер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших лет моих явилось дать мне прощальный поцелуй».



3.3. Карлсбад как объект русского туризма в конце XIX-начале XX в.

Рубеж XIX - XX веков ознаменовался в Карлсбаде открытием православного храма, что является свидетельством пребывания здесь большого количества русских. Подписка на пожертвования для строительства православного храма в Карловых Варах открылась еще в 1862 г., под покровительством великой княгини Елены Павловны. Жертвователи записывались в специальной книге. Граф Андрей Петрович Шувалов, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, Александр Иванович Кошелев, князь Семен Михайлович Воронцов, граф Матвей Юрьевич Вильегорский и Петр Александрович Дубовицкий обратились к австрийскому правительству от русского общества с просьбой разрешить постройку в Карловых Варах первого в Австрийской империи православного храма. Разрешение было получено. Карловарский городской совет предложил безвозмездно землю под строительство православного храма на улице Шлоссберга (сейчас улица Петра Великого). Известный архитектор - академик Д. В. Ухтомский составил проект, но из-за недостатка средств строительство начать не удалось. В 1877 году на этом месте был построен англиканский храм во имя святого апостола Луки в неоготическом стиле, сейчас он принадлежит Методистской церкви. Русское же общество приобрело дом, в котором можно было устроить домовую церковь. В 1862 году по подписке было собрано около 4000 рублей.
В 1863 году протоиерей Василий Миронович Войтковский освятил временную церковь в так называемом «Богемском зале» гостиницы «Пупп» во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и начал совершать здесь богослужения. В одном из залов отеля «Пупп» размещалась временная церковь. Но с окончанием сезона приходилось этот храм разбирать, что представляло большие неудобства. Сборы на устройство постоянной церкви продолжались.
Наконец, купили здание «Вашингтон» на Марианской улице, против гостиницы «Пупп», в котором была устроена домовая церковь. Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала храму дубовый иконостас, расписанный академиком Тюриным.
Неустанно заботились о строительстве этой церкви император Александр II, великая княгиня Елена Павловна, ее дочь, великая княгиня Елена Михайловна, граф А. И. Мусин-Пушкин, впоследствии церковный староста построенной церкви, граф А. П. Шувалов, князь С. М. Воронцов, который подарил напрестольный крест в 1863 году, граф М. Ю. Вильегорский, А. И. Кошелев, П. А. и М. А. Дубовицкие и другие. С течением времени домовая церковь становилась тесной.
Число православных в Карловых Варах с каждым годом увеличивалось: в 1871 году русских было уже около тысячи; православный храм посещали сербы, румыны, греки, болгары и даже галицкие и венгерско-русские униаты. Все острее ощущалась необходимость в большом православном храме.
В 1872 году праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, и в Карловых Варах на этом празднике были собраны большие пожертвования на строительство храма. Особенно большую заботу проявил церковный староста домовой церкви Александр Аггеевич Абаза, личный секретарь великой княгини Елены Павловны, которая очень просила его заботиться о строительстве будущего храма. Настоятель Пражского и Карловарского приходов протоиерей Н. П. Апраксин начал переговоры с местными властями о приобретении земельного участка. Место было выбрано в красивейшей части города, у подножья лесистых гор между улицами Петра Великого и Садовой.
Храм строился под наблюдением архитектора Густава Видерманна, которому пришлось решать трудную задачу: храм строился на гористом неровном месте. За основу был взят ранее составленный проект академика Д. В. Ухтомского. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, ширина - 14 метров, высота колокольни - 40 метров, высота храма под куполом - 21 метр.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия закладка храма состоялась 29 июня (12 июля) 1893 года, в день храмового праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Город помогал возведению храма строительными материалами, отпускаемыми со скидкой на двадцать процентов, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма. Административные и юридические дела по строительству безвозмездно вели городской советник Э. Штарк и адвокат Ф. Флейшнер. За безвозмездную помощь на строительстве православного храма в Карловых Варах архитектор Г. Видерманн и бургомистр Л. Шеффлер были награждены русским правительством орденом Станислава II степени, адвокат Ф. Флейшнер - орденом Анны III степени, многие лица, активно участвовавшие в строительстве храма - золотыми медалями.
Православный храм в Карловых Варах строился исключительно на добровольные пожертвования. Было собрано 188 312 гульденов. Строительство храма, покупка земельного участка с домом для священника обошлись в 183 317 гульденов.
Из России были доставлены шесть колоколов для звонницы. Витражи в храме с изображениями Спасителя, святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, святого князя Вячеслава и святой княгини Людмилы Чешских были изготовлены в Инсбруке (Тироль) на пожертвования волынских чехов. Из домовой церкви был перенесен дубовый иконостас с иконами, подаренными великой княгиней Еленой Павловной.
28 мая 1897 г. новый храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах был освящен митрофорным протоиереем Александром Алексеевичем Лебедевым - первым настоятелем пражской и карловарской церквей в сослужении 12 священнослужителей, прибывших из разных Всероссийских зарубежных посольств.
Во время освящения храма и за литургией присутствовали представители русского посольства в Вене и многочисленные гости из России.
Ко дню освящения император Николай II подарил храму две иконы на кипарисовых досках: Спасителя и Божьей Матери (Почаевская), а также евхаристические сосуды, напрестольные кресты, евангелия, облачения на престол, на жертвенник, катапетазм священнические облачения, ковры и все то, что первоначально было необходимо для храма, а вдовствующая императрица Мария Федоровна прислала икону святой Марии Магдалины. В 1899 г. императором были присланы еще две иконы на кипарисовых досках. Храмовую икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла подарил человек, не пожелавший упомянуть свое имя. К. П. Петров подарил запрестольный крест, Н. Е. Ададуров - хоругви. Иконы святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и святого Андрея, Христа ради юродивого, в киотах подарены разными лицами из Санкт-Петербурга. Донская икона Божией Матери, шитые ризы - работа Старочеркасского Ефремовского женского монастыря, - подарены генералом кавалерии А. М. Грековым. А. С. Кушнарев из города Николаева подарил в 1907 году Касперовскую икону Божией Матери. Иван Николаевич Еренцов, по желанию Надежды Феодоровны Еренцовой, урожденной Сухомлиновой, подарил правый и левый клиросы дубовые с иконами. Протоиерей Николай Любимов в 1910 г. подарил напрестольный крест.
Приезжавшие на лечение в Карловы Вары продолжали жертвовать на содержание храма, что позволило в 1903 г. перекрыть медью четыре малых купола; проводился также необходимый ремонт. В 1908 г., по благословению епископа Кронштадтского Владимира, крыша храма была заново перекрыта оцинкованным железом. Приезжавшие продолжали оставлять память о себе, дарили в храм иконы, облачения и другие предметы церковного обихода.
Интересным фактом является то, что 22 августа 1908 г. в двадцатипятилетнюю годовщину смерти И. С. Тургенева при Карловарской русской православной церкви был образован Тургеневский фонд для увековечения памяти русских писателей Тургенева и Гоголя. В 1912 г. к 200-летию пребывания Петра Великого в Карловых Варах в нижней части восточной стороны храма (улица Садовая) установлен его бронзовый горельеф в образе каменщика. Многие начинания не удалось осуществить из-за начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны.
Таким образом, можно констатировать, что на рубеже веков в Карловых Варах собиралось русское общество из высшего света, а также известные ученые.
Например, прославленного русского физиолога И.П. Павлова связывала долголетняя дружба с известным карловарским врачом д-ром Миланом Миксой. Это началось еще в 1897 году в Москве, где Микса познакомился с Павловым в дни врачебного конгресса. Миксу увлекли медицинские труды Павлова о пищеварении и операциях на желудке, за которые русский ученый в 1904 году получил Нобелевскую премию. Вскоре д-р Микса стал верным учеником И.П. Павлова и почитателем его учения. В сентябре 1908 года д-р Микса поехал с женой Герминой в Петербург на учебу Павлову, где лауреат Нобелевской премии возглавлял кафедру физиологии в императорской военно-медицинской академии. Супруги Микса прожили в Петербурге целых четыре месяца и очень сблизились с семьей И.П. Павлова. В течении своего пребывания в Петербурге доктор Микса по инициативе доктора Павлова написал работу вспомогательной деятельности желудка. В январе 1927 года академика И.П. Павлова постигли весьма болезненные желчные колики, вынудившие его идти на операцию, июле 1927 года по совету врачей он с женой Серафимой Васильевной приехал поездом на шестинедельное лечение в Карловы Вары. Совет чешских ученых хотел официально приветствовать его, но Павлов эту честь отверг, упруги Павловы поселились в скромном пансионе Курфюрст на Хебской улице № 28. На доме Курфюрст (снесен в 1967 году при строительстве отеля Термал) позднее была изготовлена мемориальная доска И.П. Павлова (ныне утеряна). От предложения жить отеле люкс или в семье доктора Миксы Павловы оказались. Лечащим врачом и проводником по Карловым Варам был, естественно, д-р Милан Микса. Однако ему было нелегко со своим русским другом и пациентом, ибо Иван Петрович читал курортное лечение абсолютно излишним, был, как теперь говорится, трудоголик, весьма нетерпеливый, и все ждал возвращения Ленинград, где было много неоконченной работы. В память о пребывании на курорте гениального русского ученого в 1927 году один из отелей носит его имя. На фасаде отеля Павлов установлена мемориальная доска с барельефом И.П. Павлова.

Многие русские туристы приезжали в Карловы Вары. В России традиция лечиться в этих местах была заложена еще Петром I Лечебно-оздоровительные путешествия русских стали факторами развития русской культуры, в частности литературы. Русские путешественники открыли Карлсбад в XVIII веке. В XIX веке европейская известность Карлсбада приводит на лечение многих аристократов из России, хотя подобные путешествия все еще удел одиночек. Во второй половине XIX века Карлсбад посещают многие русские поэты, писатели. Наряду с посещением Баден-Бадена и других европейских курортов ежегодные поездки в Карлсбад «на воды» считались модными и престижными среди русских аристократов и деятелей искусства, которые отразили курортную жизнь в своих произведениях.
Ездить на воды было не только модно, но и необходимо. Это был особый стиль жизни: здесь заводили полезные знакомства и жестокие романы, сюда мамаши привозили своих дочек в поисках завидных женихов, здесь играли, проигрывали и выигрывали целые состояния, здесь стрелялись и, конечно же, лечились – от нервов, подагры, чахотки, желудочных расстройств и меланхолии. На рубеже XIX -XX веков с развитием транспортного сообщения русские туристы посещают Карлсбад достаточно часто, о чем свидетельствует строительство православного храма в Карлсбаде - собор Петра и Павла, строительство которого финансировали отдыхавшие здесь русские.
В прошлом курортное пребывание в Карловых Варах в значительной степени было более обращено на общественную и культурную жизнь которую могли себе позволить только дворяне и богатые мещане. И всё-таки на первом месте были лечебные свойства карловарских источников.
Заключение
На протяжении XVIII-XX вв. развитие русских путешествий находилось под воздействием европейских культурных традиций. Европеизация дворянства в XVIII в. постепенно приобретает более глубокий и устойчивый характер, что стало возможным благодаря расширению политических, экономических, научных и культурных контактов со странами Европы. Одно из свидетельств этих процессов – новая для России того времени культурная практика – «путешествие на воды».
В XVIII веке подобные путешествия индивидуальный, неорганизованный характер. Как правило, в Европе посещались минеральные курорты Спа, Пидемонте, Баден-Баден, Карлсбад, а также морские. Российские курорты, такие как первый курорт Марциальные Воды посещаются в меньшей степени из-за отсутствия развитой инфраструктуры. В XIX веке появляются новые курорты и за рубежом и в России, но оздоровительные путешествия русских по-прежнему индивидуальны. И только на рубеже XIX-XX вв. наступает расцвет русского оздоровительного туризма, что связано с возникновением организованного туризма в России.
В XIX веке самые большие европейские курорты стали основными направлениями для отдыха богатых людей. Традиция использования воды в целях оздоровления стала популярной в высших кругах общества. Посещения курортных центров охватили не только купания и питье минеральной воды, но и активную жизнь общества. До сих пор остается традиция, что водные процедуры являются основой посещения европейских курортов.
Развитие Карловых Вар связано с лечебным воздействием теплых минеральных источников. Это нашло отражение в истории, архитектуре, экономике и общем духе города. К XVI веку город Карлсбад процветал благодаря мировой известности, а в XVII веке Карлсбад переживает возрождение, когда на всемирно известный курорт начали снова ездить богатые аристократы из Саксонии, Польши и России.
В области лечения от основания города до середины XVI века оно состояло почти исключительно из единственной процедуры водолечения – принятия ванн.. Питьевое лечение в Карловых Варах начало внедряться в XVI веке. К XVII веку преобладало уже питьевое лечения, причем до такой степени, что в 50-х годах XVIII в. пациенты выпивали ежедневно по 50-70 чашек воды. Немалую долю в деле популяризации курорта и, тем самым, в увеличении посещаемости города в начале XVIII века имели многочисленные врачебные труды о Карловых Варах. На основании трудов здешних врачей был также выработан простой способ изготовления лечебной гейзерной соли.
В связи с развитием курортного дела был построен целый ряд общественных и курортных целевых сооружений. В XVIII столетии курорт Карлсбад разросся в большой город, где заработали заводы по производству фаянса, стекла, изготовлению целебного ликера «Бехеровка», открылось много мастерских. Были построены гостиницы, пансионаты, бани, павильоны для лечебных процедур. XIX век характеризуются значительным преобладанием заграничных гостей. Карловы Вары стали известнейшим европейским культурным и светским городом. В XIX веке Карловы Вары приняли свой современный вид.
В XIX в. высшее светское общество в России имело свои привычки, устои, традиции, и люди принадлежащие к этому обществу, должны были следовать всем правилам, по которым это общество жило. К этому времени Карловы Вары стали одним из самых популярных европейских курортов. Многие русские туристы приезжали в Карловы Вары. В России традиция лечиться в этих местах была заложена еще Петром I Лечебно-оздоровительные путешествия русских стали факторами развития русской культуры, в частности литературы. Русские путешественники открыли Карлсбад в XVIII веке. В XIX веке европейская известность Карлсбада приводит на лечение многих аристократов из России, хотя подобные путешествия все еще удел одиночек. Во второй половине XIX века Карлсбад посещают многие русские поэты, писатели. Наряду с посещением Баден-Бадена и других европейских курортов ежегодные поездки в Карлсбад «на воды» считались модными и престижными среди русских аристократов и деятелей искусства, которые отразили курортную жизнь в своих произведениях.
Ездить на воды было не только модно, но и необходимо. Это был особый стиль жизни: здесь заводили полезные знакомства и жестокие романы, сюда мамаши привозили своих дочек в поисках завидных женихов, здесь играли, проигрывали и выигрывали целые состояния, здесь стрелялись и, конечно же, лечились – от нервов, подагры, чахотки, желудочных расстройств и меланхолии. На рубеже XIX -XX веков с развитием транспортного сообщения русские туристы посещают Карлсбад достаточно часто, о чем свидетельствует строительство православного храма в Карлсбаде - собор Петра и Павла, строительство которого финансировали отдыхавшие здесь русские.
В целом, можно охарактеризовать феномен русского путешествия «на воды» как феномен межкультурной коммуникации, отвечавшей модным тенденциям, и следовавшей европейской моде на культуру тела. В этом феномене путешествия «на воды» прослеживаются основные тенденции развития европейской культуры тела и оздоровления, что привело в итоге русскую аристократию, а затем интеллектуальную элиту в Карлсбад, как один из центров европейской курортной культуры. Это, в свою очередь, дало толчок к развитию русских курортов Кавказа и Крыма в XYIII -XIX веках .
История города Карлсбада связана с пребыванием в нем весьма многих русских знаменитых исторических лиц, в то числе императоров и принцев крови, глав и членов царствующих династий, знаменитых музыкантов, врачей, ученых, писателей. Эти поездки стали феноменом русских путешествий на воды, которые в процессе межкультурного взаимодействия обогатили европейскую и русскую культуру, отразившись в произведениях литературы.
В конце XIX – начале XX вв. увеличение числа путешественников и расширение их социального состава было следствием изменения отношения к Европе и постепенной адаптации её культурных ценностей.


Список литературы и Интернет источников
Антpопова М.И., Иванов В.В. Минеpальные воды // БМЭ. - 3-е изд. - М., 1981. - Т. 15. - С. 243-249.
Бальнеология // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.2 А. - СПб., 1891.
Бальнеология // БСЭ / гл. pед. А.М. Пpохоpов. - Т. 2. - Изд. 3-е. - М.:Советская Энциклопедия, 1970.
Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. -СПб, 1878
Буклан С. Геpмания. Лучшие куpоpты миpа. Стpана здоpовья и благополучия // Банковское дело. - 2000. - № 8. - С. 21- 24.
Быховская-Иванова Е. Пётр Великий в Карловых Варах.- Прага, 1946.
Вейкина, Ж. Анатомия. Рыцарь Ванны.// Всемирный следопыт. - 2009. - № 3. – С.13-17.
Воды // Толковый словаpь живого великоpусского языка / Изд. В. Даль. - Спб., М., 1880. - Т. 1.
Достоевская А. Г. Дневник за 1867 год.- М., 1923.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771-1773)– Екатеринбург : Изд. Дом «Сократ», 2005 .
Иванов А. Л. Кисловодск: Очерк. -Киев; Харьков, 1899.
Истоpия pазвития санатоpно-куpоpтного дела. - www.kved.ru/journal/0001/002.asp).
Источники и гоpный воздух исцеляют кpуглый год // Туpизм. - 2001. - № 12. - С.47-52.
Карамзин Н.М. Сочинения Карамзина: в 8т.Т.2-5. Письма русского путешественника.- М.,1803-1804.
Каpловы Ваpы - всемиpная здpавница. // http:// www.prag/ru/impr-prag-36.htm. -
Катков В.С., Макаpова Л.А. Миpовые куpоpты для здоpовья и кpасоты // Банковское дело. - 2001. - № 9. - С. 20-26.
Кокоpев В.А. // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 12. - С. 398.
Крючков И.В. Карлсбад: взлет и падение имперского курорта // Туризм и культурное наследие - Саратов: Изд-во СГУ, 2009.
Куpоpты Геpмании. - www.kved.ru/journal/0102/013.asp. -
Куpоpты: В 2 т. / Под pед. пpоф. П.Г. Цаpфиса. - М.: Пpофиздат, 1991.- Т.2: Климатогеогpафическая и бальнеотеpапевтическая хаpактеpистика куpоpтов. - 1991.
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: Советская Энциклопедия, 1983.
Лебедев Ю. В. Тургенев. -М: Молодая гвардия,1990.
Лещинский Л. А.. Берегите здоровье. -М., «Физкультура и спорт», 1995.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2001.
Мазин К.А. Русский бомонд на европейских курортах XVIII-первая половина XIX в. //Современные проблемы сервиса и туризма. -2009. - №2.- С.55-59.
Медицина в поэзии гpеков и pимлян / Сост. Ю.Ф.Шульц. - М.: Медицина, 1987.
Минеpальные воды // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16. - С. 280-282.
Минеpальные воды // Толковый словаpь живого великоpусского языка / Изд. В. Даль. - Спб., М., 1881. - Т. 2. - С. 327.
Минеpальные воды // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.19. - СПб., 1896.
Миpовые центpы лечебного отдыха. Куpоpты Геpмании // Куpоpтные ведомости.- 2001. - 2 (6). - www. kved.ru/journal/0102/013.asp.
Михельсон В.А. Русский путевой очерк XVIII - перв. пол. XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1972.
Николай Васильевич Гоголь Письма 1842–1845 годов // http://lib.rus.ec/b/140028/read
Орлов П. П. Среднероссийские курорты (Старая Русса, Славянск, Друскеники, Липецк): Очерк / Под ред. С. И. Залеского.- СПб., 1900.
Павленко Н.И.. Александp Данилович Меншиков / АН СССP. Сибиpское отд-ние. Инст. истоpии, филологии и философии. - М.: Наука, 1983.
Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. - М.,1978.
Полтоpанов В.В., Гольдфайль Л.Г. Куpоpты // БМЭ. - 3-е изд. - Т. 12. - С. 223-245.
Сабуров Я. Поездка в Саратов, Астрахань и на Кавказ // Московский наблюдатель. -М., 1835.
Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации.- М., 2004.- С.47.
Сивков К.В. Путешествия русских людей за границу в XVIII в., - СПБ, 1914.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.
Соловьев С. М. Сочинения. – Т.9. – М., 1983.
Стефко М. С. Европейское путешествие как феномен русской дворянской культуры конца XVIII- первой четверти XIX веков: автореф. дис. … канд. истор. наук.- М., 2010.
100 лет Кавказским Минеpальным водам // Памятники Отечества. -
2001. - № 49. - С.16-17.
Строганова Н. Для сестер моих: Предмет критики для тех, кто ее любит // Русский библиофил. - 1914. - № 4. -С. 26-40.
Травников С.Н. Путевые записки петровского времени (проблема историзма).:Учеб. пос. - М., 1987.
Фонвизин Д.И. Отрывки из дневника четвертого заграничного путешествия.— Собр. соч. Т. 2.- М. — Л., 1959
Чехия/ С.М.Бурыгин, В.Н.Еремин, Н.И.Шейко. – М.: Вече, 2006.

Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации.- М., 2004.- С.47.
Толковый словаpь живого великоpусского языка - Спб., М., 1880. - Т. 1.- С.217.
Полтоpанов В.В., Гольдфайль Л.Г. Куpоpты // БМЭ. - 3-е изд. - Т. 12. - С. 226.
Воды // Толковый словаpь живого великоpусского языка / Изд. В. Даль. - Спб., М., 1880. - Т. 1.- С.218
Там же
Там же
Минеpальные воды // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16. - С. 280.
Бальнеология // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.2 А. - СПб., 1891. – С.848.
Там же
Там же, С.852.
Минеpальные воды // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16. - С. 17.
Катков В.С., Макаpова Л.А. Миpовые куpоpты для здоpовья и кpасоты // Банковское дело. - 2001. - № 9. - С. 21
Куpоpты // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 14. - С. 36.
Минеpальные воды // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16. - С. 17.
Медицина в поэзии гpеков и pимлян / Сост. Ю.Ф.Шульц. - М.: Медицина, 1987.- С.46.
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: “Советская Энциклопедия”, 1983.- С.17.
100 лет Кавказским Минеpальным водам // Памятники Отечества. - 2001. - № 49. - С.16.
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: “Советская Энциклопедия”, 1983.-С.17.
Куpоpты Геpмании. - www.kved.ru/journal/0102/013.asp.
Куpоpты Геpмании. - www.kved.ru/journal/0102/013.asp.
. Истоpия pазвития санатоpно-куpоpтного дела. - www.kved.ru/journal/0001/002.asp).
Там же
Лещинский Л. А.. Берегите здоровье. -М., «Физкультура и спорт», 1995. – С.167.
Вейкина, Ж. Анатомия. Рыцарь Ванны.// Всемирный следопыт. - 2009. - № 3. – С.15.
Там же, С.16.
Там же
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002. –С.183.
Цит.по: Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.-С.173.
Там же, С.201
Катков В.С., Макаpова Л.А. Миpовые куpоpты для здоpовья и кpасоты // Банковское дело. - 2001. - № 9. - С. 21.
Соловьев С. М. Сочинения. – Т.9. – М., 1983.-С.286.
Минеpальные воды // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.19. - СПб., 1896.- С.345.
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: “Советская Энциклопедия”, 1983.-С.19
Минеpальные воды // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.19. - СПб., 1896.- С.345.
Там же
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: “Советская Энциклопедия”, 1983.-С.19
Павленко Н.И.. Александp Данилович Меншиков. - М.: Наука, 1983.-С.95.
Там же
Павленко Н.И.. Александp Данилович Меншиков. - М.: Наука, 1983.-С.95.
Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771-1773)– Екатеринбург : Изд. Дом «Сократ», 2005 . – С.35.
Там же, С.48.
Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. -СПб, 1878 - С. 256.
Мазин К.А. Русский бомонд на европейских курортах XVIII-первая половина XIX в. //Современные проблемы сервиса и туризма. -2009. - №2.- С.57.
Куpоpты: Т.2- М.: Пpофиздат, 1991. – С.186.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.- С.250.
Минеpальные воды // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16. - С.281.
Полтоpанов В.В., Гольдфайль Л.Г. Куpоpты // БМЭ. - 3-е изд. - Т. 12. - С. 228.
Минеpальные воды // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.19. - СПб., 1896.- С.346.
Минеpальные воды // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.19. - СПб., 1896.- С.347.
Сабуров Я. Поездка в Саратов, Астрахань и на Кавказ // Московский наблюда-тель. -М., 1835. Ч. III. -С. 205.
Сабуров Я. Поездка в Саратов, Астрахань и на Кавказ // Московский наблюда-тель. -М., 1835. Ч. III. -С. 205.
См.: Достоевская А. Г. Дневник за 1867 год.- М., 1923.
См.: Иванов А. Л. Кисловодск: Очерк. -Киев; Харьков, 1899. -C. 57.
Орлов П. П. Среднероссийские курорты (Старая Русса, Славянск, Друскеники, Липецк): Очерк - СПб., 1900. -С. 4.
Там же
Орлов П. П. Среднероссийские курорты (Старая Русса, Славянск, Друскеники, Липецк): Очерк - СПб., 1900. -С.5
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.- С.238.
Цит.по: 100 лет Кавказским Минеpальным водам // Памятники Отечества. - 2001. - № 49. - С.17.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.- С.251.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.- С.253.
Там же, С.259.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.- С.255.
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: Советская Энциклопедия, 1983.- С.348.
Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.- С.255.
Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: Советская Энциклопедия, 1983.- С.350.
Чехия/ С.М.Бурыгин, В.Н.Еремин, Н.И.Шейко. – М.: Вече, 2006.- С.150.
Чехия– М.: Вече, 2006.- С.206.
Вейкина, Ж. Анатомия. Рыцарь Ванны.// Всемирный следопыт. - 2009. - № 3. – С17.
Чехия– М.: Вече, 2006.- С.151.
Чехия– М.: Вече, 2006.- С.152.
Катков В.С., Макаpова Л.А. Миpовые куpоpты для здоpовья и кpасоты // Банковское дело. - 2001. - № 9. - С. 22.
История развития санаторно-курортного дела. - www.kved.ru/journal/0001/002.asp.
История развития санаторно-курортного дела. - www.kved.ru/journal/0001/002.asp.
Бальнеология // БСЭ / гл. pед. А.М. Пpохоpов. - Т. 2. - Изд. 3-е. - М.:Советская Энциклопедия, 1970. –С.. 99.
Антpопова М.И., Иванов В.В. Минеpальные воды // БМЭ. - 3-е изд. - М., 1981. - Т. 15. - С. 245.
Чехия– М.: Вече, 2006.- С.152.
Там же
История развития санаторно-курортного дела. - www.kved.ru/journal/0001/002.asp.
Чехия– М.: Вече, 2006.- С.153.
Бальнеология // БСЭ / гл. pед. А.М. Пpохоpов. - Т. 2. - Изд. 3-е. - М.:Советская Энциклопедия, 1970. – С.185.
Там же, С.186.
Вейкина, Ж. Анатомия. Рыцарь Ванны.// Всемирный следопыт. - 2009. - № 3. – С.17.
Быховская-Иванова Е. Пётр Великий в Карловых Варах.- Прага, 1946.- С.26.
Быховская-Иванова Е. Пётр Великий в Карловых Варах.- Прага, 1946.- С.28.
Там же, С.29.
Мазин К.А. Русский бомонд на европейских курортах XVIII-первая половина XIX в. //Современные проблемы сервиса и туризма. -2009. - №2.- С.58.
Мазин К.А. Русский бомонд на европейских курортах XVIII-первая половина XIX в. //Современные проблемы сервиса и туризма. -2009. - №2.- С.58.
Фонвизин Д.И. Отрывки из дневника четвертого заграничного путешествия.— Собр. соч. Т. 2. М. — Л., 1959. – С.566.
Там же, С.567.
Там же
Николай Васильевич Гоголь ПИСЬМА 1842–1845 ГОДОВ // http://lib.rus.ec/b/140028/read
Там же
Чехия/ С.М.Бурыгин, В.Н.Еремин, Н.И.Шейко. – М.: Вече, 2006.
Цит.по: Лебедев Ю. В. Тургенев. -М: Молодая гвардия,1990. – С.215.
Цит.по: Лебедев Ю. В. Тургенев. -М: Молодая гвардия,1990. – С.218.
Цит.по: Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. - М.,1978. – С.115.
Чехия/ С.М.Бурыгин, В.Н.Еремин, Н.И.Шейко. – М.: Вече, 2006. – С.209.









а




52

Список литературы и Интернет источников
1.Антpопова М.И., Иванов В.В. Минеpальные воды // БМЭ. - 3-е изд. - М., 1981. - Т. 15. - С. 243-249.
2.Бальнеология // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.2 А. - СПб., 1891.
3.Бальнеология // БСЭ / гл. pед. А.М. Пpохоpов. - Т. 2. - Изд. 3-е. - М.:Советская Энциклопедия, 1970.
4.Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. -СПб, 1878
5.Буклан С. Геpмания. Лучшие куpоpты миpа. Стpана здоpовья и благополучия // Банковское дело. - 2000. - № 8. - С. 21- 24.
6.Быховская-Иванова Е. Пётр Великий в Карловых Варах.- Прага, 1946.
7.Вейкина, Ж. Анатомия. Рыцарь Ванны.// Всемирный следопыт. - 2009. - № 3. – С.13-17.
8.Воды // Толковый словаpь живого великоpусского языка / Изд. В. Даль. - Спб., М., 1880. - Т. 1.
9.Достоевская А. Г. Дневник за 1867 год.- М., 1923.
10.Журнал путешествия Никиты Акинфиевича Демидова (1771-1773)– Екатеринбург : Изд. Дом «Сократ», 2005 .
11.Иванов А. Л. Кисловодск: Очерк. -Киев; Харьков, 1899.
12.Истоpия pазвития санатоpно-куpоpтного дела. - www.kved.ru/journal/0001/002.asp).
13.Источники и гоpный воздух исцеляют кpуглый год // Туpизм. - 2001. - № 12. - С.47-52.
14.Карамзин Н.М. Сочинения Карамзина: в 8т.Т.2-5. Письма русского путешественника.- М.,1803-1804.
15.Каpловы Ваpы - всемиpная здpавница. // http:// www.prag/ru/impr-prag-36.htm. -
16.Катков В.С., Макаpова Л.А. Миpовые куpоpты для здоpовья и кpасоты // Банковское дело. - 2001. - № 9. - С. 20-26.
17.Кокоpев В.А. // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 12. - С. 398.
18.Крючков И.В. Карлсбад: взлет и падение имперского курорта // Туризм и культурное наследие - Саратов: Изд-во СГУ, 2009.
19.Куpоpты Геpмании. - www.kved.ru/journal/0102/013.asp. -
20.Куpоpты: В 2 т. / Под pед. пpоф. П.Г. Цаpфиса. - М.: Пpофиздат, 1991.- Т.2: Климатогеогpафическая и бальнеотеpапевтическая хаpактеpистика куpоpтов. - 1991.
21.Куpоpты. Энциклопедический словаpь / Гл. pед.Е.И.Чазов. - М.: Советская Энциклопедия, 1983.
22.Лебедев Ю. В. Тургенев. -М: Молодая гвардия,1990.
23.Лещинский Л. А.. Берегите здоровье. -М., «Физкультура и спорт», 1995.
24.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2001.
25.Мазин К.А. Русский бомонд на европейских курортах XVIII-первая половина XIX в. //Современные проблемы сервиса и туризма. -2009. - №2.- С.55-59.
26.Медицина в поэзии гpеков и pимлян / Сост. Ю.Ф.Шульц. - М.: Медицина, 1987.
27.Минеpальные воды // БСЭ. - 3-е изд. - Т. 16. - С. 280-282.
28.Минеpальные воды // Толковый словаpь живого великоpусского языка / Изд. В. Даль. - Спб., М., 1881. - Т. 2. - С. 327.
29.Минеpальные воды // Энциклопедический словаpь / Изд. Ф.А. Бpокгауз, И.А.Ефpон. - Т.19. - СПб., 1896.
30.Миpовые центpы лечебного отдыха. Куpоpты Геpмании // Куpоpтные ведомости.- 2001. - 2 (6). - www. kved.ru/journal/0102/013.asp.
31.Михельсон В.А. Русский путевой очерк XVIII - перв. пол. XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1972.
32.Николай Васильевич Гоголь Письма 1842–1845 годов // http://lib.rus.ec/b/140028/read
33.Орлов П. П. Среднероссийские курорты (Старая Русса, Славянск, Друскеники, Липецк): Очерк / Под ред. С. И. Залеского.- СПб., 1900.
34.Павленко Н.И.. Александp Данилович Меншиков / АН СССP. Сибиpское отд-ние. Инст. истоpии, филологии и философии. - М.: Наука, 1983.
35.Пигарев К. Ф.И.Тютчев и его время. - М.,1978.
36.Полтоpанов В.В., Гольдфайль Л.Г. Куpоpты // БМЭ. - 3-е изд. - Т. 12. - С. 223-245.
37.Сабуров Я. Поездка в Саратов, Астрахань и на Кавказ // Московский наблюдатель. -М., 1835.
38.Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации.- М., 2004.- С.47.
39.Сивков К.В. Путешествия русских людей за границу в XVIII в., - СПБ, 1914.
40.Соколова М.В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.
41.Соловьев С. М. Сочинения. – Т.9. – М., 1983.
42.Стефко М. С. Европейское путешествие как феномен русской дворянской культуры конца XVIII- первой четверти XIX веков: автореф. дис. … канд. истор. наук.- М., 2010.
43. лет Кавказским Минеpальным водам // Памятники Отечества. -
a.. - № 49. - С.16-17.
44.Строганова Н. Для сестер моих: Предмет критики для тех, кто ее любит // Русский библиофил. - 1914. - № 4. -С. 26-40.
45.Травников С.Н. Путевые записки петровского времени (проблема историзма).:Учеб. пос. - М., 1987.
46.Фонвизин Д.И. Отрывки из дневника четвертого заграничного путешествия.— Собр. соч. Т. 2.- М. — Л., 1959
47.Чехия/ С.М.Бурыгин, В.Н.Еремин, Н.И.Шейко. – М.: Вече, 2006.

Вопрос-ответ:

Что такое культура водолечения?

Культура водолечения - это совокупность практик и традиций, связанных с использованием водных процедур в лечебных и оздоровительных целях.

Какие европейские страны основали курорты?

Курорты были основаны во многих европейских странах, таких как Германия, Франция, Австрия. Одним из примеров является Карлсбад - курортный город в Чехии.

Как европейская культура тела и оздоровления повлияли на русские традиции путешествий на воды?

Европейская культура тела и оздоровления стала важным фактором в формировании отечественных традиций путешествий на воды. Русские начали активно воспринимать и применять методы и процедуры лечения и оздоровления, принятые в Европе.

Как развивалась культура тела и лечебно-оздоровительные путешествия русских в XIX веке?

В XIX веке культура тела и лечебно-оздоровительные путешествия русских продолжали развиваться. В это время появились новые курорты и санатории, где люди могли отдохнуть и укрепить свое здоровье. Также стали популярными виды спорта, такие как парусный спорт и плавание.

Какое значение имел спорт и активный образ жизни в путешествиях на воды?

Спорт и активный образ жизни играли важную роль в путешествиях на воды. Они помогали укрепить здоровье, повысить физическую выносливость и улучшить общее самочувствие. Вода в сочетании со спортом была основным фактором успеха воздействия на организм.

Какие основные понятия связаны с культурой водолечения?

Основными понятиями, связанными с культурой водолечения, являются лечение и оздоровление с помощью водных процедур, таких как минеральные ванны, питьевые курсы и гидромассаж.

Какие факторы способствовали зарождению курортов в Европе?

Зарождение курортов в Европе было обусловлено несколькими факторами, включая открытие источников минеральных вод, интерес к природным лечебным свойствам воды, развитие туризма и появление туристической инфраструктуры.

Какое влияние оказала европейская культура тела и оздоровления на развитие путешествий на воду в России?

Европейская культура тела и оздоровления оказала существенное влияние на развитие путешествий на воду в России. Она привнесла новые методы лечения и оздоровления, а также способствовала формированию у русских традиций посещения курортов и ухода за здоровьем.

Как развивалась культура тела и лечебно-оздоровительные путешествия русских в XIX веке?

Культура тела и лечебно-оздоровительные путешествия русских развивались в XIX веке в ускоренном темпе. Были открыты новые курорты, расширилась инфраструктура для туристов, и стало доступным большее количество методов лечения и оздоровления.

Какое значение имел спорт и активный отдых для русских путешественников?

Спорт и активный отдых имели большое значение для русских путешественников. Они считались важными компонентами здорового образа жизни, способствующими физическому и душевному благополучию. Многие путешественники выбирали курорты именно из-за возможности заниматься спортом и проводить активный отдых на природе.

Что такое культура водолечения?

Культура водолечения - это совокупность знаний, практик и традиций, связанных с лечебно-оздоровительными путешествиями на воды. Она заключает в себе методы и приемы лечения, специфическую диету, тренировки и другие аспекты, связанные с использованием водных ресурсов в целях укрепления здоровья и оздоровления организма.