Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние семьи на формирование личности ребенка

  • 19 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 12.09.2011
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Роль семьи в развитии личности ребенка
Классификация стилей воспитания. Влияние типа воспитания на формирование личностных особенностей ребенка
Неполная семья и ее влияние на становление личности ребенка
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Естественно, что дети в неполных семьяхчасто предоставлены сами себе, потому что бытовые, материальные и временныепроблемы материнередко оборачиваются проблемойбезнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Бывает, чтонеблагоприятные условия воспитания в неполной семье более или менее компенсируютсяучастием бабушек и дедушек в судьбе внуков, но естественно, чтоданная помощь неспособна хоть как-то компенсировать издержки, возникающие всемье с потерей отца.Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполнойсемьи — этодуховно-психологический фактор. В неполной семье значительно чащеоказываются ограниченными отношения между матерями и детьми.Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность влюбви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точкизрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно.Ведь отец и мать в воспитаниисущественно дополняют друг друга. Каждыйчеловек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимоемногообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. Ився эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствииодного из родителей и никем и ничем не возместится.Сам развод родителей сопровождается обстоятельствами, которые оказываютсвое деформирующеевлияние на эмоциональное и духовное развитие личности ребенка. К этому можно отнести нездоровую обстановку в семье, которая как правило, предшествует расторжению брака. Характеризуются конфликтные отношения среди самых близких людей для ребенка - отца и матери. Семья на гране развода вызывает в супругах все самые плохие эмоции.В семье царит атмосфера взаимной ненависти, неприязни, взаимных упреках и оскорблениях, которые не могут не сказаться на мироощущении ребенка, на его нравственных и духовных взглядах, установках, отношении к окружающим его людям и т.д.По мнению таких исследователей как Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и других, наиболее остро переживаютразвод родителей дети дошкольного возраста. После развода родителей такие дети становятся замкнутыми, иногда агрессивными, капризными. Но наиболее уязвим в разводе ребенок, у которого нет братьев и сестер, т.е. он единственный ребенок в семье. Так как, у кого есть братья или сестры, немного легче переживают развод, так как дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг надруге свою агрессию и тревогу.Так же сильно, хотя по-другому, развод влияет на детей болеестаршего, в том числе и подросткового возраста. Исследователями было замечено, что повышеннаяэмоциональность, небольшая неуравновешенность, болезненная чувствительность,свойственны именно переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи. Так как ситуация развода привносит в психику ребенка гиперчувствительность. Ощущение стыда и боли, ущербности, собственной неполноценности, покинутостии одиночества, долгое время в таких случаях может не оставлять детей, делая их нарачито грубыми, раздражительными, некоммуникативными, порой утратившими интерес ко многим вещам.Частым следствием после распада брака является переменчивое отношение ребенкак матери. У него просыпается обостренное чувство жалости к ней,а иногдаон пытается обвинить мать в уходе отца. А в дальнейшем он начинает отрицательно относиться к ней и по существу, теряет для себя и второго родителя.В неполных семьях матерям и их детям приходятся самостоятельно преодолевать кризисные ситуации. Порой дети начинают преодолевать кризисы, помогая матерям начать новую жизнь. Вот один из примеров:Единственный сын Алексей (12 лет) рассказал о том, что с его мамой буквально полгода назад, после развода, случилась трагедия. Мама начала выпивать, и для Алексея это самая трудная проблема, с которой он встречался в жизни. Чувства которые переполняют ребенка, - страхтого, что он может лишиться второго родителя, очень любимого и дорогого ему; это и обида за то, что мама не думает о нем, о его переживаниях; это и безысходность от незнания, как поступить в данной ситуации, что предпринять.«Первые попытки помочь маме закончились неудачно – говорит Алексей, - мама не слушала меня. Потом я решил, что маму надо отвлечь, а так как я увлекаюсь рисованием, то я стал просить маму ходить на природу вместе со мной, ей это понравилось. Потом я стал стараться учиться. Конечно же нам помогали и родственники и друзья, лечили ее, а я помогал настаивать травы. Сейчас мы живем дружно и без проблем, я очень рад, что мама справилась. Но боюсь как бы все не повторилось, поэтому стараюсь хорошо учиться и чаще говорить маме как я ее люблю».Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами - этоцелый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать негативное влияние на нравственное и психическое становление личности детей вплоть до болезненных изменений психики и делинквентного поведениянесовершеннолетних.Нередко неполные семьи являются еще и неблагополучными. Жизнь детей в неблагополучной семье особенно тяжело оказывается на психическом развитии ребенка. Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Отсутствие положительного самопринятия особенно заметно в поведении детей без семьи. Оно выражается в избегании прямого зрительного контакта как с партнером по общению, так и собственным отражением в зеркале, а также в задержке развития графической деятельности (отказе детей 4-6 лет рисовать человека, в том числе свой портрет). Причиной этого явления является невыполнение матерью функций «биологического зеркала» и «биологического эха», когда ее лицо, мимика, интонации служат подтверждением желательных форм поведения и отвержением нежелательных. Ребенок видит в матери не себя самого, а ее проблемы. Сам он остается без зеркала и в дальнейшем, будет совершенно напрасно искать его. Если же ребенку повезло, и он рос, видя в матери отражение себя и чувствуя, что мать заботится о его развитии, то в нем с годами может развиться здоровое самосознание. В оптимальном случае именно мать создает дружелюбную эмоциональную атмосферу и с пониманием относится к потребностям ребенка.ЗаключениеТаким образом, семья - основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное «Я». Безусловная любовь к ребенку - та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность. Воспитательные силы семьи, с одной стороны, крайне велики, и, с другой, разрушение семьи влечет за собой чрезвычайные беды для души ребенка.Семья- это реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. Поэтому роль семьи велика не только в жизни каждого отдельного человека, но и в жизнедеятельности общества в целом. Она способствует воспроизводству здорового нового поколения, инициирует самоутверждение человека как внутри семьи, так и вне ее, стимулирует производственную, социальную, творческую активность, укрепляет физическое и психологическое самочувствие ее членов, обеспечивает раскрытие творческой индивидуальности каждого. Не нужно забывать, что семья обладает огромным педагогическим потенциалом, большим и разнообразным диапазоном воспитательного воздействия. Она осуществляет их легче и эффективнее, так как в состоянии реализовывать индивидуальный подход, своевременно реагировать на педагогические просчеты, стимулировать приобретение позитивных качеств личностью. Развод совершенно по-разному влияет как на детей, так ина родителей, и если семья распалась, то им лучше не отдаляться друг отдруга, а пережить эту трагедию вместе, не обвиняя никого в случившемся.Ведь, если приглядеться, то вину можно свалить на любого, в том числе и наребенка; а для него это - еще один стресс.Пожалуй, развод - самое страшное, что может случиться на путистановления личности. Последствия развода родителей зачастую отражаются надальнейшей жизни человека.Список используемой литературыЗахарова Ж.А., Осипова И.И. Особенности социализации детей-сирот и детей группы риска по социальному сиротству. Кострома: КГУ, 2005.- 189 с.Каверин Б.И., Чижик П.И. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов и студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 367 с.Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание - Кострома: КГУ, 2004.- 245 сФоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2011.- 320 с.Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Кострома: КГУ, 2004.- 292 с.

Список используемой литературы

1.Захарова Ж.А., Осипова И.И. Особенности социализации детей-сирот и детей группы риска по социальному сиротству. Кострома: КГУ, 2005.- 189 с.
2.Каверин Б.И., Чижик П.И. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов и студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 367 с.
3.Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание - Кострома: КГУ, 2004.- 245 с
4.Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2011.- 320 с.
5.Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Кострома: КГУ, 2004.- 292 с.

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Введение

Семья-это особая социальная среда. В ней правил и норм поведения, может существовать иерархия, именно в семье ребенок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои действия. Не иметь ни социального, ни личного опыта, ребенок не может оценить ни свое поведение, ни проявлением личности других людей. В настоящее время, все больше и больше ученых, педагогов, психологов признают: все, что есть в ребенке, и плохое, и хорошее - он берет из детства. Ребенок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой трудно выбрать. Впечатления, полученные в детстве, иногда определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблема семьи и семейного воспитания беспокоили людей с самых древних времен. В трудах великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, J.-J. Rousseau, находим их отношение к семье, как фактор воспитания, оценка его роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые, как Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. И. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю. П. Азаров, д. Н. Добрович, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Е., Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С. В. Ковалев, Н. В. Бондаренко и другие.

вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книга для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе ребенок.

В этой статье мы осветим некоторые аспекты этой проблемы, потому что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно быть первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многое другое.

Узнать стоимость работы