Конституционно - правовая ответственность главы государства в РФ и зарубежом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 2727 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 16.06.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Конституционно – правовая ответственность Президента РФ 4
1. Понятие, признаки и основания привлечения к конституционно – правовой ответственности. 4
2. Конституционно-правовая ответственность и проблемы ее реализации в отношении Президента Российской Федерации 7
Глава 2 . Конституционно – правовая ответственность глав государств зарубежных стран. 12
1. Конституционное регулирование в сфере ответственности глав государств 12
2. Реализация норм об ответственности главы государства в сфере зарубежного опыта 15
Заключение 23
Список литературы. 25

Фрагмент для ознакомления

Позднее, как свидетельствуют материалы Департамента госбезопасности, Борисов угрозами стал требовать от президента выполнения неких обязательств.после обнародования результатов расследования комиссии Паксас отрицал свою причастность к мафии и утверждал, что вся эта истории лишь «политический заказ» его конкурентов. Об уходе по собственному желанию главу государства сообща просили все политические силы Литвы. Так, ситуация разрешилась тем, что было принято решение не в пользу президента. Итогом его политической карьеры в должности президента – стал импичмент в 2004 году, когда Конституционный суд Литвы признал, что РоландасПаксас трижды нарушил Конституцию страны и обязан покинуть пост главы государства. На посту он пробыл менее года. Однако, самым интересным является тот факт, что 30 сентября 2004 года прокуратура предъявила РоландасуПаксасу обвинение в разглашении государственной тайны. 19 мая дело было передано в Вильнюсский окружной суд, который начал рассматривать его 15 июля. 25 октября Вильнюсский окружной суд не нашёл в действиях РоландасаПаксаса состава преступления и полностью его оправдал.Результатом данных событий стало принятие Парламентом страны законодательного акта, в соответствии с которым Президенту в отношении которого была применена процедура импичмента, никогда не может более избираться на пост президента, то есть теряет свое право быть кандидатом на пост главы государства. Так, к примеру, в Федеральном Законе Российской Федерации «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 №19-ФЗ (с изменениями от 13.07.2015) появилось ограничение для кандидата в Президенты, в отношении которого была проведена процедура досрочного прекращения обязанностей избираться на пост главы государства.Одним из самых обсуждаемым и актуальным примером применения права на смещения главы государства является, начатая в Бразилии процедура импичмента против действующего президента БразилииДилмыРусеф.Еще в сентябре 2015 года оппозиция заявила, что обвиняет ДилмуРусеф в нарушении налогового законодательства страны. Также противники главы государства утверждают, что она знала о коррупционных схемах, используемых для вывода денег из крупнейшей нефтяной компании страны Petrobras. Речь идет о том, что экс-президент Луис ИнасиуЛула да Силва, якобы, участвовал в переговорах по назначению директоров в Petrobras, вследствие чего политические партии получали рычаги давления на госкомпанию, которая финансировала их предвыборные расходы. В то же время против госпожи Русеф лично никаких обвинений в коррупции не выдвинуто.По законодательству страны для того, что начать процедуру импичмента необходимо заручиться поддержкой двух третей, или 342, голосов палаты. 18 апреля 2016 года  2/3 членов палаты депутатов конгресса Бразилии – 342 человека – проголосовали в воскресенье за импичмент президенту страны. Таким образом, идея импичмента получила одобрение депутатов, и теперь окончательное решение примет верхняя палата – сенат. В течение десяти дней там должна быть создана специальная комиссия, а затем сенаторы проголосуют по вопросу об отставке президента.Для временного отстранения президента на 180 дней необходимы голоса как минимум 41 сенатора, а для окончательного импичмента нужно будет провести отдельное заседание сената под председательством главы Верховного суда и получить не менее 54 голосов. В этом случае обязанности главы государства до выборов 2018 года будет исполнять вице-президент МишелТемер.По сути, несмотря на, выдвинутые обвинения у президента еще есть время, что бы доказать свою невиновность и остаться на посту главы государства. Эти две ситуации, произошли в разных концах света, одна в цивилизованной Европе, другая в Латинской Америки наглядно демонстрируют, что сама система избирательного права во многих странах не совершенна, раз допускает возможность избрания «таких» кандидатов на должность главы государства, не говоря уже об их возможной победе. Однако, сам факт применения процедуры импичмента, также говорит о том, что несмотря на, наличие проблем в избирательной системе страна и парламент не боятся применять данную процедуру, если нарушения закона главой государства установлены, и законодательно это можно оформить в отношение Президента, заподозренного в преступных деяниях. ЗаключениеИтак, конституционно-правовая ответственность выступает как гарантия сохранения конституционного строя в стране и является ответственностью власти в стране за состояние и законность правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, что подразумевает ее высокую социальную эффективность функционирования власти. Важным моментом правильного функционирования является баланс между полномочиями и ответственностью. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности.Из анализа полученной и изученной информации следует вывод о том, что конституционное права регулирует политические отношения, а,следовательно, конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры политический характер. Конституционно-правовая ответственность призвана обеспечивать функцию воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты (нарушения), являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность.Единая концепция наступления конституционно-правовой ответственности главы государства за несоблюдение норм конституции к привлечению к юридической ответственности. Анализ законодательства и процедуры импичмента нескольких зарубежных стран показал, что разнообразие методов и процедур имеет место быть, но чаще всего законодательные основания для наступления повода конституционно-правовой ответственности чаще всего схож:Государственная измена;Совершение преступления Посягательство на Конституцию;Аморальное поведение; Состояние здоровья;Добровольная отставка; Действия, противоречащие интересам государства.Здесь, стоит обратиться к конституции Российской Федерации в частности к ст. 92 и 93, к которых перечислены основания для досрочного прекращения Президентом своих полномочий, которые заключаются в отставки из-за состояния здоровья и на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации.Однако законодатель должен четко определять, за какие действия может наступить такая ответственность, к сожалению, в России законодательная база сформирована не полностью, что ставит под удар государственную и политическую стабильность в стране. Список литературы.Конституция Российской Федерации: Принята, всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/Конституция Французской Республики от 1958 года. [Электронный ресурс]. URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/france.htmКонституция Венгерской Республики от 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/vengriya-konstitutsiyaThe United States Constitution, September 17, 1787. [Электронный ресурс]. URL: http://www.archives.gov/exhibits/charters/constitution.htmlThe Constitution of the Italian Republic, December 22, 1948. [Электронный источник]URL: http://www.constitutionnet.org/files/Italy.Constitution.pdfКонституция Федеративной Республики Бразилия от 5 октября 1988 года. [Электронный ресурс]. URL: http://brasil-russia.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC.pdfФедеральный Закон» О выборах Президента Российской Федерации» от 0.01.20013 года (с изменениями от 13.07.2015г.). [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183690Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 10.02.2016) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=649402ЛитератураЧиркин В.Е.. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997г. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Издание 2-е- М.: БЕК, 2007.Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. 2008.М.В. Баглай, Л.М. Энтин, Ю.И. Лейбо. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М.: Норма, 2005.Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. К вопросу о введении института импичмента как новой формы государственно-правовой ответственности отдельной категории федеральных судей в России // «Законодательство», №10, октябрь 2010 г.Окуньков Л.А.  Конституции государств Европы. - М.: Издательство НОРМА, 2001.Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Новая правовая культура, Проспект, 2009.Баглай М.В. Президенты российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. -М.: Норма, 2008Чиркин В.Е. Глава Государства. Сравнительно-правовое исследование: Монография. -М. Норма. 2012. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. Монография. -М. 2008Богомолов Н. С. Теория конституционной ответственности: состояние и векторы развития. Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 1 .Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. "Юрист", 2008.Домрин А.Н. - Конституционная процедура импичмента в США. "Журнал российского права", N 7, июль 2004 г. Рунец С.В. Ответственность главы государства в России и зарубежом. Автореферат на соискание ученой степени. –М. 2008. Фадеев В.И. Конституционное право: учебник для бакалавров. Проспект. 2016г. Смоленский М.Б.Конституционное право: учебник для бакалавров. Феникс. Ростов-на-Дону. 2013.

1. Конституция Российской Федерации: Принята, всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/
2. Конституция Французской Республики от 1958 года. [Электронный ресурс]. URL: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/france.htm
3. Конституция Венгерской Республики от 2012 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/vengriya-konstitutsiya
4. The United States Constitution, September 17, 1787. [Электронный ресурс]. URL: http://www.archives.gov/exhibits/charters/constitution.html
5. The Constitution of the Italian Republic, December 22, 1948. [Электронный источник]URL: http://www.constitutionnet.org/files/Italy.Constitution.pdf
6. Конституция Федеративной Республики Бразилия от 5 октября 1988 года. [Электронный ресурс]. URL: http://brasil-russia.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC.pdf
7. Федеральный Закон» О выборах Президента Российской Федерации» от 0.01.20013 года (с изменениями от 13.07.2015г.). [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183690
8. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 10.02.2016) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=649402
Литература
9. Чиркин В.Е.. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997г.
10. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. Издание 2-е - М.: БЕК, 2007.
11. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. М. 2008.
12. М.В. Баглай, Л.М. Энтин, Ю.И. Лейбо. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М.: Норма, 2005.
13. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. К вопросу о введении института импичмента как новой формы государственно-правовой ответственности отдельной категории федеральных судей в России // «Законодательство», №10, октябрь 2010 г.
14. Окуньков Л.А. Конституции государств Европы. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
15. Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Новая правовая культура, Проспект, 2009.
16. Баглай М.В. Президенты российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. -М.: Норма, 2008
17. Чиркин В.Е. Глава Государства. Сравнительно-правовое исследование: Монография. -М. Норма. 2012.
18. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. Монография. -М. 2008
19. Богомолов Н. С. Теория конституционной ответственности: состояние и векторы развития. Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 1 .
20. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. "Юрист", 2008.
21. Домрин А.Н. - Конституционная процедура импичмента в США. "Журнал российского права", N 7, июль 2004 г.
22. Рунец С.В. Ответственность главы государства в России и зарубежом. Автореферат на соискание ученой степени. –М. 2008.
23. Фадеев В.И. Конституционное право: учебник для бакалавров. Проспект. 2016г.
24. Смоленский М.Б. Конституционное право: учебник для бакалавров. Феникс. Ростов-на-Дону. 2013.

Вопрос-ответ:

Что такое конституционно-правовая ответственность главы государства?

Конституционно-правовая ответственность главы государства - это совокупность юридических мер и процедур, применяемых к главе государства в случае нарушения им конституционных норм и обязанностей. Она предусматривает возможность отстранения, импичмента, лишения власти или других негативных последствий для главы государства, если его действия или бездействия противоречат законам и принципам конституции.

Какие признаки и основания привлечения к конституционно-правовой ответственности имеет глава государства?

Признаки и основания привлечения к конституционно-правовой ответственности главы государства могут включать нарушение конституционных прав и свобод граждан, нарушение принципов конституционного строя, утрату доверия общества, злоупотребление властью, коррупцию, нарушение законов и т.д. В каждой стране эти признаки и основания могут быть определены законом или конституцией.

Как реализуется конституционно-правовая ответственность главы государства в Российской Федерации?

Конституционно-правовая ответственность главы государства, а именно Президента Российской Федерации, реализуется через такие процедуры, как импичмент, возбуждение уголовного дела, прекращение полномочий, отставка и другие. Они предусмотрены Конституцией РФ и другими законодательными актами. Решение о привлечении главы государства к ответственности принимается соответствующими государственными органами или органами власти.

Какие проблемы связаны с реализацией конституционно-правовой ответственности в отношении Президента Российской Федерации?

Некоторые из проблем, связанных с реализацией конституционно-правовой ответственности в отношении Президента РФ, включают неоднозначность некоторых норм и процедур, отсутствие определенности в санкциях и последствиях привлечения к ответственности, ограничения и исключения, предусмотренные для главы государства, сложность и продолжительность судебных процессов, политическую подоплеку и другие.

В чем заключается конституционно-правовая ответственность главы государства в РФ?

Конституционно-правовая ответственность главы государства в РФ заключается в том, что Президент может быть привлечен к ответственности за нарушение Конституции или иных законов Российской Федерации. Такая ответственность может быть осуществлена через импичмент или уголовное преследование.

Какие признаки и основания привлечения главы государства к конституционно-правовой ответственности в России?

Признаки и основания привлечения главы государства к конституционно-правовой ответственности в России включают нарушение Конституции, умышленные действия или бездействие, причинение ущерба интересам государства или общества, самовольное присвоение полномочий или нарушение процедур выборов.

Как происходит реализация конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации?

Реализация конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации может осуществляться через импичмент, который проводится Государственной Думой и Советом Федерации. Также, глава государства может быть привлечен к уголовной ответственности в случае совершения уголовного преступления.

Как регулируется конституционно-правовая ответственность глав государств в зарубежных странах?

Конституционно-правовая ответственность глав государств в зарубежных странах регулируется в соответствии со специальными законами и конституциями стран. Она может включать процедуры импичмента или возможность уголовного преследования. Конкретные механизмы и процедуры зависят от каждой отдельной страны.

Какие проблемы существуют при реализации конституционно-правовой ответственности в отношении Президента Российской Федерации?

При реализации конституционно-правовой ответственности в отношении Президента Российской Федерации могут возникать проблемы, связанные с политическими или правовыми аспектами процесса. Некоторые из них включают отсутствие ясной процедуры импичмента, возможность злоупотребления полномочиями привлечения к ответственности, и независимость судебной ветви власти.

Какая ответственность предусмотрена для главы государства в РФ?

В РФ глава государства - Президент - может быть подвергнут конституционно-правовой ответственности. Признаками этой ответственности являются нарушение Конституции или федеральных законов, а также совершение преступлений. Основаниями для привлечения к ответственности могут быть такие нарушения, как уклонение от исполнения обязанностей, злоупотребление полномочиями, коррупция и другие.

В чем заключаются проблемы реализации конституционно-правовой ответственности для Президента РФ?

Существуют сложности в реализации конституционно-правовой ответственности для Президента РФ. Одна из проблем заключается в том, что сам Президент имеет иммунитет во время своего пребывания в должности, что затрудняет возможность его привлечения к ответственности. Кроме того, процедура привлечения Президента к ответственности не четко прописана в Конституции, что может вызывать различные интерпретации и споры при применении.