Международно-правовые аспекты борьбы с загрязнением космического пространства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 4343 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 30.04.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Историческое становление космического права
2. Нормативно-правовое регулирование борьбы с загрязнением космоса
2.1. Правовой режим космического пространства
2.2. Ответственность за космическую деятельность
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи (с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования) осуществляется в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ). В Международной конвенции электросвязи 1982 года установлено, что при использовании полос частот для космической радиосвязи члены МСЭ учитывают, что частоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит эффективно и экономно использовать, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и этим частотам с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран.
Создание техники, позволяющей излучать со спутника связи сигнал, который может быть принят непосредственно на индивидуальные телевизионные приемники, привело к необходимости правового регулирования деятельности по осуществлению международного непосредственного телевизионного вещания (МНТВ).
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Согласно этому документу, служба МНТВ может быть создана только на основесоглашений или договоренностей между государством вещания и государством приема передач МНТВ.
Возможность фотографирования из космоса земной поверхности и получения данных о земной поверхности с помощью обработки отражаемых ею лучей, которые принимаются спутниковой аппаратурой, вызвала к жизни необходимость международно-правового регулирования деятельности по дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ) и использованию данных ДЗЗ. С помощью ДЗЗ можно определить состояние элементов суши, океана и атмосферы Земли, изучать природные ресурсы Земли, антропогенные объекты и образования. Разновидностью ДЗЗ является и космический контроль за соблюдением договоров об ограничении вооружений и разоружении.
В 1986 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства.
Согласно этим принципам, государства должны содействовать развитию международного сотрудничества в данной области. Зондирующие государства должны предоставлять зондируемым государствам первичные данные и обработанные данные ДЗЗ, относящиеся к территориям последних. Данные и информация предоставляются на разумных условиях оплаты, особо принимаются во внимание нужды и интересы развивающихся стран. Зондирующие государства должны вступать в консультации с государствами, территории которых зондируются, по просьбе последних.
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Поводом для их разработки послужила авария советского искусственного спутника Земли «Космос-954», в результате чего в 1978 году произошло радиоактивное заражение северной части территории Канады. Этот документ исходит из практической целесообразности использования ядерных источников энергии на борту космических объектов. При этом государства должны прилагать усилия для защиты людей и биосферы от радиологических опасностей. Ядерные источники энергии могут использоваться в ходе межпланетных полетов и на достаточно высоких орбитах, а на низких околоземных орбитах — при условии хранения отработавших объектов на достаточно высоких орбитах. Предусмотрено проведение экспертной оценки безопасности ядерных источников энергии до их запуска в космос. Результаты оценки до запуска должны быть опубликованы и сообщены Генеральному секретарю ООН. Информация предоставляется также в случае возникновения опасности возвращения радиоактивных материалов на Землю.
Государства несут международную ответственность за всю национальную деятельность с использованием ядерных источников энергии в космосе. Государства также несут материальную ответственность за ушерб. При этом в понятие ущерба включаются обоснованные расходы на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке зараженных территорий.
Международно-правовые ограничения военного использования космоса Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.
Договор по космосу запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, установку такого оружия на небесных телах и размещение его в космическом пространстве. Он также обязывает использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях. По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для изменения космического пространства, путем преднамеренного управления природными процессами.
Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства (международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролет через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролет не квалифицируется как размещение объекта в космосе).
Следует считать, что не запрещено использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН).
Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий побудила в свое время правительство СССР выступить с инициативой полной демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 году оно внесло в ООН предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году — проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим вооружениям.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют советско-американские соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.


2.2. Ответственность за космическую деятельность

По понятным причинам международное космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую деятельность. Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, согласно которому государство несет ответственность за всю национальную деятельность независимо от того, осуществляется она правительством или физическими и юридическими лицами. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в том случае, если такая деятельность осуществляется международной организацией, солидарную ответственность несут и государства-члены.
Вопросам ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, посвящена Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, 1972 г. (далее - Конвенция об ответственности за ущерб). Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. 2). Следовательно, государство несет ответственность за ущерб независимо от наличия его вины. Это один из примеров международной ответственности за источник повышенной опасности.
Если ущерб причинен не на поверхности Земли, а в космосе или воздушном пространстве космическому объекту одного государства таким же объектом другого, то последнее несет ответственность лишь при наличии вины. Когда в запуске участвует несколько государств, все они несут солидарную ответственность. Данная Конвенция не относится к случаям ответственности за ущерб гражданам запускающего государства, а также иностранцам, участвующим в запуске.
Вопросы ответственности решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб причинен физическим и юридическим лицам. Претензия о возмещении ущерба передается по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования - в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином.
Вопросы ответственности за ущерб, причиненный деятельностью в космосе, имеют большое значение, т.к. она способна оказать воздействие на окружающую среду, привести к потерям жизни и собственности и др. Государства и ООН ведут регистрацию космических объектов. Сами объекты должны нести знаки национальной принадлежности и номера.
Формы сотрудничества и международные космические программы с российским участием.
Международное сотрудничество при проведении космических исследований реализуется в настоящее время по многим направлениям. Имеются специально созданные для этой цели международные организации, заключаются и реализуются двусторонние и многосторонние соглашения как по организационно-правовым вопросам, так и по вопросам выполнения разнообразных космических проектов, проводятся международные научные конгрессы, конференции и симпозиумы. Ряд стран ведет взаимный обмен научно-технической информацией и результатами космической деятельности.
Межгосударственная деятельность России в деле освоения и изучения космического пространства основывается на научно-техническом и интеллектуальном потенциале, созданном за последние более 40 лет, и исходит из экономического положения внутри страны, а также геополитических интересов России.
Партнерами Росавиакосмоса в рамках межагентских соглашений являются:
NASA - Национальное космическое агентство по аэронавтике США;
ЕСА - Европейское космическое агентство;
CNES - Национальный центр космических исследований Франции;
DAPA - Национальное агентство по исследованию космического пространства Германии;
CCWYC - Китайская государственная корпорация "Великая стена";
SAC - Комиссия космических программ Японии;
ASY- Итальянское космическое агентство.
В настоящее время Россия осуществляет активное сотрудничество по нескольким международным программам. Рассмотрим их более подробно.
Пилотируемая орбитальная Международная космическая станция (МКС) предназначена для проведения космических экспедиций различной продолжительности, эксперименты на борту станции в целях демонстрации медицинского, технического и организационного обеспечения непрерывной работы космонавтов на орбите, поддержание живучести многозвеньевого обитаемого сооружения. В итоге через несколько лет будет создан космический центр на орбите - самая внушительная станция в космосе за всю историю развития космонавтики - массой до 400 т (из них только российская часть составляет 110т), выведенное на начальную орбиту 350 км с перспективой перевода на рабочую орбиту 410 - 450 км с целью обеспечения большей продолжительности функционирования. Вклад России в разработку, изготовление и запуск элементов станции составит более 40 % от общего числа блоков. Партнерами России в этом проекте являются США, Япония, Канада, государства - члены Европейского космического агентства.
Программа "Спектр" предусматривает проведение астрофизических исследований в различных диапазонах электромагнитного спектра. Объектами исследований являются Марс, Юпитер, Солнце, ряд других планет и небесных тел Солнечной системы. Партнерами России в этом проекте являются более 20 стран, в том числе США, Франция, Германия, Дания, Израиль, Турция, Индия, Япония.
Программа "АУОС-СМ" предусматривает проведение наблюдений Солнца с орбиты ИСЗ. Партнерами России в этом проекте являются 10 стран: США, Франция, Германия, Словакия, Польша, Индия, Япония, Болгария, Испания и Украина.
Программа "Прогноз-М2 " предусматривает изучение солнечной активности, процессов в земной атмосфере, солнечно-земных связей. Партнерами России в этом проекте являются 16 стран: Австрия, Италия, Болгария, Великобритания, Греция, Германия, Канада, Польша, Румыния, Финляндия, Франция, Чехия, Словакия, Швеция, Куба и Украина.
Программа "Гранат" предусматривает проведение астрофизических исследований в различных диапазонах электромагнитного спектра. Партнерами России в этом проекте являются 4 страны: Франция, Дания, Болгария и Украина.
Программа "Бион" предусматривает проведение медико-биологических исследований. Партнер России - США (NASA, Эймский исследовательский центр).
Программа "Фотон " предусматривает производство материалов в космических условиях и проведение исследований в области микрогравитации. Партнерами России в этом проекте являются Франция, Германия, Европейское космическое агентство.
Программа "Метеор" предназначена для гидрометеорологического обеспечения потребителей. Партнер - США (NASA, Центр Лэнгли).
Выведение российскими ракетами-носителями зарубежных полезных нагрузок (космических объектов) - важное направление оказания транспортных космических услуг и укрепления позиций России на мировом рынке средств выведения. По оценкам специалистов, валютные поступления только от использования ракеты-носителя "Протон" могли бы в ближайшие 7-10 лет превысить 650 млн. долларов, а вся сумма возможных заказов на поставку на мировой рынок отечественных средств космической техники оценивается более чем в 2 млрд. долларов (общий объем мирового рынка - 400 млрд. долларов).
Кроме перечисленных следует также упомянуть программы по развитию космической системы поиска и спасания "Коспас-Сарсат " (за 20-летний период успешного функционирования система обеспечила спасение более 15 тысяч жителей Земли и завоевала международный авторитет и признание), по реализации проекта "Морской старт " и ряд иных.
Совместная работа многих стран продолжается в рамках таких программ, как "Интеркосмос " (основы этой программы были заложены на совещании в Москве в ноябре 1965 г.) и "Интерспутник" (соглашение подписано в ноябре 1971 г.).
Области применения космических средств в интересах международного сотрудничества постоянно расширяются. Во всех этих работах заинтересованы как передовые в научно-техническом отношении государства, так и развивающиеся страны, поскольку это способствует их развитию, укреплению взаимопонимания и доверия друг к другу, расширению контактов и сотрудничества.
Лидирующее положение в проведении космической деятельности занимают такие страны, как Россия, США, Франция и Китай. Значительные средства на космические программы, сравнимые с ассигнованиями России, выделяют Германия, Англия, Япония, Канада, Нидерланды, Бельгия, Испания и ряд других. Всего более 120 стран в той или иной степени участвуют в проведении исследований по освоению и использованию космического пространства. Среди них ряд новых космических держав - Индия, Пакистан, Израиль, Бразилия, Аргентина, Иран - наращивают и без того значительные финансовые вложения в развитие космической техники, разработку высокоэффективных ракетно-космических технологий.
В этой связи промедление и потеря темпов в развитии отечественной космонавтики может обернуться утратой позиций России на мировом космическом рынке. Практика выполнения Россией международных обязательств в области космоса - это показатель ее способности осуществлять полномасштабную космическую деятельность, вносить эффективный вклад в международные высокотехнологичные и наукоемкие проекты и программы.
Кроме того, международное сотрудничество в условиях сокращения бюджетного финансирования космической деятельности - важный фактор развития космического потенциала России в структуре космической деятельности мирового сообщества.
В своем докладе на Международной космической конференции - 2001 "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке", посвященной 40-летию полета первого человека в космос, генеральный директор Росавиакосмоса Ю.Н. Коптев отметил, что "Российская Федерация открыта для широкого, эффективного сотрудничества в сфере космической деятельности".









Заключение

Космонавтика XXI века - это прогрессивная, постоянно расширяющаяся сфера целенаправленной деятельности в интересах человечества, одно из мощных средств решения глобальных проблем, в первую очередь, обеспечения всеобъемлющей международной безопасности.
Вслед за ведущими космическими державами - Россией и США - многие страны и развитые и те, которые до недавнего времени было принято условно относить к числу развивающихся, пришли к пониманию важности космической деятельности для успешного своего развития и реализации национальных интересов. Этим и объясняется повышенный интерес ряда иностранных государств к последним достижениям отечественной инженерной и научно-технологической мысли. Международное сотрудничество России в области исследования и освоения космического пространства продолжает свое развитие.
Наращивание и эффективное использование космического потенциала с учетом мер государственной поддержки обусловливает также решение многих социально-экономических проблем, способствует созданию новых рабочих мест, повышению качества жизни населения. А это, без сомнения, один из векторов реализации национальных интересов России и упрочения ее позиций на мировой арене.



Список использованной литературы

Договор о космосе 1967 г. заложил основы этой концепции. В нем использовано выражение "достояние всего человечества".
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.,
Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 г.
Устав Организации Объединенных Наций (утвержден в Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (ратифицирован 13.12.66 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI); подписан в Москве, Вашингтоне, Лондоне 27.01.67).
Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (принята 13.12.63 Резолюцией 1962 (XVIII) на 1280-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Соглашение о создании Международной системы и организации космической связи "Интерспутник" (заключено в Москве 15.11.71).
Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.
Жуков Г.П. Космос и мир. М., 1985.
Каменецкая Е.П. Космос и международные организации. М., 1980.
Коптев Ю.Н. Состояние и основные направления космической деятельности России на современном этапе // Тезисы докладов Международной космической конференции - 2001 "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке". - М.:Изд-во МАИ, 2001.
Международное космическое право / Отв. ред. Г.П. Жуков и Ю.М. Колосов. М., 1999.
Пирадов А.С., Блищенко И.П., Верещетин В.С., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 1985.
Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990.
Сенкевич В.П. Космонавтика: системный анализ, информация, прогнозы. -г. Королев Московской области: ЦНИИМАШ, 2000.
Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного космического права. М., 1999.

Международное космическое право / Отв. ред. Г.П. Жуков и Ю.М. Колосов. М., 1999.

Договор о космосе 1967 г. заложил основы этой концепции. В нем использовано выражение "достояние всего человечества".

Первоначальные участники Договора - СССР, Англия и США, Договор ратифицирован СССР, вступил в силу 10 октября 1963 г.

Сенкевич В.П. Космонавтика: системный анализ, информация, прогнозы. -г. Королев Московской области: ЦНИИМАШ, 2000.
Коптев Ю.Н. Состояние и основные направления космической деятельности России на современном этапе // Тезисы докладов Международной космической конференции - 2001 "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке". - М.:Изд-во МАИ, 2001.
Соглашение о создании Международной системы и организации космической связи "Интерспутник" (заключено в Москве 15.11.71).
Коптев Ю.Н. Состояние и основные направления космической деятельности России на современном этапе // Тезисы докладов Международной космической конференции - 2001 "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке". - М.:Изд-во МАИ, 2001.












2

Список использованной литературы

1.Договор о космосе 1967 г. заложил основы этой концепции. В нем использовано выражение "достояние всего человечества".
2.Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.,
3.Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 г.
4.Устав Организации Объединенных Наций (утвержден в Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.).
5.Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (ратифицирован 13.12.66 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2222 (XXI); подписан в Москве, Вашингтоне, Лондоне 27.01.67).
6.Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (принята 13.12.63 Резолюцией 1962 (XVIII) на 1280-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
7.Соглашение о создании Международной системы и организации космической связи "Интерспутник" (заключено в Москве 15.11.71).
8.Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. М., 1977.
9.Жуков Г.П. Космос и мир. М., 1985.
10.Каменецкая Е.П. Космос и международные организации. М., 1980.
11.Коптев Ю.Н. Состояние и основные направления космической деятельности России на современном этапе // Тезисы докладов Международной космической конференции - 2001 "Космос без оружия - арена мирного сотрудничества в XXI веке". - М.:Изд-во МАИ, 2001.
12.Международное космическое право / Отв. ред. Г.П. Жуков и Ю.М. Колосов. М., 1999.
13.Пирадов А.С., Блищенко И.П., Верещетин В.С., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 1985.
14.Постышев В.М. Освоение космоса и развивающиеся страны (международно-правовые проблемы). М., 1990.
15.Сенкевич В.П. Космонавтика: системный анализ, информация, прогнозы. -г. Королев Московской области: ЦНИИМАШ, 2000.
16.Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного космического права. М., 1999.

Вопрос-ответ:

Как возникло космическое право?

Космическое право возникло как результат развития космической деятельности и возрастания её значимости на международной арене. Объектами регулирования стали использование космического пространства и космических объектов, а также ответственность государств и организаций перед мировым сообществом за свои действия в космосе. Первые правовые акты в сфере космоса были приняты в конце 1950-х годов.

Как регулируется борьба с загрязнением космоса?

Борьба с загрязнением космического пространства регулируется нормативно-правовыми актами на международном уровне. Одним из основных документов в этой сфере является Космическая хартия, принятая в 1967 году. Она установила принципы использования космоса и предоставила основу для разработки других нормативных актов, направленных на борьбу с загрязнением космического пространства.

Какой правовой режим устанавливается для космического пространства?

Для космического пространства устанавливается особый правовой режим, который предусматривает его использование в мирных целях и запрещает размещение на нём ядерного оружия и других видов оружия массового поражения. Космическое пространство признаётся общим достоянием человечества, а государства несут ответственность за свои действия в космосе перед мировым сообществом.

Кто несёт ответственность за космическую деятельность?

Ответственность за космическую деятельность несут государства и организации, осуществляющие такую деятельность. Они должны соблюдать международные нормы и правила, установленные для использования космического пространства. В случае нарушения этих норм и правил возможны международные санкции и юридическая ответственность.

Кто координирует эксплуатацию систем спутниковой электросвязи?

Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи осуществляется в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ). Это межправительственная организация, которая разрабатывает стандарты и регулирует использование радиочастотного спектра и спутниковых орбит для электросвязи. МСЭ обеспечивает равноправие и недискриминацию в использовании этих ресурсов.

Какие аспекты международного права регулируют борьбу с загрязнением космического пространства?

Международное право регулирует аспекты борьбы с загрязнением космического пространства, включая установление правового режима космического пространства и определение ответственности за космическую деятельность.

Как возникло космическое право?

Космическое право возникло в результате развития космической деятельности во второй половине XX века. Первые нормативные акты в области космического права появились после запуска первых искусственных спутников Земли.

Какое организационное единство отвечает за координацию эксплуатации систем спутниковой электросвязи?

Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования осуществляется в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ).

Как определен правовой режим космического пространства?

Правовой режим космического пространства определен в соответствии с международными договорами, включая Основной договор ООН об использовании космического пространства и Внеконтинентального договора.

Какова ответственность за космическую деятельность?

Ответственность за космическую деятельность определена международными договорами и национальным законодательством. Она включает ответственность за причинение ущерба другим государствам или международным организациям в результате загрязнения космического пространства.

Что такое космическое право?

Космическое право - это система правовых норм, нормативных актов и договоров, регулирующих космическую деятельность и использование космического пространства.