Психолингвистика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 2626 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 15.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Реферат на темы «Психолингвистика»
План

Введение
1.Психолингвистика как наука
2.История возникновения психолингвистики
3.Основные направления в психолингвистике
4.Проблемы психолингвистики и подходы к их решению
5.Актуальность психолингвистики в системе изучения наук о языке
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Пусковым механизмом в коммуникации является мотив и коммуникативная активность ребенка. По мнению А.Корнева, необходимо создавать такие условия, в которых ребенок, особенно с ОВЗ, вступал бы в коммуникацию.
Чтение Письмо Единицей чтения является слог.
Не совпадает алфавитное название буквы со звуковым обозначением в разных позициях.
Отдельные буквы имеют оптическое сходство (С-Э, Е-З и др.). это накладывает отпечаток на процесс чтения и понимания прочитанного
Процесс чтения осуществляется движением глаз: ребенок сперва прочитывает гласную букву, затем возвращается, прочитывает согласный+гласный.
К тому же ребенок должен прочитывать с определенной скоростью, а также понять прочитанное Единицей письма является буква.
В силу того, что проиходит несовпадение символом, ребенок с трудом усваивает процесс письма (должен усвоить 4 системы: печатные маленькие и заглавные, письменные прописные и строчные). Письменные буквы имеют кинетическое и оптическое сходство.
В процессе письма ребенок должен абстрагироваться от звучащей речи: услышать звук, соотнести его с буквой, вспомнить, как эта буква пишется, написать, соединить с другой+ вспомнить орфографическое правило и применить его к данному слову.
Проблемы психолингвистики и подходы к их решению
Лингвистика (языкознание) традиционно понимается как наука о языке - основном средстве коммуникации, социального общения. При этом ее предмет, как правило, четко не определяется. Очевидно, что объектом лингвистики является и речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, то есть те средства, без которых вообще невозможно представить внутреннее строение речевого акта. Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации). При этом в общем языкознании делается акцент на системности этих средств, характеризующих строение любого языка, а в прикладной лингвистике - на индивидуальной специфике того или иного конкретного языка (русского, немецкого, китайского и др.).
Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания.
Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности.
Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные предпосылки формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности  при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе.
Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей.
Модель процесса речевого общения.
место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;
· речевые расстройства и восстановительное обучение;
· оптимизация речевого воздействия общественных  институтов на членов социума; public relations;
· оптимизация функционирования СМИ;
·оптимизация    непосредственного  (контактного)  диадического речевого общения; · оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом  общении;
· оптимизация межкультурного общения;
· оптимизация овладения родным и иностранным языком,
· организация и функционирование ментального лексикона,
· язык и сознание: проблема образа мира,
· роль интенции в речепорождении.
Подходы к решению основных проблем психолингвистики.
Концепция языкового сознания как подход  к решению основных проблем психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай речевого общения: теория и практика.

Актуальность психолингвистики в системе изучения наук о языке
Каждые знания требуют языкового оформления. Поэтому на данном этапе психолингвистика тесно связана с когнитивной психологией. Язык является инструментом социализации индивида. Овладение языком способствует оптимальному включению человека в общество, социум. Если в процессе речевого развития, на этапе формирования языковой и речевой компетентности у ребенка возникают патогенные факторы, мешающие качественному овладению языком и речью, это сказывается не только на развитии всех психических процессов, но и ограиничичвает постороение адекватных отношений «Я-другие», «Я-мир».
Главные тенденции в развитии современного языкознания сводятся к следующему.
Прежде всего изменилась сама трактовка понятия «язык». Если раньше в центре интересов лингвиста стояли сами языковые средства (т. е. звуковые, грамматические, лексические), то теперь стало очевидным, что все эти языковые средства представляют собой «формальные операторы», с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком и в этом качестве входит в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных ситуаций и т. д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие.
Другим важным предметом исследования современной лингвистики является «природа» текста - основной и универсальной единицы речевой коммуникации. И психолингвистика все больше интересуется именно текстами, их специфической структурой, вариативностью, функциональной специализацией.
Как указывает АА Леонтьев, психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой). Кроме того, она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой, в особенности с той ее частью, которая занимается вопросами компьютерной лингвистики.
Этнолингвистика, наука изучающая детскую речь, ее становление и развитие как в норме, так и при патологии. Поэтому знание основ психолингвистики необходимо логопедам и дефектологам для проведения коррекционных мероприятий по развитию языковой и речевой компетенции ребенка.
С 1995 года активно развивается направление, связанное с нейролингвистикой, учитывающей роль каждого полушария в речевой деятельности. Бейбс, Дейдл, Тиль отмечают, что в дети «идут» в язык по-разному: с предпочтением левополушарной или правополушарной стратегии. Обучение в школе ориентировано по большей части на левополушарных детей. Следовательно, правополушарные дети испытывают значительные трудности при овладении языком и речью.
Актуальны исследования психолингвистики в гендерных различиях.
Таким образом, психолингвистика - это междисциплинарная область знания о законах формирования в онтогенезе и сформированных процессах речевой деятельности в системе различных видов жизнедеятельности человека.

Заключение
Психолингвистика (от лат. lingua - язык) - научная дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка (или языка вообще). В России психолингвистика развивается с середины 60-х гг. ХХ в. Её основное направление - теория речевой деятельности (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.288].
.Психолингвистика — наука относительно молодая, совсем недавно (2003 г.) ей исполнилось пятьдесят лет. Для науки это почти «младенческий» возраст, самый начальный период становления и развития. Однако, несмотря на столь «юный возраст» и на неизбежные для этого периода развития любой науки «болезни роста», психолингвистика в начале нового тысячелетия представляет собой уже достаточно сложившуюся область научных знаний. Это определяется двумя основными факторами.
Во-первых, тем, что основу этой новой науки составили две древнейшие области научного знания, передавшие ей свои достижения по важнейшим разделам исследования. Так, из психологии в психолингвистику (разумеется, в трансформированном виде) вошли такие разделы психологии человека, как психология речи, психология общения, частично - возрастная, педагогическая и социальная психология, а также основополагающие теоретические концепции: теория деятельности, теория знака и символической деятельности, теория коммуникации и другие. Из языкознания в психолингвистике используется «арсенал» научных знаний структурной лингвистики, общего языкознания, практической лингвистики (теория и методика обучения родному и иностранному языку), семиотики и (почти в полном объеме) лингвистики текста.
Во-вторых, психолингвистика, до момента своего возникновения и утверждения как самостоятельной области научного знания, имеет свою достаточно длительную и насыщенную событиями предысторию.


Литература
Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис... канд. филол. наук.- М., 1977
Виноградская К.Н. Закономерности построения непредельной единицы смысловой структуры текста (психолингвистический анализ): Автореф. дис... канд. псих. наук. - М., 1990
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999
Залевская А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход. - Калинин, 1988
Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969
Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987

Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997
Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969
Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987












2



4

3

2

1

Получатель
(слушатель)

Приемник
(слуховой аппарат)

Канал связи
(среда)

Передатчик
(артикуляционные органы)

Отправитель
(говорящий)

Литература
1.Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис... канд. филол. наук.- М., 1977
2.Виноградская К.Н. Закономерности построения непредельной единицы смысловой структуры текста (психолингвистический анализ): Автореф. дис... канд. псих. наук. - М., 1990
3.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981
4.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
5.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982
6.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999
7.Залевская А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход. - Калинин, 1988
8.Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990
9.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997
10.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969
11.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969
12.Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
13.Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993
14.Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987

Вопрос-ответ:

Что изучает психолингвистика?

Психолингвистика изучает взаимосвязь между языком и психическими процессами, а также их влияние на коммуникацию и понимание речи.

Какова история возникновения психолингвистики?

Психолингвистика возникла в середине XX века как отдельная наука, объединяющая лингвистические и психологические методы исследования.

Какие основные направления существуют в психолингвистике?

Основными направлениями в психолингвистике являются экспериментальная психолингвистика, клиническая психолингвистика и социокультурная психолингвистика.

Какие проблемы решает психолингвистика и какие подходы к их решению существуют?

Психолингвистика решает проблемы связанные с пониманием и производством речи, а также влиянием языка на когнитивные процессы. К подходам к их решению относятся эмпирический, экспериментальный и психологический подходы.

В чем актуальность психолингвистики в системе изучения наук о языке?

Психолингвистика актуальна, так как исследует взаимодействие языка и психики, что позволяет подходить к изучению языка более комплексно и глубоко.

Что такое психолингвистика?

Психолингвистика - это научная область, изучающая взаимосвязь между психологией и языком. Она исследует, каким образом мы производим, воспринимаем и понимаем язык, а также как язык влияет на наши психологические процессы.

Какова история возникновения психолингвистики?

История психолингвистики начинается в середине XX века, когда стали активно развиваться исследования в области психологии и лингвистики. Одним из первых важных вкладов было открытие нейролингвистики, которая изучает связь между мозгом и языком. С течением времени психолингвистика стала более разветвленной и включает в себя различные подходы и методы.

Какие проблемы решает психолингвистика и какие подходы используются?

Психолингвистика решает множество проблем, связанных с языком и психологией. Она исследует процессы мышления, восприятия и понимания речи, а также развитие языковых навыков у людей разных возрастных групп. Для решения этих проблем психолингвисты используют различные подходы, такие как экспериментальные исследования, корпусные исследования, нейроинформационные методы и др.