Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психолингвистика

  • 26 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 15.12.2010
700 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Реферат на темы «Психолингвистика»
План

Введение
1.Психолингвистика как наука
2.История возникновения психолингвистики
3.Основные направления в психолингвистике
4.Проблемы психолингвистики и подходы к их решению
5.Актуальность психолингвистики в системе изучения наук о языке
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Пусковым механизмом в коммуникации является мотив и коммуникативная активность ребенка. По мнению А.Корнева, необходимо создавать такие условия, в которых ребенок, особенно с ОВЗ, вступал бы в коммуникацию.
Чтение Письмо Единицей чтения является слог.
Не совпадает алфавитное название буквы со звуковым обозначением в разных позициях.
Отдельные буквы имеют оптическое сходство (С-Э, Е-З и др.). это накладывает отпечаток на процесс чтения и понимания прочитанного
Процесс чтения осуществляется движением глаз: ребенок сперва прочитывает гласную букву, затем возвращается, прочитывает согласный+гласный.
К тому же ребенок должен прочитывать с определенной скоростью, а также понять прочитанное Единицей письма является буква.
В силу того, что проиходит несовпадение символом, ребенок с трудом усваивает процесс письма (должен усвоить 4 системы: печатные маленькие и заглавные, письменные прописные и строчные). Письменные буквы имеют кинетическое и оптическое сходство.
В процессе письма ребенок должен абстрагироваться от звучащей речи: услышать звук, соотнести его с буквой, вспомнить, как эта буква пишется, написать, соединить с другой+ вспомнить орфографическое правило и применить его к данному слову.
Проблемы психолингвистики и подходы к их решению
Лингвистика (языкознание) традиционно понимается как наука о языке - основном средстве коммуникации, социального общения. При этом ее предмет, как правило, четко не определяется. Очевидно, что объектом лингвистики является и речевая деятельность (речевые акты, речевые реакции). Но лингвист выделяет в ней то общее, что есть в организации всякой речи любого человека в любой ситуации, то есть те средства, без которых вообще невозможно представить внутреннее строение речевого акта. Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в речевом общении (коммуникации). При этом в общем языкознании делается акцент на системности этих средств, характеризующих строение любого языка, а в прикладной лингвистике - на индивидуальной специфике того или иного конкретного языка (русского, немецкого, китайского и др.).
Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания.
Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности.
Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные предпосылки формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности  при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе.
Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей.
Модель процесса речевого общения.
место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;
· речевые расстройства и восстановительное обучение;
· оптимизация речевого воздействия общественных  институтов на членов социума; public relations;
· оптимизация функционирования СМИ;
·оптимизация    непосредственного  (контактного)  диадического речевого общения; · оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом  общении;
· оптимизация межкультурного общения;
· оптимизация овладения родным и иностранным языком,
· организация и функционирование ментального лексикона,
· язык и сознание: проблема образа мира,
· роль интенции в речепорождении.
Подходы к решению основных проблем психолингвистики.
Концепция языкового сознания как подход  к решению основных проблем психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай речевого общения: теория и практика.

Актуальность психолингвистики в системе изучения наук о языке
Каждые знания требуют языкового оформления. Поэтому на данном этапе психолингвистика тесно связана с когнитивной психологией. Язык является инструментом социализации индивида. Овладение языком способствует оптимальному включению человека в общество, социум. Если в процессе речевого развития, на этапе формирования языковой и речевой компетентности у ребенка возникают патогенные факторы, мешающие качественному овладению языком и речью, это сказывается не только на развитии всех психических процессов, но и ограиничичвает постороение адекватных отношений «Я-другие», «Я-мир».
Главные тенденции в развитии современного языкознания сводятся к следующему.
Прежде всего изменилась сама трактовка понятия «язык». Если раньше в центре интересов лингвиста стояли сами языковые средства (т. е. звуковые, грамматические, лексические), то теперь стало очевидным, что все эти языковые средства представляют собой «формальные операторы», с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком и в этом качестве входит в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных ситуаций и т. д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие.
Другим важным предметом исследования современной лингвистики является «природа» текста - основной и универсальной единицы речевой коммуникации. И психолингвистика все больше интересуется именно текстами, их специфической структурой, вариативностью, функциональной специализацией.
Как указывает АА Леонтьев, психолингвистика имеет наиболее тесные связи с общим языкознанием (общей лингвистикой). Кроме того, она постоянно взаимодействует с социолингвистикой, этнолингвистикой и прикладной лингвистикой, в особенности с той ее частью, которая занимается вопросами компьютерной лингвистики.
Этнолингвистика, наука изучающая детскую речь, ее становление и развитие как в норме, так и при патологии. Поэтому знание основ психолингвистики необходимо логопедам и дефектологам для проведения коррекционных мероприятий по развитию языковой и речевой компетенции ребенка.
С 1995 года активно развивается направление, связанное с нейролингвистикой, учитывающей роль каждого полушария в речевой деятельности. Бейбс, Дейдл, Тиль отмечают, что в дети «идут» в язык по-разному: с предпочтением левополушарной или правополушарной стратегии. Обучение в школе ориентировано по большей части на левополушарных детей. Следовательно, правополушарные дети испытывают значительные трудности при овладении языком и речью.
Актуальны исследования психолингвистики в гендерных различиях.
Таким образом, психолингвистика - это междисциплинарная область знания о законах формирования в онтогенезе и сформированных процессах речевой деятельности в системе различных видов жизнедеятельности человека.

Заключение
Психолингвистика (от лат. lingua - язык) - научная дисциплина, изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка (или языка вообще). В России психолингвистика развивается с середины 60-х гг. ХХ в. Её основное направление - теория речевой деятельности (рассмотрение речевых процессов как частного случая деятельности). [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.288].
.Психолингвистика — наука относительно молодая, совсем недавно (2003 г.) ей исполнилось пятьдесят лет. Для науки это почти «младенческий» возраст, самый начальный период становления и развития. Однако, несмотря на столь «юный возраст» и на неизбежные для этого периода развития любой науки «болезни роста», психолингвистика в начале нового тысячелетия представляет собой уже достаточно сложившуюся область научных знаний. Это определяется двумя основными факторами.
Во-первых, тем, что основу этой новой науки составили две древнейшие области научного знания, передавшие ей свои достижения по важнейшим разделам исследования. Так, из психологии в психолингвистику (разумеется, в трансформированном виде) вошли такие разделы психологии человека, как психология речи, психология общения, частично - возрастная, педагогическая и социальная психология, а также основополагающие теоретические концепции: теория деятельности, теория знака и символической деятельности, теория коммуникации и другие. Из языкознания в психолингвистике используется «арсенал» научных знаний структурной лингвистики, общего языкознания, практической лингвистики (теория и методика обучения родному и иностранному языку), семиотики и (почти в полном объеме) лингвистики текста.
Во-вторых, психолингвистика, до момента своего возникновения и утверждения как самостоятельной области научного знания, имеет свою достаточно длительную и насыщенную событиями предысторию.


Литература
Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис... канд. филол. наук.- М., 1977
Виноградская К.Н. Закономерности построения непредельной единицы смысловой структуры текста (психолингвистический анализ): Автореф. дис... канд. псих. наук. - М., 1990
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999
Залевская А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход. - Калинин, 1988
Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969
Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987

Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997
Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969
Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987












2



4

3

2

1

Получатель
(слушатель)

Приемник
(слуховой аппарат)

Канал связи
(среда)

Передатчик
(артикуляционные органы)

Отправитель
(говорящий)

Литература
1.Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис... канд. филол. наук.- М., 1977
2.Виноградская К.Н. Закономерности построения непредельной единицы смысловой структуры текста (психолингвистический анализ): Автореф. дис... канд. псих. наук. - М., 1990
3.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981
4.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М., 1997
5.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982
6.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М., 1999
7.Залевская А.А. Понимание текста: Психолингвистический подход. - Калинин, 1988
8.Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990
9.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М., 1997
10.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969
11.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969
12.Сахарный Л.В. Из истории психолингвистики
13.Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993
14.Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987

Психолингвистика и нейролингвистика

Психолингвистика и нейролингвистика

Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х годах 20-го века, в рамках психологического направления и ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности (курица и понимания, или восприятия, речевых высказываний) в соотнесенности с системой языка. Характеризуется, как правило, чтобы интерпретировать язык как динамическую, действующую, "" системы, которые обеспечивают речевой деятельности (речевое поведение) человека. Ее внимание направлено не на языковые единицы (звуки, слова, фразы, тексты) сами по себе, а психологическую реальность для говорящего человека, на их использование в актах курица и в актах понимания высказываний, а также в усвоении языка. Она разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической голос организации личности и осуществляется экспериментальная проверка.

Психолингвистика решает практические задачи в тех условиях, когда методы "чистой" лингвистики недостаточны. Особое внимание уделяется речи в условиях помех, к общению в препятствует тем или иным причинам условиях, в нестандартных ситуациях: детская речь, речь при различного рода патологиях, речь на иностранном языке при недостаточном его знании, находится в состоянии эмоционального возбуждения, коммуникация при помехах в канале связи или в искусственных человеко-компьютерных системах, общение в условиях использования "нестандартных" форм языка — просторечия, сленг, жаргон, местного говора.

Психолингвистика исследует следующие проблемы: психолингвистические единицы восприятия речи, этапы курица и понимания речевого выражения, обучение языку (особенно иностранному), словесное воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых расстройств, диагностика нервных заболеваний на основе наблюдений над речью, проблемы речевого воздействия (пропаганда, деятельность средств массовой информации, рекламы), языковые аспекты авиационной и космической психологии, а также судебной психологии и криминалистики, вопросы организации внутреннего лексикона человека, проблемы перевода, проблемы диалога человека и компьютера, автоматическая обработка текста, информатика, теория и практика искусственного интеллекта.

Психолингвистика как стыковая наука ближе объект исследования для лингвистики и методов психологии нормальной и наблюдение с записью его результатов на магнитофон, видеопленку или бумагу или с использованием принадлежащих испытуемым лицам сочинений, дневников, писем и др.; эксперименты на детекцию голосового сигнала, различение, идентификацию, интерпретацию (аналогичные экспериментам в психологии и в фонетических исследованиях щербовской школы); свободный ассоциативный эксперимент, направленный на исследование отдельных слов или групп слов и позволяющий установить для слов их ассоциативные поля, внутри которых выделяются связи-ассоциации парадигматические, синтагматические и тематические; направленный ассоциативный эксперимент, вводящий ограничения либо в сам стимул, либо в работе экспериментальной; метод "семантического дифференциала" Чарлза Осгуда, предполагающая оценку стимула в каких-либо признаков на основе заданных экспериментатором шкал и находящая применение не только в исследовании отдельных слов, но и звуков одного языка, корреспондирующих звуков различных языков и даже целых текстов — радиорепортажей, научно-популярных и поэтических текстов; вероятности прогнозирования, что позволяет оценить субъективное частоты отдельных слов и его влияние на распознаваемость в условиях помех; индексации текста путем выделения в нем ключевых слов, установления их частот и выделения малого, среднего и крупного набора ключевых слов, отражающих соответственно основную тему текста, ситуацию взаимодействия между его "героями" и основное содержание текста).

Узнать стоимость работы