Организация учебного процесса при изучении ОБЖ с использованием неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 4545 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 18.05.2016
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Методики коррекции функционального состояния учащихся 4
1.1. Нормативно-правовое регулирование использования неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников 4
1.2. Виды и условия использования методик коррекции функционального состояния в образовательном учреждении 7
1.3. Преимущество неаппаратных методик коррекции для учебного процесса 12
Глава II. Организация изучения курса ОБЖ с использованием неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников 21
2.1. Учебный процесс при изучении курса ОБЖ: структура и особенности 21
2.2. Возможности использования неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников в учебном курсе ОБЖ 35
2.3. Практические рекомендации к организации учебного процесса при изучении курса ОБЖ с использованием неаппаратных методик коррекции 45
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Фрагмент для ознакомления

Правильная организация урока прежде всего предполагает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы «врабатывания» (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно небольшим, что дает возможность школьникам постепенного вхождения в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период длится 15-20 мин., а в средних и старших классах - 20-25 мин.)нагрузка должна быть максимальным.C целью профилактики гиподинамии, уменьшение удельного веса статического компонента и повышение двигательной активности учебный процесс должен строиться на условиях сенсорной и психомоторной свободы. Необходимый эффект достигается за счет создания возможностей передвижения по классу,использование физкультминуток, снижение доли статического компонента, профилактики общего и зрительного утомления.Важная роль в сохранении высокой работоспособности на уроке принадлежит«Минуткам здоровья» - элементам неаппаратных методик коррекции функционального состояния, адаптированным для легкого и удобного применения на уроке. Проводить целесообразно гимнастику в тот момент, когданаблюдаются первые признаки усталости у школьников (рассеянное внимание, смена поз, отвлечение). Во время проведения гимнастики для коррекции функционального состояния желательно осуществлятьдополнительное проветривание класса. Средняя продолжительность гимнастики–от 1 до 7 минут в зависимости от утомленности учеников. Приведем ряд комплексов, элементы которых могут быть использованы для коррекции функционального состояния на уроках ОБЖ [32; 43; 2; 53; 35; 20].Мы использовали методики, приведенные в п.1.3., а также, следующие методики для осуществления комплексной коррекции функционального состояния ученика с тем, чтоб улучилась работоспособность ребенка, ушла скованность мышц и психологический дискомфорт.Упражнения для снятия зрительного утомления.а) прочно закрыть глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек.Повторять 6-8 раз.Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровоснабжение и расслабление мышц глаза.б) быстро моргать в течение 1-2 мин. Затем посмотреть перед собой.Упражнение способствует улучшению кровообращения, полезна при всех видах нарушения зрения.в) Голова неподвижна. Вытянуть полусогнутую правую руку вперед. На расстоянии 40-50 см от глаз выполнить медленные движения по кругу по часовой стрелке, следя при этом глазами за концом указательного пальца, левой-против часовой стрелки.Упражнение развивает координацию движений глаз, способствует укреплению вестибулярного аппарата.3. Упражнения для расслабления глазных мышц, улучшение кровообращения в области глаз.а) Пальцевые повороты. Поставить ладонь перед лицом, широко расставить пальцы. Медленно поворачивать голову из стороны в сторону, смотреть через пальцы, а не на них. Кажется, что пальцы двигаются.б) Массаж век. Упражнение снимает спазм мышц глаз, активизирует кровоснабжение век, мимические мышцы.Закрыть веки. Массаж проводить с помощью трех пальцев руки вдоль века. Затем посмотреть вдаль или на зеленый цвет.     Как и другие виды гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу, когда их выполнять правильно, систематически, с желанием. Начинать надо с повторения 3-5 раз каждого упражнения, увеличивая постепенно до 8-10 раз.Время выполнения в первые дни - 3 мин., Затем 3-5 мин., До 8-10 мин. в день.Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения1. Сидя на стуле отвести голову назад и плавно наклонить назад. Затем голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову направо и - в исходное положение. Поворот головы налево и - в исходное положение. Повторить 6-8 раз медленно.3. Стоя или сидя, руки на поясе. Махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево и в исходное положение. То же проделать правой рукой. Повторить 4-6 раз медленно.Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук1. Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний2. Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.3. Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.Физкультминутки для снятия утомления с туловища1. Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.2. Стойка ноги врозь, руки за голову. Круговые движения (3) в одну сторону, затем в другую. Руки вниз потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.3. Стойка ноги врозь. Наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.Комплекс упражнений на рабочем местеКомплексов упражнений для физкультпаузы множество. Ниже навдений комплексупражнений, который рекомендуют использовать востоковед Ю.А.Смирнов и врачЮ.В.Белоус [18]. Эти упражнения способствуют нормализации дыхания, формированиюправильной осанки. их можно выполнять лежа, сидя или стоя.Упражнение 1. упражнение для головы: п.п. - Сидя прямо, расслабившись, дыхание спокойное. Медленно повернуть голову влево - вдох, управо- выдох. Следить за тем, чтобы вертикальная ось головы оставалась на месте, то естьголову назад не наклонять. Внимание сконцентрировано на глазах. При поворотах головывзгляд фокусируется на объектах, через которые проходит его линия. Повторить20 циклов движений. чередуя повороты вправо и влево.Упражнение 2. Упражнение для глаз: п.п. - Сидя прямо и расслабившись. Медленноподнять глаза вверх - вдох, опустить вниз - выдох. Медленно перевестивзгляд влево - вдох, вправо - выдох. Выполнить круговые движения глазами, начинаясверху в направлении слева - направо (вдох), а затем справа - налево (выдох).Внимание сосредоточить на глазах. Взгляд фокусировать на объектах, через которые проходитего линия. Повторить 10 циклов обращений.Упражнение 3. Упражнение для рук: п.п. - Широкая стойка (ноги на ширине плеч).Руки согнуты перед грудью, кисти повернуты ладонями к туловищу. Выполняяглубокий вдох, сделать небольшой круг руками (диаметром примерно 30 см).плавно вращая их изнутри наружу (рис. 1 в). Локти держать поднятыми встороны, положение кистей не менять, пальцы есть сомкнутыми и напряженными.Затем, немного разгибая локти, сделать большой круг руками в ту же сторону, плавно разжимая пальцы - выдох. Внимание сосредоточить на сплочении иразмыкании пальцев. Переход от мала до велика круга и от смыканияпальцев до размыкания выполнять медленно и плавно. Повторить 20 раз.Кроме одного раза цикл движений - малый и большой круги.Упражнение 4. Упражнение для талии: п.п. - Основная стойка (ноги вместе), и ноги слегкасогнуты в коленях, руки подняты вперед на высоту плеч, кисти повернутыладонями наружу. Дыхание глубокое.На вдохе медленно повернуть туловище до упора влево, а затем на выдохе -вправо. Следить за тем, чтобы при этом голова была неподвижной, аруки сохраняли горизонтальное положение. Внимание сосредоточить на талии и косыхмышцах туловища. Повторить 20 раз, считая за один раз цикл движений – поворотвлево и вправо.Упражнение 5. Упражнение для ног: п.п. - Основная стойка, руки вниз. Дыханиеглубокое. На вдохе медленно поднять правую ногу вперед, а затем опустить ее в п.п. -выдох. То же левой ногой. Внимание сосредоточить на ногах. Ногиподнимать, не сгибая в коленях медленно и на максимальную высоту. Повторить 20раз, считая за один раз цикл движений - правой и левой ногой.Упражнение 6. Упражнение для ног: п.п. - Основная стойка, руки вниз или в сторону.Дыхание глубокое. Сохраняя равновесие, поднять согнутую правую ногу впередпримерно на высоту 30 см от опоры. На вдохе выполнить движение правой стопой, ана выдохе - левой. Внимание сосредоточить на гомилковостоиших суставах (накосточках). На вдохе, поднимая правую стопу вверх, выполнить полукруг сверхувправо, вниз, вправо. Продолжая удерживать равновесие, опустить правуюстопу вниз и выполнить ней полукруг снизу влево, вверх, влево.Повторить то же другой ногой в другую сторону - - выдох. Движение стопой выполнятьмедленно, колено поднятой ноги стараться держать на одном месте. Повторить 20раз, считая за один раз цикл движений - полный круг стопой.После введения практики использования неаппаратных методик на уроках ОБЖ было отмечено, что дети стали более внимательными, сосредоточенными, меньше болели простудными заболеваниями. Также следует подчеркнуть, что успешность детей по предмету (если судить по результатам контрольных и проверочных работ) возросла, также возрос интерес непосредственно к предмету – дети стали более активны, сконцентрированы. Таким образом, мы может однозначно утверждать, что неаппаратные методики коррекции функционального состояния являются одним из наиболее целесообразных элементов урока, который позитивно влияет готовность детей учиться, их умственную и физическую состоятельность.2.3. Практические рекомендации к организации учебного процесса при изучении курса ОБЖ с использованием неаппаратных методик коррекцииРекомендации к учебной нагрузке1. Оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных задач).2. Использование нетрадиционных игровых форм проведения урока, создание условий для проявления творческой активности (конкурсы кроссвордов, стенных газет, рефератов, стихов по изучаемой теме), проведение нозакласних мероприятий.3. Совместная работа с психологом по выявлению психологических особенностей учеников для выработки личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу не менее 60% и не более 75-80%. Каждый урок для школьника - это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим только на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущенные плечи, свисает голова.Необходима разрядка, поэтому необходимо устраивать паузы, в это время можно применять неаппаратные методики коррекции функционального состояния, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы - необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие, поскольку такиме упражнения будут способствовать восстановлению работоспособности, а следовательно и интенсификации учебного процесса.Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, в доски) для продвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение минуток здоровья самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома.Время начала минуток здоровья выбирает сам учитель (примерно через 20 минут после начала урока) или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Такая работа необходима для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.Таким образом, для снижения усталости от умственной деятельности и восстановления функционального состояния рекомендуется внедрять неаппаратные методики коррекции. На уроках ОБЖ неаппаратные методики коррекции могут представлять собой легкий самомассаж всеми пальцами волосистой части головы, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек, дыхательные упражнения.Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают не только правильная регламентация продолжительности урока, но и рациональное чередование различных видов деятельности. Здоровьязберигальний регламентации подлежит не только продолжительность урока, но и учебные операции. ЗаключениеВ настоящее время одной из наиболее актуальных педагогических проблем является проблема коррекции функционального состояния ученика, поскольку от функционального состояния зависит работоспособность ученика, а, следовательно, и усваиваимость материала. В процессе обучения у учащихся возникают благоприятные и неблагоприятные функциональные состояния. Наиболее благоприятным для успешной деятельности является такое состояние школьников, при котором обеспечивается высокая производительность и не наносится вред здоровью. Благоприятное функциональное состояние характеризуется ростом уровня активации, снижением напряжения, доминированием положительных эмоций. К таким функциональных состояний относятся: состояние адекватной мобилизации, оптимальной работоспособности, бодрой активности, психологической готовности, операционной напряженности и др. Неблагоприятным функциональным состояниям присущи снижение уровня активации и тонуса, повышения напряжения, преобладание отрицательных эмоций. Показателями благоприятногофункционального состояния учащихся является высокая умственная работоспособность и положительный эмоциональный настрой.К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с неблагоприятными функциональными состоянимями учеников, именно поэтому возникает насущная необходимость коррекции функционального состояния ребенка в школе (непосредственно на уроке). Для этого вполне можно использовать неаппаратные методики коррекции функционального состояния.Под неаапаратными методиками коррекции функционального состояния мы понимаем комплекс мер (упражнений), направленных навосстановление работоспособности ребенка без привлечения средств извне (специальных медицинских аппаратов, работников, технологий).На уроках ОБЖ в школе мы предлагаем внедрить «минутки здоровья» - небольшие отрезки времени, отведенные под выполнение небольших комплексов упражнений, легко выполняемых в условиях класса.Таким образом, мы считаем, что высокая работоспособность школьника может быть сохранена при условии рациональной организации урока, соблюдения здоровьесберегающих рекомендаций по структуре и продолжительности урока, и, несомненно с применением неаппаратных методик коррекции функционального состояния.Список использованной литературыАндриани И. П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / И. П. Андриани. – М. : Академия, 1999. – 160 с.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.Анохин П. К. Философские аспекти теории функциональной системи. — М.: Наука, 1978.Антропова М.В., Козлов В.И. Нормализация учебной нагрузки школьников. Эксперементальное физиологическое исследование. М., 1988. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.- М., 2003.Базарный В.Ф. Деструктивное влияние современного учебного процесса на телесное здоровье// Школьные технологии. -2004.- № 3. –С.17-23.Бальсевич В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов – Киев : Здоровье, 2007. – 224 с.БеловС.В.,КозьяковА.Ф.идр.Безопасностьжизнедеятельнос-ти.-Ч.2. -М.:ВАСОТ,1993.-164с. БеловС.В.,МорозоваЛ.Л.,СивковВ.П.Безопасностьжизне-деятельности.-Ч.1.-М.:ВАСОТ,1992.-136с.Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа.-2004.-№ 1.-С.23-24.Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.Воскобойникова Н.П. Технологии педагогического мастерства в практической деятельности учителей// Химия в школе.-1999.-№ 6.-С.19-25.Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. — 1136 с.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,1999.Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки: Пособие для учителя/Под ред.О.Л.Романовой. –М., 1994. Громбах С. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся// Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.-М.: Знание,1998. Даниленко Г. Н. Состояние здоровья школьников при различных формах организации учебной деятельности// Гигиена населенных мест. Вип. 35, К., 1999.Данилова И. И. Психофизиологическая диагностика функциональньїх состояний: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1992.Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. М., МГУ, 1977.Иванов И. П. Педагогика колективних творческих дел. Книга для учителя / И. П. Иванов – К. : Освіта, 1992. – 92 с.Иванченко В, Л. Секреты вашей бодрости. — М.: Знание, 1988.Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.Комиссарова Ю. Ю. Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения [Текст] / Ю. Ю. Комиссарова, С. Б. Ермилова, А. Л. Коломов // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 536-538.Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие.- М.: Пед.общество России, 2000.Леонова А, Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.:МГУ, 1994.Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МосковскогоЛеонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 17 с.Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.Макарова В.И. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения В.Н. Дегтева, О.Н. Коноплев // Гигиена и санитария. – 1997. – № 3. – С. 33-36.Марищук В.Л. Методы оценки функциональных состояний и работоспособности // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб: Питер, 2000. – С. 11-13.Медведев В.И. Функциональные состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. – Т.1. – М.: Прогресс, 1970. – С. 23-27.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.Пляскина Н.В. Характеристика здоровья учащихся начальных классов новых видов общеобразовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного про-цесса: Автореф. дисс… канд. мед. наук. – М. – 1998. – 22 сПрограмма «Обучение здоровью» для 1-11 кл. средней школы. М.: Полимед, 2005.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.Сергета И.В. Состояние здоровья учащихся и основные тенденции его изменений на современном этапе / И.В. Сергета, Л.Ю. Погорелая, В.И. Махнюк // Гиг. населен. мест. – К., 1999. – Вып. 35. – С. 505-510.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ,2003. Сорокина Т.Н. Развитие ребенка в школе. М., 1985. С. 8-17.Сорокина Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (доклады, материалы к научно-практ.конф.).-М., 1997. Топоротов И.К.Основы безопасности жизнедеятельности:Учеб. пособие-СПбГТУ,1994.-157с. ун-та, 1981. – 111 с. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897] / [Текст] — М., 2010–67 с.Функциональное состояние и здоровье человека –Материалы I Всероссийской научно-практической конференции.25-29сентября2006г. Ростов-на-Дону.Изд-воООО«ЦВВР».2006/270сШевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.

1. Андриани И. П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / И. П. Андриани. – М. : Академия, 1999. – 160 с.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.
3. Анохин П. К. Философские аспекти теории функциональной системи. — М.: Наука, 1978.
4. Антропова М.В., Козлов В.И. Нормализация учебной нагрузки школьников. Эксперементальное физиологическое исследование. М., 1988.
5. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001.
6. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Прутченков А., Смирнова Г. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней школы.- М., 2003.
7. Базарный В.Ф. Деструктивное влияние современного учебного процесса на телесное здоровье// Школьные технологии. -2004.- № 3. –С.17-23.
8. Бальсевич В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов – Киев : Здоровье, 2007. – 224 с.
9. БеловС.В.,КозьяковА.Ф.идр.Безопасностьжизнедеятельнос-ти.-Ч.2. -М.:ВАСОТ,1993.-164с.
10. БеловС.В.,МорозоваЛ.Л.,СивковВ.П.Безопасностьжизне-деятельности.-Ч.1.-М.:ВАСОТ,1992.-136с.
11. Борисова Н.В., Федорова Н.В. Об отношении педагогов к здоровьесберегающим технологиям// Народная школа.-2004.-№ 1.-С.23-24.
12. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
13. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
14. Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.
15. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.
16. Воскобойникова Н.П. Технологии педагогического мастерства в практической деятельности учителей// Химия в школе.-1999.-№ 6.-С.19-25.
17. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. — 1136 с.
18. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс,1999.
19. Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С. Полезные привычки: Пособие для учителя/Под ред.О.Л.Романовой. –М., 1994.
20. Громбах С. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся// Школа и психическое здоровье учащихся. М., 1988.
21. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.-М.: Знание,1998.
22. Даниленко Г. Н. Состояние здоровья школьников при различных формах организации учебной деятельности// Гигиена населенных мест. Вип. 35, К., 1999.
23. Данилова И. И. Психофизиологическая диагностика функциональньїх состояний: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
24. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. М., МГУ, 1977.
25. Иванов И. П. Педагогика колективних творческих дел. Книга для учителя / И. П. Иванов – К. : Освіта, 1992. – 92 с.
26. Иванченко В, Л. Секреты вашей бодрости. — М.: Знание, 1988.
27. Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, №4.
28. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005, №11.
29. Комиссарова Ю. Ю. Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения [Текст] / Ю. Ю. Комиссарова, С. Б. Ермилова, А. Л. Коломов // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 536-538.
30. Ксендзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие.- М.: Пед.общество России, 2000.
31. Леонова А, Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.:МГУ, 1994.
32. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Московского
33. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 17 с.
34. Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005, №10.
35. Макарова В.И. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения В.Н. Дегтева, О.Н. Коноплев // Гигиена и санитария. – 1997. – № 3. – С. 33-36.
36. Марищук В.Л. Методы оценки функциональных состояний и работоспособности // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб: Питер, 2000. – С. 11-13.
37. Медведев В.И. Функциональные состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. – Т.1. – М.: Прогресс, 1970. – С. 23-27.
38. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, №6.
39. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, №8.
40. Пляскина Н.В. Характеристика здоровья учащихся начальных классов новых видов общеобразовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного про-цесса: Автореф. дисс… канд. мед. наук. – М. – 1998. – 22 с
41. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 кл. средней школы. М.: Полимед, 2005.
42. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование,1998.
43. Сергета И.В. Состояние здоровья учащихся и основные тенденции его изменений на современном этапе / И.В. Сергета, Л.Ю. Погорелая, В.И. Махнюк // Гиг. населен. мест. – К., 1999. – Вып. 35. – С. 505-510.
44. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.-М.: АРКТИ,2003.
45. Сорокина Т.Н. Развитие ребенка в школе. М., 1985. С. 8-17.
46. Сорокина Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
47. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
48. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
49. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.
50. Технологии обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития (доклады, материалы к научно-практ.конф.).-М., 1997.
51. Топоротов И.К.Основы безопасности жизнедеятельности:Учеб. пособие-СПбГТУ,1994.-157с.
ун-та, 1981. – 111 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897] / [Текст] — М., 2010–67 с.
53. Функциональное состояние и здоровье человека –Материалы I Всероссийской научно-практической конференции.25-29сентября2006г. Ростов-на-Дону.Изд-воООО«ЦВВР».2006/270с
54. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, №8.

Вопрос-ответ:

Какие методики коррекции функционального состояния используются при изучении ОБЖ?

При изучении ОБЖ с использованием неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников могут применяться различные методы, такие как дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж, ароматерапия и другие. Эти методики помогают снять напряжение, улучшить концентрацию внимания и повысить эффективность учебного процесса.

Какие виды и условия использования методик коррекции функционального состояния есть в образовательном учреждении?

В образовательном учреждении методики коррекции функционального состояния могут использоваться в разных форматах. Некоторые школы предоставляют специальные занятия по коррекции, где учащиеся проводят определенное время на упражнениях и процедурах. Также методики коррекции могут использоваться внутри учебного процесса, например, во время уроков ОБЖ, чтобы повысить внимание и сосредоточенность учащихся.

Какие преимущества имеют неаппаратные методики коррекции для учебного процесса?

Неаппаратные методики коррекции функционального состояния имеют несколько преимуществ для учебного процесса. Во-первых, они не требуют дополнительного оборудования и могут быть проведены в любое время и в любом месте. Во-вторых, они позволяют учащимся самостоятельно контролировать свое состояние и иметь возможность быстро расслабиться или сосредоточиться при необходимости. Кроме того, неаппаратные методики могут быть более доступны для школьников с разными физическими особенностями или ограничениями.

Какие нормативно-правовые акты регулируют использование методик коррекции функционального состояния у школьников?

Использование методик коррекции функционального состояния школьников регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Один из основных таких актов - Федеральный закон "Об образовании", который определяет права и обязанности учреждений образования в отношении здоровья учащихся. Также в регионах могут быть утверждены соответствующие нормативные акты, которые устанавливают конкретные требования и рекомендации по использованию методик коррекции.

Что такое неаппаратные методики коррекции функционального состояния?

Неаппаратные методики коррекции функционального состояния - это специальные упражнения, практики, техники, которые помогают восстановить или улучшить функциональное состояние организма без использования специального медицинского оборудования.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для использования неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников?

Для использования неаппаратных методик коррекции функционального состояния школьников существует нормативно-правовое регулирование, включающее федеральные государственные образовательные стандарты, программы и методические рекомендации Российского образования, а также рекомендации Всероссийской общественной организации Детское движение

Какие виды и условия использования методик коррекции функционального состояния существуют в образовательном учреждении?

В образовательном учреждении методики коррекции функционального состояния могут использоваться как во время учебных занятий, так и внеурочно. Они могут применяться индивидуально для каждого ученика или осуществляться в виде групповых занятий. Условия использования методик определяются преподавателями и дирекцией школы.

Какие преимущества имеют неаппаратные методики коррекции при изучении ОБЖ?

Использование неаппаратных методик коррекции функционального состояния при изучении ОБЖ имеет ряд преимуществ. Они помогают повысить уровень концентрации и внимания учащихся, улучшить работу памяти и когнитивные функции, снизить уровень стресса и тревожности. Также, эти методики способствуют физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.