Вам нужна дипломная работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста

  • 46 страниц
  • 41 источник
  • Добавлена 18.05.2016
4 235 руб. 6 050 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие музыкальности и музыкальных способностей 6
1.1. Понятие и структура музыкальности 6
1.2. Психология музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста 14
Глава 2. Сравнительный анализ концепций развития музыкальности 23
2.1. Система музыкального воспитания Ветлугиной Н.А. 23
2.2. Концепция музыкального воспитания и развития дошкольников Зиминой А.Н. 28
2.3. Элементарное музицирование Тютюнниковой Т.Э. 30
2.4. Методика музыкального воспитания дошкольников Радыновой О.П. 33
2.5. Методика раннего обучения музыке Судзуки С. 36
Заключение 40
Список литературы 43
Фрагмент для ознакомления

Композитор и ввел термин «элементарноемузицирование», подразумевая под ним процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на простых инструментах. Для организации музыкальных занятий по методике К. Орфа не требовалось специального музыкального образования педагога. Композитор разработал детские песенки и пьесы для дальнейшей импровизации вместе с детьми. Система «Музыка для детей» настолько универсальная и экономична, что свободно сочетается с другими методиками раннего развития детей. Она достаточно адаптивна к разнообразным национальным условиям и позволяет использовать на занятиях наследие народной культуры. Практика доказала, что методика Карла Орфа закладывает огромный потенциал для дальнейшего успешного развития детей младшего школьного возраста и активной творческой деятельности в атмосфере игрового общения, где каждый ребенок получает возможность проявить себя.Занятия выстроены в единой системе, что позволяет прекрасно ориентироваться в новом материале, заниматься активной творческой деятельностью. Такие занятия способствуют психической активности детей, развитию их эмоциональной сферы.В методике широко используются жанры русского народного детского фольклора, а также детский фольклор народов мира, авторская музыка и современная танцевальная музыка.Эти принципам следовала Т.Э. Тютюнникова, создавая свою авторскую программу развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста. Отметим, что в различных регионах нашей страны регулярно проводятся семинары Тютюнниковой Т.Э., в основе которых – методические наработки двадцатипятилетнего педагогического опыта автора.2.4. Методика музыкального воспитания дошкольников Радыновой О.П.Составителями этой методики является группа последователей Н.А. Ветлугиной: О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили, под редакцией О.П. Радыновой. В связи с этим, они опирались на те же главные принципы воспитания детей младшего дошкольного возраста, что и Н.А. Ветлугина. Методика ориентирована на детские сады и основана на том, что музыкальное воспитание в детском саду есть организованный педагогический процесс, цель которого - воспитание музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста, развитие их музыкальных способностей и творческого потенциала. Согласно мнению О.П. Радыновой, достичь этих целей можно через развитие восприятия музыки, музыкально-эстетического сознания. Авторы данной методики утверждают, что основные музыкальные способности детей формируются в процессе их музыкальной деятельности, а именно: пения, ритмики, слушания, игры на инструментах и т.п. Все виды музыкальной деятельности детей в концепции программы взаимодополняют друг друга. Например, музыкальное произведение, прослушанное детьми, педагог предлагает исполнить, либо выучить соответствующие танцевальные движения. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах, педагог учит детей чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Авторы вводят такое понятие, как «словарь эмоций» (список слов со значением эмоций, чувств, переживаний), который позволяет детям расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыкальном произведении. Наглядность также является обязательной составляющей урока, в связи с тем, что восприятие детей младшего дошкольного возраста является наглядно-образным. Среди типов занятий: индивидуальные, групповые и фронтальные, а также в зависимости от содержания выделяются типовые, доминантные, тематические, комплексные уроки.Таким образом, в основе методики О.П. Радыновой – концепция, обосновывающая важность накопления в раннем возрасте музыкально - интонационного опыта восприятия искусства музыки, подобно овладению ребёнком речи. Цель педагога – ориентировать детей на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры, что важно для общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления его личности. Методика О.П. Радыновой представляет одну из первых научно - обоснованных и методически выстроенных программ формирования основ музыкальной культуры детей младшего дошкольного возраста, которая включает принципы, содержание, а также методы и формы работы, ориентированные на индивидуальные и психофизиологические особенности детей.Мысль о том, что дети способны овладеть музыкой подобно том, как они усваивают родной, либо иностранный язык, является одной из основополагающих в методике японского музыканта и педагога С. Судзуки, о чем пойдет речь далее.2.5. Методика раннего обучения музыке Судзуки С.Автором всемирно известного метода преподавания музыки является японский скрипач и музыкальный педагог Синьити Судзуки (1898—1998).Он был одним из двенадцати детей владельца фабрики, производившей скрипки, где и работал в детстве. В возрасте 17-ти лет Судзуки услышал выступление скрипача Миши Эльмана и был так потрясен, что начал самостоятельно учиться играть на скрипке. В 22 года отец отправил его учиться в Германию в Берлинскую консерваторию, где он впоследствии женился. Вернувшись в Японию, Судзуки вместе с братьями создает струнный квартет. Помимо этого, он преподает в Императорской музыкальной школе и музыкальной школе Кунитати в Токио. Во время Второй мировой войны после разрушения фабрики отца семья оказывается разорена. Судзуки начинает давать уроки детям-сиротам. Это положило начало его философии преподавания музыки.Судзуки была разработана теория воспитания детей младшего возраста на основе личного опыта (его первому ученику было 3,5 года). Судзуки и известный педагог-мыслитель ГленнДоман разделяли точку зрения, что все маленькие дети обладают большим творческим потенциалом. Своеобразным девизом методики С.Судзуки были слова о том, что характер первичен, способности вторичны. Среди основных принципов следующие:•человек является продуктом его окружения;•чем раньше, тем лучше (об обучении в целом, и о музыке, в частности);•основа успешного обучения – повторение опыта;•учитель должен следовать принципу целесообразности процесса обучения и использовать наглядность;•учителя, как и родители, должны сами находиться на должном уровне и работать над личностным ростом и т.п.По мысли Судзуки, основа обучения детей – наблюдение за окружающим миром. Методика Судзуки получила широкое распространение во всем мире. Его последователи продолжают использовать теории учителя, предложенные им в середине 1940-х.Автор писал в своих книгах, что музыкальность не является врожденным талантом. Это способность, которую следует развивать. Более того, Судзуки считал, что музыкальным может стать абсолютно любой ребенок, что обучение музыке сродни обучению родному языку.Его метод и идеи уникальны и вызывают удивление. Тем не менее, моментом рождения своей методики Судзуки считал открытие для себя того факта, что дети легко осваивают как родной, так и иностранный языки. Тогда педагог предложил обучать детей самого раннего возраста музыке, а также игре на музыкальных инструментах, причем сразу же в группах, обосновывая это тем, что малыши любят подражать.Свой метод Судзуки назвал «Рождением таланта». Отметим, что показавшаяся поначалу невероятной идея успешно была реализована автором, в результате чего через несколько лет занятий был создан ансамбль маленьких скрипачей (сначала из десяти, а позже из двадцати и более малышей). Маленькие музыканты 4 и 5 лет на маленьких скрипках исполняли концерты Вивальди и музыку, написанную педагогом специально для них.Можно выделить три основополагающих компонента методики японского педагога. Во-первых, это его абсолютная вера в музыкальные способности любого человека. Он отрицал деление людей на музыкальных и немузыкальных, считая, что вина родителей заключается в том, что ребенок не приобщен к музыке.Вторым положением методики Судзуки была абсолютная любовь к детям и искренне желание помочь малышам в мире музыки. Педагог отмечал, что дети тонко чувствуют фальшь и равнодушие, поэтому такой учитель успеха не добьется. Третьим положением и обязательным условием раннего обучения музыке было привлечение к работе родителей, так как никто лучше их не знает ребенка. В связи с этим, они должны регулярно посещать урок и самостоятельно заниматься с детьми дома, а еще, желательно, освоить какой-либо музыкальный инструмент. Как мы видим, большую роль в методике Судзуки играет личность учителя, потому что ученики слишком малы и требуют особого внимания и терпения. Более того, главная цель его методики – определение дальнейшей судьбы малыша, идущего в жизнь. Он писал, что его цель - сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека, так как, по мнению Судзуки, полюбив хорошую музыку, человек будет стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни. Как же был организован учебный процесс с такими крохами? В течение всего первого года дети занимались в группе общей музыкальной подготовки, где учились петь мелодии музыкальных произведений, осваивали различные «детские» инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Помимо этого, дети получают первое представление о различных музыкальных инструментах, чтобы в конце учебного года определиться со специальностью. Родители принимают активное участие, поэтому предварительно первые 2 - 3 месяца посещают курсы для родителей, чтобы помогать детям в домашних занятиях.Отметим, что занятия по специальности изначально были коллективными, по той причине, что малышам трудно высидеть обычный урок, продолжительностью 40 минут. Дети учатся наблюдать за игрой друг друга, исполняя музыкальные произведения по очереди. В настоящее время для школ Судзуки существуют специальные сборники по инструментам, включающие известные произведения композиторов разных стран, до сих пор проводят слеты, организуют концерты, летние лагеря, где тысячи маленьких детей из разных стран исполняют коллективно одно произведение. Школа Судзуки состоит из 7 - 8 классов, обучение заканчивается к 12 - 14 годам, в зависимости от выбранного инструмента. На выходе из школы дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего получают Диплом Судзуки, который дает им право поступать в музыкальные училища, школы, консерватории и т. п.Во многих странах до сих пор есть специальные школы при ассоциациях Судзуки, которые занимаются подготовкой преподавателей по методу Судзуки. Педагоги сначала посещают курсы, проводимые по выходным, а потом проходят конкурсный отбор. Основные требования, предъявляемые педагогам - любовь к детям, творческая деятельность, музыкальное образование. Среди дополнительных требований: опыт работы с детьми и владение иностранными языками. Поступив, педагоги учатся в течение пяти лет, проходя экзаменационные испытания каждый год, которые повышают их уровень. Отмети, что педагоги третьего уровня уже имеют право открыть свою школу Судзуки. Очевидно, что музыкальная система японского педагога рассчитана на определенный и довольно узкий круг семей, хотя доктор Судзуки и настаивал на ее универсальности. Эта методика, разработанная в традициях японской философии и культуры. Возможно мы доживем до того времени, когда своих трехлетних детей будем водить на занятия скрипкой и отчетные концерты, однако в настоящее время с уверенностью можно сказать, что далеко не все родители готовы к этому. За системой Судзуки – будущее, тем более что в современности она практически не подвергалась критике со стороны педагогов и психологов. ЗаключениеТаким образом, необходимость раннего развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста доказана практикой и обоснована в рамках отдельных методик известных отечественных и зарубежных педагогов. Тема эта актуальна и требует пристального внимания, так как многие вопросы остаются дискуссионными в силу своей сложности, с одной стороны, и недостаточной разработанности – с другой. В частности, до сих пор нет четкого определения музыкальности и ее структуры, общепризнанной классификации музыкальных способностей и т.п. Это так же имеет свое объяснение: во-первых, музыка - один из сложных видов искусства, а во-вторых, вопросы музыкальной педагогики тесно переплетаются с психологией другими науками. Не случайно, например, появление термина «музыкальная психология». Помимо этого, работая с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо знать их возрастные физиологические и психологические особенности. Каждая из рассмотренных нами методик раннего развития музыкальности имеет свою специфику в области методов и приемов преподавания музыки, музыкально-дидактического материала и т.п. Однако все они основаны, прежде всего, на любви к детям и музыке. Ни один из авторов не ограничил развитие музыкальности освоением какого-либо музыкального инструмента или вида музыкальной деятельности.Трудно и практически невозможно обнаружить какие-либо слабые стороны в методических разработках, которые велись на протяжении всей жизни авторов. Более того, каждый автор оставил богатое наследие дидактического материала, обеспечив буквально пошаговое обучение. Единственная трудность для современных педагогов заключается только в выборе самой методики, так как каждая из них имеет право на первенство.Цель раннего знакомства с миром музыки предполагает становление активной творческой личности ребенка, способного находить новые пути решения проблем, способной создавать, прежде всего. Большое значение имеет развитие эстетического начала, эмоциональной сферы, нравственности, способности сопереживать, способности к коллективной деятельности и т.п. Посредством музыкального художественного образа ребенок, согласно всем изученным методикам, должен познать мир, человеческие отношения в нем, быть готовым к активному преобразованию, созиданию. Возможно, что это тоже госзаказ, о чем мы говорили ранее. Однако, хочется отметить, что мы живем в счастливое время, когда открыто множество центров раннего развития для наших детей, в которых они могут начинать занятия уже в возрасте трех лет, где происходит их первое знакомство с миром прекрасного в доступной им форме детских песен, несложных, но не примитивных танцев, уроков рисования и т.п. Конечно, не каждый родитель готов отдать своего ребенка в школу профессора С. Судзуки, хотя методика японского музыканта уникальна, но и к родителям она предъявляет особые требования. Отечественные концепции исходят из реалий советской и современной российской действительности, в связи с чем, ориентированы, прежде всего, на детские сады. Однако, следует отметить, что не все дети посещают эти дошкольные учреждения, так как имеют возможность находиться дома. Поэтому, хотелось бы надеяться, что государство поспособствует открытию центров, работающих по методикам исследуемых нами авторов. Тем более что регулярно проводятся семинары и открываются курсы для педагогов, желающих освоить данные концепции.Хотелось бы отметить, что созданные в разное историческое время, имеющие отношение к разным историческим реалиям (советская эпоха, японская культура, современная Россия), разработки авторов универсальны и актуальны до сих пор. Это в очередной раз свидетельствует о колоссальности проделанной работы. Вспомним, что в основе методик – педагогический опыт всей жизни каждого из авторов и твердое убеждение в том, что: «С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его».Список литературы1.Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М.: Владос, 2004. – 130 с.2.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с. 3.Боброва Э., Л. Зайцева. Воспитание ценностного отношения к музыкальному искусству у школьников как проблема аксиологии музыкально-педагогического образования // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С.43-464.Большой энциклопедический словарь. Музыка. - М. - 1998. - 672 с.5. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 352 с.6.Булатова О. А. Педагогический артистизм: Учеб.пособие для вузов.- М.: Академия, 2001. - 240 с.7.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. - 240 с.8.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1966.-92 с.9.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 255с.10.Голубева Э. А., Гусева Е. П. Борис Михайлович Теплов - учёный // «Психологический журнал», Т. 17, № 6, 1996. - С. 51–5911.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания. - М.: Академия, 1998. - 240 с.12.Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. - М., 1997. - 310 с.13.Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999. – 19 с.14.Зацепина М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду. // Музыкальный руководитель, №8, 2007. - 19 с.15.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000. - 305 с.16. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов и преподавателей / Е. Р. Ильина. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. - 416 с.17. Л. А. Джалагония. О невербальном общении средствами музыки // Мир психологии, №3, 1993. - С.64 - 6818.Лейтес Н. С. Б. М. Теплов и психология индивидуальных различий // «Вопросы психологии», № 4, 1982. - С. 36 - 4919.Лейтес Н. С. Проблемы способностей в трудах Б. М. Теплова // «Вопросы психологии», № 5, 1996. - С. 39 - 5120.Лейтес Н. С. Широта одарённости, призвание, судьба (К 100–летию со дня рождения Б. М. Теплова) // «Вопросы психологии», № 6, 1996. – С. 139–15221.Макуренкова Е. «Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования». - М., 2003- 268 с.22. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. – 96 с.23.Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М., 1985. – 114 с.24. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005. – 240 с.25. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика: Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под.ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2011. - 384 с.26. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М., 2002. - 224 с.27. Музыкальное образование./Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001. – 230 с.28.Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. - 400 с.29.Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1999. - 212 с.30. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2005. – 208 с.31.Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.32.Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель, № 3, 2005. - С. 3 - 633.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1999. - 170 с.34.Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников.- М., 1999. – 176 с.35.Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000. - 80 с.36. Савенков А. Б. Детская одаренность. - М., 1998. – 232 с.37. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // Под ред. Т.И. Ерофеевой, - М., 1999. - 344 с.38.Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. //Музыкальный руководитель, № 1, 2007. – С. 3-639.Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель, № 5, 2009. - С. 11- 1440.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, М. - Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - 334 с.41.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.

1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей. – М.: Владос, 2004. – 130 с.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.
3. Боброва Э., Л. Зайцева. Воспитание ценностного отношения к музыкальному искусству у школьников как проблема аксиологии музыкально-педагогического образования // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе: материалы региональной научно-практической конференции. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С.43-46
4. Большой энциклопедический словарь. Музыка. - М. - 1998. - 672 с.
5. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 352 с.
6. Булатова О. А. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для вузов.- М.: Академия, 2001. - 240 с.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. - 240 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1966.-92 с.
9. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983. - 255с.
10. Голубева Э. А., Гусева Е. П. Борис Михайлович Теплов - учёный // «Психологический журнал», Т. 17, № 6, 1996. - С. 51–59
11. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания. - М.: Академия, 1998. - 240 с.
12. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. - М., 1997. - 310 с.

13. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999. – 19 с.
14. Зацепина М.Б. Реализация программы воспитания и обучения в детском саду. // Музыкальный руководитель, №8, 2007. - 19 с.
15. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М., 2000. - 305 с.
16. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов и преподавателей / Е. Р. Ильина. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. - 416 с.
17. Л. А. Джалагония. О невербальном общении средствами музыки // Мир психологии, №3, 1993. - С.64 - 68
18. Лейтес Н. С. Б. М. Теплов и психология индивидуальных различий // «Вопросы психологии», № 4, 1982. - С. 36 - 49
19. Лейтес Н. С. Проблемы способностей в трудах Б. М. Теплова // «Вопросы психологии», № 5, 1996. - С. 39 - 51
20. Лейтес Н. С. Широта одарённости, призвание, судьба (К 100–летию со дня рождения Б. М. Теплова) // «Вопросы психологии», № 6, 1996. – С. 139–152
21. Макуренкова Е. «Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования». - М., 2003- 268 с.
22. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. – 96 с.
23. Метлов Н.А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М., 1985. – 114 с.
24. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005. – 240 с.
25. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика: Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2011. - 384 с.
26. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М., 2002. - 224 с.
27. Музыкальное образование./Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001. – 230 с.
28. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. - 400 с.
29. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1999. - 212 с.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2005. – 208 с.
31. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368с.
32. Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель, № 3, 2005. - С. 3 - 6
33. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1999. - 170 с.
34. Радынова О.П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников.- М., 1999. – 176 с.
35. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000. - 80 с.
36. Савенков А. Б. Детская одаренность. - М., 1998. – 232 с.
37. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // Под ред. Т.И. Ерофеевой, - М., 1999. - 344 с.
38. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. //Музыкальный руководитель, № 1, 2007. – С. 3-6

39. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель, № 5, 2009. - С. 11- 14
40. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, М. - Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. - 334 с.
41. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. - Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с.

Восприятие музыки как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ младшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

1.1 Сущность и особенности восприятия музыки

1.2 Понятие музыкальности и ее признаки

1.3 Развитие музыкального восприятия дошкольников

1.3.1   Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

1.3.2 Развитие музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ младшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

2.1. Выявление начального уровня музыкальности у детей

2.2. Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста через восприятие музыки

2.3. Проверка эффективности деятельности на формирующем этапе эксперимента

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, понимания и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

"Музыка переносит нас из сферы видимости-в сферу чувств, из области лопаток образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая "жизнь души", интонационно выраженные эмоции и чувства людей, заключенный в них смысл жизни" (P. M. Чумичева).

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые жизнь монотонной приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетических потребностей, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марк, утверждает, что в результате восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия находится в самой специфике постижения музыки на уровне восприятия музыки как художественного общения, когда музыка звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека, и эстетического опыта, это сочувствие, сострадание выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Узнать стоимость работы