Государственное регулирование экономики во Франции

  • 2 страницы
  • 30 источников
  • Добавлена 22.05.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты системы государственного регулирования во Франции 5
1.1. Экономика Франции на современном этапе: состояние, тенденции и перспективы развития 5
1.2. Исторические этапы развития системы государственного регулирования экономики во Франции 9
1.3. Основные концепции регулирования рыночной экономики во Франции 13
2. Практическое использование системы государственного регулирования экономики на примере Французской Республики 18
2.1.Особенности государственного регулирования экономики во Франции. Экономическая политика «дирижизма» 18
2.2. Применение основных инструментов и механизмов государственного регулирования экономики Франции на примере энергетического комплекса 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы: 31











Фрагмент для ознакомления

Главные стратегические задачи, связанные с перестройкой структуры французской экономики и увеличением конкурентоспособности французского капитала на мировом рынке были решены. Новое время, новые социально-экономические и политические отношения предполагали новую, более современную государственную экономическую политику. В последние десятилетия XX в. Франция предпочитала неоклассические концепции, хотя и сохраняла некоторые механизмы индикативного планирования.[22]2.2. Применение основных инструментов и механизмов государственного регулирования экономики Франции на примере энергетического комплексаВажнейшим механизмов государственного регулирования экономики Франции являлось стратегическое планирование.Суть стратегического планирования заключалось в выборе наиболее значимых приоритетов долгосрочного развития Французской Республики. Посредством стратегического планирования определялись пути, которым предстояло следовать французскому обществу. Определялись рынки дальнейшего участия,технологии, методы обеспечения социального единства французского государства, основные сектора экономики и общественные институты, на которые следует опираться. Главная роль в этом процессе отводилась Центру стратегического анализа.Центр стратегического анализа - консультативный орган, подотчётный премьер-министру, обеспечивающий правительство необходимой экономической информацией. 12 мая 2006 г. Центру стратегического анализа было поручено определить перечень основных ориентиров государственной политики в сфере управления предложением и спросом на энергоресурсы, разработать рекомендации и указать стоимость и возможность выполнения предлагаемых мероприятий. Обоснованием исследования был факт вхождения вопросов обеспечения энергией в число важнейших приоритетов государственной политики на национальном и общеевропейском уровне. Результатом исследования, которое завершилось в сентябре 2007, стал документ «Энергетические перспективы Франции на период 2020–2050 гг.», включающий шесть отчётов. Последний отчёт «Основные положения энергетической политики Франции» играет особую роль в формировании степени влияния государственного сектора на французскую экономику, поскольку определяет энергетическую стратегию Франции в контексте ЕС. В этом отчёте содержатся основные положения национальной энергетической политики, её цели и способы достижения. [28]На основе этого документа на современном этапе планируется разработка комплекса мер государственного регулирования энергетического сектора с 2020 г. по 2050 г. Ключевые направления политики должны стать логическим продолжением государственных инициатив в сфере экономики, реализуемыми на текущем этапе. В настоящее время государственное регулирование энергетического сектора Франции  основывается на Законе «О программе, определяющей ориентиры энергетической политики», изданном 13 июля 2005 г., с изменениями и дополнениями. Этот закон фиксирует четыре ключевые стратегические цели энергетической политики Франции на ближайшие 30 лет:- укрепление энергетической безопасности государства и гарантирование безопасности энергетических поставок;- обеспечение конкурентоспособности цен на энергоресурсы;- забота о здоровье французского населения и обеспечение защиты окружающей среды;- обеспечение доступности энергоресурсов для потребителей. Изучение исполнения этого закона на практике позволило выделить следующие приоритетные направления его влияния на национальном уровне:- сдерживание увеличения спроса на энергоресурсы;- диверсификация источников энергоресурсов;- проведение научно-исследовательских работ в энергетическом секторе;- развитие инфраструктуры (расширение транспортной сети и обеспечение адекватных условий хранения энергоресурсов);- ужесточение контроля за загрязнением окружающей среды. Сдерживание увеличения спроса на энергоресурсы предполагает снижение энергоёмкости французской экономики (соотношения между уровнем потребления энергоресурсов и их экономическим ростом) на 2% в год с 2005 г. по 2015 г. и на 2,5% в год с 2015 г. по 2030 г. В рамках диверсификации источников энергоресурсов выделяются следующие приоритеты: дальнейшее развитие атомной энергетики; увеличение использования возобновляемых источников энергии; обеспечение надёжных поставок нефти, природного газа и угля, особенно во время пиковых энергетических нагрузок. Проблеме развития и расширениявозобновляемых энергоисточников в государственной политике Франции уделяется огромное внимание, поскольку они в своей совокупности способны решать вопрос энергетической безопасности. К наиболее развитым возобновляемым источникам во Франции относятся энергия биомассы (включая древесное сырьё) и гидроэнергия. Ативно развиваются ветровая, солнечная и геотермальная энергетика. [29]Целью  государственной политики в этом отношении являлся переход к 2010 году на удовлетворение 10% потребности в энергоресурсах за счёт возобновляемых источников. Цель до 2020 г. будет определена в зависимости от развития основных возобновляемых источников к 2010 г. Следующим направлением энергетической политики является проведение научно-исследовательских работ. Это направление предполагает улучшение координации действий государственных специализированных учреждений и максимально возможное вовлечение в научно-исследовательскую деятельность частного сектора. Цель политики в данной сфере, разработанной до 2015 г., являлось сохранение и утверждение за Францией лидирующих позиций на рынке атомной энергетики и нефтяной промышленности, завоевание аналогичных позиций в новых отраслях. Четвёртым направлением энергетической политики в соответствии с Законом 2005 г. являлось расширение транспортной сети и обеспечение адекватных условий хранения энергоресурсов, в целях полного удовлетворения текущего уровня потребностей. Пятое направление– ужесточение государственного контроля за загрязнением окружающей среды. Это направление является мировым приоритетом, поэтому его цели рассматриваются во мировом масштабе. В качестве вклада в достижение общемировой цели сокращение объёмов выбросов парниковых газов в атмосферу в 2 раза к 2050 г. Франция планирует снизить этот объём в 4–5 раз. В соответствии с поставленной целью, энергетическая политика Франции предполагает ежегодное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу в среднем на 3%. Разработан и каждые два года пересматривается специальный План по климату, содержащий полный перечень мероприятий на национальном уровне по борьбес климатическими изменениями. Достижение поставленных стратегических целей энергетической политики Франции во многом опирается на традиционный набор механизмов государственного регулирования экономики. К ним относится совершенствование законодательной базы (к примеру, принятие законов, предупреждающих расточительное использование энергоресурсов), гибкая налоговая политика (стимулирование повторной переработки и использования энергетических отходов), поощрение инициатив организации и добровольного участия в мероприятиях, направленных на экономию энергоресурсов. Законом 2005 года были введены и новые, ранее не применявшиеся меры. В частности, были внедрены сертификаты экономии энергии («чистые сертификаты»), призванные регламентировать и поощрять проведение мер энергосбережения. Суть нововведения заключалась в том, что государство устанавливает для крупных компаний – поставщиков электричества, газа, тепла и холода (таких как GazdeFrance, ЙlectricitйdeFrance, CPCU – Парижская компания городского отопления) – обязательства по энергосбережению (в киловатт-часах), подлежащих экономии. Выполнение обязательств предполагается посредством: стимулирования и содействия по внедрению мер энергосбережения конечными потребителями;энергосбережением на собственных предприятиях. По выполнении обязательств,предприятие получает от министерства энергетики бесплатный сертификат. Если компания таких мер не предпринимает, она платит деньги за сертификаты экономии энергии. При невыполнении обязательств, предприятие подвергается штрафу (в размере не более 0,02 евро за 1 кВт ч). [29]Ещё одним важным нововведением с точки зрения государственного регулирования экономики являлосьувеличение роли административно-территориальных образований, к которым относятся регионы (их 22), департаменты (их 96) и коммуны (их 36 783). С принятием Закона за ними была признана способность эффективного влияния на регулирование энергетического сектора, поскольку местные органы власти лучше осведомлены о состоянии собственной территории и потребностях населения, обладают средствами для привлечения общественного внимания к проблемам развития энергетики. К новым мерам относятся также поощрение сотрудничества компаний государственного и частного секторов при выполнении программ энергосбережения и разработки возобновляемых источников энергии. Закон 2005 г. «О программе, определяющей ориентиры энергетической политики» на сегодняшний день представляет собой полноценную национальную стратегию по развитию топливно-энергетического сектора, включая перечень стратегических целей и основные направления их достижения, комплекс мер государственного регулирования. Глобальный экономический кризис влияет на решение поставленных задач. Многие стратегии подлежат пересмотру, что обусловлено изменением внешних условий. Возможно также изменение сроков достижения поставленных целей, поскольку на первый план выходит общемировая задача преодоления глобального кризиса, а вместе сновая стратегическая цель – перестройка мировой финансовой системы. Достижение этих целей требует одновременного участия всех государств, именно ей в последующем будет уделено первостепенное внимание. Это оправданно, поскольку эффективность любых мероприятий, реализуемых на национальном уровне, зависит оттого, насколько продуманными и согласованными окажутся действия государств по выводу глобальной экономики из кризиса. Стратегические цели развития топливно-энергетического сектора Франции, указанные в Законе 2005 г., являются важными и должны быть достигнуты. Об этом свидетельствует активное участие Франции в проведении 14 Конференции ООН по климатическим изменениям (Польша, 1–12 декабря 2008 г.) и создании Международного агентства по вопросам возобновляемых источников энергии (Германия, 26 января 2009 г.). Поскольку ведущие компании ТЭК (Total, GDF Suez, ЙlectricitйdeFrance) занимают первое, третье и тринадцатое места соответственно в национальном рейтинге сорока крупнейших компаний Франции CAC 40 (по состоянию на конец января 2009 г.), входят в число мировых лидеров сектора, являются крупнейшими работодателями и осуществляют огромные инвестиционные вложения в развитие энергетики и защиту окружающей среды, государство будет оказывать государственную поддержку этих компаний и предпринимать меры, стимулирующие их дальнейший рост. Об этом свидетельствует поддержка, оказанная премьер-министром Франции Франсуа Фийоном компании Total в её полемике с министром труда Лораном Вокизом, когда он был «шокирован» планами компании сократить 550 человек в период с 2011 г. по 2012 г. (в связи с реструктуризацией  нефтеперерабатывающих заводов во Франции), притом что по итогам 2008 г. Total зафиксировала рекордно высокий уровень прибыли (14 млрд евро – на 13% больше, чем в 2007 г.). Фийон посчитал действия «одной из самых успешных французских компаний», а также «одного из крупнейших инвесторов и работодателей Франции» вполне оправданными «в контексте адаптации к новой экономической ситуации и с тем условием, что Total осуществит все запланированные на 2009 г. инвестиции, в том числе направленные на создание новых рабочих мест». Французская система государственного регулирования и планирования экономики – созданный на национальном уровне механизм, объект непрерывного совершенствования в соответствии с динамично меняющимися условиями внешней среды, приоритетами страны и направлениями её политики. Ещё одним доказательством работоспособности системы служит комплекс мер, незамедлительно предпринятых для смягчения кризиса, разразившегося в 2008 г. [26]ЗаключениеНа современном этапе развития системы государственного регулирования экономики во Франции необходимо отметить формирование наиболее развитого государственного механизма.Период экономического подъёма начинается во Франции в 1954 году. Причём, развитие экономики происходит стремительными темпами. В период 1954 – 1958 годов Франция обогнала многие капиталистические страны по темпам промышленного развития. Одной из причин такого стремительного преобразования являлось обновление основного капитала, понимание бесперспективности ростовщичества. Основная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и развитие новых отраслей. К середине 50-х общий объём ежегодных инвестиций в основной капитал по сравнению с довоенными годами увеличился в 2,6 раза. Выпуск продукции промышленности к 1958 году увеличился более чем в два раза. При этом инвестиции (90%), в первую очередь,были направлены в тяжелую промышленность, модернизировалась химическая промышленность, отрасль машиностроения, радиоэлектроники, приборостроения. Развитие научно – технической базы предполагало структурную перестройкуфранцузской экономики. Стремительными темпами развивались авиационная, химическая, автомобилестроительная промышленности, создавались новые отрасли военно-промышленного комплекса.В этот период государственное регулирование экономики основывается на политике дирижизма, для которой характерными являлись прямые, административные методы вмешательства государства в экономику –установление контроля за ценами, эмиссия ценных бумаг, кредитная деятельность и др., активная предпринимательская деятельность государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативное планирование.Проводимая политика дирижизма во многом способствовала развитию экономики Франции. Интенсивность процесса концентрации производства возрастает, появляются совершенно новые финансово-промышленные группы и объединения, формируются корпоративные и монопольные формы организации. 10% финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности.Необходимость развития национальной экономики привели в значительному уменьшению вывоза капитала за границу. Список использованных источников и литературы:1. Арсеньев, Э.А., Франция под знаком перемен. М., 2014.2. Борисов, Е., Рыжков, О., Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опыт реформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 2016 - №1 3. Васильева, И., Ультраправые Франции и европейское строительство // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №10.4. Верт, А., Франция 1940-1955. М., 2016. 5. Виноградов, В.А., Экономические преобразования во Франции накануне XXI века. М., 2013.6. Вутянов, В., Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №9. 7. Глазьев, С.Ю., Экономика и политика. М., 2012. 8. Денисова, М.В., Стратегия Европейского центрального банка// Банковское дело.-2015 -№ 6.9. Европейская интеграция: экономические и политические аспекты // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2013. - №8. 10.Зверев Ю.М. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. - Калининград: Изд-во КГУ, 2014.11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,2012.12. Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. Часть I. - М.: Международные отношения, 2012.13. Кирьян П. Транснациональные французы // Эксперт. - 2013. - №17. 14. Козырин А. Таможенное право Франции/ /Российская юстиция. – 2016. - №2. 15. Кузьминская А. Председательство Франции в ЕС // Вестник СПб Университета. Серия 5. - 2013. - №2. 16. Купцов В.И. Радикальная экономическая реформа. М., 2013.17. Кураков Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2014.18. Линдерт П., Экономика мирохозяйственных связей. М.:Прогресс, 2014.19. Ломакин В.К., Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2014. 20. Лукьянова Г.И., Современные трудовые отношения во Франции //Труд за рубежом. – 2011. - №3.21. Мааг Р. Изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения евро // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №2.22. Малкова И. В., Мировая экономика – М.: Проспект, 2014.23. Матук Ж. Финансовая система Франции и других стран. М., 2013.24. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П.Колосова, М.Н.Осьмовой. - М.: 2012. 25. Островская Е., Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2013, № 8.26. Россия-Франция: 10 веков вместе. История отношений [Электронный документ]//Российская газета. – 2011. - №3.27. Спиридонов, И.А., Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014.28. Чичкин А. Стратегический интерес. Россия и Франция развивают евроазиатское экономическое партнерство [Электронный документ]//Российская газета. – 2011.-№ 2 29. Мировая экономика/ Экономические показатели Франции/ http://www.ereport.ru 30. Географический сайт/ характеристика Франции/www.geo2012.da.ru

Список использованных источников и литературы:

1. Арсеньев, Э.А., Франция под знаком перемен. М., 2014.
2. Борисов, Е., Рыжков, О., Современная инфраструктура рынка ценных бумаг: опыт реформ во Франции/ /Рынок ценных бумаг. – 2016 - №1
3. Васильева, И., Ультраправые Франции и европейское строительство // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №10.
4. Верт, А., Франция 1940-1955. М., 2016.
5. Виноградов, В.А., Экономические преобразования во Франции накануне XXI века. М., 2013.
6. Вутянов, В., Новые тенденции организации международного бизнеса французскими ТНК // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №9.
7. Глазьев, С.Ю., Экономика и политика. М., 2012.
8. Денисова, М.В., Стратегия Европейского центрального банка// Банковское дело.-2015 -№ 6.
9. Европейская интеграция: экономические и политические аспекты // Экономика и управление в зарубежных странах. - 2013. - №8.
10.Зверев Ю.М. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. - Калининград: Изд-во КГУ, 2014.
11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,2012.
12. Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. Часть I. - М.: Международные отношения, 2012.
13. Кирьян П. Транснациональные французы // Эксперт. - 2013. - №17.
14. Козырин А. Таможенное право Франции/ /Российская юстиция. – 2016. - №2.
15. Кузьминская А. Председательство Франции в ЕС // Вестник СПб Университета. Серия 5. - 2013. - №2.
16. Купцов В.И. Радикальная экономическая реформа. М., 2013.
17. Кураков Л.П. Современные банковские системы. Учебное пособие. М. «Гелиос», 2014.
18. Линдерт П., Экономика мирохозяйственных связей. М.:Прогресс, 2014.
19. Ломакин В.К., Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2014.
20. Лукьянова Г.И., Современные трудовые отношения во Франции //Труд за рубежом. – 2011. - №3.
21. Мааг Р. Изменения в макроэкономике и европейской финансовой системе после введения евро // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №2.
22. Малкова И. В., Мировая экономика – М.: Проспект, 2014.
23. Матук Ж. Финансовая система Франции и других стран. М., 2013.
24. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П.Колосова, М.Н.Осьмовой. - М.: 2012.
25. Островская Е., Франция // Мировая экономика и международные отношения, 2013, № 8.
26. Россия-Франция: 10 веков вместе. История отношений [Электронный документ]//Российская газета. – 2011. - №3.
27. Спиридонов, И.А., Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014.
28. Чичкин А. Стратегический интерес. Россия и Франция развивают евроазиатское экономическое партнерство [Электронный документ]//Российская газета. – 2011.-№ 2
29. Мировая экономика/ Экономические показатели Франции/ http://www.ereport.ru
30. Географический сайт/ характеристика Франции/www.geo2012.da.ru

Содержание

  • Введение
  • 1. Сущность государственного регулирования цен

    1.1 Понятие и необходимость государственного регулирования цен

    1.2 Методы государственного регулирования цен и контроль их применения

    2. Регулирование цен в развитых странах

    2.1 Государственное регулирование цен в Франции

    2.2 ценообразование в Японии

    2.3 Регулирование цен в США

    Вывод

    Список литературы

    Введение

    Государственное регулирование экономики является необходимым элементом функционирования экономики любой страны. Одной из форм, видов такого регулирования является государственное регулирование цен.

    Государственное регулирование цен - это метод контроля цен со стороны государства. Тем не менее, это направление в России, оставляет желать лучшего. В последние годы стало совершенно очевидно, что в переходный период к рыночной экономике невозможно обойтись без решительного государственного вмешательства в экономику и цены.

    В настоящее время ценообразование в России носит в значительной степени характер элементарного, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы. [7, C. 68]

    Изучение Россией опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, то есть для понимания закономерностей и тенденций, так, и это более важно, для его творческого использования с учетом национальных особенностей для формирования механизма цен и ценовой политики в нашей стране в период перехода к рыночному хозяйству.

    Для нашей страны являются частые случаи повышения цен без достаточных причин спекулятивных интересов, например, совсем недавно аптека в разной степени завышали цены на противовирусные препараты в связи с эпидемией гриппа. В некоторых регионах страны прокатилась волна недовольства из-за чрезмерного удорожания тарифов на КОММУНАЛЬНЫЕ услуги. Недавно появился закон, который регулирует цены на жизненно важные лекарства, это большой плюс для населения. Но остается еще много пробелов похожие

    Целью данной диссертационной работы является изучение и анализ государственного регулирования и контроля цен в странах с развитой рыночной экономикой. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    Узнать стоимость работы