Генетика поведения. Наследуемость умственных способностей у человека.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Биология
  • 88 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 27.05.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ» 3
2. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО НАСЛЕДСТВУ 6
3. ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НОРМАЛЬНОМ И ВЫСШЕМ УРОВНЯХ 12
4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Фрагмент для ознакомления

Разработаны три различных способа оценки: сравнение МЗ с ДЗ близнецами, где наследуемостьможет завышается или занижается в зависимости от некоторых допущений; сравнение МЗ близнецов с контрольными парами, которые берутся из близнецовой группы и подбираются по возрасту и полу. Этот способ переоценивает наследуемость, так как пренебрегает корреляцией, которая обусловлена влияниями среды на МЗ близнецов; расчет из коэффициента корреляции в пределах данного класса. Последний метод в большинстве случаев подходит меньше всего.МЗ близнецы, которые воспитывались раздельно, демонстрируют сходство интеллектуальных качеств. Это сходство можно обнаружить не только в детстве или юношеском возрасте, но и в зрелости. Оно выше, чем нормальное сходство между сибсами или даже между ДЗ близнецами, которые воспитывались вместе. Различия в социальном статусе в детском периоде, в образовательных возможностях и жизненном опыте в последующие годы в значительной степени воздействуют на интеллектуальные способности и нередкомогут создавать заметные различия в них. Однаков целом преобладает впечатление сходства.Целый ряд данных доказывают, что некоторые детерминанты IQ имеют имеют под собой генетическую основу. Но остается один довод против объединения всех результатов исследования на близнецах, который заключается в том, что близнецы не могут являться случайной выборкой из популяции.4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТАПредполагалось, что для приемных детей влияния окружающей их среды рандомизированы и существенную роль играет только генетическая изменчивость родителей. У приемных детей можно сравнить генетическое воздействие биологических родителей с влиянием приемных родителей.Самые первые сообщения появились в 1920-1930-х гг. Было выявлено, что корреляции IQ между усыновленными детьми и их приемными родителями значительно ниже, чем между теми же родителями и их собственными детьми.Результаты этих исследований подверглись критике, и в 1970-х гг. были проведены три новых исследования, которыми были задействованыоколо 500 семей с 800 приемными и 550 собственными (биологическими) детьми. Все три исследования дали по примерно одинаковые результаты: корреляции между приёмными детьми и приемными родителями были ниже, чем между теми же родителями и их родными детьми.В однойработе удалось сравнить приемных детей с их биологическими матерями, с которыми они были разлучены после рождения. Корреляция оказалась достаточно высокой (0,32), что указывало на существенный вклад генетической компоненты.Однако, результаты исследований на приемных детях были подвержены влиянию ряда субъективных факторов: усыновление происходит отнюдь не случайным образом. Соответствующие учреждения проявляют определённую склонность помещать детей в подходящие семьи. Но с другой стороны, некоторые из этих детей первый год или несколько первых лет своей жизни проводили со своими биологическими родителями или в детских домах, что значительно снижает влияние на них приемных родителей. Помимо этого, семейные пары, которые желают усыновить детей, не являются образцом всех родителей в популяции; у них не только больший IQ, но и меньшая варианса. Это приводило к более низким корреляциям, что явилось следствием статистических артефактов.Полученные данные по приемным детям можно представить следующим образом. Генетическая изменчивость, а также окружающая среда влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Однако их вклад оценить нельзя. Генетические и средовые влияния в семьях имеют тесную взаимосвязь, и попытки разделить их путем исследования приемных детей наталкиваются на неслучайность усыновления.Таким образом, стало понятно, что нельзя сделать выводы относительно генетической изменчивости интеллекта в нормальных пределах для приёмных детей.Сам подход к измерению интеллектуальных способностей и к определению роли генетических и средовых факторов в их разнообразии оставляет нас неудовлетворенными. Как генетиковнас интересует анализ на уровне отдельных генов. Отсутствие данных подобного родаставит на первый план противоположность двух подходов: биометрического и генетического.Длительное время генетический анализ интеллекта рассматривался многими исследователями как доминирующий метод в исследованиях Однако в последниегоды обнаруживаются слабые места биометрического подхода. Но другой стороны, исследования в других областях генетики человека открыливажное значение генетической изменчивости в популяциях. Генетическая изменчивость биологических факторов, которая влияет на интеллект и другие характеристики поведения человека, по-видимому, столь же распространена. Однако фенотипическое её выражение оказывается более сложным, чем для соматических признаков.Неопределенность результатов исследований, которые направленны на выявление генетической изменчивости, отчасти вызывается, недостаточными методами исследования, а не слабыми генетическими влияниями на интеллект.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведя анализ литературных источников, посвящённых изучению влияния наследственных факторов на передачу умственных способностей, были сделаны следующие выводы:при многочисленных исследованиях пар близнецов была выявлена существенная роль генетических факторов, однако близнецов нельзя считать достоверной и независимой выборкой;при исследовании интеллекта приёмных детей и их приёмных и биологических родителей была обнаружена слабая корреляция с приёмными родителями и сильная корреляция с биологическими родителями;генетические и средовые влияния в семьях имеют тесную взаимосвязь, и попытки их разделенияв исследованияхинтеллекта приемных детей наталкиваются на не случайность фактора усыновления;неопределенные результаты исследований, которые направленны на выявление зависимости интеллектуальных способностей индивидов от генетических факторов,во многом вызваны недостаточными методами исследования, а не слабыми генетическими влияниями на интеллект.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлександров А. А.Психогенетика: Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008. —192 сБабаева, Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Современные концепции одаренности и творчества / Ю. Д. Бабаева ; под ред. Д. Б. Богоявленской. – М., 1997.Краткий психологический словарь /. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.Психогенетика, Учебник/И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М., 1985.Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Основные современные концепции творчества и одаренности / К. А. Хеллер. – М.:Молодая гвардия, 1997. – С. 243 – 265.Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадигмы исследования /М. А. Холодная. – М., 1997.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров А. А.Психогенетика: Учебное пособие. —СПб.: Питер, 2008. —192 с
2. Бабаева, Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Современные концепции одаренности и творчества / Ю. Д. Бабаева ; под ред. Д. Б. Богоявленской. – М., 1997.
3. Краткий психологический словарь /. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 1998.
4. Психогенетика, Учебник/И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под ред. И. В. Равич-Щербо — М.; Аспект Пресс, 2000,- 447 с.
5. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. / Б. М. Теплов. – М., 1985.
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
7. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
8. Хеллер, К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Основные современные концепции творчества и одаренности / К. А. Хеллер. – М.:Молодая гвардия, 1997. – С. 243 – 265.
9. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадигмы исследования /М. А. Холодная. – М., 1997.

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия интеллект?

Интеллект — это способность человека к обучению, анализу, решению проблем, принятию решений и адаптации к новым ситуациям.

Может ли интеллект быть унаследован?

Да, интеллектуальные способности могут быть унаследованы от родителей.

Как изучается передача интеллектуальных способностей по наследству?

Передача интеллектуальных способностей исследуется с помощью сравнения однояйцевых и двуяйцевых близнецов, где наследуемость может быть завышена или занижена в зависимости от определенных допущений.

Как проявляется интеллектуальная деятельность на нормальном и высшем уровнях?

На нормальном уровне интеллектуальная деятельность проявляется в способности к обучению, решению повседневных задач и адаптации к среде. На высшем уровне интеллект проявляется в способности решать сложные научные, философские и творческие задачи.

Существуют ли альтернативные подходы к исследованию интеллекта?

Да, существуют альтернативные подходы, которые используют другие методы исследования, например, анализ генетических маркеров или изучение влияния окружающей среды на развитие интеллектуальных способностей.

Можно ли унаследовать умственные способности от родителей?

Да, умственные способности могут быть унаследованы от родителей. Генетика играет важную роль в формировании нашего интеллекта.

Какие методы используются для изучения передачи интеллектуальных способностей по наследству?

Для изучения передачи интеллектуальных способностей по наследству используются три основных метода: сравнение однояйцевых близнецов, сравнение двухяйцевых близнецов и сравнение разнояйцевых близнецов.

В чем заключается альтернативный подход к исследованию интеллекта?

Альтернативный подход к исследованию интеллекта предполагает не только изучение генетической составляющей, но и влияние окружения на формирование интеллекта. Он учитывает роль образования, культуры и других внешних факторов.