Заказать оригинальную работу
Вам нужна дипломная работа?
Интересует Налоги?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Налогообложение предприятий и пути его совершенствования (на примере ОАО "СМК")

  • 83 страницы
  • 46 источников
  • Добавлена 30.04.2011
3 300 руб. 6 600 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Нормативно-правовое регулирование налогообложения
1.2. Понятие налоговой системы РФ
1.3. Классификация налогов и сборов в Российской Федерации
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Характеристика объекта налогообложения (на примере ОАО СМК г. Ступино)
2.2. Анализ действующей системы налогообложения предприятия
2.3. Учет и расчет налогов ОАО СМК г. Ступино
3. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Пути совершенствования налогообложения предприятий
3.2. Формирование налоговой политики в целях повышения эффективности налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Изучим порядок расчета и учета ЕСН на предприятии за 2009 год. Налоговой базой для расчета ЕСН является заработная плата сотрудников. Налог определяется умножением налоговой базы (заработной платы за месяц) наставки ЕСН по фондам. Расчет представим в таблице 2.16.

Таблица 2.16 - Порядок расчета ЕСН за январь 2009 года
Должность НБ ЕСН по фондам Итого ФСС (2,9%) ФБ (6%) СЧ (14% или 8%) НЧ
(0% или 6%) ФФОМС (1,1%) ТФОМС (2%) СВ от НС и ПЗ (0,2%) Управляющий директор 21000 609 1260 2940 - 231 420 42 5502 Первый заместитель управляющего директора-директор по производству 20000 580 1200 2800 - 220 400 40 5240 Директор по персоналу и социальным вопросам 20000 580 1200 1600 1200 220 400 40 5240 Главный инженер 18000 522 1080 1440 1080 198 360 36 4716 Директор по экономике и финансам 19000 551 1140 1520 1140 209 380 38 4978 Технический директор 19000 551 1140 2660 - 209 380 38 4978 Главный бухгалтер 19000 551 1140 1520 1140 209 380 38 4978 Начальник отдела внешнеэкономических связей 18000 522 1080 1440 1080 198 360 36 4716 Начальник отдела маркетинга 18000 522 1080 1440 1080 198 360 36 4716 Начальник управления сбыта 18000 522 1080 1440 1080 198 360 36 4716 Начальник отдела продаж 18000 522 1080 1440 1080 198 360 36 4716 Начальник УМТС 18000 522 1080 2520 - 198 360 36 4716 Итого 226000 6554 13560 22760 8880 2486 4520 452 59212
В учете ЕСН (так же как и с 2010 страховые взносы) относятся на счета затрат.
Дт 26 Кт 69.1.1 – 6 554 – начислен ЕСН в ФСС;
Дт 26 Кт 69.1.2 – 452 – начислен ЕСН в ФСС от несчастных случаев;
Дт 26 Кт 69.2.1 – 13 560 – начислен ЕСН в пенсионный фонд (федеральный бюджет);
Дт 26 Кт 69.2.2 – 22 760 – начислен взнос на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дт 26 Кт 69.2.3 – 8 880 - начислен взнос на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Дт 26 Кт 69.3.1 – 2 486 – начислен ЕСН в ФФОМС;
Дт 26 Кт 69.3.2 – 4 520 – начислен ЕСН в ТФОМС.
Изучим порядок расчета налога на прибыль. Для расчета налога на прибыль определяется прибыль предприятия, которая определяется сопоставлением доходов и расходов. Необходимо отметить, что отчетность за 2009 год еще не утверждена, однако по предварительным данным показатели деятельности были следующие:
1. Выручка – 5 911 756 204 руб.
2. Себестоимость – 5 691 851 616 руб.
3. Коммерческие расходы – 34 129 462 руб.
4. Прочие доходы – 216 219 512 руб.
5. Прочие расходы – 80 875 745 руб.
6. Прибыль до налогообложения (стр. 1 – 2 -3 + 4 – 5) – 321 118 953 руб.
Условный расход по налогу на прибыль = 321 118 953 *20% = 57 801 412 руб.
Текущий налог на прибыль = Условный расход (доход) по налогу на прибыль + Постоянное налоговое обязательство + Отложенный налоговый актив (ОНА) - Отложенное налоговое обязательство (ОНО).
В 2009 году:
ОНА = 1 819 532 руб.
ОНО = 12 364 843 руб.
Текущий налог = 57 801 412 + 1 819 532 – 12 364 843 = 47 256 101 руб.
В учете операции по начислению налога отражаются следующим образом:
Дт 09 Кт 68.4 – 1 819 532 – отражен отложенный налоговый актив;
Дт 68.4 Кт 77 – 12 364 843 – отражено отложенное налоговое обязательство;
Дт 99 Кт 68.4 - 57 801 412 – начислен налог на прибыль.
На следующем этапе рассмотрим порядок учета НДС. Так как предприятие является плательщиком НДС, то вся выручка подлежит налогообложению НДС. То есть НДС с реализации определяется следующим образом:
Выручка с НДС составляет: 6 975 872 321 руб.
НДС с реализации: 6 975 872 321 руб. *18 / 118 = 1 064 116 117 руб.
Для определения суммы НДС к уплате в бюджет необходимо сумму НДС с реализации уменьшить на сумму вычетов.
Сумма затрат, по которым НДС подлежит возмещению составила 4 811 655 983 руб.
НДС к возмещению = 4 811 655 983 *18% = 866 098 077 руб.
НДС к уплате = 1 064 116 117 – 866 098 077 = 198 018 040 руб.
В учете НДС отражается следующим образом:
Дт 62 Кт 90.1 – 6 975 872 321 - отражена выручка;
Дт 90.3 Кт 68.1 – 1 064 116 117 – начислен НДС с реализации;
Дт 19 Кт 60 (71,76) – 866 098 077 – начислен НДС;
Дт 68.1 Кт 19 – 866 098 077 - принят НДС к вычету.
Изучим порядок расчета налога на имущество за 2009 год. Налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая стоимость основных средств на балансе предприятия.
Расчет налоговой базы представим в таблице 2.17
Таблица 2.17 - Расчет налоговой базы
Период Остаточная стоимость 01.янв 906 875 123 01.фев 1 002 632 832 01.мар 1 005 736 127 01.апр 998 938 911 01.май 995 832 182 01.июн 992 725 453 01.июл 989 618 724 01.авг 986 511 995 01.сен 983 405 266 01.окт 980 298 537 01.ноя 977 191 808 01.дек 974 085 079 01.янв 970 978 350 Средне годовая стоимость 981910030
Таким образом, налог на имущество = 981 910 030 *2,2% = 21 602 021 руб.
Рассмотрим порядок расчета транспортного налога. На балансе предприятия числятся два легковых автомобиля мощностью 120 и 128 л.с. соответственно и три грузовых автомобиля сроком полезного использования свыше 5 лит и мощностью 140, 175 и 180 л.с.
Соответственно сумма налога будет:
По легковым автомобилям:
1-й автомобиль = 120*20 = 2400 руб.
2-й автомобиль = 128 *30 = 3840 руб.
По грузовым автомобилям:
1-й автомобиль = 140*26 = 3640 руб.
2-й автомобиль = 175 *38 = 6650 руб.
3-й автомобиль = 180 * 38 = 6840 руб.
Таким образом, сумма налога составит 23 370 руб.


3. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОАО СМК

3.1. Пути совершенствования налогообложения предприятия


Проведенный анализ действующей системы налогообложения на предприятии показал, что на предприятии достаточно высокая налоговая нагрузка. За 2009 год выручка предприятия составила 5 911 756 204 руб. без НДС, а сумма налогов составила 505 425 634 руб.


Рис. 3.1. Величина выручки и налогов за 2009 год при ОСНО

Таким образом, организация ОАО «СМК», применяя традиционную систему налогообложения, за 2009 год заплатит налогов на сумму 505 425 634 руб. (см. рис. 3.1), в том числе НДС 198 018 040 руб. То есть с 5 млрд. руб. выручки данное предприятие, применяющее ОСНО, заплатит практически 9% налогов, что составляет 500 млн. руб.

Подводя итог, можно сделать вывод, что налоговое бремя данного предприятия очень высокое, что говорит об необходимости оптимизации налогообложения предприятия и внедрения системы налогового планирования.
Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, которая направлена на эффективное использование всех тонкостей существующего налогового законодательства с целью сокращения величины налоговых платежей.
Налоговое планирование должно быть частью стратегического планирования деятельности предприятия и учитывать особенности деятельности и налоговое бремя предприятия. Наиболее правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами, в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.
Оптимизация отдельного налога может осуществляться по следующим основным направлениям: изменение места и момента возникновения налогового обязательства, а также его размера.
Изменение места возникновения налоговых обязательств достигается на основе использования таких методов, как:
изменение места государственной регистрации (места жительства) организации;
создание дочерней (зависимой) организации в месте, отличном от места регистрации головной организации, для перевода части операций (активов, имущества);
изменение формы ведения бизнеса (замена организации индивидуальным предпринимателем либо замена самостоятельного ведения бизнеса совместным);
создание обособленных подразделений (филиалов и др.) с наделением их имуществом и переводом в них части операций;
изменение места нахождения (регистрации) имущества [42].
Использование указанных методов возможно только в том случае, если налоговый режим в новом месте отличается от старого, хотя бы по таким параметрам, как виды уплачиваемых налогов, размеры налоговых ставок по соответствующим налогам, виды и порядок применения налоговых льгот и т. д.
В мировой практике налогового планирования широкое распространение получило использование метода оптимизации через регистрацию посреднической компании в так называемых оффшорных зонах, которые предоставляют налоговые льготы организациям, фактически осуществляющим деятельность за их пределами, взамен уплаты разовых и периодических платежей.
Изменение момента возникновения налоговых обязательств, как правило, достигается:
изменением положений учетной политики в части момента признания дохода и определения даты реализации товаров (работ, услуг), создания резервов;
изменением положений договоров (вид договоров, порядок и формы расчетов по ним);
переносом сроков уплаты налогов по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством (получение в установленном порядке отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита).
Основные направления изменения размера налогового обязательства вытекают из методики исчисления конкретного налога.
Соответственно, основные направления работы по изменению размера налогов будут включать в себя:
• изменение хозяйственных операций (отношений) с целью исключения объектов налогообложения;
• изменение хозяйственных операций (отношений) с целью уменьшения налоговой базы;
• создание возможностей для применения пониженных налоговых ставок;
• изменение хозяйственных операций (отношений) с целью увеличения размера применяемых налоговых вычетов [42].
Методы оптимизации налогообложения в современных условиях ведения бизнеса приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Методы оптимизации налогообложения в современных условиях ведения бизнеса [42]
Методы, направленные на уменьшение налоговой нагрузки: Без изменения структуры уплачиваемых налогов Путем изменения структуры уплачиваемых налогов Уменьшение
налоговой базы Манипулирование ценами (в том числе трансфертное ценообразование).
Манипулирование затратами. Изменение формы и условий договорных отношений.
Формирование соответствующей учетной политики
(метод списания затрат, начисления амортизации) Сокращение
перечня
уплачиваемых
налогов Изменение организационно-правовой формы, смена статуса юридического лица на индивидуального предпринимателя.
Другие методы Уменьшение
налоговых
ставок Организация раздельного учета реализации товаров, облагаемых по разным ставкам.
Создание условий для применения пониженной ставки (регрессивная
шкала по ЕСН) Использование специального
налогового
режима УСН.
ЕНВД.
Единый сельскохозяйственный налог.
Соглашение о разделе продукции Использование
льгот
и налоговых
вычетов Использование установленных законом для данного налогоплательщика
льгот.
Изменение деятельности для использования льгот и преференций Изменение места
регистрации
налогоплательщика Регистрация в оффшорной зарубежной юрисдикции. Регистрация
во внутренней свободной
экономической зоне Изменение
порядка
и сроков
уплаты
налогов Изменение договорных условий.
Создание и использование резервов. Изменение срока уплаты налога в соответствии с гл. 9 ч. 1 НК Регистрация в других юрисдикциях с льготной системой
налогообложения
Оптимизация налогообложения подразумевает: сокращение налоговых платежей и предотвращение штрафных санкций налоговых органов, что может быть достигнуто за счет правильного исчисления и своевременной уплаты налогов.
«Сокращение налогов» — это понятие, которое вводит в заблуждение, так как на самом деле конечной целью является не минимизация налоговых платежей, а максимизация прибыли предприятия после налогообложения.
В конечном итоге создается казусная ситуация: управленцы предприятия, целью деятельности которых должно быть увеличение чистой прибыли, как правило, стараются уменьшить величину прибыли до налогообложения.
Цель сокращения величины налогов заключается не в сокращении суммы какого-нибудь налога, а в увеличении всех финансовых ресурсов предприятия. Эффективная налоговая политика предприятия позволяет избежать переплаты налогов. В современных рыночных условиях при высоких налоговых ставках неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к очень неблагоприятным последствиям, в частности к банкротству.
Сокращение величины налогов только на первый взгляд ведет к повышению эффективности деятельности и росту прибыли предприятия. Как правило, данная зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Наиболее вероятно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также приведет к возникновению штрафных санкций налоговых органов. В связи с этим наиболее эффективным способом увеличения эффективности деятельности и росту прибыли является не сокращение налоговых платежей, а построение эффективной системы управления предприятием. Накопленный опыт многих успешных предприятий показывает, что такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.
На сегодняшний день, законодательство предоставляет множество возможностей для уменьшения величины налоговых платежей, в частности за счет предусмотренных в законодательстве налоговых льгот, а также за счет наличия различных налоговых ставок и существования пробелов или неясностей в законодательстве.
На сегодняшний день можно выделить три основных направления сокращения налоговых выплат. Рассмотрим их более подробно.
1. Уклонение от уплаты налогов - незаконный путь уменьшения своих налоговых обязательств, основанный на осознанном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также умышленного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
2. Налоговое планирование - это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность налогового планирования выражается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законные средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
3. Избежание налогов — минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Оба последних способа, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета. Правда, избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами [43].
Подводя итог, необходимо отметить, что наиболее простым и эффективным способом сокращения налогов является выбор оптимальной системы налогообложения. Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учета исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учета, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.

3.2. Формирование налоговой политики в целях повышения эффективности налогообложения


Как уже отмечалось, на предприятии ОАО «СМК» наибольшую долю в структуре налогов занимает НДС. Сократить величину данного налога можно путем перехода на специальный налоговый режим, такой как УСН и ЕНВД. Однако данные налоговые режимы могут применяться только малыми предприятиями. ОАО «СМК» крупное предприятие с численностью практически 5000 человек, поэтому использовать данные режимы оно не может. Однако оптимальным вариантом является выведение отдельных видов деятельности на специальные налоговые режимы. На базе предприятия ОАО «СМК» действует столовая, оказывающая услуги как сотрудникам предприятия, так и сторонним лицам. Столовая является структурным подразделением предприятия, поэтому ее деятельность облагается по традиционной системе налогообложения. В целях оптимизации налоговой нагрузки в рамках налоговой политики предприятия целесообразно перевести столовую на специальные налоговый режим – ЕНВД. Рассмотрим эффективность предлагаемого мероприятия.
Для этого сначала оценим налоговую нагрузку столовой.
Таблица 3.2 – Налоговые издержки столовой
Налог Сумма по предприятию, руб. Удельный вес, % Сумма по столовой, руб. Удельный вес, % НДФЛ 74 742 321 14,788 721 120 8,20 Продолжение таблицы 3.2 ЕСН 163 783 781 32,405 1 473 200 16,75 Налог на прибыль 47 256 101 9,350 785 818 8,93 НДС 198 018 040 39,178 5 571 417 63,33 Налог на имущество 21 602 021 4,274 246 120 2,80 Транспортный налог 23 370 0,005 - - Всего налоговых издержек 505 425 634 100,00
8 797 675
100,00
Проведенный анализ структуры налоговых издержек показал, что наибольшую долю занимает НДС – 63,33% и ЕСН – 16,75%. На долю НДФЛ приходится 8,2%, на долю налога на прибыль приходится 8,93%, налог на имущество составляет 2,8%, а транспортный налог отсутствует. Наиболее наглядно структуру налоговых затрат представим на рис. 3.2.

Рис. 3.2 - Структура налоговых издержек столовой ОАО «СМК»

Далее произведем расчет налоговой нагрузки столовой.


Таблица 3.3 - Анализ налоговой нагрузки столовой
Показатель Порядок расчета Значение 1. Выручка 111 732 219 2. Налоговые издержки 8 797 675 3. Налоговая нагрузка Стр. 2 / стр. 1 *100 7,874%
Из данных таблицы 3.3 видно, что в 2009 году налоговая нагрузка на доходы столовой составила 7,874%.
Рассмотрим, как изменится налоговая нагрузка столовой и всего предприятия при переводе деятельности столовой на ЕНВД.
Рассмотрим более подробно данный специальный налоговый режим, его характеристику представим в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Характеристика ЕНВД
Элемент системы Характеристика Основание Порядок установления ЕНВД ЕНВД вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов,  городов,  применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности. 346.26 НК РФ Налогоплательщики Организации Индивидуальные предприниматели 346.28 НК РФ Налоги, которые заменяет ЕНВД налог на прибыль организаций (в части прибыли, полученной от деятельности по ЕНВД)
налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ЕНВД) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от деятельности облагаемой ЕНВД)
налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД) 346.26 НК РФ Организации и ИП не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Обязательные виды учета и отчетности 1. Учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам 2. Учет показателей по налогам, исчисляемых в качестве налоговых агентов 3. Соблюдение порядка ведения расчетных и кассовых операций и представления статистической отчетности 346.26 НК РФ Уплата иных налогов и сборов В общем порядке уплачиваются:
· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование · страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 346.26 НК РФ Продолжение таблицы 3.4 Раздельный учет Учет показателей для исчисления ЕНВД, ведется раздельно по каждому виду деятельности, облагаемой ЕНВД. Также раздельный учет ведется в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения 346.26 НК РФ Объект налогообложения и налоговая база Объект налогообложения - вмененный доход налогоплательщика. Налоговая база - величина вмененного дохода. Вмененный доход = базовая доходность по определенному виду деятельности за налоговый период * физический показатель, характеризующий данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и  К2.
К1 - устанавливается на календарный год.
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности Значения К2 определяются правовыми актами муниципальных районов, городских округов, городов для всех категорий налогоплательщиков в пределах от 0,005 до 1 включительно. 346.29 НК РФ Налоговый период Квартал 346.30 НК РФ Налоговая ставка 15% величины вмененного дохода 346.31 НК РФ
Как уже отмечалось, предприятие ОАО «СМК» при налогообложении деятельности столовой применяет общую систему налогообложения. С целью определения наиболее эффективной системы налогообложения произведем расчет суммы налогов, которую предприятие заплатило бы, если бы с 1 января 2009 года применяло ЕНВД. Выполним расчет ЕНВД (таблица 3.5).

Таблица 3.5 - Сумма налогов к уплате в бюджет по ЕНВД за 2009 год
Показатель Порядок расчета Значение Вид деятельности Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) 76 Базовая доходность в месяц 1000 Вмененный доход за год = 76 * 1000*12 912 000 Продолжение таблицы 3.5 К1 (2009 год) 1,148 К2 1 Откорректированный вмененный доход за год =912 000*1,148*1 1 046 976 Ставка налога 15% Сумма налога = 1 046 976 * 15% 157 046
Определив сумму единого налога, определим совокупные налоговые издержки при ЕНВД (таблица 3.6).
Таблица 3.6 – Налоговые издержки столовой при ЕНВД за 2009 год
Налог Сумма по столовой, руб. Удельный вес, % НДФЛ 721 120 30,67 ЕСН 1 473 200 62,65 ЕНВД 157 046 6,68 Всего налоговых издержек 2 351 366 100,00
Таким образом, применение ЕНВД ведет к существенному снижению величины налогов.
Осуществим сравнение налоговых издержек столовой при ОСНО и ЕНВД (см. Таблица 3.7).
Таблица 3.7 – Сравнение налоговых издержек столовой за 2009 год
Налог Сумма при ОСНО, руб. Удельный вес, % Сумма при ЕНВД, руб. Удельный вес, % НДФЛ 721 120 8,20 721 120 30,67 ЕСН 1 473 200 16,75 1 473 200 62,65 Налог на прибыль 785 818 8,93 - - НДС 5 571 417 63,33 - - Налог на имущество 246 120 2,80 - - ЕНВД - - 157 046 6,68 Всего налоговых издержек 8 797 675 100,00 2 351 366 100,00

Рис. 3.3 - Величина налогов при ОСНО и ЕНВД

Таким образом, очевидно, что применение специального налогового режима позволяет снизить величину уплачиваемых столовой налогов более чем в два раза. Произведем сравнение налоговой нагрузки столовой при различных режимах.

Таблица 3.8 - Анализ налоговой нагрузки столовой при ОСНО и ЕНВД за 2009 год
Показатель Порядок расчета Значение при ОСНО Значение при ЕНВД 1. Выручка 111 732 219 111 732 219 2. Налоговые издержки 8 797 675 2 351 366 3. Налоговая нагрузка Стр. 2 / стр. 1 *100 7,874% 2,104%
Таким образом, очевидно, что для столовой применение ЕНВД является актуальным, так как позволяет сократить налоговую нагрузку с 7,874% до 2,104% (см. рис. 3.4, 3.5).

Рис. 3.4 - Величина доходов и налогов при ОСНО и ЕНВД


Рис. 3.5 - Величина налоговой нагрузки при ОСНО и ЕНВД

Теперь произведем оценку влияния предложенного мероприятия на деятельность предприятия в целом. Для этого оценим налоговые издержки до и после перехода столовой на ЕНВД.
Таблица 3.9 – Налоговые издержки по предприятию при ОСНО и ЕНВД
Налог Сумма при ОСНО, руб. Удельный вес, % Сумма при ЕНВД, руб. Удельный вес, % Изменение НДФЛ 74742321 14,788 74742321 14,979 - 0,191 ЕСН 163783781 32,405 163783781 32,824 - 0,419 Налог на прибыль 47256101 9,350 46470283 9,313 -785818 -0,037 НДС 198018040 39,178 192446623 38,568 -5571417 -0,610 Налог на имущество 21602021 4,274 21355901 4,280 -246120 0,006 Транспортный налог 23370 0,005 23370 0,005 - - ЕНВД - - 157046 0,031 157 046 0,031 Всего налоговых издержек 505425634 100,00

498979325 100,000 -6446309



-
Проведенный анализ показал, что внедрение данного проекта привело к увеличению доли НДФЛ и ЕСН при ЕНВД при неизменной величине налогов, сокращению величины и доли НДС, налога на имущество и налога на прибыль, при этом увеличилась величина ЕНВД (см. рис. 3.6).

Рис. 3.6 – Структура налоговых издержек ОАО «СМК» при применении ЕНВД

Оценим налоговую нагрузку предприятия при ОСНО и ЕНВД (табл. 3.10).

Таблица 3.10 – Налоговая нагрузка предприятия ОАО «СМК» при ОСНО и ЕНВД
Показатель Порядок расчета ОСНО ЕНВД 1. Выручка 5 911 756 204 5 911 756 204 2. Налоговые издержки 505 425 634 498 979 325 3. Налоговая нагрузка Стр. 2 / стр. 1 8,5495% 8,440%

Рис. 3.7 - Величина доходов и налогов на предприятии ОАО «СМК» до и после реализации проекта

Рис. 3.8 – Величина налоговой нагрузки на предприятии ОАО «СМК» до и после реализации проекта

Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить, что предлагаемый проект повышения эффективности налогообложения, заключающийся в переводе деятельности столовой на ЕНВД, является высоко эффективным, так как не только позволяет снизить налоговое бремя столовой, но и предприятия в целом, что способствует росту прибыльности деятельности, конкурентоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного в данной дипломной работе исследования было выяснено, что все юридические и физические лица должны участвовать в формировании бюджета государства путем внесения обязательных платежей. Совокупность платежей представляют собой налоговую систему. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный или местные бюджеты. Изучив понятие и сущность налогов, было определено, что налоги классифицируются по следующим признакам:
по законодательству Российской Федерации;
по способу взимания;
по порядку введения;
по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
по характеру использования налогового платежа;
по периодичности уплаты;
по источнику налогообложения;
по объектам налогообложения.
Также в дипломной работе были определены основные признаки налогов, рассмотрено понятие налогового бремени, было выяснено, что в настоящий момент в Российской Федерации налоговое бремя превышает оптимальный уровень, что приводит к уклонению от налогообложения и недополучения доходов в бюджет.
Далее была изучена характеристика ОАО «СМК». Данное предприятие – современный производственный центр по производству различных изделий промышленного и хозяйственного назначения. Предприятие применяет традиционную систему налогообложения и является плательщиком следующих налогов:
налог на добавленную стоимость;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на имущество организаций;
транспортный налог.
Далее в дипломной работе проводился анализ действующей системы налогообложения. Изучался порядок расчетов и учета налогов на предприятии.
В ходе анализа было выяснено, что на предприятии достаточно высокая налоговая нагрузка. Далее были изучены основные направления совершенствования налогообложения, такие как изменение момента возникновения налоговых обязательств и изменение места возникновения налоговых обязательств.
На следующем этапе были исследованы методы оптимизации налогообложения в современных условиях ведения бизнеса без изменения структуры уплачиваемых налогов и путем изменения структуры уплачиваемых налогов.
В первой группе относится:
уменьшение налоговой базы;
уменьшение налоговых ставок;
использование льгот и налоговых вычетов;
изменение порядка и сроков уплаты налогов;
Ко второй группе относятся:
сокращение перечня уплачиваемых налогов;
использование специального налогового режима;
изменение места регистрации налогоплательщика.
Затем были рассмотрены основные способы снижения налогов, такие как уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов.
На завершающей стадии исследования был предложен проект оптимизации налогообложения. Сущность проекта заключалась в переводе структурного подразделения ОАО «СМК» (столовой) на специальный налоговый режим – ЕНВД.
Для этого были выявлены основные достоинства и недостатки ЕНВД, произведены расчеты сумм налогов к уплате в бюджет по ОСНО и ЕНВД и проведен их сравнительный анализ, который показал, что налоговое бремя предприятия составило:
ОСНО – 8,5495%;
ЕНВД – 8,440%;
По результатам исследования было определено, что применение ОСНО для данного столовой предприятия крайне не выгодно, так как налоговое бремя вдвое превышает сумму налогов по ЕНВД. Что касается предприятия в целом, данный проект является эффективным, так как способствует снижению налоговой нагрузки по всему предприятию, что ведет к росту прибыльности деятельности, а значит и росту конкурентоспособности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г № 146 ФЗ (ред. от 26.11.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009);
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ (ред. от 30.12.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 26.01.2009);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 09.02.2009);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)(ред. от 30.12.2008);
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Постановление от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощенная система» налогообложения налогового кодекса Российской Федерации утв. приказом МНС РФ от 10.12.2002 г. №БГ-3-22/706 (ред. от 28.10.2003, с изм. от 19.11.2003) "(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004);
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н);
Приказ МНС РФ от 19.11.2002 г. №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
Агапова О.В. Экономика предприятия. – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. - 212с;
Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., М.: Финансы и статистика, 2008, 448с.;
Антикризисное управление: учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006. – 271 с.
Артеменко В.Г., Беллендир М.В. «Финансовый анализ». М.: ДИС, 2005.- 385с;
Баканов М. И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика», 2004. – 416с;
Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2002.-240с. 10. Бланк И.А. Управление активами.-К.:Ника – Центр,2002.-720с.-(Серия «Библиотека финансового менеджера»;Вып.6)
Вылкова Е.С., Сердюков А.В., Тарасевич А.Л. «Налоги и налогообложение», СПб.: Питер, 2005, 752 с.;
Горицкая Н.Г. Особенности бухгалтерского учета в современных условиях. – К.: Редакция газеты «Бухгалтерия. Налоги. Бизнес», 2004/-352 c.
Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. «Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие», М.: Феникс, 2008, 308 с.;
Евстигнеев Е. Н., . "Налоги и налогообложение" краткий курс, 2-е издание, СПб.: Издательский дом «Питер», 2005 год, 288с.;
Еремина О.Ю. «Налоги и налогообложение» – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – 279с.;
Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ // Финансы.- 2006.- №3.
Кваша Ю.Ф., Комментарий к Налоговому кодексу РФ Часть 1 и 2. Издание 3, Юрайт, 2007., 1326с.;
Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002 – 559с.
Латышев В.И. "Налоговые правонарушения: поиск и выявление", М.: Финансы и статистика, 2006, 96с.;
Лыкова Л. Н Налоги и налогообложение в России: Учебник, Дело, 2004, 368с.;
Морозова Ж.А. «Упрощенка» в вопросах и ответах. М: Статус-Кво97, 2005. ;
Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. Пособие, М.: Финансы и статистика, 2006, 256с.;
Основы налогообложения и налогового законодательства. / Е. Евстигнеев,- СПб: Питер, 2003. - 256 с
Пансков В.Г. "Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов", Издательство: МЦФЭР, 2006.529с.;
Под ред. И.А. Майбурова Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006
Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов / С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. «Современный экономический словарь» 5-е изд., перераб. и доп.-М., 2007 - http://slovari.yandex.ru/
Савицкая Г.В. Финансовый анализ: Учебник.-М.: ИНФРА – М, 2005.651с.
Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов по экон. спец./Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под ред. Н. Ф. Самсонова.-М.:Финансы: ЮНИТИ,2000.-495 С.
http://www.nalog.ru/ - официальный сайт ФНС;
www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ;
http://abc.informbureau.com/html/iaeiae.html -Экономический словарь.
http://www.bishelp.ru/nalogi/mb/usn/1010nds-usn.php - Информационный сайт для малого бизнеса
http://www.rosec.ru/glavbuh/articles/19122005555/index2.wbp - Информационный сайт для главного бухгалтера;
http://www.bupr.ru/litra/books/book1/?leaf=tema51.htm – электронный информационный портал;
http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm - сайт 1
http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=254 – сайт 2
www.tax-nalog.km.ru – Энциклопедия налогов
www.consultant.ru – Справочно-правовая система;
http://www.smk.ru/html/disks.html - официальный сайт компании ОАО «СМК».

ПРИЛОЖЕНИЕ












44



Т 100%

0%

Доходы

Д мах

А

В

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г № 146 ФЗ (ред. от 26.11.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009);
2.Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117 ФЗ (ред. от 30.12.2008)(с изм. и доп., вступающими в силу с 26.01.2009);
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(ред. от 09.02.2009);
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)(ред. от 30.12.2008);
5.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
6.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
7.Постановление от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
8.Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощенная система» налогообложения налогового кодекса Российской Федерации утв. приказом МНС РФ от 10.12.2002 г. №БГ-3-22/706 (ред. от 28.10.2003, с изм. от 19.11.2003) "(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2004);
9.Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н);
10.Приказ МНС РФ от 19.11.2002 г. №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»;
11.Агапова О.В. Экономика предприятия. – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. - 212с;
12.Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., М.: Финансы и статистика, 2008, 448с.;
13.Антикризисное управление: учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. К.В. Балдина. – М.: Гардарики, 2006. – 271 с.
14.Артеменко В.Г., Беллендир М.В. «Финансовый анализ». М.: ДИС, 2005.- 385с;
15.Баканов М. И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика», 2004. – 416с;
16.Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2002.-240с. 10. Бланк И.А. Управление активами.-К.:Ника – Центр,2002.-720с.-(Серия «Библиотека финансового менеджера»;Вып.6)
17.Вылкова Е.С., Сердюков А.В., Тарасевич А.Л. «Налоги и налогообложение», СПб.: Питер, 2005, 752 с.;
18.Горицкая Н.Г. Особенности бухгалтерского учета в современных условиях. – К.: Редакция газеты «Бухгалтерия. Налоги. Бизнес», 2004/-352 c.
19.Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. «Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие», М.: Феникс, 2008, 308 с.;
20.Евстигнеев Е. Н., . "Налоги и налогообложение" краткий курс, 2-е издание, СПб.: Издательский дом «Питер», 2005 год, 288с.;
21.Еремина О.Ю. «Налоги и налогообложение» – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2006. – 279с.;
22.Иванова, М.В. Особенности влияния налогового законодательства на формирование бюджетов субъектов РФ // Финансы.- 2006.- №3.
23.Кваша Ю.Ф., Комментарий к Налоговому кодексу РФ Часть 1 и 2. Издание 3, Юрайт, 2007., 1326с.;
24.Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002 – 559с.
25.Латышев В.И. "Налоговые правонарушения: поиск и выявление", М.: Финансы и статистика, 2006, 96с.;
26.Лыкова Л. Н Налоги и налогообложение в России: Учебник, Дело, 2004, 368с.;
27.Морозова Ж.А. «Упрощенка» в вопросах и ответах. М: Статус-Кво97, 2005. ;
28.Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. Пособие, М.: Финансы и статистика, 2006, 256с.;
29.Основы налогообложения и налогового законодательства. / Е. Евстигнеев,- СПб: Питер, 2003. - 256 с
30.Пансков В.Г. "Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов", Издательство: МЦФЭР, 2006.529с.;
31.Под ред. И.А. Майбурова Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2006
32.Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб. пособие для вузов / С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.
33.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. «Современный экономический словарь» 5-е изд., перераб. и доп.-М., 2007 - http://slovari.yandex.ru/
34.Савицкая Г.В. Финансовый анализ: Учебник.-М.: ИНФРА – М, 2005.651с.
35.Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов по экон. спец./Н. Ф. Самсонов, Н. П. Баранникова, А. А. Володин и др.; Под ред. Н. Ф. Самсонова.-М.:Финансы: ЮНИТИ,2000.-495 С.
36.http://www.nalog.ru/ - официальный сайт ФНС;
37.www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ;
38.http://abc.informbureau.com/html/iaeiae.html -Экономический словарь.
39.http://www.bishelp.ru/nalogi/mb/usn/1010nds-usn.php - Информационный сайт для малого бизнеса
40.http://www.rosec.ru/glavbuh/articles/19122005555/index2.wbp - Информационный сайт для главного бухгалтера;
41.http://www.bupr.ru/litra/books/book1/?leaf=tema51.htm – электронный информационный портал;
42.http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm - сайт 1
43.http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=254 – сайт 2
44.www.tax-nalog.km.ru – Энциклопедия налогов
45.www.consultant.ru – Справочно-правовая система;
46.http://www.smk.ru/html/disks.html - официальный сайт компании ОАО «СМК».

У нас вы можете заказать