Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Критическая философия Канта и его теория познания.

  • 12 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 10.03.2011
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание работы


1.Предмет и задачи критической философии
2.Кант о возможностях и границах разума
3.Моральная философия Канта
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это означает, считает Кант, что ее «законы проистекают из способности мыслить безусловное, т. е. из разума. Поскольку эти всеобщие предписания определяют волю к действию, их можно назвать практическими» [1].
Будучи всеобщими, они предполагают возможность их исполнения вне зависимости от условий чувственности, и, стало быть, предполагают «трансцендентальную свободу» человеческой воли.
Человеческая воля не автоматически следует моральным предписаниям (она не является «святой»), подобно тому, как вещи следуют законам природы. Эти предписания выступают для нее в качестве «категорических императивов», т. е. безусловных требований. Содержание категорического императива раскрывается формулой «поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства».
Известна и другая кантовская формулировка: «никогда не относись к человеку только как к средству, но всегда также и как к цели». Конкретные нравственные ориентиры дает человеку моральное чувство, единственное чувство, которое, как говорит Кант, мы познаем совершенно a priori. Это чувство возникает вследствие подавления практическим разумом чувственных склонностей.
Однако чистое удовольствие от выполнения долга не является мотивом совершения добрых поступков. Они бескорыстны (в отличие от внешне похожих на них «легальных» поступков), хотя и связаны с надеждой получить вознаграждение в виде счастья. Единство добродетели и счастья Кант называет «высшим благом». Человек должен содействовать высшему благу.
Кант не отрицает естественности стремления человека к счастью, понимаемому им как сумма удовольствий, но считает, что условием счастья должно быть моральное поведение. Одной из формулировок категорического императива является призыв стать достойным счастья.
Однако добродетельное поведение само не может порождать счастье, зависящее не от законов нравственности, а от законов природы. Поэтому моральный человек надеется на существование мудрого творца мира, который сможет согласовать блаженство и добродетель в посмертном существовании человека, вера в которое проистекает из необходимости совершенствования души, которое может продолжаться до бесконечности.
Практическая философия раскрывает законы царства свободы, тогда как теоретическая излагает законы, по которым протекают природные процессы. «Связующим звеном между природой и свободой является, по Канту, понятие целесообразности. Относясь к природе со стороны своего предмета, оно в то же время указывает на разумный источник, а значит и на свободу» [5].
Законы целесообразности изучаются Кантом в «Критике способности суждения». Объективная целесообразность иллюстрируется биологическими организмами, субъективная же проявляется в гармоническом взаимодействии познавательных сил души, возникающем при восприятии прекрасного.
Суждения, фиксирующие эстетические переживания, называются Кантом «суждениями вкуса». Суждения вкуса изоморфны моральным суждениям: они так же бескорыстны, необходимы и всеобщи (правда, субъективно). Поэтому прекрасное для Канта выступает символом доброго. Прекрасное нельзя смешивать с приятным, которое целиком субъективно и случайно. От чувства прекрасного Кант отличает также чувство возвышенного, вырастающее из осознания морального величия человека перед лицом громадности мира.
Важную роль в философии Канта играет его концепция гениальности. «Гений – это способность к оригинальному, проявляющаяся в едином порыве сознательной и бессознательной деятельности. Гений воплощает в чувственных образах «эстетические идеи», которые невозможно исчерпать никаким понятием и которые дают бесконечные поводы для гармонического взаимодействия рассудка и воображения» [4].
Проблемы творчества не ограничиваются у Канта областью искусства. По существу он говорит о создании человеком целого искусственного мира, мира культуры. Законы развития культуры и цивилизации обсуждаются Кантом в ряде его поздних работ. Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства.
Список литературы

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. - Москва-Новосибирск, 2000.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИСИТИ, 2002.













2

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
2.Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. - Москва-Новосибирск, 2000.
3.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.: Логос.
4.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.
5.Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИСИТИ, 2002.


Критическая философия Канта и диалектика гегеля

Введение

XX век ушел с исторической арены, демонстрируя рост динамики социальной жизни, другой наше воображение глубинными изменениями во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагает устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативы исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание их места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанные с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненно важными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставит вопрос, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

На мой взгляд, философия Канта является подходящей для рассмотрения влияния биологии человека на мышление и язык, не только благодаря научному стилю, но и по духу исследователь, которым пропитана. Несмотря на то, что многие исходное положение кантовской философии устарели, тем не менее, они могут быть органично изменены и дополнены, без разрушения остальной части философской системы. Эти изменения относятся, в первую очередь, разделения чувственного и физического пространства, а также эволюционного и общественно-исторического происхождения априорных форм. Однако, и без этих изменений 90% текста "Критики чистого разума" можно считать современной и сегодня. Не случайно постоянное обращение к идеям Канта представители разных наук: психологов, логиков, кибернетиков и др.

В своей работе я хотел бы обсудить две стороны гегелевской философии, - идеализм и диалектику. В обоих случаях Гегель находился под влиянием некоторых идей Канта, но попытался пойти дальше. Чтобы понять гегеля, необходимо показать, следовательно, как он использовал теорию Канта. Кант исходил из факта существования науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос, как возможна наука?, или, что человеческое сознание способно познавать мир?, или как наше сознание может понимать мир?

Узнать стоимость работы