Образовательные системы Финляндии и России конец 20 начало 21 века : Сравнительная характеристика

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Регионоведение
  • 60 60 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 30.05.2016
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Формирование образовательных систем Финляндии и России 6
Параграф 1. Исторический аспект формирования образовательных систем Финляндии и России……………………………………………………………..6
Параграф 2. Образовательная система в СССР 1917 – 1930 год 8
Параграф 3. Образовательная система Финляндии после получения легитимности 18
Глава 2. Образовательные системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века: сравнительная характеристика 24
Параграф 1. Структура образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века 24
Параграф 2. Финансирование образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века 39
Параграф 3. Правовые акты образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века 48
Заключение 53
Список литературы и зарубежных источников 57
Фрагмент для ознакомления

руб.82004 г.119,3млрд. руб.92005 г.160,5 млрд.руб.102006 г.211,9 млрд. руб.112007 г.294,6 млрд. руб.122008 г.329,7 млрд.руб.132009 г.387,9 млрд. руб.142010 г.386,4 млрд.руб.152011 г.552,4 млрд.руб.162012 г.603,5 млрд.руб.172013 г.558,9 млрд.руб.182014 г.499,5 млрд.руб.Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации, в целом, отмечается существенный рост финансирования образовательной системы страны. В 1997 г. было выделено 18,5 млрд. дол., в 1998 г отмечается небольшое понижение данного показателя на 1,3 млрд.руб. Однако, в дальнейшем отмечается стабильный рост на протяжении многих лет: в 1999 г. на 3,6 млрд. руб., в 2000 г. на 16,8 млрд. руб., в 2001 г. на 11,2 млрд.руб., в 2002 г. на 31,2 млрд.руб., в 2003 г. на 19 млрд. руб., в 2004 г. на 20,3 млрд.руб., в 2005 г. на 41,2 млрд.руб., в 2006 г. на 51,4 млрд.руб., в 2007 г. на 82,7 млрд.руб., в 2008 г. на 35,1 млрд.руб., в 2009 г. на 58,2 млрд.руб. В 2010 г. отмечается незначительное понижение финансирования системы образования России на 1,5 млрд.руб. Однако, в 2011 г. разница увеличения достигает 165,9 млрд.руб., продолжаясь в 2012 г. на 51,1 млрд.руб. Однако, начиная с 2013 г., ввиду достаточно сложной политической и экономической обстановки в стане отмечен спад финансирования системы образования: в 2013 г. на 44,6%, в 2014 г. на 59,4 млрд.руб.Не смотря на то, что в целом отмечается существенный рост финансирования системы образования в Российской Федерации, рассматривая данной показатель в % к ВВП страны мы получим данные, представленные в таблице 2.3.Таблица 2.3Государственные расходы на образование в Российской Федерации (% от ВВП)№п/пГодЗначение11996г.2,5%21997г.2,6%31998г.2,8%41999г.2,8%52000г.2,9%62001г.3,1%72002г.3,8%82003г.3,7%92004г.3,5%102005г.3,8%112006 г.3,9%122008 г.4,1%Для большей наглядности поученные данные представлены на рисунке 2.5.Рисунок 2.5 – Изменение государственных расходов на финансирование образовательной системы Российской Федерации (% от ВВП)Таким образом, мы отмечаем, что показатель государственных расходов на финансирования образовательной системы Российской Федерации с 1996 г. – 1998 г. увеличивается: в 1997 г. на 0,1%, в 1998 г. – на 0,2%. С 1998 г. – 1999 г. данный показатель остается неизменным. Начиная с 2000 г. начинается стабильный рост данной характеристики: в 2001 г. на 0,2%, в 2002 г. на 0,7%. В 2003 г. отмечено понижение на 0,1%, в 2004 г. на 0,2%. Начиная с 2005 г. вновь отмечен рост: в 2005 г. на 0,3%, в 2006 г. на 0,1%, в 2008 г. на 0,3%.Однако, не смотря на отменные стабильный рост % от ВВП на финансирование образовательной системы России, сравнивая данные характеристики двух рассматриваемых стран мы получим результаты, отраженные на рисунке 2.6.Рисунок 2.6 – Сравнение финансирования образовательных систем России и Финляндии в конце 20 начале 21 века (% от ВВП)Таким образом, мы видим, что разница % т ВВП при финансировании образовательной системы России и Финляндии в 1996 г. составляет 4,4%, в 1998 г. – 3,04%, в 1999 г. – 3,07%, в 2000 г. – 2,82%, в 2001 г. – 2,7%, в 2002 г. – 2,2%, в 2003 г. – 2,5%, в 2004 г. – 2,3%, в 2005 г. – 2,2%, в 2006 г. – 2,0%, в 2008 г. –1,7%. Полученные данными являются достаточно существенными.Рассматривая финансирование образовательной системы России конца 20 начала 21 века следует отметить, что доля частных расходов в стоимости начального и среднего образования в России составляет менее 5%. В свою очередь, доля частных расходов в стоимости высшего образования составляет 35%. Кроме того, необходимо так же отметить, что в Российской Федерации доля государственных и частных расходов на образование несколько занижена. На сегодняшний день Россия несколько отстает от стран по средним значениям доли расходов на образование, находясь при этом в интервале допустимых значений. Следует выделить, что в РФ дана установка на важность старшей ступени, задача которой заключается в обеспечении поступления в ВУЗы.В заключении данного параграфа ответим следующее - отличие финансирования Финляндии и России конца 20 начала 21 века заключается в следующем:- финансирование образовательной системы в России меньше финансирования образовательной системы Финляндии;- при финансировании образовательной системы в Финляндии установка на дошкольное образование и младшее, в России на старшую ступень (поступление в ВУЗы). Таким образом, в данном параграфе второй главы рассмотрено финансирование образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века.Параграф 3. Правовые акты образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 векаВ данном параграфе проведем сравнительную характеристику правовых актов образовательных систем Финляндии и России конца 20 начала 21 века. Для этого рассмотрим правовые акты образовательных систем Финляндии и России указанного периода по отдельности.Правовые акты образовательной системы Финляндии конца 20 начала 21 века.Правовые акты образовательной системы Финляндии конца 20 начала 21 века для большей наглядности представлены в таблице 2.4.Таблица 2.4Правовые акты образовательной системы Финляндии конца 20 начала 21 века№п/пПравовые акты1Esiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план подготовительного образования принят в декабре 2014 г.)2Perusopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план общего образования принят 01.01.2015 г.).3Закон 1998г. о профессиональном обучении взрослых4Конституция Финляндии (принята 1999 г.)Далее целесообразно дать характеристику правовым актам образовательной системы Финляндии конца 20 начала 21 века, представленных в таблице 2.4.Esiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план подготовительного образования принят в декабре 2014 г.) регламентирует организацию подготовительного обучения на базе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ или в иной форме, которые гарантируют достижение целей подготовительного обучения.Perusopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план общего образования принят 01.01.2015 г.) определяет:- цели обучения на этапах, которые охватывают 1-2 классы, 3 – 6 классы, 7 – 9 классы;- задачи обучения на этапах, которые охватывают 1 – 2 классы, 3 – 6 классы, 7 – 9 классы.Закон 1998г. о профессиональном обучении взрослых. Данным законом предусматривается порядок взаимодействия системы образования и рынка труда. Конституция Финляндии. Данным документом регламенировано:- гарантия обязательного 9 летнего образования;- 9 дет – базовое образование. Еще 1 год (дополнительный) предусматривается для тех, кто по каким – либо причинам не смог завершить базовое образование в течении 9 лет. По окончанию 9 класса, часть детей продолжает обучение в старшей школе (3 года), часть в организациях технического и профессионального образования ТиПО (2 – 4 года);- государством оплачивается обучение в старшей школе и ТиПО;- равный доступ к образованию обеспечен государством;- образование является полностью бесплтаным. Правовые акты образовательной системы России конца 20 начала 21 века, для этого составим таблицу 2.5.Таблица 2.5Правовые акты образовательной системы России конца 20 начала 21 века№п/пПравовые акты1Федеральная программа развития образования (1993 г.)2Закон РФ «Об образовании» (29.12. 2012 г.)3Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»4Национальная доктрина образования в РФ до 2005 г.Продолжение таблицы 2.55Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»6Конституция СССР 1977г.Далее целесообразно дать характеристику правовым актам образовательной системы России конца 20 начала 21 века, представленных в таблице 2.5.Конституция СССР 1977 г. Данным документом было гарантировано:- право на получение бесплатного высшего образования;- право на получение бесплатного среднего специального образования;- всем отличникам учебы, которые обучались на очных отделениях ВУЗов право на получение стипендии от государства;- всем отличникам учебы, которые обучались в средних специальных учебных заведениях право на получение стипендии от государства;- трудоустройство по специальности каждому выпускнику ВУЗов и средних специальных учебных заведений.Закон Российской Федерации «Об образовании». Данным законом закреплялась децентрализация управления образованием и усиливалась самостоятельность образовательных учреждений.Федеральная программа развития образования (1993 г.). В данной программе полностью отказались от советской концепции системы образования, то есть от «образца», в пользу концепции удовлетворения жизнеобеспеченности каждого конкретного ребенка в тех или иных жизненных ситуациях.Таким образом, согласно общим принципам современной образовательной политики, определенных нормативными актами, основные направления образовательной политики:- политика децентрализации;- политика диверсификации образовательных услуг;- политика стандартизация процесса образования;- нормирование деятельности образовательных учреждений и субъектов процесса образования;- политика конвергенции результатов;- политика конвергенции методов и форм организации отечественного и зарубежного образования.До 1980 г. в политике РФ в системе образования отмечаются достаточно позитивные процессы, характеризующиеся:- адаптацией к принципиально новым условиям политической жизни, свободному развитию демократического гражданского общества;- обеспечением многообразия образовательных учреждений и вариативность образовательных программ;- развитием многонациональной российской школы и негосударственным сектором образования.Однако, кризис 1980 – 1990 – х гг. существенно затормозил позитивные процессы, начавшиеся в системе образования.Таким образом, в данном параграфе второй главы были рассмотрены правовые акты образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века.ЗаключениеВ данной работе нами рассмотрены образовательные системы Финляндии и России в конце 20 начала 21 века, дана их сравнительная характеристика. Для этого проведено исследование в следующих направлениях:- рассмотрен исторический аспект формирования образовательных систем России и Финляндии;- выделены образовательные системы в СССР 1917 – 1930 годы;- определена образовательная система Финляндии после получения легитимности;- рассмотрена структура образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века;- рассмотрено финансирование образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века;- выделены правовые акты образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века.В результате рассмотренного теоретического материала нами было определено, что образовательная система России берет свое начало во времена Киевской Руси. Первые школы были образованы при князе Владимире Святославовиче, как правило, обучали там: читать, писать, пению, богословию.Монголо – татарское нашествие несколько снизило общекультурный уровень Руси. Развитие грамотности отмечается в 16 веке (книгопечатание). В 18 веке была образована первая светская школа, послужившая необходимостью разработки основных принципов светского обучения, были предприняты попытки формирования государственной системы образования.По завершению Великой октябрьской революции последовали изменения системы школьного образования в России. При этом основными аспектами реформы образования в 1917 – 1930 гг. являются:- структурно – организационный;- кадровый;- классовый;- идеологический;- содержательный;- методический.В свою очередь, система образования Финляндии уходит своими корнями в средние века. При этом, первая школа основана в 1800 – ые годы. По получению независимости система образования Финляндии претерпела ряд реформ:- 1924 г. создание новой высшей школы;- 1950 –ые г. – закладка основ современной системы образования;- 1960 – ые г. принят закон о развитие высшего образования, созданы 4 новых ВУЗа;- 1980 – ые г. - число высших учебных заведений Финляндии достигает 20, количество обучающихся в них студентов – 80 000 человек; принят Закон о развитии высшего образования; принят ряд постановлений, регулирующий взаимоотношения отдельных вызовских подразделений, а так же их персонал; Кроме того, следует так же отметить, что был разработан список из 19 специальностей, по которым можно присуждать степени разного уровня во всех университетах Финляндии.Рассматривая структуру образовательной системы Финляндии конца 20 начала 21 века выявлено, что образовательная система Финляндии начала формироваться в 1960 – ые годы. Однако, только к концу 1990 – ых годов она получила «оформленный вид». Структура образовательной системы Финляндии состоит из четырех уровней:- дошкольного воспитания для детей до 7 лет;- девятилетнего обязательного обучения в школе основного профиля;- среднего – обретение знаний в гимназиях и профтехучилищах;- высшего – продолжение учебы в университетах и вузах.Известно, что правительство Финляндии планирует проведение реформировния системы образования до 2020 г., которое будет основываться на отказе от индивидуальных предметов. В свою очередь, система образования России претерпела ряд преобразований в 1980 – 1990 ые г., связанные с образованием ВНИКа. В результате, на сегодняшний день структура Российской Федерации имеет следующий вид:- образовательные стандарты и федеральные государственные требования;- образовательные программы различных уровней, видов, направленности;- организации, которые осуществляют образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;- органы управления в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельностью, оценку качества образования;- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере страхования.Сравнивая образовательные системы России и Финляндии конца 20 начала 21 века следует отметить, что образовательная система Финляндии имеет более сложный вид, более того, Правительство страны стремиться к постоянному ее совершенствованию.При рассмотрении финансирования образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века следует отметить, что отличие финансирования Финляндии и России конца 20 начала 21 века заключается в следующем:- финансирование образовательной системы в России меньше финансирования образовательной системы Финляндии;- при финансировании образовательной системы в Финляндии установка на дошкольное образование и младшее, в России на старшую ступень (поступление в ВУЗы). Кроме того, в данной работе нами были выделены правовые акты образовательной системы Финляндии и России конца 20 начала 21 века.К нормативным актам Финляндии относятся:- Esiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план подготовительного образования принят в декабре 2014 г.);- Perusopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план общего образования принят 01.01.2015 г.);- Закон 1998г. о профессиональном обучении взрослых;- Конституция Финляндии (принята 1999 г.).В свою очередь, к нормативным актам России относятся:- Федеральная программа развития образования (1993 г.);- Закон РФ «Об образовании» (29.12. 2012 г.);- Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;- Национальная доктрина образования в РФ до 2005 г.;- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.»;- Конституция СССР 1977г..Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.Список литературы и зарубежных источниковНормативные актыEsiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план подготовительного образования принят в декабре 2014 г.)Perusopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план общего образования принят 01.01.2015 г.).Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.».Закон Финляндии 1998г. «О профессиональном обучении взрослых».Закон РФ «Об образовании» (29.12. 2012 г.)Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».Конституция Финляндии (принята 1999 г.).Конституция СССР 1977 г.Национальная доктрина образования в РФ до 2005 г.Федеральная программа РФ развития образования (1993 г.)МонографияАсеев А.А. Регионоведение / А.А. Асеев.- Просвещение, 2013. – 75 с.Баранова Ю.В. Международноерегионоведение / Ю.В. Баранова. – СПб.: Питер, 2012. – 39 с.Внукова Н.В. Регионоведение: Российская Федерация / Н.В. Внукова. – М.: ЭКСМО – пресс, 2014. – 29 с.Глазатова С.А. Зарубежноерегионоведение / С.А. Глазатова. – М.: Дрофа, 2014. – 62 с.Деулина А.Д. Регионоведение / А.Д. Деулина. – М.: Просвещение, 2013. – 50 с.Елисеева О.А. Прикладноерегионоведение России / О.А. Елисеева. – СПб.: Питер, 2013. – 73 с.Жидков С.Н. Региональная политика / С.Н. Жидков. – М.: Просвещение, 2012. – 61 с.Исаев Н.А. Регионоведение / Н.А. Исаев. – М.: Просвещение, 2014. – 33 с.Каратов С.А. Региональное и муниципальное управление / С.А. Каратов. – М.: Наука, 2013. – 86 с.Мустафина Р.Р. Зарубежноерегионоведение / Р.Р. Мустафина. – М.: Просвещение, 2014. – 76 с.Николаенко О.А. Зарубежноерегионоведение / О.А. Николаенко. – СПб.: Питер, 2013. – 95 с.Якимов А.П. Регионоведение / А.П. Якимов. – М.: Просвещение, 2014. – 44 с.Статьи из журналовБыкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР: 1917 – 1930 гг.: организационные и идеологические аспекты / Е.Ю. Быкова // Вестник Томского Государственного Университета. – 2011. - №1(13). – С.179 -189.Леонтьев А.А. История образования в России от древней Руси до конца 20 века / А.А. Леонтьев // Первое сентября. – 2012. - №34. – С.19 – 23.Орлова Л.В. Современное образование в Финляндии и Швейцарии: структура и содержание / Л.В. Орлова // Вестник. – 2013. - № 7. – С.149 – 157.Кузьминов Я.И. Образование в России / Я.И. Кузьминов // Вопросы образования. – 2014. - №1. – С.6 – 11. Найденова З.Г. Анализ проблем образования конца 20 - начала 21 века / З.Г. Найденова // Педагогика. – 2013. - №8. – С.299 – 309.Храмцова О.А. Система общего образования Финляндии: современное состояние и перспективы / О.А. Храмцова // Вопросы и ответы. – 2013. - №4. – С.76 – 81.Volkov A. Detyam do 16 let razreshaetsya: finskoechudo! / А. Volkov // Znanie – sila, 2012. - № 10, pp. 5–13.Gritsenko N.N. Podgotovkakadrov s uchetompotrebnosteyrynkatruda (opytstranEvropeyskogosoyuza) / N.N. Gritsenko // Alma mater, 2012, №2, pp. 65–69.Интернет – источникиМожно ли сравнить финскую модель образования с российской?[Интернет - ресурс]. – Режим доступа -http://didaktor.ru/mozhno-li-sravnivat-finskuyu-model-obrazovaniya-s-rossijskoj/.Образование в России [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.Реформы образования в Финляндии. Отменяют целые предметы: математику, физику, химию [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://svalkainfo.ru/news/2015-03-25-34.Российская Федерация – Финансирование образования – Государственные расходы на образование [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://knoema.ru/atlas/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/topics/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-percent-%D0%BE%D1%82-%D0%92%D0%92%D0%9F.Система образования Финляндии – основные положения // Министерство образования и культуры Финляндии, Национальное управление образования Финляндии, Центр содействия международной мобильности студентов и преподавателей CIMO, 2013. [Интернет - ресурс]. – http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdfСтруктура системы образования в России [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://www.allwomens.ru/obschestvo/obrazovanie/struktura-sistemy-obrazovaniya-v-rossii.html.Финляндия – Финансирование образования – Государственные расходы на образование [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://knoema.ru/atlas/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F/topics/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-percent-%D0%BE%D1%82-%D0%92%D0%92%D0%9F.Финская система образования [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-finlyandii.html.Aalto, MaijaHelsinginkoulutsijoittavatmiljooniamobiililaitteisiin – oppilailleesimerkiksitabletteja / HelsinginSanomat [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://www.hs.fi/kaupunki/a1427427831758Aro, JessikkaKiuruvirolaislehdelleSuomenheikentyneestäPisa-sijoituksesta: Koululaisillamotivaationpuutetta / YLE Ulkomaat [Интернет - ресурс]. – Режим доступа:http://yle.fi/uutiset/opetusministeri_kiuru_koulujen_maara_uhkaa_vaheta__oppositio_kantaa_raskaan_vastuun/7856092Esiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet 2014 [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/163781_esiopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdfFinnish education in a nutshell // Ministry of Education and Culture, Finnish National Board of Education, CIMO, 2013 [Интернет - ресурс]. – Режимдоступа: http://www.oph.fi/download/146428_Finnish_Education_in_a_Nutshell.pdfHara, JyrkiTutkijavaroittaaRuotsiaSuomenkoulutusmallista / YLE Ulkomaat  [Интернет - ресурс]. – Режимдоступа: http://yle.fi/uutiset/tutkija_varoittaa_ruotsia_suomen_koulutusmallista/7943916Kluukeri, IinaJopo-luokistahyviätuloksia: peruskoululoppuunjavainuopiskelupaikasta / YLE Kotimaa [Интернет - ресурс]. – http://yle.fi/uutiset/jopo-luokista_hyvia_tuloksia_peruskoulu_loppuun_ja_vainu_opiskelupaikasta/7977920Koulujensähköisetoppimateriaalitaskarruttavatmyösopettajia / YLE Turku Uutisluokka [Интернет - ресурс]. – Режимдоступа: http://yle.fi/uutiset/koulujen_sahkoiset_oppimateriaalit_askarruttavat_myos_opettajia/7957939?ref=leiki-uu


Нормативные акты
1. Esiopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план подготовительного образования принят в декабре 2014 г.)
2. Perusopetuksenopetussuunnitelmanperusteet (Базовый учебный план общего образования принят 01.01.2015 г.).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.».
4. Закон Финляндии 1998г. «О профессиональном обучении взрослых».
5. Закон РФ «Об образовании» (29.12. 2012 г.)
6. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
7. Конституция Финляндии (принята 1999 г.).
8. Конституция СССР 1977 г.
9. Национальная доктрина образования в РФ до 2005 г.
10. Федеральная программа РФ развития образования (1993 г.)

Монография
11. Асеев А.А. Регионоведение / А.А. Асеев.- Просвещение, 2013. – 75 с.
12. Баранова Ю.В. Международное регионоведение / Ю.В. Баранова. – СПб.: Питер, 2012. – 39 с.
13. Внукова Н.В. Регионоведение: Российская Федерация / Н.В. Внукова. – М.: ЭКСМО – пресс, 2014. – 29 с.
14. Глазатова С.А. Зарубежное регионоведение / С.А. Глазатова. – М.: Дрофа, 2014. – 62 с.
15. Деулина А.Д. Регионоведение / А.Д. Деулина. – М.: Просвещение, 2013. – 50 с.
16. Елисеева О.А. Прикладное регионоведение России / О.А. Елисеева. – СПб.: Питер, 2013. – 73 с.
17. Жидков С.Н. Региональная политика / С.Н. Жидков. – М.: Просвещение, 2012. – 61 с.
18. Исаев Н.А. Регионоведение / Н.А. Исаев. – М.: Просвещение, 2014. – 33 с.
19. Каратов С.А. Региональное и муниципальное управление / С.А. Каратов. – М.: Наука, 2013. – 86 с.
20. Мустафина Р.Р. Зарубежное регионоведение / Р.Р. Мустафина. – М.: Просвещение, 2014. – 76 с.
21. Николаенко О.А. Зарубежное регионоведение / О.А. Николаенко. – СПб.: Питер, 2013. – 95 с.
22. Якимов А.П. Регионоведение / А.П. Якимов. – М.: Просвещение, 2014. – 44 с.

Статьи из журналов
23. Быкова Е.Ю. Реформирование системы школьного образования в СССР: 1917 – 1930 гг.: организационные и идеологические аспекты / Е.Ю. Быкова // Вестник Томского Государственного Университета. – 2011. - №1(13). – С.179 -189.
24. Леонтьев А.А. История образования в России от древней Руси до конца 20 века / А.А. Леонтьев // Первое сентября. – 2012. - №34. – С.19 – 23.
25. Орлова Л.В. Современное образование в Финляндии и Швейцарии: структура и содержание / Л.В. Орлова // Вестник. – 2013. - № 7. – С.149 – 157.
26. Кузьминов Я.И. Образование в России / Я.И. Кузьминов // Вопросы образования. – 2014. - №1. – С.6 – 11.
27. Найденова З.Г. Анализ проблем образования конца 20 - начала 21 века / З.Г. Найденова // Педагогика. – 2013. - №8. – С.299 – 309.
28. Храмцова О.А. Система общего образования Финляндии: современное состояние и перспективы / О.А. Храмцова // Вопросы и ответы. – 2013. - №4. – С.76 – 81.
29. Volkov A. Detyam do 16 let razreshaetsya: finskoe chudo! / А. Volkov // Znanie – sila, 2012. - № 10, pp. 5–13.
30. Gritsenko N.N. Podgotovka kadrov s uchetom potrebnostey rynka truda (opyt stran Evropeyskogo soyuza) / N.N. Gritsenko // Alma mater, 2012, №2, pp. 65–69.

Интернет – источники
31. Можно ли сравнить финскую модель образования с российской? [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://didaktor.ru/mozhno-li-sravnivat-finskuyu-model-obrazovaniya-s-rossijskoj/.
32. Образование в России [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.
33. Реформы образования в Финляндии. Отменяют целые предметы: математику, физику, химию [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://svalkainfo.ru/news/2015-03-25-34.
34. Российская Федерация – Финансирование образования – Государственные расходы на образование [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://knoema.ru/atlas/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/topics/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-percent-%D0%BE%D1%82-%D0%92%D0%92%D0%9F.
35. Система образования Финляндии – основные положения // Министерство образования и культуры Финляндии, Национальное управление образования Финляндии, Центр содействия международной мобильности студентов и преподавателей CIMO, 2013. [Интернет - ресурс]. – http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdf
36. Структура системы образования в России [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://www.allwomens.ru/obschestvo/obrazovanie/struktura-sistemy-obrazovaniya-v-rossii.html.
37. Финляндия – Финансирование образования – Государственные расходы на образование [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://knoema.ru/atlas/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F/topics/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-percent-%D0%BE%D1%82-%D0%92%D0%92%D0%9F.
38. Финская система образования [Интернет - ресурс]. – Режим доступа - http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-finlyandii.html.
39. Aalto, Maija Helsingin koulut sijoittavat miljoonia mobiililaitteisiin – oppilaille esimerkiksi tabletteja / Helsingin Sanomat [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://www.hs.fi/kaupunki/a1427427831758
40. Aro, Jessikka Kiuru virolaislehdelle Suomen heikentyneestä Pisa-sijoituksesta: Koululaisilla motivaation puutetta / YLE Ulkomaat [Интернет - ресурс]. – Режим доступа:http://yle.fi/uutiset/opetusministeri_kiuru_koulujen_maara_uhkaa_vaheta__oppositio_kantaa_raskaan_vastuun/7856092
41. Esiopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2014 [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/163781_esiopetuksen_opetussuunnitelman_perusteet_2014.pdf
42. Finnish education in a nutshell // Ministry of Education and Culture, Finnish National Board of Education, CIMO, 2013 [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://www.oph.fi/download/146428_Finnish_Education_in_a_Nutshell.pdf
43. Hara, Jyrki Tutkija varoittaa Ruotsia Suomen koulutusmallista / YLE Ulkomaat [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/tutkija_varoittaa_ruotsia_suomen_koulutusmallista/7943916
44. Kluukeri, Iina Jopo-luokista hyviä tuloksia: peruskoulu loppuun ja vainu opiskelupaikasta / YLE Kotimaa [Интернет - ресурс]. – http://yle.fi/uutiset/jopo-luokista_hyvia_tuloksia_peruskoulu_loppuun_ja_vainu_opiskelupaikasta/7977920
45. Koulujen sähköiset oppimateriaalit askarruttavat myös opettajia / YLE Turku Uutisluokka [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://yle.fi/uutiset/koulujen_sahkoiset_oppimateriaalit_askarruttavat_myos_opettajia/7957939?ref=leiki-uu

Вопрос-ответ:

Какие основные различия между образовательными системами Финляндии и России конца 20 - начала 21 века?

Основные различия между образовательными системами Финляндии и России в данном периоде времени включают: разницу в подходах к организации и структуре системы, различия в педагогических методах и подходах, а также в уровне финансирования и инфраструктуры.

Какие исторические аспекты влияли на формирование образовательных систем Финляндии и России?

Исторические аспекты, влияющие на формирование образовательной системы Финляндии и России, включают: политические изменения, изменения в социальной сфере, экономическое развитие, а также культурные и религиозные факторы.

Какой путь прошла образовательная система Финляндии после получения легитимности?

После получения легитимности образовательная система Финляндии прошла путь становления в качестве одной из наиболее успешных и инновационных систем в мире. Были проведены значительные реформы, направленные на улучшение качества образования, повышение профессиональной подготовки учителей и создание равных возможностей для всех учащихся.

Какую роль играла образовательная система в СССР в формировании современной системы образования России?

Образовательная система в СССР играла важную роль в формировании современной системы образования России. СССР положил основы для массового доступа к образованию, внедрения всеобщего обязательного образования, а также развития науки и техники через образование.

Какие вызовы и проблемы стоят перед образовательными системами Финляндии и России в конце 20 - начале 21 века?

В конце 20 - начале 21 века перед образовательными системами Финляндии и России стоят различные вызовы и проблемы. В Финляндии это могут быть вопросы, связанные с изменением демографической ситуации, адаптацией к новым технологиям и современным требованиям, а также снижением качества образования из-за различных факторов. В России вызовы могут связаны с сокращением финансирования, реформами в системе образования, а также с необходимостью повышения качества образования и доступности для всех граждан.

Какое влияние на формирование образовательных систем Финляндии и России оказал исторический аспект?

Исторические особенности и развитие образования в обеих странах сыграли важную роль в формировании их образовательных систем. Например, в России развитие образования было сильно связано с политическими и социальными изменениями, такими как введение обязательного образования и создание советской системы образования. В Финляндии образование также имело важное значение, однако его развитие в большей степени было связано с потребностями общества и развитием национальной идентичности.

Какие особенности были в образовательной системе СССР в период с 1917 по 1930 годы?

В период с 1917 по 1930 годы в СССР была проведена реформа образования, которая включала в себя расширение доступа к образованию, отмену привилегий для буржуазии и фокус на подготовке рабочих и крестьянских кадров. В этот период была создана советская система образования, которая включала общеобразовательные учебные заведения, профессиональные училища и высшие учебные заведения.

Как развивалась образовательная система Финляндии после получения легитимности?

После получения легитимности образовательная система Финляндии продолжала развиваться, с основным уклоном на качество образования и равенство доступа к нему. Было проведено много реформ, направленных на улучшение образования, включая увеличение финансирования, улучшение условий для учителей и увеличение автономии школ. Кроме того, в Финляндии была создана комплексная система оценки и контроля качества образования.