Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование позновательного интереса у детей к природе среднего дошкольного возраста.

  • 30 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 04.06.2011
700 руб. 1 400 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого – педагогической литературе
1.2. Особенности развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
1.3. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
Глава 2. Пути формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Разнообразие методов формирования познавательного интереса в практике дошкольных учреждений
2.2. Выявление эффективности работы по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре, веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки. Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами. После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев, описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка, почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки разных веток [2].
Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.
Таким образом, используется значительное разнообразие методов формирования познавательного интереса у детей дошкольного учреждения.
2.2. Выявление эффективности работы по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой

Диагностическая работа по выявлению особенностей формирования познавательного интереса содержит задания, направленные на изучение знаний экологического характера и проявления интереса к природе у дошкольников.
В процессе диагностической работы рекомендуется использовать задания по методикам Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой. Материалы для проведения констатирующего эксперимента могут быть следующими (на примере знаний о растениях и интереса дошкольников к ним):
- картинки с изображением растений цветника, огорода, луга, поля;
- схемы строений дерева и цветка.
- комнатные растения,
- картинки с изображением стадии роста и развития гороха (фасоли);
- модели понятий «Травы», «Кустарники», «Деревья».
Задание I
Цель: определить знание растений у детей среднего дошкольного возраста.
Ход:
1. Детям предлагается назвать растения.
Инструкция: «А ты знаешь, какие растения растут в нашем крае (городе)?».
2. Ребенку предлагается по картинкам разложить растения на две группы: растущие в родном крае и не растущие в родном крае.
Стимульный материал:
Картинки с изображением растений: ель, ромашка, клевер, кактус, клен, верблюжья колючка, лопух, сирень, пальма.
Инструкция: разложи, пожалуйста, картинки на две группы. В одну положи все картинки с растениями, которые растут в нашем крае, а в другую – те, которые в нашем крае не растут.
Задание II.
Цель: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.
Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «собрать растение». Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых изображены стебель, листья, корень, цветок.
Вопросы и задания:
1. Назови это растение.
2.Где растет?
3.Разложи картинки с изображением роста растения. Игра «Что сначала, что потом?» (горох, фасоль)
4. Что нужно делать для того, чтобы растения хорошо росли?
5.Что бывает с растениями (огорода, леса и др.) зимой, весной, летом, осенью.
7. Почему это происходит?
8. Относятся ли растения к живым существам?
9. Какие комнатные растения ты знаешь?
10. Какие деревья ты знаешь?
Задание III
Организовать игру «Путаница».
а) разложи растение правильно;
б) почему части растения следует разложить именно так, а не по-другому?
в) зачем растению листья, стебли, корни, ветки, плоды
Задание IV
«Подбери модели»
Детям предлагаются картинки с изображениями растений расположить их по группам: «травы», «деревья», «кустарники» и подобрать к ним соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
Оценка результатов диагностической деятельности по каждому заданию содержит как качественные, так и количественные показатели.
13 - 15 баллов давалось, если:
• Ребенок определяет растения родного края без затруднений. Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений, подбирает к ним модели, знает основные составные части растения.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
8 - 12 баллов давалось, если:
• Ребенок не может определить некоторые растения родного края, иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов, затрудняется в определении модели, путает некоторые составные части растения.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
5 - 7 баллов давалось, если:
• Ребенок с трудом может группировать растения родного края, затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы, путает составные части растения.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Таким образом, в процессе диагностики можно изучить особенности формирования познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста к природе, ее явлениям и предметам.
Заключение

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Экологические знания воспитывают интерес у дошкольников к природе, формируют эмоционально – положительное отношение к ней, реализуют потребность дошкольника в природоохранной деятельности. Воспитание интереса дошкольников к получению экологических знаний осуществляется посредством разнообразных видов деятельности детей в природе. Это наблюдение, экспериментирование, практическая работа.
В качестве путей формирования познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста важно рассматривать игру, наблюдение, экспериментирование, творческую деятельность.
Список литературы

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2003
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978
Демина Л. «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7. – С. 9 - 19
Козлова С. А., Куликов Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000
Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению.// Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник. научных трудов /Под ред. Логиновой В. И. – Л.: Образование, 1991
Логинова Г.П., Андрющенко Д.В. Диагностика психического развития детей 4-5 лет. - М.: МГППУ; ЦПМСС «Малыш», 2004
Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Просвещение, 1983.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Наука, 1984
Марковская Л.Н. Уголок природы в детском саду / Л.Н. Марковская. - М.: Просвещение, 1989.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. - Минск, 2005
Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1. – С. 26 - 31
Мурашов А. А. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников // Педагогика. – 1997. - №3. – с. 45 - 52
Мутик М. Экологическая поделка // Дошкольное воспитание. – 1998. - №7. – С. 68
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002
Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №5. – С. 36 – 43
Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1996 . - №7. – С. 36
Николаева С. Н. Эколог в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1999. - №7. – С. 34 - 38
Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3
Павлова А. Игры как средство экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 37-41.
Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. /Под ред. Л. В. Занкова. М., "Педагогика", 1978. - 144 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу.— Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.— 67с
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: Просвещение, 1982.
Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1998.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2005.
Федосеева П.Г. Организация деятельности уголка природы. Младшая группа. – М.: Корифей, 2008. – 96 с.
Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. /Авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. - М.: Педагогика, 1989
Приложение 1

Комплекс игр, направленных на формирование познавательного интереса к природе у детей среднего дошкольного возраста.

1. Игра «Путаница»
Стимульный материал: разрезанные карточки с изображением частей растения.
Цель: формирование знаний о строении растений.
Ход.
-сложи правильно, как бывает? (предварительно перепутано расположение частей)
-можно ли сложить так?
-почему нельзя?
-назови, что это? (указать на ту или иную часть растения)
2. Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам.
Задание: описать предметы и найти их по описанию.
Игровые действия: загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила: дать описания подробно, четко в принятой последовательности.
Ход игры: водящий выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из растений. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета.
3. Игра «Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения, развивать внимание, сообразительность, память.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу.
Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, лес.
Правила: Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
4. Игра «Что где растет»
Правила и ход игры. Игра по типу лото. Играют 4-5 человек. У каждого - большая картинка, на которой нарисован, например огород, сад или поле.
Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней. Эту картинку берет тот, у которого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.
5. Игра « Детки на ветке»
Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры: Дети рассматривают листья деревьев, кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Такую игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение круглого года.


Интерес – специфическая направленность личности на познание чего – нибудь нового.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.

Познавательный интерес к природе – направленность личности на явления природы, ее предметы и закономерности.













2


1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2003
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978
3.Демина Л. «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» // Дошкольное воспитание. – 1993. - №7. – С. 9 - 19
4.Козлова С. А., Куликов Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000
5.Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению.// Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник. научных трудов /Под ред. Логиновой В. И. – Л.: Образование, 1991
6.Логинова Г.П., Андрющенко Д.В. Диагностика психического развития детей 4-5 лет. - М.: МГППУ; ЦПМСС «Малыш», 2004
7.Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Просвещение, 1983.
8.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Наука, 1984
9.Марковская Л.Н. Уголок природы в детском саду / Л.Н. Марковская. - М.: Просвещение, 1989.
10.Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.
11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. - Минск, 2005
12.Михайленко Н., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №1. – С. 26 - 31
13.Мурашов А. А. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников // Педагогика. – 1997. - №3. – с. 45 - 52
14.Мутик М. Экологическая поделка // Дошкольное воспитание. – 1998. - №7. – С. 68
15.Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002
16.Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. – 2000. - №5. – С. 36 – 43
17.Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1996 . - №7. – С. 36
18.Николаева С. Н. Эколог в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1999. - №7. – С. 34 - 38
19.Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3
20.Павлова А. Игры как средство экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - с. 37-41.
21.Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. /Под ред. Л. В. Занкова. М., "Педагогика", 1978. - 144 с.
22.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006
23.Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу.— Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.— 67с
24.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: Просвещение, 1982.
25.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1998.
26.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2005.
27.Федосеева П.Г. Организация деятельности уголка природы. Младшая группа. – М.: Корифей, 2008. – 96 с.
28.Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. /Авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.
29.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979
30.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. 3инченко. - М.: Педагогика, 1989

У нас вы можете заказать