Семья как предмет социально-культурной деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 3434 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение
Глава 1. Семья как социо-культурный институт
1.1. Структура и функции современной семьи
1.2. Особенности и проблемы современной семьи
Глава 2. Направления социально-культурной деятельности по работе с семьей
2.1.Эстетизация семейного досуга
2.2. Развитие культуры чтения
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Именно в семье прививаются социо-культурные ценности. Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных и старейших социальных институтов. Семья прошла долгий и путь развития: от совместного проживания родом - к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей. Семья выступает продуктом общества в котором она формируется. С изменением общественного уклада меняется и сама семья. Поэтому проблемы трансформации семьи и семейных ценностей столь важны.
2) Современная семья находится в состоянии кризиса. Некоторые исследватели даже говорят о ее умирании. Связан этот кризис в первую очередь с тем, что развитием современного постиндустриального общества. В первую очередь, изменяются принципы формирования семьи, ее принципы, структура. Усиливаются также и деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Все это поставило семью в новую ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала до этого. Российскую семью тоже затронули явления, характерные для всего индустриально развитого мира. Это падение рождаемости, рост смертности, уменьшение брачности и рост разводимости, изменение ролей внутри семьи.
3) Кризисные явления требуют принятия неотложных мер по укреплению и развитию института семьи. Необходима специально организованная государственной семейной политики.
Семья сохраняет свою важнейшую роль социального института. Ведь в основе семьи лежат функции защиты человека от мира, именно семья оказывает человеку поддержку в трудных ситуациях, помогает справится с кризисными ситуациями. Но если кризис наступил внутри семьи, то ей необходима помощь. Работа социально-культурной деятельности помогает семье осознать себя как целостность, разнообразить досуг, повысить культурный уровень. От уровня культуры семьи как ячейки социума также во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность и преодолеть социальную пассивность. Таким образом, социально-культурная деятельность по отношению к семье должна быть частью комплексной государственной семейной политики и способствует сохранению института семьи.
4) В семье происходит реальное развитие и функционирование личности. В этой связи центр формирования культуры объективно перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо создать условия, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции.
5) Рациональное использование свободного времени для воспитания детей и организации досуга становится важной социальной функцией современной семьи. Поэтому первостепенное значение приобретают устранение элементов стихийности в досуге семьи, неуклонное повышение его культуры, ориентация на активные формы использования свободного времени.
6) Необходима эстетизация семейного досуга. Культурно-досуговая сфера является ресурсом возрождения народного искусства, фольклора, семейного творчества, народных ремесел и других видов национальной культуры. Этот процесс естественным путем отражается на укреплении супружеских и детско-родительских отношений, способствует снятию внутрисемейных противоречий и напряжений, формирует гуманистические традиции, которые становятся нормой поведения и деятельности каждого члена семьи.
7) Необходимо сформировать избирательное отношение к телевидению, потребность рационально использовать информацию, привить вкус к подлинной телевизионной эстетике.
8) Необходимо развитие культуры чтения. Книга также является носителем духовных ценностей. Чтение – это деятельность по освоению и распространению этих духовных ценностей.

Список литературы

Академия семьи: из опыта работы с семьей Социально-педагогической и психологической службы УО ГЦВР Витебск: УО «Государственный Центр внешкольной работы Октябрьского района г. Витебска», 2008 // [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/272988/ (дата обращения 02.12.2010)
Антология гендерной теории. Сб. пер./Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. – 384 с.
Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. 1992. № 7. - с. 135—140
Жуков В.И. Социология социальной сферы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. - 312 с.
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.). Пер. с нем. Л. А. Овчинцевой. Научн. ред. М. Ю. Брандт. М., 1997. – 302 с.
Кайлова О.В. Опыт семейной политики в странах Европейского Союза //Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2) / Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. -М: МАКС Пресс, 2005. с. 15-20; [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0229/analit07.php (дата обращения 02.12.2010)
Лаврецова С.В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга. – СПб., 2004. – 86 с.
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - 19 с.
Маклюэн М. Средство само есть содержание [Электронный ресурс]. URL: http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/maclu.ru.html) (дата обращения 02.12.2010)
Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года //[Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/9637 (дата обращения 02.12.2010)
Творческая работа с семьей: сборник методических материалов Дворца детского и юношеского творчества //[Электронный ресурс] URL: http://gddut.u-education.ru/index.php (дата обращения 02.12.2010)
Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие: Рекомендовано УМО /ред. П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. – 194 с.
Харчев А. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Общественные науки. - 1982. - N 4. - C.60-73.
Харчев А.Г. , Богословская И.Ф. Семья и общество. –М. :1982,- 128 с.
Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы –М., 1978.- -224 с.
Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения 02.12.2010)
Ядов. В.А. Социология в России. Теоретические концепции семьи // [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch116_all.html (дата обращения 02.12.2010)
Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года //[Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/9637 (дата обращения 01.12.2010)
Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие: Рекомендовано УМО /ред. П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2009. - с.150.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — с.22; Ядов. В.А. Социология в России. Теоретические концепции семьи // [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch116_all.html (дата обращения 02.12.2010)
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — с.10-11
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — с.11
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. – с.22
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - ХХ вв.) /Пер. с нем. Л.А. Овчинцевой]. - М. : Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - с.15 - 16
Гидденс, Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. 1992. № 7. - с. 135—140
Хубер Д. Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории. Сб. пер./Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. – с. 78
Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - ХХ вв.) /Пер. с нем. Л.А. Овчинцевой]. - М. : Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - с. 262
Там же с. 267-268
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. – с.8-10
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. – с.9
Там же
Там же – с.10
Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. – с.11
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.6
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.13
Харчев А.Г., Богословская И.Ф. Семья и общество. - М., 1982. - с.24.
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.14
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.14
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.16-17
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.17
Там же - с.18
Маклюэн М. Средство само есть содержание // [Электронный ресурс]. URL: http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/maclu.ru.html (дата обращения 02.12.2010)
Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 // [Электронный ресурс].URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения 02.12.2010)
Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - с.15
Академия семьи: из опыта работы с семьей Социально-педагогической и психологической службы УО ГЦВР Витебск: УО «Государственный Центр внешкольной работы Октябрьского района г. Витебска», 2008 //[Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/272988/ (дата обращения 02.12.2010)












2

Список литературы

1.Академия семьи: из опыта работы с семьей Социально-педагогической и психологической службы УО ГЦВР Витебск: УО «Государственный Центр внешкольной работы Октябрьского района г. Витебска», 2008 // [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/272988/ (дата обращения 02.12.2010)
2.Антология гендерной теории. Сб. пер./Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. – 384 с.
3.Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социологические исследования. 1992. № 7. - с. 135—140
4.Жуков В.И. Социология социальной сферы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. - 312 с.
5.Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII – XX вв.). Пер. с нем. Л. А. Овчинцевой. Научн. ред. М. Ю. Брандт. М., 1997. – 302 с.
6.Кайлова О.В. Опыт семейной политики в странах Европейского Союза //Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2) / Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. -М: МАКС Пресс, 2005. с. 15-20; [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0229/analit07.php (дата обращения 02.12.2010)
7.Лаврецова С.В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга. – СПб., 2004. – 86 с.
8.Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.05. – СПб., 2007 - 19 с.
9.Маклюэн М. Средство само есть содержание [Электронный ресурс]. URL: http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/maclu.ru.html) (дата обращения 02.12.2010)
10.Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005
11.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 328 с.
12.Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года //[Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/9637 (дата обращения 02.12.2010)
13.Творческая работа с семьей: сборник методических материалов Дворца детского и юношеского творчества //[Электронный ресурс] URL: http://gddut.u-education.ru/index.php (дата обращения 02.12.2010)
14.Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие: Рекомендовано УМО /ред. П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
15.Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2006. – 194 с.
16.Харчев А. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Общественные науки. - 1982. - N 4. - C.60-73.
17.Харчев А.Г. , Богословская И.Ф. Семья и общество. –М. :1982,- 128 с.
18.Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы –М., 1978.- -224 с.
19.Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения 02.12.2010)
20.Ядов. В.А. Социология в России. Теоретические концепции семьи // [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch116_all.html (дата обращения 02.12.2010)

Вопрос-ответ:

Зачем нужна семья в современном обществе?

Семья играет важную роль в социально-культурной деятельности общества. Она является основой для формирования социальных ценностей, норм и правил поведения. Семья также выполняет функцию обеспечения эмоциональной поддержки и стабильности для своих членов.

Какие особенности и проблемы современной семьи существуют?

В современной семье наблюдается ряд особенностей и проблем. К ним относятся изменение структуры семьи, увеличение числа одиноких родителей, ухудшение качества семейных отношений, снижение роли семьи в обучении детей и формировании культурных ценностей.

Какую роль играет эстетизация семейного досуга?

Эстетизация семейного досуга направлена на создание комфортной и красивой атмосферы в семье. Это позволяет семье проводить время вместе, развиваться и наслаждаться общими занятиями. Эстетизация семейного досуга способствует укреплению семейных отношений и формированию позитивных эмоций.

Как развивается культура чтения в семье?

Развитие культуры чтения в семье осуществляется путем формирования интереса к книгам и чтению у членов семьи. Это может быть достигнуто через создание специальной атмосферы для чтения, организацию семейных чтений, обсуждение прочитанного и введение регулярной практики чтения в семье.

Как меняется семья со временем?

Семья меняется в соответствии с изменениями в обществе. В прошлом семья имела более традиционную структуру с жесткими гендерными ролями. Сегодня семья стала более гибкой, разнообразной и признает разные формы супружества. Также меняется роль семьи в воспитании детей и передаче культурных ценностей.

Какие функции выполняет современная семья?

Современная семья выполняет такие функции, как воспитание детей, удовлетворение эмоциональных потребностей членов семьи, обеспечение экономического благополучия, передача социо-культурных ценностей и традиций.

Какие особенности и проблемы существуют в современной семье?

Среди особенностей современной семьи можно выделить изменения в социальной роли мужчины и женщины, рост числа одиноких родителей, изменение взаимоотношений внутри семьи. Проблемы, с которыми сталкиваются семьи, включают экономические трудности, конфликты между членами семьи, нарушение коммуникации, семейное насилие.

Какие направления социо-культурной деятельности существуют по работе с семьей?

Существует несколько направлений социо-культурной деятельности по работе с семьей. Одно из них - эстетизация семейного досуга, то есть развитие и продвижение культурно-творческих мероприятий для семейного времяпровождения. Другое направление - развитие культуры чтения, включающее организацию семейных чтений, книжных выставок, литературных клубов.