Методика обучения декоративному натюрморту в детской художественной школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусство
  • 34 34 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 05.06.2016
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ 5
2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ДЕКОРАТИВНЫМ НАТЮРМОРТОМ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ 11
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, в процессе изучения темы учащиеся проходят все три уровня усвоения знаний:•репродуктивный (повторение приемов работы кистью: пятно, контур, мазок)•продуктивный (применение полученных ЗУН для выполнения самостоятельного задания) •творческий (создание декоративной композиции посредством художественных приемов)Это обеспечивает мотивацию и качество усвоения материала.План проведения занятий (4 часа)Тема:«Декоративный натюрморт»Тип занятия (урока): комбинированный.Межпредметные связи: рисунок, история искусствЦель занятия:выработка навыков декоративной работы над натюрмортной постановкойУчебно-воспитательные задачи:научить техническим приемам декоративной работы;выработать практические умения и навыки при работе гуашью;вырабатывать умение применять теоретические знания на практике, привнося элементы самостоятельных разработок в предложенные преподавателем работы;создать теоретическую и практическую базу для индивидуальной творческой работы в продолжение темы.Оснащение:доска, цветной мел для работы на доске;мольберты, бумага (40х60см.), гуашь, кисти, простой карандаш;репродукции картин, образцы из методического фонда;визуальная презентацияОбразовательные результаты:учащиеся знакомятся с приемами стилизации изображения, которые применялись в периоде советского авангарда. Отрабатывают навыки работы в технике гуашь. Учатся построению цельной композиции. Учатся работе с колоритом художественного произведения.Итоговый контроль традиционно проводится в форме просмотра и вывешивания наиболее удачных работ на экспозиционные стенды или стены ДХШ. Наиболее удавшиеся работы могут претендовать на участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах. Критерии оценки: создание оригинальной индивидуальной интерпретации художественного образа постановочного натюрморта в стиле русского авангардаXXв. Удачное применение приемов стилизации и уплощения трехмерного пространства, в том числе живописными методами (цветом, пятном). Наличие композиционной целостности. Соблюдение техники рисования гуашью. Технологическая карта урока№Этап занятияВид деятельностиМетоды работыВремямин.преподавателяучащийся123451Организационный момент. Объявление темы, цели и задачВосприятие22Пояснение мотивации изучения заданной темы.Демонстрация иллюстративного материала, готовых работ учащихся Восприятие и оценивание (приобретение мотивации)Беседа 53Повторение пройденного материалаПостановка вопросовОтветы на вопросыОпрос84Объяснение нового материалаПояснение способов декоративного решения натюрморта. Рассказ о периоде советского авангарда и показ иллюстративного рядаВосприятие и активное осмысление информации, поиск конкретных примеров декоративных натюрмортов из иллюстративного материалаБеседа и постановка задачи40-505Разработка эскизовВыполнение эскизов декоративного натюрморта на основе живописного изображенияВосприятие, выполнение упражнений и выбор одного из способов декорирования для выполнения самостоятельной работыПоказ, практическая работа156Выполнение декоративной композицииПояснение задания для самостоятельной работы, текущий контроль выполнения задания в аудитории, проверка домашних этюдовСамостоятельное практическое выполнение декоративного решения натюрморта по предыдущей живописной работеПрактическая работа2 ак.часа7ПросмотрОценка качества усвоения нового материала Самооценка достигнутых успехов, приобретение мотивации в дальнейшей деятельностиОценка и поощрение, подведение итогов15-204-й этап занятия (см. таблицу). Объяснение нового материала. Деятельность преподавателя по пояснению способов декоративного решения:Изображение предметов в живописи и графике по подходу к изображению и построению композиции можно условно разделить на реалистичные, декоративные и абстрактные (формальные) Иллюстрация 1:работы учащихся художественной школы-студииА. Иконниковой, Д. Ковалева и образец, разработанный преподавателемВажным приемом в декоративном решении натюрморта становится стилизация. Это способ художественной переработки окружающей действительности. Индивидуальный взгляд художника на предмет изображения, его мысли и чувства, оттенки личности и мировоззрения. Стилизация может производиться декоративными обобщениями, изменениями объема, пропорций, цвета, «снятием изобразительности», т.е. опускании ненужных деталей целиком или выборочно.Иллюстрация 2:работы учащегося художественной школы-студии Д.ПлугинаОдними из вариантов стилизации, которые посвились в самом начале, в работах фовистов, экспрессионистов, пуантилистов могут стать технические приемы фактурного мазка и декоративного контура Иллюстрация 3: методический рисунок преподавателя художественной школы-студии:Те же приёмы мы можем наблюдать на картинах современных художников (из Интернет)Иллюстрация 4:Важным элементом декоративной композиции является пространство, оно в отличие от реалистичного подхода к изображению не имитирует передачу перспективы, а скорее избегает ее, стремится к уплощению и двухмерной яркости наподобие узоров. Двухмерного пространства можно добиться в декоративном натюрморте посредством:Членения плоскости на части (шахматная доска),иллюстрация 5.Насыщения орнаментом, иллюстрация6.Оверлеппинг,иллюстрация 7.Дробление изображения,иллюстрация 8.Введение постоянного модуля и фиксация его цветом (прием П. Филонова),иллюстрация 9.иллюстрация 5иллюстрация 6иллюстрация 7иллюстрация 8иллюстрация 9Рассказ о периоде советского авангарда и показ иллюстративного ряда (меж предметные связи, беседа по истории искусств):Родоначальником нового направления в искусстве – кубизма – стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Основным принципом стало разложение формы сразу с нескольких сторон, точек зрения. В результате изображение как бы рассыпалось на осколки, дробящиеся формы. Русские художницы Надежда Удальцова и Любовь Попова учились в 1912-1913 гг. в Париже в мастерской кубиста ЛеФоконье, а в 1911г. у него же работал Аристарх Леунтов.Картины первых русских кубистов иллюстрация 10Итальянский футуризм, с его прославлением современного города, скорости, наряду с ощущением и ожиданием переворота, наступления будущей научно-технической жизни, отрицая старую культуру. Характеризуя любовь к эпатажу.иллюстрация 11В России кубизм и футуризм слились во единое течение кубофутуризм, для него был характерно применение ярких красок, плоскостейиллюстрация 12Позже яркими течениями в русском авангарде стали конструктивизм и супрематизм иллюстрация 13Примеры работ учащихся декоративного натюрморта 2 класса ДХШ В. Малышкина и А. Сеньиллюстрация 14ЗаключениеВ результате изучения истории декоративного натюрморта, современных подходов к организации методики обучения декоративному натюрморту в общеобразовательных школах и профессиональных образовательных учреждениях, можно перейти к структурированию учебного материала для детской художественной школы.Важно также опираться на направления политики государства РФ, в области образования. Согласно им занятие должно быть построено с применением аксиологического подхода. Содержание курсов должно быть ориентированно на приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа, в том числе исторически сложившихся течениях русского авангарда, которому нет аналогов нигде в мире.Системный подход к структурированию учебного материала, выбор содержания, форм, методов обучения. Составление календарно-тематических планов, конспектов уроков, поможет начинающему педагогу дополнительного образования в каждодневной работе, в организации и управлении педагогическим процессом.Демонстрация картин известных художников, яркая презентация и наглядность материала поможет окунуться учащимся в историческую атмосферу того или иного времени, прочувствовать характерные приёмы работы разных мастеров, ощутить интерсубъективную связь.Важен и итоговый контроль надвыполненной работой, по положению нормативных документов это может быть любая форма на выбор учебного заведения. Традиционно сложившейся формой контроля в детских художественных школах можно назвать просмотр, в результате которого у учащихся формируется самооценка.Список литературыКонцепция дополнительного образования детей от 4.09.2014г. с Интернет-портала Мин. Науки и образования РФПотребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1956, с. 350—365.Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и запад (цивилизации Древности и Средневековья). Коллективная монография под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2013. – 706с.Сложеникина Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учебн. пособие / Н.С. Сложенникина. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 386 с. :илл.Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум/О.В. Чернышев.–Мн.: Харвест, 1999. – 312с. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вуз, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 144 с.: ил. – (Изобразительное искусство)Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 312, [1] с.: ил.ПриложениеПриложение 1. Анри Матисс «Золотые рыбки» (вверху); «Фрукты и бронза» (внизу)Приложение 2. Пабло Пикассо декоративные натюрморты

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция дополнительного образования детей от 4.09.2014г. с Интернет-портала Мин. Науки и образования РФ
2. Потребности и мотивы деятельности // Психология / Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1956, с. 350—365.
3. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и запад (цивилизации Древности и Средневековья). Коллективная монография под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2013. – 706с.
4. Сложеникина Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учебн. пособие / Н.С. Сложенникина. – М. : Флинта : Наука, 2013. – 386 с. : илл.
5. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум/О.В. Чернышев.– Мн.: Харвест, 1999. – 312с.
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вуз, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 144 с.: ил. – (Изобразительное искусство)
7. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция / К.Т. Даглдиян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 312, [1] с.: ил.

Вопрос-ответ:

Какие особенности содержания и организации художественной деятельности в детской художественной школе?

Особенности содержания и организации художественной деятельности в детской художественной школе включают разнообразие форм и методов работы, акцент на развитие творческого мышления и художественного вкуса, использование искусствоведческих знаний, постепенное продвижение от простых к сложным художественным заданиям.

Какие методы и формы работы используются при изучении декоративного натюрморта в детской художественной школе?

При изучении декоративного натюрморта в детской художественной школе используются различные методы и формы работы, такие как наблюдение и анализ предметов и композиций, рисование по образцу, создание собственных натюрмортов, эксперименты с цветом и формой, использование разных материалов и техник.

Как проектируется учебное занятие для учащихся 2 класса детской художественной школы по теме декоративный натюрморт?

Учебное занятие для учащихся 2 класса детской художественной школы по теме декоративный натюрморт проектируется с учетом возрастных особенностей детей. На занятии используются простые и доступные для детей задания, игровые элементы, интересные примеры из искусства, для активизации творческого мышления и фантазии.

Какие основные этапы прохождения темы декоративный натюрморт в художественной школе для детей?

Прохождение темы декоративный натюрморт в художественной школе для детей включает несколько основных этапов. Сначала дети изучают основы рисования и композиции, затем переходят к изучению различных стилей и направлений в натюрморте, а также к экспериментам с цветом и формой. На заключительном этапе ученики создают свои собственные декоративные натюрморты.

Какие особенности содержания и организации художественной деятельности в детской художественной школе?

Особенностями содержания и организации художественной деятельности в детской художественной школе являются индивидуальный подход к каждому ученику, участие в различных художественных проектах и выставках, создание условий для проявления творческого потенциала детей и развития их художественных навыков.

Какие методы и формы работы используются при обучении декоративному натюрморту в детской художественной школе?

При обучении декоративному натюрморту в детской художественной школе используются различные методы и формы работы, такие как изучение основных принципов композиции, работа с цветом и светотенями, использование разных материалов и техник для создания натюрморта, а также анализ и обсуждение произведений известных художников в этом жанре.

Какие методики использовать при проектировании учебного занятия для учащихся 2 класса детской художественной школы по теме "Декоративный натюрморт"?

При проектировании учебного занятия для учащихся 2 класса детской художественной школы по теме "Декоративный натюрморт" можно использовать методики, например, демонстрацию и объяснение техники работы, практическое выполнение заданий с использованием разных материалов и инструментов, индивидуальное руководство и консультации с каждым учеником, и оценку и обсуждение результатов.

Какие преимущества есть у декоративного натюрморта в образовательном процессе детской художественной школы?

Декоративный натюрморт имеет несколько преимуществ в образовательном процессе детской художественной школы. Этот жанр помогает развивать воображение, творческое мышление, художественные навыки и вкус у детей. Он также позволяет изучать основы композиции, цветовую гамму, светотеневые отношения, а также знакомиться с произведениями известных художников и их стилями.

Что изучается в методике обучения декоративному натюрморту в детской художественной школе?

В методике обучения декоративному натюрморту в детской художественной школе изучаются особенности содержания и организации художественной деятельности, методы и формы работы над декоративным натюрмортом, а также проектирование учебного занятия для учащихся 2 класса.