Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Образ наилучшего государства в политических учениях Платона и Аристотеля

  • 16 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 01.06.2011
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Модель идеального государства Платона
1.1. Метод аналогии
1.2. Справедливость
1.3. Общественное устройство
1.4. Роль воспитания
1.5. Учение о формах правления
2. Модель идеального государства Аристотеля
2.1. Происхождение государства
2.2. Гражданство
2.3.Отличия государства от семьи
2.4. Государство как система
2.5. Обеспечение стабильности в государстве и высшее благо
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, т.е. «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной».
Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: 1) законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней; 2) должностной орган; 3) судебный орган.
Существует два вида справедливости: 1) уравнивающая – когда закон применяет ко всем равную мерку; 2) распределяющая – каждому по заслугам и способностям. Справедливость, по Аристотелю, – это относительная, условная категория. Представления людей о справедливости меняются.
В 6-ой Книге Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией. Учение Аристотеля о формах правления полностью построено на наблюдении и анализе. На основе двух критериев (нравственный критерий и количество правящих) Аристотель выделяет следующие основные формы правления.
№ п/п Правильные Неправильные Правление одного Монархия (царская власть) Тирания Правление немногих Аристократия Олигархия Правление большинства Полития Демократия  
Идеальное государство – полис, с преобладанием среднего размера собственности, что ведет к преобладанию среднего класса; форма правления – полития; мирное государство, в котором правят законы.
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Аристотель выделял 3 главных слоя граждан: зажиточные, средние, неимущие. В зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя.
Главное в государстве – гражданин, который участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции.
Представление Аристотеля о сущности государства: 1) не может быть счастливо государство, если несчастлив его гражданин; 2) право регулирует отношения только между свободными и равными; 3) основной принцип права - принцип справедливости.
2.5. Обеспечение стабильности в государстве и высшее благо
В 5-ой Книге Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
В 7-ой Книге Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии, тогда как у азиатов есть ум, но недостает мужества. В 8-ой Книге Аристотель поднимает проблему «воспитания молодежи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб». Существуют 4 основных обучающих предмета: 1) грамматика; 2) гимнастика; 3) музыка; 4) рисование.
Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие: обеспечение пропитанием; комфорт; защита; достаток; религиозный культ; справедливость. Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Заключение
Платон и Аристотель, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать государство не как машину закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам. Ни один из философов не считал демократию идеальным строем. Их объединяет то, что они даруют власть мудрейшему выборному большинству, которое будет править столь справедливо, что не будет волнений и недовольств. На этом основаны взгляды всех философов на идеальный государственный строй.
Модель идеального государства Платона полностью утопична и неосуществима на практике. Невозможно сделать государство абсолютно единым, т.е. обобществить всю собственность, упразднить институт семьи и т.д. Нельзя заставить правителя отдать своего сына в землепашцы, если тот не окажется способным для несения бремени власти. Нельзя заставить вельмож добровольно расступиться и возвести на трон безродного пахаря только потому, что он по природе своей создан для управления страной. Аристотель выступал против предложения Платона обобществить всю собственность. «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается меньшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим. Помимо всего прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны другого».
Список литературы

Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.- 830 с.
Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – 278 с.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 442 с.
Платон. Государство.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.- 654 с.
Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – 526 с.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1996, с. 415
Платон. Государство.- Собр. соч. в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994, с.207
Указ. соч., с.209-213
Указ. соч., 1994, с.93
Платон. Государство.- Собрание соч. в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994, с.139
Платон. Государство.- Собр. соч. в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994, с.94
Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978, с. 204.
Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994, с. 352.
Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994, . 322.
Платон собр. соч., т.3. – М.: Мысль, 1994, с.154.
Указ. соч., с.132.
Указ. соч., с.145-146.
Аристотель, собр. соч., т.4. – М.: Мысль, 1983, с. 446.
Указ. соч., с. 445.
Аристотель, собр. соч., т.4. – М: Мысль, 1983, с. 481
Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983, 41 с.
Аристотель, собр. соч., т.4. – М.: Мысль, 1983, с. 406.












2

Список литературы

1.Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.- 830 с.
2.Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – 278 с.
3.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 442 с.
4.Платон. Государство.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.- 654 с.
5.Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – 526 с.

ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ О ГОСУДАРСТВЕ

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Учение Платона о государстве 6
  • Глава 2. Учение Аристотеля о государстве 11
  • Вывод 20
  • Литература 22
  • Введение

    политико-правовых учениях Древней Греции и всей античной цивилизации, коренятся истоки европейского понимания права, политики государства. Следует принять во внимание тот факт, что историко-научная реконструкция учений прошлого стала возможной не ранее XIX века. О Древней Греции можно не указать и на трудности реконструкции изучаемых идей, которые нередко объясняются более чем скромной эмпирической базой. В ряде случаев воспроизводить эти идеи приходится лишь по дошедшим до нас мест, произведений мыслителей, свидетельства современников и другие Исключения составляют труды Платона и Аристотеля.

    Особенности становления и последующего развития политико-правовой мысли в Древней Греции обусловлены прежде всего уникальностью полиса как формы политического общения. Слово "полис" (от греч. polis) переводится как государство, точнее, вы указываете город-государство, состоящий из города и прилегающих территорий; производна полис "политика" (от греч. politike) - государственные дела, искусство управления. Однако, страховой полис не является государством, в новоевропейском и современном понимании.

    В первую очередь, следует подчеркнуть, сообщество, закрытый, политического характера, стремящегося к автаркии, самоизоляции в экономическом, социальном отношениях. Автаркия устойчивой экономической основы свободы личности человека как гражданина и полиса в целом как политически независимого (например, в концепции идеального государства Аристотеля) государства Аристотель. Собр. соч. до 4 тонн // Вступит. ложки, прибл. И. Д. Рожанского. М.: Мысль, 1981. Т. 1..

    Во-вторых, полис-это не просто автаркическая община, а община гражданская, т. е. коллектив свободных граждан. Личность политического и гражданского коллектива исходили все политико-правовые учения Древней Греции. В них отражается теснейшая, буквально физически ощущаемая гражданин полиса, его связь с полисом (государством) в целом. Политика является для гражданина полиса естественным проявлением его общественной жизни, политическая жизнь - "это развитие собственного существования" Даль Р. Демократия и критики. М., 2003.

    Узнать стоимость работы