Образ наилучшего государства в политических учениях Платона и Аристотеля

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1616 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.06.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Модель идеального государства Платона
1.1. Метод аналогии
1.2. Справедливость
1.3. Общественное устройство
1.4. Роль воспитания
1.5. Учение о формах правления
2. Модель идеального государства Аристотеля
2.1. Происхождение государства
2.2. Гражданство
2.3.Отличия государства от семьи
2.4. Государство как система
2.5. Обеспечение стабильности в государстве и высшее благо
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, т.е. «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной».
Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части: 1) законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней; 2) должностной орган; 3) судебный орган.
Существует два вида справедливости: 1) уравнивающая – когда закон применяет ко всем равную мерку; 2) распределяющая – каждому по заслугам и способностям. Справедливость, по Аристотелю, – это относительная, условная категория. Представления людей о справедливости меняются.
В 6-ой Книге Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией. Учение Аристотеля о формах правления полностью построено на наблюдении и анализе. На основе двух критериев (нравственный критерий и количество правящих) Аристотель выделяет следующие основные формы правления.
№ п/п Правильные Неправильные Правление одного Монархия (царская власть) Тирания Правление немногих Аристократия Олигархия Правление большинства Полития Демократия  
Идеальное государство – полис, с преобладанием среднего размера собственности, что ведет к преобладанию среднего класса; форма правления – полития; мирное государство, в котором правят законы.
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Аристотель выделял 3 главных слоя граждан: зажиточные, средние, неимущие. В зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя.
Главное в государстве – гражданин, который участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции.
Представление Аристотеля о сущности государства: 1) не может быть счастливо государство, если несчастлив его гражданин; 2) право регулирует отношения только между свободными и равными; 3) основной принцип права - принцип справедливости.
2.5. Обеспечение стабильности в государстве и высшее благо
В 5-ой Книге Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном. Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
В 7-ой Книге Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии, тогда как у азиатов есть ум, но недостает мужества. В 8-ой Книге Аристотель поднимает проблему «воспитания молодежи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб». Существуют 4 основных обучающих предмета: 1) грамматика; 2) гимнастика; 3) музыка; 4) рисование.
Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие: обеспечение пропитанием; комфорт; защита; достаток; религиозный культ; справедливость. Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Заключение
Платон и Аристотель, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать государство не как машину закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам. Ни один из философов не считал демократию идеальным строем. Их объединяет то, что они даруют власть мудрейшему выборному большинству, которое будет править столь справедливо, что не будет волнений и недовольств. На этом основаны взгляды всех философов на идеальный государственный строй.
Модель идеального государства Платона полностью утопична и неосуществима на практике. Невозможно сделать государство абсолютно единым, т.е. обобществить всю собственность, упразднить институт семьи и т.д. Нельзя заставить правителя отдать своего сына в землепашцы, если тот не окажется способным для несения бремени власти. Нельзя заставить вельмож добровольно расступиться и возвести на трон безродного пахаря только потому, что он по природе своей создан для управления страной. Аристотель выступал против предложения Платона обобществить всю собственность. «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается меньшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим. Помимо всего прочего люди проявляют небрежность в расчете на заботу со стороны другого».
Список литературы

Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.- 830 с.
Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – 278 с.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 442 с.
Платон. Государство.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.- 654 с.
Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – 526 с.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1996, с. 415
Платон. Государство.- Собр. соч. в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994, с.207
Указ. соч., с.209-213
Указ. соч., 1994, с.93
Платон. Государство.- Собрание соч. в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994, с.139
Платон. Государство.- Собр. соч. в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994, с.94
Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978, с. 204.
Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994, с. 352.
Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994, . 322.
Платон собр. соч., т.3. – М.: Мысль, 1994, с.154.
Указ. соч., с.132.
Указ. соч., с.145-146.
Аристотель, собр. соч., т.4. – М.: Мысль, 1983, с. 446.
Указ. соч., с. 445.
Аристотель, собр. соч., т.4. – М: Мысль, 1983, с. 481
Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983, 41 с.
Аристотель, собр. соч., т.4. – М.: Мысль, 1983, с. 406.












2

Список литературы

1.Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.- 830 с.
2.Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – 278 с.
3.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1996. – 442 с.
4.Платон. Государство.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.- 654 с.
5.Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – 526 с.

Вопрос-ответ:

Какую модель идеального государства предлагает Платон?

Платон предлагает модель идеального государства, в котором правит философ-правитель, идеально образованный и просвещенный руководитель, способный принимать мудрые и справедливые решения во благо государства и его граждан.

Чему уделяется внимание в учении Платона о формах правления?

В учении Платона о формах правления основное внимание уделяется поиску наилучшей формы правления, основанной на идеале справедливости, и проблеме разделения власти между различными классами государственных служителей и правителями.

Какое значение в учении Платона имеет воспитание?

В учении Платона воспитание играет огромное значение, так как он считает, что формирование идеального государства начинается с правильного воспитания его граждан. Платон считает, что воспитание должно быть строго регламентировано и носить характер обучения, чтобы создать гармоничное и справедливое общество.

Какая модель идеального государства представлена в учении Аристотеля?

В учении Аристотеля представлена модель идеального государства, в которой государство является естественным и необходимым развитием семьи. Он считает, что государство должно служить для обеспечения общего блага и счастья всех его граждан.

Какими средствам обеспечивается стабильность в государстве по учению Аристотеля?

По учению Аристотеля стабильность в государстве обеспечивается сочетанием различных элементов и форм правления, такими как монархия, аристократия и конституционная республика. Аристотель считает, что государство должно стремиться к достижению высшего блага и счастья всех его граждан.

Какую роль в устройстве идеального государства играет воспитание?

Воспитание имеет важное значение в идеальном государстве Платона. Он считает, что воспитание должно начинаться с самого раннего детства и включать в себя как физическое, так и духовное образование. Цель воспитания - формирование "философских стражей", которые будут руководить государством. Платон утверждает, что только те, кто получил полное и глубокое образование, способны понять идеи справедливости и блага и, следовательно, принимать правильные решения в управлении.

Какие формы правления существуют в учении Платона?

Платон различает пять основных форм правления: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Он считает аристократию, правление философов-царей, наиболее предпочтительной формой правления. Такое правление основано на знании и мудрости и направлено на достижение справедливости и блага для всех граждан. Однако, по мнению Платона, в реальном мире эта форма правления практически невозможна, и поэтому он также рассматривает и другие формы правления, каждая из которых имеет свои особенности и недостатки.

Какое место занимает государство в учении Аристотеля?

Государство занимает центральное место в политическом учении Аристотеля. Он считает, что государство является естественной формой организации жизни людей, а не просто результатом договора или соглашения. Государство для Аристотеля - это "общность общностей", объединяющая людей в единую целостность для достижения высшего блага. Он считает, что государство должно быть устроено таким образом, чтобы обеспечивать достойную жизнь и справедливость для всех граждан.

Какими методами Платон и Аристотель создают образ идеального государства?

Платон использует метод аналогии, сравнивая государство с организмом, а Аристотель прибегает к анализу и обобщению опыта различных государств.

Что означает понятие "справедливость" в политических учениях Платона и Аристотеля?

Для Платона справедливость означает каждому части государства занимать свое место в соответствии со своим природным предназначением, а для Аристотеля справедливость включает в себя равенство и пропорциональность в распределении благ.

Какое место отводится воспитанию в идеальном государстве по учению Платона?

Платон считает, что воспитание играет ключевую роль в формировании характеров граждан и должно быть строго регулировано государством. Оно направлено на создание мудрого и справедливого правителя.

Какими принципами руководствуется Аристотель в создании модели идеального государства?

Аристотель основывается на наблюдении и анализе различных форм правления, он признает необходимость власти, но считает, что она должна быть направлена на достижение высшего блага основной цели государства.