Этногеография

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Генетика
  • 14 14 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 03.06.2016
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Термин "этнос" в науке 3
ИНСТРУМЕНТЫ ЭТНОГРАФИИ 5
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА 7
ИСТОРИЯ ЭТНОГЕОГРАФИИ 9
ВЫВОД 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Фрагмент для ознакомления

В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология». Примерно с середины XIX в. понятия «Volkerkunde» и «этнология» рассматривались как равнозначные — они обозначали монографическую и сравнительную науку о человеческих культурах. Синонимическое тождество понятий «этнология» и «Volkerkunde» в немецкой науке сохраняется и сейчас. Кроме того, в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «Volkskunde» (народоведение) и изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры. Данное направление также сохраняется сегодня в немецкой науке.Среди отечественных исследователей особое место в истории отведено научной деятельностиН.Н. Миклухо-Маклая, который своими работами хотел доказать единообразие человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеи и народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущность расистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.В советский период развития отечественной этнологии особой сферой исследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались на основе статистических данных повседневного поведения и конкретных поступков людей. Так, дружба народов оценивалась по количеству участников представителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически-заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времени оставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д.Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитии отечественной этнологии сталатеория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которой автор дает объяснение механизма появления и развития этносов.В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.ВЫВОДВсплескиэтничности требует от ученых этнологов ответов на многие актуальных вопросы современной повседневной жизни, причем важность этнографических исследований в первую очередь определяется не академическими интересами ученых, а необходимостью реальной внутренней и внешней политики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возникли многочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый из которых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в XIX в. сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных» народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониального управления, то современная историческая обстановка требует от этнологии изучения не только традиционных, но и модернизированных обществ, которые в своем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем — залог выживания человечества.Таким образом, можно отметить, что в ходе XX в. в рамках этнографии былинакоплены ценнейшие эмпирические и теоретические материалы, источником которых стали научное переосмысление и переоценка многочисленных и разнообразных исторических данных, а также результаты многочисленных полевых исследований. Необходимо отметить, что в первой половине XX в. работы в основном носилиакадемический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; тогда как со второй половины XX в. ситуация в корнеизменилась: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусолоков А.А. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1998.Беккер Ф. Этничность и миграция: критическое прочтение понятия этничности в миграционных исследованиях//AbImperio. №3, 2001. С.67-96.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.Крысько В.Г. Этнопсихология межнациональных отношений. М.: Экзамен, 2002.Майерс В. Советская этнография: охотники или собиратели. //AbImperio. №3, 2001. С.9-43.Нации и национализм/ Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др. М.:Праксис, 2002.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусолоков А.А. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1998.
2. Беккер Ф. Этничность и миграция: критическое прочтение понятия этничности в миграционных исследованиях//Ab Imperio. №3, 2001. С.67-96.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
4. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
6. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
7. Крысько В.Г. Этнопсихология межнациональных отношений. М.: Экзамен, 2002.
8. Майерс В. Советская этнография: охотники или собиратели. //Ab Imperio. №3, 2001. С.9-43.
9. Нации и национализм/ Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др. М.:Праксис, 2002.
10. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

Вопрос-ответ:

Что такое этногеография?

Этногеография - это наука, изучающая распределение народов по территории земного шара и их взаимодействие с окружающей средой.

Какие инструменты использует этнография?

Этнография использует различные методы исследования, включая полевые наблюдения, интервью, архивные и статистические данные.

Как классифицируются народы мира?

Народы мира классифицируются по различным признакам, таким как язык, этническая принадлежность, религия, культура и территориальное распределение.

Как развивалась этногеография на протяжении истории?

Этногеография развивалась в течение истории, начиная с использования термина "этнология" в XIX веке и перехода к изучению человеческих культур и взаимодействия с окружающей средой.

Какие источники можно использовать при изучении этногеографии?

При изучении этногеографии можно использовать различные источники, включая устные истории, археологические находки, карты, архивные документы и статистические данные.

Что такое этногеография?

Этногеография - это наука, изучающая пространственное распределение этнических групп на Земле.

Чем отличается этногеография от этнологии?

Этногеография и этнология - это две разные науки. Этногеография изучает географическое распределение этнических групп, тогда как этнология занимается изучением культурных особенностей этнических групп.

Какие инструменты использует этнография?

Этнография использует различные инструменты для сбора данных, такие как наблюдение, интервью, анкетирование, анализ документов и архивных материалов.

Какие были основные этапы развития этногеографии?

Процесс развития этногеографии можно разделить на несколько этапов: появление этнических карт, исследование этносостава населения, изучение этнических процессов и миграций, анализ культурных особенностей этнических групп.

Какие народы входят в классификацию народов мира?

Классификация народов мира включает более 5 тысяч этнических групп. Некоторые из них: кочевые народы Сибири, индейцы Северной Америки, австралийские аборигены, папуасы Новой Гвинеи и многие другие.