Революционная традиция в России XIX в.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.03.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

Введение
Глава 1. Декабристы – первые революционеры России
Глава 2. Формирование революционного мировоззрения (1830-1840-е годы)
Глава 3. Народничество
3.1. Революционное движение 60-х годов
3.2. «Хождение в народ». Переход к террору
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

И, наконец, П.Н. Ткачев, идеолог заговорщического направления, не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Считая, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, он был уверен, что захват власти и переход к социалистическим преобразованиям возможен при участии небольшой группы подготовленных революционеров.
Несмотря на идейные разногласия вождей, в 1874 году народники начали массовое «хождение в народ», беспримерное для того времени по масштабам движения и энтузиазму его участников. Оно охватило больше пятидесяти губерний, от Крайнего Севера до Закавказья и от Прибалтики до Сибири. В народ пошли одновременно все революционные силы страны - примерно более двух тысяч активных деятелей (в основном, молодежь), которым помогало около пяти тысяч сочувствующих. Почти все они верили в революционную восприимчивость крестьян и в скорое восстание: лавристы ждали его через два-три года, а бакунисты – «по весне» или «по осени». Однако «хождение в народ» потерпело провал: крестьяне оказались невосприимчивы к призывам народников, затем последовали массовые аресты и движение было разгромлено. Революционерам, убедившимся в том, что между ними и нордом лежит непреодолимая пропасть, оставалось надеяться только на свои силы.
Осенью 1876 года народники создали централизованную организацию всероссийского значения «Земля и воля» (в память о «Земле и воле» начала 60-х годов). Видными участниками ее стали С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и другие. Организация была призвана решить первейшие насущные задачи движения, к которым относились обеспечение надежной координации революционных сил, защита их от правительственных репрессий и принципиально изменение характера пропаганды. Теперь было решено поднимать крестьянство на борьбу не под непонятным ему знаменем социализма, а под лозунгами, исходившими из самой крестьянской среды, прежде всего – «земли и воли», всей земли и полной воли. Но и эта попытка окончилась неудачей и вновь привела к массовым репрессиям, после чего народниками был сделан очевидный вывод: необходимо сосредоточиться на борьбе с правительством, то есть на политической борьбе.
Объективно революционная борьба всегда носила политический характер, поскольку была направлена против существовавшего строя, но до сих пор, сосредоточившись на социальной пропаганде среди крестьян, народничество шло как бы мимо правительства. Сделав правительство своей главной мишенью, деятельность «Земли и воли» приобрела острое политическое звучание, включив в свою сферу террористические акты против властей.
В 1878 году обозначился первый кризис народничества, в результате чего «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел», члены которого продолжили просветительскую и агитационную работу среди крестьян, и «Народная воля», взявшую на вооружение террористическую борьбу.
Большая часть народников перешла в «Народную волю», численность и мощь которой непрерывно росли; она стала самой крупной, сильной и авторитетной из всех русских революционных организаций XIX века, первой в России политической партией. Ее руководящим центром был ее Исполнительный комитет («Великий ИК»), включавший 36 человек, среди которых выделялись А.И. Желябов, А.Д. Михайлов и С.Л. Перовская, а также Н.Е. Суханов, о котором В. Фигнер говорила: «Счастлива та партия, к которой пристают Сухановы!»
Народовольцы выдвигали на первый план тактику террора, так как именно он считался прелюдией и ускорителем народной революции. С его помощью народовольцы стремились одновременно решить две задачи: во-первых, возбудить революционное настроение в массах и, во-вторых, дезорганизовать правительство, чтобы затем поднять революционно настроенные массы на восстание. Для работы в среде интеллигенции и рабочих были созданы Студенческая и Рабочая организации, а для привлечения вооруженных сил – Военная организация.
26 августа 1879 года ИК вынес смертный приговор Александру II, и после нескольких неудачных покушений 1 марта 1881 император был убит. После этого начались массовые аресты, завершившиеся серией судебных процессов («Процесс двадцати», «Процесс семнадцати», «Процесс четырнадцати» и др.). Казнь членов ИК «Народной воли» была довершена разгромом ее организаций на местах. «Черный передел» ненадолго пережил «Народную волю», после ареста большей части его участников оставшиеся на свободе (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и Я.В. Стефанович) эмигрировали в Швейцарию. Всего с 1881 по 1884 было репрессировано около десяти тысяч человек. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса. Во второй половине 90-х годов небольшие народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров (1900), другие – в «Союз эсеров» (1901). В 1902 году была создана партия социалистов-революционеров, идеологией которой было народничество.


Заключение

В последнее десятилетие XIX века в России продолжали действовать народовольческие и идейно близкие к ним организации, однако идеология народничества уже не оказывала прежнего влияния на передовую общественную мысль.
В конце декабря 1886 в Петербурге возникла террористическая фракция партии «Народная воля» (среди участников которой был и старший брат В.И. Ленина А.И. Ульянов). В отличие от народников, отстаивавших концепцию перехода России к социализму на основе деревенской общины и отводивших главную роль в этом процессе крестьянству, в новой организации признавали факт существования капитализма в России и ориентировались в первую очередь на рабочих, как на «ядро социалистической партии».
Среди революционной молодежи растет популярность марксизма – нового течения общественной мысли с его учением о классовой борьбе, возникают первые марксистские организации. Повышение роли рабочего класса в экономической и политической жизни страны, рост сознательности рабочих и усиление стачечной борьбы вызывают пристальный интерес к пролетариату со стороны передовой интеллигенции, ясно ощущавшей крах народнических теорий. Формируются новые политические идеологии, нашедшие отражение в программных и тактических установках. Впоследствии они лягут в основу русской социал-демократической (или большевистской) доктрины, взятой на вооружение радикальными революционными партиями.
Таким образом, к концу XIX века русское революционное движение, пройдя два первых этапа, дворянский и разночинный, перешло к третьему – пролетарскому, окончившемуся революцией 1917 года.
Список литературы:

История России IX-XX вв.: Учеб. пособие/ Под ред. Н.П. Ионичева. М.: ИНФРА-М, 2003.
Троицкий Н. Россия в XIX веке: Курс лекций. [электронный ресурс] URL: http://scepsis.ru/library/id_1421.html
Общественная мысль России XVIII-нач. XX века: Энциклопедия. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005.
Статьи: Восстание декабристов, Герцен Александр Иванович, Белинский Виссарион Григорьевич, Петрашевцы, Народничество/ Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
[электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
Зырянов П. Н. История России XIX век. М.: Просвещение, 1999.

Термин «декабрист» (в память 14 декабря 1825 года) появился в среде самих декабристов после разгрома восстания, а в русском обществе - на рубеже 30-40-х годов XIX века. Впервые документально он засвидетельствован в дневнике А. И. Герцена 26 марта 1842 года. [2]
Восстание декабристов: Материалы и документы. М.; Л., 1927. Т. 4. С. 105. [2]
В 1821 году Союз благоденствия был формально распущен. Это было сделано с целью удаления из него ненадежных членов и создания новой, более конспиративной организации.
Разночинцы - юридически неоформленная категория населения России XIX века: выходцы из разных сословий, получившие образование.
Письмо было написано в Зальцбрунне (Силезия), где Белинский, уже безнадежно больной, лечился от чахотки. Там он получил письмо от Гоголя, обиженного на то, как Белинский резко осудил в своей рецензии его книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский ответил Гоголю письмом, еще более резким, чем рецензия.
Главным образом за оглашение письма в кругу петрашевцев Ф.М. Достоевский был приговорен к смертной казни.
Одной из главных причин роспуска «Земли и воли» стал арест революционных лидеров Н.Г. Чернышевского, Н.А. Серно-Соловьевича и Д.И. Писарева.
24 января 1878 года В. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова (генерал-адъютанта и личного друга Александра II) и тяжело ранила его за то, что по его приказанию был подвергнут телесному наказанию народник А.С. Емельянов. 4 августа того же года С. Кравчинский перед царским Михайловским дворцом в Петербурге заколол шефа жандармов Н.В. Мезенцова, персонально ответственного за массовые репрессии против народников. Засулич была схвачена на месте покушения, предана суду и оправдана, Кравчинский скрылся.












15

Список литературы:

1.История России IX-XX вв.: Учеб. пособие/ Под ред. Н.П. Ионичева. М.: ИНФРА-М, 2003.
2.Троицкий Н. Россия в XIX веке: Курс лекций. [электронный ресурс] URL: http://scepsis.ru/library/id_1421.html
3.Общественная мысль России XVIII-нач. XX века: Энциклопедия. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005.
4.Статьи: Восстание декабристов, Герцен Александр Иванович, Белинский Виссарион Григорьевич, Петрашевцы, Народничество/ Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
[электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
5.Зырянов П. Н. История России XIX век. М.: Просвещение, 1999.

Вопрос-ответ:

Кто были декабристы и почему их называют первыми революционерами России?

Декабристы были участниками восстания, которое произошло в декабре 1825 года и было направлено против авторитарного правления Николая I. Их называют первыми революционерами России, потому что они впервые организовали и попытались осуществить политическое противостояние и изменить политический строй страны.

Как формировалось революционное мировоззрение в России в 1830-1840-е годы?

Революционное мировоззрение в России в 1830-1840-е годы формировалось под влиянием западных идей, таких как либерализм, социализм и национализм. Молодые интеллектуалы, сталкиваясь с проблемой социальной несправедливости и политического угнетения, начали искать альтернативные идеологии и впитывали новые идеи, которые впоследствии привели к формированию революционного мировоззрения.

Что такое народничество и в чем заключалась его роль в революционном движении 60-х годов?

Народничество было революционным движением, которое стремилось к социальной и политической трансформации России путем прямого контакта и организации среди народа. Его участники проводили агитационную работу среди крестьян и рабочих, демонстрируя им необходимость борьбы за свои права. Роль народничества в революционном движении 60-х годов заключалась в пробуждении революционного сознания у широких слоев населения и формировании основ революционного движения.

Каким образом П.Н. Ткачев вносил свой вклад в революционное движение России?

П.Н. Ткачев был идеологом заговорщического направления и не верил в возможность осуществления революции силами народа. Он возлагал свои надежды на революционное меньшинство и считал, что самодержавие не имеет классовой поддержки. В своих работах Ткачев разрабатывал теорию становления революционной элиты, которая должна будет свергнуть авторитарный режим и установить новый порядок.

Кто были декабристы?

Декабристы были российскими дворянами и офицерами, которые участвовали в попытке свержения самодержавия и установления конституционной монархии в России в декабре 1825 года.

Как формировалось революционное мировоззрение в России в 1830-1840 годах?

Революционное мировоззрение формировалось под влиянием западноевропейских идей и опыта других революционных движений. Большое влияние на мировоззрение русских революционеров оказывали идеи социализма, коммунизма, анархизма.

Что такое народничество?

Народничество было одним из революционных движений в России в 60-х годах XIX века. Основными идеями народничества были вера в революцию силами народа, отказ от использования насилия и терроризма, стремление к прямому общению с народом и помощи ему в решении его проблем.

Что такое "ходжение в народ"?

"Хождение в народ" было стратегией революционного движения в России в конце XIX - начале XX века. Ее идея заключалась в том, чтобы революционеры покинули города и отправились на село, чтобы сблизиться с народом, изучить его нужды и проблемы, и помочь ему в борьбе за свои права.

Кто был идеологом заговорщического направления в революционном движении?

Идеологом заговорщического направления был П. Н. Ткачев. Он не верил в возможность осуществления революции силами народа и полагал свои надежды на революционную меньшинство. Он считал, что самодержавие не имеет классовой поддержки и может быть свержено силами революционного элитарного "миноритета".

Кто были декабристы и почему их называют первыми революционерами России?

Декабристы были членами организации "Союз благоденствия" и состояли в основном из высшей аристократии, которая была недовольна правлением Николая I. Они провели восстание 14 декабря 1825 года, однако были быстро подавлены властями. Декабристы считаются первыми революционерами России, так как они выступили против авторитарного правительства и стремились к политическим изменениям в стране.

Как формировалось революционное мировоззрение в России в 1830-1840-е годы?

В 1830-1840-е годы в России формировалось революционное мировоззрение под влиянием западных идей и событий, таких как Французская революция и европейские революционные движения. Молодые интеллектуалы и студенты начали обращаться к социалистическим идеям и искать способы улучшить положение народа. Они обсуждали проблемы социальной справедливости, экономической неравенства и политического репрессивного правления. Это время стало отправной точкой для развития революционного мышления в России.